какой метод обучения грамматике принят в современной методике
Статья «Современные методы в обучении грамматики иностранного языка»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 262
Красносельского района Санкт-Петербурга
Тема работы: «Грамматика в обучении иностранным языкам»
Выполнила учитель французского языка Сидько Е. В.
2012-2013 учебный год
Грамматика в обучении иностранным языкам
1) языковая (лингвистическая) – это знание морфологии, синтаксиса, словообразования;
2) речевая – это навыки и умения правильно строить речь по грамматическим моделям;
3) коммуникативная – это умение общаться в разнообразных ситуациях.
Положение о языковой компетенции учащихся ясно показывает, какую роль в процессе обучения иностранному языку играет грамматика: она является базой, основой всего процесса обучения. Но главная цель обучения – свободное общение на языке. Поэтому при работе над грамматикой следует развивать все виды речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.
Использование компьютерных программ и мультимедийных технологий для младших школьников, которые тоже позволят усвоить грамматику, лексику, поучаствовать в диалоге, и создать речевую ситуацию. А также Интернет ресурсы. Зарядка под клип и детскую песенку будут способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка.
сложные задания, которые призваны выработать навык и закрепить полученную информацию. Этот метод дает неплохие результаты, но работа с грамматическим материалом не вызывает у них энтузиазма. Этот вид деятельности при традиционном подходе требует большего внимания и понимания в связи со сложностью подачи грамматического материала. При его объяснении учитель представляет правило, сопровождая его комментариями и примерами. Затем, изложенный материал фиксируют в грамматической тетради, а учащимся предлагается выучить его наизусть. При традиционном обучении предлагается механическое зазубривание множества правил и исключений. Даже если учащийся выучит правила, ему надо каждый раз вспоминать нужное, в данный момент, выполняя задания.
«Poésies et chansons». Для закрепления форм и значений conditionnel дети могут работать над проектом «Грамматика в песнях» в которых употребляется это наклонение. Например, песня из репертуара Джо Дассена «Si tu n’existais pas»
Эффективное обучение грамматике: что работает, а что — нет
Все преподаватели согласятся с тем, что ученики куда лучше пишут и используют язык в целом, когда хорошо разбираются в грамматике. Чтобы грамотно писать и эффективно общаться на английском в повседневной жизни на работе, учащиеся должны использовать грамматику правильно. И да, это определяет весь успех. Но каковы лучшие методы обучения грамматике, которая обычно считается очень скучной (и для многих, увы, она не только скучная, но еще и очень сложная)?
Педагоги расходятся во мнениях относительно того, какие методы обучения грамматике эффективны. Некоторые учителя начинают свои занятия английского со стандартных упражнений по грамматике из множества учебников типа Мерфи. Другие отдают предпочтение тестам multiple choice. Некоторые уделяют уйму времени правильной пунктуации и составлению предложений. Но… что же эффективно, а что не очень?
Что показывают исследования?
Исследования показывают, что изучение такой грамматики в отрыве от чтения и письма не дает должных результатов. Заявление от 1991 г. преподавателей, исследователей и авторов Джорджа Хиллокса и Майкла Смита часто используется для подтверждения мнения о том, что преподавание грамматики на занятиях, посвященных исключительно грамматике, является пустой тратой времени. В своей книге «Grammar and Usage» они говорят: «Исследования, проводившиеся в течение почти 90 лет, неизменно показывают, что преподавание школьной грамматики практически не влияет на учащихся».
Некоторые методы обучения грамматике работают лучше, чем другие. Педагоги специально определили некоторые концепции и методы обучения, которые работают и которые не работают.
Что НЕ работает при обучении грамматике?
А что работает при обучении грамматике?
Педагог и автор по преподаванию английского языка Рей Р. Ногучи говорит: «Нам нужно учить не столько “правилам грамматики”, сколько принципам письма». Исследования подтверждают его теорию, и следующие принципы оказались более эффективными, чем обучение грамматике как отдельному предмету.
Чтение и письмо. Письмо и чтение
Лучший совет по обучении грамматике заключается в чтении и письме. Кроме того, педагог должен читать вслух ученикам любых возрастов. Когда ученики слышат и видят то, что является правильным, они включают это в свои собственные сочинения. Это означает, что учителя должны предоставлять учащимся широкие возможности для чтения и письма в классе и на онлайн-занятиях.
Помните о том, что сам процесс письма учит грамматике. По мере того как учащиеся корректируют и редактируют свои собственные тексты, они узнают о правильном использовании грамматики.
Студенты должны самостоятельно оценивать свою работу
Студенты должны изучать грамматику, тщательно исследуя собственное письмо и выявляя ошибки. Им нужна возможность читать свою работу вслух. Как вариант, студенты могут читать друг другу или читать свои работы тихо, но вслух, чтобы была возможность услышать и распознать свои собственные ошибки.
Студенты должны составлять и комбинировать предложения осмысленно
Упражнения на так называемое “объединение предложений” эффективны при обучении их структуры. Они учат студентов таким принципам, как параллелизм и разнообразие. Учащиеся узнают, как значение предложения может измениться, просто по способу его составления.
Мини-уроки могут быть очень даже эффективны. Мини-урок о том, как расстановка запятых может изменить смысл всего текста, впечатляет студентов гораздо больше, чем запоминание скучных правил о запятых. Известное письмо « Дорогой Джон » является идеальным познавательным примером. В зависимости от того, где поставлены запятые, автор письма либо заявляет о своей бессмертной любви к Джону, либо говорит ему, как сильно она его ненавидит.
Литература по грамматике
Используйте литературу для обучения грамматике в контексте письма. Студенты могут проанализировать структуру предложений авторов и узнать, как использование тех или иных слов, знаков препинания и структуры предложений влияет на слог автора и его работу в целом. Студенты также могут скопировать стиль автора, которым они восхищаются, и улучшить свое письмо.
Хотите эффективно обучать грамматике и чаще наблюдать успех ваших студентов? Тогда обязательно интегрируйте грамматику в реальный процесс письма. Не забывайте, что одни лишь тесты и упражнения из книжек не будут так эффективны.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
1.Место грамматики в изучении иностранных языков.
В наши дни общество предъявляет системе образования в области обучения
иностранным языкам социальный заказ. Каков же он? Ответ на этот вопрос
необходим, потому что плоды нашего «иноязычного просвещения» весьма незрелы и горьки, а цель играет основополагающую роль. Иностранный язык объективно является общественной ценностью, поэтому его включение в программу средней школы есть социальный заказ общества. Социальным заказом общества в основном определялась цель обучения.
Новая программа общеобразовательных учреждений по иностранным языкам определила основную цель обучения иностранным языкам в средней школе как развитие личности школьника, которая способна выступать в роли субъекта в межкультурной коммуникации на изучаемом языке. Иными словами, учитель призван сформировать у учащихся способность участвовать в непосредственном и опосредованном диалоге культур. Это возможно при условии прочного овладения учащимися иноязычными языковыми средствами, важное место среди которых принадлежит грамматике.
Грамматика является одним из аспектов изучения иностранных языков.
Обучение грамматическому оформлению речевого высказывания является одним из необходимых условий практического овладения иностранным языком в школе.
В обучении иноязычному говорению грамматика
занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика.
По определению доктора филологических наук, профессора В.Г. Гака, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания. Умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания в зависимости от того, что вы хотите сказать в данный момент, является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении. Недостаточный уровень грамматических навыков становится непреодолимым барьером на пути формирования не только языковой, но и речевой и социокультурной компетенции. При помощи набора лексических единиц нельзя точно передать мысль, поскольку лексические единицы лишь называют предмет или явления. Отношения же между ними отражаются в грамматических значениях. Грамматике принадлежит организующая роль. Грамматически выражаются отношения между подлежащим и сказуемым (субъектом и предикатом), определяемым и определяющим действием и объектом, временные, пространственные, причинные связи явлений, отношения говорящего к высказываемой мысли и собеседнику. При помощи грамматических структур становится возможным передать тончайшие нюансы мысли.
Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также
распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством
формирования грамматических навыков.
Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются
грамматическими терминами и правилами и бесконечным числом исключений.
Результаты нашего анализа выявили необходимость в обучающих упражнениях,
направленных на коммуникацию. Часто в школах преподавание грамматики
ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными
упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической
пользе того, что он делает. Большое количество терминов затрудняет обучение.
Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным, познавательным, чем, например, обучение лексике.
Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны
овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в
устной и письменной формах. Т.е. овладение всеми формами общения и всеми
речевыми функциями для того, чтобы владение иноязычной культурой было
средством: межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания
Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками.
Однако трудность в решении этой задачи состоит в том, что для большинства
учащихся иностранный язык является ценностью потенциальной, а не реальной.
Это противоречие должен снять учитель, который служит посредником между обществом и учеником. Чтобы соответствовать такой роли, учителю необходимо глубоко осознать социальное содержание предмета «иностранный язык», проникнуться чувством гордости за свой предмет.
В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает гораздо большими возможностями, чем другие предметы школьного цикла.
Сегодня иностранный язык может способствовать повышению культуры общения людей. В процессе обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым этикетом, учатся решать различные коммуникативные задачи, овладевают стратегией и техникой диалогического и группового общения, учатся быть речевыми партнерами.
Иностранный язык способствует расширению не только филологического, но и
общего кругозора учащихся. При изучении иностранного языка учащиеся
овладевают не только новыми средствами общения, но и узнают культурные
ценности страны изучаемого языка: ее историю, географию, науку, литературу,
3. Использование символов в обучении грамматике
В методике преподавания иностранных языков символы широко используются в обучении грамматике. Символическое изображение слов и даже словосочетаний способствует быстрому и прочному запоминанию изучаемого материала. Функциональное значение символа в обучении грамматике и формировании грамматических навыков заключается в том, что он выступает средством концентрации воспринимаемого материала.
В целях планирования высказывания для выражения коммуникативного намерения говорящего часто используются персонифицированные и художественные символы. Их целесообразно использовать, так как они имеют личностную окраску эмоциями говорящего.
Для закрепления глаголов или иных грамматических структур уместно использовать динамические наглядные пособия типа логарифмической линейки. На линейке и движках нанесены символы смысловых глаголов, существительных, прилагательных и т.д., которые можно менять или группировать в зависимости от прохождения определенных грамматических конструкций. Данное пособие позволяет показать изменение конструкции повествовательного предложения в конструкцию вопросительного.
4.Игры в обучении грамматике.
Упражнения игрового характера приближают процесс активизации грамматического материала к условиям реального общения.
Цель: тренировать и закреплять грамматический материал для выработки автоматизмов.
1. Повторите предложение несколько раз, произнося его каждый раз все тише и тише. (Игра Эхо ».)
2. Повторите предложение и сделайте хлопок (шаг) на каждое слово.
3. Передайте фразу (несколько фриз) по секрету. ( « Секрет » передается по цепочке, я парах, и небольших группах.)
4. Расскажите товарищам о том, что вы услышали, не рассказывая о том, где вы были.
5. Прослушайте сообщение и средствами пантомимы покажите, что вы поняли.
6. Угадайте, что (кто), что? (Указываются признаки.)
7. Проверьте, внимательны ли вы. Скажите, какие предметы окружают вас, сколько их, где они расположены. (Игра « Ищем наблюдательных ».)
8. Поправьте собеседника, который комментирует свои действия или какие-то события и все путает. (Игра « Человек рассеянный ».)
9. Определите правдивость или ложность утверждения. (Игра « Правда неправда ».)
10. Назовите формы 5-6 неправильных глаголов (2-3 пословицы. 8-10 новых слов, 2-3 формулы речевого этикета). Правильное выполнение падания будет служить вам входным билетом на выставку (в музей, театр). (Игра « Входной билет ».)
11. Составьте коллективный рассказ, при этом повторите предшествующие фразы и добавьте свою. (Игра Снежный ком ».)
19. Подвергните высказывания собеседника сомнению. (Игра « Я Фома Неверующий ».)
20. Найдите и исправьте ошибки в тексте. (Игра « Корректор ».)
Приём “Brain-storming”. Цель: формирование лексико-грамматического навыка. Например: учитель предлагает учащимся тему на доске, а учащиеся подбирают слова, предложения в зависимости от ситуации.
Приём “ Go-merry-round”. Цель: формирование лексико-грамматического материала, автоматизация речевого материала. Учитель предлагает учащимся образовать два круга, друг против друга, создается ситуация и предлагается коммуникативная задача, двигаясь по кругу учащиеся задают вопросы.
Приём “ Information gap activities”. Цель: формирование лексико-грамматических навыков. Он основан на правильном распределении информации. Например учащимся предлагается заполнить таблицу(темы: предлоги, there is,are).
Приём “Story-telling”. Цель: тренировка грамматического материала на основе рассказа. Например, при работе с текстом : “A funny pig » учитель может тренировать грамматический навык по теме: настоящее длительное и простое прошедшее время.
5.Виды грамматических упражнений
В нынешнем веке роль грамматики в обучении иностранному языку значительно менялась. В текущем столетии имели место тенденции к полной или почти полной ликвидации грамматики из всех УМК. Несмотря на это к настоящему моменту ведущие методисты-современники придают очень большое значение роли грамматики в обучении иностранному языку. Существует ряд грамматических упражнений, способствующие формированию основных грамматических навыков для последующего активного и грамматически правильного общения.
Упражнение – вид учебной деятельности учащихся, ставящий их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях. Выполнение упражнений постоянно ставит учащихся в условия поиска решения проблемы иногда высокой сложности.
Необходимым условием являются:
Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.
Можно написать стихотворение на доске, поработать с ним, а затем попросить ребят выучить его наизусть. Но будет гораздо интереснее, если учитель организует соревнование. Для этого стихотворение оно воспринимается учащимися только на слух) сначала анализируется только с точки зрения языковой формы (демонстрируются яркие картинки, отражающие его содержание), потом класс повторяет (за учителем) стихотворение несколько раз, а затем используется принцип эстафетной палочки, (вместо палочки можно взять игрушку, мячик и т. п. ) Учитель вручает ее ученику, и тот читает стихотворение наизусть, затем передает эстафету товарищу.
Атмосфера соревнования активизирует память детей.
1. Дети любят путешествовать, поэтому можно помечтать о поездке в Лондон и
заодно повторить выражение to be going to. Один из учеников спрашивает : When are we going to visit London?
В результате, с помощью данной игры отрабатывается грамматический оборот, повторяются дни недели и числительные.
Чтобы ученики лучше усвоили предлоги, а также новую лексику, учитель может провести своеобразную зарядку, давая команды отдельным ученикам, группе учеников или всему классу: встать перед дверью, перед доской, возле окна, в углу, за занавеской, между шкафом и окном, положить руки на голову, за спину, на парту и т. д. Роль ведущего могут выполнять и ученики.
3.Следующая игра, которая помогает детям при изучении трех форм неправильных ( а также правильных ) глаголов. Готовим такие карточки. На одной стороне
(назовем ее лицевой) пишем 3 формы глагола, например: ring, rang, rung. На обратной стороне карточки записываем эти же формы, только переставляем буквы, например: rngi, arng, ngur. Учитель показывает классу обратную сторону карточки., у ученики пытаются отгадать эти три формы глагола. После того как задание выполнено, учитель переворачивает карточки лицевой стороной, у ученики хором произносят три формы глагола. Учащиеся охотно играют в эту игру и отгадывают самые сложные варианты.
4.При изучении притяжательного падежа существительных проводятся различные конкурсы, например конкурс причесок. Для этого ребята приносят в класс куклы. У каждой куклы есть имя, оно пишется на карточке и прикрепляется к ее одежде. Затем каждый ученик должен оценить стрижку или прическу куклы М, написать свое мнение на листочке в такой форме: I like Anya’s hair-cut. Кукла, получившая наибольшее количество карточек, награждаетя призом.
5.Можно провести конкурс рисунков и немного усложнить задачу. Каждый ученик должени написать, какой рисунок ему больше всего нравится и почему. Например : I like Lena’s picture best of all. It’s very funny. Или I like Katya’s picture best of all. It’s so beautiful.
Правильно составленное придаточное предложение приносит команде балл.
6.Изучение грамматики с помощью пословиц и поговорок.
Вряд ли можно построить обучение грамматике полностью на материале пословиц и поговорок, но представляется целесообразным их использование для иллюстрации грамматических явлений и закрепления их в речи.
Можно использовать пословицы и поговорки при изучении неправильных глаголов английского языка. Сюда можно отнести такие пословицы :
What is done can’t be undone.
One link broken, the whole chain is broken.
If one с law is caught, the bird is lost.
Ill gotten, ill spent.
Практика показывает, что процесс освоения степеней сравнения прилагательных не представляет сложности, если материал предлагается по возможности в виде пословиц и поговорок. Например :
Better late than never.
The best fish swim in the bottom.
The least said, the soonest mended.
Также можно использовать пословицы и поговорки при изучении модальных глаголов:
Never put off till tomorrow what you can do today.
You can’t eat your cake and have it;
An apple a day keeps a doctor away.
A man can die but once.
A friend in need is a friend indeed.
The devil is not so black as he is painted.
A wise man changes his mind, a fool never will.
7. Контроль сформированности грамматических навыков.
Контроль сформированности грамматических навыков осуществляется в процессе прослушивания устных высказываний, т.е. в самой деятельности (текущий контроль). В соответствии с принципом аппроксимации, не всякое отклонение от нормы следует считать ошибкой, снижающей качество высказывания. Не следует исправлять в процессе высказывания грамматическую ошибку, которая не мешает пониманию речи. Существуют различные способы исправления грамматических ошибок. Выбор способа исправления зависит от многих причин, а именно от того, идет ли речь об исправлении грамматических ошибок в устной речи или на письме, в тренировочных или творческих заданиях, при индивидуальной или фронтальной работе и т.д. Наиболее общие тенденции следующие: 1. Можно сразу исправить неправильный вариант на правильный и убедиться в том, что ученик, допустивший ошибку, повторил или написал правильный вариант. Можно, используя различные способы, лишь привлечь внимание ученика к ошибке (например, подчеркнуть ошибку в письменной работе). Можно попросить ученика самому определить ошибку и исправить или объяснить ее. Можно использовать элемент взаимообучения, привлекая других учеников к определению и исправлению ошибок товарищей. Для контроля можно использовать и специальные упражнения, например, на заполнение пропусков, выбор из ряда форм нужной, на коррекцию, на преобразование одной формы в другую. Правильность и быстрота реакции учащихся при выполнении задания свидетельствует о сформированности грамматических навыков. Большинство упражнений должно носить тестовый характер, поскольку они экономичны по времени, объективны в оценке и имеют массовый характер. Естественным средством контроля сформированности иноязычных грамматических навыков являются ролевые игры. В процессе проведения которых внимание учащихся обычно обращено на само содержание игры, а потому недостаточная сформированность грамматических навыков тут же проявляется. В этом плане ролевые игры выполняют и диагностическую функцию. Соловова Е.Н. дает следующие рекомендации учителям иностранного языка при обучении грамматике: 1. Соблюдать разумный баланс между требованиями к чистоте и беглости речи учеников, не стараться любой ценой исправить все ошибки сразу. Поощрять использование разнообразных грамматических структур, даже если их употребление на первых порах приводит к обилию ошибок. Ошибки – это не только показатель пробелов в знаниях, но и показатель амбиций учеников в изучении ИЯ, их реального прогресса от упрощенных моделей к более сложным, приближенным к уровню независимого пользователя. Развивать у учащихся бережное отношение к языку, стимулировать самостоятельное определение и исправление ошибок. Грамматический навык является неотъемлемой частью любого речевого умения: чтения, аудирования, говорения и письма. Он влияет на эффективность, как понимания чужой, так и построения собственной речи. Непосредственно грамматический навык проверяется в той части экзамена или зачета, которая на английском языке называется « Use of English » и, по сути, состоит из заданий на контроль лексико-грамматических умений в коммуникативные.
Освоение иностранного языка происходит в учебных условиях в чужеродной для него среде. Здесь нет достаточной базы для непроизвольного выявления закономерностей. Поэтому при овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка особое внимание должно быть уделено теории и ее оптимальному сочетанию с речевой практикой, а также соотношению произвольной формы внимания с непроизвольной, т.е. последовательному осуществлению принципа сознательности. Принцип сознательности лежит в основе всех методов, используемых при овладении грамматикой; в рамках каждого метода устанавливается свое соотношение теории с практикой. Применение « чистой » теории без ее подтверждения конкретными фактами функционирования грамматического явления, равно как и « чистая » практика без ее осмысления не приняты при овладении грамматикой в школьном курсе иностранного языка. Под продуктивным грамматическим навыком понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка (Е.И.Пассов). Речевой задачей всегда является коммуникативное намерение что-то сообщить, в чем-то убедить, выразить мнение. Именно выполнению задач служит та или иная грамматическая форма. Поэтому, подчеркивает Е.И. Пассов, и должны быть ассоциативно связаны друг с другом грамматическая форма и речевая задача. Если такая связь имеется, то в процессе продуктивных видов речевой деятельности при возникновении коммуникативной задачи в сознании всплывает адекватная ей и необходимая в этот момент грамматическая форма. Грамматический продуктивный навык должен быть автоматизированным, устойчивым, гибким, « сознательным ». « Сознательность » предполагает, что сначала каждое грамматическое действие выполняется учащимися под контролем сознания, а приобретая все необходимые для навыка качества, совершается без осознания, автоматически. Под рецептивным грамматическим навыком следует понимать способность читающего (слушающего) узнавать грамматические формы изучаемого языка и соотносить с их значением. В.М. Филатов дает следующее определение понятиям « грамматический навык » и « грамматическое умение ». Грамматический навык – это автоматизированное использование грамматического материала в продуктивной и рецептивной речевой деятельности. Грамматическое умение – это гибкие коммуникативные способности учащихся использовать усвоенный грамматический материал при решении более сложных коммуникативных задач в различных видах речевой деятельности.
Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма (Соловова Е.Н.).Но грамматика не является самоцелью, она – одно из важнейших средств овладения языком, неотъемлемый компонент всех видов речевой деятельности. Обучать грамматике иностранного языка – значит формировать специфические для этого языка механизмы, причем так, чтобы у учащихся одновременно складывались определенные грамматические знания, чтобы они были «в рабочем состоянии» (А.А.Леонтьев), т.е. обучать так, чтобы это была грамматика «в голове».
Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного раздела языка как грамматика, прежде всего, необходимо ставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила.
Игры также должны присутствовать на занятиях. Так называемые игровые задания помогают детям расслабиться, и при этом каждое такое задание может иметь четкую цель. При использовании дидактических игр, происходит тренировка грамматических структур и грамматических навыков, что имеет огромное практическое значение.