какой метод тренировки не эффективен для развития быстроты
Быстрота и методы ее развития
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Быстрота и методика ее развития
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Быстрота является комплексным двигательным качеством человека.
Основные формы проявления быстроты человека – время двигательной реакции, время максимально быстрого выполнения одиночного движения, время выполнения движения с максимальной частотой, время выполнения целостного двигательного акта. Выделяют также еще одну форму проявления быстроты («скоростных качеств») – быстрое начало движения.
Быстрота проявляется также в способности преодолевать определенное расстояние в наиболее короткий отрезок времени, а также в импульсивности, резкости одиночных или повторных движений.
-по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;
-по времени преодоления установленного расстояния (например, бега на 20, 30 м);
-по скорости выполнения однократного движения в сложном действии, например отталкивания в прыжках, движения плечевого пояса и руки в метаниях, удара в боксе, начального движения бегуна на короткие дистанции, движений гимнаста и др.
Все проявления быстроты эффективно развиваются при игре в баскетбол. Можно также порекомендовать ручной мяч, настольный теннис, подвижные игры с быстро меняющейся игровой ситуацией и быстрым передвижением.
Развитие такого качества, как быстрота зависит от лабильности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами.
Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнем возрасте. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Как известно, чем меньше внешнее сопротивление движениям, тем они быстрее. Уменьшить вес снаряда, установленный правилами соревнований, нельзя. Также невозможно уменьшить вес тела без вреда для здоровья. Но можно увеличить силу. Возросшая сила позволит спортсмену легче преодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее выполнять движения.
Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те из них, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильно действующим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же относится и к упражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения, выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться часто, но в относительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обусловлена степенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателей вегетативных функций, связанных с ликвидацией кислородного долга.
Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражнений должен обеспечить готовность повторить ту же работу, не снижая быстроты. При длительных интервалах отдыха быстрота движений снижается. Видимо, это объясняется изменением состояния центральной нервной системы, уменьшением возбудимости нервных клеток коры головного мозга, а также снижением температуры тела, повышающейся во время разминки и предыдущей работы. Продолжительность отдыха зависит от вида упражнений, состояния спортсмена, его подготовленности, условий тренировки. Обычно интервал отдыха определяется субъективно по моменту готовности к выполнению упражнения.
Упражнения, требующие значительной быстроты при интенсивности, не достигающей предельной, выполнять лучше чаще. Нагрузка в любом занятии должна быть такой, чтобы к следующему занятию спортсмен полностью отдохнул.
Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения:
-развивающие быстроту ответной реакции;
-способствующие возможно более быстрому выполнению движений;
-облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.
Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этого используются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т.п.
Методы развития быстроты
Выполнять упражнения с околопредельной или максимальной скоростью. Следует выполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстроту отдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течение которой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек.). Интервал отдыха между упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. – 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).
Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п.
Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.
Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.
Особенно рекомендуется последний – соревновательный метод, который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого метода повышается при групповом выполнении упражнений.
Для тренировки быстроты реакции, необходимой нам в самых разнообразных жизненных ситуациях, можно предложить множество упражнений. Например, вы вытягиваете вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, а другой человек держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку таким образом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром вашей ладони (на расстоянии 1-2 см от нее). Затем он неожиданно для вас отпускает линейку, а вы должны как можно быстрее схватить ее (предплечье должно оставаться неподвижным). При этом расстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать вашу быстроту реакции.
Мы рассмотрели пример с так называемой простой реакцией. В жизни же нам приходится проявлять быстроту сложной реакции, когда мы заранее не знаем, как нам придется реагировать на то или иное неожиданное изменение обстановки. Соответственно и тренируется такая быстрота упражнениями, в которых в зависимости от сигнала человеку приходится выбирать ответное действие минимум из двух вариантов. Модель такой ситуации – широко известная игра: один человек выставляет ладони открытыми кверху, а партнер накрывает их своими. Задача первого – быстро ударить любой своей рукой по тыльной стороне любой ладони соперника. У того более сложная задача – уловить, какой из четырех возможных вариантов начал выполнять партнер, и в зависимости от этого успеть отдернуть одну или другую руку. Игра эта отлично тренирует быстроту реакции и быстроту движений рук в том объеме, в каком она проявляется в игровых действиях.
Последнее обстоятельство очень важно иметь в виду. Как мы уже сказали, скорость определенных движений развивается с помощью аналогичных же по структуре движений. А поскольку двигательная деятельность человека чрезвычайно многообразна и ситуации, которые могут потребовать от нас быстроты, практически непредсказуемы, тренировать быстроту отдельных движений с помощью простых упражнений нецелесообразно – слишком много их для этого понадобится. Пожалуй, лишь быстроту разгибателей ног и рук есть смысл тренировать отдельно, ибо важней всего для человека, чтобы именно они обладали этим качеством. Здесь годятся обычные прыжки на носках, а также выпрыгивание вверх из положения приседа и полуприседа. Данные упражнения можно выполнять как в утренней зарядке, так и в отдельной тренировке, но только на «свежую» силу, то есть в начале занятия. Не следует выполнять упражнения, способствующие развитию быстроты, в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их и рекомендую включать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольших объемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое. Для мышц рук выполняются всевозможные метания на дальность теннисного мяча, камешков – желательно одной и другой рукой. В домашних условиях можно использовать такой прием: несколько первых отжиманий в упоре лежа делать с максимальной скоростью. Если более или менее быстрые отжимания не получаются, лучше выполнять их из «облегченного» исходного положения – с повышенной опорой руками.
Упражнения для развития быстроты:
-Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу.
-Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная).
-Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками.
-Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления.
-движения и резкими остановками способствуют развитию быстроты перемещения.
-Имитационные упражнения с акцентированно быстрым выполнением какого-то отдельного движения.
-Быстрые перемещения, характерные для волейбола, баскетбола и др., с последующей имитацией или выполнением технического приема.
-Различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых в разной последовательности.
Начинать развитие быстроты следует с выполнения упражнений равномерным методом, со средней интенсивностью: как только развивается способность контроля за движениями, применять метод переменных и повторно-переменных упражнений; наибольшая скорость (интенсивность) движений на этой стадии – 80-85 % от максимальных возможностей.
В процессе упражнений в циклических видах спорта нагрузку на организм следует регулировать по показателям частоты дыхания и пульса, а также руководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых попыток и сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха между отдельными повторениями должны быть такой длительности, чтобы частота дыхания приближалась к норме и вместе с тем не прошло возбуждение от предыдущего упражнения. Длительность перерыва для отдыха от одного повторения к другому на протяжении одного занятия должна постепенно увеличиваться.
Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты, предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могут применять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкие напряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированных лиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. В старшем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых к организму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожно и ограниченно.
Использование физических упражнений для развития быстроты реакции спортсмена
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическая разработка на тему:
«Использование физических упражнений для развития быстроты реакции спортсмена».
Несмотря на популярность картинга во многих странах и, в частности, в России, многие стороны этого увлекательного вида спорта остаются недостаточно изученными с позиций спортивной науки.
Спортивные достижения юношей-картингистов на соревнованиях являются итогом проведения различных видов спортивной подготовки: теоретической, физической, психологической, технической, сервисной, соревновательной. В процессе традиционной работы со спортсменами значительная часть времени уделяется сервисной и технической подготовке.
Важной составляющей спортивного успеха в картинге является физическая подготовленность юного спортсмена.
Пренебрежительное отношение к ней, недооценка ее приводит к тому, что ряд талантливых юных спортсменов, дойдя до определенного уровня спортивного мастерства останавливается на нем, не выдерживает борьбы с растущими конкурентами. Совершенно очевидно, что без достаточного уровня физической подготовленности и соответствующего состояния здоровья юный картингист не сможет показать высоких спортивных результатов.
Уровень физической подготовленности определяется объемом физической активности спортсмена.
Физическая активность человека в конечном счете направлена на изменение состояния его организма, на приобретение нового уровня физических качеств и способностей.
Физическая подготовка юных картингистов фиксируется на развитии скоростных и скоростно-силовых качеств, на быстроту реакции спортсмена.
При развитии быстроты выделяют пять основных методов:
Сопряженный метод. Например, выполнение ударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения с отягощением и т.п.
Метод круговой тренировки. Подбирают упражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.
Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
Соревновательный метод. Выполнение упражнений с предельной быстротой в условиях соревнования.
Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобы спортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнении скоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторение этого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростные упражнения возможно чаще в форме состязания. В программу занятий должны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, как спринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высоту с предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные и спортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразные специальные подготовительные упражнения.
Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). Их можно разделить на три основные группы.
1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:
а) быстроту реакции;
б) скорость выполнения отдельных движений;
в) улучшение частоты движений;
г) улучшение стартовой скорости;
д) скоростную выносливость;
е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).
2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты быстроты.
3. Упражнения сопряженного воздействия:
а) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).
Для развития быстроты движений используются также физические упражнения, в которых это качество проявляется в наибольшей мере, например бег на короткие дистанции, ряд подвижных и спортивных игр, метание облегченных снарядов, отдельные детали спортивных упражнений, выполняемых в высоком темпе или импульсивно.
По мнению многих специалистов на этапе начальной спортивной специализации большое внимание следует уделять воспитанию быстроты. В этот период подростки отличаются большой двигательной активностью. Они способны совершать более быстрые движения, чем юноши и девушки. Так, большинство исследований показали, что по частоте беговых шагов на коротких отрезках дистанции подростки не уступают взрослым квалифицированным спортсменам. Это свидетельствует о том, что кратковременные упражнения скоростного характера соответствуют особенностям сердечно-сосудистой системы подростков и наиболее близки их моторике. Следовательно, с одной стороны, наличие высоких возрастных темпов развития быстроты как физического качества, с другой стороны, доступность упражнений скоростного характера обусловливает целесообразность систематической работы над развитием быстроты спортивных движений у подростков.
Упражнения для развития быстроты реакции спортсмена включаются в специальную физическую подготовку. Ниже приведены упражнения для развития быстроты картингистов:
Повторное пробегание коротких отрезков (10 – 30 м) из различных исходных положений (лицом, боком и спиной к стартовой линии); сидя, лежа, находясь в положении широкого выпада; медленного бега, подпрыгивания или бега на месте и в разных направлениях.
Бег с изменением направления (до 180).
Бег с изменением скорости: после быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый рывок в том же или другом направлении и т.д.
«Челночный бег» (туда и обратно): 2 х 10 м, 4 х 5 м, 4 х 10 м, 2 х 15 м и т.п.
«Челночный бег», но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно – спиной и т.д.
Бег боком и спиной вперед (на 10 – 20 м) наперегонки.
Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками, стоящими и медленно передвигающимися с помощью партнеров.
Бег с быстрым изменением способа передвижения (например, быстрый переход от обычного бег на бег спиной вперед).
Методика развития быстроты и силы
Содержимое разработки
Санкт-Петербургский государственный институт культуры
Кафедра театрализованных представлений и праздников
Методика развития быстроты и силы
Работу выполнили: Влада Надуткина, Александра Дзюба студентки 3 курса
Методика развития быстроты
Быстрота как двигательное качество – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью .
Основные формы проявления быстроты человека:
Быстрота – это качество, которое весьма многообразно и специфично проявляется в различных физических действиях человека
1. Быстрота двигательной реакции
2. Быстрота движения
Между этими формами нет тесной взаимосвязи: человек может обладать очень быстрой реакцией и в то же время сравнительно медленной скоростью движений. И наоборот
Одной из характеристик быстроты является частота движений
С целью превышения максимальной скорости и частоты движений можно использовать звуковой ритм или соответствующую музыку
Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, естественно, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола.
а) путем измерения скорости движения в ответ на определенный сигнал реакциометрами различной конструкции;
б) по количеству движений за установленное время незагруженной конечностью или туловищем в границах определенной амплитуды;
в) по времени преодоления установленного короткого расстояния (например, бега на 20, 30 м);
г) по скорости выполнения однократного движения в сложном действии, например отталкивания в прыжках, движения плечевого пояса и руки в метаниях, удара в боксе, начального движения бегуна на короткие дистанции, движений гимнаста и др.
Воспитание быстроты движений
аналитическое совершенствование отдельных факторов, обуславливающих максимальную скорость движения
целостное воспитание быстроты в определенном движении
Первый путь – повторное выполнение движения или действия с сознательным и весьма сильным стремлением сделать их с рекордной быстротой.
Другой путь сходен с первым, только стремление более быстро выполнить действие имеет конкретную, предметную цель
Эффективен и третий путь, когда для воспитания способности проявлять волевые усилия, направленные на «мгновенное» движение, применяются время от времени скоростные упражнения в затрудненных условиях и сразу же в обычных условиях.
Развитие такого качества, как быстрота зависит от лабильности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности в суставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническими приемами.
Важное значение для воспитания быстроты и повышения скорости движений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений.
Таким образом, для совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения:
— развивающие быстроту ответной реакции;
— способствующие возможно более быстрому выполнению движений;
— облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения.
Различают пять основных методов развития быстроты:
1. Повторный метод, о котором уже говорилось выше.
2. Сопряженный метод
3. Метод круговой тренировки
5. Соревновательный метод
— Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу.
— Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная).
— Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками.
— Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления
движения и резкими остановками способствуют развитию быстроты перемещения.
— Имитационные упражнения с акцентированно быстрым выполнением какого-то отдельного движения.
— Быстрые перемещения, характерные для волейбола,
баскетбола и др., с последующей имитацией или выполнением технического приема.
Методика развития силы
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
К СОБСТВЕННО МЫШЕЧНЫМ факторам относят:
Суть ЦЕНТРАЛЬНО-НЕРВНЫХ факторов состоит в интенсивности (частоте) эффекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.
От ЛИЧНОСТНО-ПСИХИЧЕСКИХ факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий.
Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ, БИОХИМИЧЕСКИЕ (гормональные) и ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ факторы.
СОБСТВЕННО СИЛОВЫЕ способности проявляются:
2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы).
СОБСТВЕННО СИЛОВЫЕ способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статистическом режимах работы мышц.
Статистическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления:
СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины.
К скоростно-силовым способностям относят:
К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.
СИЛОВАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ, как вид силовых способностей, проявляется в действиях, требующих продолжительного по времени и относительно высокого по уровню мышечного напряжения.
В зависимости от природы сопротивления или отягощения силовые упражнения подразделяются на две основные группы :
-упражнения с внешним сопротивлением
-упражнения с отягощением весом собственного тела.
Методы развития силовых способностей
МЕТОД МАКСИМАЛЬНЫХ УСИЛИЙ предусматривает выполнение заданий, связанных с необходимостью преодоления максимального сопротивления
МЕТОД ПОВТОРНЫХ НЕПРЕДЕЛЬНЫХ УСИЛИЙ. Предусматривает многократное преодоление непредельного внешнего сопротивления до значительного утомления или до «отказа».
МЕТОД ИЗОМЕТРИЧЕСКИХ УСИЛИЙ. Характеризуется выполнением
кратковременных максимальных напряжений, без изменения длины мышц. Продолжительность изометрического напряжения обычно 5-10 с
МЕТОД ИЗОКИНЕТИЧЕСКИХ УСИЛИЙ. Специфика этого метода состоит в том, что при его использовании задается не величина внешнего сопротивления, а постоянная скорость движения.
МЕТОД ДИНАМИЧЕСКИХ УСИЛИЙ. Предусматривает выполнение упражнений с относительно небольшой величиной отягощений 9до 30% от максимума и максимальной скоростью.
«УДАРНЫЙ» МЕТОД. Предусматривает выполнение специальных упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц
МЕТОД КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ.
Обеспечивает комплексное воздействие на различные мышечные группы.
предусматривает воспитание силовых способностей преимущественно в игровой деятельности, где игровые ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма.
Чтобы развить силу нужно следовать таким правилам:
1. Работать над всеми группами мышц. Сильными должны быть не только руки или ноги. Нужно развивать также спину и пресс.
2. Тем, кто занимается боевыми искусствами, будет достаточно упражнений без отягощения, тогда как бодибилдерам нужно работать с весом.
3. Упражнения могут быть как статические, так и динамические.
4. К достижению цели приведут только регулярные тренировки.
5. Нужно постоянно увеличивать нагрузку и следить за техникой выполнения элементов.
10 лучших упражнений для развития силы
Считается, что самые сильные люди — это выдающиеся спортсмены- тяжелоатлеты. Кроме тяжелой атлетики группа силовых видов спорта включает атлетическую гимнастику, силовое троеборье, гиревой спорт и различные национальные виды силовыхмногоборий.
Развитие быстроты происходит в процессе занятий спринтерскими дисциплинами разных видов спорта.
1. В легкой атлетике — это бег на короткие дистанции, т. е. на 100 и 200 м, 100 и 110 м с барьерами. Длинным спринтом считается бег на 400 м.
2. В конькобежном спорте — это бег на дистанции 500 м,
3. в велоспорте — гонки на треке.
Развитие быстроты и силы – основополагающий аспект многих спортивных практик, при этом важно держать гармонию и уделять внимание наработке обеих этих характеристик
4. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта 2-е изд., исправ. и доп./ Ж. К. Холодов, Н.А. Кузнецов, М: АCADEMA, 2003
6. Алипов Д.А. Влияние среднегорья Тянь-Шаня на развитие качеств силы и быстроты у спортсменов. «ТиП ФК», 1965, № 5.
8. Валик Б.В. Развитие скоростно-силовых качеств. В книге: Легкая атлетика для юношей. М., «Физкультура и спорт», 1969 .