какой принцип не входит в деятельностный подход обучения
Деятельностный принцип обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Деятельность – это активность, связанная с определенными преобразованиями в социальной и предметной обстановке, которая окружает ребенка.
Деятельностный принцип обучения основан на деятельностном подходе, суть которого состоит в целенаправленной деятельности ребенка по становлению и развитию своей личности, осознания себя.
Деятельностный принцип обучения ориентирован на личность ребенка, которая выступает в педагогическом процессе как активное творческое начало. В процессе взаимодействия с окружающим миром ребенок учится быть самим собой, осознает и принимает себя как личность, происходит процесс его саморазвития.
Понятие деятельностного принципа обучения
Деятельностный принцип обучения представляет собой методологический базис образования. Данный принцип, в отличие от иных принципов обучения, не представлен совокупностью методов и средств, а является своего рода «философией» образования.
Во главе деятельностного принципа обучения стоит не накопление ребенком определенных знаний и умения, а становление и развитие ребенка как личности.
Таким образом, под деятельностным принципом обучения, понимают такой метод организации учебной деятельности детей, при которой они выступают активными участниками учебного процесса.
Цель деятельностного принципа обучения – воспитание и становление личности ребенка, как члена общества (уметь ставить себе цели и задачи, уметь решать поставленные задачи, быть полноценным членным общества и т.д.).
Сущность деятельностного принципа обучения – комплексное направление всех педагогических методов и средств на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся учебной деятельности, так как только через свою деятельность ребенок имеет возможность полноценно усвоить знания. Реализуемые в процессе обучения способы познания и преобразования, способствуют формированию и совершенствованию личности ребенка.
Готовые работы на аналогичную тему
Принципы деятельностного подхода
Реализация деятельностного подхода обучения обеспечивается рядом дидактических принципов:
Таким образом, реализация деятельностного подхода, основана на ряде принципов, соблюдения и организация которых лежит на педагоге.
Условия реализации деятельностного принципа обучения
В процессе представления учебного материала педагог не должен выступать как транслятор информации, а дети как приемники. Необходимо создавать такие учебные ситуации, которые бы «втягивали» ребенка в обучение, мотивировали его на получение знаний и умений. Педагог не должен предоставлять детям готовые знания, он должен учить их самостоятельно получать знания, размышлять над полученной информацией, работать с учебным материалом в определенной ситуации и т.п.
Учебная деятельность должна быть организована как процесс преобразования. То есть каждый ребенок, получая от педагога знания, должен не просто механически их запоминать, а уметь работать с полученной информацией. Педагог должен учить детей применять теоретические знания, полученные на уроках, в практической деятельности, в повседневной жизни.
Учебная деятельность должна стимулировать ребенка на постоянное движение вперед, на получение новых знаний. При этом получение новых знаний не должно осуществляться только с помощью педагога, ребенок должен уметь самостоятельно находить и осваивать информацию.
Педагог в процессе обучения должен ставить перед детьми учебную задачу, которая будет мотивировать их на получение и усвоение знаний. Постановка задачи не обязательно должна быть в открытой форме, это может быть неоконченная форма чего-либо, которая стимулирует ребенка на поиск, движение вперед.
Деятельность педагога должна быть ориентирована на личность ребенка и его деятельность, именно это является центром педагогического процесса, согласно деятельностного принципа обучения.
Доклад на тему «Основные принципы деятельностного подхода, методы, виды, и приёмы современных педагогических технологий».
Этот доклад пригодится для выступления на заседании методического совета.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Основные принципы деятельностного подхода, методы, виды, и приёмы современных педагогических технологий».»
Основные принципы деятельностного подхода, методы, виды, и приёмы современных педагогических технологий.
учитель русского языка и литературы
Деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова признает, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
Принципы деятельностного подхода
Реализация деятельностного подхода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
В чём же сущность деятельностного подхода?
Деятельностный подход означает, что в центре обучении находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность.
Деятельностный подход применим практически ко всем учебным предметам и предполагает своей целью включение учащихся в учебную деятельность, обучение ее приемам.
Итак, любое усвоение знаний строится на усвоении учеником учебных действий, овладев которыми, ученик смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться (усваивать информацию) главный тезис деятельностного подхода к обучению.
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Деятельностный подход лежит в основе многих педагогических технологий:
Интерактивных методов обучения
Витагенного подхода в преподавании
Интегрированного обучения на основе межпредметных связей;
Закончить работу позволяют следующие проблемные вопросы:
На какие группы можно разделить сказуемые данных предложений и по какому признаку?
Чем различаются сказуемые второй группы?
При изучении темы «Указательные местоимения» в 6 классе дается исследовательское задание классу:
Рассмотрите слова. Что общего во всех этих словах?
Распределите слова на группы (количество групп каждый определяет самостоятельно)
Это, этот, тут, теперь, такой, столько, там, туда, такова, оттуда, та, тогда, так, того.
После того, как ученики распределят слова на группы, заслушиваются варианты ответов и обоснования предложенного распределения. Затем ученикам предлагается вариант учителя и дается задание объяснить предложенное распределение слов на группы (местоимения и наречия):
Подобное задание позволяет ученикам проявить как самостоятельность мышления, высказать свои точки зрения об указательных местоимениях, так и показывает возможные затруднения при изучении данной темы.
Самой популярной педагогической технологией в современном преподавании становится метод проектов с использованием ИКТ, так как он направлен на повышение эффективности урока. На таких занятиях учитель предъявляет школьникам ту или иную проблему для самостоятельного исследования, хорошо зная ее результат, ход решения и те черты творческой деятельности, которые требуются в ходе ее решения. Тем самым построение системы таких проблем позволяет предусматривать деятельность учащихся, постепенно приводящую к формированию необходимых черт творческой личности.
Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии, когда традиционно учитель задаёт вопрос: «Понравился ли вам урок?», «Что вы узнали нового?» Это в прошлом, сейчас же мы используем различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, блоге; свободное высказывание; цветовой индекс; смайлики и т.д. Но надо помнить, что искусственно созданная рефлексия «как апельсин в супе», поэтому если не владеешь этой методикой, лучше закончить урок традиционно. Рефлексия может быть рассредоточена на различных этапах урока, иногда, чтобы не сбивать эмоциональный накал, можно просто поставить многоточие…
Использование системно-деятельностного подхода открывает новые перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся, системе, которая остаётся несовершенной и в современной школе. Поэтому задачей учителя является формирование у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний. С этой целью на уроках использую различные приёмы по формированию самооценки и взаимооценки у детей. По завершении каждого этапа урока предлагаю оценить, как работал класс: работали без ошибок (с ошибками), дружно, быстро (медленно), кто лучше всех работал. Вместо поурочного балла всё чаще применяю словесные оценки самого ученика, других учеников или учителя. При этом используется «выведение» вместе с учениками критерия оценки: «ты ответил правильно, полно, самостоятельно» или «в твоём ответе есть ошибка, я исправляю, дополняю твой ответ». Нередко использую листы самооценки, когда ребёнок сам оценивает свою деятельность в течение всего урока. Так у ребёнка исчезает страх перед неудовлетворительной оценкой, повышается мотивация к учебной деятельности, а в классе постепенно рождается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества.
Деятельностный подход диктует новый подход и к организации домашней работы учащихся. Домашние задания не ограничиваются выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание сам, сочини грамматическую сказку или зарифмуй правило, нарисуй рисунок, составь опорный конспект по теме или кроссворд, создай свой мини-проект и т.д.).
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования и развития младших школьников
Рожкова Надежда Борисовна
Деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования и развития младших школьников
Рожкова Н. Б., учитель начальных классов
Деятельностный подход в обучении как ресурс качественного образования и развития младших школьников
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.
Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.
Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных с интерпретацией данных и проведением исследования.
Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.
Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения, мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач, коммуникативная компетентность и информационная компетентность. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности. Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно-деятельностный подход.
Цель: создание системы работы на основе деятельностного подхода, создающего основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
• изучить новые требования к результатам освоения основных образовательных программ, предъявляемым новым Федеральным Государственным Образовательным стандартом;
• обеспечить достаточную полноту и качество результатов освоения основной образовательной программы и ключевых деятельностных компетенций через введение в учебную деятельность определенных методов и технологий;
• сформировать у обучающихся совокупность универсальных учебных действий, которые способствуют овладению метапредметными умениями, развитию личностных результатов, повышению мотивации.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Реализация технологии деятельностногометода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса –заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.
Принципы деятельности учителя в условиях реализации деятельностного подхода в обучении:
• пересмотр схемы и требований к традиционному уроку;
• изменение психологических условий обучения;
• создание между детьми атмосферы добра, взаимовыручки;
• создание психологической комфортности;
• равенство всех участников учебного процесса;
• не принудительное привлечение детей к деятельности;
• возможность совершения ошибки учащимися в ходе учебного процесса;
• вера в каждого ребенка;
• способствовать речевому развитию;
• максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе.
Реализация деятельностного подхода обучения опирается на следующие методы;
• ролевые \ деловые игры;
• метод решения практических задач;
• коллективная творческая деятельность;
Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.
Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, мы предлагаем ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.
Включение в образовательный процесс ИКТ
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя.
Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности:
• проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме, при этом используется компьютер на рабочем месте учителя, подключенный к проектору;
• подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения. Для этой цели можно использовать компьютер в рабочей зоне класса, в компьютерном классе, в библиотеке школы, домашний компьютер;
• самостоятельная работа учащегося и работа в малых группах на компьютере в рабочей зоне класса. Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
Продуктивность таких уроков очень высока.
Использование метода проектов
В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.
Цель проектной деятельности: понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме.
Деятельностный подходна своих уроках осуществляю через:
• моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;
• использование активных и интерактивных методик;
• участие в проектной и исследовательской деятельности;
• вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Обучающиесявыполняют работу на уроке по следующим направлениям:
• работают с источниками информации;
• решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;
• анализируют современные общественные явления и события;
• осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
• аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению;
• выполняют творческие работы и исследовательские проекты.
На этапе мотивации (самоопределении) к учебной деятельности организую осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности на уроке.
На данном этапе настраиваю детей на работу, проговаривая с ними задачу урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом» и т. п.) Также высказываю добрые пожелания детям, даю моральную поддержку или предлагаю детям подумать,что пригодится для успешной работы на уроке: девиз или эпиграф («С малой удачи начинается большой успех!»).
На этапе актуализации знаний подготавливаю мышление детей к изучению нового материала, воспроизведению учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, указываю ситуации, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний. Включаю проблемный вопрос, мотивирующий изучение новой темы. Одновременно провожу работу над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
На этапе проблемного объяснения нового материала внимание детей обращаю на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, затем формулируется цель и тема урока, организую подводящий диалог, направленный на построение и осмысление нового материала, которое фиксируется вербально, знаками и с помощью схем.
Предлагаю обучающимся систему вопросов и заданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результате обсуждения подвожу итог.
На этапе первичного закрепления мои ученики выполняют тренировочные упражнения с обязательным комментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действия.
При проведении самостоятельной работы с самопроверкой использую индивидуальную форму работы. Ученики самостоятельно выполняют задания на применение изученных свойств, правил, проверяют их в классе пошагово, сравнивая с эталоном, и исправляют допущенные ошибки, определяют их причины, устанавливают способы действий, которые вызывают у них затруднение и им предстоит их доработать. Создаю для каждого ребёнка ситуацию успеха.
При подведении итога урока фиксируем изученное новое знание и его значимость. Организую самооценку учебной деятельности и согласовываю домашнее задание. Подведение итогов урока помогает ребенку осмыслить его собственные достижения и его проблемы.
Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт мне возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.
Деятельностный метод обучения лежит не только в основе учебной деятельности, но и особую роль играет во внеурочной деятельности. На таких занятиях учителя начальных классов как раз и создают условия для самореализации и самоопределения личности ученика, где основным принципом, решающим современные образовательные задачи с учетом запросов будущего, становится принцип деятельности и целостного представления о мире.
Применяя технологию деятельностного метода на уроках и имея положительный результат, мы можем с точностью говорить, что и во внеурочной деятельности нужно продолжение этого подхода, ведь через имеющийся личный опыт ученик проверяет его в действии.Мы знаем на практике: только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик
может точно сказать, чего он хочет, что может, а где ему еще нужно узнать
или сделать для себя новые открытия.
Внеурочная деятельность выигрывает тем, что имеет конкретную практическую направленность, конечный результат деятельности не только ученика, но и учителя. В современных условиях всё больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу и самостоятельно преодолевать трудности.В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание:
• на регуляции социального поведения ребёнка;
• привитие детям аккуратности в обращении с учебными принадлежностями;
• сохранение положительного отношения к школе и учению;
• воспитание здорового образа жизни;
• привлечение учащихся к творческим конкурсам в школе и вне школы;
• освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения жизненных задач.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – на достижение личностных и метапредметных результатов, что определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.
Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание). Этим обеспечивается выполнение социального заказа, отраженного в положениях Закона РФ «Об образовании«
Приоритетным направлением общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения.
Основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. И в этом еще одна отличительная особенность новых стандартов. Реализация этой особенности в образовательном процессе требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности учителя и учащихся.
Системно-деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Последовательная реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по показателям:
• более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
• возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
• существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
• обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников. Анализ успеваемости и качества знаний по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые среди моих учеников, наглядно демонстрируют это утверждение.
У обучающихся формируются основные учебные умения, позволяющие им успешно адаптироваться в основной школе и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.