какой российский православный храм самый большой в мире
Самые крупные православные храмы россии. 2019 г. т
САМЫЕ КРУПНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ РОССИИ. 2019 г. Терный А.
Далее привожу список других самых важных храмов России
28. Екатерининский собор Краснодар
29. Преображенский собор Иваново
30. Александро-Невский собор Ижевск
31. Знаменская церковь Иркутск
32. Троицкий собор Ангарск
33. Вознесенский собор Йошкар-Ола
34. Никольский собор Казань
35. Свято-Троицкий собор Канск
36. Успенский собор Пенза
37. Троицкий собор Калуга
38. Богоявленский собор Кострома
39. Покровский собор Красноярск
40. Свято-Никольский собор Кудымкар
41. Александро-Невский собор Курган
42. Сергиево-Казанский кафедральный собор Курск
43. Христорождественский собор Липецк
44. Троицкий собор Магадан
45. Троицкий собор Майкоп
46. Свято-Успенский кафедральный собор Махачкала
47. Никольский собор Димитровград
48. Богоявленский собор Москва
49. Вознесенский собор Трифона Печенгского Мончегорск
50. Свято-Никольский собор Мурманск
51. Софийский собор Великий Новгород
52. Преображенский собор Новокузнецк
53. Вознесенский собор Новосибирск
54. Преображенский собор Бердск
55. Успенский собор Омск
56. Никольский собор Оренбург
57. Троицкий собор Пермь
58. Александро-Невский собор Петрозаводск
59. Никольский собор Петропавловск-Камчатский
60. Троицкий собор Псков
61. Собор Рождества Пресвятой Богородицы Ростов-на-Дону
62. Вознесенский Войсковой Кафедральный собор Новочеркасск
63. Христорождественский собор Рязань
64. Покровский собор Самара
65. Казанский собор Сызрань
66. Собор Святого Феодора Ушакова Саранск
67. Троицкий собор Саратов
68. Михайло-Архангельский собор Сердобск
69. Свято-Воскресенско-Германовский собор Ульяновск
70. Петропавловский собор Симферополь
71. Успенский собор Смоленск
72. Казанский собор Ставрополь
73. Собор Стефана Пермского Сыктывкар
74. Боголюбский собор Мичуринск
75. Преображенский собор Тамбов
76. Воскресенский собор Тверь
77. Знаменский собор Тюмень
78. Софийско-Успенский собор Тобольск
79. Богоявленский собор Томск
80. Всехсвятский собор Тула
81. Успенский собор Тула
82. Одигитриевский собор Улан-Удэ
83. Собор Рождества Богородицы Уфа
84. Казанский собор Феодосия
85. Преображенский собор Хабаровск
86. Введенский собор Чебоксары
87. Свято-Симеоновский собор Челябинск
88. Казанский собор Чита
89. Свято-Троицкий собор Щигры
90. Казанский собор Элиста
91. Воскресенский собор Южно-Сахалинск
92. Рождественский собор Южно-Сахалинск
93. Преображенский собор Якутск
94. Успенский собор Ростов
95. Успенский собор Ярославль
96. Собор Архангела Михаила Сочи
97. Успенский собор Астрахань
98. Софийский собор Вологда
99. Воскресенский собор Вологда
100. Покровский собор Воронеж
101. Спасская церковь Иркутск
102. Собор Богоявления Иркутск
103. Казанский кафедральный собор Иркутск
104. Крестовоздвиженская церковь Иркутск
105. Серафимовский собор Киров
106. Спасо-Преображенский собор Нижегородского кремля Нижний Новгород
107. Преображенский собор Нижний Новгород
108. Христорождественский собор Челябинск
109. Рождества Пресвятой Богородицы Вологда=
110. Благовещенский собор Воронеж=
111. Спасо-Преображенский собор Выборг=
112. Свято-Успеннский собор Киров=
113. Покровский собор Джанкой=
114. Троицкий собор Екатеринбург=
115. Иоанно-Предтеченский собор Екатеринбург=
116. Никольский собор Ейск=
117. Успенский собор Бийск=
118. Благовещенский собор Биробиджан=
119. Никольский собор Владивосток=
120. Спасо-Преображенский кафедральный собор Владивосток строится
121. Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского монастыря Дзержинский
122. Покровский собор Астрахань=
123. Храм Христа Спасителя Калининград=
124. Собор Петра и Павла Петергоф=
125. Рождественский собор Александров=
126. Покровский собор Барнаул=
127. Троицкий собор Псков
128. Троице-Измайловский собор Санкт-Петербург
129. Спас на Крови Санкт-Петербург
130. Александро-Невский Новоярмарочный собор Нижний Новгород
131. Спасо-Преображенский кафедральный собор Пермь
132. Свято-Духовский собор Петрозаводск
133. Борисоглебский собор Рязань
134. Петропавловский собор Санкт-Петербург
135. Воскресенский собор Санкт-Петербург
136. Владимирский собор Санкт-Петербург
137. Никольский собор Санкт-Петербург
138. Духосошественский собор Саратов
139. Андреевский собор Ставрополь
140. Троицкая церковь Уфа
141. Свято-Сергиевский кафедральный собор Уфа
142. Казанский собор Оренбург
143. Церковь Николы Пенского Ярославль
144. Спасо-Преображенский кафедральный собор Хабаровск
145. Смольный собор Санкт-Петербург
146. Ильинский собор Архангельск
Самые большие православные храмы в мире
В мире есть три православных собора, которые в равной степени могут претендовать на звание «самый большой храм в мире». Один из них самый вместительный — это Цминда Самеба в Тбилиси. Другой — самый большой по габаритам: это собор святого Саввы в сербском Белграде. И наконец, самый высокий собор — это храм Христа Спасителя в Москве.
Самый высокий храм в мире
Храм Христа Спасителя в Москве. Его высота 103 метра — это почти 40-этажный дом. Но архитектор храма Константин Тон создал такие пропорции, что со стороны собор не кажется таким высоким или крупным. Большим? Да. Самым крупным или тем более самым высоким — нет.
Масштабы начинаешь осознавать, когда оказываешься внутри. Размеры центрального алтаря — как приходская церковь. Своды — захватывает дух.
При этом, в отличие от католических соборов, размеры которых также поражают, в храме Христа Спасителя не возникает ощущения, что ты — человек-мелкий (говорят, это особенность латинского стиля — дать человеку ощущение, что он муравей по сравнению с Богом). Ты — часть всего здания, это твой дом. Ощущение, которое так близко именно православном храме…
У этого собора была необычная и трудная история — начать с того, что изначально он должен был быть совершенно другим (совсем совершенно), и стоять не на Волхонке, а Воробьевых Горах. Но это совсем другая история.
Самые высокие православные соборы в мире
Итак, храм Христа Спасителя это самый высокий православный храм в мире — 103 метра.
А вот высота каких еще соборов превышает 90 или 100 метров:
101,5 метра — Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Образец, как раз, «латинской» архитектуры, когда храм это не только храм, но и величественный замок, который то ли «поднимает» тебя в высь, то ли «давит», не понятно…
97,5* — Цминда Самеба, Тбилиси, Грузия. Звездочка стоит, потому что всюду приводятся самые разные данные — вплоть до 86 метров без креста. Это связано и с конструктивной особенностью Собора (часть его на 10 метров уходит под землю), и с тем — считать крест за часть постройки или нет: а он семь с половиной метров…
96,0 — Спасо-Преображенский кафедральный собор в Хабаровске. Построен в 2004-м году. В отличие от храма Христа Спасителя, у него более вытянутые пропорции и поэтому он кажется гораздо выше.
93,7 — Смольный собор, опять Питер и опять пример «латинского» стиля. Как архитектура — безоговорочный шедевр Растрелли: абсолютно совершенная композиция. Но оказавшись внутри, понимаешь, почему так важно ценить и чтить традиции в храмостроении…
Если брать Европу, то там самым высоким православным храмом будет собор Трех святителей в Тимишоаре, Румыния — 83 метра. Вот он: (обратите внимание на отличную от нашей традицию в православной архитектуре — для Восточной Европы она совершенно привычна)
Самый вместительный храм
Цминда Самеба в Тбилиси (Грузия), Троицкой собор, храм Святой Троицы — самый вместительный православный храм в мире. Вообще говоря, некоторые считают его еще и самым высоким — 105 метров. Но это высота вместе с 7,5-метровым крестом, да и то — в лучшем случае, слишком разнятся данные от источника к источнику.
Но один факт неоспорим — это единственный православный собор, который может вместить в себя 15 тысяч человек.
Как и храм Христа Спасителя, собор возводился исключительно на пожертвования: от простых грузин до крупных бизнесменов. Строительство было закончено в 2004 году.
Храм спроектирован с отзвуками традиционного грузинского храмового стиля — как и храм Христа Спасителя с элементами старо-русского стиля.
Собор стоит на возвышенности на берегу реки Куры, виден отовсюду.
Цминда Самеба, как часто это бывает в случае с крупными соборами, включает в себя не только центральный, поражающий воображение, храм, но и девять часовен, которые расположены под землей на глубине более 10 метров (возможно, отсюда такие большие расхождения в высоте здания, и кто-то учитывает еще подземные сооружения).
Самый большой православный храм
Ну а если под величиной храма подразумевать его ширину, помноженную на длину, то самый большой православный храм — это сербский собор во имя святого Саввы в Белграде.
Его длина — 91 метр, ширина — 81 метр (для сравнения: Цминда Самеба — 77 на 65 метров, храм Христа Спасителя — 60 на 60).
Это «долгострой» в самом прямом смысле этого слова. Строительство началось в 1935 году. Потом случилась война, потом — советская власть. Возобновились работы только 1986 год. Насколько нам известно, сейчас почти закончены отделочные работы.
Собор очень приземист по пропорциям. При своих огромных размерах, он на 24 метра ниже храма Христа Спасителя — «всего» 79 метров.
На верхушке четырех-тонного центрального купола (говорят, его поднимали дольше месяца!) — огромный, 12-метровый позолоченный крест, а на других куполах — еще семнадцать крестов. И еще несколько десятков колоколов, самый крупный из которых весит 12 тонн!
Но всё это просто цифры.
Величие любого храма не в метрах — а в собрании христиан. На отпевании патриарха Павла в 2009 году у вокруг собора собралось более миллиона человек.
Каждый большой собор несет в себе две судьбы
Второе, наверное, неизбежно, но надо всегда помнить, чем отличается туризм от паломничества и не становиться подле соборов благосклонными туристами:
Турист смотрит на здания «сверху-вниз»;
а паломник — ощущает себя в доме Отца Небесного.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
«Духовник Поклонской» планирует построить на Урале самый большой в мире христианский храм
Самый большой христианский храм в мире может быть построен на Урале. Как стало известно Znak.com, собор, рассчитанный на одновременное пребывание 37 тыс. человек, рассчитывают воздвигнуть на территории Среднеуральского женского монастыря иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», который окормляет схиигумен Сергий (Николай Романов), считающийся духовником ряда известных в России лиц. В их числе называют экс-прокурора Крыма, депутата Госдумы РФ Наталью Поклонскую, хоккеиста Павла Дацюка, уральского шансонье Александра Новикова.
Вместимость — 37 тыс. человек
О том, что у отца Сергия есть проект на большое количество прихожан, Znak.com рассказал один из уральских бизнесменов, которому схиигумен предложил вложиться в строительство.
Некоторые подробности проекта раскрыла руководитель регионального исполкома ОНФ в Свердловской области Жанна Рябцева, которая, по данным Znak.com, с некоторых пор является прихожанкой отца Сергия. По словам Рябцевой, проект одобрил схиархимандрит Илий (Алексей Ноздрин), который, к слову, считается духовным наставником патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Да благословляет Господь наш Иисус Христос с пречистою Божией Матерью воздвигнуть собор-храм в честь Софии Премудрости», — написал в апреле 2019 года схиархимандрит поверх представленного ему эскизного проекта будущего сооружения.
Планируется, что собор Софии Премудрости Божией будет 77 метров в высоту. Высота центрального купола составит 22 метра при диаметре в 33 метра.
Сооружение, по проекту, должно быть трехъярусным, с двумя храмами: нижним, площадью 11 тыс. квадратных метров и вместимостью в 20 тыс. человек, и верхним — 6,4 тыс. квадратных метров, вместимостью 17 тыс. человек.
«Строительство стилобата должно начаться в 2020 году. Только фундамент будет 100 на 100 метров», — добавила Рябцева.
Сроки окончания строительства она называть не стала: «На все воля Божия». Но подчеркнула, что «это будет настоящая народная стройка». Вопрос о том, кто уже согласился вложить деньги в этот проект, собеседница также оставила без конкретики. Лишь заметила, что «это будут духовные чада отца Сергия».
Со слов Рябцевой, среди прихожан будущего храма будет немало китайцев. «Их интересует история царской семьи, члены которой прошли свой последний земной путь здесь, в Екатеринбурге. У них есть желание проходить обряд крещения, и сейчас они для этого используют другие места. В том числе Дивеевский монастырь, Свято-Троицкую Сергиеву лавру.
Собор Софии Премудрости Божией станет в этом плане своеобразным форпостом и самым большим православным храмом в мире», — отметила наша собеседница.
Китайское финансирование
Еще один свердловский предприниматель, знакомый с отцом Сергием, но пожелавший остаться неназванным, уточнил, что проект будущего собора начали обсуждать еще в 2018 году. Почти полтора года, по его словам, ушло на урегулирование земельного вопроса. Под церковное сооружение используют 3,5 гектара земли бывшего фермерского хозяйства семьи Крековых. Тяжба из-за этого участка между фермерами и верующими длилась с 2002 года. Суды, включая Верховный суд РФ, встали на сторону аграриев. В июне 2019 года Жанне Рябцевой удалось убедить Крековых продать их земли Екатеринбургской епархии. Сумма сделки не афишируется.
Известно лишь, что в ноябре 2018 года тогда еще мэр Среднеуральска Владислав Козлов вел с фермерами переговоры о покупке земли примерно за 1,5 млн рублей. А в начале 2019 года предлагали уже 4 млн рублей. Впрочем, это далеко от рыночной стоимости этого участка, который ранее независимые эксперты оценивали в 240 млн рублей, рассказал источник, знакомый с обстоятельствами сделки.
Судя по всему, переговоры проходили в напряженной обстановке. Во второй половине 2018 года — начале 2019 года Крековы неоднократно обращались с просьбами защитить их от давления к уполномоченному по правам человека в Свердловской области Татьяне Мерзляковой, бизнес-омбудсмену РФ Борису Титову, бывшему главе Совета по правам человека Михаилу Федотову. 31 декабря 2018 года супруга фермера даже отправила телеграмму президенту РФ Владимиру Путину, а после этого, весной 2019 года, лично приехала в приемную администрации президента и оставила там оригиналы правоустанавливающих документов на свою землю.
Сегодня Крековы отказались общаться с корреспондентом Znak.com, попросив не беспокоить их больше по поводу истории сложных взаимоотношений со Среднеуральским женским монастырем и схиигуменом Сергием. Близкий к семье человек уточнил, что «их молчание было одним из условий сделки» по выкупу земель.
Также свердловский предприниматель, знакомый с проектом, рассказал, что софинансировать проект будущего собора Софии Премудрости Божией на территории Среднеуральского женского монастыря, по его информации, будут китайцы.
«Проговаривается, что обряд крещения там будут чуть ли не ежедневно проходить до тысячи граждан КНР. Я воспринимаю все происходящее как элемент их экспансии, подобный тому, как это происходит на Дальнем Востоке и в Казахстане», — заявил собеседник, отвечая на уточняющий вопрос о том, зачем китайцам участвовать в строительстве православного храма на Урале.
В пресс-службе Екатеринбургской епархии обещали уточнить информацию по проекту строительства на Урале христианского суперсобора чуть позже. В пресс-службе РПЦ Znak.com сказали, что «в отдельных церковных кругах» проект гигантского церковного сооружения, возможно, и обсуждается, но широкой дискуссии по этому поводу не было. Руководитель синоидального отдела по взаимоотношению церкви с обществом и СМИ РПЦ Владимир Легойда сказал, что ему известно об этом проекте даже меньше, чем журналисту Znak.com.
В Екатеринбурге самым большим сооружением Русской православной церкви считается Храм на Крови, построенный возле места, где ранее стоял дом инженера Ипатьева. В подвале этого дома в 1918 году был расстрелян последний российский император Николай II Романов вместе с женой, детьми и частью прислуги. Площадь Храма на Крови составляет 3150 квадратных метров, и он рассчитан на одновременное пребывание 1,9 тыс. прихожан. Проект храма святой Екатерины, который был создан для строительства в сквере у Театра драмы, был рассчитан на 2 тыс. прихожан. Храм Христа Спасителя в Москве рассчитан на 10 тыс. прихожан. Самый большой православный храм России, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, вмещает примерно 14 тыс. человек.
Духовник Поклонской раскритиковал закон о домашнем насилии и его авторов
Самым вместительным православным храмом в мире до сих пор считался кафедральный собор Грузинской православной церкви Цминда Самеба, в который одновременно могут войти 15 тыс. человек. А крупнейшей исторической христианской церковью в мире является собор Святого Петра в Ватикане, который рассчитан приблизительно на 15 тыс. человек, а вместе с окружающей площадью — на 60 тыс. прихожан. Для сравнения, одно из самых больших религиозных сооружений в мире — мечеть шейха Зайда в Абу-Даби — вмещает до 40 тыс. верующих, главный ее молитвенный зал рассчитан на 7 тыс. молящихся.
Кто такой отец Сергий
Известно, что духовный настоятель Среднеуральского женского монастыря отец Сергий — бывший милиционер. В прошлом он отбыл 13 лет в тагильской исправительной колонии № 13 «Красная утка», которая предназначена для бывших сотрудников правоохранительных органов. После освобождения какое-то время он был послушником в Верхотурском и Алапаевском монастырях, затем занялся строительством монастырского комплекса в урочище Ганина Яма возле Екатеринбурга, где в 1918 году большевики пытались уничтожить тела убитых ими членов царской семьи. После схиигумен Сергий занимался строительством Среднеуральского женского монастыря иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». Его он также посвятил Романовым.
С этим монастырем долгое время пытались судиться фермеры Крековы. С 1992 года они пользовались землями, которые потом вошли в монастырский оборот, и их крестьянское хозяйство пришло к разорению.
Ранее схиигумен Сергий неоднократно назывался одним из неформальных лидеров движения царебожников, которое ставит расстрел Николая II в один ряд с распятием Христа и, фактически, обожествляет последнего российского императора.
Духовник Поклонской раскритиковал закон о домашнем насилии и его авторов
Храм Христа Спасителя — главный храм России
Приблизительное время чтения: 11 мин.
А знаете ли вы, почему именно храм Христа Спасителя называют главным храмом России? Оказывается, вовсе не потому, что он — самый большой православный храм в нашей стране, хотя он вмещает десять тысяч человек, а это целая армейская дивизия! И даже не потому, что он — самый высокий православный храм в мире: 104 метра! (Низкие облака проплывают на высоте 120 метров — рукой подать!) А потому, что храм Христа Спасителя — главный, кафедральный собор столицы, где совершает богослужение предстоятель Русской Православной Церкви, Патриарх.
У этого храма непростая судьба: его трижды закладывали и дважды строили. Как же так получилось? Но… обо всем по порядку.
Как поблагодарить Бога?
Когда мы хотим поблагодарить человека, то чаще всего делаем ему подарок. А как поблагодарить Бога? Какой подарок можно подарить Ему — невидимому и всемогущему? Ему не отправишь посылку, не передашь цветы с курьером. Но можно построить храм. И, конечно, это будет самый лучший подарок Богу.
Именно так и поступали всегда наши благочестивые предки. Они строили храмы и тем самым благодарили Спасителя и Пресвятую Богородицу. За что? За благодатную помощь в жизни, за чудес-ное спасение от гибели, за дарование побед в грозных сражениях с врагами. Наши предки давали Богу обет (обещание) построить в благодарность храм и называли такие храмы обетными (обещанными).
К числу обетных храмов относится и храм Христа Спасителя. А пообещал его построить император Александр I в день Рождества Христова 25 декабря (по старому стилю) 1812 года. Кстати, полное официальное название храма — кафедральный соборный храм во имя Рождества Христова.
Но что же такого знаменательного происходило тогда, в тот декабрьский день? Это был последний день Отечественной войны 1812 года. В тот день последние солдаты армии Наполеона Бонапарта покинули пределы России. Страшная это была война. И вовсе нелегко далась победа. Более двухсот тысяч русских людей сложили за нее свои головы. В золе и пепле стояла сожженная Москва, но она уже начинала отстраиваться заново. Александр I так написал в своем манифесте о постройке храма: «в ознаменование благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». И объявил конкурс архитектурных проектов.
Константин Тон построил Московский и Николаевский вокзалы-близнецы в обеих русских столицах, набережную в Санкт-Петербурге со знаменитыми сфинксами перед Академией художеств и Оружейную палату в Кремле.
Проект первый
Увидев проект, растроганный император Александр Первый воскликнул: «Вы заставили говорить камни!»
Ровно в пятую годовщину изгнания французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Но… ох, уж это «но»…
Как уже говорилось, Витберг был архитектором молодым и… неопытным. Он учел далеко не все. Оползни почвы и грунтовые воды Воробьевых гор стали чрезвычайно мешать строительству. Но это еще не самое страшное: молодой человек оказался неопытным и в организационных и, что хуже всего, в денежных вопросах. После смерти его покровителя, Александра Первого, Витберга незаслуженно обвинили в казнокрадстве (краже государственных денег) и сослали в Вятку. А строительство на долгие годы прекратилось. И обет Богу остался невыполненным.
Проект второй
Новый император Николай Первый про этот обет не забыл. Но надо было начинать все сначала. Правда, конкурсов государь устраивать не стал. Он просто поручил сделать новый проект своему любимому архитектору и выдающемуся инженеру Константину Андреевичу Тону.
Тон отличался чрезвычайной наблюдательностью. Выходец из немцев, он по-настоящему любил все русское. В древних русских храмах он разглядел столько красоты и гармонии, что задумал сделать проект в древнерусском стиле. На листе бумаги он набросал здание и величественное, и простое одновременно. А увенчал это здание золотой купол, похожий на шлемы древних русских богатырей — Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича.
Место для своего храма он тоже выбрал другое — поближе к центру столицы, недалеко от Кремля, на берегу Москвы-реки.
10 сентября 1839 года, состоялась торжественная закладка нового храма. Ее совершил будущий святой, тогда еще просто митрополит Московский, Филарет (Дроздов).
Деньги на него собирала вся Россия. Во всех церквях стояли кружки с надписью «На построение храма Спасителю Христу в Москве». И каждый жертвовал, сколько мог. Значительная часть денег шла из государственной казны.
Строился храм почти полвека, а точнее — 44 года. А всего на исполнение обета Александра Первого потребовалось 70 лет.
Слово «кафедральный» происходит от латинского слова cаthedra,
что означает дословно «место, где сидит епископ». Для удобства управления территория Русской Православной Церкви поделена на области, которые называются епархиями. В каждой епархии есть руководитель (епископ, архиепископ, митрополит), который служит в своем кафедральном соборе. А предстоятель всей Церкви — Патриарх — служит в главном кафедральном соборе страны.
Всем миром
Так получилось, что над созданием храма трудились многие художники и скульпторы, чьи имена навсегда остались в истории русской культуры. Кто же это? Вот только некоторые из них.
Эскизы для росписи готовил Александр Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу».
Росписи на тему истории четырех Вселенских соборов выполнял Василий Суриков. Он столь серьезно отнесся к этой работе, что перед ее началом ездил молиться в Троице-Сергиеву лавру к мощам знаменитого русского святого Сергия Радонежского. Ведь именно этот святой благословлял иконописца Андрея Рублева на создание великого образа — Святой Троицы.
А создатель знаменитых коней на Аничковом мосту в Петербурге скульптор Петр Клодт вместе с другими работал над скульптурами храма-памятника.
Собор получился очень красивым. Скульптуры, живопись, иконы, барельефы, резьба, литье — какие только таланты не приложили люди, чтобы увековечить память доблестных предков и воздать хвалу Богу. На мраморных досках в нижней галерее храма начертали имена героев войны.
Композитор Петр Ильич Чайковский специально к освящению храма написал удивительную по глубине патриотическую увертюру под названием «1812 год».
Освящение храма Христа Спасителя состоялось в день Вознесения Господа 26 мая (8 июня) 1883 года. Оно было приурочено к коронации нового императора Александра III. Сменился третий император, но были еще живы немногочисленные ветераны Отечественной войны. С Георгиевскими орденами на груди они стояли на освящении храма.
Собор имел огромное значение во всей последующей жизни Москвы: в нем проходили богослужения в связи со 100-летием Отечественной войны 1812 года, 500-летием со дня смерти Сергия Радонежского, 300-летием царского дома Романовых.
О времена, о нравы!
Храм был построен на века. Но простоял во всем своем великолепии всего 48 лет. Почему? После 1917 года к власти пришли большевики и начали планомерно уничтожать все, что было связано с религией и верой в Бога: они запрещали людям носить нательные крестики, преследовали священников и закрывали храмы. Главный храм России — храм Христа Спасителя — решили снести.
5 декабря 1931 года храм взорвали. На его месте собирались построить Дворец Советов. Гигантское здание высотою в 420 метров (то есть в четыре раза выше храма) должна была венчать огромная статуя вождя революции — Ленина. Дворцу Советов предстояло стать самым высоким сооружением в мире. В голове Ленина размером с пятиэтажный дом должна была расположиться библиотека, а указательный палец статуи был бы длиной 4 метра.
Но всем этим планам не удалось осуществиться. Пока уничтожали память об Отечественной войне 1812 года, пока закладывали фундамент нового гигантского здания, началась Великая Отечественная война (1941–1945 годы). Снова под угрозой оказалась Москва и вся Россия. Металлические конструкции с советской новостройки пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны столицы.
Верующие люди во всех несчастьях всегда видели одну причину — отступление от Бога. Но атеисты никогда об этом не задумывались. Мраморными плитами храма выкладывали стены станций метро, памятные доски с именами героев Отечества пошли на ступени в гардероб Третьяковской галереи.
После окончания войны на месте разрушенного храма построили открытый бассейн «Москва». И людская память о храме-памятнике постепенно стиралась. Так бы мы и оставались Иванами, не помнящими родства, но нашлись люди, которые не хотели забывать свою историю.
Второе рождение
Знаете, кто первый публично предложил восстановить храм Христа Спасителя? Это был первый космонавт Земли Юрий Гагарин. Однажды он побывал в Троице-Сергиевой Лавре (одной из немногих не уничтоженных в советское время). В небольшом музее при Лавре Юрий Алексеевич увидел макет утраченного храма. Его поразила красота и величие сооружения. Вскоре он выступал на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи. И вдруг неожиданно для всех предложил восстановить храм Христа Спасителя. Сидевшие в президиуме коммунисты буквально онемели от этих слов. В атеистической стране это была небывалая смелость. Но не сажать же в тюрьму человека-легенду! Выступление Гагарина постарались замять. В газетах, на радио и на телевидении его слова вырезали из речи.
Прошло еще двадцать лет. Менялись времена, безбожные годы подходили к концу. В конце 1980-х годов возникло целое общественное движение за восстановление храма.
В 1990 году Священный Синод Русской Церкви обратился к Правительству России с просьбой разрешить вновь построить храм Христа Спасителя на прежнем месте. Разрешение было получено через четыре с половиной года.
И опять деньги собирали всем миром! Но самое активное участие в осуществлении воссоздания собора приняло правительство Москвы. На этот раз храм построили всего за 6 лет. В нем есть и богослужебные помещения, и современный зал собраний, и музей истории города Москвы.
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение храма. А сегодня в нем проводит богослужения предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл.
Рожденный дважды храм живет новой жизнью, отражается золотыми куполами в Москве-реке, хранит имена, даты, цифры, судьбы людей. И каждый день в нем молятся о сохранении нашего Отечества.
Храм был спроектирован в виде равностороннего креста. Он поделен на три большие части — центральную часть с алтарем, верхние галереи с двумя приделами и нижнюю обходную галерею с мемориалом в честь героев военной кампании 1812—1814 годов.
Южный фасад храма (со стороны Москвы-реки) рассказывает о периоде войны с июня по декабрь 1812 года. Осеняет его Смоленская икона Божией Матери в верхнем центральном медальоне. Этот образ три месяца пребывал в русской армии, а перед Бородинской битвой его носили по рядам войск.
На верхних галереях находятся приделы во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца (юг, со стороны Москвы-реки) и святого Александра Невского (север).
С восточной стороны храма в 2005 году был открыт памятник императору Александру Второму-освободителю.
С западной, главной стороны храма Христа Спасителя находится деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Божией Матери «Державная». В ней находится почитаемый список «Державной» иконы.
Часовня была воздвигнута еще в 1995 году (еще раньше здесь находился закладной камень). Здесь совершались молитвы о скорейшем возрождении храма Христа Спасителя, за его строителей и благотворителей.
В отличие от старого храма, теперь в храмовый комплекс входит Преображенская церковь, которую соорудили в нижней части храма в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре, так как его главный собор был Спасо-Преображенским.
В нижней части храма также находятся залы Священного Синода и Церковных Соборов, Трапезные Палаты.
Еще в нижней части храма находится музей храма Христа Спасителя.
В нижней галерее храма расположился мемориал Отечественной войны. Там поместили 177 мраморных плит с написанными золотом именами георгиевских кавалеров и описанием главнейших сражений военной кампании 1812—1814 годов.
В этой части храма, рассказывающей о сражениях и героях той кампании, даже готовились к экзамену по истории студенты Московского университета.
Северный фасад храма Христа Спасителя посвящен заграничному периоду Отечественной войны. В верхних боковых медальонах представлены святые, чьи праздники совершались в дни важнейших битв заграничной кампании. В верхнем центральном медальоне изображена Иверская икона Божией Матери. На горельефах изображены образы великих апостолов и святых, живших в первые века существования Церкви.
На восточном храмовом фасаде по углам изображены Рождество и Воскресение Спасителя. Скульптурные изображения этой стороны храма представляют молитвенников за Москву и Россию. Это митрополиты Московские — святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, преподобный Сергий Радонежский, Стефан Пермский, и другие святые. В верхнем центральном медальоне находится Владимирская икона Божией Матери, помещенная сюда в память о Бородинской битве, случившейся 26 августа (8 сентября) — в день праздника этой иконы.
Наибольшее место в храме занимает центральная часть с алтарем в виде шатра, свернутого в круговой восьмигранник. Митрополит Филарет лично обращался в Святейший Синод, чтобы разрешили сделать такой нетрадиционный иконостас, внутри которого находится престол.
Этот алтарь — символ пещеры Гроба Господня, где был похоронен Спаситель. У него есть также и другой символический смысл. Образно алтарь-часовня символизирует храм Покрова Божией Матери, что на Рву (храм Василия Блаженного), а огромное храмовое пространство вокруг него — Красную площадь.