какой тип сооружения представляет собой храм василия блаженного
Методическое сообщение на тему «Анализ архитектурных форм Собора Василия Блаженного»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическое сообщение по истории искусств на тему:
Анализ архитектурных форм
Собора Василия Блаженного
п.Кулой Вельского района
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к произведениям искусства Московской Руси, в т.ч. к памятникам архитектуры. Важное место в научных исследованиях занимает время правления царя Ивана Васильевича (Грозного), т.к. в период с XV по вторую половину XVI столетий шёл процесс централизации русских земель вокруг Москвы, активное формирование национальной идеологии, освобождение Руси от влияния монголо-татар. Исторические, социально-экономические, внешне- и внутриполитические факторы способствовали невиданному ранее расцвету культуры и искусства Московской Руси.
На эпоху Ивана IV приходится начало зарождения абсолютной монархии, регламентация и унификация государственной жизни на всех уровнях. В то же время в период его правления усилилась роль символических, христианских мотивов, которые воплотились в культурных памятниках. Это объясняет актуальность комплексного анализа архитектурных форм Собора Покрова на Рву (Василия Блаженного) как уникального архитектурного феномена Руси в правление Ивана Грозного.
Анализ архитектурных форм Собора Василия Блаженного
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор, в народе называемый Собором Василия Блаженного) – это православный храм, который стоит на Красной площади в Москве (см. Приложение, рис. 13). Он является памятником культовой архитектуры, построенным при царе Иване Грозном в период с 1555 по 1561 гг.
Собор Василия Блаженного находится на высоком берегу Москва-реки, и поэтому во время его постройки его было отлично видно с любого, даже очень дальнего расстояния. Будучи расположен в центре городского ансамбля столицы, Собор принципиально доминировал над довольно низкими жилыми деревянными строениями Москвы (см. Приложение, рис 1 и 3). В результате храм был наиболее высокой постройкой в городе, его высота составила 64 м. Важно отметить, что Колокольню Ивана Великого надстроили чуть позже, в 1600 г., и она (Колокольня) стала самым высоким зданием в Москве, вплоть до постройки Храма Христа Спасителя в 1883 г. Итак, Собор Василия Блаженного могли одновременно воспринимать большое количество людей, т.е. он был легко обозрим издалека (см. Приложение, рис. 2).
Собор выстроен из нового и непривычного в XVI столетии материала – из кирпича (как правило, на Руси храмы строили из белого тёсаного камня). В западной части храма мастера даже выложили перекрытие из кирпичей, для чего проделали в них круглые отверстия, вставили металлическую скрепку и надёжно скрепили между собой. Фундамент храма, его цоколь и детали выстроены из белого камня.
Ориентировка на внешнее восприятие Собора определила композицию его построения, впечатляющие наружные объёмы. Этот же принцип сказался и в конструировании больших членений архитектурных форм, которые построены крупным планом. Вблизи вид Собора разворачивается в сложную композицию. Если смотреть на него издалека, то выделяются большие архитектурные объёмы храма, которые рассчитаны на то, чтобы привлечь особое внимание большого количества людей. Интересный факт: одни из самых филигранных архитектурных элементов Собора (завершение шатра в форме звезды или декор шатра) не доступны взору. Собор, как античная скульптура, продуман и хорошо выполнен со всех сторон, при этом одна из возможных точек для обозрения полноты его архитектурных форм – это точка сверху, находящаяся как бы над Собором (см. Приложение, рис. 8).
Архитектура храма необычна и уникальна. Собор Василия Блаженного – это квадратная (бесстолпная) посадская церковь, перекрытая шатром. Храм возводили, учитывая стороны света: соорудили четыре церкви и построили столько же по диагонали. То есть Собор насчитывает девять церквей (престолов, которые посвящены праздникам, тесно связанным с покорением Казанского ханства).
Центральным стал Покров Богоматери (день взятия Казани), вокруг которого сгруппировали остальные восемь: четыре больших (от 20 до 30 м) и четыре малых придела (около 15 м). Возле них была колокольня и придел Василия Блаженного (см. Приложение, рис. 4). Ассиметричность храма подчёркивает то, что все церкви выстроены на одном основании, объединены общей обходной галереей и соединены внутренними коридорами. В 1558 г. с северо-востока Собора пристроили десятый придел в честь святого Василия Блаженного, мощи которого хранились на месте постройки Собора. По названию этого придела храм получил второе, обиходное название.
Несмотря на то, что наружный объём Собора Василия Блаженного является единым архитектурным комплексом, его однородная архитектурная форма состоит из трёх взаимосвязанных друг с другом объёмов: платформы, столпов и центрального шатра.
Платформа представляет собой соединение нескольких архитектурных элементов в один массив: подклета, обходных галерей и церковок, квадратных в плане. Подклет тщательно выстроен и отличается регулярностью планировки, инженерной продуманностью и хорошим, качественным белым известняком. Платформа состоит из подклета и трёхчастного крыльца. Заметим, что в Собор есть вход с уровня земли, хотя парадный ход с крыльца (с западной стороны) шёл по высокой лестнице. Исследователи объясняют этот факт наличием символической идеи постепенного восхождения к Храму (см. Приложение, рис. 5).
Второй архитектурный пояс составляют четыре большие восьмигранные столпы, окружающие центральный шатёр и ориентированные по сторонам света. В их архитектуре совмещены черты и гражданского, и оборонно-фортификационного зодчества (их функциональной необходимости не было), а также западноевропейского декора. Бойницы – машикули Собора напоминают о военной победе Ивана Грозного и имеют символическую, оборонительную функцию христианского собора, как церкви, которая призвана оберегать свою паству и веру (см. Приложение, рис. 6).
Столпы Собора Василия Блаженного скомпонованы по принципу ярусности. Выделим три главных элемента архитектуры столпов 6 :
1) вимперги над прямоугольными окнами, машикули, карниз, ложные закомары;
2) узкие окна, пояс с изразцами, гранный барабан, венчающий карниз с машикулями;
3) 11 главок, которые профилированы различными способами (чешуя, дынька, зигзагообразные полосы с острыми углами). Впечатление от подобной не типичной для русского зодчества профилировки усилено пёстрой, местами даже аляповатой раскраской.
Традиционное древнерусское культовое зодчество ориентировалось на то, чтобы вместить в церковь как можно больше людей, однако внутреннее пространство Собора по сравнению с вместимостью предшествующих церквей очень мало. Это означает, что архитектура Собора Василия Блаженного больше нацелена на внешнее восприятие человеком. Пространство внутри храма состоит из отдельных небольших ячеек, компартиментов, которые отделенных друг от друга толстыми стенами с небольшими узкими проходами (проёмами) между ними, обходными галереями и переходами (см. Приложение, рис. 7). Пространство этих построек разобщено между собой на небольшие интерьеры.
Основная цель такой неестественной архитектурной структуры отражает идею трудности пути в Царство Небесное. Церкви, построенные в соответствии с подобной идеей, появились на Руси ещё с XI в. (София Новгородская). Кроме того, в ритмическом построении пространства Собора проявились мотивы своеобразного паломничества, совершаемого человеком, который проходит по всем пределам Собора – мемориала Казанской победы и святых, помогавших её одержать. В этом смысле Собор-мемориал выполняет важную культурную функцию. Верующий человек становится как бы участником такого значимого похода и победы православия на Казанских территориях, т.е. посетитель может воспроизвести ход событий сражения на символическом уровне. Это позволяет чувствовать свою сопричастность событиям, обретать историческую память, преодолевать дистанцию между свершениями государственной важности и собственной частной жизнью.
Световая организация храма опиралась на использование дневного света, который проникал внутрь из окон, и церковных светильников (паникадил и подсвечников) (см. Приложение, рис. 14). В настоящее время галерею храма освещают слюдяные фонари XVII в., которые раньше использовали во время крестных ходов. Многоглавые навершия выносных фонарей ассоциируются с изысканным силуэтом Собора. Следует отметить, что с целью циркуляции воздуха в стенах храма сделаны прорезные вентиляционные отверстия – т.н. «про́духи».
Анализируя описания храма, исследователи пришли к выводу, что его стены первоначально были белого цвета. Перекрашивали Собор позже, кардинально меняя его облик. Так, стенах обнаружили рисунки, которые изображали ложные окна, кокошники и памятные надписи. Полихромная и растительная роспись на красном фоне возникла, предположительно, только в конце XVII столетия 8 (см. Приложение, рис. 11). Следовательно, изначально Собор Василия Блаженного выглядел более нарядным за счёт сложной росписи на его стенах. Разноцветные купола (см. Приложение, рис. 9) появились в середине XIX столетия, а до XVII в. купола были золотыми.
Для создания акустики внутри храма архитекторы вмонтировали в стены храма голосники (глиняные горшки), горловины которых направлены внутрь пространства здания (см. Приложение, рис. 15 и 16). Этот метод нередко использовался при строительстве древнерусских церквей, поскольку он не только усиливал звучание, но и позволял облегчить давление на несущие части Собора.
В храме отсутствуют памятники скульптурного искусства, зато присутствует лепнина, которая украшает иконостасы и стены храма (см. Приложение, рис. 17). Окна Собора богато украшены витражами (см. Приложение, рис. 21). Оформление интерьера храма произведениями живописи и декоративного искусства очень разноплановое, относится к разным хронологическим периодам. Древнерусская иконопись соседствует здесь с памятниками масляной живописи XIX в., неоднократно поновлёнными (см. Приложение, рис. 18, 19 и 20).
Как уже говорилось, в течение всей своей истории Собор Василия Блаженного многократно перестраивался и менял облик. Первая угроза исчезновения Собора возникла в 1812 г., когда французы, уходя из Москвы, заминировали храм (правда, его не взорвали по неизвестным причинам, но разграбили). После окончания войны Собор отреставрировали и украсили чугунной оградой со стороны Москва-реки.
Самые печальные времена для Собора пришлись на XX столетие. В 1918 г. за «антисоветскую пропаганду» большевики расстреляли настоятеля церкви о. Иоанна Восторгова. Через три года из храма были изъяты все ценности, а само здание передано Историческому музею. В 1929 г. в Соборе сняли колокола и запретили богослужения. В 1936 г. Собор снова оказался на грани исчезновения, когда реставратору Петру Барановскому предложили измерить храм, чтобы впоследствии его снести. Архитектор категорически отказался от этой безумной и преступной идеи, обещая покончить с собой при её осуществлении. Барановского арестовали (через полгода освободили), но Собор не тронули: слишком много у него оказалось защитников. Богослужения в храме возобновились только в 1991 г. В настоящее время Собор находится в совместном пользовании Церкви и Исторического музея.
Интерпретация Собора Василия Блаженного
Во время построения Собора его архитектурные формы напоминали и символизировали город Иерусалим. Платформа Собора ассоциировалась с основанием города, столпы – с оборонительными башнями и частично гражданскими сооружениями, окружающими центральный придел – придел Покрова Богоматери, который соотносился с Гробом Господним, который представляли себе как шатёр в центре города в окружении городских построек и стен (см. Приложение, рис. 22).
Собор Василия Блаженного соответствует иконографии Иерусалима, причём речь идёт и о земном городе, и о Небесном. Необычные и яркие формы Собора, оригинальность его архитектурного языка свидетельствуют о попытке передать иконографический облик Иерусалима в архитектуре. Образ этого города запечатлён и в камне, и в самой структуре Собора. Поэтому иностранцы, которые в то время жили в Москве, называли храм «Иерусалимом».
Постепенно Собор стал известен по всему миру. Его называют «иконой, запечатленной в камне». Он уникален, его архитектура не повторяется нигде в мире. На мой взгляд, Собор Василия Блаженного, сохранившийся даже в непростое советское время, является подлинной жемчужиной русской архитектуры и «визитной карточкой» Москвы.
Изучение собора Василия Блаженного необходимо продолжать, поскольку его архитектура подобна сложному тексту, посланию от прошлых веков нашему времени. Исследование всех архитектурных элементов постройки, их сопоставление с историко-культурным контекстом поможет решить многие спорные вопросы в интерпретации Собора и до конца раскрыть феномен храма как подлинного шедевра русского храмового зодчества.
Список использованной литературы
Аверьянов К. Главный храм Москвы // Наука в России. – 2011. – № 4. – С. 88–95.
Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного). – М.: Северный паломник, 2002. – 96 с.
Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного. – М.: Искусство, 1988. – 252 с.
Брумфилд В. Центр всей России: Красная площадь и Храм Василия Блаженного – Собор Покрова-на-Рву / Пер. с англ. Леонида Яковлева // Слово. – 2008. – № 58 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/slovo/2008/58/br13.html (дата обращения: 04.03.2017).
Косякова В.А. Анализ Собора Покрова на Рву в контексте средневековой культуры. Дисс. … канд. культурологии: 24.00.01. – СПб., 2014. – 202 с.
Казанская история / Подг. текста и перевод Т.Ф. Волковой; Комм. Т.Ф. Волковой и И.А. Евсеевой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М.: Худ. лит., 1985. – С. 391–403.
Лидов А.М. Иерусалимский кувуклий: О происхождении луковичных глав // Иконография архитектуры. – М.: ВНИИТАГ, 1990. – С. 57–68.
Олеарий А. Описание путешествия в Московию. – М.: Русич, 2003. – 480 с.
Халит Н. Столпы храма Василия Блаженного: исламские параллели // Исторические судьбы народов Среднего Поволжья в XV–XIX вв. – Казань: ИИ им. Ш. Марджани, 2010. – С. 154–163.
Рис. 1. Красная площадь, XVII век. Рисунок из альбома А. Мейрберга «Празднование Вербного воскресенья на Красной площади в 1654 году»
Рис. 2. Собор Василия Блаженного в XVII столетии
Рис. 3. План Москвы, сделанный Сигизмундом в XVII в. Собор Василия Блаженного стоит в центре городского ансамбля Москвы
Рис. 4. План Собора. Чертёж Ф.Ф. Рихтера ( XIX в.)
Рис. 5. Парадное трёхчастное крыльцо с лестницей
Рис. 6. Машикули башен Собора Василия Блаженного
Рис. 7. Узкие обходные галереи Собора Василия Блаженного
Рис. 8. Вид на Собор сверху
Рис. 9. Купола Собора Василия Блаженного
Рис. 10. Росписи внутри Собора
Рис. 11. Роспись крыльца Собора
Рис. 12. «Кирпичная» спираль в куполе Собора
Рис. 13. Собор Василия Блаженного. Общий вид
Рис. 14. Освещение. Внутренний вид барабана центрального купола
Рис. 15. Голосник Собора
Рис. 16. Голосник в стене Собора
Рис. 17. Фрагмент лепнины Собора
Рис. 18. Иконостас Покровского предела Собора
Рис. 19. Иконостас Церкви Трёх патриархов (Масляная живопись, XIX в.)
Рис. 20. Художественное оформление интерьера. Рака с мощами святого Василия Блаженного
Рис. 21. Витраж на окне Собора
Рис. 22. Изображение Гроба Господня на иконе Андрея Рублёва
1 Косякова В.А. Анализ Собора Покрова на Рву в контексте средневековой культуры. Дисс. … канд. культурологии: 24.00.01. – СПб., 2014. – С. 4.
2 Казанская история / Подг. текста и перевод Т.Ф. Волковой; Комм. Т.Ф. Волковой и И.А. Евсеевой // Памятники литературы Древней Руси: Середина XVI в. – М., 1985. – С. 391–403.
3 Владимирский летописец / Предисл. О.Л. Новиковой // Полное собрание русских летописей. Т. 30. – М., 2009. – С. 141.
4 Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного). – М., 2002. – С. 14.
5 Косякова В.А. Анализ Собора Покрова на Рву в контексте средневековой культуры. Дисс. … канд. культурологии: 24.00.01. – СПб., 2014. – С. 77.
6 Брунов Н.И. Храм Василия Блаженного. – М.: Искусство, 1988. – С. 65–67.
7 Косякова В.А. Анализ Собора Покрова на Рву в контексте средневековой культуры. Дисс. … канд. культурологии: 24.00.01. – СПб., 2014. – С. 83.
8 Брумфилд В. Центр всей России: Красная площадь и Храм Василия Блаженного – Собор Покрова-на-Рву / Пер. с англ. Леонида Яковлева // Слово. – 2008. – № 58 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/slovo/2008/58/br13.html (дата обращения: 04.03.2017).
9 Аверьянов К. Главный храм Москвы // Наука в России. – 2011. – № 4. – С. 91.
10 Халит Н. Столпы храма Василия Блаженного: исламские параллели // Исторические судьбы народов Среднего Поволжья в XV–XIX вв. – Казань, 2010. – С. 154.
11 Баталов А.Л., Успенская Л.С. Собор Покрова на Рву (Храм Василия Блаженного). – М., 2002. – С. 16–18.
12 Олеарий А. Описание путешествия в Московию. – М., 2003. – С. 203–204.
13 Косякова В.А. Анализ Собора Покрова на Рву в контексте средневековой культуры. Дисс. … канд. культурологии: 24.00.01. – СПб., 2014. – С. 88.
14 Лидов А.М. Иерусалимский кувуклий: О происхождении луковичных глав // Иконография архитектуры. – М., 1990. – С. 57–68.
Храм Василия Блаженного — история и загадки
Храм Василия Блаженного — самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание — восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.
Храм Василия Блаженного — настоящее название
Храм Василия Блаженного — культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это — самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название — Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.
Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.
Храм Василия Блаженного — история
Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, — так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.
В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке — храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название — храм Василия Блаженного.
Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал отец Иоанн Восторгов, ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.
«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».
Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: «Лазарь, поставь на место!». Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.
Храм Василия Блаженного — архитектура
Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую — девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.
Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг — символ вечности, треугольник — символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка — начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.
Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду — символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.
Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого — Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца — Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.
В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.
Храм Василия Блаженного — задумка
Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного — прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…
Храм Василия Блаженного — наши дни
В Храме Василия Блаженного сейчас можно увидеть росписи разных веков: соседствуют XVII и XIX век. Это — удивительный памятник архитектуры. Например, там есть загадочные изображения тюльпанов. Откуда о них знали в средневековой Москве? Или фреска с морской водорослью. Где еще могли увидеть ее местные жители? Эта фреска не повторяется ни в одном элементе собора.
Путешествуя по второму ярусу храма, посетители настолько ярко переживают смену пространств, росписей и архитектурных особенностей собора, что кажется, будто человек попал в прекрасный лабиринт. Это — одна из удивительных особенностей храма Василия Блаженного.
Читайте также: