какой вид обучения обеспечивается на основе чувственного и информационного опыта латентное обучение
Какой вид обучения обеспечивается на основе чувственного и информационного опыта латентное обучение
Цельпрограммы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.
Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.
Латентное обучение обеспечивается наличием чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных знаний (по терминологии Н. Н. Поддьякова). Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.
Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам начинает понимать важнейшие закономерности.
Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.
Программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и др.
Латентное обучение
Латентное (скрытое) обучение – формирование определенных навыков в ситуациях, когда их непосредственное применение не нужно и они оказываются невостребованными. Интерес к нему возник в значительной степени из-за того, что это явление противоречило широко распространенному мнению о том, что для обучения необходим стимул (подкрепление).
Представьте, что вы узнали о каком-то заболевании, например, пневмонии. После вы никогда эту информацию не использовали и, кажется, что начисто все забыли. Но предположим, что у кого-то из ваших знакомых врачи диагностировали пневмонию. С очень высокой долей вероятности, получив такой стимул/подкрепление, вы вспомните многое из того, что узнали о ней раньше.
Именно это и называется латентным обучением. Вы узнали о болезни без какой-либо мотивации и стимула для запоминания. Но когда пришло время применить знания, вы смогли это сделать. Фокус в том, что человек может бессознательно впитывать какую-то информацию, а в случаях, когда она необходима, вспоминать ее. С удивлением для самого себя.
Но это не значит, что можно изучать английский язык во сне, включив аудиокнигу.
Вот другие примеры латентного обучения:
Эксперимент Эдварда Толмана
Толман в свое время был единственным психологом, который не принимал теорию стимула-реакции. Он считал, что подкрепление не всегда требуется для обучения. Именно он ввел термин когнитивная карта.
Когнитивная карта – это тип ментального воспроизведения, которое служит человеку для приобретения, кодирования, хранения и декодирования информации об относительных местоположениях и атрибутах явлений в их повседневной или метафорической пространственной среде.
У каждого человека есть тысячи когнитивных карт, о которых он и не подозревает. Если говорить простыми словами, то когда вы что-либо изучаете, воображение словно делает снимок полученной информации. И потом, когда вы учитесь дальше, эта когнитивная карта накладывается на новые данные, при этом не вызывая когнитивной перегрузки. То есть вам не нужно прилагать никаких умственных усилий, чтобы вспомнить ее: она появляется словно сама собой в нужное время в нужном месте.
Толман построил лабиринт для эксперимента, который должен был подтвердить существование латентного обучения. Он также хотел доказать, что стимул/подкрепление вовсе не является необходимым для того, чтобы человек что-то усвоил.
Процедура
Наблюдения
Вторая группа, получавшая отсроченное вознаграждение, и была целью эксперимента.
Толман: «Мы перестали давать награду второй группе и она начисто лишилась мотивации, перестав проходить лабиринт. Но когда мы вернули награду, когнитивные карты снова вошли в игру и крысы «вспомнили», как дойти до конца лабиринта».
Возникает резонный вопрос: «Как доказать, что имеет место латентное обучение?». Для этого Толман заблокировал обычный маршрут, так что крысам пришлось искать новый путь.
Он предположил, что они сделали ментальное представление или когнитивную карту лабиринта в течение первой половины эксперимента и продемонстрировали это знание, как только они были вознаграждены.
Крысы находили кратчайший путь, достигали другого конца лабиринта и получали свою награду. Но для этого они изучали лабиринт даже без подкрепления.
Рассмотрим пример с человеком. Предположим, вы ходите домой по одному и тому же маршруту каждый день. Запоминаете названия и расположение различных кафе и магазинов, даже не делая сознательных попыток. Эта информация может оставаться неиспользованной в течение многих лет. Но когда-нибудь, когда вам нужно добраться до определенного кафе «Х» на улице «Y», вы легко сможете найти это место, используя информацию, которую приобрели за эти годы. Когнитивная карта легко достается из закромов памяти и «ложится» на текущие знания.
Результаты эксперимента также показали, что обучение может происходить без какой-либо мотивации вознаграждений, часто случайно. Какие выводы мы можем сделать из этого? Формируйте свою окружающую среду таким образом, чтобы обучаться подсознательно. Мозг замечает сотни сигналов за секунду, а внимание может фокусироваться лишь на одном из них. Вся эта информация остается в памяти и, возможно, надолго.
Еще один вывод: прекращайте заниматься тем, что не принесет никакой пользы. Вместо этого поглощайте нужную информацию, пусть даже бессознательно. Рано или поздно вы проявите свои знания в полной мере.
1. Какой вид обучения обеспечивается на основе чувственного и информационного опыта?
• Реальное обучение
• Опосредованное обучение
• Латентное обучение
2. Вид приема для повышения активности самостоятельной работы на занятиях, когда учащиеся проверяют знания друг друга по конкретной теме, записывают замечания и ставят оценку, называется:
• взаимоконтроль по карточкам-заданиям, составленным учащимися
• соревнование
• постановка проблемного вопроса
• использование опорных конспектов при изучении нового материала
• использование конкретных ситуаций
• взаимоконтроль в парах
3. Специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей – это:
• латентное обучение
• опосредованное обучение
• реальное обучение
4. Различают следующие виды познавательной активности:
• ситуативная
• репродуктивная
• интегральная
• креативная
5. Умение определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом относится к следующему типу педагогических функций:
• диагностическая
• материнская
• координирующая
• коммуникативная
• конструктивно-организаторская
• побудительная
• информационная
6. Установление контакта между взрослыми и детьми реализуется при помощи принципа:
• эмоциональность среды
• стабильность
• активность
• открытости – закрытости
• дистанция
• комплексирование и гибкое зонирование
7. Какой виде обучения предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов?
• Опосредованное обучение
• Реальное обучение
• Латентное обучение
8. Возможность пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них реализуется при помощи принципа:
• эмоциональность среды
• дистанция
• открытости – закрытости
• комплексирование и гибкое зонирование
• стабильность
• активность
9. Построение среды, которое способствует единству Человека и Природы называется:
• открытость Обществу
• открытость Природе
• открытость Культуре
10. К уровням интеллектуальной активности относятся:
• репродуктивный
• креативный
• эвристический
• теоретический
11. Умение пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала относится к следующему типу педагогических функций:
• материнская
• координирующая
• конструктивно-организаторская
• информационная
• диагностическая
• побудительная
• коммуникативная
12. Возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых реализуется при помощи принципа:
• активность
• стабильность
• эмоциональность среды
• дистанция
• комплексирование и гибкое зонирование
• открытости – закрытости
13. Активное познавательное отношение ко многим предметам как черта познавательной активности – это:
• динамичность
• действенность
• многосторонность
• глубина
14. Вид приема для повышения активности самостоятельной работы на занятиях, когда оценка выставляется за содержание и качество изготовления карточки-задания, правильность ответа и проверки знаний, называется:
• использование конкретных ситуаций
• взаимоконтроль в парах
• взаимоконтроль по карточкам-заданиям, составленным учащимися
• использование опорных конспектов при изучении нового материала
• постановка проблемного вопроса
• соревнование
15. Обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития относится к следующему типу педагогических функций:
• конструктивно-организаторская
• материнская
• диагностическая
• координирующая
• информационная
• побудительная
• коммуникативная
16. Принцип, который позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – это:
• эмоциональность среды
• дистанция
• комплексирование и гибкое зонирование
• открытости – закрытости
• активность
• стабильность
17. Вид приема для повышения активности самостоятельной работы на занятиях, когда материал излагается в быстром темпе, выделяется самое главное, акцентируется внимание на основном, называется:
• использование опорных конспектов при изучении нового материала
• взаимоконтроль по карточкам-заданиям, составленным учащимися
• использование конкретных ситуаций
• постановка проблемного вопроса
• соревнование
• взаимоконтроль в парах
18. Возможность изменения среды в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач относится к принципу:
• эмоциональность среды
• дистанция
• стабильность
• комплексирование и гибкое зонирование
• открытости – закрытости
• активность
19. Мыслительная деятельность, развертывающаяся в своеобразных условиях – это:
• интеллектуальная активность
• познавательная активность
• умственная активность
20. Активная деятельность ребенка, направленная на ознакомление его с предметом или явлением как черта познавательной активности – это:
• действенность
• глубина
• многосторонность
• динамичность
Латентное Обучение
Смотреть что такое «Латентное Обучение» в других словарях:
латентное обучение — Этимология. Происходит от лат. latens скрытый. Категория. Форма обучения. Специфика. Формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у… … Большая психологическая энциклопедия
обучение латентное — формирование определенных навыков в ситуациях, когда их непосредственное применение не нужно и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его деятельности ориентировочно исследовательской образа целостной… … Большая психологическая энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОЕ — англ. learning, latent; нем. Lernen, latentes. Обучение методом проб и ошибок Непреднамеренное ознакомление с ситуацией, в рез те к рого возникает готовность в будущем выполнять практические действия, аналогичные этой ситуации; вид обучения… … Энциклопедия социологии
ОБУЧЕНИЕ — (научение) у животных, изменения (краткосрочные или долговременные) в поведении, обусловленные индивидуальным опытом. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС в виде следов памяти (энграмм) и может быть использован в дальнейшем. Одна из разновидностей О.… … Биологический энциклопедический словарь
ОБУЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОЕ — англ. learning, latent; нем. Lernen, latentes. Обучение методом проб и ошибок Непреднамеренное ознакомление с ситуацией, в рез те к рого возникает готовность в будущем выполнять практические действия, аналогичные этой ситуации; вид обучения… … Толковый словарь по социологии
Научение — (обучение) – изменение поведения, приобретение адаптивных (приспособительных) форм поведения в процессе накопления опыта. Существует несколько классификаций форм Н., например, Торп (1963) различает сенситизацию, привыкание, ассоциативное научение … Словарь дрессировщика
ИНСАЙТ — (от англ. insight интуиция, понимание) в зоопсихологии, внезапное решение животным относительно сложной задачи после немногих случайных, хаотич. попыток достичь желаемого результата. И. был впервые описан у человекообразных обезьян и… … Биологический энциклопедический словарь
Интеллект животных — Под интеллектом у животных понимается совокупность высших психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Изучается в рамках когнитивной этологии[1], cравнительной психологии и зоопсихологии. Жизнь… … Википедия
мотив — (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) … Большая психологическая энциклопедия
латентное обучение
Смотреть что такое «латентное обучение» в других словарях:
Латентное Обучение — формирование определенных навыков в ситуации, когда их непосредственная реализация не необходима и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его ориентировочно и … Психологический словарь
обучение латентное — формирование определенных навыков в ситуациях, когда их непосредственное применение не нужно и они оказываются невостребованными. Основано на формировании у субъекта в результате его деятельности ориентировочно исследовательской образа целостной… … Большая психологическая энциклопедия
ОБУЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОЕ — англ. learning, latent; нем. Lernen, latentes. Обучение методом проб и ошибок Непреднамеренное ознакомление с ситуацией, в рез те к рого возникает готовность в будущем выполнять практические действия, аналогичные этой ситуации; вид обучения… … Энциклопедия социологии
ОБУЧЕНИЕ — (научение) у животных, изменения (краткосрочные или долговременные) в поведении, обусловленные индивидуальным опытом. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС в виде следов памяти (энграмм) и может быть использован в дальнейшем. Одна из разновидностей О.… … Биологический энциклопедический словарь
ОБУЧЕНИЕ ЛАТЕНТНОЕ — англ. learning, latent; нем. Lernen, latentes. Обучение методом проб и ошибок Непреднамеренное ознакомление с ситуацией, в рез те к рого возникает готовность в будущем выполнять практические действия, аналогичные этой ситуации; вид обучения… … Толковый словарь по социологии
Научение — (обучение) – изменение поведения, приобретение адаптивных (приспособительных) форм поведения в процессе накопления опыта. Существует несколько классификаций форм Н., например, Торп (1963) различает сенситизацию, привыкание, ассоциативное научение … Словарь дрессировщика
ИНСАЙТ — (от англ. insight интуиция, понимание) в зоопсихологии, внезапное решение животным относительно сложной задачи после немногих случайных, хаотич. попыток достичь желаемого результата. И. был впервые описан у человекообразных обезьян и… … Биологический энциклопедический словарь
Интеллект животных — Под интеллектом у животных понимается совокупность высших психических функций, к которым относятся мышление, способность к обучению и коммуникации. Изучается в рамках когнитивной этологии[1], cравнительной психологии и зоопсихологии. Жизнь… … Википедия
мотив — (от лат. movere приводить в движение, толкать) 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметнонаправленная активность определенной силы; 3) … Большая психологическая энциклопедия