какой вид обучения обеспечивается на основе чувственного и информационного опыта ответ
Какой вид обучения обеспечивается на основе чувственного и информационного опыта ответ
Цельпрограммы состоит в том, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для образования, направленного на развитие личности ребенка, его дарований и способностей как способов самостоятельного решения творческих и других задач, развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника.
Ключом педагогической технологии становится организованная, целенаправленная интеллектуально-познавательная деятельность, включающая латентное, реальное и опосредованное обучение.
Латентное обучение обеспечивается наличием чувственного и информационного опыта, который создает базу ясных и неясных знаний (по терминологии Н. Н. Поддьякова). Накопление спонтанного опыта может быть организованно через обогащенную предметную среду; специально продуманную и мотивированную самостоятельную деятельность (бытовую, трудовую, конструктивную); созидательную продуктивную деятельность; познавательное интеллектуальное общение со взрослым.
Реальное обучение, которому отводится сравнительно незначительная доля времени в общем образовательном процессе, происходит как специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении способствуют развитию представлений на основе эвристических методов, когда понятия и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда он сам начинает понимать важнейшие закономерности.
Опосредованное обучение предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов.
Программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — В. И. Логиновой, Т. И. Бабаевой и др.
Подготовка к экзамену по педагогике
Вопросы к экзамену по педагогике
Облако
WP Cumulus Flash tag cloud by Roy Tanck requires Flash Player 9 or better.
Обмен ссылками
35. Виды обучения и их краткая характеристика.
Вид обучения – это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.
Самым первым видом обучения была беседа. Ее впервые применил Сократ, поэтому её часто называют «сократическая беседа». Сущность данного вида обучения состоит в нахождении истины учениками путем постановки перед нами наводящих вопросов.
Догматическое обучение – коллективное обучение, в основу которого положено библейское писание. Главный вид деятельности учащихся – слушанье и механическое заучивание, дословное воспроизведение текста. Распространено было в средние века.
Объяснительно-иллюстративное обучение: объяснение в сочетании с наглядностью – его главные методы – слушанье и запоминание – ведущие виды деятельности учеников, точное воспроизведение изученного – главное требование и основной критерий эффективности. Такое обучение также называют традиционным.
Проблемное обучение – его отличает организация обучения путём самостоятельного добывания знаний учениками в процессе решения учебных проблем. Важным элементом проблемного обучения является создание проблемной ситуации – мыслительного затруднения, которое переживают ученики, которое характеризуется интеллектуальной напряженностью и потребностью в решении возникшего противоречия. Проблемное обучение реализуется с помощью изложения сути проблемы, частично поискового (эвристического), поискового и исследовательского методов. Существует 4 уровня проблемности обучения:
I) учитель сам ставит проблему (задачу) и сам её решает при активном слушанье и обсуждении учениками (проблемное изложение материала).
II) учитель ставит проблему, а ученики самостоятельно или под его руководством решают ее (частично-поисковый метод).
III) ученик ставит проблему, учитель помогает ему её решить.
IV) ученик сам ставит проблему и сам её решает.
Программированное обучение – (от термина «программа», что обозначает систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату). Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Особенности ПО заключаются в следующем:
1) учебный материал разделяется на отдельные порции (дозы);
2) учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
3) каждый шаг завершается контролем;
4) при правильном выполнении контрольных заданий ученик получает новую порцию материала и делает следующий шаг в обучении;
5) при неправильном ответе ученик получает помощь и дополнительные разъяснения;
6) каждый ученик работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
7) результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются и становятся известными как самим ученикам (внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
8) учитель выступает организатором обучения и консультантом при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход;
9) в учебном процесс широко применяются специфические средства ПО (программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства и т.д.).
ПО может быть реализовано машинным и безмашинным способом.
Модульное (блочное) обучение – в основном используется в системе ВУЗовского обучения. С 90-х годов XX ст. Суть его заключается в том, что изучение материала осуществляется большими блоками, а не дробится на мелкие части, как это делается при традиционном обучении.
Модуль (учебный) – часть содержания образовательной дисциплины, которую должен усвоить обучающийся. По своему содержанию модуль включает: цели и задачи обучения, основные научные понятия, которые должны быть усвоены обучающимися, перечень приобретаемых при этом умений и навыков, последовательность изучения материала, форма отчетности и критерии оценки.
Характерной особенностью модульного обучения является рейтинговая система оценки успешности обучения. На ее основании по каждому модулю оценивается практически всё: посещение студентами учебных занятий, выполнение заданий, начальный, промежуточный и итоговый контроль и т.д. Курсовые, дипломные работы, СУРС также представляют собой самостоятельные модули, которые подвергаются рейтинговой оценке.
Развивающее обучение – учебный процесс, в котором наряду с передачей конкретных знаний существенное значение уделяется процессу интеллектуального развития учащихся. Развивающее обучение – это вид обучения, направленный на формирование знаний в виде хорошо организованной системы, на выработку у учащихся когнитивных (познавательных) умений и навыков в рамках этой системы. Особенности развивающего обучения:
1) центральной фигурой, от которой зависит успех, является не учитель, а ученик;
2) функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащихся и развитии их мышления;
3) вся учебная деятельность представляет собой решение когнитивных (познавательных) задач, поэтому основным средством обучения является постановка задач учителем и организация их решения;
4) педагогический процесс в рамках развивающего обучения носит характер парного диалога – учителя с учеником, в процессе которого ученик развивается совместно с учителем.
Основными психологическими принципами развивающего обучения являются:
1) проблемность обучения;
2) оптимальное развитие различных видов мыслительной деятельности;
3) индивидуализация и дифференциация обучения;
4) специальное формирование как алгоритмических так и эвристических приёмов умственной деятельности.
1. Какой вид обучения обеспечивается на основе чувственного и информационного опыта?
• Реальное обучение
• Опосредованное обучение
• Латентное обучение
2. Вид приема для повышения активности самостоятельной работы на занятиях, когда учащиеся проверяют знания друг друга по конкретной теме, записывают замечания и ставят оценку, называется:
• взаимоконтроль по карточкам-заданиям, составленным учащимися
• соревнование
• постановка проблемного вопроса
• использование опорных конспектов при изучении нового материала
• использование конкретных ситуаций
• взаимоконтроль в парах
3. Специально организованная познавательная деятельность всей группы или отдельной подгруппы детей – это:
• латентное обучение
• опосредованное обучение
• реальное обучение
4. Различают следующие виды познавательной активности:
• ситуативная
• репродуктивная
• интегральная
• креативная
5. Умение определять особенности физического и психического состояния детей и учитывать это в собственной деятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспитательной работы в целом относится к следующему типу педагогических функций:
• диагностическая
• материнская
• координирующая
• коммуникативная
• конструктивно-организаторская
• побудительная
• информационная
6. Установление контакта между взрослыми и детьми реализуется при помощи принципа:
• эмоциональность среды
• стабильность
• активность
• открытости – закрытости
• дистанция
• комплексирование и гибкое зонирование
7. Какой виде обучения предполагает включение широко организованной педагогики сотрудничества, игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения заданий, взаимоконтроля, взаимообучения в созданной детьми игротеке, использование различных видов праздников и досугов?
• Опосредованное обучение
• Реальное обучение
• Латентное обучение
8. Возможность пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них реализуется при помощи принципа:
• эмоциональность среды
• дистанция
• открытости – закрытости
• комплексирование и гибкое зонирование
• стабильность
• активность
9. Построение среды, которое способствует единству Человека и Природы называется:
• открытость Обществу
• открытость Природе
• открытость Культуре
10. К уровням интеллектуальной активности относятся:
• репродуктивный
• креативный
• эвристический
• теоретический
11. Умение пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала относится к следующему типу педагогических функций:
• материнская
• координирующая
• конструктивно-организаторская
• информационная
• диагностическая
• побудительная
• коммуникативная
12. Возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых реализуется при помощи принципа:
• активность
• стабильность
• эмоциональность среды
• дистанция
• комплексирование и гибкое зонирование
• открытости – закрытости
13. Активное познавательное отношение ко многим предметам как черта познавательной активности – это:
• динамичность
• действенность
• многосторонность
• глубина
14. Вид приема для повышения активности самостоятельной работы на занятиях, когда оценка выставляется за содержание и качество изготовления карточки-задания, правильность ответа и проверки знаний, называется:
• использование конкретных ситуаций
• взаимоконтроль в парах
• взаимоконтроль по карточкам-заданиям, составленным учащимися
• использование опорных конспектов при изучении нового материала
• постановка проблемного вопроса
• соревнование
15. Обеспечение положительного эмоционального состояния ребенка, в охране жизни и здоровья, доверенных педагогу детей, в обеспечении их нормального психического и физического развития относится к следующему типу педагогических функций:
• конструктивно-организаторская
• материнская
• диагностическая
• координирующая
• информационная
• побудительная
• коммуникативная
16. Принцип, который позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу – это:
• эмоциональность среды
• дистанция
• комплексирование и гибкое зонирование
• открытости – закрытости
• активность
• стабильность
17. Вид приема для повышения активности самостоятельной работы на занятиях, когда материал излагается в быстром темпе, выделяется самое главное, акцентируется внимание на основном, называется:
• использование опорных конспектов при изучении нового материала
• взаимоконтроль по карточкам-заданиям, составленным учащимися
• использование конкретных ситуаций
• постановка проблемного вопроса
• соревнование
• взаимоконтроль в парах
18. Возможность изменения среды в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач относится к принципу:
• эмоциональность среды
• дистанция
• стабильность
• комплексирование и гибкое зонирование
• открытости – закрытости
• активность
19. Мыслительная деятельность, развертывающаяся в своеобразных условиях – это:
• интеллектуальная активность
• познавательная активность
• умственная активность
20. Активная деятельность ребенка, направленная на ознакомление его с предметом или явлением как черта познавательной активности – это:
• действенность
• глубина
• многосторонность
• динамичность
Виды обучения
Виды обучения — классификация учебных процессов по какому-либо основанию.
Виды обучения могут быть выделены по разным основаниям.
Содержание
1. По общности осваиваемого обучающимися содержания образования
Фронтальное обучение может быть организовано по-разному.
На занятиях может быть абсолютный общий фронт — все обучающиеся делают одно и то же в данный промежуток времени, одним и тем же способом и одними и теми же средствами. Используемые формы организации обучения линейно сменяют друг друга, например, всему коллективу объясняется какой-либо вопрос, затем учащиеся выполняют задания в парах, после чего каждый одно и то же делает индивидуально.
Бывают фронтальные занятия и с более сложной структурой используемых форм организации обучения, когда в одно и то же время на учебном занятии наблюдается разнообразие используемых форм организации обучения или видов работ, например, с частью учеников работает учитель, часть класса действует в парах, а остальные — индивидуально. Но при этом все осваивают общую тему (вопрос).
При фронтальном обучении обеспечивается одинаковый для всех обучающихся учебный маршрут освоения учебной программы. Сдача переводных и итоговых экзаменов обычно происходит в одно и то же время.
Совокупность учебного содержания, которое изучается в коллективе в данное время (кто-то изучает одни фрагменты курса, а кто-то другие), называется масштабом отсутствия общего фронта. Масштаб отсутствия фронта может быть разным: объём раздела, года, всего курса и т. п. Чем больше масштаб отсутствия общего фронта, тем больше организация обучения носит нефронтальный характер.
2. По форме событийных ситуаций взаимодействия
Виды обучения можно различить исходя из структур общения людей в со-бытийных ситуациях. Перечень ситуаций исчерпывается следующими: опосредованное общение, общение в паре и общение в группе. В свою очередь, в группе могут быть две разные структуры взаимодействия её участников: «один говорит, делает — остальные слушают, наблюдают» (один общается с несколькими как с одним) и «каждый общается по очереди с каждым». Находящиеся рядом, но делающие автономную индивидуальную работу, группу не представляют.
Таким образом, имеют место быть только четыре следующих формы организации обучения (они названы В. К. Дьяченко базисными):
Базисные формы являются «строительным материалом». В конкретных процессах обучения используется комбинация из этих четырёх видов обучения в различных пропорциях. Определённое сочетание базисных форм представляет собой «конкретную форму организации обучения», так же как из одних и тех же кирпичей строятся разные сооружения. Это сочетание бывает как простым, так и очень сложным.
3. По особенностям учебных занятий
Это индивидуальное обучение.
Это групповое обучение.
Тест на тему «Обьект педагогики»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
D) Вся окружающая педагогическая действительность.
E) Педагогический процесс.
B) Воспитание, обучение, образование, педагогический процесс.
4. Функции педагогики – это:
A) Научно-теоретическая, технологическая.
6. Разделы общей педагогики – это:
B) Общие основы, теория воспитания, дидактика, школоведение.
7. Отрасль педагогической науки, изучающая воспитание детей и взрослых с отклонениями в физическом или психическом развитий:
8. Закономерности развития и функционирования образовательных и воспитательных систем в различных странах изучает:
A) Сравнительная педагогика.
9. Развитие педагогики как науки определило:
B) Объективная потребность в подготовке человека к жизни.
10. Основоположником педагогики как науки является: D) Коменский Я.А.
11. Развитие личности – это:
A) Количественные и качественные изменения в организме человека, происходящие во времени под воздействием различных факторов.
12. Развитие способностей и дарований школьников, главным образом, зависит от: E) Организации и осуществлении целенаправленного учебно-воспитательного процесса.
13. Развитие личности происходит целиком под воздействием окружающей среды утверждают представители:
14. Широко используемое в педагогике понятие “личность” означает:
D) Совокупность прижизненно выработанных свойств и качеств, характеризующих его общественную сущность.
15. От родителей к детям наследственно передаются: A) Тип нервной системы.
17. Биологический и духовный рост личности в процессе жизни и деятельности – это: B) Формирование.
18. Целенаправленно действует в соответствий с целями общества на развитие личности: D) Воспитание.
19. Из ниже перечисленных факторов меньше всего влияет на формирование личности – это: B) Географическая среда.
20. Ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в подростковом возрасте – это: B) Акселерация.
21. Бурный рост и развитие организма, половое созревание происходят в возрасте:
22. Раскрывает стратегию, направление и пути решения исследовательской задачи:
A) Методологические подходы и принципы.
23. Целенаправленное восприятие педагогических явлений для получения объективной информации об изучаемом объекте – это: E) Наблюдение.
24. К методу научно-педагогического наблюдения можно отнести наблюдение:
C) Классного руководителя за коллективом учеников по определенной схеме с конкретной целью, регистрацией и обработкой данных.
25. Научно поставленный опыт воспитания или обучения в точно учитываемых условиях, сопоставляемый с аналогичным опытом в других условиях или на другом контрольном объекте – это:
26. Естественный эксперимент в педагогике – это: A) Научно организованный опыт проверки гипотезы без нарушения педагогического процесса.
27. Вид эксперимента, определяющий фактическое состояние педагогического процесса –это: C) Констатирующий.
28. Метод опроса – это: A) Анкетирование.
29. Анализ исследователем дневников, сочинений, творческих работ и т.д. относится:
C) К изучению продуктов деятельности.
30. Процесс вхождения индивида в социальную среду, овладение навыками, преобразование реально существующих отношений в качества личности – это:
31. Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида – это: C) Личность.
32. “Момент становления” личности является: D) Элементарной единице педагогического процесса.
33. Функции педагогического процесса – это: A) Образовательная, развивающая, воспитательная.
36. Движущие силы педагогического процесса – это: A) Объективные и субъективные противоречия, возникающие в педагогическом процессе.
37. Закономерности педагогического процесса – это: B) Объективные, повторяющиеся связи между педагогическими явлениями.
39. Целью воспитания является: A) То, к чему стремится воспитание.
40. Основной фактор, определяющее цель воспитания – это: А) Политика, идеология государства.
41. Общая цель воспитания – это:
D) Воспитание всесторонне, гармонически развитой личности.
42. Научное мировоззрение – это:
B) Система норм, ценностей, идеалов и научных знаний личности об окружающем мире и месте человека в нем.
43. Целенаправленный, планомерно организуемый процесс формирования личности – это: A) Воспитание.
44. Движущие силы процесса воспитания – это: D) Разрешение противоречии, возникающих в воспитательном процессе.
45. Нравственное воспитание – это:
D) Процесс формирования моральных качеств, нравственных черт характера, навыков и привычек поведения.
46. Воспитание чувства прекрасного в искусстве и быту – это: C) Задача эстетического воспитания.
47. Целенаправленный, целеполагаемый процесс формирования личности – это:
48. Авторитарное воспитание, либеральное воспитание, демократическое воспитание, свободное воспитание классифицированы по признаку:
E) По стилю взаимоотношении.
49. Нравственное, трудовое, умственное, физическое воспитание – это: C) Направления воспитания.
50. Степень соответствия личностного развития школьника поставленным педагогами целям воспитания является: B) Воспитанностью.
51. Воспитание положительного отношения, ответственности к окружающей природной среде C) Задача экологического воспитания.
52. Воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими – это:
B) Семейное воспитание.
53. Воспитание, осуществляемое в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития – это:
B) Физическое воспитание.
54. Трудовое воспитание – это:
E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
55. Предметы, ситуации, преднамеренно включенные в воспитательный процесс – это: B) Средства воспитания.
56. Семейное воспитание, религиозное воспитание, школьное воспитание, внешкольное воспитание, классифицируются по признаку:
B) По институциональному признаку.
57. Способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанника с целью выработки у него заданных целью воспитания качеств – это:
A) Метод воспитания.
58. К группе методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения относятся:
59. К классу методов формирования нравственного сознания школьников относятся: E) Убеждение.
60. К классу методов стимулирования поведения школьников относятся:
61. К методам воспитания не относится:
62. Упражнение как метод воспитания – это: C) Многократное повторение определенных действий и поступков с целью формирования умений, навыков и привычек.
D) Стимулирования деятельности и поведения.
В) Способ педагогического воздействия на воспитанника, выражающий положительную оценку его поведения с позиций интересов одноклассников и с целью закрепления положительных качеств.
65. Сознательная деятельность человека, направленная на развитие у себя положительных качеств
личности – это: A) Самовоспитание.
66. К группе методов формирования опыта поведения школьников относится:
67. Соревнование – это: C) Метод формирования и закрепления необходимых качеств личности в процессе сравнения собственных результатов с достижениями других участников.
68. Метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, вызывать чувство вины перед собой и другими – это: C) Наказание.
69. Метод формирования и закрепления необходимых качеств личности путем сравнения собственных результатов с достижениями других – это:
70. Вариант организации конкретного воспитательного процесса – это:
C) Формы воспитания.
71. Кто из педагогов разработал теорию воспитательного коллектива:
72. Организация перспективных устремлений воспитанников – это:
D) Постановка практических задач перед коллективом.
73. Сущность принципа параллельного воздействия – это: D) Влияние на воспитанника через коллектив, актив коллектива и членов коллектива.
74. Коллектив – это: C) Устойчивая группа, характеризующаяся наличием совместной устремленности к социально-значимым целям, совместной общественно-полезной деятельности, отношений ответственной зависимости.
75. Сколько этапов в развитии коллектива выделяет А.С.Макаренко? B) 3.
76. О каком плане учителя идет речь, если в нем отражены различные виды внеклассной деятельности учащихся и другие мероприятия? В) Плане воспитательной работы классного руководителя.
77. Автор методики коллективных творческих дел: B) И.П.Иванов.
B) Личностный подход в воспитании.
79. Направления работы классного руководителя: E) Все ответы верны.
80. К методам формирования сознания не относится: D) Педагогическое требование.
81. Совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в государстве, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают называется:
C) Система образования.
82. Наука о преподавании и учении, как системе корректно обоснованных утверждений и гипотез, касающихся явлений и закономерностей преподавания-учения, способов их преобразования – это: C) Дидактика.
83. Предметом дидактики является:
C) Обучение человека.
84. Вычлените из нижеследующего категорию “дидактики”:
D) Содержание образования.
B) Теорию обучения и образования.
86. Дидактическая система, в которой доминирующую роль играет преподавание – это: В) Традиционная.
87. Деятельность по организации учения и руководству самостоятельной работой учащихся – это: В) Преподавание.
88. Учение является одной из сторон обучения. Вторая сторона обучения – это: B) Преподавание.
89. Методологическая основа процесса обучения: A) Теория познания
90. Сколько функций обучения выделяет дидактика: C) Три.
91. Движущими силами учебного процесса являются: B) Противоречия между учебными задачами и наличным уровнем знаний.
92. К какому принципу вы отнесете правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному:
93. Принцип обучения – это:
C) Основополагающее требование к практической организации учебного процесса.
94. К какому принципу вы отнесете правило: “В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду?
95. Какой принцип обучения требует привлечения всех органов чувств к восприятию учебного материала?
96. Общественно-нормируемый процесс овладения научными знаниями, практическими умениями и навыками, развития познавательных способностей и формирования общей культуры – это: A) Образование.
97. Научность и доступность, систематичность и последовательность, целенаправленность единства чувственного, логического и практики, прочность, сознательность и активность – это:
E) Принципы обучения.
98. Часть целостно педагогического процесса, состоящая из преподавательской деятельности учителя и руководимой им познавательной деятельности ученика – это: A) Обучение.
99. Активный познавательный процесс в котором проявляются и формируется умственные силы ученика, моральные и волевые черты характера, свойства его личности, называется: C) Учением.
100. Восприятие, осмысление, обобщение, закрепление, применение на практике – это: D) Этапы процесса усвоения знаний.
101. Не является структурным компонентом процесса обучения:
E) Закономерности обучения.
102. Определить содержание образования значит решить вопрос:
103. Система научных знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми учащиеся должны овладеть в процессе обучения – это: B) Содержание образования.
104. Факторы, влияющие на определение содержания образования – это:
E) Потребности общества и личности.
105. Теория диалектического материализма определяет цель обучения как: C) Передача знаний из различных областей наук.
106. Государственный документ, который устанавливает состав учебных предметов по годам их изучения, количество часов, отводимых на них – это: В) Учебный план.
107. Документ, содержащий объяснительную записку о целях изучения предмета, основных требованиях к знаниям, умениям, навыкам, рекомендации о формах и методах обучения, тематическое содержание учебного материала, ориентировочное время для изучения отдельных вопросов – это:
B) Учебная программа.
108. Способ согласованной деятельности учителя и ученика, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме, называется: В) Форма обучения.
109. Кто является основателем классно-урочной системы обучения:
110. Почему классно-урочная форма организации обучения является главной (основной): A) Потому, что именно на уроке, а не в кружке или в процессе домашней самостоятельной работы идет реализация поставленных целей.
111. Какая из ниже перечисленных форм обучения в школе признается дидактикой в качестве основной ведущей: C) Урок.
112. Форме организации обучения не относится: E) Наблюдение.
113. Форма организации учебной работы учащихся на уроке – это:
C) Индивидуальная, групповая и фронтальная.
114. Определите основные признаки урока, выбрав наиболее полный ответ:
A) Уроком называется форма организации обучения, при которой учитель ведет занятия с постоянным составом учащихся, имеющих примерно одинаковый уровень развития, по твердому расписанию и установленному регламенту.
115. Структура урока – это:
C) Соотношение и последовательность проведения частей, моментов урока, способствующих выполнению учебных задач.
116. Тип и структуру урока проще всего определить по: A) Дидактическим целям.
117. В каком типе уроков присутствуют следующие этапы: 1) проверка выполнения домашнего задания и опрос учащихся в целях проверки знаний; 2) изложение нового материала; 3) закрепление новых знаний: В) Комбинированный урок.
E) Урока формирования новых знаний.
119. Процесс заранее запроектированного общения педагога и учащихся с целью формирования и развития у учащихся системы научных знаний, практических умений и навыков, личностных качеств и опыта творческой деятельности – есть:
120. Какие документы определяют содержание образования:
C) Учебный план, учебная программа.
121. Путь достижения цели и задач обучения – это: A) Метод обучения.
122. Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:
123. Упражнение, лабораторная работа, практическая работа – это:
C) Практические методы.
124. Словесные, наглядные и практические методы. Признак классификации:
125. Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские методы. Признак классификации: C) Тип познавательной деятельности.
126. Метод обучения, при котором учитель ставит перед учениками проблему, сам показывает пути ее решения, раскрывая возникающие противоречия – это:
A) Проблемное изложение.
127. Метод управления учебной деятельностью школьника при помощи разнообразных и повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные задания:
128. Методы обучения, при которых источником знаний является устное или печатное слово – это:
C) Словесные методы.
129. Индивидуализация обучения – это: C) Организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
130. Какой метод обучения используется если учащиеся под руководством учителя проделывают опыты или выполняют задании: В) Лабораторный метод.
131. Какой метод обучения использует учитель, если этот метод включает пояснение, анализ, истолкование и доказательство различных положений излагаемого материала: A) Объяснение.
132. Учебная беседа, в ходе которой вопросы задают преимущественно ученики: D) Диалог.
133. Диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение изученного:
134. Что из ниже приведенного не является дидактическим принципом:
135. Урок, лекция, семинар, лабораторное занятие, зачет, экзамен относят к: A) Конкретным формам организации обучения.
137. Метод обучения – это:
E) Способ взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, при помощи которого достигается усвоение знаний, умений и навыков, развитие познавательных процессов, личных качеств учащихся.
138. Объяснение – это:
C) Метод обучения, заключающийся в раскрытии теоретических положений, выведении доказательств и инструктирования.
A) Содержание образования.
140. Процесс активного целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся, в ходе которого формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, личностные качества – это: A) Обучение.
141. Процесс, в котором на основе познания, опыта и упражнений возникают новые формы поведения и деятельности или изменяются старые – это: В) Учение.
142. Понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятии, законов, закономерностей есть: В) Знание.
143. Опыт осуществления способов деятельности – это:
D) Средств обучения.
145. Цель программированного обучения – это: C) Управление обучением, увеличение степени самостоятельности учащихся индивидуализация обучения.
146. Самостоятельная учебная работа учащихся – это: B) Форма учебной деятельности, осуществляемой без непосредственного участия учителя.
147. Двусторонний характер обучения проявляется в тесном взаимодействии:
C) Преподавания и учения.
148. Кто автор дидактического труда “Великая дидактика”:
149. Что из ниже перечисленного не является дидактическим принципом:
150. Структура урока зависит от:
151. Владение способом деятельности – это: A) Умение.
152. Обучение, при котором передача содержания материала осуществляется небольшими, логически завершенными дозами, называется:
153. Проблемное обучение – это:
D) Организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся сочетающейся с усвоением готовых выводов науки.
154. Текущий контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль – это:
155. Формы контроля – это:
C) Индивидуальный, групповой, фронтальный.
156. Определение результативности обучения в единстве с условиями его протекания – это: D) Диагностика.
157. Оценивание – это:
A) Процесс проверки.
158. Принцип, требующий осуществления контроля на всех этапах дидактического процесса – это: B) Систематичность.
159. Устный контроль, письменный контроль, практическая работа – это:
160. Диктант – это: A) Метод контроля.
161. Определите вид опроса учащихся, если для ответа вызвано сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, один-два готовятся к ответу у классной доски, а остальные выполняют за партами индивидуальные письменные или практические задания учителя:
A) Уплотненный (комбинированный).
162. Проблемная ситуация – это:
C) Психологическое состояние затруднения, невозможность объяснить факт или решить задачу опорой на имеющиеся знания.
163. Сформулировать проблему – это:
B) Определить, что дано, что известно и что требует решения.
164. Дидактический тест – это:
A) Набор стандартизированных заданий по определенному материалу.
165. Валидность, надежность и объективность – это:
B) Требования к тестам.
166. Валидность теста – это:
D) Измерение тех знаний, для которого разработана тест.
167. Надежность теста зависит от:
C) Количества заданий.
168. Усвоение понятий, фактов, теории, закономерностей – это: A) Показатели сформированности знаний.
169. Создание стрессовых ситуаций, присутствие элемента случайности характерны: A) Устному экзамену.
170. Необходимость домашней учебной работы обусловлена: A) Невозможностью на уроке достаточно прочно закреплять полученные учениками знания, умения, навыки.
171. В структуру процесса обучения как системного процесса входит:
172. Функции контроля – это:
E) Стимулирования, диагностическая, образовательная, воспитательная.
173. Независимость определения результатов обучения от личности учителя – это принцип контроля: A) Объективности.
174. Систематическая проверка и оценка усвоения учебного материала на каждом уроке – это: A) Текущий контроль.
175. Систематическое, планомерное, сознательно взаимодействие субъектов управления различных
176. Основополагающие правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления – это:
B) Принципы управления.
177. Свод правил, определяющие устройство и деятельность образовательных учреждении – это: A) Устав.
178. Демократизация и гуманизация, системность и целостность, разумное сочетание децентрализации и централизации, единство единоначалия и коллегиальности, объективность и полнота информации – это: D) Принципы управления.
179. Уровни системы управления – это: B) Директор школы, заместители директора, учителя, ученики.
180. Совет школы – это:
A) Коллегиальный орган.
181. Принцип управления, направленной на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении – это:
B) Единство единоначалия и коллегиальности.
D) Демократизаций и гуманизаций.
183. Прием на работу и увольнение учителей – это: E) Фyнкция директора.
184. Форма организации методической работы в школе:
E) Методический совет, предметные методические объединения, проблемный семинар, единый методический день.
185. Повышение методического уровня учителей – это функция:
C) Методического совета.
186. Заместителей директора назначает: C) Директор школы.
187. Виды планов работы школы – это: D) Перспективный, годовой, текущий.
188. Постоянно действующий орган, занимающийся организацией учебно-воспитательного процесс и его совершенствованием – это:
B) Педагогический совет.
189. Годовой план работы утверждает:
A) Педагогический совет.
190. Председатель педагогического совета – это: C) Директор школы.
191. В состав предметно-методического объединения входят:
B) Учителя одного или нескольких предметов.
192. К форме организации методической работы в школе не относится: E) Совет школы.
193. Сущность педагогического анализа – это: C) Изучение состояния и тенденции развития педагогического процесса, оценка результатов и выработка рекомендации.
194. Работа педагогического совета школы планируется в:
A) Годовом плане учебно-воспитательной работы школы.
195. На обеспечение единства теоретической методической подготовки учителя ориентированы:
D) Проблемные семинары и практикумы.
196. Изучение конкретного направления в системе деятельности учителя, коллектива школы – это:
D) Тематический контроль.
197. Всестороннее изучение всех направлений деятельности учителя, коллектива школы – это:
E) Фронтальный контроль.
198. Изучение школьной документации, устный и письменный контроль, анкетирование – это:
D) Методы внутришкольного контроля.
199. Объект педагогического анализа – это: D) Урок, воспитательные мероприятия.
200. Представитель педагогики, разработавший теорию коллектива: