какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах

Психоаналитический подход к развитию личности

Психоанализ изначально возник как метод лечения, но вскоре был воспринят как средство получения психологических фактов, которые легли в основу новой психологической системы.
3. Фрейд, анализируя свободные ассоциации пациентов, пришел к выводу, что болезни взрослого человека сводятся к переживаниям детства.
Основу теоретической концепции психоанализа составляет открытие бессознательного и сексуального начала. К бессознательному ученый отнес неспособность пациентов понимать истинное значение того, что они говорят и что делают.

Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т. п.
В модели личности Фрейд выделил три основных компонента: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это носитель инстинктов, «бурлящий котел влечений».

какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах. Смотреть фото какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах. Смотреть картинку какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах. Картинка про какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах. Фото какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазахБудучи иррациональным и бессознательным, «Оно» подчиняется принципу удовольствия. «Я» следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. «СверхЯ» – это критик, цензор и носитель моральных норм.

Требования к «Я» со стороны «Оно», «Сверх-Я» и реальности несовместимы, поэтому возникает внутренний конфликт, который может решиться с помощью «защитных механизмов», таких, как вытеснение, проекция, регрессия,
сублимация.

В понимании Фрейда личность – это взаимодействие побуждающих и сдерживающих сил. Все стадии психического развития человека, по его мнению, связаны с сексуальным развитием.

Оральная стадия (от рождения до 1 года).

Фрейд считал, что на этой стадии основной источник удовольствия сосредоточивается на зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз – ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. На ранней фазе присутствует действие сосания, на поздней – укус. Источник неудовольствия связан с невозможностью матери сразу удовлетворить желание ребенка. На этой стадии «Я» постепенно отсоединяется от «Оно». Эрогенной зоной является рот.

Анальная стадия (1–3 года).

Она состоит из двух фаз. Либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. «Я» ребенка обучается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. На этой стадии полностью образована инстанция «Я», и она может контролировать импульсы «Оно». Социальное принуждение,
наказание родителей и страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе запреты. Начинает формироваться «Сверх-Я».

Фаллическая стадия (3–5 лет).

Это высшая ступень детской сексуальности, главной эрогенной зоной выступают генитальные органы. Родители противоположного с ребенком пола становятся первыми, кто привлекает их внимание в качестве объекта любви. 3. Фрейд такую привязанность у мальчиков назвал «эдиповым комплексом», а у девочек «комплексом Электры».

какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах. Смотреть фото какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах. Смотреть картинку какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах. Картинка про какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах. Фото какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах

Но в конце этой стадии происходят освобождение от «эдипова комплекса» из-за страха кастрации, ребенок вынужден
отказаться от влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. После этого полностью дифференцируется инстанция «Сверх-Я».

Латентная стадия (5-12 лет).

Отмечается снижение полового интереса, инстанция «Я» полностью контролирует потребности «Оно». Энергия либидо (влечения) переносится на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми, на освоение общечеловеческого опыта.

Генитальная стадия (12–18 лет).

3. Фрейд считал, что подросток стремится к одной цели – нормальному сексуальному общению; в этот
период все эрогенные зоны объединяются. Если осуществление нормального сексуального общения затруднено, тогда можно наблюдать феномены фиксации или регресса к одной из предыдущих стадий. На этой стадии инстанция «Я» должна бороться против агрессивных импульсов «Оно», которое вновь дает о себе знать. Нормальное развитие происходит с помощью механизма
сублимации. Другие механизмы порождают патологические характеры.

Концепция развития 3. Фрейда – это динамическая концепция, в которой показано, что в развитии человека главную роль играет другой человек, а не предметы, которые его окружают. В этом – одно из главных ее достоинств.

Психоанализом занимались такие ученые, как К. Юнг, А. Адлер, К.Хорни. С.Д. Смирнов провел анализ движущих сил и условий развития личности в зарубежных концепциях.

Были сделаны следующие выводы:
• по 3. Фрейду, основой индивидуального и личностного развития являются врожденные влечения и инстинкты, где единственным источником психической энергии признают биологическое влечение
(либидо);
• по К. Юнгу, развитие есть «индивидуализация» как дифференциация от общности. Конечная цель индивидуализации –достижение высшей точки «самости», целостности и полного единства всех психических структур;
• по А. Адлеру, человеку от рождения присуще «чувство общности», или «общественное чувство», которое побуждает его войти в общество, преодолеть чувство собственной неполноценности, обычно возникающее в первые годы жизни, и добиться превосходства за счет разного рода компенсаций;
• по К. Хорни, основным источником энергии для развития личности является чувство беспокойства, неуютности, «коренной тревоги» и порождаемое им стремление к безопасности и т. д.

Исследования Анны Фрейд.

Дочь 3. Фрейда Анна Фрейд (1895–1982) продолжила и развила классическую теорию и практику психоанализа. В инстинктивной части личности она выделила сексуальную и агрессивную составляющие.

Анна Фрейд считала также, что каждая фаза развития ребенка есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничениями социального окружения.

Продвижение от одного принципа к другому возможно только тогда, когда различные функции «Я» достигнут определенных ступеней развития. Примером этому может служить следующее: с развитием памяти ребенок может действовать на основе опыта и предвидения, обретение речи делает его членом общества, логика способствует пониманию причины и следствия, и поэтому приспособление к миру становится осознанным и адекватным.

Становление принципа реальности и мыслительных процессов открывает путь к появлению новых механизмов социализации: имитации (подражания), идентификации (принятия роли), интроекции (принятия на себя чувств другого человека).

Эти механизмы способствуют образованию «Сверх-Я». Возникновение этой инстанции означает для ребенка решающий прогресс в его социализации. Было доказано также, что на развитие ребенка оказывают влияние индивидуальные пристрастия и антипатии матери.
По мнению А. Фрейд, негармоничное личностное развитие основывается на следующих причинах: неравномерный прогресс по линии развития, неравномерно длящиеся регрессии, особенности обособления внутренних инстанций друг от друга и формирование связей между ними и др.

Источник

Рассмотрение психоаналитической теории развития личности Фрейда

Психоанализ возник в начале прошлого столетия и воспринимается как одно из ярких течений в психологии. Однако предпосылки для его развития наблюдались еще в рамках ассоциативного подхода. Разберем психоаналитическую теорию личности более подробно.

Основы психоаналитической теории

Ассоциативные психологи считали, что психическая жизнь ребенка носит сознательный характер. Основной принцип же заключался в тождестве детской психики и самого сознания. В то же время утверждение принципа тождественности автоматически становилось причиной и отрицания данного принципа, а именно для формулировки положения, согласно которому не вся психика тождественна сознанию. Это положение стало причиной возникновения и развития психоанализа.

Следовательно, данная теория может рассматриваться как полностью независимая от социальной психологии, однако возможность ее появления заложена в рамках ассоциативной точки зрения.

Психоаналитическая теория личности образовалась благодаря З. Фрейду (S. Freud). Ученый в своей практике часто сталкивался с жалобами пациентов на паралич рук и прочие нарушения, которые нельзя было объяснить с точки зрения медицины.

Жалобы во многом были связаны с наличием повреждений нервной ткани, хотя в реальности такие повреждения отсутствовали.

Фрейд пытался разобраться, чем могли быть вызваны жалобы, если явных предпосылок к ним не находилось. Чтобы достичь успеха в своих изысканиях ученый обратился к работам Ж. Шарко, который применял гипноз при работе со своими пациентами. Шарко выявил, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить симптомы какого-либо заболевания, то после завершения гипнотического сеанса человек будет в реальности демонстрировать внушенное ему.

Таким образом, на основании работ Шарко удалось установить, что подобные нарушения в жизнедеятельности человека могли основываться на бессознательном мышлении.

Психоаналитическая теория

Идея бессознательного легла в основу психоаналитической теории Фрейда. Ученый выдвинул предположение о том, что каждый человек обладает мыслями, отражающими желания и стремления о которых даже не подозревает владелец.

Фрейд дал определение области психики, в которой содержатся подобные мысли – бессознательное.

Ключевая особенность бессознательных мыслей заключается в их влиянии на человеческое поведение с не меньшей силой, чем сознательные умозаключения.

Таким образом, действия человека может обуславливаться не только осознанными побуждениями, но и мотивами, которые остаются незамеченными, в которых человек не отдает себе отчет. А Фрейд, разделив психику на сознательное и бессознательное смог объяснить поведенческие отклонения у своих пациентов.

Зигмунд Фрейд выдвинул предположение, что если человек в повседневной жизни вынужден сталкиваться с неразрешимой проблемой, вызывающей тяжелые переживания, он находит выход, вытесняя травмирующие мысли из сознательной в бессознательную часть психики, тем самым стараясь избежать болезненных эмоциональных переживаний.

Иными словами, человек старается отрешиться от плохих мыслей, замещая их более позитивными сторонами действительности, постепенно забывая о травмирующих переживаниях и возвращая себе комфорт.

Однако, вытесненная в бессознательное проблема все еще остается не решенной, продолжая существовать, как в случае с пациентами под гипнозом. С одной стороны, отодвинутые в бессознательное, переживания облегчили жизнь пациентов, а с другой, накапливаясь, они начали проявлять себя, провоцируя недуги, в том числе параличи, боли в спине и прочее. Фрейд первым сделал заключение о том, что такие, не поддающиеся медицинскому объяснению, симптомы могут быть вызваны неразрешенными жизненными сложностями, которые были оттеснены в бессознательное.

Для лечения пациента необходимо было погрузить его в воспоминания об исходной проблеме и заставить осознать ее причину. Ученым был предложен способ выявления конфликтов в бессознательном. Методика основывалась на свободном рассказе пациента о своих мыслях, без попытки их критиковать или анализировать. В процессе рассказа психолог внимательно слушал и определял бессознательные конфликты в словах пациента. данная методика была названа «метод свободных ассоциаций».

Помимо рассказов пациентов о жизни, он также подвергал анализу и их сновидения, полагая, что в них находят отражение внутренние конфликты человека.

Сферы психики

Основываясь на своих исследованиях и практических изысканиях, Фрейд выделил три основные сферы психики, представляющие собой основные силы, управляющие поведением человека. Ученый дал им определения, которые разберем подробнее.

Ид или оно является источником активности ребенка, содержащим в себе энергию, необходимую для всевозможных действий.

Бренд, в свою очередь, выделял положительную энергию (позитивную, созидательную, энергию либидо) и негативную (разрушительную), которая выступала источником любого деструктивного поведения.

По мнению Фрейда, описанные Брендом виды энергии, произрастают от инстинкта жизни и смерти.

В момент рождения ребенок обладает только Ид, который и определяет всю психику новорожденного. Главная идея заключается в том, что ребенок осуществляет деятельность по принципу удовольствия или неудовольствия. Следовательно, он стремится к положительному и старается избегать всего негативного. Поскольку в основу Ид заложены инстинкты, то и вся деятельность ребенка является инстинктивной, влекущей к положительным переживаниям. Данные инстинктивные состояния характеризуются фазами:

В качестве примера рассмотрения фаз, можно привести структуру пищевого поведения человека.

Если человек долго не ест, к нему приходит чувство голода, вызывающее стремление поиска пищи – фаза напряжения инстинкта. После наступает фаза удовлетворения в процессе поглощения пищи и постепенного насыщение. В итоге, приходит чувство сытости, человек забывает о необходимости принимать пищу – фаза релаксации.

В процессе смены фаз происходит расходование инстинктивной энергии либидо, что вызывает чувство удовлетворения у человека. Любой инстинктивный акт, как предполагал Фрейд, сопровождается удовольствием в процессе расходования инстинктивной энергии. Ключевая особенность в интерпретации инстинкта Фрейдом заключается в том, что чувство удовольствия возникает не благодаря тому, что человек употребляет пищу, а вследствие растрачивания собственной энергии в процессе приема. Это связано с механизмом снятия напряжения вызванного возникновением соответствующего желания.

У новорожденного фактически присутствует только два переживания: приятное и неприятное. Они ведут его по жизни, заставляя, так или иначе, выполнять конкретную деятельность, связанную с приятными или неприятными ощущениями. При этом ребенок не имеет понятия о различии окружающих его объектах, границах его собственного тела и объектов взаимодействия. Единственные реакции, которые может показывать ребенок – это крик, глотание, неконтролируемые движения конечностей.

Когда новорожденный чувствует голод, что является для него неприятным переживанием, он плачет до того момента, пока чувство голода не будет утолено. Спустя какое-то время цикл голод-кормление-снижение напряжения воспроизводится вновь.

Многие психоаналитики придерживаются мнения, что со временем вкус, запах, вид еды и кормящего фиксируются в памяти ребенка. Под воздействием такого циклического процесса у ребенка формируется представление о тех объектах, с которыми связаны положительные переживания. Подобное становится причиной того, что ребенок при виде матери начинает радоваться. За такой эмоциональной реакцией стоит ожидание того, что ее присутствие является причиной получения удовольствия.

На начальном этапе ребенок еще не имеет различий между разумными, одобряемыми способами получения удовольствия и не одобряемыми. Главная его задача заключается в избавлении от напряжения и получении удовольствия в момент его разрядки.

Эго или «Я» – это часть психики, которая существует по законам реальности.

В Эго представлены объекты, которые являются частью реальности и способны удовлетворять желания, т. е. в Эго содержится совокупность образов всех объектов, способных удовлетворить желания Ид. Фрейд отмечал, что Эго формируется из Ид, а именно тогда, когда ребенок в процессе удовлетворения Ид желаний стремится не только получить удовольствие и избежать негативных переживания, но и учитывает при этом окружающие условия. Учет этих условий основан на различии ребенком объектов, вызывающих негативные и позитивные переживания.

Подобное позволяет ребенку принимать решения в конфликтных ситуациях, когда его потребности вступают в противоречие с текущими обстоятельствами или условиями.

Таким образом, при помощи Эго ребенок оказывается способным анализировать окружающую среду и оценивать ее с учетом возможности удовлетворения своих Ид потребностей.

С точки зрения психологического анализа развитие Эго заключается в установлении ребенком все большего количества ассоциаций между образами объектов способных удовлетворить потребности Ид, и положительными или отрицательными эмоциями от процесса удовлетворения. С возрастанием количества таких потребностей у Эго ребенка появляется возможность прогнозировать, какие переживания вызовет тот или иной объект. Так, Эго начинает управлять поведением ребенка в зависимости от того, какие объекты на данный момент находятся в его ближайшем окружении.

Суперэго

Суперэго или Сверх-«Я» подразумевает, что ребенок рождается не имея представления о понятиях «хорошо» и «плохо». Он не имеет внутреннего голоса, способного направить на правильные поступки в тех или иных ситуациях. Вследствие чего маленький ребенок не склонен к переживанию чувства вины или стыда при нарушении общественно установленных правил. Вместе с этим в процессе взросления у ребенка начинает развиваться чувство гордости, грусти, стыда, вины. На протяжении всего детства происходит становление системы моральных ценностей, которые перенимаются у окружающих его взрослых. Данная система ценностей и носит название Суперэго по Фрейду.

Ученый предполагал, что формирующееся из Эго Суперэго, является контролирующим компонентом, роль которого ранее на себя брали взрослые. Если изначально поведение регулировалось через систему поощрений и наказаний, то далее эту роль будет исполнять Суперэго.

Если поведение не соответствует общеустановленным моральным принципам, то Суперэго вызывает чувство вины, страха или стыда, таким образом, наказывая ребенка. Соблюдение же регламентированных обществом правил, напротив, сопровождается чувствами гордости и самоудовлетворения, вызванными Суперэго.

Следовательно, поведение детей, с точки зрения З. Фрейда является результатом плотного взаимодействия Ид, Эго и Суперэго.

Источник

Периодизация возрастного развития по Фрейду

ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ПО ФРЕЙДУ

Что же происходит в телесном созревании? Рождается зрелая сексуальность. Тело человека не одинаково чувствительно к удовольствиям. Есть отдельные участки, которые наиболее чувствительны к телесному наслаждению. Он называет их эрогенными зонами. Телесное созревание, по Фрейду, заключается в том, что эрогенные зоны созревают понемногу: сначала вступает в силу один участок, потом следующий и зрелая сексуальность, которая проявляется где-то к 18 годам, заключается в том, что все эрогенные зоны действуют согласованно, в едином комплексе и именно к этому человек идет.

ОРАЛЬНАЯ СТАДИЯ (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ГОДА)

Например, человечек тревожится и волнуется, что его успокоит лучше всего? Сигарета. Сейчас говорят о психологической подоплеке этой зависимости. Это проявление фиксации.

То есть первое это фиксация и это фиксация незрелых способов успокоения и получения удовольствия в случае запрета. В случае же чрезмерного запрета, Фрейд говорит, что формируются личностные качества.

В то же время, нужно критически подходить ко всему тому, что говорит Фрейд. Да, это, по всей видимости есть. Но Фрейд делал свои выводы на основе нескольких случаев. Поэтому, наверное, не стоит говорить о том, что это закон.

Как относиться к этому? Отдельный клинический случай мы отрицать не будем. Все педагоги, ораторы, певцы попадают заведомо в оральный тип личности. Потому что что это за удовольствие, три часа стоять и раздражать зону рта.

АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

А про черты личности Фрейд говорит, что это настоящие арийцы. Что за люди, которые выросли в ситуации сверх-жесткого ограничения? Пунктуальные, ответственные, доводящие дело до конца, не терпящие халатности. Откуда эта жесткость самоограничений? Конечно, от внешнего запрета.

Фрейд пишет, что все беды от не вообще запретов (они должны быть), а от слишком жестких запретов. Наверное правильно выдвигать требования, но быть терпимым к несовершенству ребенка до поры до времени. Если мы не начнем требовать, он и не научится. То есть мы требования то выставляем. Но не надо фрустрировать вообще потребность ребенка, не надо доводить его до невротизации и желания протеста.

ФАЛЛИЧЕСКАЯ СТАДИЯ (С 3 ДО 7 ЛЕТ)

Самая драматическая стадия. Следующий скачок в телесном созревании. Произошло нормативное телесное созревание и эрогенная зона уже концентрируется не на выделительных, а на половых органах. Если почитаешь тексты Фрейда, возникает куча вопросов. Потому что он буквально пишет, что у ребенка появляется сексуальное влечение. Но ничего такого он не имеет в виду. До сих пор он трактует сексуальность в широком смысле слова.

И Фрейд пишет: «У ребенка появляется сексуальное влечение к родителю противоположного пола» Фрейд, конечно, говорит об особом отношении, ему нужно это внимание и ласка, он направлен на этого родителя.

Фрейд, при всей его физиологичности, говорит о том, что получение удовольствия связано с определенными отношениями с другим человеком. Да, можно себя удовлетворять сексуально, но получите ли вы столько же удовольствия, как с другим человеком? Это не то удовольствие. И это не просто физиология, а личностное начало.

Тоже самое с мальчиком. Давайте не будем его ласкать и целовать. Вырастет у нас мужественный мальчик? Нет, у нас вырастет мужчина, которому не хватает именно этого, который будет ждать от своей супруги, чтобы она его приласкала и поцеловала.

В любом случае, ребенок будет искать партнера, похожего на родителя противоположного пола. Потому что для ребенка лучший партнер это родитель. И выйти за рамки этого треугольника ребенок может только в подростковом возрасте.

Если вернуться к пациентам Фрейда, вполне можно себе представить, что человек прошел через все это и сейчас его лечат психотерапевты. Но Фрейд говорит, что все проходят через эту стадию. То есть он хочет сказать, что шесть лет, это возраст, когда все мы хорошо себя помним и не помним, чтобы у нас были какие-то подобные чувства. Фрейд скажет, что мы и не можем это помнить, потому что эти переживания вытеснены в бессознательное. Конечно, мы не можем о них помнить, иначе нам было бы очень трудно с ними жить.

ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ (7 ДО 12 ЛЕТ)

Мы не будем про нее много говорить, потому что Фрейд про нее мало пишет. Он говорит, что она латентная, то есть скрытая. В его клинической практике не было пациентов, которые пришли бы с переживаниями, полученными в этом возрасте. Но раз он не видел особенных переживаний, он мог сказать что их и нет. Почему же нет переживаний?

ГЕНИТАЛЬНАЯ СТАДИЯ (ОТ НАЧАЛА ПУБЕРТАТНОГО ПЕРИОДА

Это стадия, на которой достигается та самая зрелая сексуальность. Это та стадия, на которой тело созревает настолько, что все эрогенные зоны объединяются, составляя единый комплекс и раздражение одной зоны откликается во всех остальных.

Что с личностным развитием происходит? В этот период, мы начинаем вслед за Фрейдом говорить о сексуальном влечении в узком смысле этого слова. Появляется физическое влечение к противоположному полу и с этим ничего не поделаешь. На этой стадии важно, чтобы это влечение вырвалось за рамки семейного треугольника. Нормой развития считается то, чтобы человек перестал получать удовольствие только от общения с близкими родственниками. В норме, у подростка появляется влечение к представителю противоположного пола, но не к родителю.

Фрейд пишет о том, что у подростка должно появиться представление об этом сексуальном поведении. Откуда оно возьмется? Фрейд пишет о том, что подростки начинают ходить в музеи, где они могут увидеть обнаженную натуру. Получается, что в самой этой форме нет ничего угрожающего. Фрейд говорит, что эта фантазия никак не связана с реальным поведением. Даже Фрейд говорит о том, что есть романтический период в отношениях и какими бы ни были сексуальные фантазии, к реальным отношениям любви они не имеют отношения.

Источник

Стадии психосексуального развития по Фрейду. Что важно знать родителям!

какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах. Смотреть фото какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах. Смотреть картинку какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах. Картинка про какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах. Фото какой возраст в развитии личности человека описывает психоаналитическое учение о фазах Елена Кириллина
Стадии психосексуального развития по Фрейду. Что важно знать родителям!

Поговорим немного о стадиях психосексуального развития ребёнка (по Фрейду)

Современные родители знают, какое огромное влияние они оказывают на развитие малыша. Поэтому они все чаще стремятся взглянуть на мир глазами собственного чада. А как иначе понять кроху, помочь ему вырасти здоровой, полноценной личностью и просто хорошим человеком?

Зная механизмы развития психики, сделать это, безусловно, легче. Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

Оговорюсь, сразу, я не считаю теорию Фрейда истиной или чем-то совершенно идеальным и универсальным правилом. Есть множество взглядов на развитие наших детей. Мне очень хочется рассказывать о разных взглядах на развитие ребёнка. И начну я с Зигмунда Фрейда.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Фрейд выделял следующие стадии психосексуального развития:

оральная стадия – от рождения до полутора лет;

анальная стадия – от полутора до трех лет;

фаллическая стадия – с трех до 6-7 лет;

латентная стадия – с 6 до 12-13 лет;

генитальная стадия – с начала пубертатного периода примерно до 18 лет.

Итак, что же нам, родителям важно знать?

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти «застревание», иначе говоря – фиксация. Фиксация на той или иной стадии развития приводит к тому, что взрослый человек сохраняет бессознательную память о конкретной психической травме или целиком о периоде. В минуты тревоги и слабости он как бы возвращается в тот период детства, когда имел место травматический опыт. В соответствии с этим, фиксация на каждой из перечисленных стадий развития будет иметь свои проявления во взрослой жизни.

А детские травмы – это чаще всего неразрешенные конфликты между родителями и ребенком.

Оральная стадия развития

Как понятно из названия, главным органом чувств малыша в этот период является рот и всё, что с ним связано. Именно с помощью рта он не только питается, но и познает окружающий мир, испытывает массу приятных ощущений. Поскольку ребёнок ещё не отличает своё тело и мать, воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь – как продолжение себя самого. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности.

Поэтому, то, как мама в этот период относится к нему закладывает отношение к самому себе, собственным зависимостям и доверием к миру в целом. Вот почему так важно на протяжении всего этого периода сохранять грудное вскармливание. Ведь для крохи просто не существует в мире ничего более важного, чем материнская грудь. Если же ситуация сложилась иначе, и малыш вынужден питаться искусственными молочными смесями, обязательно нужно брать его во время кормления на ручки, так, чтобы хотя бы частично воспроизвести ситуацию естественного вскармливания. Очень важен телесный контакт, кроха должен всем своим маленьким тельцем ощущать тепло мамы.

В этом возрасте карапузы часто беспокойны, когда мамы нет рядом. Они отказываются спать одни в кроватке, начинают кричать, даже если мама отлучается совсем ненадолго, постоянно просятся на ручки. Не отказывайте малышу. Приходя на его зов, выполняя его просьбы, вы не потакаете капризам, а подтверждаете его уверенность в себе и в окружающем мире. Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку.

Фрейдвыделил два крайних типа материнского поведения:

• излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;

• чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих «материнского» отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. Вследствие укуса стремление ребенка к наслаждению вступает в конфликт с реальностью.

Людям с фиксацией на этой стадии присущи такие черты, как цинизм, сарказм, склонность к спорам, стремление доминировать над людьми с целью достижения собственных целей.

Слишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии. Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

Что для нас, родителей, в этом важно:

Уметь разрешать исследовать мир и себя ртом;

Спокойно реагировать на все пачкания самого себя и других едой во время прикорма;

Что же касается сосаний пальца, троганий груди и тд. Это связующее звено между успокоителем-мамой (грудью) и собственной саморегуляцией. В идеале это потихоньку должно сходить на нет. Можно также пробовать использовать вместо груди игрушку. Это означает, что отучение от груди произошло с некоторыми остаточными явлениями. И сейчас важно учить переносить это на внутреннюю сторону. Показывать и рассказывать ребёнку о том, что он успокаивается с помощью груди, он просто к этому привык. Но это уже неприятно маме. И будет здорово преодолеть себя и научиться успокаиваться самому или с помощью игрушки. Это будет здорово, ведь это большая победа. В первую очередь над своими привычками.

Анальная стадия развития

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет.

Будущие формы саморегуляции, самоконтроля берут, по мнению Фрейда, начало именно в этот период. Ребёнок воспринимает свои выделения как часть себя. Как относятся к ним, так и ко мне. Поедание экскрементов, означает, что я принимаю себя всего.

К этому важно относится толерантно.

Большинство родителей именно в промежутке от 1,5 до 3 лет начинают активно приучать ребёнка к горшку. Фрейд считал, что малыш получает огромное удовольствие от акта дефекации и, в частности, от того, что может самостоятельно контролировать столь ответственный процесс! В этот период ребенок учится осознавать собственные действия, и приучение к горшку – это своего рода экспериментальное поле, где ребенок может проверить свои способности и вдоволь насладиться новым умением.

Необходимо понимать, что интерес ребенка к собственным испражнениям на этой стадии развития вполне естественен. Малышу еще незнакомо чувство брезгливости, зато вполне понятно, что фекалии – это первая вещь, которой ребенок может распорядиться по своему усмотрению – отдать или, напротив, оставить в себе. Если мама и папа хвалят малыша за то, что он сходил на горшок, ребенок воспринимает продукты своей жизнедеятельности как подарок родителям, и последующим своим поведением стремится получить их одобрение. В свете этого попытки карапуза измазаться какашками или испачкать ими что-нибудь приобретают позитивный оттенок.

• анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей; Людям этого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

• анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров. Для представителей этого типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким.

Фаллическая стадия

Фаллическая стадия развивается в возрасте 3-6 лет. И она различается у мальчиков и девочек. Главные вопросы этого периода связаны с гениталиями. Исследование тела, ананизм, сортирный юмор, расспросы родителей. Причем Фрейд считал, что ребёнок хоть и смутно, но всё же осознает сам «первичный акт».

Ребенок активно интересуется собственными половыми органами. Он узнает, что мальчики и девочки непохожи друг на друга.

Строгие запреты, ругань и запугивания лишь нанесут малышу вред. Ребенок все равно не перестанет интересоваться темой полов, а страх быть наказанным может превратить его в невротика и в будущем сказаться на интимной жизни.

Самые разные школы психологии, говоря о развитии психики ребенка, называют 3-летний возраст критическим. Психосексуальная теория Фрейда не исключение. По его мнению, в этот период ребенок переживает так называемый Эдипов комплекс – для мальчиков; или комплекс Электры – для девочек.

– это бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола. Для мальчика это желание занять место отца рядом с матерью, стремление ею обладать. В этот период мальчик воспринимает мать как идеал женщины, положение отца в семье вызывает у ребенка зависть и желание соперничать. «Мама, я хочу на тебе жениться!» – вот фраза, говорящая сама за себя.

Папа представляется как конкурент. В этом возрасте часто можно услышать «пусть папа уйдёт», дети становятся более чувствительными к маме, обнимаются, хотят спать с мамой, убрав папу с кровати.

Фиксация на данной стадии может выражаться как постоянное завоевывание женщин и потеря к ним интереса, они хвастливы и постоянно пытаются доказать, что он «настоящий мужчина».

В возрасте 6-7 лет мальчик начинает идентифицировать себя с отцом, а зависть и желание соперничества сменяется стремлением походить на отца, стать таким же, как он. «Мама любит папу, значит, я должен стать таким же смелым, сильным, как он». Сын перенимает у отца систему моральных норм, что в свою очередь создает предпосылки для развития супер-эго ребенка. Этот момент является заключительным этапом прохождения Эдипова комплекса.

– вариант Эдипова комплекса для девочек – девочек соответственно тянет к отцу и появляется некоторая агрессия к матери.

Разрешение комплекса Электры происходит аналогично разрешению Эдипова комплекса. Девочка подавляет влечение к отцу и начинает идентифицировать себя с матерью. Становясь похожей на собственную мать, она тем самым увеличивает вероятность в будущем найти мужчину, похожего на отца.

Фрейд считал, что травмы в период Эдипова комплекса могут стать источником неврозов, импотенции и фригидности в будущем. Люди с фиксациями на фаллической стадии развития уделяют огромное внимание собственному телу, не упускают случая выставить его на показ, любят красиво и вызывающе одеваться. Мужчины ведут себя самоуверенно, иногда нагло. Любовные победы они ассоциируют с жизненным успехом. Постоянно стремятся доказать себе и окружающим свою мужскую состоятельность. При этом в глубине души они далеко не так уверены, как стараются казаться, ведь их все еще преследует страх кастрации.

Латентная стадия

С 6 до 12 лет сексуальные бури на время затихают, и энергия либидо направляется в более мирное русло. В этот период основное внимание ребенок уделяет социальной активности. Он учится устанавливать дружеские отношения со сверстниками, много времени посвящает освоению школьной программы, активно интересуется спортом, различными видами творчества.

Формируются новые элементы структуры личности ребенка – эго и супер-эго.

Когда малыш появляется на свет, все его существование подчинено единственному компоненту личности, которое Фрейд назвал «Оно» (Id). Оно – это наши неосознаваемые желания и инстинкты, которые подчиняются принципу удовольствия. Когда стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью, из Оно постепенно начинает появляться следующий элемент личности «Я» (Ego). Я – это наши представления о себе, осознаваемая часть личность, которая подчиняется принципу реальности.

Как только социальное окружение начинает требовать от ребенка соблюдения определенных правил и норм поведения, это приводит к возникновению последнего, третьего элемента личности – «Сверх-Я» (Super-ego). Сверх-Я – это наш внутренний цензор, строгий судья нашего поведения, наша совесть. Помните, что именно здесь закладывается то, чем человек будет руководствоваться в жизни.

На латентной стадии развития все три компонента личности сформированы. Таким образом, на протяжении всего этого периода идет активная подготовка к завершающему этапу психосексуального развития – генитальной стадии.

Генитальная стадия

Символизирует становление зрелой, взрослой сексуальности, которая остается с человеком до конца жизни. В этот момент происходит объединение сразу всех предыдущих сексуальных стремлений и эрогенных зон. Теперь целью подростка является нормальное сексуальное общение, достижение которого, как правило, сопряжено с рядом трудностей. По этой причине на протяжении всего прохождения генитальной стадии развития могут появляться фиксации на различных предыдущих стадиях. Подросток как бы регрессирует к более раннему детству. Фрейд считал, что все подростки в начале генитального развития проходят гомосексуальный этап, который, однако, не обязательно носит ярко выраженный характер, а может проявляться в простом стремлении общаться с представителями своего пола. Если не происходит фиксации и родители дают ребёнку всё это прочувствовать, то этот интерес уходит.

Для успешного прохождения генитальной стадии необходимо занимать активную позицию в решении собственных проблем, проявлять инициативу и решительность, отказаться от состояния детской инфантильности и пассивности. В этом случае у человека формируется генитальный тип личности, который в психоанализе считается идеальным.

При этом одно не подлежит сомнению: имея представление об особенностях протекания психосексуального развития, мы можем значительно снизить риск получения серьезных травм на той или иной стадии развития, способствовать формированию личности малыша с минимальным для него ущербом, а значит, сделать его немножко счастливее.

«Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности?» Советы родителям Упрямство и капризы особенно характерны для детей дошкольного возраста и доставляют массу неприятностей, как родителям, так и воспитателям.

Что нужно знать родителям будущих первоклассников «Быть готовым к школе уже сегодня не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться».

Консультация «Что нужно знать родителям о клубнике и аллергии» Все дети любят ягоды и в частности клубнику. И когда наступает клубничный сезон родители должны соблюдать осторожность, поскольку клубника.

Что нужно знать родителям о речевой готовности ребенка к обучению в школе Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь.

Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4–5 лет Что нужно знать родителям о возрастных особенностях детей 4-5 лет Содержание: • Психологическое развитие • Интеллектуальные особенности.

Консультация для родителей «Что важно знать о кризисе 3-х лет» «Что важно знать о ребёнке трёх лет?» Уважаемые родители! Хочу рассказать Вам о психическом развитии ребёнка дошкольного возраста, а именно.

Консультация «Детские мультики, что нужно знать родителям» ДЕТСКИЕ МУЛЬТИКИ. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ В настоящее время очень актуален вопрос о пользе и вреде мультфильмов, потому что взрослые очень.

Консультация для родителей «Нужны ли ребенку границы поведения, или что важно знать о наказании?» Нужны ли ребенку границы поведения, или что важно знать о наказании?Каждый родитель мечтает видеть в будущем своих детей счастливыми. Все.

Переутомление у детей. Что нужно знать родителям? Немногие родители осведомлены о детском переутомлении в полной мере. Ведь принято считать, что переутомиться ребенок может только в школе.

Советы родителям «Что ребенок должен знать и уметь при поступлении в школу» Общие знания «Я» (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания). Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии). Окружающий мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *