какой жанр кинематографа используется при обучении
Кино как вид искусства — особенности жанров и приемов
Сложно найти человека, который хотя бы раз в жизни не посмотрел какой-либо фильм. Этот вид художественного творчества основан на технических методах записи и воспроизведения изображения в движениях, сопровождаемых звуком. Кино как вид искусства зародилось в декабре 1895 года. С тех пор эта индустрия продолжает развиваться и совершенствоваться.
Особенности кино
Киноискусство — это творчество, в основе которого лежат литература, музыка, живопись, графика и театр. Но его главными составляющими являются фотография и движение. Если говорить кратко, то кино как вид искусства — это фиксация световых лучей и динамика визуальных образов.
Фотографический принцип позволяет связать индустрию с изобразительными традициями — графикой и живописью. Движущиеся картинки впервые стали известны во время балаганов и ярмарок, когда народ развлекался массовыми зрелищами. Литература дала очень многое современному кино:
На основе литературных произведений строится сюжет фильма. Кроме того, книги подтолкнули режиссеров к ракурсному видению события или человека. Но есть между двумя видами искусства большая разница: в литературе образы умозрительные, а в кино они визуально-диалоговые.
Некоторые составляющие театра также легли в основу индустрии:
Благодаря театральному опыту сотрудники кинематографа научились создавать объемные декорации. При постановке мизансцен они умело расставляют актеров по местам, чтобы в кадре те выглядели гармонично. Методы поиска и подбора человека на роль в кино также позаимствованы у театра. Благодаря живописи появились построение кадра и организация светового решения.
Кроме этого, индустрия включает множество элементов: языковые, драматургические, живописно-пластические, музыкальные. Кинематография не заменяет другие виды искусства, она перерабатывает их для телевидения, а также расширяет творческую сферу.
Основные виды
В индустрии, которая существует уже более сотни лет, развилось много видов кино. Об этом стоит упомянуть в докладе или реферате на эту тему. У каждого типа есть свое определение и название:
Художественные фильмы еще называют игровыми, они отражают события, в которых принимают участие актеры. Подобное кино бывает разных жанров:
У каждого из них есть свои характеристики и особенности. Некоторые жанры смогли возникнуть благодаря слиянию двух и более направлений.
Документальные фильмы называются также неигровыми. В их основе лежат реальные события и лица. Реконструкции исторических явлений нельзя считать документальным кино. Первые подобные съемки проводились еще до создания самой индустрии. Сначала их использовали правоохранительные органы и ученые. Но сегодня документальный вид прочно вошел в мировое киноискусство. Основная тема для съемок — культурные явления, научные открытия, жизнь знаменитых персон, важные в истории события.
Короткометражными считаются фильмы, длительность которых не превышает 40 минут. Хотя многие считают, что отразить сюжет за короткий промежуток сложно, на самом деле и такие киноленты способны передать весь спектр переживаний и событий. Короткометражки с художественной точки зрения считаются отдельным видом искусства, которое еще называют киноминиатюрой.
Образовательные фильмы также относятся к неигровым. Они предназначены для показа в школах и университетах. Специалисты доказали, что визуальный материал человек усваивает лучше, чем пересказы преподавателей.
Практика использования образовательного кино распространена на Западе и в США, где с помощью наглядных примеров учителя передают подопечным свои знания.
Художественные приемы
С самого начала кинематографические виды искусства зависели от других. Об этом стоит рассказать в сочинении-рассуждении или эссе о фильмах.
На развитие киноэстетики влияют теоретико-художественные концепции:
Кино считается лучшим средством постижения человеческой психологии. В фильмах стирается граница между реальным и выдуманным, объективным и субъективным, ментальным и физическим. Действия легко заменить визуальными и оптическими эффектами.
Предметы могут отражать чувства и внутреннее состояние человека. Зрителям гораздо интереснее наблюдать за происходящим, чем слушать рассказы об этом. Герой фильма становится своеобразным философом, способным донести другим свои мысли, показать их наглядно. При создании кино используется множество художественных приемов:
Наплыв — это особый прием, который позволяет постепенно сменять предыдущий монтаж следующим. Ускоренная съемка играет на эмоциональности зрителя, так как она передает напряжение или волнение героев.
При крупном плане отражаются чувства самих героев, а при звуковом контрапункте музыка идет вразрез с изображением. Комбинированные съемки позволяют показать сцены, которых в действительности не было. Но зритель даже не отличит их от тех, что были сняты в павильоне.
Ретроспекцией называют возврат в прошлое. Этот прием помогает узнать больше о жизни героя.
Известные школы
Сценаристы и режиссеры не могут работать самостоятельно, им нужна команда специалистов. Для этого приходится обучать людей. Каждая команда работает в определенном жанре, выбирает подходящие для себя художественные приемы.
Именно по этим признакам можно выделить киношколы:
Самым популярным считается голливудский кинематограф. Он выпускает зрелищные фильмы, хотя их обвиняют в чрезмерной коммерческой направленности и примитивности. Многие виды кино этой школы отличаются яркими спецэффектами. Независимые американские фильмы производят отдельные энтузиасты. Они популярны в Канаде и США, но нередко их показывают и на других континентах.
Английское кино отличается эстетичными кадрами, в которых упорядоченное переплетается с хаотичным. Французы снимают утонченные ленты, сочетающие драматизм и психологию, а также художественную красоту и пикантность сцен.
В Италии кинематограф довольно самобытный — он наполнен метафорами, абстракциями, мистикой. Немцы снимают остросоциальные фильмы, которые после просмотра заставляют размышлять об увиденном. Они наполнены жизненностью и драйвом, хотя могут быть несколько небрежными.
Болливудский кинематограф незамысловатый, ведь он основан на стандартных житейский историях. Индийские ленты показывают любовь и ненависть, дружбу и месть. Все это сопровождается множеством песен и национальными танцами. Но в последнее время появились фильмы, больше напоминающие европейские и американские сюжеты.
Скандинавская кинематография носит суровый северный характер. В этом регионе снимают психологически тяжелые фильмы, отличающиеся напряженной эмоциональностью и частым накалом страстей.
Обычно эти ленты наполнены битвами, сухопутными и морскими сражениями, подвигами воинов.
Премии и фестивали
После возникновения первых фильмов появился вопрос об их качестве. Пока главным показателем успешности считаются кассовые сборы с прокатов. Но на самом деле еще требуется оценка критиков — специалистов в области кино.
Для этого ежегодно устраиваются фестивали, на которых проходит презентация новых фильмов. Почему лента получила ту или иную оценку, объяснить невозможно, ведь зрители дают субъективные отзывы.
Для объективности было создано множество фестивалей. Они разделены по странам и жанрам. Если на одном определенный тип кино пользуется популярностью, то на другом критики его не воспримут. Наиболее известные кинофестивали:
Премии режиссеры получают без демонстрации своей работы перед посетителями мероприятия. Чаще их назначают по результатам тайного голосования экспертов. Создателю ленты достаточно перед зрителями охарактеризовать свой фильм кратким сообщением, получить награду и поблагодарить жюри.
Многие режиссеры и сценаристы ежегодно претендуют на известные премии «Оскар», «Золотой Глобус», «Сатурн», BAFTA. Но существуют и награды за худшие достижения, их опасаются получить все — от создателя до второстепенного актера.
Киноиндустрия продолжает развиваться, вместе с этим появляется множество разных фильмов и их создателей. Возникают новые жанры и направления, достигают славы режиссеры и актеры. Кроме того, рождаются критики, которые пытаются разобраться в задумках сценаристов.
Какой жанр кинематографа используется при обучении
АГИТФИЛЬМ — короткометражный художественный или документальный фильм публицистического характера, используемый в целях политической агитации.
ВЕСТЕРН — жанр американского кино, получивший широкое распространение; посвящен, как правило, героизации первых поселенцев Запада. Достоинствами вестерна являются острота сюжета, занимательность и динамизм действия.
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО (хроникальное, монтажное) — вид киноискусства; как правило, основано на съемках подлинных жизненных фактов и явлений.
КИНОЖУРНАЛ — вид кинохроники, содержащий короткую информацию о жизни страны, внутренних и международных политических событиях.
КИНОКОМЕДИЯ — жанр киноискусства, главной особенностью которого является изображение характеров, конфликтов и ситуаций, вызывающих смех зрителей.
КИНОМЮЗИКЛ — жанр, соединяющий в себе признаки музыкального и драматического произведения (например, оперетта), иногда оперу или балет.
КИНОХРОНИКА — оперативная киноинформация (репортаж) об актуальных событиях и фактах современной жизни.
МУЗЫКАЛЬНОЕ КИНО — вид киноискусства, в котором музыка играет главенствующую роль.
МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОЕ КИНО — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая мультипликация) или объемных (объемная мультипликация) объектов. Развивается в разных жанрах. Излюбленный жанр мультипликации — сказка.
НАУЧНОЕ КИНО — область кинематографии, развивающаяся в четырех самостоятельных видах: научно-популярное, учебное, научно-исследовательское и научно-производственное кино.
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЕ КИНО — один из видов научного кино, которое рассказывает в общедоступной форме об основах различных наук, популяризирует достижения во всех областях знания. Использует специальные виды съемки (замедленная, ускоренная, в рентгеновских лучах, микросъемка), мультипликационное (графическое и объемное) моделирование. К этому виду кино традиционно относят фильмы по искусству, спорту, кинопутешествия. Научно-популярное кино включает в себя такие жанры, как кинолекция, киноочерк, фильм-наблюдение, фильм-размышление, фильм-исследование, фильм-предупреждение.
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ КИНО — один из видов научного кино; пропагандирует новую технику и прогрессивные методы труда в народном хозяйстве.
НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ КИНО — вид киноискусства; основной прием — мысленный эксперимент, показ возможностей и опасностей научного прогресса, постановка перед зрителями важнейших проблем современного мира (нравственных, философских, социальных). Заставляет задуматься о будущем человеческой цивилизации.
ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКИЙ ФИЛЬМ (ТРИЛЛЕР) — фильм приключенческого жанра, для которого характерна острая, напряженная фабула, основанная на приключении, то есть происшествии неожиданном, нарушающем привычный ход событий, заключающем в себе потенциальную опасность и побуждающем героя к действию.
ПАНОРАМНОЕ КИНО — вид кинематографа, в котором фильм обычно снимают одновременно на три кинопленки, причем на каждой получается треть изображения объекта; проецирование осуществляется тремя проекторами на сильно прогнутый экран больших размеров.
СТЕРЕОКИНО — вид кинематографа, технические средства которого (очки) позволяют создавать у зрителя иллюзию объемности изображаемых на экране объектов.
ТЕЛЕВИЗИОННЫЕ ЖАНРЫ — способы отображения окружающего мира на телеэкране: очерк, интервью, репортаж, телеспектакль, многосерийный телефильм. Современная система телевизионных жанров объединяет различные жанры журналистики, искусства, научной популяризации, формы развлечения и обучения.
УЧЕБНОЕ КИНО — один из видов научного кино, предназначенный для использования в учебном процессе.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (ИГРОВОЕ) КИНО — вид киноискусства, включающий фильмы эпического, лирического и драматического жанров. Изображает действительность в образах, созданных соединенными усилиями сценариста режиссера, оператора, актера.
Какие бывают жанры фильмов?
Черная комедия
Черная комедия – в отличии от комедии характеризуется тем, что цель рассмешить зрителя достигается за счет «черного» юмора.
Сказка
Фильм-сказка, фильмы, которые сняты по мотивам сказки, и являются повествовательным жанром, допускающим известную долю вымысла и содержащие необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские), достоверность которых ставится под сомнение.
Проект «Образовательные возможности кинематографа»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальная казенная общеобразовательная организация «Дуплятская средняя общеобразовательная школа им. В.А. Кумскова»
VIII районный конкурс
школьных проектов «Есть идея!»
Учебные проекты: «Думай, твори, исследуй»
Образовательные возможности кинематографа
Авторы проекта: Андреева Виктория Александровна, 10 класс, Скороходова Виктория Александровна,10 класс.
Руководитель : Судаков Денис Александрович, учитель истории и обществознания; Судакова Оксана Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
Номинация: «Учебные проекты: «Думай, твори, исследуй».
Название проекта: Образовательные возможности кинематографа
Название образовательной организации: МКОО «Дуплятская СОШ им. В.А. Кумскова»
Руководители проекта : Судаков Денис Александрович, учитель истории и обществознания; Судакова Оксана Алексеевна, учитель русского языка и литературы.
Консультанты проекта : Судакова Вера Николаевна – директор школы.
Возраст обучающихся, на которых рассчитан проект : 12-18 лет
Состав проектной группы : Андреева Виктория Александровна – 10 класс, Скороходова Виктория Александровна – 10 класс.
Тип проекта : исследовательский, практико-ориентированный.
Цель проекта : создание тематических видеороликов для дальнейшего их использования на уроках истории, литературы и во внеурочной деятельности.
— разработка сценария диспут-клуба.
Проблема проекта : недостаток иллюстративного материала в современных учебных пособиях, который приводит к серьезному истощению образного мышления учащихся. Проблемные вопросы проекта:
— интересуются ли современные школьники отечественным кинематографом?
— можно ли использовать художественный фильм на уроках в качестве источника?
— стоит ли экранизировать шедевры мировой литературы вновь и вновь?
Предполагаемые продукты проекта: видеоролик, созданный на основе фильмов «Тихий Дон»; сценарий для проведения диспут-клуба.
Этапы работы над проектом:
I . Подготовительный этап ( декабрь 2015 года).
На данном этапе предполагается погружение в проблему проекта. Для этого планируется провести анкетирование среди учащихся школы. Сформулировать цель и задачи проекта.
II . Поисково-исследовательский этап (январь-февраль 2016 года).
Процесс сбора всей необходимой для проекта теоретической информации. Подготовка сообщений. Просмотр всех экранизаций романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» с последующим сравнительным анализом.
15) Апробация проекта
Выступление на тематических классных часах с подготовленными сообщениями. Демонстрация учащимся видеороликов. Размещение видеороликов в сети Интернет. Проведение диспут-клуба на тему «Тихий Дон».Четыре киноверсии романа: есть ли верная?».
Для погружения в проблему проектной группой было принято решение провести анкетирование среди учащихся школы для выявления их кинопредпочтений и определения основных мотивов просмотра художественных фильмов. Каждому участнику группы было дано задание: сформулировать вопросы для анкетирования. После того, как вопросы были подготовлены, нужно было составить единую анкету и утвердить ее. Под руководством учителя мы пришли к единой форме анкеты.
Выявление предпочтений в выборе кино у молодежи.
1. Любите ли вы смотреть фильмы?
3) затрудняюсь ответить
2.Какое кино вы предпочитаете? (можно отметить несколько вариантов ответа)
1) современное отечественное кино
2) современное зарубежное кино
4) зарубежное кино 20 века
3.Какой жанр кино вы предпочитаете? (можно отметить несколько вариантов ответа, не более 4)
4. В чем для вас состоит ценность просмотра кино?
1) познание нового, формирование взгляда на жизнь
2) отдых, развлечение
3) затрудняюсь ответить
5. Как вы считаете, для чего нужно смотреть фильмы?
1) для расширения кругозора
2) для развлечения и удовольствия
3) для повышения культурного уровня
4) для получения новой информации, знаний
5) не считаю, что фильмы надо смотреть
6. К чьим рекомендациям вы прислушиваетесь при выборе фильма?
8) полагаюсь на свой выбор
Анонимное анкетирование проводилась среди учащихся 5-11 классов. Результаты анкеты представлены нами в виде диаграммы (данные в количестве человек, всего опрошено 42 учащихся)
1. Любите ли вы смотреть фильмы?
2.Какое кино вы предпочитаете?
3.Какой жанр кино вы предпочитаете?
4. В чем для вас состоит ценность просмотра кино?
5. Как вы считаете, для чего нужно смотреть фильмы?
6. К чьим рекомендациям вы прислушиваетесь при выборе фильма?
Выводы, сделанные на основе данных анкетирования.
В ходе анализа анкеты мы выявили, что большая часть учащихся нашей школы отдает предпочтение современному отечественному и зарубежному кино. Основной мотив просмотра- получение удовольствия, а не получение новых знаний или повышение культурного уровня. Тем самым мы выявили проблему: современная молодежь мало интересуется советским кинематографом. А ведь многие советские и российские фильмы можно использовать в качестве источника для получения новых знаний по различным школьным предметам.
В начале данного этапа нам предстояло собрать и систематизировать информацию об истоках отечественного кинематографа, так как у большей части учащихся нашей школы отсутствуют знания по данном вопросу. Для этого предстояло изучить статьи Интернета, тематических журналов. На совместном обсуждении всю собранную информацию мы оформили в единое сообщение.
Сообщение «Истоки российского кинематографа»
Статья «Виды учебных фильмов и методика их использования в учебно-воспитательном процессе»
Виды учебных фильмов и методика их использования в учебно-воспитательном процессе.
Как известно, учебные фильмы бывают разных типов в зависимости от их метража; условно их можно разделить на две группы: целостные и фрагментарные.
Целостные учебные фильмы бывают полнометражными (4 части и более) или короткометражными (2—3 части). Они полностью раскрывают тот или иной вопрос.
В отличие от целостных фильмов фрагментарные ленты (продолжительностью от 3—5 до 10 мин) раскрывают отдельные частные положения той или иной темы.
Разновидностями учебного фильма являются:
– кино (видео) хрестоматия;
Учебные фильмы бывают звуковые и немые, черно-белые и цветные. Они создаются в основном по такому учебному материалу, по которому использование других средств обучения и воспитания не дает нужного эффекта.
Современный учебный фильм берет на вооружение все жанры других видов кино (художественного, документального, научно-популярного), соединяя их со своими собственными задачами, приемами, методами.
Разнообразие типов и форм учебного кино гораздо шире того, о чем нами говорилось выше, тем более что и на занятии учебный фильм применяется с разными педагогическими целями.
Жанровое разнообразие учебных фильмов определяется взаимодействием нескольких факторов: дидактическим назначением, своеобразием материала учебной дисциплины и ее частной методики, соответствием фильма уровню подготовки студентов и, наконец, спецификой кинематографического решения фильма. Самые органичные для учебного фильма методы — рассказ с комментариями, научный анализ, исследование, опыт и поиск верного решения поставленной задачи.
Познавательные возможности учебного кино исключительно велики, так как оно позволяет: демонстрировать изучаемые явления в движении, развитии, выявлять процессы, недоступные непосредственному наблюдению; анализировать явления во времени и пространстве с помощью условных приемов киноязыка; ярко и правдиво отражать взаимосвязь теории и практик на конкретных взятых из практики примерах.
Важнейшее свойство учебного кино — его способность мгновенно переключать внимание зрителя с одного объекта наблюдения на другой.
Наконец, использование учебного кино углубляет качество приобретаемых знаний, так как представления в результате просмотра фильма приобретают характер последовательно выстраивающегося ряда наглядных образов и складываются в систему.
Практика применения кинофильмов в учебной работе показала, что в одну и ту же единицу времени с помощью экранных средств можно передать значительно больше знаний, чем во время обычных занятий.
Общие вопросы методики работы с учебными фильмами
Если учитель решил использовать на занятии кино-, видео- или телефильм, то в соответствии с этим и строится план проведения занятия. Его подготовка и организация во многом решат успех того, как оно будет проведено и какие даст результаты. Необходимая затрата времени при правильной подготовке и организации занятия окупается качеством и глубиной изучения материала, прочным усвоением и значительной экономией учебного времени в целом.
Процесс подготовки к занятию с использованием кино складывается из следующих моментов:
просмотр намеченного фильма;
оценка выбранного материала с точки зрения соответствия требованиям программы, учебнику, уровню знаний учеников;
определение структуры занятия и выбор методов, форм и
подготовка вступительного слова, объяснений в процессе просмотра и заключительного слова преподавателя, а также вопросов к аудитории, как предварительных, так и по ходу фильма;
составление единого плана-конспекта занятия (сценарный план), куда включается весь материал, который дается в непосредственной связи с используемым фильмом.
После такого изучения фильма учитель определяет, с какой целью следует его показать:
для изложения нового материала или для углубления и закрепления уже изученного;
выбирает время для использования фильма (в начале, в середине или в конце занятия);
решает, непрерывно или с перерывами показывать фильм;
уточняет, в какие моменты демонстрации картины надо помочь пояснениями;
намечает, какие вопросы задать по содержанию фильма, и т. д.
Занятия с применением кино необходимо строить так, чтобы демонстрируемый фильм подчинялся целевой установке данной темы, помогая в более доступной для восприятия и интересной форме донести материал до аудитории.
Но учебные фильмы не должны мыслиться как какое-то универсальное средство наглядности, которое может заменить другие формы работы. Их не следует применять в том случае, когда иллюстративную задачу проще, более конкретно разрешат другие наглядные пособия: схемы, диапозитивы, репродукции, диафильмы, карты и т. п. В то же время творческое сочетание различных средств обучения с демонстрацией фильмов усиливает эффективность всего занятия в целом.
Работа с кинофильмами методически делится на три этапа:
установление связи изучаемой темы с содержанием фильма;
работа с фильмом в процессе его демонстрации;
работа с фильмом после демонстрации.
Чтобы материал был правильно понят и хорошо усвоен, надо подготовить учащихся к восприятию фильма. Вот почему просмотру может предшествовать вступительное слово педагога (не более 5—7 мин), где рекомендуется:
обратить внимание учащихся на главные моменты изучаемой темы и на то, какое отражение они получили в фильме;
дать предварительные пояснения к наиболее трудным моментам фильма;
поставить учащихся в известность об отдельных фактических погрешностях в фильме (если они есть);
вызвать интерес к просмотру.
Использование видеозаписи в качестве эпиграфа, задающего эмоциональный тон уроку. В данном случае учебная видеозапись служит для мотивации обучения. Материал для такой записи можно подбирать из телепередач, научно-популярных и художественных кинофильмов и использовать для подготовки сюжета эпиграфа.
Следующий этап — комментарии во время просмотра. От того, насколько доходчиво объясняет учитель происходящее на экране и как связывает увиденное с учебной темой, зависит качество усвоения материала фильма и, более того, успех всего занятия. Оно должно быть синхронно экранным кадрам (если используется фильм в немом варианте).
После демонстрации картины учитель должен прокомментировать просмотренный материал, напомнить наиболее сложные моменты фильма, повторить их содержание и тем самым закрепить полученные знания.
После демонстрации фильма или отдельных его фрагментов учитель подводит итоги, отвечает на вопросы (если они возникнут), анализирует сущность кинематографического материала.
Методы и приемы использования учебного фильма могут быть разнообразны. Как при изучении нового материала, так и при повторении ранее пройденного можно всегда найти рациональную форму применения кино. И в этом отношении предлагать только какие-то определенные методические приемы было бы неправильно. Учебный фильм может быть использован в любой момент и на любом занятии по-разному, в зависимости от решения конкретных задач и мастерства преподавателя.
Самое широкое распространение получил наглядно-иллюстративный метод. Его сущность заключается в том, что учитель, излагая учебный материал, сопровождает беседу показом фильма или фрагментов из него. Этот метод может применяться как при объяснении нового материала, так и при закреплении и повторении ранее изученного. Если фильм используется в качестве введения к новому материалу или сопровождает объяснение, то лучше всего демонстрировать его фрагментами, продолжающимися 5—10 мин. При повторении и закреплении ранее изученного материала кинофильм обычно демонстрируют целиком.