какую практическую пользу приносит обучение письменной речи в школе
Обучение письменной речи в старших классах
Актуальность нашего исследования состоит в том, что в последние годы роль письма в обучении иностранному языку постепенно повышается, и, в некотором смысле, письмо начинают рассматривать как резерв в повышении эффективности обучения иностранному языку. Нельзя не учитывать и практическую значимость письменного речевого общения в свете современных средств коммуникации, таких как электронная почта, интернет и т. п. В последнем случае письмо как вид речевого общения развивается на основе только аутентичного материала. Также следует отметить, что письмо является обязательной частью ЕГЭ и ГИА, поэтому с нашей точки зрения, этот раздел нужно изучать более подробно.
Обучение письменной речи может быть как целью, так и средством обучения, так как этот процесс помогает овладеть монологической речью, отрабатывая такие ее характеристики, как развернутость, последовательность и логичность. Исходя из этого, целью нашей работы является определение сущности и особенностей письменной речи, специфики обучения ей на старшем этапе обучения, разработка серии упражнений по этой проблеме.
Проблему обучения письменной речи мы рассматривали именно на старшем этапе потому, что уровень языковой компетенции старших школьников позволяет использовать наибольшее разнообразие методов обучения. И если правильно определить цели обучения письму и письменной речи, учитывать роль письма в развитии других умений, использовать упражнения, полностью соответствующие цели, выполнять эти упражнения на подходящем этапе обучения, то устная речь постепенно становится богаче и логичнее.
Письменная речь рассматривается в качестве творческого коммуникативного умения, понимаемого как способность изложить в письменной форме свои мысли. Для этого надо владеть орфографическими и каллиграфическими навыками, умением композиционно построить и оформить в письменном виде речевое произведение, составленное во внутренней речи, а также умением выбрать адекватные лексические и грамматические единицы.
Задачи обучения письменной речи состоят в том, чтобы сформировать у учащихся следующие умения и навыки:
1. употреблять в письменном высказывании предложения, соответствующие моделям изучаемого языка;
2. строить языковые модели в соответствии с лексической, орфографической и грамматической нормативностью;
3. пользоваться набором речевых клише, формул, типичных для той или иной формы письменной коммуникации;
4. придавать развернутость, точность и определенность высказыванию;
5. пользоваться приемами языковой и смысловой компрессии текста;
6. логически последовательно излагать письменное высказывание.
Также в нашем исследовании мы отдельно рассматриваем трудности в овладении письменной речью, которые возникают в связи с формированием навыков, которые обеспечивают как владение графико-орфографической системой изучаемого языка, так и построение письменного высказывания. При оформлении связного письменного высказывания, когда внимание учеников смещается с графико-орфографической формы слов на смысловую сторону высказывания, трудности возрастают.
В соответствии с тем, что ведущим видом деятельности старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность, обучение иностранному языку на этой ступени должно быть профессионально ориентированным на формирование конкретных коммуникативных умений, например, реферировать, аннотировать, комментировать, переводить иностранный текст в различных условиях устного и письменного общения. Первостепенной задачей на этой ступени является развитие практически необходимых для человека умений работать с иноязычным сообщением.
В результате нашего исследования мы приходим к выводу, что письменная речь может рассматриваться в трех плоскостях: содержания (мышления), выражения (речи) и исполнения (графики).
Какую практическую пользу приносит обучение письменной речи в школе
В обсуждении «Школа и Клавиатура» участвуют представители трех групп профессионалов, освещающих три аспекта проблемы: лидер всего направления детской физиологии в стране – академик Марьяна Безруких, психолог МГПУ Евгений Крашенинников, известный своими работами в области когнитивного развития ребенка и истории педагогики, и автор этих строк, представляющий практическую педагогику.
Говоря о проблеме клавиатурного письма в начальной школе, мне удобно прямо, или косвенно адресоваться к моим собеседникам в этой дискуссии, не повторяя их аргументов, а с другой стороны, использовать опыт нескольких десятилетий работы московских школ и школ других регионов.
Развиваются ли при этом какие-то мелкие (или крупные) моторики никого особенно не заинтересовало.
Сейчас этот способ письма в основном сменился набором на тактильном экране – здесь есть своя специфика, это – тоже сложнее, чем на клавиатуре, у телефона экран меньше, нет ощущения нажатия и т.д., но дети быстро адаптировались и к этому. Взрослые постепенно догоняют.
Десять лет назад, произошло другое замечательное событие, но уже – российского, а не мирового масштаба – был принят ФГОС для начальной школы, предполагающий использование учащимися слепого клавиатурного ввода, – об этом также пишет Марьяна Безруких. В стандарте была провозглашена приоритетная цель освоения русского языка – коммуникация. Эта цель провозглашается и в концепциях, программах, а в реальной школе отходит во второй план, а на первом – чистописание и формальная орфографическая грамотность. Исходя именно из этой цели, в ФГОС для начального образования 2009 г. говорится об освоении клавиатурного письма в начальной школе.
В 2010–2013 гг. Московский институт открытого образовании готовил учителей к работе по этому стандарту. Через переподготовку института прошло около 15 тысяч человек. Лидером этой работы была Елена Булин-Соколова. При этом использовался опыт работы сотен учителей, базировавших работу учащихся на конструкционистской образовательной философии и цифровых технологиях. Учителя, находясь в процессе переподготовки, использовали ее результаты в своей работе в школах с детьми.
Общим конструкционистским принципом этой и последующей активностей было создание послания, сообщения другим, а умение найти букву на клавиатуре, а потом – слепое десятипальцевое письмо, было одним из способов достижения понятной и увлекательной цели. Сам подход проектировался, наряду с другими, и Селестином Френе, и Шалвой Амонашвили, и Симором Папертом.
Освоение клавиатурного письма для абсолютного большинства детей происходило значительно быстрее, чем рукописного. Соответствующие методики и компьютерные тренажеры в течение ряда лет отрабатывались в Москве и Санкт-Петербурге, руководителями работ были Алексей Муранов, Дмитрий Рубашкин, Евгений Кабаков.
Несмотря на очевидный успех
Использования клавиатуры в московской начальной школе в рамках кампании введения стандарта в начале 2010-ых гг. было успешным, издательство «Просвещение» выпустило методическое пособие для учителей. Но массовым, разрешенным учителями к использованию, умением для выпускников начальной школы клавиатурный ввод к середине 2010 гг. не стал.
В последующие годы различные методики освоения и применения клавиатурного ввода и текстового редактора при изучении языка в основной школе использовались многими московскими учителями, а в Питере, в том числе, Инной Раппопорт и Софией Кулажко.
Сейчас ситуация очередной раз радикально изменилась, поскольку в результате пандемии дистанционное взаимодействие сделало клавиатурный ввод необходимостью. Позиция большинства учителей перешла из состояния «Зачем это?» в «А как без этого?». Однако Минпросвещения России каких-то стратегических шагов, учитывающих эту ситуацию, не предпринимает. Очередные изменения, возможно, будут происходить в Москве в связи с переходом на компьютерные форматы ОГЭ. Системные изменения в рамках масштабного эксперимента идут в проекте Сбера под руководством Елены Казаковой. Мы готовим мега-учебник «Цифровой мир», где клавиатурный ввод является очевидным элементом технологий всех предметов, начиная с литературы (Антон Скулачев), русского языка (Нина Якубова).
В ближайшие десятилетия (которые в нынешней сингулярности VUCA-мира могут обернуться годами, а то и месяцами), мы столкнемся с очередным вызовом. С одной стороны, человечество в течение последнего столетия перемещается в направлении «новой устности», ростом значимости устной речи по сравнению с письменной. С другой стороны, быстрое развитие систем обработки естественного языка (особенно за последние пять лет) приводит ко все большему распространению систем устного ввода взамен клавиатурного. Представляется, что тем не менее, клавиатурная работа с текстом будет важным элементом коммуникации, так же, как и чтение текста с экрана или бумаги, наряду с синтезом речи. Однако, это изменение могло бы стать очередным шансом для нового, более эффективного подхода к освоению языковой, в самом широком и естественном смысле, коммуникации.
Особенности обучения письменной речи в средней школе
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи [Салистра, 1958: 95].
Письменная речь может рассматриваться в трех плоскостях: содержания (мышления), выражения (речи) и исполнения (графики).
Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное воздействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека.
Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения. К формам письменных речевых произведений, которые могут быть включены в содержание обучения, относятся:
— поздравительные открытки, телеграммы (личного и делового содержания), записки (членам семьи, друзьям, коллегам по работе);
— вывески (на домах, учреждениях), этикетки (на товарных упаковках), подписи к рисункам;
— объявления-инструкции, объявления-информации (о поисках работы, о приеме на работу, о событиях спортивной и культурной жизни);
— меню, рекламы, приглашения;
— соболезнования, личные письма, деловые письма, в частности письма о приеме на работу, благодарственные письма, письма с протестами и жалобами, обращения (к руководителю, к общественности), ответы на заявления, автобиографические сведения;
— характеристики, заполненные анкеты и бланки, справки;
— опорные схемы (для выступления перед аудиторией), инструкции (по технике безопасности, для выполнения задания), рецепты (кулинарные, как известные, так и собственные);
— дневники (наблюдений, путешествий), словарики, диктанты, библиографии, конспекты, заметки в стенную газету, впечатления (об увиденном или услышанном), книжные обозрения, рецензии (на книгу, рассказ, кинофильм, произведение искусства);
— отчеты (о наблюдениях, об анкетировании, об опросе), доклады (о состоянии проблемы, об изучении конкретных случаев), изложение прочитанного или услышанного, резюме;
— сообщения (о новостях, о последних событиях), обзоры статей в газете, событий за неделю, аннотации книги или фильма, рефераты, тезисы;
— проекты (взгляд на состояние и изменение окружающего мира), очерки (собственный взгляд на вещи и явления), сочинения, рассказы, стихи разной формы [Deutsch SII Kompetenzen, 2006: 47].
Письменная монологическая речь может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли или рассуждения и т. д. Во всех этих случаях структура письменной речи резко отличается от структуры устной диалогической или устной монологической речи. Эти отличия имеют ряд психологических оснований.
Письменная речь не имеет почти никаких внеязыковых, дополнительных средств выражения. Она не предполагает ни знания ситуации адресатом, ни контакта, она не располагает средствами жестов, мимики, интонации, пауз, которые играют роль «семантических маркеров» в монологической устной речи, и только частичным замещением этих последних являются приемы выделения отдельных элементов излагаемого текста курсивом или абзацем. Таким образом, вся информация, выражаемая в письменной речи, должна опираться лишь на достаточно полное использование развернутых грамматических средств языка.
Отсюда письменная речь должна быть максимально информативной и грамматические средства, которые она использует, должны быть полностью достаточными для выражения передаваемого сообщения. Пишущий должен строить свое сообщение так, чтобы читающий мог проделать весь обратный путь от развернутой, внешней речи к внутреннему смыслу излагаемого текста [Шатилов, 1977: 114].
Письменная монологическая речь по своему строю представляет собой всегда полные, грамматически организованные развернутые структуры, почти не использующие форм прямой речи. Вот почему длина фразы в письменной речи значительно превышает длину фразы в устной речи, так как в развернутой письменной речи встречаются значительно более сложные формы управления, например, включение придаточных предложений, которые лишь изредка встречаются в устной речи. Bсе это придает грамматике письменной речи совершенно иной характер [Гальскова, 2004: 153].
Процесс понимания письменной речи резко отличается от процесса понимания устной речи тем, что написанное всегда можно перечитать, т. е. произвольно возвратиться ко всем включенным в него звеньям, что совершенно невозможно при понимании устной речи.
Существует, однако, еще одно коренное отличие психологического строения письменной речи от устной. Оно связано с фактом различного происхождения обоих видов речи.
Устная речь формируется в процессе естественного общения ребенка со взрослым, которое лишь потом становится особой самостоятельной формой устного речевого общения. Однако в ней всегда сохраняются элементы связи с практической ситуацией, жестом и мимикой.
Письменная речь имеет совсем иное происхождение и иную психологическую структуру.
Письменная речь появляется в результате специального обучения, которое начинается с сознательного овладения всеми средствами письменного выражения мысли [Маслыко, 1996: 63].
Основной действующей силой при составлении письменного текста считается его упреждение, т. е. наличие у автора представления о том, что будет написано, еще до момента написания. В результате такого тщательного обдумывания появляется письменный текст, обладающий рядом качеств, как по содержанию, так и по форме, а именно:
— текст состоит из предложений, соответствующих узуальным моделям изучаемого языка;
— эти модели наполнены языковым материалом в соответствии с нормами его употребления (лексическими, грамматическими, орфографическими);
— текст содержит речевые клише, формулы, обороты, типичные для той или иной формы письменной коммуникации:
— изложение развертывается последовательно, логично:
— в тексте имеется (при необходимости) либо избыточная, либо скромпрессированная информация, как на языковом, так и на смысловом уровнях;
— изложение характеризуется точностью, выразительностью, доступностью для адресата.
Задача обучения письменной речи, порождению различных текстов, отвечающих перечисленным качествам, сводится, таким образом, к формированию у обучаемых определенных речевых умений [Рогова, 1991: 142].
1)передача основной информации (основного содержания прочитанного/прослушанного текста):
2) передача главной идеи/главной мысли (прочитанного/прослушанного текста);
3) описание (краткое/детальное), сравнение, сопоставление описываемых фактов;
4) доказательство (с приведением аргументов, иллюстрирующих примеров);
5) обзор, комбинирование, объединение фактов;
6) характеристика, выражение оценки, собственного отношения к излагаемому (согласия/несогласия, одобрения/неодобрения, порицания, удивления, восторга, радости, печали и др.);
7) реферативное изложение, аннотирование;
8) рассуждение, комментирование и др. [Леонтьев, 1991: 95].
Ребенок, который учится писать, оперирует сначала не столько мыслями, сколько средствами их внешнего выражения, способами обозначения звуков, букв и слов. Лишь значительно позднее предметом сознательных действий ребенка становится выражение мыслей. Таким образом, письменная речь в отличие от устной, формирующейся в процессе живого общения, с самого начала является сознательным произвольным актом, в котором средства выражения выступают как основной предмет деятельности. Такие промежуточные операции, как выделение фонем, изображение этих фонем буквой, синтез букв в слове, последовательный переход от одного слова к другому, никогда не осознававшиеся в устной речи, в письменной речи остаются еще в течение длительного времени предметом сознательного действия. Лишь после того как письменная речь автоматизируется, эти сознательные действия превращаются в неосознаваемые операции и начинают занимать то место, которое сходные операции (выделение звука, нахождение артикуляции и т. д.) занимают в устной речи.
Таким образом, письменная речь, как по своему происхождению, так и по своему психологическому строению коренным образом отличается от устной речи, и сознательный анализ средств ее выражения становится основной психологической характеристикой письменной речи.
Обучение письменной речи
Дата публикации: 10.12.2017 2017-12-10
Статья просмотрена: 1238 раз
Библиографическое описание:
Слезкова, Т. И. Обучение письменной речи / Т. И. Слезкова, О. К. Копп, Т. В. Лосева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 406-407. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47036/ (дата обращения: 15.11.2021).
Ведущими умениями в обучении любому иностранному языку в средней школе является устная речь и чтение, письмо же занимает более скромное место. Его назначение заключается главным образом в том, чтобы способствовать усвоению языкового материала и помочь овладеть чтением и устной речью.
Наряду со служебным значением рассматриваемое умение имеет и свою важную, самостоятельную функцию, так как действующая программа выдвигает требования уметь составить письмо, текст о себе и т. д. Вряд ли найдется грамотный человек, который не писал бы писем. Второй аргумент в пользу письма — его воспитательная ценность, уважение к себе, к другу, к его интересам и т. д. Этот вид работы не только интереснее, но и к тому же позволяет произвольно, в соответствии с возможностями учащегося в области иностранного языка рассказать о себе, семье, погоде, увлечениях, а характер изложения мысли в письме допускает некоторую спонтанность, позволяя свободно переходить от темы к теме (личное письмо). Написание такого письма не выходит за пределы возможностей учащегося, но оно ставит их перед необходимостью:
1) владеть достаточным количеством языкового мастерства для выражения своих мыслей;
2) относительно свободно оперировать этим мастерством в письменной форме, что предусматривает некоторый уровень орфографического навыка;
3) владеть в определенной степени основными жанрами: повествованием, описанием, рассуждением;
4) уметь оформить письмо в соответствии с принятой в данном языке традицией.
В обучении иностранному языку выделяет три главных вида письменной речи:
1) контролируемое письмо (написание букв, слов и предложений)
2) направляемое письмо (с конкретным заданием, деловое письмо)
3) свободное письмо (описание картины, сочинения по теме и т. п.)
Данные умения письменной речи на иностранном языке нашли свое отражение в ФГОС, который определяет то, чему должны научиться выпускники средней школы. Эти требования таковы:
1) уметь делать выписки из текста;
2) уметь писать короткие поздравления, пожелания;
3) уметь заполнять анкету о себе;
4) уметь писать письмо без опоры на образец.
Не следует забывать о том, что работа над развитием письменной речи может проводиться лишь на том материале, который хорошо усвоен устно и который без труда используется учащимися в устной речи. Однако при наличии умения говорить учащиеся далеко не всегда овладевают умением написать свой монолог-высказывание, так как для этого необходимо преодоление трудностей, связанных с орфографией изучаемого языка. Недопустимыми следует считать ошибки графического порядка, связанных с незнанием звукобуквенных отношений (scool вместо school, pak вместо park и т. п.) Что касается грамматики слов, то к их написанию предъявляются более жесткие требования, так как усвоение определенного количества орфографических орфограмм дает возможность писать неограниченное количество слов.
Приобретение орфографических умений и навыков возможно лишь в результате систематического выполнения соответствующих упражнений: чем разнообразнее и интереснее, тем выше и эффективность. Для повышения интереса к орфографии наряду с упражнением (спишите, заполните) необходимо давать учащимся загадки, занимательные игры в слова, включающие элементы соревнований, кроссворд. Эти задания могут быть различными по степени сложности от заполнения пропусков до диктантов (зрительных, зрительно-слуховых, слуховых)
Для письменной речи необходимы элементарные умения в оперировании жанром. С этой целью нужно систематически предлагать учащимся небольшие упражнения творческого характера (сочинение о своем городе, о проведенных каникулах) Кроме того, очень важно не только описать события, но и дать субъективную оценку тому, о чем пишешь, выразить свое мнение.
Главной трудностью такого вида работы является, несомненно, противоречие между достаточным запасом слов для школьников на своем родном языке и ограниченными возможностями для описания какого-либо события и изложения фактов на иностранном языке, с другой. Как нам представляется выход из этого положения, состоит в оптимальном применении принципа повторяемости и вариативности. В распоряжении учащихся должен находиться достаточно обширный набор выражений и фраз, которые можно привлечь для описания увиденного или услышанного.
Начиная с первого года обучения, с азов фотографии и до старших классов, школьник накапливает определенный словарный запас слов, закрепляет изученные грамматические структуры предложений, изучает временные формы глаголов, изучает артикли, переходя от простого описания предмета, животного на начальном этапе обучения и до написания сочинения на заданную тему с определенным количеством слов. В помощь младшим школьникам можно предложить не только работу со словарем, но и систематическое ведение дневниковых заданий по темам, систематического характера, способствующих усвоению письменной речи, как уже неотъемлемой части обучения иностранного языку. Прививать интерес к языку и новым словам нужно планомерно, поэтапно. С этой целью можно использовать не только наглядный материал, но и видео-уроки, песни, стихи. Усложняя работу учащихся, совершенствовать их умения к овладению письменной коммуникативной компетенции, вместе с другими умениями речевой деятельности. Не следует забывать о сочетании письменной речи с аудированием, чтением и говорением.
Обучение письменной речи — процесс длительный, планомерный, но весьма важный для овладения иностранным языком
«Инновационный опыт» «Обучение письменной речи учащихся»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Обучение письменной речи учащихся»
МБОУ Гимназия №17 Приокский район, г.Нижний Новгород
Ф.И.О. Барсукова Татьяна Ивановна
Педагогический стаж 40 лет, 6 месяцев
Квалификационная категория Высшая
Место работы МБОУ Гимназия №17
Направление инновационной деятельности Методическая разработка
Тема инновационного опыта Обучение письму, как виду речевой деятельности
Форма представления опыта Выступления на педсовете, районном семинаре
Дополнительные сведения Номинация методические разработки
Письменная речь учащихся
«Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь-способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках (Л.С.Выготский, И.А.Зимняя, Tricia Hedge )
По ряду психологических соображений, связанных со школьными условиями обучения иностранному языку, центр тяжести в работе над письменной речью должен быть перенесен на домашнюю работу обучающихся. Таким образом, весь комплекс работ по указанным в программе разговорным темам, включающим развитие письменной речи, схематично мог бы быть представлен следующим образом:
1-й этап: устная работа в классе по отработанным для данной темы моделям
2-й этап: домашняя письменная работа учащихся для усвоения этих же моделей
3-й этап: устные речевые упражнения по данной теме в классе
4-й этап: домашняя письменная работа для развития письменной речи
Следует помнить, что характер задания по письменной речи зависит от двух факторов: степени языковой подготовленности учащихся и из возраста.
Первый фактор не нуждается в комментариях.
Между прочим, из педагогической психологии мы знаем, что от возраста учащихся во многом зависит степень их творческой самостоятельности в письменной речи. Младшие школьники значительно охотнее повторяют услышанное, чем продуцируют сами. Им легче повторить прочитанный текст теми словами, с помощью которых он составлен, чем пересказать его своими словами. Иначе говоря, они еще не могут самостоятельно «перекодировать» текст на свои слова. При составлении нового для них содержания учащиеся начальных классов пользуются, чаще всего отдельными, оторванными друг от друга предложениями. Между отдельными предложениями используются, главным образом, средства внешней грамматической связи.
Совершенно иначе поступают учащиеся старших классов. Они стараются полностью осмыслить содержание услышанного или прочитанного, а затем уже передать его по возможности своими словами. При этом изменяется сам характер текста во внутренней речи: текст составляется не по отдельным предложениям, а по смысловым частям. Внешние связи между отдельными предложениями и частями текста, выражаемые младшими школьниками с помощью союзов и наречий, старшие учащиеся заменяют связями внутреннего, логического порядка. В соответствии с этим и должна строиться система упражнений в письменной речи.
Целью обучения письменной речи является формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи.
Задачи, решаемые при обучении письменной речи, связанны с созданием условий для овладения содержанием обучения письменной речи. Эти задачи включают формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменным стилем, расширение знаний и кругозора, овладение культурой и интеллектуальной готовностью создавать содержание письменного произведения речи, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле, о графической форме письменного текста.
Письменная речь может рассматриваться в трех плоскостях: содержания (мышления), выражения (речи) и исполнения (графики).
Содержание письменного речевого произведения определяется его деятельностной целью и задачами, такими, как эмоциональное взаимодействие, обращение за помощью, управление деятельностью, запрос информации, передача информации, выполнение делопроизводительных формальностей, сохранение информации, письменное выражение творческого потенциала человека.
Мыслительное содержание определяет форму письменного произведения
Тезисы, т.е abstracts (краткое изложение, выступления), проекты, т.е. project (взгляд на состояние и изменения окружающего мира), очерки, т.е. essays (собственный взгляд на вещи и явления), сочинения (интерпретация темы или проблемы) рассказы(придумывание фабулы и сюжета), стихи(создание стихотворных произведений разной формы).
Формы письменных речевых произведений имеют соответствующие и, нередко, общепринятые признаки. Есть традиции в написании поздравительных открыток : «Merry Christmas and All», «Good Wishes for Happy New Year», «Wishing you a happy and holy Christmas and every blessing in the New Year», «With Best Wishes for Christmas and the New Year».
Для кратких посланий в связи с событиями существуют привычные обороты письменной речи: « It ` s with deep sorrow that we learned about ».
Текст рекламы обычно краток, выразителен, характеризуется четкими и яркими формулировками. «The cup that tastes different». «Rxtra rich and savoury».
Личные письма оформляются следующим образом :
Адрес отправителя : 21 West Drive, Whitley Bay
Дата : 30 December 2006.
Завершение (Preclosing phrase): Looking forvard to hearing from you.
Большие возможности для обучения творческому письму имеет диктант. Бывают следующие виды современных диктантов :репродуктивный, индивидуальный творческий, парный творческий, коллективный творческий. Репродуктивный диктант-это буквальная запись под диктовку с целью проверки понимания на слух и правописания. Индивидуальный творческий диктант выполняется как письменное произведение речи. Объемом не более 150 слов, представляющее собой описание предъявленной картинки, рассуждение по поводу предложенного тезиса, ответ на поставленный вопрос (предварительно основные пункты письменного произведения речи обговариваются в индивидуальном общении с педагогом, и ученик должен как можно подробнее учесть результаты этого обсуждения). Парный или коллективный творческий диктант может проходить следующим образом: двум учащимся (двум группам учащихся) предлагаются в случайном порядке картинки, иллюстрирующие один из двух рассказов; задача ученика заключается в том, чтобы расположить картинки в правильной последовательности, написать рассказ и продиктовать его партнеру (партнерам); после этого партнеры восстанавливают порядок картинок друг у друга и проверяют правильность записанного диктанта. Для коллективного творческого диктанта учащиеся могут так же вместе нарисовать на доске картину (Первый элемент рисует учитель), коллективно создать описание этой картины и попытаться как можно подробнее записать его в виде самодиктанта. Диктант может также проходить в форме составления плана или резюме услышанного, извлечения из текста ключевых слов (Заданного количества) и т.п. Возможен диктант в виде записи «Телефонограммы». В форме игры в «испорченный» телефон» и т.п.
В процессе обучения письменной речи важно обеспечить максимальную управляемость графического исполнения письменного произведения речи. Для того, чтобы сделать управляемым написание кратких письменных
Произведений речи, используется прием заполнения пропусков из предложенных вариантов. Например, в следующей записке сделаны пропуски и даны на выбор возможные варианты для их заполнения:
Mam, Dad and I have gone to the…
So could you…because…(shop, garage, baker`s, Let the dog in, give a ring to school, wait for us, it is freezing, they are expecting it, there is no way we can give you the key).
При выполнении задания возможно заполнение пропусков по смыслу ( cloze procedure ). Варианты ответов при этом не даются, и учащиеся пытаются догадаться о значениях пропущенных слов по контексту, а так же по привычным словосочетаниям.
Has been in… for only 6… (Use, months), all the modern… « Windows», etc, (Software)
the price is…(negotiable)
please…after 6 p.m. (Call)
Управлять заданием можно через структуру письменного произведения речи. Так письмо – жалоба может иметь следующую структуру :
Opening paragraph-states the reason for the letter.
Middle paragraph 1 – gives the precise nature of the complaint.
Middle paragraph 2 – explains the implications of the matter.
Closing paragraph – describes what. Action is needed to put the matter right.
Возможен так же вариант : win a holiday in BERMUDA Enter our FREE competition details inside the box.
Для выполнения письменного задания используется так же фактический материал.
Так, учащиеся могут получить задание подготовить советы любителям домашних животных и птиц: « A Guide to Pets ». Для этого они используют следующие данные :
Maintenance – very little. Average 8 minutes a day.
Durability – fairly good. Maximum about 14 years.
Satisfaction – average. Assorted reasons given.
Useful information – seed diet. Added vitamins. The bigger the cage the better, etc.
Учащиеся получают и сравниваю аналогичную информацию о других животных и птицах. На этой основе готовятся рекомендации любителям домашних животных и птиц. Письменное задание может быть связано со сбором фактического материала. В письменном задании варьируется объем письменного произведения речи. Он определяется количеством слов, включая служебные слова и артикли. В ходе выполнения задания объем, выраженный в количестве слов, строго соблюдается. Часть задания, превышающая этот объем, как правило не проверяется. В случае уменьшения объема письменного текста оценка может быть снижена за недостаточно полное и глубокое содержание. См. таблицу
Исполнение письменного замысла зависит от того, как учащиеся владеют варьированием стиля и объема письменного произведения речи. Формирование этого умения способствует сравнение и анализ разных текстов:
1.Police appealed to Belgians yesterday to remove all garments from clothes – lines to frustrate 37 criminals who escaped from prison in standard striped prison attire during a strike by warders…
2. White warders were on strike37 prisoners escaped from a Brussels jail, Belgian police said yesterday.
Envy. Use illustrations and photos. Make use of a «typical house – wife diary». Remember to frame your account with introduction and conclusion.
Письменное задание может выполнятся в форме рецензии на литературное произведение, выставку, художественный, документальный фильм и т.д. Для написания рецензии возможна схема: The new … allows you to … This..is aims at… All they are grouped…The…is meant to….It can be used in…Moreover is can…Some…though don`t appeal to me because…. But on the…extremely useful in…This small…will enable me to…
Интерпретация рассказа следующая: качество первого животного – то, что хочет иметь ученик (умелость, хитрость, силу и т.п.); второе животное – реально обладаемые учеником качества; третье животное – качество ученика в глазах окружающих. Подобная интерпретация рассказов повышает интерес учащихся к письменным произведениям речи. Среди творческих письменных заданий особое место занимает написание рассказов ( story writing ). Для того, чтобы управлять исполнением задания, учащимся могут быть предложены вопросы, на которые им предлагается ответить в форме придумывания рассказов. Так, для написания рассказа « A Str
ange Sound » могут быть предложены следующие вопросы:
Can you describe the sound?
Can you describe the creature?
Can you say more about the creature`s appearance?
How did it go thought we wall?
How did you escape? Etc.
Отвечая на данные вопросы, ученик нумерует каждую строку своего рассказа, так как ответ на вопрос не должен превышать, длинны строки. Рассказ может принять следующий вид :
1. Once in the morning I heard a scratching sound.
2. I looked around and saw a shaggy animal.
3. It was half beast, half man.
4. It went thought the wall as though there was a door there/
Интересной формой письменных заданий является поэтическое творчество. В процессе этого творчества учащиеся, например, могут самостоятельно сочинять по образцу.
Таким образом, получается следующее практическое стихотворение:
Red, and purple, and blue.
A horse standing in deep water.
The horses riding across the blue and red road.
Coloured balloons everywhere around me. The coloured balloons are all gone…
Стихотворение может быть написано в ответ на следующие задания:
Line 1. Compare autumn to a leaf.
Line 2. Compare autumn to a vegetable garden.
Line 3. Compare autumn to the sky.
Line 4. Compare autumn to life.
Стихотворение может иметь определенную конфигурацию, напоминающую форму описываемого предмета ( shape poetry ).
Lying on the ground
Конечные требования к обучению письменной речи включает формирование у обучающихся способности практически пользоваться иноязычным письмом как способом общения, познания и творчества в соответствии с достигнутым программным уровнем овладения иностранным языком.
Отмечаю в заключение, что обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности.
Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.