какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете

Консультация для воспитателей и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Смотреть фото какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Смотреть картинку какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Картинка про какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Фото какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете Татьяна Александровна Ульянова
Консультация для воспитателей и родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»

Роль родителей в воспитании детей очень важна — именно от них зависит развитие жизненного сценария подрастающего малыша.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Семья является мощным фактором в формирования личности, развития в ней общечеловеческих и индивидуализированных качеств, ибо в семье ребенок впервые усваивает нормы поведения, отношений и чувств, к себе и другому.

Семья обеспечивает первоначальное воспитание, физическую, психологическую и в целом социальную защиту и поддержку детей.

У хороших родителей вырастают хорошие дети.

Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало.

Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни. Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера.

Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.

Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются, как можно дольше ее удержать.

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Ошибки семейного воспитания.

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни.»

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: «Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет модель воспитания «по Споку», забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка.

Воспитание как формирование определенных качеств.

В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным» качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной.

Главные основания, которых необходимо держаться при воспитании ребенка во время семейной его жизни: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя или обусловленность этих действий и признание личности ребенка,постоянным обращением с ним как с человеком и полным признанием за ним права личной неприкосновенности.

Вся тайна семейного воспитания в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развиваться, делать все самому. Взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку, с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности и неприкосновенности этой личности.

Памятка для родителей, чтобы воспитать Человека

-Принимать ребенка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.

-Стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведет себя так, а не иначе.

-Внушать ребенку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать.

-Понимать, что в любых проступках ребенка следует винить, прежде всего, себя.

-Не пытаться «лепить» своего ребенка, а жить с ним общей жизнью; видеть в нем личность, а не объект воспитания.

-Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребенка.

-Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.

-Относиться к ребенку как к сбербанку, в который родители выгодно вкладывают свою любовь и заботу, а потом получают ее обратно с процентами.

-Ждать от ребенка благодарности за то, что вы его родили и выкормили, он вас об этом не просил.

-Использовать ребенка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей.

-Рассчитывать на то, что ваш ребенок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).

-Относиться к ребенку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

-Перекладывать ответственность за воспитание на воспитателей, бабушек и дедушек!

какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Смотреть фото какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Смотреть картинку какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Картинка про какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Фото какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкетеКонсультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Консультация для родителей «Роль книги в воспитании дошкольника» Главная ценность дошкольного возраста – высокая эмоциональная отзывчивость.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании детей» Известный психолог Э. Берн отмечал, что для ребёнка крайне ценны тёплые отношения с папой. Настоящее отцовство – это гораздо больше, чем.

какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Смотреть фото какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Смотреть картинку какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Картинка про какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Фото какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкетеКонсультация для родителей «Роль отца в воспитании ребёнка» В некоторых современных семьях сложился ошибочный стереотип: отец должен только добывать деньги и брать на себя все семейные расходы.

какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Смотреть фото какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Смотреть картинку какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Картинка про какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Фото какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкетеКонсультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация для воспитателей и родителей «Роль пальчиковых игр в развитии ребенка» Уважаемые родители, коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о роли пальчиковых игр в развитии ребенка. Сначала я хочу поиграть с вами в самую.

Источник

Анкета для родителей.»Роль семьи в воспитании детей.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Для наиболее эффективной воспитательной работы ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты, подчеркнув подходящий ответ из данных или указывая свой. Заранее благодарим Вас за Ваш труд.

Кто, как вы считаете, в наибольшей степени ответственен за воспитание ребёнка? (Семья, социальная среда, школа.)

2.Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего?

(Личный пример, требование, убеждение, наказание, поощрение.)

3.Какие используете способы поощрения? (Словесное, подарок, даю деньги, не замечаю, иное ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Наказываете ли Вы ребенка и каким образом? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Имеет ли Ваш ребенок постоянные обязанности по дому? (Да, нет.)

6.Чем занимается Ваш ребенок в свободное время?

7.Знаете ли Вы друзей своего ребенка? (Да, нет, не всех.)

8. Как Ваша семья проводит свободное время? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Сколько времени в течение дня Вы проводите с ребенком в совместной деятельности?

Учебная деятельность_______, досуг________, домашние дела_________.

10. Считаете ли Вы, что многие недостатки в поведении Вашего ребенка пройдут сами собой с возрастом? (Да, нет.)

11. Если у Вас в общении с ребенком появляются трудности, как Вы их решаете? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Какие меры воспитательного воздействия Вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

Закончите предложения :
1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится….
2. Если ребенок живет во вражде, он учится…..
3. Если ребенок растет в упреках, он учится….
4. Если ребенок живет в терпимости, он учится…..
5. Если ребенка хвалят, он учится……
6. Если ребенок растет в честности, он учится….
7. Если ребенок растет в безопасности, он учится………
8. Если ребенка поддерживают, он учится………
9. Если ребенка высмеивают, он учится……..
10. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится….

Источник

Какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете

Ожидайте

Перезвоните мне

какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Смотреть фото какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Смотреть картинку какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Картинка про какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Фото какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Смотреть фото какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Смотреть картинку какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Картинка про какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете. Фото какую роль в воспитании обучении и развитии ребенка вы отводите семье как ответить в анкете

Аннотация: Рождаясь, ребенок оказывается в определенной семье, через которую начинает свой путь вхождения в социальный мир.

Статья:

Рождаясь, ребенок оказывается в определенной семье, через которую начинает свой путь вхождения в социальный мир. В семье закладываются нравственные ценности, проявляются индивидуальные особенности, формируются контуры будущей разносторонней или дисгармоничной личности. Близкие люди становятся его проводниками в сложном и неоднозначном мире, от них зависит избираемый путь, они задают скорость движения, темп развития ребенка, их усилиями определяется успешность социализации. Социализация ­­­­– это процесс усвоения и дальнейшего развития социально-культурного опыта.

От того, чем занимаются родители, насколько они увлечены своей работой, вникают ли в проблемы друг друга, умеют ли уступать и еще от множества других причин, факторов, условий зависит успешность развития ребенка. Одни взрослые рассматривают мир как источник приложения своих сил, возможность проверки способностей, дарований. Другие ищут развлечения, удовольствия новые впечатления. Третьи – в постоянном ожидании ненужных перемен, тревог, неприятностей и проблем. Родители иногда осознанно, а чаще не отдавая себе отчета в значимости своих выборов, определяют способ развития своих детей.

Цель семьи ­­– воспитание жизнеспособной личности, человека нравственно-волевого, духовно-развитого, физически активного, социально-адаптированного, психологически устойчивого, обладающего знаниями и способностями. Это предпосылки, которые необходимы для достижения позитивных результатов в различных сферах жизни.

Членов семьи связывают эмоциональные узы, привязанность друг к другу, психологическая совместимость. В семье мы чувствуем защищенность от случайных ролей, которые приходится играть в детском саду, на работе, в общественных местах. Дома человек становится сам собой, отдыхает от обязанностей, которые приходилось исполнять, делится своими впечатлениями, успехами и неудачами, обидами и надеждами.

Если ребенку и дома приходится изображать благополучие или послушание, а не выражать подлинное, сегодняшнее, актуальное состояние, если он не надеется на помощь и отклик со стороны взрослых, то в будущем ему ничего не остается, кроме поиска где-то вне семьи той среды, в которой возникает-таки чувство психологической защищенности, где его будут принимать всяким, раздраженным и усталым, хохочущим без причины или угрюмо молчащим. Компания сверстников, берущая на себя эту роль, далеко не всегда отличается желательной общественной направленностью.

Общение с родителями жизненно необходимо для ребенка, для его всестороннего развития и воспитания. Безразличие родителей, не удовлетворяющих стремление ребенка к общению, к совместной эмоциональной и значимой деятельности, приводит к замедлению усвоения норм, правил, традиций, привычек социального поведения.

В воспитании ребенка на первом месте в раннем возрасте должно быть его эмоциональное благополучие, а не развитие интеллектуального потенциала. Основные личностные особенности формируются именно в раннем детстве и то, как организована жизнь ребенка на этом этапе развития, влияет на его будущий склад характера. Если ребенок наталкивается на равнодушие, нежелание взрослых разделить с ним радости и волнения, то потребность нести близким самое сокровенное постепенно затухает. И когда ребенок становится школьником и его дела начинают нас волновать, мы ждем от него рассказов о школе, учебе, друзьях, событиях в классе не следует удивляться его замкнутости и ждать от него откровения.

Уверенность в себе, своих силах и возможностях, умение бороться с трудностями – все это зарождается в дружной, теплой атмосфере дома.

Если ребенку не хватает общения с близкими взрослыми, если он испытывает дефицит эмоционального тепла, это неизбежно приводит к задержке в личностном развитии, нарушает процесс вхождения в детский коллектив, мешает адаптации к детскому саду, школе, мешает и психическому и физическому развитию. Доказано, что дети, формированию личности которых с раннего детства не уделялось должного внимания, более ослаблены, чаще болеют.

По данным американского исследователя Уайльда отдельные дети могут достигать к двум-трем годам уровня развития шестилеток в зависимости от семейного воспитания. Что имеется в виду? Прежде всего, интенсивность и эмоциональная окрашенность контактов ребенка с матерью. От того, как складывается это общение, насколько оно положительно зависит темп становления индивидуальности. Значимо все: берет ли мать ребенка на руки, как только он начинает плакать, улыбается ли ему, много ли с ним разговаривает. Отмечено, что малыши, не причинявшие в самом раннем возрасте хлопот, к которым не надо было подходить, потому что они лежали в своих кроватках и не требовали особого внимания, нередко оказывались к концу дошкольного детства самыми непослушными. Видимо эмоциональный дефицит не проходит бесследно, накладывая отпечаток на последующие ступени взросления.

Известно, что у доброжелательных, спокойных матерей растут более миролюбивые дети, а тревожные, постоянно дрожащие за здоровье ребенка мамы «расплачиваются» частыми болезнями малышей, их плаксивостью, зависимостью, трудностями в приспособлении к общению с взрослыми, медленной адаптацией ко всему новому. Положительными эмоциями тоже можно «перекормить», излишне тесная эмоциональная связь матери и ребенка невротизирует малыша, затрудняет формирование навыков делового и личностного взаимодействия. Ровный, спокойный, мажорный фон взаимоотношений в семье наиболее благоприятен.

«Главные основы воспитания закладываются до 5 лет – писал А.С. Макаренко. – Это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание продолжается, но, в общем, вы начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживаете, были до 5 лет».

Разберем основные моменты, на которые необходимо обратить особое внимание при воспитании ребенка в семье.

С самого раннего возраста ребенка следует приучать к четкому выполнению режима дня. Режим содействует порядку в доме, организует детское поведение, дисциплинирует. А.С. Макаренко указывал, что «в каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшее нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста, и чем родители строже будут следить за выполнением режима, тем меньше будет нарушений и тем реже придется прибегать к наказаниям.

В детях отражается настроение родителей. Если взрослые веселы, уравновешенны, приветливы, то и дети спокойны, жизнерадостны. Особенно влияют на поведение ребенка эмоциональная атмосфера семьи, стиль отношений взрослых. Ребенок чутко улавливает малейшие семейные распри и по-своему глубоко реагирует на них.

Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых выглядел как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из них. С трудом добивается послушания тот, кто больше уступает ребенку.

Ребенок всегда верит в то, что он хороший и стремится им быть. Взрослым важно поддерживать в нем эту веру, она возвышает человека. Ребенку полезно слышать от взрослых заслуженную оценку своих действий. Когда положительный поступок подкрепляется оценкой (щедрый друг, настоящий товарищ), тогда абстрактное выражение «Я хороший» для ребенка обретает конкретный смысл.

Бывает, родители путают понятия «настойчивость» и «упрямство». Но их путать нельзя. Упрямство – отрицательное проявление поведения ребенка. Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укрепить ее, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребенку завершить начатое дело, чтобы не гасить в нем целеустремленные действия. Упрямство присуще избалованным детям, привыкшим к чрезмерному вниманию, излишним уговорам. Оно возникает и тогда, когда детей часто одергивают, покрикивают на них, ограждают бесконечными запретами. В этом случае упрямство – защитная реакция против чрезмерного потока «воспитательных» мер.

Перевоспитание избалованного ребенка дело сложное, трудоемкое, требующее от взрослых терпения и времени. Главная же трудность в том, что перевоспитание приходится начинать с взрослых, с перестройки отношений между родителями и ребенком.

Каждый день мы предъявляем детям какие-либо требования. Дети, по нашему тону, мимике чутко улавливают, обязательно ли надо выполнить требование или можно уклониться от этого. Мы не замечаем, что способствуем иногда детскому непослушанию: вместо спокойного и твердого указания начинаем уговаривать или запрещаем и одновременно подаем надежду. Ребенок делает вывод: слушаться необязательно. Иногда мамы допускают еще одну ошибку: постоянно обращаясь при ребенке к отцу за поддержкой своих распоряжений, они как бы подчеркивают свою беспомощность, заранее предопределяют, что их слово не будет иметь веса. И вот ребенок уже уловил: слушать нужно тогда, когда скажет свое слово отец, а мамино распоряжение необязательно!

Родителям необходимо уметь предъявлять требование авторитетно, соблюдая твердость и серьезность тона, при этом быть справедливым и последовательным. Недопустимо, чтобы распоряжения звучали неуверенно, располагали ребенка к препирательству, «выторговыванию» исполнения желаний.

При этом уважать ребенка как личность – это значит проявлять деликатность, такт в обращении с ним, уметь разговаривать и выслушивать; проявлять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение; уметь выбрать способ воздействия ребенка, не насилуя его волю и не оскорбляя человеческого достоинства; уметь выбрать место и время для внушения, разговора «по душам»; уметь понять мотивы его поступков, встав на его место. Уважать ребенка – это не значит идти у него на поводу, проявлять уступчивость, напротив, быть разумно требовательным и строгим.

Поощрение – один из методов воспитания детей. Поощрение оправдано, если оно содействует моральному росту ребенка. Однако, применяемое часто и непродуманно, оно развивает в ребенке отрицательные качества: исключительность, превосходство, стремление поступать хорошо напоказ.

Дети чутко улавливают отношение взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Там, где ребенка балуют, где его желание выполняется безотказно, там большой простор для расцвета в нем эгоцентризма. Избалованный, он привыкает к тому, что постоянно окружен чрезмерным вниманием близких людей, ни в чем не знает отказа, захвален, задарен игрушками и лакомствами и растет себялюбцем, баловнем, эгоистом, не умеющим считаться с удобствами и возможностями семьи. Если ребенок привык смотреть на близких людей с позиции потребителя, то трудно сформировать в нем чувство долга перед ними. Он привык пользоваться правами и не знает никаких обязанностей. Так вырастают люди деспотичные, заносчивые, эгоистичные, склонные к переоценке собственных возможностей. До тех пор, пока дети не почувствуют, не переживут на собственном опыте, что источник их личной радости – это труд и пот старших, они будут глубоко убеждены в том, что мать и отец существуют лишь для того, чтобы приносить им радость. Люди с каменными сердцами чаще всего вырастают именно в тех семьях, где отец и мать души не чают в своих детях, отдают им все и не требуют от них ничего.

Нельзя применять как форму поощрения – освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей. Это приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.

Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет собранным, организованным, аккуратным, быстрее постигает такие важные понятия как «взаимопомощь», «долг», «ответственность перед старшими». Для того чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться – в доме стало чисто, красиво, уютно. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывать наиболее рациональные пути его действий, показывать приемы работы. Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда чем-то занят, умеет найти интересное для себя занятие.

Трехлетнего ребенка надо учить умению обслужить себя, по возможности обходясь без помощи взрослых, помогать старшим что-то подать, принести, положить на стол хлеб, ложки, убирать за собой игрушки, свои вещи.

Первое нравственное понятие, регулирующее поведение ребенка – это слово «нельзя». С этим понятием знакомят малыша очень рано, когда он начинает понимать обращенную к нему речь. Слово «нельзя» приобретает конкретность для него, если оно непосредственно сопутствует его действию. Категорический тон, которым оно произносится, соответствующая реакция взрослого заставляют малыша насторожиться: его не одобряют! Это способны понять совсем маленькие дети в возрасте до 1 года. Ребенок, вовремя не приученный к слову «нельзя», не понимает ограничений, корректировка его поведения с трудом дается взрослым.

Ребенок растет, обретает способность к волевым усилиям. И важно не упустить момент, когда к понятиям «нельзя» и «можно» нужно прибавить еще одно – «надо». Оно означает: ты не хочешь делать, но это необходимо, нужно для тебя, для окружающих.

Общение со сверстниками – необходимое условие полноценного развития личности: ребенок приобретает способы общественного поведения, учится сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Радость совместной игры порождает содружество, складываются доверительные отношения, которые перерастают в дружбу. Дружеские взаимоотношения благотворно влияют на формирование таких качеств, как доброжелательность, желание оказывать друг другу помощь, а это в свою очередь, способствует воспитанию чувства доброты, взаимной выручки.

Воспитание бережливости надо начинать с малого – не допускать, чтобы малыш играл с поломанными игрушками. Ему надо внушать: каждая вещь требует ухода; каждой вещи – свое место, откуда взял ее – туда и положи. Эти правила легко усваиваются, если ребенок постоянно видит порядок в доме, а взрослые являются для него примером.

К любому факту потребительского отношения к вещам надо проявлять нетерпимость: сорвал ли ребенок с клумбы цветок, разрисовал ли лестницу мелом, хлопает ли дверью – все это должно осуждаться взрослым. Надо учить ребенка бережно относиться к общественному достоянию, воспитывать в нем чувство хозяина, ответственность за порученные ему дела. В дальнейшем это чувство он перенесет и за пределы своего дома.

Нужно как можно раньше приобщать ребенка к общественно-полезному труду. Внушать ему: все, что за пределами твоей квартиры: лестница, двор, парк – твое, мое, наше. Это общее принадлежит всем, в том числе и тебе, и его надо беречь, как свое, личное. Из этого усвоенного понятия в будущем созреет важное качество личности – чувство «хозяина», которое поможет стать созидателем, активным борцом за сохранение всех богатств, которые создаются руками человека.

В воспитании сына отцу принадлежит особая роль. Значимость отца, прежде всего в том, что он является для сына эталоном мужчины. Образцы поведения отца формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. Эти понятия и способы поведения ребенок постигает на примере отношения отца к женской «половине» семьи.

На примере отца ребенок усваивает очень важные истины:

«Я мужчина», ­- значит, я все могу: помочь, кто в том нуждается, поступиться личными удовольствиями ради мамы, бабушки, любой женщины, девочки.

Счастливы сыновья, если имеют возможность восхищаться моральной силой отца, подражать ему, впитывать высокие идеалы добра, постигать понятия «долг», «честь», «Родина».

Успех воспитательного влияния отца зависит и от авторитета в семье. Пока дети малы, любое распоряжение отца, любой его поступок воспринимается ими как самый справедливый. В этом и сила, и опасность (если пример отрицательный), так как дети склонны к подражанию. Но, подрастая, дети делают «переоценку ценностей». Как будет воспринимать ребенок родительское слово, если отец пообещал и не сделал; или: отцу можно поступить так или иначе, а сыну или дочери нельзя.

Основная деятельность дошкольника – это игра. Развитие игры ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо этому учить. Поэтому нельзя ждать от ребенка, чтобы он играл даже тогда, когда окружен множеством игрушек: ведь он не знает, как ими действовать! Играя с малышом, взрослый должен исподволь руководить его развитием, показывая примеры действий, обогащая опыт ребенка. Но не нужно все время занимать малыша: действия взрослого не должны подавлять детскую активность, иначе ребенок привыкнет к тому, чтобы его всегда занимали, и не захочет играть один.

После игры необходимо убирать игрушки на место. С этого начинается воспитание аккуратности, любви к порядку, бережного обращения к игрушкам, вещам. Маленькие дети хорошо откликаются на игровые приемы сбора игрушек. С ростом ребенка игровой прием отпадает, зато привычка послушания, привычка убирать за собой вещи останется.

Совместные игры взрослого и ребенка имеют особое значение для установления тесного дружеского контакта, близости и взаимопонимания родителей и детей, признания ребенком их авторитета.

Огромное влияние на формирование эстетических чувств способна оказать природа. Понимать и любить природу родного края ребенок начинает под воздействием взрослого. Вместе с ним он восхищается и любуется поэтическими образами природы, многообразием ее форм, красок, звуков, вкладывая частицу своего сердца. Надо учить детей всматриваться, вслушиваться, смотреть и видеть. С умения чувствовать красоту родной природы начинается чувство Родины.

Если ребенка с детства приучают к поэзии, к интересной книжке, он растет любознательным, общительным, быстрее овладевает культурой речи, начинает понимать и ценить красоту русского языка. Сказка одновременно будит ум и чувства ребенка.

Музыкальное искусство помогает ребенку ярче видеть действительность, облагораживает чувства, делает человека отзывчивее. Чтобы музыка и песня воспитывали, благоприятно влияли на формирующийся вкус ребенка, совсем не надо обрушивать на него поток звуков. Нельзя ждать положительного результата там, где в доме с утра и до вечера не выключается радио, телевизионные передачи смотрят, пока не погаснет экран, включают музыку так громко, что дрожат стены. Об эстетическом наслаждении здесь не приходится говорить и, кроме нервного напряжения, ребенок ничего не получит. От того, какая песня, какая музыка «шлифует» слух ребенка, во многом зависит развитие его музыкального вкуса.

Наша задача – помочь детям приводить в определенную систему получаемые сведения об окружающем, сделать восприятие предметов или явлений более полным, осмысленным, предоставить возможность логически мыслить, обобщать. Поэтому не всегда полезен готовый исчерпывающий ответ: ваши объяснения должны заставлять ребенка вдумываться, напрягать мысль. Например, озадачить вопросом: «А как ты думаешь, почему?», «Как ты узнал?». Маленький «почемучка» должен сам добраться до истины.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *