какую систему обучения называли взаимообучением

Технологии взаимного обучения

какую систему обучения называли взаимообучением. Смотреть фото какую систему обучения называли взаимообучением. Смотреть картинку какую систему обучения называли взаимообучением. Картинка про какую систему обучения называли взаимообучением. Фото какую систему обучения называли взаимообучением

Взаимообучение, благодаря которому ребенок осваивает не только детскую, но и взрослую сторону этих отношений, открывает новые потенции развития: из позиции взрослого, обучающего другого, менее знающего и менее умелого, ребенок — учитель получает возможность освоить не только исполнительскую, но и контрольно-оценочную часть совместного действия, обычно закрепленную за взрослым.

какую систему обучения называли взаимообучением. Смотреть фото какую систему обучения называли взаимообучением. Смотреть картинку какую систему обучения называли взаимообучением. Картинка про какую систему обучения называли взаимообучением. Фото какую систему обучения называли взаимообучением

Содержимое разработки

Технологии взаимного обучения

Внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким. Огромно влияние интереса на память: интересное запоминается легко, быстро и прочно. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты воля, произвольное внимание и запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если учение само по себе не захватывает его. Более того, он не так работоспособен и усидчив, как требует от него школа. Рано или поздно наступает момент, когда он перестает следить за происходящим на уроке. В таком случае учителя призывают на помощь активные формы обучения. Одной из них является методика коллективного взаимного обучения, разработанная А.Г. Ривиным. В частности, включение педагогом в работу одного из способов данной методики – работа детей в паре сменного состава – позволяет улучшить динамику уровня обученности младших школьников, развития их познавательной активности. Работа по методике взаимного обучения позволяет сделать уроки интересными, живыми и непохожими друг на друга.

Сущность методики А.Г. Ривина состоит в том, что весь класс помогает одному ученику изучить тему. Это так называемое поабзацное изучение текста. Каждый абзац параграфа учебника или какого-нибудь другого текста ученик изучает с разными напарниками, что дает возможность рассмотреть изучаемый текст под разным углом зрения, помогает более тщательно и детально разобраться в теме.

К популярным личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология взаимного обучения.

В истории европейской педагогики тенденция к взаимному обучению детей в процессе обучения прослеживается почти непрерывно от ранней античности до середины XIX в. В школах Спарты каждый отрок, прошедший курс обучения, посвящал два года обучению младших. Считалось, что младшие приобретают в лице наставников не только учителя, но главное — надежную защиту, поддержку старшего друга.

Для автора «Великой дидактики» Я.А. Коменского (1592-1670) очевидной была необходимость одновременно учить людей чтению и письму и учиться и обучать тому, что усвоено. Именно он сформулировал принцип: «Все, что усвоено, в свою очередь должно быть передаваемо другим и для других. Как можно больше спрашивать, спрошенное — усваивать, тому, что усвоил — обучать. Эти три правила дают возможность ученику побеждать учителя». Коменский утверждал, что преподаватель сможет эффективно работать лишь в том случае, если будет заниматься не отдельным учеником, но разделит всех учеников на группы, например на десятки, во главе каждого десятка поставит наблюдающих, а над ними в свою очередь — других, и так далее, вплоть до самого старшего. Если ученики не станут помогать друг другу, то учитель не сможет одновременно учить многих детей или будет это делать хуже, чем учитель, работающий с одним учеником, и, следовательно, нет смысла в создании массовых школ. Иными словами, сама организация массового обучения, по замыслу ее автора, предполагает взаимодействие учеников, а без него она попросту немыслима.

Применять эту технологию можно при изучении нового материала, расширении знаний по какой-либо теме, при повторении.

На таком уроке ребята могут работать, как в группах, так и индивидуально, самостоятельно. Если учитель предпочел первую форму работы, то каждая группа должна в конце урока выступить с выводами.

Каждый школьник в процессе коллективно-взаимного обучения участвует в обсуждении информации с партнерами. Кроме этого здесь действует принцип, установленный психологами: прочитанный материал усваивается на 20-30%, услышанный – 30-40%, а использованный на практике усваивается на 50-70%. Обмен информацией, идеями, собственным опытом, быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников, выявление и обсуждение разногласий и расхождений, выход чувств и переживаний: все это создает именно те условия при которых:

совершенствуются навыки по данному материалу;

включается в работу память;

каждый ученик чувствует себя более свободно;

несмотря на то, что обучение коллективное, способ деятельности для каждого индивидуальный;

формируется умение ребенка работать в коллективе. Это и есть преимущество этого способа обучения.

— очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если учитель имеет дело не с отдельным ребенком, а с детским сообществом;

— ребенку для полноценного обучения и развития необходимо общение и совместная деятельность (в том числе — учебная) не только со взрослыми, но и со сверстниками;

— одна из важнейших задач педагогов — организовать сотрудничество между детьми во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учебной сфере.

Д. Джонсон и Р. Джонсон, разработавшие метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» выделяют следующие основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы: 1) взаимозависимость членов группы; 2) личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей; 3) совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе; 4) социализация деятельности учащихся в группах; 5) общая оценка работы группы.

Технология взаимного обучения основывается на принципиально иной стратегии, нежели традиционное обучение. Исходная посылка заключается в понимании трех основополагающих принципов, выстроенных на стыке современных открытий физиологии, психологии, кибернетики, дидактики: 1) приведение в соответствие образной и логической компоненты мышления учащихся в познавательной деятельности заданием принципа одновременности их функционирования; 2) признание равноправными компонентами содержания личностный опыт учащегося и предметную представленность, а условием их равновесного существования считать организованное взаимодействие; 3) замещение традиционного последовательно-параллельного способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный, обозначенный как параллельно-взаимный.

Суть системы взаимного обучения состоит в том, что старшие ученики сначала под руководством педагога сами изучают материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучают своих младших товарищей. Девиз: «Помоги другому и поймёшь сам!».

Взаимное обучение как специальная, самостоятельная система его организации не получила широкого распространения. Однако идея вызвала к жизни такую форму обучения, как работа в динамических парах (В.К. Дьяченко), где каждый обучает каждого. Отношение в паре «ребенок-учитель — ребенок-ученик» в общих чертах воспроизводит классическое детско-взрослое отношение «учитель — ученик», где учитель — это более опытный, более знающий партнер, чья главная функция — давать менее опытному партнеру готовые образцы действий и помогать новичку эти образцы усвоить и довести их воспроизведение до автоматизма. Отношение знающего и незнающего, умелого и неумелого — это отношения, пронизывающие всю жизнь ребенка; это та форма взаимодействия, в которой ребенок осваивает львиную долю знаний, умений и навыков, в которой формируются множество человеческих способностей, прежде всего способностей к воспроизводству образцов и действий по инструкции.

Взаимообучение, благодаря которому ребенок осваивает не только детскую, но и взрослую сторону этих отношений, открывает новые потенции развития: из позиции взрослого, обучающего другого, менее знающего и менее умелого, ребенок — учитель получает возможность освоить не только исполнительскую, но и контрольно-оценочную часть совместного действия, обычно закрепленную за взрослым.

Рождение новой мысли, догадки, вопроса совершается также в ситуации сотрудничества, но это сотрудничество совершенно иного рода, отличное от несимметричного, иерархического отношения ученика и учителя, незнающего и знающего. Знание не только транслируется сверху вниз, от учителя к ученику, в готовом виде; знание может быть порождено самостоятельной работой детской мысли. Естественно, ситуация порождения знания тщательно подготовлена и организована взрослым, но, вводя детей в ситуацию новой задачи, взрослый не дает им ни образцов, ни инструкций, пошагово направляющих действия детей к заранее спланированному учителем «открытию». Специально соорганизованные действия детей, которые совместно решают новую задачу, не знают способа ее решения, но ищут его сообща, выдвигая, проверяя и уточняя самые безумные гипотезы — вот образ учебного сотрудничества как формы самостоятельного открытия детьми новых знаний.

Благодаря взаимообучению каждый ребенок получает возможность овладеть репродуктивной деятельностью по усвоению готовых знаний, умений и навыков как с позиции ученика, реципиента знаний, так и с позиций учителя, дающего образцы и помогающего ученику эти образцы воспроизвести.

Итак, взаимное обучение – форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога.

Источник

Статья на тему «Технология коллективного взаимообучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технология коллективного взаимообучения

К личностно-ориентированным технологиям обучения относится технология коллективного взаимообучения А.Г. Ривина (1877–1944) и его учеников. Методики А.Г.Ривина имеют различные названия: «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

Коллективное обучение – это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе, влияет на атмосферу в классе.

Технология коллективного взаимообучения применяется для изучения нового материала и обобщения, систематизации, углубления знаний. Эта технология, как и любая технология коллективных занятий, требует наличия развитых общеучебных умений и навыков учащихся и умений работать в парах сменного состава.

Основной принцип технологии коллективного взаимообучения – принцип сотрудничества. Принцип непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу – это тот рычаг, который приводит к массовому и качественному знанию учебного материала.

Коллективное взаимообучение осуществляется посредством включения каждого учащегося в активную деятельность по обучению других учащихся. Для этого обучающийся на уроке должен:

изучить новую тему или выполнить задание самостоятельно (индивидуальная работа);

объяснить тему или порядок выполнения задания другому обучающемуся; выслушать объяснение другого учащегося или выполнить данное им задание (работа в паре);

найти нового партнера и осуществить действия, идентичные предыдущему этапу работы, а затем повторить их с другими участниками учебного процесса (работа в парах сменного состава);

отчитаться о выполнении задания в группе, быть готовым к управлению работой учебной группы (групповая форма).

Организация учебной деятельности учащихся при КСО

Этап 1. Начало работы. Самостоятельное знакомство с материалом урока.

Делит учебный материал на части.

Определяет цели деятельности, правила работы.

Распределяет функции внутри групп.

Предъявляет алгоритмы деятельности и «маршрутные листы».

Знакомит с таблицами учета выполненных заданий.

Знакомятся с целями работы.

Знакомятся со своей частью работы.

Организуются по группам.

Просматривают «маршрутные листы».

Знакомятся с таблицами учета.

Этап 2. Работа в парах

Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).

Контролирует деятельность учащихся.

Отмечает в таблице учета работу каждого.

В зависимости от функций могут вместе выполнять работу, а могут выполнять роли «ученик-учитель».

При реализации данной технологии могут использоваться три вида парной работы:

динамическая пара : четверо учащихся и готовят одно задание, которое разделено на четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля учащийся обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., то есть включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

Этап 3. Работа в малых группах

Проработав определенную тему в парах сменного состава, учащийся выступает перед МГ. Данный этап может осуществляться в нескольких вариантах в зависимости от цели работы.

Организует деятельность учащихся.

Оценивает деятельность учащихся.

Организует рефлексию по окончанию урока.

Вариант 1. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и поясняет новую терминологию.

Вариант 2. Уточняющая, коррекционная работа в малой группе. Ученик выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает ему вопросы, побуждая отстаивать свои знания, «защищать» данную тему.

Вариант 3. Работа в «тройке» проводится для внимания всех учащихся. Один учащийся выступает в роли «учителя», два других – « ученики», все остальные учащиеся наблюдают, анализируют, фиксируют в «маршрутных листах» материал урока. По окончании работы осуществляются анализ обучающей деятельности «учителя».

Таким образом, технология коллективного взаимообучения не исключает, а предполагает групповые формы работы, но они не должны занимать большую часть времени.

Основные преимущества КСО:

1) в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;

2) участвуют все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная, вербальная;

3) каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

4) повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

5) формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

6) обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Групповая форма несет в себе также ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются трудности комплектования групп и организации работы в них; учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономичный и эффективный путь его изучения. В результате этого слабые ученики могут с трудом усваивать изучаемый материал. Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на уроке групповая форма организации работы дает ожидаемые положительные результаты, несет в себе запланированный эффект.

Организации учебной деятельности учащихся при КСО

1 этап. Учебный материал (тексты, задания) делится на элементы, части. Каждая часть задания должна быть относительно самостоятельна, то есть выполнима независимо от остальных заданий данного раздела. Определяются цели деятельности, устанавливаются ее правила, распределяются функции, формируются группы, предъявляются схемы, алгоритмы деятельности, устанавливающие порядок работы учащихся, таблицы учета выполненных заданий. Осуществляется индивидуальная работа учащихся над своей частью задания. На данном этапе наиболее реализуется обучающая и контролирующая функции преподавателя.

2 этап. Организуется в малых группах (по 4, 6, но не более 12 человек). Необходимо определить маршрут работы учащегося (с кем и в какой последовательности он будет работать), минимизировать время на поиск партнера с помощью цветовых сигналов или карточек разного цвета (один цвет – один и тот же материал).

подготовка малой группы к индивидуальной работе по теме. Группа слушает докладчика, который объясняет, как работать над этой темой, и разбирается в ней.

Уточняющая, коррекционная работа в малой группе. Учащийся выступает перед группой, которая уже изучила данную тему. После выступления группа задает ему вопросы. В результате происходит более глубокая ее проработка, обсуждение проблемы (групповая дискуссия).

Работа в «тройке» перед всей аудиторией. Один учащийся выступает в роли «учителя», два другие – «учеников», остальные наблюдают, анализируют. Основная задача – освоение методики преподнесения, объяснения учебного материала. По окончании работы осуществляется анализ обучающей деятельности «учителя».

Источник

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Взаимное обучение как способ повышения эффективности образовательного процесса в условиях реализации ФГОС

Современный мир меняется очень быстро, от современных выпускников требуется обладание не только новыми компетенциями, но и умение взаимодействовать в команде, стремление к саморазвитию, постоянному самообразованию. С учетом этих требований содержание образования также меняется: внедряются новые планы, программы, учебники, но при этом сохраняется классно-урочная система. Важным становиться то, что обучение должно содействовать комплексному развитию личности: нужно включить каждого ученика в активную работу на уроке, научить его совместно решать задачи, искать их решение. Совместная деятельность на занятиях способствует формированию личности, учит планировать, распределять обязанности, учит общению, создает благоприятные условия для включения в деятельность каждого учащегося. Важнейшей задачей педагогов становится организация сотрудничества между детьми во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учебной сфере, которая считается монополией взрослых. Эту задачу поможет разрешить взаимное обучение учащихся.

Вопрос взаимного обучения рассматривался в педагогике давно, еще со времен Древней Спарты, где прошедшие обучение отроки должны были посвятить два года обучению младших, которые в их лице приобретали не только наставника, но и поддержку старшего товарища, защиту.

Д. Джонсон и Р. Джонсон разработали метод обучения и сотрудничества в малых группах «Учимся вместе» и описали достоинства данной формы работы: взаимозависимость всех работающих в группе; личная ответственность каждого работающего в группе не только за свои успехи, но и за успехи товарищей; совместная учебно-познавательная, творческая и иные виды деятельности учащихся в группе; социализация детей при работе в группе; развитие навыков оценки и самооценки.

Аналогичная система взаимного обучения, которая позже получила название Белл-Ланкастерской системы, возникла в 1791 году в Британии. Данную систему разработали Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер, причем независимо друг от друга. Данная система подразумевала под собой такую форму учебной работы, при которой старшие и более знающие ученики обучали учеников младшего возраста.

При таком способе организации учебной деятельности сначала учитель занимался со старшими учащимися, которые, получив определенные знания, начинали обучать младших учащихся, непосредственно под руководством учителя. Такие старшие и более успевающие учащиеся назывались мониторами.

Преимуществами данной системы являлось то, то что:

— объяснение младшим ученикам материала давалось на доступном им уровне, так «учителя»- мониторы были не намного старше.

— мониторы стремились к самообразованию.

Основным недостатком системы, конечно, было отсутствие у обучающих необходимых педагогических знаний и умений.

Несмотря на то, что данную систему использовали в обучении в ряде стран (Великобритания, Франция, Россия, США и т.д.), широкого распространения как основная форма учебной работы она не получила, в виду того, что не обеспечивала надлежащего обучения детей.

На основании всего вышесказанного можно вывести общие заключения:

— очень многие задачи обучения и воспитания лучше решаются в том случае, если учитель имеет дело не с отдельным ребенком, а с детским сообществом;

— ребенку для полноценного обучения и развития необходимо общение и совместная деятельность (в том числе и учебная) не только со взрослыми, но и со сверстниками;

— организовывать сотрудничество между детьми необходимо во всех сферах школьной жизни, в том числе и в учебной сфере.

Взаимное обучение это форма организации учебной деятельности, в соответствии с которой ученики, наиболее успешно овладевшие учебной программой, занимаются со своими одноклассниками под руководством педагога.

Технология взаимного обучения основывается на принципиально иной стратегии, нежели традиционное обучение. Взаимное обучение базируется на трех основополагающих принципах :

1) Приведение в соответствие образного и логического мышления учащихся в познавательной деятельности путем реализации принципа одновременности их функционирования.

2) Признание равноправными компонентами содержания личностный опыт учащегося и предметную представленность, а условием их равнозначного существования считать организованное взаимодействие.

3) Замещение традиционного последовательно-параллельного способа развертывания содержания на информационно емкий, оптимальный, другими словами, параллельно-взаимный.

Суть системы взаимного обучения состоит в том, что старшие ученики сначала под руководством педагога сами изучают материал, а затем, получив соответствующие инструкции, обучают своих младших товарищей. Девиз взаимного обучения звучит так: «Помоги другому и поймёшь сам!»

Знания в данной системе работы транслируется не только сверху вниз, от учителя к ученику, в готовом виде, а может быть итогом самостоятельной работой детской мысли. Конечно, данная ситуация должна быть тщательно подготовлена и организована взрослым, но, при постановке новой задачи детям не дается готовый образец действий, а пошагово направляет их действия к заранее спланированному «открытию». Такая специально организованная совместная деятельность детей по поиску решения новой задачи и есть образ учебного сотрудничества как формы самостоятельного открытия детьми новых знаний.

Благодаря взаимному обучению каждый ребенок получает возможность овладеть репродуктивной деятельностью по усвоению готовых знаний, умений и навыков как с позиции ученика, получателя знаний, так и с позиций учителя, который дает образцы и помогает ученику эти образцы воспроизвести.

Методика взаимного обучения в парах сменного состава имеет следующие преимущества:

— каждый абзац темы подробно изучается и обсуждается в паре, что позволяет хорошо усвоить изучаемый материал;

— после проработки темы ученик имеет подробный план;

— в ходе работы содержание каждого пункта плана неоднократно восстанавливается и пересказывается, что обеспечивает прочность знаний и развивает навыки и умение грамотно и компактно излагать свои мысли;

— при проработке одной темы учащийся параллельно знакомится с другими темами (при изучении другой темы некоторые понятия этой темы ему уже знакомы, а в проработке отдельных абзацев он сам принимал непосредственное участие);

— в ходе работы многократно встречаются ранее изученные темы, что предоставляет ребенку возможность регулярно повторять пройденный материал.

Благодаря тому, что каждый ученик получает возможность обсудить и осмыслить определенный вопрос с разными членами группы, у школьников появляются и развиваются навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы, пробуждается и усиливается интерес к изучаемому предмету, повышается активность работы в группе, обеспечивается прочность знаний.

Подготовка учащихся к реализации взаимного обучения включает несколько этапов (по методике А.Г. Ривина).

Подготовительный этап. Перед началом организации работы в парах сменного состава, нужно выделить время на проведение тренингов для выработки навыков, необходимых для парной работы. К таким навыкам относится:

— умение ориентироваться в пространстве;

— умение слушать партнера и слышать то, о чем он говорит;

— умение работать в шумовой среде;

— умение находить нужную информацию;

— умение использовать листки индивидуального учета;

— умение переводить образы в слова и слова в образы.

Данный этап является важным, т.к. помогает в дальнейшем достичь желаемого результата: дети в парах трудятся легко, непринужденно, комфортно.

Ознакомительный этап включает в себя главное требование – усвоение «правил игры», сообщение целевых установок, определение способа учета результатов учения.

Начало работы в парах. Знакомство учеников с новой темой начинается с диагностики: ученикам предлагается выполнить контрольную работу по изученному материалу. Если обнаружились какие-то пробелы в знаниях, то данный ученик продолжает изучение материала с учителем в традиционной системе. Ученик, который выполнил контрольную работу безошибочно, получает право двигаться дальше. С этим учеником учитель проводит индивидуальный мини-урок по заранее составленному опорному конспекту нового раздела учебника и помогает выполнять задания на применение нового знания.

Так пошагово в изучение следующей темы включаются все новые и новые ученики, работающие под руководством своих одноклассников, начавших изучение темы с опережением.

Контроль обучения. Для того чтобы не сделать обучение формальным, ученик получает программу-вопросник, содержащий все вопросы и контрольные задания по новой теме. Работа с опросником позволяет:

— сделать чтение учебника и копирование опорного конспекта содержательным (ученик читает текст учебника для того, чтобы найти в нем ответы на вопросы программы – вопросника);

— систематизировать контроль за знаниями учащихся (каждый ученик, заканчивающий изучение нового параграфа, отвечает на все вопросы опросника учителю-взрослому или сверстнику);

— лучше организовать преподавание в детских парах (у каждого «учителя» есть план опроса своего «ученика»).

Применение знаний на практике. Ученик, ответивший на вопросы программы-вопросника, получает задание выполнить несколько упражнений по новой теме. Проверка упражнений и разбор ошибок – это один из центральных моментов взаимного обучения. Можно организовать демонстрацию диалога учащихся при проверке заданий. Педагог акцентирует внимание на то, что при правильном ответе на вопрос задачи можно сразу двигаться дальше, при ошибке в решении нужно задать вопрос типа: «Как ты получил этот ответ?» или «Докажи, что это так».

Контрольная работа. Когда работа над решением задач опросника окончена и были даны правильные ответы учителю-однокласснику, можно приступать к выполнению контрольной работы. Контрольную работу может проводить как сам учитель, так и учитель-одноклассник. Содержание контрольной работы должно быть типичным, обычным, и каждый ученик пишет ее в свое время, тогда, когда к ней полностью готов.

Творчество. Это этап включает работу над олимпиадными, творческими заданиями, заданиями повышенной трудности. К данному этапу допускаются ученики, успешно написавшие контрольную работу и имеющие резерв учебного времени на углубленное изучение материала. Эти занятия могут носить факультативный характер.

Повторение , подготовка к экзамену и сам экзамен также имеют свою специфику в системе взаимного обучения. Тема (раздел) или вся программа считается пройденной окончательно лишь после того, как ученик, сдавший экзамен, поможет подготовиться к нему кому-либо из своих одноклассников.

Назовем достоинства и недостатки метода взаимного обучения.

Преимущества метода взаимного обучения:

— Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно. В случае необходимости не боятся обратиться все вместе за помощью к учителю.

— Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

— У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.

— Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

— Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

— Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

— Взаимная форма обучения даёт большой эффект и в воспитании учащихся: дети привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения.

— Активно включаются в работу так называемые слабые ученики. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, в группах они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки.

— Систематическая организация взаимной формы обучения учащихся способствует глубокому усвоению учебного материала: ученик, проговаривая информацию, лучше ей усваивает.

— В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания; в процессе речевой деятельности развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

— Каждый ребенок чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе; повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

— Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Разумеется, у метода взаимного обучения имеются и недостатки :

— Отсутствие педагогического опыта у обучающего ученика. Учитель обладает способностью и умениями передавать знания в доступной форме, подстраиваясь к индивидуальным особенностям своего ученика, умея его заинтересовать, давая ему достаточную, но не чрезмерную самостоятельность, предлагая помощь и обратную связь именно в той форме, которая потребна и приятна данному ребенку, это подразумевает способность понять своего ученика. У детей данная способность менее развита, поэтому эффективней может оказаться работа в паре с минимальной разницей между знаниями и умениями «учителя» и «ученика».

— Стиль детских взаимоотношений. «Учитель-ребенок» может самоутверждаться за счет «ученика», высмеивая и выпячивая его ошибки, что неминуемо перерастает в межличностный конфликт. Дети разных социальных слоев по-разному могут воспринимать замечания из уст своих «учителей-одноклассников» (для кого-то это будет толчком к действию, а для кого-то как наказание или вызов).

— Для некоторых детей в роли учителя ситуация обучения своего одноклассника может вызывать высокую внутреннюю напряженность.

— Дети, находящиеся в роли «учителя» сталкиваться с трудностями в оценивании знаний своих «учеников».

До настоящего времени проблема взаимного обучения остается актуальной: существует множество «за» и «против». Однако следует признать, что обучение в группах постоянного состава и обучение в группах сменного состава взаимосвязано друг с другом, так как в обеих формах происходит общее развитие личности ребенка, учащиеся сотрудничают друг с другом, самостоятельно ставят задачи, планируют действия, отыскивают новые способы решения поставленной задачи в различных вариантах.

Дьяченко, В.К. Сотрудничество в обучении, М.: Просвещение, 1991.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *