календарный план по обучению грамоте 1 класс

Календарное планирование «Обучение грамоте»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рабочая программа учебного предмета «Обучение грамоте» для первого класса составлена на основе: «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных. организаций/В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др. – М.: Просвещение, 2014; «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык: Поурочно-тематическое планирование: 1- 4 классы / М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2013».

речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического

слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте

решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт

параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной

речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его

периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного

образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности,

развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется

выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно

слушания и говорения. Стоят и другие задачи – приобщение к учебной деятельности,

приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с

осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с

различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У

первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается

фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной

звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с

использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог,

«читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву

ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные

представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять

гласных звуков и обозначаю- щие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к

положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а

затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их

буквенных обозначений, последующих гласных звуков и букв, их обозначающих;

происходит знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с

буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается

в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники

осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое

(читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают

письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов,

предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) период – повторительно-обобщающий этап.

На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы

сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.

Обучающиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия,

благодарности, прощания и т. д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием

коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В

этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную

деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление

полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и

Место предмета «Русский язык» в учебном плане

Освоение языка в 1 классе начинается с курса « Обучение грамоте», который в данной

программе рассчитан на 25 учебных недель (200 ч.) : 8 часов в неделю.

неделю. Литературное чтение в 1 классе занимает 7 недель и составляет 21 ч.: 3 часа в

неделю. Всего в первом классе 32 учебные недели.

Результаты освоения обучающимися курса «Обучение грамоте»

В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника

начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические ) знания и умения,

предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (универсальные

учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с

информацией, совместная деятельность как основа умения учиться).

положительное отношение к школе, к урокам русского языка;

проявление интерес к языковой и речевой деятельности;

расширение представлений о многообразии окружающего мира;

доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;

первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;

совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;

слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;

ориентироваться на странице в тетрадях, Прописях, альбомах;

с помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Прописях, учебных пособиях, учебных материалах;

под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);

осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Прописях, тетрадях и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);

принимать участие в диалоге;

принимать участие в работе парами и группами;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;

различать и узнавать звуки окружающей действительности;

дифференцировать неречевые и речевые звуки;

иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);

уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;

преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;

классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;

понимать и показывать пространственное расположение фигур;

подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);

различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

различать слово и предложение, слово и слог;

определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

осознавать слово как единство звучания и значения;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;

соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

составлять предложения из данных слов;

составлять предложения по схеме;

читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;

ориентироваться на альбомном и тетрадном листе;

списывать с печатного и рукописного текста буквы, слоги, слова, простые предложения;

писать под диктовку буквы, слоги, слова, написание которых не расходится с произношением.

Метапредметные результаты освоения предмета

Регулятивные универсальные учебные действия

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в том числе во

внутренней речи) свои действия для решения задачи;

действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в

источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;

выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме;

использовать речь для регуляции своих действий;

контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые

оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные универсальные учебные действия

 осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя,

одноклассников), решая её;

 читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;

 находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию,

представленную в явном виде;

 самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной

учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;

находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрации определённых

понятий, правил, закономерностей;

 пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;

применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.),

использовать эти способы в процессе решения учебных задач;

 понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, табличной

форме; переводить её в словесную форму;

владеть общими способами решения конкретных лингвистических задач;

 ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными

 осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировку языкового

материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;

строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать

выводы, формулировать их;

 подводить факты языка и речи под понятие на основе выделения комплекса

Содержание курса «Обучение грамоте»

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми слов

ами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под

диктовку и при списывании.

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение.

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их

порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной

Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—шу, жи—ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Русский

язык» рекомендуется использовать следующие документы:

 Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ

МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).

 «Критерии оценивания учебных достижений учащихся в системе начального общего

образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР

(постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).

 Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений

методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).

 «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации

учащихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные

учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего

образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).

Источник

Тематическое планирование предмета «Обучение грамоте» 2 часа в неделю( 1 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ № 4» г Каспийска РД

Протокол заседания ШМО Заместитель директора

учителей начальных классов по УВР Мерданова СК

«___» августа 2018 г.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) и программы «Литературное чтение»- авторы Климанова Л.Ф., Голованова М.В., Горецкий В.Г. Литературное чтение, в двух частях: 1 класс. М.: Просвещение,2016. Разработана на основе УМК «Школа России »

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному учебному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение предмета «Литературное чтение в начальной школе выделяется в 1 классе 66 ч (2ч в неделю, 33 учебные недели).

На предмет «Литературное чтение» в 1 классе дается всего 18 часов, 2 часа в неделю.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения данного курса

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Русской Азбуки», «Русского языка»

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других

– умение выбирать адек­ватные языковые средства для успешного решения коммуника­тивных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

– обозначать мягкость согласных звуков на письме;

– определять количество букв и звуков в слове;

– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

– ставить пунктуационные знаки конца предложения;

– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

– находить корень в группе доступных однокоренных слов.

2 часа в неделю, 66 часов в год

Добукварный период 8 ч.

«Азбука – первая учебная книга». Речь устная и письменная. Предложение и слово.

Слог-слияние. Повторение и обобщение пройденного материала. Правила безопасного поведения в быту.

Гласный звук [ а], буквы А, а. Пословицы и поговорки об азбуке и пользе чтения.

Гласный звук [ о], буквы О, о. Взаимопомощь.

Гласный звук [ и], буквы И, и. Дружба и взаимоотношения между друзьями.

Гласный звук [ ы], буква ы. Учение – это труд. Обязанности ученика.

Гласный звук [ у], буквы У, у. Учение – путь к уменью. Качества прилежного ученика.

Букварный период 32 ч.

Гласные буквы Е, е. На реке. Речные обитатели.

Гласные буквы Я, я. Россия – Родина моя.

Гласные буквы Я, я. Растения сада.

Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного. Красна птица опереньем, а человек уменьем.

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Мало уметь читать, надо уметь думать.

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Гласные буквы Ё, ё. Люби все живое.

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Гласные буквы Ю, ю. С. Я. Маршак. «Сказка о глупом мышонке».

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц. Делу время, потехе час.

Чтение предложений и коротких текстов с изученными буквами.

Гласный звук [э], буквы Э, э. Как человек научился летать.

Мягкий и твердый разделительные знаки. Бог не в силе, а в правде.

Послебукварный период 8 ч.

Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Одна у человека мать; одна и родина. К. Ушинский «Наше отечество». В. Крупин «Первоучители славянские».

В. Крупин «Первый букварь». А.С. Пушкин. Сказки. Л.Н. Толстой Рассказы для детей.

К.Д. Ушинский Рассказы для детей. К.И. Чуковский Телефон, Путаница. Небылица.

В.В. Бианки . Первая охота. С.Я. Маршак «Угомон», «Дважды два» М.М. Пришвин «Первомайское утро», «Глоток молока».

Стихи и рассказы поэтов и писателей: А. Барто, С.Маршака, В. Осеевой,

Стихи В. Осеевой. Б.В. Заходер «Два и три», «Песенка-азбука»

В.Д. Берестов «Прощание с другом», «Непослушная кукла»

Творческий проект: «Живая Азбука».

Литературное чтение (18ч)

Жили-были буквы 3 ч.

Знакомство с учебником. Характер героев в сказке И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». С. Чёрный «Живая азбука» Ф. Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»

Характер героев произведений Г. Сапкир «Про медведя»,М. Бородицкая «Разговор с пчелой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»,С. Маршак «Автобус №26»

Из старинных книг. Повторение и обобщение по теме «Жили-были буквы»

Загадки. Сказки. Небылицы. ( 4 ч. )

Авторская сказка Е. Чарушина «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка»

Загадки. Русские народные песенки. Потешки. Небылицы. Английские песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни.» «Король Пипин». «Дом, который построил Джек».

Сравнение народной и литературной сказок. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Русская народная сказка «Петух и собака»

Из старинных книг. К.Ушинский «Гусь и Журавль» Л.Толстой «Зайцы и лягушки

Апрель, апрель! Звенит капель… (3 ч)

Стихи-загадки. И. Токмаковой, Л. Ульяницкой, Л.Яхнина.

Литературные загадки. Е.Трутнева, И. Токмакова «Когда это бывает?» Проект Составляем сборник загадок.Повторение и обобщение по теме «Апрель, апрель, звенит капель»

И в шутку и всерьёз ( 4 ч )

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой,Я . Тайца, Г. Кружкова. Н. Артюхова

К. Чуковский «Федотка» О. Дриз «Привет» О. Григорьев «Стук» И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка»

К.Чуковский «Телефон» М.Пляцковский «Помощник».

К.Ушинский «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому». Урок-обобщение по теме «И в шутку и всерьёз»

Я и мои друзья ( 3 ч )

Рассказы о детях. Ю. Ермолаев «Лучший друг» Е. Благинина «Подарок»

С. Михалков «Бараны» Р. Сеф «Совет»

В. Берестов «В мире игрушек». И. Пивоварова «Вежливый ослик» Я. Аким «Моя родня» С. Маршак «Хороший день»

М.Пляцковский «Сердитый дог Буль» Ю. Энтин «Про дружбу» Д. Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».

О братьях наших меньших ( 1ч )

Р.Сефа, И. Токмаковой. Рассказ В. Осеевой. «Собака яростно лаяла»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *