каллиграфия и развитие мозга
Каллиграфия и мозг
В современном мире в европейских странах искусство каллиграфии находит применение у художников и дизайнеров, как на бумаге, так и в виртуальной реальности, но потенциал этого искусства гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд.
Научные эксперименты и исследования показывают, что искусство красиво писать оказывает сильнейшее влияние на наш мозг, а развитие чистописания и каллиграфических навыков способствует дифференцировке специализированных центров головного мозга.
Есть данные о том, что занятия этим непростым с точки зрения мозговых процессов делом не только положительно влияют на психологическое состояние, но и помогают в реабилитации после нейрофизиологических травм.
В чем состоит эффект каллиграфии и как усовершенствовать свой мозг с помощью изящного искусства, рассказал ученый, специалист по морфологии и эволюции мозга с 30-летним стажем, заведующий лабораторией развития нервной системы НИИ морфологии человека Федерального агентства научных организаций Сергей Вячеславович Савельев.
Что каллиграфия делает с мозгом
«Как известно, наш мозг работает всегда, чем бы мы ни занимались. Разница лишь в том, какие его области в этом задействованы и к каким из них осуществляется приток крови в этот момент. Все в мозге происходит за счет установления и разрывания нейронных связей, и в процессе занятий письмом морфогенез этих связей идет быстрее, их становится больше. Между прочим, кровообращение в разных случаях может увеличиваться до двух с половиной раз.
Но у мозга есть важная особенность – он работает только по востребованности. Если вы будете бегать по утрам, то улучшите только кровоток и состояние в двигательных областях, которые управляют вашими конечностями. Вы будете прекрасно координированным человеком, потому что в тех областях нейроны погибать не будут. Зато во всех остальных – будут.
Мозг работает по простой схеме: какие области нагружаете, туда кровь и приливает. При занятиях каллиграфией включается такое количество нейронов, которое другим способом подключить невозможно, поэтому такие сложные формы деятельности, как каллиграфия, крайне редки.
Начинают формироваться не просто отдельные области мозга и большее количество нервных связей, но и интеграция между разными его областями. Центр письма находится на стыке нескольких областей мозга, связанных с координацией движения рук с обеих сторон, движением глаз, шеи, головы. Он выполняет интеграционную функцию и играет колоссальную роль в развитии и даже восстановлении после нейротравм».
В чем уникальность каллиграфии по сравнению с другими занятиями
«В других занятиях, где задействована мелкая моторика, нет смыслового содержания. Каллиграфия – единственная деятельность, где смысл, выраженный словами, заставляет сорганизовать мозг таким образом, чтобы занять свои когнитивные способности, предсказание результата, пространственное осмысление и физическое воплощение. Таких «игрушек» больше нет.
Для комплексного развития мозга важны не просто движения рук, которые есть и в других интеллектуальных занятиях, например шахматах. Нужны тонкие и точно координированные движения. Эксперименты показали, что именно при тонких движениях «включается» множество полей, в том числе на медиальной зоне мозга. Это очень полезный центр, который связывает рассудочное мышление, что мы определяем как осознание, когнитивные способности, и лимбическое – инстинктивно-гормональный центр. Эта зона связи между ними и ее активизация крайне важны. Именно поэтому дети, написав чистенько страницу и не допустив помарок, испытывают такое «райское наслаждение»: в этой задаче предполагается результат, и огромное количество нейронов, задействованное на границе гормонального и рассудочного в мозге, дает им ощущение наслаждения.
В Японии сотрудники некоторых компаний занимаются в обед каллиграфией – для этого приглашается специальный учитель. За счет таких тренировок и увеличения нейронных связей у человека повышается вероятность инсайта, озарения, более эффективного принятия решения. Но для этого нужно заставлять мозг работать, и лучше, если при этом создаются непростые задачи, такие, как каллиграфическое написание».
Почему каллиграфия полезна детям
«У детей занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Когда они учатся – как раз идет активный нейрогенез. Работает это так: возникает нагрузка на области мозга, увеличивается кровоток, и либо восстановление идет быстрее, либо нейроны дифференцируются активно в тех областях, которые задействованы. По-другому этого не бывает. К сожалению, те дети, которые все время увлечены компьютером, так и останутся на минимуме нейрональной дифференцировки, и последствия этого очень печальные.
Есть такой интересный пример из мира животных: над одной из разновидностей моллюсков проводили эксперимент, показывающий разницу в развитии в обогащенной или обедненной среде. Такая же среда существует и у наших детей, если рассмотреть, например, тех, кто занимается каллиграфическим написанием, и тех, кто предпочитает все время проводить за компьютером.
С каллиграфией та же история – ее можно назвать противодействием «отупению», которое приводит к разрушению личности. Каллиграфия и есть тот редкий случай «обогащенной среды», в которой связаны работа сознания, мелкой моторики, прогнозирования результата, личной и языковой памяти. Потому ее и можно рассматривать как инструмент воспитания и развития детей.
В разных странах эту идею успешно реализуют в школах и университетах. Например, во многих привилегированных школах США есть обязательное занятие чистописанием час в неделю.
В Китае у студентов развивают организацию мозга и дисциплину с помощью письма. На эту тему проводились исследования в американском Университете Вандербильта – сравнивали результаты по разным дисциплинам у двух групп студентов – одних учили каллиграфии, других – нет. В первой группе успеваемость повышалась на внушительные показатели – от 50 до 80 процентов.
Похожие опыты проходили и в Вашингтонском университете с учениками 2–4–6-х классов. Результаты учеников, которых учили излагать свои мысли в тексте, написанном от руки на занятиях по каллиграфии, показывали результаты на порядок выше остальных».
Почему каллиграфией может заниматься не каждый
«Для того чтобы у человека в жизни проявилась хоть какая-то способность, соответствующие зоны мозга должны хотя бы присутствовать и быть развитыми.
Специализированные поля лобной доли коры головного мозга являются основой индивидуальных способностей к письму, а для каллиграфии нужна еще развитая зрительно-моторная координация.
Исследования показали, что индивидуальная изменчивость полей лобной области у разных людей может достигать многократных различий, и речь здесь не идет о 10 и даже не 50 процентах – размеры этих полей могут различаться в разы. Поэтому один может быть каллиграфом, а другой нет – в случае, если эти поля особо маленькие. В каждом школьном классе наверняка найдется ребенок, с которым сколько ни работай, писать он не будет или не может.
Ведь если представить себе процесс каллиграфического написания с точки зрения работы мозга, мы сразу увидим, насколько он сложный. Даже чтобы написать хотя бы одну букву, надо прежде всего знать, как она пишется, представить ее в слове, сцепить с соседними буквами. А написать осмысленный текст из 5 слов – это и вовсе огромная задача, которая подразумевает когнитивное предположение, построение прогноза осмысленного текста, а потом и его виртуозного исполнения. Здесь важно понимать, что у нас в природе и в человеческой жизни нет другого такого дела, чтобы были интегрированы и осмысление, и сложнейшая моторика, и память, и точнейшая координация всех этих систем. Чтобы у ребенка все это заработало, его нужно учить писать, это самый верный способ заставить дифференцироваться нейроны. Ведь все эти сто тысяч связей не берутся с потолка».
Как и в каких количествах правильно заниматься каллиграфией
«Если вы хотите использовать каллиграфию в «лечебных» целях, то сначала, конечно, нужно пройти минимальный курс – 2–3 часа в неделю на протяжении полутора месяцев, например. Просто чтобы вас научили, как это делать. Дальше вы вполне сможете прибегать к этому от случая к случаю, и эффект будет. Особенно это будет полезно тем, кому трудно сосредоточиваться или работать с долговременными проектами.
Более того, занятия каллиграфией особенно полезны в зрелом возрасте. Многим людям в преклонные годы уже сложно вести активный образ жизни, поэтому интеллектуальные упражнения, сопряженные с тонкой моторикой и осмысленным письмом, здесь особенно актуальны. Отличный способ сохранить свой мозг и избежать деменции».
Приложения для смартфонов
Даже для тех, кто все-таки не может оторвать себя от электронных устройств, есть способ приобщиться к чистописанию. Приложение для смартфонов Calligraphy позволяет выбрать ширину кисти или даже перьевую ручку для нанесения каллиграфических надписей и рисунков. Работать, конечно, придется упрощенно – пальцем или стилосом.
Программа «Каллиграфия «Учитесь писать» представляет собой электронные пунктирные прописи для детей на английском языке. Можно учиться писать буквы из алфавита, следуя за пунктирной линией, соотнося получившиеся слова с картинками объектов.
«Спиральный корректор» – приложение для людей, которые хотят улучшить свой почерк и развить мелкую моторику, по крайней мере, так утверждают создатели. Индикатор в программе фиксирует вашу точность рисования, а настройки позволяют регулировать толщину и каллиграфический эффект пера.
РОБОТ ЗАМЕНИТ КАЛЛИГРАФА?
Робот против художника. Изобретение против творца. Художник креативнее. Робот точнее и быстрее. Если механизм заменит живую руку, то как это повлияет на человеческий мозг?
Каллиграфия развивает мозг
Юрий Анатольевич Фесенко — доктор медицинских наук, академик Российской академии естествознания, профессор кафедры клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета, главный детский специалист-психиатр Санкт-Петербурга:
«Чем больше развита рука, тем больше развит головной мозг, а значит, и сам человек. В западной медицине к этому пришли относительно недавно. Зато в Китае уже в I веке до нашей эры была очевидна связь мозга с другими частями тела человека и больше всего — с рукой. Там «способностям» руки придавалось особое значение. Занятия каллиграфией были непременными как у китайских военных, так и мирных жителей. Считалось, что красивый почерк служит укреплению воинского духа, а также полезен в науках и искусстве.
Сегодня у нас около 90 процентов детей с речевой патологией. Причина кроется в том, помимо факторов чисто биологических, что родители уделяют недостаточно внимания развитию тонкой моторики рук ребёнка. Между тем занятия по её развитию очень благотворно влияют на речь, а в дальнейшем и на письмо, также являющееся речевой функцией мозга, а через них — на мышление. Нарушения письма обнаруживаются уже в начальной школе, когда ребёнок начинает при написании слов переставлять или пропускать буквы.
Недавно мне довелось увидеть разницу в подходах к воспитанию ребёнка наших родителей и иностранцев. Я ехал на поезде в Мюнхен. Дорога занимала около трёх часов, и всё это время мама-немка занималась с 3-летней дочерью: читала, показывала картинки, задавая вопросы, просила повторять стишки, слова, которые не получалось правильно произносить, показывала, как лепить мелкие фигурки из пластилина, нанизывать бусинки на проволоку. Что, как правило, происходит у нас? Ребёнок заскучал от долгого сидения, закапризничал, и мама достаёт какой-нибудь гаджет и включает мультфильмы.
” Ввод каллиграфии как отдельной дисциплины в школах, мне кажется, даже при наличии энтузиастов и видимой её пользы, трудноосуществим.
В Оксфорде было проведено исследование. Суть его заключалась в том, что поочерёдно проводилась микроэлектростимуляция зон головного мозга, чтобы понять, какие из них более значимы для успеваемости. Самые хорошие результаты дала стимуляция расположенных рядом зон, отвечающих за счёт, чтение и письмо. А их развитие в процессе созревания структур головного мозга напрямую зависит от работы с рукой. И каллиграфия, безусловно, как один из методов воздействия, способна в достаточной степени развить моторику. Требуя от ребёнка большой усидчивости, она, помимо борьбы с речевой патологией, способна внести свой вклад и в коррекцию гиперактивности, которая сегодня, как вы сами знаете, встречается очень часто.
Другое дело, что ввод каллиграфии как отдельной дисциплины в школах, мне кажется, даже при наличии энтузиастов и видимой её пользы, трудноосуществим. Для этого потребуется дополнительное финансирование на самих преподавателей, их подготовку, расходный материал, поиск места в учебной сетке и так далее. Подобные занятия как обязательные, на мой взгляд, гораздо легче ввести в подготовительных группах детских садов, где программа не такая насыщенная, как в школе. К тому же чем раньше начать занятия каллиграфией, тем лучше. Во-первых, детям в таком возрасте легче принять что-то новое, интересное, необычное, похожее на игру, что нетрудно обеспечить в условиях детского сада. Во-вторых, в школе можно будет в той или иной степени избежать проблем, вызванных речевыми нарушениями — дислексией и дисграфией».
Смотреть и слушать о почерке больше: ВИДЕО — АУДИО — ФОТО
Каллиграфия и развитие мозга
Как часто, заполняя договор в трёх экземплярах, мы ловим себя на мысли, что всё хуже пишем от руки — настолько привыкли печатать, а не писать. А не лишаемся ли мы при этом чего-то важного?
В российских школах не спешат предавать забвению письмо от руки, и ведение конспектов остаётся одной из важных составляющих учебной деятельности и в университетах, что зачастую вызывает недоумение у технически продвинутой молодёжи — зачем записывать информацию, которую можно получить уже в готовом виде, в текстовой форме, прямо от преподавателя, минуя этап зачитывания лекции?
А вот в Америке сложилась обратная ситуация — новые федеральные образовательные стандарты Common Core, утверждённые и запущенные в 2010 году, предполагают обучение письму от руки только в дошкольных учреждениях и в первом классе. Далее акцент ставится на навыках печати. Нужно сказать, что на уровне региональной администрации не запрещено продолжать обучение письму и в более старших классах, включив его в учебную программу штата. Так поступил, например, штат Калифорния и штат Массачусетс. В штатах Огайо и Индиана разрешено включать чистописание в качестве факультативного предмета штата. Тем не менее, показателен факт, что федеральный стандарт ставит акцент именно на обучении взаимодействию с современными технологиями и (извечная проблема!) на аттестации. И эта сторона внедряемых на территории всей страны стандартов вызывает множество вопросов.
Насколько уместно отказаться от практики письма, которая столько столетий служила верным посредником между мыслью и её вербальным оформлением? Не теряем ли мы нечто важное, отказываясь от выведения букв собственной рукой и заменяя его печатью на клавиатуре?
Этим вопросом, естественно, озадачились специалисты по нейробиологии и когнитивному развитию. Даже интуитивно мы чувствуем некую связующую нить между письмом от руки, вовлекающим мелкую моторику, и общим психическим развитием. А некоторые исследования напрямую доказывают эту мысль.
Важно не то, что мы пишем, а каким образом
Станислас Дэйен, доктор психологических наук Французского Университетского Колледжа, говорит:
«В процессе письма активируются уникальные нервные связи. При письме происходит опознавание слова через жест, своеобразное распознавание через ментальную симуляцию. Есть предположения, что эти нервные связи воздействуют на учебный процесс способом, о котором мы даже не подозреваем. Но учиться так действительно легче».
Эти предположения подтверждаются исследованием, проведённым доктором психологических наук Университета Индианы Карин Джеймс. Детям, не умеющим читать и писать, демонстрировались карточки с изображёнными на них буквами или фигурами, после чего их просили воспроизвести увиденное одним из трёх способов — соединить точки на бумаге, нарисовать увиденное на пустом листке или напечатать на компьютере. Затем мозг испытуемых детей сканировали с помощью фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии), а зарегистрированая активность тщательно анализировалась.
Результаты показали, что огромное значение для повторного распознавания образов имеет способ, которым изначально этот образ закреплялся. Мозг детей, повторяющих увиденные изображения или буквы от руки, показывал повышенную активность в трёх зонах, ответственных за чтение и письмо: левой веретенообразной извилине, нижней лобной извилине, задней теменной коре.
В мозге детей, печатающих буквы на клавиатуре или соединяющих точки на бумаге, такой серьёзной активности в этих зонах обнаружено не было.
Карин Джеймс видит причину таких различий именно в нешаблонности свободного письма от руки — ведь при начертании символов нам необходимо спланировать действие, а потом выполнить его самостоятельно, не имея готового образца под рукой (такой вот каламбур); а результат также оказывается в итоге непредсказуемым и уникальным.
Эта вариативность сама по себе является учебным инструментом. При воспроизведении буквы, далеко не идеальной формы при первых попытках, ребёнок работает с ней снова и снова, во множестве итераций, с неповторимым результатом. При этом наш мозг понимает, что вне зависимости от мелких признаков, которыми отличаются друг от друга сто написанных от руки букв «А» (разный наклон, толщина линии, глубина нажима, индивидуальные характеристики почерка и многое другое), буква «А» всё равно ей и остаётся. Это умение выделить ключевые признаки объекта, и оно формируется гораздо быстрее, когда видно различные формы объекта, а не предсказуемо одинаковые (как это происходит при печати и в большей степени при обводке шаблонов).
В другом исследовании Карин Джеймс сравнивает группу детей, записывающих буквы, с группой детей, только наблюдающих за процессом записи. Её наблюдения показывают, что только прилагаемые самостоятельно усилия задействуют моторные области коры головного мозга, а значит, просто наблюдение за появлениями букв на экране не несёт эффективной обучающей нагрузки.
Лучше пишешь — лучше думаешь
Преимущества самостоятельного письма от руки заключаются не только в распознавании букв. Исследование доктора психологических наук Университета Вашингтона Вирджинии Бернингер демонстрирует, что письмо печатными буквами, письмо прописью и печать на клавиатуре предполагает совершенно различные виды деятельности с таким же разнородным результатом. Вирджиния изучала учеников 2-5 классов и тексты, которые они создавали разными способами. Тексты детей, пишущих от руки, не только быстрее создавались, но и оказались эмоциональней и насыщеннее. Результаты фМРТ показали определённую связь между письмом от руки и творческой генерацией идей. Дети, которые показали лучшие результаты в письме от руки, показали при сканировании мозга более высокую активность в зонах, ответственных за рабочую память, а также общее повышение активности в зонах, ответственных за чтение и письмо.
Между письмом печатными и прописными буквами, судя по данным исследований, тоже есть разница. Дисграфия, заболевание, при котором нарушается способность к письму, принимает разные формы у разных людей — у некоторых остаётся способность к написанию печатных букв, у других — к написанию прописных.
При алексии, зеркальном дисграфии заболевании (нарушения способности к чтению), также есть различия: одни пациенты способны читать только прописной текст, другие — только печатный. Всё это говорит о том, что две разные формы письма активируют разные связи в мозге и вовлекают разные когнитивные ресурсы.
Вирджиния Бернингер предполагает, что письмо прописью от руки также может тренировать способность к самоконтролю и в итоге может стать ключом к излечению дислексии. Также существуют гипотезы, предполагающие возможности письма прописью в терапии и профилактике дисграфии.
В конечном итоге в условиях обычного, не коррекционного учебного процесса не так и важны отдельные нюансы между письмом прописью или печатными буквами. Основная суть — в самостоятельном воспроизведении символов и исключительной скорости формирования связей между элементами текста. А если говорить о преимуществах письма от руки во взрослом возрасте, преимущества становятся ещё более значимыми, и дело не ограничивается более эффективным запоминанием букв, дат и другой фактологической информации.
Исследование Пэм Мюллер (Принстонский университет) и Даниэля Оппенхеймера (Калифорнийский университет) показало, что и в лабораторных, и в аудиторных условиях студенты учатся лучше, записывая конспекты от руки, а не печатая их на клавиатуре. Предполагается, что письмо от руки позволяет прямо в процессе подачи материала обрабатывать его содержание и определять его структуру, сразу закладывая отличный фундамент для запоминания и глубокого понимания информации.
Конечно, результаты всех этих исследований не означают, что без письма от руки не обойтись никоим образом. Если поразмыслить над результатами последнего исследования, можно сказать, что всегда есть возможность фиксировать материал абсолютно механистически — хоть рукой, хоть с помощью клавиатуры. Тем не менее, блокнот и бумага, судя по всему, значительно повышают наши шансы на более эффективное усвоение информации без дополнительных прилагаемых усилий.
Каллиграфия и развитие мозга
ВѢДИ запись закреплена
О ПОЛЬЗЕ КАЛЛИГРАФИИ И ЕЁ ВЛИЯНИИ НА МОЗГ
В 80-х годах крупнейшая японская компания, занимающаяся выпуском бытовой и профессиональной электроники, – начиная переходить к нанотехнологиям, провела во многих странах любопытный эксперимент. Искали, какие методики можно использовать в данном регионе и в данной культуре для подготовки специалистов будущего в разных направлениях. Программа длилась долго. Её финансировали более 10 лет. Когда собрали данные, организаторы эксперимента были потрясены. Всем требованиям в наибольшей мере отвечала каллиграфия. Поэтому компания рекомендовала ввести каллиграфию с 1-го по 11-й класс во всех школах и вузах, независимо от специализации образовательного учреждения. Чтобы сформировать те самые качества, необходимые будущим специалистам в области инновационных технологий.
Вот ещё один интересный факт из современной японской жизни. Многие крупные фирмы Японии приглашают в обеденный перерыв учителей (сенсеев), которые занимаются с сотрудниками каллиграфией по полчаса в день. Руководители компаний считают это весьма недешёвое занятие полезным не только для здоровья, но и для развития творческого потенциала специалистов. И ведь никто не сможет поспорить с тем, что японцы – самая работоспособная нация, к тому же самая продвинутая и креативная в области инновационных разработок. Безусловно, здесь заслуга не только каллиграфии. Но совершенно очевидно, что это – следствие бережного отношения японцев к своей истории, традициям и корням, духовному и физическому здоровью нации.
Китайские же специалисты раскрывают эту тему в еще более неожиданном ракурсе. В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на продолжительность жизни. Считается, что из всех видов произвольных действий акт письма – наиболее сложный и трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи, спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение, двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает дыхание.
Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно доказанный факт. Современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет. Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов, прожил 95 лет.
Другой китайский специалист, профессор Генри Као, делает ещё более смелые выводы на основе проведенных исследований: практически нет таких болезней, которые нельзя было бы вылечить каллиграфией. Результаты показывают, что пациент, практикующий занятия каллиграфическим письмом, испытывает расслабление и эмоциональное спокойствие, выражающиеся в равномерном дыхании, замедлении пульса, снижении кровяного давления и уменьшении мускульного напряжения. Улучшаются ответная реакция, способность к дифференциации и определению фигур, а также способность к ориентации в пространстве.
Практические и клинические исследования показали положительное влияние лечения каллиграфическим письмом при поведенческих расстройствах пациентов, страдающих аутизмом, синдромом нарушенного внимания, дефицита внимания и гиперактивностью. Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера. В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон.
Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю
Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье. О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века. Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент – основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией. Результат был очевиден уже к 7–8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству. После окончания школы многие из них поступали в лучшие вузы Петербурга, получали гранты на обучение за границей. Некоторым ребятам в итоге снимали инвалидность.
Художники дают каллиграфии разнообразные поэтичные сравнения и определения. Одни видят в искусно прописанных буквах застывшую музыку и её ритм, другие – пластику танца.
Если тебе интересно, вступай к нам группа «ВѢДИ» https://vk.com/v_e_d_i?w=page-107309195_55180164