калязин монастырь преподобного макария
Приблизительное время чтения: 2 мин.
В 2001 году Православная Церковь праздновала 500-летие обретения мощей преподобного Макария Калязинского, первого тверского святого, который был канонизирован в общерусском чине в 1547 году. Макарий Калязинский основал Троицкий Калязинский мужской монастырь — крупнейший в Тверской земле. Но этому предшествовала драматическая история…
Преподобный Макарий Калязинский происходил из богатого тверского рода бояр Кожиных. В наследство ему достались немалые земельные угодья. Всю свою землю святой отдал монастырю, который сам основал.
Однако, по преданию, на территории, на которых возник монастырь, объявлялись и другие претенденты.
Лесная пустынь, где жил сначала в молитвенном уединении, а потом в окружении других монахов преподобный Макарий, находилась недалеко от города Кашин. В Кашине был известен боярин по имени Иван Коляга. «Колягой» в старину называли сырую слякотную погоду. Боярину прозвище досталось неспроста — характер у богача был вредный, скаредный. Он считал, что земли, где поселились монахи, принадлежат ему. Прознав о новой монашеской общине, Коляга встревожился не на шутку: сегодня у них — община, завтра — монастырь, а потом, глядишь, все его земли под себя подгребут! Тем более беспокоился Коляга, что слухи о «предводителе» монашеской общины Макарии ходили разные: дескать, носит он старую залатанную одежонку, держится не как начальник, а как последний трудник, берется за самую черную работу, жизнь ведет строгую, сам тихий, скромный, на настоятеля совсем не похож. Словом, по всем статьям тип подозрительный и ждать от него можно чего угодно. Вот и задумал кашинский боярин извести Макария.
Преподобный принял боярина, выслушал его слезное покаяние. Коляга у него просил прощения, обещал, если выживет, всё свое имение отдаст обители, а сам пострижется в монахи. Конечно, святой простил Ивана, стал за него молиться и. Коляга поправился! Обещание свое он сдержал — земли отписал монастырю, а сам стал смиренным иноком.
Преподобный Макарий назвал свой монастырь Калязинским, и земли стал звать калязинскими. А потом и город возник с тем же именем — Калязин.
Троицкий Калязинский монастырь продолжал прирастать землями и в пору расцвета превратился в одного из самых могущественных на Руси землевладельцев.
Тверская земля славится своими святыми. Почитайте о святом князе Михаиле Тверском в нашей публикации:
История на дне водохранилища. Память преподобного Макария, Калязинского чудотворца
Марина Волоскова
Культуролог, историк, журналист
30 марта Церковь отмечает память преподобного Макария, Калязинского чудотворца. У русского человека имя этого подвижника ассоциируется не только с историей отечественного иночества и монастырестроительства, но и с печальным символом периода безбожия — затопленными храмами и монастырями древнего Калязина, от которых осталась лишь печально возвышающаяся из-под воды колокольня.
Среди русских святых, чьи память и наследие были тщательно уничтожены в период государственного атеизма, особое значение имеет преподобный Макарий Калязинский. Он являлся основателем Калязинского Троицкого монастыря, находившегося на северо-востоке Тверского княжества, взорванного, а затем затопленного при строительстве Угличского водохранилища.
Жизнь в миру
Преподобный Макарий, в миру — Матвей, родился в селе Грибково (позднее село стало именоваться Кожино), в 198 верстах от Твери, вблизи города Кашин. До середины XVI в. в Кожине стояла деревянная церковь; считается, что в ней крестили Матвея и там же он венчался. У Василия и Ирины Кожиных было четверо детей: Матвей, Александр, Григорий, Ксения.
Александр стал единственным, кто продолжил род Кожиных. Григорий (в иночестве Геннадий) был архимандритом легендарного Отроч монастыря в Твери, а в 1461-1477 гг. — тверским епископом. Дочь Ксения вышла замуж за Ивана Ивановича Гавренева, угличского боярина. Датой рождения старшего сына Кожиных — Матвея — называют 1400 г. или 1402 г.
Кожины готовили своего старшего сына Матвея к воинской службе. Матвей же любил проводить время за чтением духовных книг — он не увлекался играми, и в душе своей непрестанно возносил дорогие сердцу молитвы, псалмы и духовные песнопения, стараясь как можно больше послужить Богу. Когда он стал приходить в совершенный возраст, то решил удалиться от мирской суеты. Однако, все же исполнив волю родителей, Матвей женился.
Его жена — Елена Яхонтова — приходилась племянницей боярину и дворецкому тверского великого князя Михаила Александровича. После того, как упокоились родители Матвея, а потом и его жена, с которой он договорился в случае смерти одного из них не вступать во второй брак, он ушёл в монастырь. «И он, прожив в браке всего три года, около 1420 г. раздал все свое имущество нищим, и постригся с именем Макарий, в Николаевском Клобуковом монастыре в г. Кашин».
(Интересно, что на Тверской земле есть несколько монастырей, имеющих говорящие названия или прозвища. Так, кашинский Клобуков монастырь имеет такое необычное наименование, поскольку старинное предание гласит, что новгородский архиепископ Иоанн, пролетая на бесе в Иерусалим, потерял над этой местностью свой иноческий клобук. Отроч монастырь, о котором говорилось выше, был основан отроком, молодым слугой князя Ярослава Ярославича, который был вынужден расстаться со своей возлюбленной по приказу князя, возжелавшего самому жениться на юной красавице).
Устроитель градообразующего монастыря
«С ревностью проходил Макарий все монастырские послушания, смирением и кротостью превосходя всех, и подвиги молодого инока возбуждали удивление братии». Спустя несколько лет, стремясь к уединению, Макарий покинул монастырь, чуть позднее к нему пришли еще семь монахов.
Начало новой обители было положено возведением за 40 дней храма во имя Святыя Троицы. Еще до прихода сюда Макария на правом берегу Волги существовал монастырь Николы на Жабне. Местные жители, спасшиеся от татар, построили вблизи него слободку Пирогово, за речкой Жабней. Напротив, в лесу, и обосновался Макарий. Время основания монастыря различные исследователи определяют по-разному: не позднее 30-х гг. XV в., не позднее 1434 г., первая половина XV в., 1444 г., около 1450 г., 1459 г. Дата 1444 г. принимается большинством авторов.
Калязинский Троицкий монастырь
Сам Макарий обладал необычайной скромностью. Известно, что он не только сначала отказался возглавить монастырь, но жил в нем «яко един от последних инок, пребываше во всяких службах тружаяся и одеяние всех хужьше ношаше, смирен и кроток зело». В «Записке о Макарии Калязинском», составленной в начале XVI в., можно увидеть: «Наипаче же вдасть себе болшему подвигу, посту и бдению, и любви нелицемерной, и смирению, и худость ризней, и изнуряти плоть свою злострастием, и въ время глада нищих без пристани кормяше».
Такой образ жизни быстро снискал Макарию славу великого подвижника: «И начаша мнози приходити къ святому отъ князь, и боляръ, и вельможъ». Известны имена двух его учеников — Маркела и Сергия, которые пришли к нему «от знаемых ему благородни суще». В калязинских актах существуют сведения об общении Макария по поводу монастырских земель с тверским великим князем Михаилом Борисовичем. Настойчивость Макария в земельной политике свидетельствует о том, что он разделял взгляды Иосифа Волоцкого.
В этой связи можно вспомнить легенду о соседе основанного Макарием монастыря, некоем богатом землевладельце Иване Коляге. Наблюдая за деятельностью Макария, он начал опасаться за судьбу своих владений: «…мних, сеи обладает местом сим и мене изженет, и землю мою к пустыне своей присовокупит».
Иван Коляга, вынашивавший план убийства Макария, был наказан Богом. Он заболел и едва смог дойти до игумена, чтобы покаяться в злом умысле. Прощенный, Коляга принял пострижение и передал свои владения монастырю. Существует мнение, что от имени Ивана Коляги якобы получил название Троицкий монастырь, а впоследствии и сам город Калязин. По данным Волоколамского патерика, не упоминающего легенды о Каляге, преподобный Макарий «смирения ради не повелел его нарицати своим именем, но нарече его Калязин».
Макарий внимательно относился к формированию калязинской вотчины. Вначале далеко не все соседи стремились отдавать земли монастырю. Можно сказать, что Макарий желал не просто расширить монастырскую вотчину, но включить в нее наиболее подходящие земли (заселенные, освоенные). Среди крупных монастырей-вотчинников Троицкий монастырь выделялся удивительной компактностью своей вотчины. Известны случаи, когда Макарий вылечил человека, мучимого бесами. После молитвы Макарий осенил его крестным знамением, и тот стал здоров. Обрадованный ниспосланной Божией милостью, он постригся в монахи.
Наградил Господь основателя Троицкого монастыря также и даром прозорливости. «Однажды украли монастырских волов. Внезапно воры были поражены слепотой и, долго блуждая в окрестностях, опять оказались у ворот обители. Макарий осматривал в то время хозяйство и, как бы не зная, в чем дело, спросил, увидев их, почему они здесь, да к тому же с волами. Похитители сознались во всем и раскаялись».
Преставился Макарий 17 марта 1483 года и был погребен в построенной им деревянной церкви. 26 мая 1521 года при ремонтных работах в храме был обнаружен гроб с телом Макария. При вскрытии гроба были обнаружены нетленные мощи, от которых исходило благоухание. Даже ризы Макария не изменились. Множество исцелений расслабленных, бесноватых, страдавших различными болезнями происходило при мощах. В 1547 году на церковном Соборе Макарий был прославлен в лике святых.
Икона. XVII век. Преподобный Макарий Калязинский
В 1700 году для мощей преподобного Макария Калязинского была изготовлена серебряная рака. В 1732 г. над могилами родителей, жены и других родственников преподобного был возведен каменный храм в честь Рожества Пресвятыя Богородицы с приделом во имя преподобного Макария Калязинского.
Память преподобного Макария, Калязинского чудотворца, принято совершать 30 марта — в день его преставления, и 8 июня — в день обретения святых мощей.
Тропарь, глас 8.
П лотьская мудрования, отче Макарие воздержанием и бдением умертвил еси. Место на нем же поты своя излиял еси, яко же труба вопиет к Богу, поведающи твоя исправления. И по смерти честныя ти мощи источают исцеления. Тем же вопием ти, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак, глас 2.
В ышних желая, воздержании и труды и поты напитався. Желание плоти твоея обуздав, чудес дар прием от Христа Бога, светильник явися пресветлыи, тем же Христова церкви песньми славит тя, преподобне Макарие отче наш.
Затопленная святыня
Троицкий Макариев монастырь был одним из крупнейших и богатейших на Тверской земле. В начале XVI века в монастыре велось каменное строительство на средства удельного князя Юрия Ивановича. Тогда мастерами из Ростова Великого были воздвигнуты Троицкий собор, теплая церковь и большая трапезная. Троицкий собор был расписан фресками работы выдающихся мастеров: Василия Ильина, Симеона Авраамова.
Троицкий собор Калязинского Макариева монастыря. Фотография 1897 г.
Известно, что царь Иоанн IV посетил Макариев Калязинский монастырь в 1544 и 1553 гг. В 1599 г. в нем побывал новый правитель страны — Борис Годунов со своим семейством. В 1609 году под стенами Троицкого Макарьева монастыря формировал свою армию против польско-литовских интервентов полководец Михаил Скопин-Шуйский.
Однако в мае 1610 года Троицкий Макарьев монастырь был взят и разграблен подразделением польско-литовской кавалерии, при этом погибли все защитники. После событий Смутного времени Макарьев монастырь был довольно быстро восстановлен. В первой половине XVII века были построены надвратная Макарьевская церковь, братские кельи, столпообразная колокольня, башни и стены.
В 1776 году указом Екатерины II калязинскому поселению был присвоен статус уездного городка. Известно, что в ризнице Макарьева Троицкого монастыря в начале XX века хранились рукописные книги XVI века.
После октябрьской революции монастырь был закрыт. Случилось это в начале 1920 года. В 1930-е годы мощи преподобного Макария были перевезены в Тверь и впоследствии переданы в Троицкий собор.
Старинный монастырь, стены которого видели множество событий русской истории, как и вся старая часть города Калязина, навсегда ушли от людей в 1940 году, когда были погребены под водами строящегося Угличского водохранилища.
Паисиев Покровский монастырь, стоявший на берегу Волги напротив Углича, с. Покровские Горки. Полностью затоплен при строительстве водохранилища
Такая же печальная участь настигла и не менее древний Покровский монастырь, стоявший напротив Углича, и колокольню Никольского собора, бывшего Николо-Жабенского монастыря (перед строительством водохранилища собор разобрали, а колокольня частично ушла под воду).
Колокольня Никольского собора Николо-Жабенского монастыря, находящаяся частично под водой
Ценители старины перевезли из поруганного монастыря в краеведческий музей фрагменты фресок XVII века, облачения духовенства и шитье XVII-XIX вв., церковную утварь. Известно, что в Новоторжском Борисоглебском монастыре была найдена икона Спасителя. По ее краям были изображены преподобные Ефрем Новоторжский, Нил Столобенский и Макарий Калязинский. В описях монастыря икона значилась как дар царя Иоанна IV.
Христос. Фреска XVI века из Троицкого Макариева монастыря
Также известно, что в стену Донского монастыря был вмурован портал Троицкого собора Макарьева Калязинского монастыря. В 2008 году в городе Калязине был установлен и освящен памятник преподобному Макарию Калязинскому.
Памятник, выполненный из бронзы, стал достопримечательностью города. За спиной Макария — водохранилище, поглотившее его великую обитель и весь исторический центр города Калязина: осталась видна только частично затопленная колокольня Никольского собора.
Памятник Макарию Калязинскому, чудотворцу в г. Калязин
Долгие годы мощи преподобного Макария оставались в Твери, они лежали в старинной серебряной раке, сделанной еще калязинскими купцами. В 2012 году тверской митрополит Виктор (Олейник) РПЦ МП наконец решился вернуть мощи жителями Калязина. Впрочем, серебряная калязинская рака так и осталась в областном центре.
В июне 2012 года с Крестным Ходом мощи преподобного Макария были перенесены на место его трудов в город Калязин и положены в Вознесенском храме. На Монастырском острове в восстановленной угловой башне Троицкого монастыря была построена часовня во имя преподобного Макария.
Часовня во имя преподобного Макария Калязинского на месте, основанного им, Троицкого монастыря
Сколько же уничтоженных святынь и памятников архитектуры было в Калязине и других городах, через которые проходит Угличское водохранилище. Неблагодарные потомки стерли с лица земли то, что строили, ради чего жили их великие предки. Люди, воспитанные безбожным советским временем и не осознающие этой беды, одним мановением уничтожили одну из богатейших обителей Тверского княжества.
Но сейчас заметно оживает память о великих русских святых и их творениях. Например, люди, посещающие Калязин, начинают интересоваться его поруганными святынями, которые словно хотят вырваться из, казалось бы, навечно поглотившего их Угличского водохранилища и пролить свет христианской веры.
Понравился материал?
Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!
КАЛЯЗИНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Макариев Калязинский Троицкий монастырь. Фотография нач. XX века |
Калязинский Макариев Троицкий мужской монастырь (закрыт в 1920, затоплен в 1940-м)
Монастырь основан около 1434 года прп. Макарием Калязинским, пострижеником Клобукова монастыря. По благословению кашинского игумена прп. Макарий вместе с семью старцами покинул городскую обитель, чтобы «обрести место угодно к безмолвию», и остановился недалеко от Кашина, «промежь двух езер водою акы стенами отражено». Здесь он поставил крест и вместе с братией построил кельи и церковь во имя Св. Троицы.
Постепенно собиралась братия. Так, согласно Житию, к старцу пришли двое юношей «благородного рода», в постриге Маркелл и Сергий, оставившие свидетельства о его подвижнической жизни, которыми пользовался составитель жизнеописания [3].
Семь старцев, с которыми пришел прп. Макарий, были «совершенны. иноческым житием». Первоначально в монастыре не было священника, а для богослужений насельники приглашали игумена «из других мест». Прп. Макарий отказался от настоятельства, но поставленный им игумен стал жить не по «приданному закону». В частности, настоятель с братией нарушали установленный прп. Макарием порядок «не держати хмельнаго пития, ни ясти, ни пити по келиям». Преподобный по благословению Тверского архиеп. Илии избрал другого игумена, который начал «тем же обычаем жити». Когда прп. Макарий и его «отстави от игуменства», епископ стал убеждать подвижника «приятии херотонию и начальствовати во своем манастыри братии. Тако же и сродници его,- Захариа, Бороздин прозванием, и инии вси его сродници,- едва увещаша его приятии священьство» [4]. Прп. Макарий был поставлен во игумена, видимо, Тверским архиеп. Илией к 1444 году. Возможно, намек на описанные события содержится в тексте Духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого. Упоминая о семи монахах, пришедших с прп. Макарием, прп. Иосиф отметил, что «они же всех просвещающе и на полезная учаху, и иже в добродетелех живущих подтвръжаху, а иже в безчиньство уклонивьшихся, таковым възбраняюще и запрещающе и не попущающе своим волям последовати». Старец Митрофан (Бывальцев), проживший 9 лет на Афоне, оказавшись в Колязинском монастыре, признал, что «всуе трудихся и без успеха шествовах толик путь, еже в Святую гору, мимо Колязиньской монастырь: мощно бо есть в нем живущим спастися, въ всем бо подобно творится зде киновиам, иже въ Святей горе сущим» [5]. В Калязинском монастыре побывал и получил благословение прп. Макария путешественник Афанасий Никитин.
Троицкий собор Калязинского Макариева монастыря. Фотография 1900 года |
Основатель монастыря не уклонялся ни от тяжелой, ни от грязной работы, ходил в простой одежде, радовался, когда его принимали за одного из «убогих». В 1483 году он был погребен в обители [6]. 26 мая 1521 года при копании рвов для строительства Троицкого собора были обретены нетленные мощи прп. Макария, на Соборе 1547 года он причислен к лику общерусских святых.
С августа по октябрь 1609 года, во время польско-шведской интервенции, в монастыре располагалась ставка воеводы М. В. Скопина-Шуйского, 28 августа того же года разбившего на р. Жабне (правом притоке Волги, в устье, напротив монастыря) польско-литовского войска под предводительством Я. П. Сапеги и А. Зборовского. 2 мая 1610 года, после осады, монастырь был захвачен отрядом Лисовского, 68 защитников обители во главе с игум. Левкием и воеводой Д. Жеребцовым, укрывавшихся в трапезной, были сожжены заживо, рака прп. Макария рассечена и увезена. При этом войска Лисовского и казаки А. З. Просовецкого всю «казну монастырскую поимаша и монастырь выжгоша» [7].
Архитектурный комплекс
На св. вратах располагалась каменная холодная церковь во имя прп. Макария, устроенная в 1617 году на средства кашинского купца Широкого-Машкина,- одно из первых каменных зданий, возведенных после Смутного времени. Церковь возобновлялась и, вероятно, перестраивалась в 1667, 1750 и 1808 годах. С юго-западной стороны к ней примыкал трехэтажный каменный корпус с кладовой и архивом.
В 1655 году на царские вклады была устроена каменная холодная церковь прп. Алексия, человека Божия, с теплым левым приделом ап. Иоанна Богослова (1671). К храму примыкали каменные больничные кельи, а в 1889 году над ними надстроены деревянные. Церковь была покрыта железом и увенчана главой с железным вызолоченным восьмиконечным крестом. В 1752 году при церкви была выстроена колокольня и поставлен новый иконостас. В 1801-1802 годах в приделе устроены резные царские врата и резной вызолоченный червонным золотом иконостас.
Каменное строительство продолжилось в середине XVIII века. После бури 1850 года, повредившей Макариевскую церковь, над ее первоначальным объемом возвели два восьмерика. В 1752 году в монастыре были построены двухэтажный настоятельский и двухэтажный наместнический корпуса.
В двух верстах к северу от монастыря, в пуст. Сергеево, некогда находились монастырские кельи. С 1865 года в Калязине к обители были приписаны каменная часовня (1860 или 1863; в ней хранился крест, связанный с основанием монастыря), а также двухэтажный странноприимный дом (1839-1842), в одном из флигелей которого располагались Рождественское мужское и Макариевское женское училища. В 1900 году при монастыре открылась церковноприходская школа для девочек.
Святыни, библиотека, некрополь
К началу XX века мощи прп. Макария пребывали в Троицком соборе в серебряной раке (1699), которая к 2016 году находится в тверском соборе Св. Троицы («Белая Троица»). Особо почиталась икона прп. Макария, находившаяся у гробницы, в ногах преподобного. На ней святой был изображен в полный рост с грамотой в руках, воспроизводившей посмертное завещание братии: «Разумейти убо братия, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскуднеет, но распространится» [9]. В монастыре находилась икона Нерукотворного образа Спасителя, список 1795 года с иконы, выполненной по заказу царя Иоанна IV в Риме с римского образа.
В монастыре располагалась книгописная мастерская. В конце XIX века в библиотеке хранилось около тысячи книг.
В Троицком соборе были похоронены: постриженик монастыря свт. Серапион (Сысоев), митр. Сарский и Подонский (+ 1652), Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский и Ростовский, архимандриты Гедеон (Замыцкий), Феофан (Александров), Иосиф (Воинов). Близ Троицкого собора погребали родственников прп. Макария. Фамильные надгробия Кожиных сохранились.
Особенности богослужений
В середине XIX века в монастыре за богослужением звучало столповое пение. До 1610 года ежегодно совершался крестный ход в с. Кожино Кашинского уезда, на родину прп. Макария, для поминовения его родителей. По грамоте патриарха Филарета (Романова) в 1632 году этот обычай был восстановлен, но позднее забыт. В первой половине XIX века он возобновился, 1 июня ежегодно служили панихиду в с. Кожине. Ежегодно 26 мая после малой вечерни мощи преподобного выносили на середину Троицкого собора, перед гробницей пели величание при открытых царских вратах, и молящиеся прикладывались к мощам. На следующий день совершался крестный ход с мощами от церквей Калязина к монастырю. В обители с особой торжественностью 16 ноября праздновали день памяти ап. Матфея, т. к. прп. Макарий в миру имел имя Матфей.
Закрытие и уничтожение монастыря
В 1920 году монастырь был закрыт, в нем находился организованный И. Ф. Никольским историко-краеведческий музей (к 2016 находился в Богоявленском соборе Калязина). Также в 1919-1924 годах в монастыре располагалась колония беспризорников. В 1929-1937 годах часть зданий монастыря занимал дом отдыха московского «Электрозавода» им. В. В. Куйбышева. В 1930-40-х годах Волгостроем НКВД проводилась масштабная работа по созданию системы каскадных гидроэлектростанций. В зону затопления попал Калязин и монастырь. С 1937 года проводилась фиксация монастыря, составлялись обмеры и чертежи, со стен сбивали фрески.
После уничтожения монастыря мощи прп. Макария хранились в Калязинском краеведческом музее, а в 1988 году были переданы в тверской храм во имя Св. Троицы («Белая Троица»). На монастырских островах, оставшихся после затопления территории, группой подвижников была возведена башня-часовня в знак возможного возрождения монастыря, туда совершаются поездки, там проводятся молебны. В Калязине был отреставрирован храм Вознесения Господня, в 2008 году с территории бывшего городского кладбища был перенесен стадион, располагавшийся там в советское время. Около храма в 2009 году был установлен памятник воеводе Скопину-Шуйскому. В 2012 году решением епархиального совета по ходатайству благочинного Кимрского окр. прот. Евгения Морковкина и настоятеля калязинского Введенского храма прот. Леонида Береснева мощи прп. Макария по Волге крестным ходом были доставлены в Калязин для положения в Вознесенский храм. В 2012 и 2014 годах в городе прошли Макариевские Калязинские чтения, посвященные истории монастыря.
Настоятели
Литература
Использованные материалы
[1] Волоколамский патерик. 1915. С. 13-14
[3] Житие. 2008. С. С. 53-54
[4] Волоколамский патерик. 1915. С. 14-15
[5] Иосиф Волоцкий. 1868. Стб. 558-559
[6] Житие. 2003. С. 554; Житие. 2008. С. 68
[8] ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 519
[9] Описание. 1853. С. 44
[10] Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. с. 112.
[11] Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. с. 113.
[12] Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. с. 113-114.
[13] Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. с. 117-118.
[14] Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. с. 119.
[15] Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. с. 119-120.
[18] Определение Св. Синода от 12 февраля 1916 года за № 970 // Церковные ведомости. № 9 (27 февраля), С. 74