калязинский троицкий макарьев монастырь
КАЛЯЗИНСКИЙ ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Макариев Калязинский Троицкий монастырь. Фотография нач. XX века |
Калязинский Макариев Троицкий мужской монастырь (закрыт в 1920, затоплен в 1940-м)
Монастырь основан около 1434 года прп. Макарием Калязинским, пострижеником Клобукова монастыря. По благословению кашинского игумена прп. Макарий вместе с семью старцами покинул городскую обитель, чтобы «обрести место угодно к безмолвию», и остановился недалеко от Кашина, «промежь двух езер водою акы стенами отражено». Здесь он поставил крест и вместе с братией построил кельи и церковь во имя Св. Троицы.
Постепенно собиралась братия. Так, согласно Житию, к старцу пришли двое юношей «благородного рода», в постриге Маркелл и Сергий, оставившие свидетельства о его подвижнической жизни, которыми пользовался составитель жизнеописания [3].
Семь старцев, с которыми пришел прп. Макарий, были «совершенны. иноческым житием». Первоначально в монастыре не было священника, а для богослужений насельники приглашали игумена «из других мест». Прп. Макарий отказался от настоятельства, но поставленный им игумен стал жить не по «приданному закону». В частности, настоятель с братией нарушали установленный прп. Макарием порядок «не держати хмельнаго пития, ни ясти, ни пити по келиям». Преподобный по благословению Тверского архиеп. Илии избрал другого игумена, который начал «тем же обычаем жити». Когда прп. Макарий и его «отстави от игуменства», епископ стал убеждать подвижника «приятии херотонию и начальствовати во своем манастыри братии. Тако же и сродници его,- Захариа, Бороздин прозванием, и инии вси его сродници,- едва увещаша его приятии священьство» [4]. Прп. Макарий был поставлен во игумена, видимо, Тверским архиеп. Илией к 1444 году. Возможно, намек на описанные события содержится в тексте Духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого. Упоминая о семи монахах, пришедших с прп. Макарием, прп. Иосиф отметил, что «они же всех просвещающе и на полезная учаху, и иже в добродетелех живущих подтвръжаху, а иже в безчиньство уклонивьшихся, таковым възбраняюще и запрещающе и не попущающе своим волям последовати». Старец Митрофан (Бывальцев), проживший 9 лет на Афоне, оказавшись в Колязинском монастыре, признал, что «всуе трудихся и без успеха шествовах толик путь, еже в Святую гору, мимо Колязиньской монастырь: мощно бо есть в нем живущим спастися, въ всем бо подобно творится зде киновиам, иже въ Святей горе сущим» [5]. В Калязинском монастыре побывал и получил благословение прп. Макария путешественник Афанасий Никитин.
Троицкий собор Калязинского Макариева монастыря. Фотография 1900 года |
Основатель монастыря не уклонялся ни от тяжелой, ни от грязной работы, ходил в простой одежде, радовался, когда его принимали за одного из «убогих». В 1483 году он был погребен в обители [6]. 26 мая 1521 года при копании рвов для строительства Троицкого собора были обретены нетленные мощи прп. Макария, на Соборе 1547 года он причислен к лику общерусских святых.
С августа по октябрь 1609 года, во время польско-шведской интервенции, в монастыре располагалась ставка воеводы М. В. Скопина-Шуйского, 28 августа того же года разбившего на р. Жабне (правом притоке Волги, в устье, напротив монастыря) польско-литовского войска под предводительством Я. П. Сапеги и А. Зборовского. 2 мая 1610 года, после осады, монастырь был захвачен отрядом Лисовского, 68 защитников обители во главе с игум. Левкием и воеводой Д. Жеребцовым, укрывавшихся в трапезной, были сожжены заживо, рака прп. Макария рассечена и увезена. При этом войска Лисовского и казаки А. З. Просовецкого всю «казну монастырскую поимаша и монастырь выжгоша» [7].
Архитектурный комплекс
На св. вратах располагалась каменная холодная церковь во имя прп. Макария, устроенная в 1617 году на средства кашинского купца Широкого-Машкина,- одно из первых каменных зданий, возведенных после Смутного времени. Церковь возобновлялась и, вероятно, перестраивалась в 1667, 1750 и 1808 годах. С юго-западной стороны к ней примыкал трехэтажный каменный корпус с кладовой и архивом.
В 1655 году на царские вклады была устроена каменная холодная церковь прп. Алексия, человека Божия, с теплым левым приделом ап. Иоанна Богослова (1671). К храму примыкали каменные больничные кельи, а в 1889 году над ними надстроены деревянные. Церковь была покрыта железом и увенчана главой с железным вызолоченным восьмиконечным крестом. В 1752 году при церкви была выстроена колокольня и поставлен новый иконостас. В 1801-1802 годах в приделе устроены резные царские врата и резной вызолоченный червонным золотом иконостас.
Каменное строительство продолжилось в середине XVIII века. После бури 1850 года, повредившей Макариевскую церковь, над ее первоначальным объемом возвели два восьмерика. В 1752 году в монастыре были построены двухэтажный настоятельский и двухэтажный наместнический корпуса.
В двух верстах к северу от монастыря, в пуст. Сергеево, некогда находились монастырские кельи. С 1865 года в Калязине к обители были приписаны каменная часовня (1860 или 1863; в ней хранился крест, связанный с основанием монастыря), а также двухэтажный странноприимный дом (1839-1842), в одном из флигелей которого располагались Рождественское мужское и Макариевское женское училища. В 1900 году при монастыре открылась церковноприходская школа для девочек.
Святыни, библиотека, некрополь
К началу XX века мощи прп. Макария пребывали в Троицком соборе в серебряной раке (1699), которая к 2016 году находится в тверском соборе Св. Троицы («Белая Троица»). Особо почиталась икона прп. Макария, находившаяся у гробницы, в ногах преподобного. На ней святой был изображен в полный рост с грамотой в руках, воспроизводившей посмертное завещание братии: «Разумейти убо братия, аще имам дерзновение к Богу, по отшествии моем, обитель сия не оскуднеет, но распространится» [9]. В монастыре находилась икона Нерукотворного образа Спасителя, список 1795 года с иконы, выполненной по заказу царя Иоанна IV в Риме с римского образа.
В монастыре располагалась книгописная мастерская. В конце XIX века в библиотеке хранилось около тысячи книг.
В Троицком соборе были похоронены: постриженик монастыря свт. Серапион (Сысоев), митр. Сарский и Подонский (+ 1652), Арсений (Верещагин), архиеп. Ярославский и Ростовский, архимандриты Гедеон (Замыцкий), Феофан (Александров), Иосиф (Воинов). Близ Троицкого собора погребали родственников прп. Макария. Фамильные надгробия Кожиных сохранились.
Особенности богослужений
В середине XIX века в монастыре за богослужением звучало столповое пение. До 1610 года ежегодно совершался крестный ход в с. Кожино Кашинского уезда, на родину прп. Макария, для поминовения его родителей. По грамоте патриарха Филарета (Романова) в 1632 году этот обычай был восстановлен, но позднее забыт. В первой половине XIX века он возобновился, 1 июня ежегодно служили панихиду в с. Кожине. Ежегодно 26 мая после малой вечерни мощи преподобного выносили на середину Троицкого собора, перед гробницей пели величание при открытых царских вратах, и молящиеся прикладывались к мощам. На следующий день совершался крестный ход с мощами от церквей Калязина к монастырю. В обители с особой торжественностью 16 ноября праздновали день памяти ап. Матфея, т. к. прп. Макарий в миру имел имя Матфей.
Закрытие и уничтожение монастыря
В 1920 году монастырь был закрыт, в нем находился организованный И. Ф. Никольским историко-краеведческий музей (к 2016 находился в Богоявленском соборе Калязина). Также в 1919-1924 годах в монастыре располагалась колония беспризорников. В 1929-1937 годах часть зданий монастыря занимал дом отдыха московского «Электрозавода» им. В. В. Куйбышева. В 1930-40-х годах Волгостроем НКВД проводилась масштабная работа по созданию системы каскадных гидроэлектростанций. В зону затопления попал Калязин и монастырь. С 1937 года проводилась фиксация монастыря, составлялись обмеры и чертежи, со стен сбивали фрески.
После уничтожения монастыря мощи прп. Макария хранились в Калязинском краеведческом музее, а в 1988 году были переданы в тверской храм во имя Св. Троицы («Белая Троица»). На монастырских островах, оставшихся после затопления территории, группой подвижников была возведена башня-часовня в знак возможного возрождения монастыря, туда совершаются поездки, там проводятся молебны. В Калязине был отреставрирован храм Вознесения Господня, в 2008 году с территории бывшего городского кладбища был перенесен стадион, располагавшийся там в советское время. Около храма в 2009 году был установлен памятник воеводе Скопину-Шуйскому. В 2012 году решением епархиального совета по ходатайству благочинного Кимрского окр. прот. Евгения Морковкина и настоятеля калязинского Введенского храма прот. Леонида Береснева мощи прп. Макария по Волге крестным ходом были доставлены в Калязин для положения в Вознесенский храм. В 2012 и 2014 годах в городе прошли Макариевские Калязинские чтения, посвященные истории монастыря.
Настоятели
Литература
Использованные материалы
[1] Волоколамский патерик. 1915. С. 13-14
[3] Житие. 2008. С. С. 53-54
[4] Волоколамский патерик. 1915. С. 14-15
[5] Иосиф Волоцкий. 1868. Стб. 558-559
[6] Житие. 2003. С. 554; Житие. 2008. С. 68
[8] ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 519
[9] Описание. 1853. С. 44
[10] Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. с. 112.
[11] Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. с. 113.
[12] Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. с. 113-114.
[13] Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. с. 117-118.
[14] Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. с. 119.
[15] Павел (Крылов), иеромонах. Троицкий Калязин первоклассный мужской монастырь. Калязин, 1897. с. 119-120.
[18] Определение Св. Синода от 12 февраля 1916 года за № 970 // Церковные ведомости. № 9 (27 февраля), С. 74