каменномостский монастырь официальный сайт
Расписание богослужений в Михайловской пустыне 13–16 апреля 2017 года
Все богослужения будут совершаться в Троицком храме
3,6,9 часы. Вечерня с Литургией Василия Великого
Утреня (с чтением 12-ти Евангелий)
Царские Часы Изобразительные
Великая Вечерня с выносом святой Плащаницы
3,6,9 часы. Вечерня с Литургией Василия Великого
Чтение Деяний святых апостолов
Освящение куличей и пасок. Праздничная ПАСХАЛЬНАЯ СЛУЖБА
9-й час по пасхальному чину. Великая вечерня
* * *
Праздничная Пасхальная служба будет совершаться в ночь с субботы на воскресение. Освящение куличей и пасок будет совершаться в субботу в 23:30 перед Пасхальной службой и по окончании праздничной службы около 4:00 часов утра воскресения.
Братиям о Господе
ЖЕЛАЮЩИМ ПОТРУДИТЬСЯ В МОНАСТЫРЕ
В А Ж Н О Е О Б Ъ Я В Л Е Н И Е
для поломнических групп
Здравствуйте!
Михайловский монастырь, располагается в живописном, утопающем в зелени уголке Северного Кавказа, на склоне горы Физиабго, вблизи посёлка «Победа». Это место находится в центре Краснодарского края, в республике Адыгея, в тринадцати километрах от посёлка Каменномостского (ст. Хаджох).
Свято-Михайловский монастырь в конце XIX был самым крупным монастырём северного Кавказа. Обитель основана выходцами со Святой горы Афон и является самым высокогорным монастырем России. Возвращена Русской Православной Церкви в 2001 году в плачевном состоянии. В данный момент монастырь постепенно возрождается.
Отец Варлаам, +7 928 2682660
Добраться к нам можно самостоятельно автотранспортом: по автодороге Майкоп-Гузерипль, поворот на восток в черте поселка Каменномостский (имеется указатель) до пос. Победа.
А также автобусом: из г. Краснодара рейс «Краснодар–Победа» время отправления (прибытия): 6:50 (11:35) и 16:25 (21:10)
Адрес монастыря:
385791, Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Победа, п/о Веселый, ул. Родниковая, 5
Для встречи гостей обители функционирует гостиница, где можно расположиться на одни сутки. К услугам паломников 2-х разовое питание.
+7 928 467-46-25, Владимир
Также вблизи монастыря располагается частная комфортабельная гостиница,
Тел: 8-928-469-49-71
Недалеко от монастыря находится и гостиница «Озерки».
Тел: 8-928-662-65-95, Сергей.
По всем вопросам
вы можете связаться с нами по телефонам:
8-928-466-03-58 — отец Михаил
Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь, принимает пожертвования на восстановление монастыря
Наш адрес: республика Адыгея, Майкопский р-н, посёлок Победа, ул. Родниковая, 5
Реквизиты: Свято-Михайло-Афонская Закубанская Пустынь
Помощь людям страдающим наркотической и алкогольной зависимостью в православном реабилитационном центре:
Как восстановили из руин самый высокогорный монастырь Адыгеи
Свято-Михайло-Афонскому монастырю в этом году исполняется 140 лет. За эти годы его взрывали, превращали и в дом отдыха, и в турбазу, но в итоге он все равно вернулся к первоначальной ипостаси
Монастырь был основан в 1877 году монахами, пришедшими в здешние места со святой горы Афон. В годы советской власти обитель была почти до основания уничтожена, однако со временем ее удалось восстановить. Как выглядит монастырь сейчас, как живет и трудится в нем братия и что привлекает сюда туристов со всей России — в материале ТАСС.
Солнечное место
Сейчас добраться до обители, которая расположена на высоте 907 м над уровнем моря, совсем не сложно. От небольшого поклонного креста на оживленной трассе Майкоп — Гузерипль в черте поселка Каменномостского в Республике Адыгея поворачиваем на восток. Отсюда надо проехать всего 13 км до горного поселка Победа по недавно асфальтированной дороге, и мы у цели.
Монастырь занимает горное плато северных отрогов Большого Кавказского хребта. В ясную погоду отсюда открывается вид на величественные вершины Кавказа, покрытые белыми шапками снега. Это солнечное место открыто с трех сторон, кроме северной стороны, где горизонт преграждают две горы. Рядом с каменной монастырской оградой — старый сад, в котором растут яблони и груши, посаженные послушниками в начале прошлого века. Удивительно, но они до сих пор плодоносят.
Настоятель обители игумен Герасим сразу выделяется среди других монахов, хотя так же, как они, одет в черную рясу — символ смирения, покаяния и отречения от мирской суеты. Мы направляемся осматривать обитель.
Во внутреннем дворе, напротив Троицкого храма, огромный баннер с изображением Свято-Михайло-Афонского мужского монастыря конца XIX века. Всматриваясь в детали, удивляешься его красоте, величию и размаху — монастырь был богатейшим, самым крупным по тем временам паломническим центром на Северном Кавказе, ежегодно это место посещали более 100 тыс. человек.
История монастыря достойна романа. Она тесно связана с именем уроженца города Херсона, иеромонаха со святой горы Афон Мартирия, который, прибыв весной 1877 года на Кавказ, был поражен великолепием природы. Великий князь Михаил Романов, будучи здесь наместником, способствовал передаче в собственность православному монастырю земель, а Святейший синод благословил устроение обители. Иеромонаха Мартирия поставили ее возводить.
Обитель получила название — Свято-Михайло-Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. Михайловской она была названа в честь архангела Михаила, Афонской — потому что первые строители прибыли с горы Афон, Закубанской — по месту расположения за рекой Кубань. Пустынь означает монастырь, построенный в пустынной, незаселенной местности.
Самый большой храм — Успенский, второй по величине, сохранившийся до сих пор, — храм в честь Пресвятой Троицы, видимый издалека храм Преображения на горе Физиабго (известной как гора Фавор — прим. ТАСС), Михайловский и Александровский и Всесвятский храмы. Появилась больница, странноприимный дом для одиноких престарелых, более 20 корпусов с кельями. Все это построили монахи на пустом месте за 20 лет.
Со второй половины XIX — начала XX века на территории Северного Кавказа было построено девять монастырей, но Михайло-Афонский всегда был ведущим и самодостаточным. Его хозяйственная деятельность ставилась в пример как образец. При монастыре работало множество мастерских, кирпичный и сыроваренный цеха, братия разводила скот, редкие виды рыбы, занималась пчеловодством, виноградарством. В трапезной для паломников ежедневно на обед варили до 300 ведер щей и выпекали 1,6 тыс. кг хлеба.
«Мы наш, мы новый мир построим»
Основателя монастыря не стало зимой 1909 года. Его повозка, за которой в окрестностях обители погналась стая волков, разбилась о деревья, архимандрит скончался от тяжелых травм. Через несколько лет трагическая судьба постигла и сам монастырь: в 1920 году были конфискованы земли и все имущество обители, и здесь разместился дом отдыха для служащих Государственного политуправления при НКВД (ГПУ), затем — коммуна «Владилен» (сокращенно от Владимир Ленин), занимающаяся преимущественно откормом свиней на продажу. На территории обители сняли фильм «Иуда» — карикатуру на монашескую жизнь. До 1928 года братия пряталась в пещерном монастыре, тайна подземелий которого до сих пор не раскрыта.
«Неразрушенным остался только храм в честь святой Троицы, который в 70-е годы прошлого века был взят под охрану государства и числился в реестрах как «останки стен Михайло-Афонского монастыря». Здесь вновь появились монахи, но территорию обители власти приспособили под турбазу «Романтика». С 2001 года, когда мы выезжали по делам по Майкопскому району, нас спрашивали: «А вы случайно не с «Романтики»? Соседство с турбазой было примерно такое: в верхней части здания совершались службы, а внизу работал бар. На территории монастыря проходили дискотеки для отдыхающих, которые и не подозревали, что веселятся на развалинах самого большого монастыря Кавказа. Монастырское кладбище снесли, храм переоборудовали в клуб-столовую, в монашеских кельях разместились туристы», — рассказывает отец Герасим.
В марте 2003 года президент Адыгеи Хазрет Совмен, побывав в обители, подписал указ о закрытии туристической базы «Романтика» и передаче монастыря Русской православной церкви. Полномасштабное восстановление началось с 2007 года, за последние десять лет построено четыре храма. Первым из них стал Михайловский, затем — Александровский, на месте Успенского собора воздвигли храм Успения Божьей Матери, а на вершине Фавора — небольшой храм, напоминающий часовню.
«Восстанавливаем исторический комплекс, но не в первозданном виде. Строительство ведется без господдержки — за счет собственных средств и пожертвований паломников. Мы полностью отвечаем за тот монастырь, который до основания был разрушен, но вот вернуть духовную составляющую обители гораздо сложнее. В стране были закрыты почти все монастыри, и то, что сегодня в России такая слабая церковь, — результат разрушения и многих лет безверия», — считает отец Герасим.
С мольбами о помощи и утешении
Мы идем по дорожкам обители, отец Герасим демонстрирует последние преобразования, рассказывает о мельчайших деталях построек.
Братия старается самостоятельно обеспечить свои потребности. В пекарне выпекают вкусный бездрожжевой хлеб. В обители работает свечной цех, есть пасека, столярная, слесарная, швейная мастерские. В монастыре ежедневно ведутся хозяйственные работы, это его важная составляющая.
Сейчас в обители живут около 50 человек, но только 20 из них монахи. Остальные — трудники, люди, приехавшие сюда трудиться за кров и пищу, попробовать свои силы, чтобы остаться навсегда, выбрав путь безбрачия и духовной жизни.
«Так сложились обстоятельства в семье, что мне нужно было уехать и обдумать, пересмотреть свою жизнь. Очень благодарен братии за поддержку и мудрые слова. Все встало на свои места, я расставил приоритеты и скоро еду домой. А на заработанные деньги хочу купить маме новую стиральную машинку», — рассказал уроженец кубанской станицы Алексей.
По словам игумена Герасима, в монастырь сегодня приходит множество страждущих, духовно покалеченных людей. Сюда идут за помощью и утешением в своих проблемах: неблагодарные дети, разрушенные семьи, жестокость близких, зависимость от алкоголя или наркотиков. Идут и с просьбами: о рождении ребенка, выздоровлении родителей, с желанием причаститься или креститься. Люди знают, что в монастырях моление особое, и приезжают сюда со всех регионов юга России.
Листаю монастырские книги для записей, полные выражений благодарности. Кто-то обрел семейное счастье, кто-то — долгожданного малыша, кто-то излечился от тяжкого недуга. «Были всей семьей в монастыре — здесь такая благодать. «
Под сводами подземного храма
Вереница паломников и туристов движется по выложенным плиткой узким дорожкам к горе Фавор. По этой тропе в любое время года приятно идти не спеша, любуясь деревьями с замысловатыми кронами, прислушиваясь к пению птиц. Здесь, у подножия горы, бьет родник Святого великомученика и целителя Пантелеимона, известный своей целебной силой и почитаемый паломниками как христианское чудо. Люди наполняют ею емкости, пьют из стоящих у родника алюминиевых кружек, ставят свечки в часовенке. По свойствам эта вода напоминает крещенскую — она очень долго остается свежей и приятной на вкус. Когда-то чудотворных родников здесь было много, но все засыпали в советское время.
Рядом с источником, сохранившимся на склонах Фавора, две купели, температура в которых одинакова весь год. «Обжигает! Нужно погрузиться в святую ледяную воду с макушкой. Это не для всех просто, но легкость после просто необыкновенная. Какая-то музыка в душе», — с сияющими глазами поделилась эмоциями экскурсантка со Ставрополья Наталья Синицина.
По железной лестнице поднимаемся на вершину горы Фавор, где в начале прошлого века сиял золотыми куполами Преображенский храм. Говорят, звон его колоколов был слышен за версты. Теперь на месте взорванного новый храм. Волшебная красота открывается с вершины горы: простирающиеся вдаль покрытые лесом долины, вершины гор, игрушечные здания обители. И совсем-совсем близко — бездонное синее небо.
Недалеко от источника крутая лестница вниз ведет в глубокую балку, где прячется от глаз посторонних пещерный монастырь, подземные галереи которого проложены в плотном песчанике на глубине 50 м от поверхности плато. Туристы и паломники проходят их в сопровождении экскурсоводов миссионерско-просветительного центра, существующего при обители.
«По одной из версий, пещерные ходы возникли в VIII–X веках, когда, возможно, здесь был имеющий подземные храмы греческий монастырь. По другой, пещеры были вырыты в конце XIX — начале XX века. Спелеологи относят период их возникновения к IX–X векам. Учитывая все мнения, можно сделать вывод, что первые ходы появились в Cредневековье, когда шло строительство древнехристианского храма на горе Физиабго-2. Возможно, здесь укрывались монахи и в эпоху монгольского нашествия, беспощадно сметавшего все вещественные христианские религии», — рассказывает нам местный краевед, учитель географии Нина Костарнова.
Летописец обители монах Прокопий, историк по образованию, который руководит миссионерско-паломническим отделом монастыря и проводит лекции-экскурсии, уверен, что общая протяженность подземных ходов раньше составляла порядка 3 км только под плато монастыря. По его словам, от этого пещерного узла шли в 12 направлениях галереи, по которым можно было, не выходя на поверхность, дойти до станиц в предгорьях республики.
Так или иначе, тайна подземелий древнего монастыря не раскрыта, а гости обители имеют возможность попросить высшие силы о самом сокровенном в большом подземном зале пещерного монастыря, под сводами его храма.
О паломниках и туризме
Вокруг монастыря множество красивейших мест: водопады, пещеры, термальные источники, живописное плато Лагонаки. Руководитель адыгейского отделения Русского географического общества Игорь Огай считает, что все это дает возможности для развития паломнического туризма. Уже обсуждается создание 20-километрового маршрута, благодаря которому туристы любого возраста и уровня подготовки смогут посетить и Свято-Михайло-Афонский монастырь, и другие достопримечательности региона. Для удобства путь можно разделить на этапы, устроив ночевку в палатках.
Игумен Герасим соглашается, что монастырь действительно уникальная площадка как для паломничества, так и для туризма. В его окрестностях можно проложить не только пешеходные, но и конные маршруты — они сейчас набирают популярность.
«Но сегодня законы таковы, что при размещении людей мы должны обеспечить всю необходимую инфраструктуру. Как говорится, плюс-минус одна звезда. А вообще, монастырь сегодня привлекает столько людей, что власти республики дали мне грамоту за развитие туризма. Если бы я был туристическим менеджером, испытал бы счастье», — с улыбкой говорит он.
И объясняет: словосочетание «паломнический туризм» ему не нравится, поскольку в нем пытаются соединить несопоставимые понятия. Приехав в Адыгею для посещения монастыря, паломники действительно могут оценить и красоту кавказских предгорий. И в этом случае элементы туризма — это хорошо. Но люди, посещающие монастырь только как туристы, — это другое.
«Им нужны старцы, которые 75 лет сидели в пещерах в ожидании, когда монастырь отдадут церкви. А мы — не старцы, а люди, рожденные в СССР и избравшие для себя путь духовного развития. Это не терпит суеты. Мы возносим молитвы — о мире, о здравии, и они приносят плоды: люди становятся более добрыми, крепнут семьи, рождаются здоровые дети», — объясняет настоятель обители.
Свечи, мечты и планы
«Часто туристы задают вопрос: с какими словами обращаться к Богу, если не знаешь молитвы. Нас же много таких, выросших в годы атеизма. В таких случаях я отвечаю, что нужно говорить с Богом на языке своей души: не столь важны слова, как светлые мысли. Молюсь о своих близких, а еще — о мире. Помню, как мама тихо шептала возле иконки: «Господи, пусть больше никогда не будет войны. Господи, услышь меня!» — делится эмоциями краевед Нина Костарнова.
Днем в восстановленном Троицком храме не так много людей: прихожане собираются в основном к утренней и вечерней службам. Мы прикладываемся к святыням монастыря, ставим свечи за здравие близких.
И вот уже мы с игуменом Герасимом беседуем за чашкой свежезаваренного чая с горными травами. «Мир без веры, а значит — любви, никогда не построишь. Это была глубокая ошибка советской власти. Сегодня в общей массе народ антирелигиозно настроен. К церкви отношение как к институту потребления: в магазин пошел хлеба купить, а в церковь — свечку поставить, чтобы все было хорошо. Но Бог точно не нуждается ни в свечках, ни в пожертвованиях», — уверен игумен Герасим.
Спрашиваю, о чем мечтает настоятель обители, которой исполняется 140 лет? Он без раздумий отвечает: о профессиональном монастырском хоре (пока по праздникам приходится приглашать воспитанников Кубанского казачьего), о небольшой гостинице для паломников (сейчас места хватает только для десяти человек), о делянке для выпаса коров, чтобы не возить корм для стада за 300 км — из соседнего Краснодарского края.
Из очень важных планов: чтобы основателя монастыря отца Мартирия прославили во святых. Но самое главное — восстановить монастырь как место, куда любой человек может прийти за поддержкой и утешением.
Каменномостский монастырь официальный сайт
Интересные ссылки
СЕЙЧАС НА САЙТЕ
Сейчас 152 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте
Яндекс Карты Flyleaf
ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!
Просим обратить ваше внимание на следующую информацию.
Монастырь открыт для общего посещения. На территории обители необходимо соблюдать медицинские предписания:
1. Ношение медицинской маски;
2. Соблюдение социальной дистанции в 1,5-2 метра друг от друга.
Богослужения для паломников и прихожан совершаются в праздничные дни, субботу и воскресенье.
Для желающих остановится на несколько дней, сдаются комфортабельные номера.
Телефон для справок: +7-928-461-87-44 Светлана.
Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь, принимает пожертвования на восстановление монастыря
Добраться к нам можно самостоятельно автотранспортом: по автодороге Майкоп-Гузерипль, поворот на восток в черте поселка Каменномостский (имеется указатель) до пос. Победа.
А также автобусом: из г. Краснодара рейс «Краснодар–Победа» время отправления (прибытия): 6:50 (11:35) и 16:25 (21:10)
Адрес монастыря:
385791, Республика Адыгея, Майкопский район, пос. Победа, п/о Веселый, ул. Родниковая, 5
Для встречи гостей обители функционирует гостиница, где можно расположиться на одни сутки. К услугам паломников 2-х разовое питание.
8-928-460-80-88, инок Косма
Также вблизи монастыря располагается частная комфортабельная гостиница,
Тел: 8-928-469-49-71
Недалеко от монастыря находится и гостиница «Озерки».
Тел: 8-928-662-65-95, Сергей.
По всем вопросам
вы можете связаться с нами по телефону:
8-928-466-03-58 — отец Михаил
Наш адрес: республика Адыгея, Майкопский р-н, посёлок Победа, ул. Родниковая, 5
Реквизиты: Свято-Михайло-Афонская Закубанская Пустынь
Почил насельник обители
14 февраля 2020 года, скоропостижно скончался игумен Пимен (Фицнер). О. Пимен являлся насельником монастыря с февраля 2004 года. С июня 2004 года по сентябрь 2006 года исполнял обязанности Настоятеля монастыря. Просим молитв о его упокоении.
© 2021 Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь
Чем интересна Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь?
В самом центре Кавказа, окруженная морем и горами, лежит древняя земля – Адыгея. Давным-давно на вершине Физиабго стояла крепость. Оставшаяся кладка датируется историками «античным» временем. В XIX веке монахи построили здесь храм. А неподалеку расположился Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Свято-Михайловский монастырь на карте?
Карта показывает его нам в центральной части Майкопского района Адыгеи, недалеко от поселка Каменномостский, у хутора Победа. Вблизи протекает несколько ручьев, самые известные – Шушук и Камелюк. На незначительном удалении от Закубанской пустыни, как его еще называют, обнаруживаются пещера Порошковая, бугор Монашеский и Святой Источник Великомученика и Целителя Пантелеймона.
Свято-Михайло-Афонская Закубанская пустынь и ее история
Промыслом Божьим в Греции, на святом Афоне, произошла встреча двух монахов. Инок Виталий приехал туда паломником из России, а иеромонах Мартирий в это время там подвизался. Их взгляды сошлись на желании обосновать монастырь и уже в 1877 г., по благословению афонских старцев, они отправились в сторону Кавказа. Местные казаки, жившие в станице, ранее пытались обустроить обитель в горных отрогах, но ничего не получалось. После приезда иноков, получив благословение правящего архиерея, они совместно начали хлопотать о выделении земли под возведение.
Великий князь Михаил Николаевич Романов являлся ктитором монастыря. Архангел Михаил – покровитель князя, поэтому в честь него и был воздвигнут первый храм в сентябре 1877 г. Сюда приезжает еще несколько монахов с Афона, поэтому обитель получила название «Афонская», так как первые иноки были именно оттуда. На работы жертвовали средства будущие прихожане, иером. Мартирий вложил свою «лепту» в сумме 55 тыс. руб. В 1883 г. последний возведен тут в сан архимандрита (настоятеля).
В этой церкви первоначально проводились службы и различные требы. Здесь же, за неимением келий, братия жила. Затем построили монашеский корпус – уже насчитывалось около 200 служителей, пристройки для хозяйственных целей и гостиницу для паломников. В 1885 г. возводиться церковь в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы, которая вмещала до 2000 прихожан.
Храмы и расцвет
Всего было построено 5 храмов:
Гора Физиабго имела крутые склоны – для основания церкви подвезти камни было невозможно, поэтому желающие помочь приносили их, доски и бревна вручную. Такими трудами была воздвигнута Преображенская церковь, которая вмещала около 500 молящихся. Здесь имелись мастерские разных направлений – иконописная, сапожная и портняжная, токарная, слесарная. Работала на территории и кузница. Для своих нужд выстроили небольшой кирпичный заводик. Для жителей станицы открыли церковно-приходскую школу.
Жизнь монастыря процветала. Появилась своя пасека, сыроварный цех, организовали небольшой монастырский пруд для разведения рыбы. Монахи не имели ни в чем нужду. Они обеспечивали пропитанием не только себя, но и приезжающих паломников, странников. Для них в трапезной готовили щи, а на пекарне выпекали хлеб. В Великий пост объект посещало около 5000 человек. Прихожане гордились монастырем. Все происходило под чутким руководством архим. Мартирия, о котором стоит сказать детальнее.
Архимандрит Мартирий
Архим. Мартирий был родом из Херсона. Его отец – бывший казак и состоятельный мещанин – Василий Островых. Сначала Мартина (его имя в миру) отдали на учебу в церковно-приходскую школу. Со временем для продолжения «дела» отца он осваивал торговое ремесло. Религиозное образование мальчика началось при его болезни. Находясь в постели на протяжении двух лет, он читал духовную литературу и молился Царице Небесной, просил исцеления и обещал свою жизнь после выздоровления посвятить монашеству.
Прошло время, мальчик выздоровел и забыл о своем обете. Будучи взрослым парнем, он собрался жениться и перед этим событием поехал помолиться у киевских святынь. На исповеди он вспомнил о данном много лет назад обете и обещал его выполнить. По приезду домой родственники всячески пытались отговорить парня – только вторая болезнь подтолкнула его к этому шагу. Сначала Мартин нес послушание в Киево-Печерской лавре, затем уехал на Афон, где принес монашеские обеты и принял постриг с именем Мартирий. С Афона он приехал в Чернигов, где стал иеромонахом. Затем с несколькими иноками он опять уехал в Грецию и уже оттуда направился на Кавказ. Здесь, в созидании обители, и прошла вся остальная часть его жизни.
Окончилась жизнь архимандрита трагически. Зимой 1917 г., по возвращению домой, повозка, на которой он ехал, была окружена волками. Лошади в испуге свернули с дороги, и она разбилась о дерево. На территории монастыря есть могила, в которой покоятся останки его основателя – архим. Мартирия, помолиться у нее и преклониться может каждый желающий.
Тяжелые годы и возрождение мужской обители в Адыгее
В советский богоборческий период Свято-Михайловский монастырь в Адыгее пытались стереть с лица земли. Конфисковали все: землю, помещения, ценности. Здесь же организовали дом отдыха. 1928 г. стал трагическим для него – его попросту закрыли.
Многие годы территория переоборудовалась, сначала здесь разместился совхоз, затем туристический комитет, конная турбаза. Сюда приезжали отдыхающие, но никто не подозревал, что когда-то тут некогда был монастырь – за 70 лет из памяти стерлась его история.
Возрождение и современность
В 1992 г. начались первые попытки возвращения монастыря. Местные собирали подписи с обращением к президенту Адыгеи о возвращении христианской святыни. Возле плиты, на месте взорванного храма архистратига Михаила, казаки с семьями молились и читали акафисты. В 2001 г. часть монастырских строений вернули, но некоторые здания все еще занимали отдыхающие и туристы. Весной 2003 г. удалось вернуть Свято-Михайло-Афонскую Закубанскую пустынь полностью. С тех пор здесь проходят богослужения, проводятся требы, ведутся восстановительные работы.
В Адыгее Свято-Михайловский мужской монастырь сегодня главный, его посещают паломники и туристы. Здесь немало святынь:
Особенности пустыни в том, что здесь присутствуют афонские (византийские) традиции. Внешний вид братии – клобук с накидкой и рясы греческого покроя. Также и часть богослужений служатся по уставу афонских монастырей. Сегодня тут есть свой летописец и гид – монах Прокопий, который проводит экскурсии для приезжих и рассказывает историю православной достопримечательности.
Достопримечательности пустыни
Несколько слов нужно сказать о здешней святыне – источнике святого Пантелеймона на Физиабго, который славится многими исцелениями от различных недугов. Здесь можно попить водицы и набрать в емкость домой. Для желающих окунуться в целебную воду обустроена купель. Многие оставили отзывы об исцелениях и облегчениях болезней после омовения. 19 января, в праздник Крещения, тут устраивается чин великого освящения воды.
На склонах есть пещеры, которые остались от древнего византийского монастыря. Раньше было много длинных ходов – протяженностью около 3 км, соединяющих храмы, построенные на разных возвышенностях. Предание говорит о том, что сейчас под землей устроено хранилище древних костей (останков иноков, живших в подземных гротах). Сейчас там можно увидеть некоторые кельи когда-то обитавших тут монахов, остатки часовни. Ввиду того, что в советское время подземелья эти взрывали, большая часть под завалами, а в пещеры можно войти через один вход на горе.
Как добраться (доехать)?
Доехать до Победы вы сможете рейсовым автобусом из Краснодара, который обязательно проходит через Хаджох (Каменномостский). Он отправляется дважды в сутки.
На машине самостоятельно доехать до Закубанской пустыни из Майкопа нетрудно таким образом:
Контактные данные
Каждый посетитель Свято-Михайловского монастыря ощущает себя частичкой духовного мира. Побывав в его храмах, пещерах и у источника, душа наполняется благодатью. Красота открывающихся пейзажей захватывает дух, ну а природа, чистый воздух и тишина помогут отвлечься от повседневной суеты и забот. В заключение предлагаем видео-экскурсию по описанному выше месту, приятного просмотра!