караваджо мученичество апостола матфея
Караваджо. Признание апостола Матфея
Караваджо.Призвание апостола Матфея. 1599.Холст, масло. 322 ; 340 см,церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим(расположена недалеко от Пьяцца Навона.)
В конце 16-го века Караваджо перебрался в Рим, где быстро нашел покровителей, одним из которых был Франческо дель Монте, который помог получить мастеру первый крупный заказ — украшение боковых стен часовни в Сан-Луиджи.
В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). Эти работы имели успех, а последовавшие произведения способствовали становлению репутации мастера, сделав его одним из лучших создателей религиозных полотен в Риме, а также породив ряд подражателей и последователей. Несмотря на уникальный стиль и реализм в работах, некоторые консервативные церковнослужители считали ряд картин вульгарными, несмотря на их спрос.
Эта картина была выполнена Караваджо для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году. Это был расположенный в Риме французский храм.
Караваджо верен себе. Нарушив устоявшиеся традиции в трактовке евангельского сюжета, он создаёт типичную для жизни римской улицы жанровую сцену, лишённую всякого намёка на святость. Всё на картине предельно ясно, достоверно и жизненно.
«Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Эта сцена иллюстрирует отрывок из Евангелии от Матфея. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу.
Растерянный и неуверенный Матфей, видя Христа, указывающего на него, отвечает жестом, как бы вопрошая: «Меня?».Одной рукой он пересчитывает монеты. Другой крепко держит кошелёк. Он сидит во главе стола. На стуле. Он здесь главный.
Он молод. Ему ещё нет и тридцати. Но это и неудивительно. Ведь профессия перешла ему по наследству от отца.Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Из всех присутствующих лишь Матфей понял, кто стоит перед ним.
На встречу с налогоплательщиком он взял своего телохранителя. Это молодой человек. Ловко владеющий шпагой. Придя в таверну, он развернул лавку поперёк. И уселся на неё напротив холёного юноши. Он дерзок, драчлив. Его горбатый нос и маленькие глаза подходят к его шпаге. Его образ приводит в легкий испуг несговорчивых должников.
Телохранитель мытаря инстинктивно подался вперёд. Его рука тянется к шпаге. Не удивительно. В таком злачном месте кого угодно можно встретить. В том числе головорезов, жаждущих лёгкой добычи.
Юнец, наоборот, отпрянул назад, опираясь на своего отца или учителя. Он не привык к каждодневным дракам. В отличие от своего соседа напротив.
Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Матфея. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо.
Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки, исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле.
В отличие от произведений маньеристов, изобразительный язык Караваджо был ясен и неподготовленному зрителю и именно это создало огромную популярность его картинам.
Мученичество апостола Матфея, Микеланджело Караваджо
Описание картины:
Это большое драматическое полотно было написано в 1599-1600 гг. для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези в Риме. Бессильно свисающая рука святого и причудливо освещенные фигуры на переднем плане подводят взгляд зрителя прямо к сцене насилия. Освещение двух центральных фигур подчеркивает мощный контраст мускулистого тела палача и беспомощно распластанного на земле старца в одежде священника. Тело Матфея с разведенными в сторону руками как бы образует крест у ног палача. Невидимый палачу ангел протягивает святому пальмовую ветвь, символ мученичества, которую тот пытается схватить.
СВ. МАТФЕЙ. Атрибут апостола Матфея, или Левия, — ангел с крыльями. Матфей был сборщиком податей для римской власти. Но однажды Христос обратился к нему «и говорит ему: следуй за мной. И он встал и последовал за Ним». Подтвержденных свидетельств о его дальнейшей жизни нет, но легенда 2 повествует, что он проповедовал в Эфиопии, где царь стал домогаться простой девушки-христианки. Матфей осудил его за посягательство на Христову невесту и в результате погиб мученической смертью от меча. Мастера живописи изображают Матфея, как правило, пишущим свое Евангелие, обычно под руководством ангела. При нем могут быть монеты или кошелек — атрибуты его прежнего ремесла; во Флоренции Матфей считался святым покровителем менял и банкиров.
Почему заказчик не принял у Караваджо первую версию «Святого Матфея и ангела», и Что изменилось в ремейке
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О мастере
Он родился в Караваджо, близ Бергамо. Отец его был каменщиком, и сам Караваджо 4 года зарабатывал себе на хлеб работой каменщика. Не побывав ни в одной академии, Караваджо научился владеть кистью и красками, и поступил лакеем на службу к знатному господину кавалеру Арпино в Риме.
В Риме талант Караваджо открыл художник Просперо, торговавший художественными произведениями. Он то и начал заказывать первым работы у молодого живописца. Одну из выполненных картин Караваджо приобрел кардинал дель Монте, который был ключевым игроком в продвижении молодого художника. Даже папа заказывает ему свой портрет.
Заказы от церкви и контрреформация
Микеланджело Мериси да Караваджо родился спустя полвека после контрреформации Лютера Кинга. Своим искусством он внес большой вклад в новое римско-католическое стремление противостоять протестантам и подтвердил важность религиозных образов в христианстве. За несколько лет до рождения художника католическая церковь созвала заключительную сессию Совета Трента и установила новые правила в отношении религиозных образов.
При обращении к святым и использовании священных изображений каждое суеверие должно быть устранено, вся грязная сущность должна быть отменена. Наконец, следует избегать всякой развратности, извращенности и пьянства, а также изображения святых в роскоши и богатстве. Таким образом, излишняя идеализация священных сюжетов эпохи Возрождения уступила место натуралистичности. С этой целью Караваджо старался подчеркнуть человечность, натурализм и смиренную природу Иисуса и святых. Чтобы попытаться связать прошлое с настоящими канонами, Караваджо помещал Иисуса или святых часто в натуралистические условия, полностью отдаленные от привычных ранее образов.
«Святой Матфей и ангел»
Караваджо стал получать заказы от церквей. Одним из таких заказов стала работа «Святой Матфей и ангел», с которой связано много интересных историй.
Его «Святой Матфей» изображается как смиренный человек, морщинистый и старый бедный римлянин. Караваджо изобразил его одетым в римскую одежду конца XVI века, в грязном римском доме с грязными окнами. И хотя это, похоже, соответствует новым строгим правилам Церкви в отношении религиозного искусства, похоже, что они не были полностью готовы к тому, что представил Караваджо.
И по этой причине церковь подвергла цензуре картину, и за этим последовал скандал.
Скандал и отвержение
Второй вариант Святого Матфея
Несмотря на новые строгие правила в отношении религиозных образов, установленные Советом в Тренте, Церковь до сих пор не могла отпустить то, что считала «явлением святого». Для нее по-прежнему не должно быть угрозы цензуры и скандала. Церковь Сан-Луиджи-деи-Франчеси (где помещалась картина «Святой Матфей и ангел») все еще считала, что изображения святых должны сохранять в себе элемент божественности. То, что отличало бы их от обычных людей. Любое отклонение, любая попытка предложить связь между простым народом и святыми все еще не была приемлема. Караваджо был в некоторой степени ограничен идеологией. Именно поэтому первая попытка Караваджо реалистично изобразить святого апостола не могла проникнуть в идеалы Церкви и подверглась цензуре.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Реальность в каждом штрихе. Караваджо
Итальянский живописец Микеланджело Меризи да Караваджо – один из самых талантливых и значительных художников в истории искусства. Он, являясь основоположником реалистического направления в европейской живописи XVII века, внес в него демократизм, материальность и эмоциональное напряжение, выраженное через контрасты света и тени (в будущем стиль Караваджо и его последователей получил название «караваджизм»). Живопись художника стала реакцией на маньеризм; он попытался пойти новым путем направления натурализма, отличающегося лаконичностью и простотой композиции, энергичной пластической лепкой. По-новому интерпретированы религиозные сюжеты. В них Святые Караваджо изображены твердо стоящими на земле, исполненные материальной весомости, а не парящими в небесах с ангельскими улыбками. Мастер внес огромный вклад в создание новых жанров живописи, таких как натюрморт и бытовой жанр, а также оказал огромное влияние на многих европейских живописцев. Зрелые произведения Караваджо – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматичностью.
Микеланджело Меризи да Караваджо родился осенью 1573 в Ломбардии, его имя происходит от названия городка в Северной Италии, где художник появился на свет. Точная дата рождения неизвестна. Возможно, это было 29 сентября, в день святого Архангела Михаила (в те времена была традиция называть новорожденных в честь святого, в день памяти которого они появлялись на свет). Микеланджело родился первым в семье, за ним последовали еще три брата и сестра. Отец художника Фермо Меризи занимался строительным делом при дворе Франческо Сфорца, маркиза де Караваджо. Мальчик жил до четырех или пяти лет в Милане, но разразившаяся в 1576 году эпидемия чумы заставила семью вернуться в Караваджо. Переезд спас всех членов семьи, кроме ее главы, который умер в октябре 1577. Так будущий художник будучи мальчиком остался без отца.
Одиннадцатилетний Микеланджело в апреле 1584 поступил учеником к миланскому живописцу Симоне Петерцано. Обещание мастера довести его способности к пятнадцати годам до такой степени совершенства, чтобы тот смог работать самостоятельно, говорит о творческой зрелости юного Караваджо.
В 1590 неожиданно умерла мать Микеланджело, а в 1592 наследство родителей было поделено между четырьмя детьми (один брат умер в 1588). Доля Караваджо оказалась достаточной для нескольких лет благополучной творческой жизни. После получения наследства он покинул родной город и отправился в Рим.
Рим. Становление художника
Первое время молодой человек испытывал трудности. Не внушающий доверия новичок, голодный оборванец, он перебивался со дня на день, подрабатывая у некоего Лоренцо Сичилиано. Вскоре Караваджо тяжело заболел и лечился в госпитале для бедняков. После болезни он нашел новое пристанище у художника Джузеппе Чезари д’Арпино. Хоть ныне фрески Чезари кажутся формальными и скучными, но в те времена были довольно востребованы. Возможно, именно Чезари занимался скупкой и перепродажей картин молодых живописцев. Караваджо писал в основном натюрморты, к созданию которых Чезари видел у него особые способности. Поэтому в работах юноши Микеланджело данный жанр играл важную роль.
Картина «Маленький больной Вакх», скорее всего, является автопортретом. Караваджо применяет все доступные средства, чтобы принизить возвышенные идеалы искусства Возрождения: бледность лица, заигрывающая улыбка и наигранная серьезность юноши. Перед нами предстает вовсе не бог, а болезненный молодой человек, страдающий от последствий обильных возлияний, имевших место накануне. Изображение Вакха объективно, словно художник отказался от малейшей возможности приукрасить образ. Спелые персики и виноград, венок из виноградной лозы на его голове характеризуют Караваджо как блестящего мастера натюрморта.
Маленький больной Вакх. Около 1593
«Юноша с корзиной фруктов» относится также к ранним произведениям художника. В картине уже прослеживаются главные особенности искусства Караваджо, делавшие его непохожим ни на кого другого.
Юноша с корзиной фруктов. Около 1593
Во-первых, реалистическая трактовка традиционных сюжетов и образов. Караваджо буквально «писал с модели», что добавляло чувственности и пикантности образу: зрителю представал не отвлеченный идеал, а обычный человек, один из множества обитателей рынков и улиц.
Вторая особенность искусства Караваджо – скрупулезность изображения предметов, окружающих героев произведений. Например, если рассмотреть корзину в руках юноши, то каждый фрукт изображен так, как будто кроме него на картине ничего нет. Каждая деталь прорисована до мельчайших подробностей, что говорит о мастерстве художника.
Третья специфичность стиля Караваджо – резкий, падающий сверху свет, являющийся полноправным действующим лицом картин, а не просто поток лучей, исходящий из конкретного источника по определенным законам. Свет из общего темного пространства выхватывает основное в сюжете полотна, указывая зрителю на главные акценты.
Личность Караваджо и события его жизни поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. Если верить наиболее информированным биографам, оставив дом д’Арпино, художник создал такие известные картины раннего периода творчества, как «Предсказатель судьбы», «Юноша, чистящий фрукт», «Музыканты». Мастер заявил о новом, невиданном способе письма и восприятия мира. Он первый внес в итальянскую живопись понятие «жанр», изображая реалистично уличных гадалок и мальчишек и даже мифологические сюжеты.
Юноша, чистящий фрукт. 1593
В середине 1950-х у Караваджо завязалось знакомство (через поставщика картин для церкви Сан-Луиджи деи Франчези) с кардиналом дель Монте, ставшее поворотным моментов в судьбе живописца. Кардинал не только предоставил ему жилье, но помог получить первую серьезную работу, вместе со своими знакомыми засыпав художника заказами.
Пожалуй, последующие несколько лет стали самыми удачными в жизни Караваджо. Его слава росла, но при этом не все воспринимали творчество мастера с одобрением, ведь моделями художника являлись выходцы из простого народа. Он не без вызова эстетическим идеалам писал людей не из «добропорядочного» общества – заядлых картежников, алчных шулеров, коварных цыганок.
Первые произведения Караваджо, созданные для кардинала дель Монте – «Шулеры», «Гадалка», «Вакх», «Лютнист» и первоначальный вариант «Святого Матфея» для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези.
В картине «Шулеры», созданная в бытовом жанре, два картежника путем жульничества обыгрывают молодого доверчивого человека.
О создании произведения «Гадалка» выразительно рассказал писатель Беллори: «Когда ему напоминали о знаменитейших статуях Фидия и Гликона как образцах для учения, он вместо ответа указывал пальцем на толпу людей, говоря, что достаточно учиться у природы. А для подтверждения своих слов зазвал он на постоялый двор проходившую случайно по улице цыганку и написал, как предсказывает она будущее по обычаю женщин египетского племени. Написал он там и молодого человека, который одну руку в перчатке положил на эфес шпаги, другую же, без перчатки, протянул цыганке, и та внимательно на нее смотрит, и столь чисто выразив правду в обеих полуфигурах, Микеле свои слова этим подтвердил».
Гадалка. Около 1596
В произведении «Вакх» Караваджо воплощает не классический идеализированный образ античного божества, а изнеженного молодого человека с женоподобным лицом, держащего кубок с вином. Вакх представлен слабым и грешным человеком, но при этом карикатурой назвать картину невозможно в силу чувственного обаяния самой композиции. Художник сознательно изобразил обычного человека с улицы, переодетого в Вакха.
К концу 1590-х складывается оригинальная система живописи Караваджо, стремящаяся передать все тонкости материального мира. Передний план картины выделяется лучом света и погружается в темный фон, что помогает достичь эффект непосредственной близости к зрителю.
Одним из таких полотен является «Лютнист». Юноша с чарующей женственностью изящно перебирает струны лютни, погружая каждого в красивую мелодию. Детали настолько мастерски прорисованы, что даже написанные в тетради ноты манят сыграть по ним.
Зрелое творчество. Библейские сюжеты
С годами мастерство Караваджо совершенствовалось, он уже принимался за крупные значительные произведения. Зрелые картины художника, написанные в период с 1599 по 1606, – это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой, для которых характерны мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная лепка объемов и звучный насыщенный колорит. Реализм Караваджо – нечто большее, чем просто подражание природе.
Художник ставил перед собой все более сложные задачи. Он не избегал натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости – «Жертвоприношение Авраама», «Юдифь и Олоферн», при этом находя и поэтичность сюжета – «Отдых на пути в Египет» и «Мария Магдалина».
Жертвоприношение Авраама. 1601–1602
Отдых на пути в Египет. 1594–1597
Мария Магдалина. 1594–1596
Библейские сюжеты Караваджо изображал наперекор сложившимся стереотипам. Так, поступок Юдифи, соблазнившей вражеского военачальника и отрубившая ему голову он интерпретировал как страшное событие, а не подвиг.
Юдифь и Олоферн. Около 1598
Английская путешественница Анна Миллер настолько была поражена полотном «Юдифь и Олоферн», что оставила следующий отзыв в 1779: «Эта картина слишком совершенна и произвела на меня сильное впечатление; она кажется написанной с натуры. Ее идея вызвала во мне дрожь ужаса, так что мне стало не по себе – те же чувства я испытала бы, глядя на настоящую казнь. Отрезанная голова, перерезанное горло и хлещущая из артерий кровь, сила, с которой действует Юдифь, как бы отстраняющая взгляд от страшного зрелища, выражение лица, в котором обнаруживаются жестокость и своего рода мужество, необычные в женщине, наконец, конвульсии тела Олоферна – на все это не следует смотреть тому, кто обладает хоть малейшей чувствительностью…».
На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал циклы картин на жизни апостолов.
В картинах на евангельские сюжеты художник использует своеобразный живописный прием: резкий поток света выхватывает персонажей из темного пространства. Сам источник света не показан, но, возможно, живописец изображает не естественное освещение, а именно Божественный свет, льющийся на героев композиции. В одних он подчеркивает удивление, в других – беззащитность и глубокую внутреннюю растерянность перед тайной общения с Богом.
Первый крупный заказ Караваджо получил от своего покровителя кардинала дель Монте на серию картин про святого Матфея: «Святой Матфей и ангел», «Призвание святого Матфея» и «Мученичество святого Матфея».
Святой Матфей и ангел. 1602
Призвание святого Матфея. 1599–1600
Мученичество святого Матфея. 1599–1600
Работы, выполненные для капеллы Контарелли, принесли художнику огромную славу, хотя и весьма противоречивую. Одних привлекали необычность его живописной манеры, смелость и большое мастерство, других возмущала «грубость» типажей.
В картинах для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо продолжил тему служения человека Богу. Между сентябрем 1600 и ноябрем 1601 живописец создает два самых значительных произведения – «Распятие святого Петра» и «Обращение Савла». В привлекших большое внимание публики работах художник демонстрирует совершенно новый подход к изображению религиозных сюжетов. Они отличаются смелостью, неожиданностью художественного решения, драматизмом и оригинальной композицией.
Обращение Савла. 1600
Сюжет картины «Обращение Савла» заимствован из «Деяний апостолов». «Деяния» повествуют о том, как один из самых беспощадных гонителей христиан Савл отправился в Дамаск, предварительно выпросив у первосвященника бумагу, разрешающую ему арестовывать всех без исключения последователей учения Иисуса и приводить их в Иерусалим. Когда Савл уже подходил к Дамаску, его ослепил яркий свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говоривший ему: «Савл, Савл, зачем ты Меня преследуешь?». – «Кто ты, Господи?» – спросил Савл. – «Я – Иисус, которого ты преследуешь. Трудно тебе идти против рожна». – «Господи! Что повелишь мне делать?» – в трепете и ужасе вскричал Савл. – «Вставай и иди в город. Там тебе скажут, что ты должен делать». Савл поднялся и открыл глаза, но оказалось, что он ничего не видит. Его за руку привели в Дамаск. Через некоторое время Иисус явился в видении одному из своих учеников – Анании – и велел идти в дом, где остановился Савл, положить ему руки на глаза и восстановить его зрение. Анания пошел к Савлу и сделал, как повелел ему Господь, и в ту же минуту Савл прозрел. После этого он был крещен и начал проповедовать учение Христа.
Распятие святого Петра. 1600–1601
Практически одновременно с циклами для капелл Контарелли и Черази Караваджо создает произведения «Ужин в Эммаусе», «Амур-победитель» и «Уверение Фомы».
Ужин в Эммаусе. Около 1600
Амур-победитель. Около 1602
Уверение Фомы. 1601–1602
Несмотря на споры и скандалы вокруг своего имени, Караваджо продолжал получать заказы на картины для храмов, среди них: «Положение во гроб», «Мадонна со змеей» и «Мадонна пилигримов».
Мадонна пилигримов. 1603–1605
Живописец, движимый тягой к народности, позволяет себе использовать в качестве модели для фигуры Марии в картине «Мадонна со змеей» дочь своей бедной соседки.
Мадонна со змеёй. 1606
Полотно «Положение во гроб» имело большой успех не только у почитателей Караваджо. Даже враги были вынуждены признать высокие художественные достоинства мастера. О популярности этого произведения свидетельствуют также многочисленные свободные копии, сделанные Рубенсом, Фрагонаром, Жерико, Сезанном.
Положение во гроб. 1602–1603
Как пишет о полотне Д. Бонсанти, «в композиции господствует строго рассчитанное равновесие; физическая тяжесть тела Христа воспринимается как тяжесть душевного страдания, как горе всего человечества. Святой Никодим, изображенный справа, оборачивается в сторону зрителя и между ними возникает психологическая связь, которая заключает в себе и особый смысл. Кажется, что персонажи картины вот-вот передадут Его если не зрителю, то кому-то, кто находится рядом с ним. В результате, публика отождествляет себя с участником сцены и полностью вовлекается в событие. Становятся понятны те особые чувства, которые картина «Положение во гроб» вызывала у художников XIX века, поскольку она соединяет в себе вневременную классичность построения (Сезанн) с исключительной драматической силой (Жерико)».
Позднее творчество. Бегство
Святая Екатерина Александрийская. Около 1598
На Мальте живописец создает произведение «Усекновение головы Иоанна Предтечи» (единственная картина, хранящая подпись автора) и «Портрет Алофа де Виньякура», гроссмейстера Мальтийского ордена, изображая его как человека самодовольного, жестокого и неумного.
Усекновение головы Иоанна Предтечи. 1608
Портрет Алофа де Виньякура. 1608
Бегство означало для Караваджо заочный смертный приговор, и художник пытался получить амнистию. Написанные после убийства Томассони произведения можно назвать своего рода искуплением совершенного греха. Зрелый Караваджо пишет полотна с отчаянием приговоренного в смерти, стремясь заслужить божественное прощение.
Эти черты характерны для таких произведений, как «Святой Иероним», «Давид с головой Голиафа» и особенно «Смерть Марии».
Святой Иероним. 1608
По одной из версий, на картине «Давид с головой Голиафа» в образе пастушка художник изобразил самого себя в юности, а голова Голиафа — автопортрет Караваджо. Здесь как никогда показано раскаяние художника в совершенном деянии.
Давид с головой Голиафа. 1609
Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Натурализм мастера в сочетании с выразительным светом очень хорошо подходил для изображения мученичеств и экстаза. Каждый художник в эпоху Возрождения должен был следовать строгим установленным канонам религиозного искусства. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Однако во многом искусство живописца можно рассматривать и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации, поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего.
За время скитаний созданы несколько полотен, имеющие в основе мрачное звучание событий: «Погребение святой Лучии», «Бичевание Христа», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов».
Погребение святой Лучии. 1608
Бичевание Христа. 1607
Воскрешение Лазаря. 1609
Поклонение пастухов. 1609
В октябре 1609 Караваджо вернулся в Неаполь, ожидая помилования и разрешения вернуться в Рим. Наконец, в 1610 получив прощение от кардинала Гонзага, мастер сел на корабль, но добраться до Рима ему не суждено было… По дороге его по ошибке арестовали испанские таможенники, но когда художник продолжил путь, он уже был болен малярией. И в возрасте тридцати девяти лет 18 июля 1610 художник умер от лихорадки в городе Порт-Эрколе.
Новаторское искусство Караваджо нашло своих последователей в Италии и других странах Европы и вдохновило многих художников. Однако в 1630 караваджизм почти прекратил сове существование, слившись с другими тенденциями барокко.