караваджо неверие апостола фомы

Неверие cвятого Фомы Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)

Микеланджело Меризи да Караваджо – Неверие cвятого Фомы
ок1602. 107×146. Дворец cан-cуcи, Потcдам Редактирование атрибуции
Скачать полный размер: 3543×2642 px ( 1,5 Mb )
Художник: Микеланджело Меризи да Караваджо

Навигация по альбому: Ctrl Ctrl

Лучшие работы современных авторов

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы

КОММЕНТАРИИ: 3 Написать Ответы

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы

Надо быть сверх гением, что такое написать.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы

Микеланджело Меризи (известный как Караваджо),
проживший бурную и короткую жизнь, оставил свой след в искусстве, создав собственный стиль и ряд необыкновенных образов. Караваджо, как никто другой, умел использовать освещение. Он старался передать каждую деталь своих произведений с тем реализмом, который во многом определил дальнейшее развитие живописи.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы

Я думаю, что сайт пошел вразнос из-за действий его администрации, которая превратилась в команду, решающую кому быть, а кому не быть. Кто делегировал ему такое право? Не приведет ли это к катастрофе? Дело, конечно, хозяйское, но протесты неизбежны, и имидж сайта покатился вниз.

Источник

Караваджо. Неверие апостола Фомы

Микеланджело Меризи да Караваджо.Неверие апостола Фомы.
1600. Дворец Сан-Суси, Потсдам.

Уверение Фомы – событие, связанное с одним из явлений Иисуса Христа ученикам (шестое из десяти явлений от Воскресения до Вознесения Христа, согласно Новому Завету) и описанное в Евангелии от Иоанна:

«После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.»

Тема уверения Фомы встречается в искусстве Руси XI-XII вв: во фресках Софийского собора в Киеве XI в., а также в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. Иконография «Уверение Фомы» («Испытание Фомино») входила не только в цикл многих монументальных росписей, но нередко писали её и на аналойных иконах. На рубеже XV-XVI веков сцена «Уверение Фомы» вошла в праздничный ряд иконостаса (Кирилло-Белозерского монастыря, Троицкого собора Павло-Обнорского монастыря).

Широкое распространение сюжет уверения (неверия) Фомы получил в заподноевропейском искусстве: в творчестве Дуччо ди Буонинсенья (XIV в.) и особенно, в XVII в.: Гверчино, Караваджо, Рембрандт, Рубенс и др.

В своей картине Караваджо изобразил как святой Фома касается ран прошедшего через распятие Христа, дабы удостовериться в их реальности.
Представлен напряженный момент, когда апостолы смотрят на Святого Фому с изборожденным глубокими морщинами челом, в то время как тот влагает перст в тело Христа.

Расположение голов персонажей словно образует крест или ромб. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Удивлённо-недоверчивый взгляд Фомы направлен на рану на груди Иисуса, который своей рукой направляет кисть апостола.

Пристальное внимание, с которым на тело Иисуса смотрят два других апостола, сходно с эмоциональной реакцией Фомы, что говорит о нетривиальной интерпретации евангельского сюжета: не только Фома нуждается в подтверждении чуда. Отсутствие нимба над головой Иисуса говорит о том, что он выступает здесь в своей телесной ипостаси.

В картине прекрасно передается объём человеческих фигур и игра светотени. Свет падает слева на правую часть тела Иисуса и фокусируется на его открытой груди с зияющей раной. Также световому акцентированию подвергается лысина третьего апостола. Лицо Фомы словно освещено отражённым от Иисуса светом. Лицо самого Христа и второго апостола находятся в тени.

Для своей галереи полотно приобрел маркиз Винченцо Джустиниани. Караваджо создал также авторскую копию «Неверия апостола Фомы». Полотно вызывало интерес и других художников, которые неоднократно копировали произведение Караваджо в 17 веке. В 1816 году коллекция Джустиниани была распродана, и картину Караваджо приобрели для дворца Сан-Суси в Потсдаме

Источник

Караваджо. B бегах. Неаполь

Начиная следующий сюжет, необходимо сделать небольшое отступление. Говорят, «Каков город, таковы и горожане». Неаполитанцы живут на вулкане, более того — их характер носит «вулканическое происхождение»…

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыГора Везувий — стратовулкан в Заливе Неаполя, Италия, приблизительно в 9 километрах к востоку от города, на не большом расстоянии от берега.

Везувий извергся много раз, с тех пор и является единственным вулканом на европейском материке, активным в течение последней сотни лет. Сегодня его расценивают как один из самых опасных вулканов в мире из-за населения в 3,000,000 человек, живущих поблизости, и его тенденции к сильным извержениям. Это наиболее плотно населенная вулканическая область в мире.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыСильвестр Щедрин («русский неаполитанец»). Вид Неаполя. 1819.
Цитируется П. П. Муратов, «Образы Италии».

«Неаполь нельзя представить себе без классической панорамы гор и моря. Баснословная красота ее вошла глубокой чертой в народную душу. Нигде не увидишь столько людей, засмотревшихся на мир, сколько встречается их на каждом повороте, открывающем безмерный вид на город, на Везувий и на залив. Этим видом неаполитанец гордится как лучшим своим достоянием».

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыСильвестр Щедрин. Неаполитанская набережная. 1829.
«Линия берега, плавно убегающего к темным рощам Сорренто, тонкие очертания Капри и Искии пробуждают в душе древнее, как свет, воспоминание о земном рае».

«Страсть к игре и легкой наживе, невинная порочность, дух приключений, торговля, шум, плутовство, уличные драки — все, одним словом, чем переполнен и теперь лабиринт огромного города.

Для понимания здешних нравов интересны маленькие театрики, разбросанные в народных кварталах. Все сводится к ярким моментам в игре, поражающим сердца зрителей, как молния. Когда на сцене блеснут и раскроются с сухим треском ножи, когда мелькнет движение поединка или убийства, хорошо знакомое неаполитанской толпе, зрители приходят в совершенный восторг. Под гром аплодисментов и одобрительных возгласов убитый встает, кланяется, становится на место, и сцена убийства повторяется для полного удовольствия публики».

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыСильвестр Щедрин. Неаполитанская набережная. 1829.

После совершенного убийства (случайного — во вспышке гнева) приговоренный к смерти Караваджо отправляется в бега. При помощи семейства Карафа-Колонна в октябре 1606 года он перебирается в Неаполь, где у него к тому же появляются и интересы. Во время неаполитанского «изгнания» он наконец-то начинает получать гонорары за свои картины и больше не вынужден работать, скрываясь. Некоторые документы того времени подтверждают, что Караваджо имел счет в одном из неаполитанских банков — признак того, что изгнание его было не таким уж плачевным, напротив, было оно достаточно прибыльным.

Почему? Неаполь для Караваджо — родная стихия. Если неаполитанцы — концентрация итальянского темперамента. Караваджо — концентрат неаполитанских качеств, приумноженных тем, что как художник он, несомненно, гениален.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыНеаполь. Пио Монте делла Мизерикордия. Начало XVII века.
Построена Неаполитанским благотворительным обществом.
Главное сокровище церкви — работа Караваджо:
«Семь дел милосердия».

Неаполитанская церковь Пио Монте делла Мизерикордиа получила мировую известность благодаря бессмертной работе великого Караваджо – алтарному образу с изображением Семи дел милосердия. Написана картина была по заказу благотворительного общества Пио Монте делла Мизерикордиа, которое в самом начале XVII века задумало создать церковь, воспевающую благородные деяния человека (в том числе и этого фонда). Сначала была построена скромная церковь. Потом ее расширили, сделав в ней 7 приделов – в честь шести евангельских заповедей, прибавив к ним еще одну – погребение усопших.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыНеаполь. Церковь Пио Монте делла Мизерикордия.
Главный зал построен по типу Римского пантеона —
представляет собой круглое пространство с подобием экседр.
В центральной экседре-алтаре — картина Караваджо…

«Работа произвела сильное впечатление на заказчиков, и они поклялись, что впредь это творение ни за какие деньги не должно покидать главный алтарь церкви. Ими был также наложен строгий запрет на его копирование. Принятое в 1607 году решение свято соблюдается до сих пор несмотря на все последующие перипетии, связанные с остракизмом Караваджо. Рядом с картиной под стеклом выставлен как ценная реликвия договор с художником на её написание с указанием суммы выплаченного гонорара — четыреста семьдесят золотых скудо. Полотно никогда не покидало своё место у главного алтаря, даже когда в Риме многие работы Караваджо выносились из церквей и прятались в подвалах и на чердаках.».

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыКараваджо. «Семь деяний милосердия». 1606-1607.
Сверху Мадонна с Младенцем, поддерживаемые двумя Ангелами,
взирают с Неба на происходящее на земле. Внизу представлены Семь благодеяний, которые совершают лучшие из людей…

Слева в нижнем уровне написана сцена, как юноша разрезает шпагой свой плащ надвое, чтобы отдать его двум нищим, причём один из них наг, а другой болен, видны костыли (4-е и 5-е деяния). У края картины хозяин гостиницы приглашает к себе странника (3-е деяние). За ними библейский Самсон утоляет жажду из ослиной челюсти (2-е деяние).

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыКараваджо. «Семь деяний милосердия». Фрагмент: Мадонна с Младенцем взирают с Неба на происходящее на земле.

О «преступности» Караваджо писали многие, ибо казалось естественным и легким объяснить эстетику «тенебросо», поставив в связь с темными сторонами его души (Беллори: «Глубина и фон у него всегда черные» — и о самом Караваджо: «Лицо имел он смуглое, глаза темные, брови и волосы черные»). Разумеется, из трех великих новаторов итальянской живописи Караваджо представляется в нравственном отношении фигурой абсолютно отрицательной — в противоположность Джотто, которого можно оценить в этом плане как личность «среднюю» (он стремился добиться респектабельного положения и нажить богатство) и Мазаччо, фигуре «положительной» (он был добр и бескорыстен).

Но, художнику, написавшему такую Мадонну с Младенцем, причем, из простонародья, не может быть предъявлено обвинений в глубинной черноте души.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыКараваджо. «Семь деяний милосердия». Фрагмент: могильщики, освещая свой путь факелом, выносят из дома тело умершего.

Для меня более приемлемо рассмотрение, какой путь прошел Караваджо как личность — от беспечного гуляки до философа, пытающегося постичь тайны бытия и суть человеческой природы — греха и святости.

Меня привязывает к себе его творчество, ибо побуждает оно к размышлениям о смысле человеческой жизни, взятой на самом острие ее гениальных возможностей.

Думаю я, что судьба Караваджо позволяет погрузиться в проблему ГЕНИЯ и ЗЛОДЕЙСТВА, увидев в ней откровения, которых не найти в других судьбах.

Не сворачиваем с пути…

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыКараваджо. «Мадонна дель Розарио» («Мадонна с чётками»). 1607. Картина написана, вероятно, для церкви Сан Доменико в Неаполе. Хранится в Музее истории искусства в Вене.

В пирамидальной композиции легко выделяются три группы, как бы три уровня причастности к событию. Внизу — толпа верующих, народ, люди низкого происхождения, среди которых изображен заказчик картины, обернувшийся к зрителю. Над ними — доминиканцы, посредники между верующими и Мадонной. Наконец, на вершине пирамиды — Мадонна с Младенцем. Диагональ, идущая от этой группы к Мадонне, завершается занавесом. В целом эта величественная композиция полна высокого благородства, она выразительна без пафоса и риторики.

Эта картина еще раз убеждает, что, не изменяя своей обычной живописной манере, своим темам и техническим приемам, Караваджо может создавать композицию «большого стиля».

В «Мадонне с четками» Караваджо восхваляет не благочестие или почтительность, а подлинную веру бедняков, выражая ее в трепете протянутых рук толпящихся вокруг трона верующих.

Религиозность Караваджо соответствует наиболее
чистым религиозным течениям того времени. Их приверженцы под угрозой быть обвиненными в ереси боролись против упорного наступления церкви и ее политического аппарата в лице иезуитов, стремились к духовному единству верующих вне иерархических и классовых различий, к чистоте веры и к действенному милосердию.

Нет сомнения в том, что Караваджо писал картину от всего сердца, в момент необыкновенной душевной ясности. В ризнице монахов-инквизиторов он собрал самых удивительных, самых великолепных по выразительности нищих и изобразил этих несчастных в слезах, стоящими на коленях, с простертыми руками… Они выпрашивают бедняцкие амулеты — костяные бусины, что должны вызволить их из нищеты…

Житие и страдания святого апостола Андрея Первозванного рассказывают… «Святой Андрей прошел города и страны, проповедуя Христову веру, и в каждом городе принял много скорбей и страданий… Его бросали на землю и, взяв за руки и ноги, таскали, били поленьями, бросали в него камнями, вырывали пальцы и зубы; но он, благодатью своего Спасителя и Учителя, снова оказывался здоровым и целым от ран.

Разгневанный Егеат повелел распять святого Андрея на кресте, привязав ему руки и ноги: ибо не хотел прибить его гвоздями, чтобы он не умер в скором времени и, вися привязанным, принял больше мучений.

И сказал Андрей: «Приими меня, Учитель Благий, и не ранее повели мне быть сняту со креста, как примешь дух мой!» Когда он говорил это, его осиял свет с неба, и сиял вокруг него с полчаса, и когда свет отступил, святой Апостол испустил дух и отошел в блистаниях света, чтобы предстать Господу».

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыКараваджо. «Взятие Христа под стражу» из Музея западного и восточного искусства в Одессе. 1600-е годы.

Композиция картины строится на основе напряженного ритма. Он возникает благодаря дуге, плавно склоняющейся влево. Это рождает ощущение кругового движения, что представляет собой одну из замечательных находок Караваджо. Тема «Взятие Христа под стражу» была очень популярна среди последователей художника.

Мне главное видится в ином: в этой ранней, еще римского периода картине Караваджо начинает разрабатывать образ Христа, что в неаполитанский период станет исповедальным…

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыКараваджо. «Увенчание Христа терновым венцом». 1600-е.
Вена. Музей истории искусств.
В руках Иисуса, связанных спереди, — тростниковый скипетр
в знак насмехания над Ним как над Царем Иудейским.

Христос страдает, поруганный за то, что хочет Новое слово сказать, помогающее людям отличить Добро от Зла. Его не понимают, над Ним смеются, Его унижают, избивают…

Караваджо все сюжеты своих картин соотносит с собственными воззрениями. И он, как Христос, — избранный: способный Новое слово сказать. Это Новое заключается в сближении Божественного и человеческого. Его Иисус, Богоматерь и апостолы — люди из простонародья, как нищие и палачи. Разделение идет по иному принципу: одни люди отстаивают Добро, другие вершат Зло.

Его — художника — распинают несправедливо, как Христа.
Это — один слой проблемы, под ним прячутся и другие.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыКараваджо. «Бичевание Христа, привязанного к колонне». 1606-1607. Музей в Руане. С замечательной анатомической точностью изображен торс Христа — плод наблюдения и понимания натуры, поистине достойный восхищения. Палачи отвратительны.

Караваджо считал себя ГЕНИЕМ… И был им — был в высшей степени творчески одаренным человеком, произведения которого отличаются исключительной новизной и самобытностью, особым историческим значением для развития человеческого общества, в силу чего они навсегда сохраняются в памяти людей.

В возрастании индивидуализма в ново-европейской культуре, через ренессансную идею обожения человека закрепилось представление о художнике как “ВТОРОМ БОГЕ”.

Таков второй слой проблемы: неистовый Караваджо чувствовал себя ГЕНИЕМ, что равно было «ВТОРОМУ БОГУ»,. Подобное самоощущение давало ему право не подчиняться церковным догматам. И это происходило в Папском Риме при инквизиции…

Говорят, подобное поведение было вызвано тем, что художник всю жизнь сохранял верность своим убеждениям, внутреннюю независимость, упорство в достижении цели. Человек неистового темперамента, он усугублял своё положение вспыльчивостью.

Хотите добавить: ему нужно было расслабляться после невыносимых напряжений, поэтому для восстановления равновесия он падал на самое дно?
Я на подобное оправдание не иду…

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыКараваджо. «Уверение Фомы», 1600-1602.
Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия.
Изображено явление Христа ученикам Своим после Распятия.

«Неверие Святого Фомы» принадлежит к числу признанных шедевров Караваджо. Компактная композиция концентрирует внимание зрителя, так же как и апостолов, на моменте физического доказательства чуда: Фома вкладывает персты в раны Христа, убеждаясь в его воскресении. Караваджо изображает этот момент объективно и просто, без привкуса самодовольного реализма, возможность для которого предоставляла подобная тема.

Пришел Иисус, когда двери были заперты, встал посреди нучеников и сказал: «Мир вам!» Потом говорит Фоме: «Подай палец твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему в ответ: «Господь мой и Бог мой!» Иисус сказал: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны те, кто не видел и уверовал!» (по Евангелию от Иоанна).

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыКараваджо. «Ужин в Эммаусе». 1606. Пинакотеке Брера, Милан.

Вторично к этому евангельскому сюжету Караваджо обратился в 1606 году, находясь в изгнании. Жесты действующих лиц сдержаны, отсутствуют яркие пятна, стиль художника стал более мрачен. Образ Христа решён менее радикально — теперь он напоминает Христа из «Тайной вечери» Леонардо да Винчи.

Преломив хлеба, Христос ведет беседу со своими учениками. По завершении он исчезнет, а они будут ждать Его возвращения. Ждать… Ждать… Ждать…

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыКараваджо. «Ужин в Эммаусе». 1606. Пинакотеке Брера, Милан. Фрагменты — портреты старухи и старика.

Корень всех бед гениального Караваджо, думаю я, заключался в том, что ОН ВЕРИЛ В СВОЮ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ, В ТО, ЧТО ОН — «ВТОРОЙ БОГ», И ВЕСЬ ОСТАЛЬНОЙ МИР ДОЛЖЕН ПАДАТЬ ПЕРЕД НИМ НИЦ.

Ставить собственную гениальность во главу угла для творца губительно, неизбежно губительно. Подобное самоощущение и было ПРОКЛЯТЬЕМ МЕДУЗЫ — тем ворохом самоубийственных мыслей, что кружились, шипя, вокруг его головы…

ТЫ — ГЕНИЙ, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ — НИЧТО,
ПОЭТОМУ ТЕБЕ РАЗРЕШЕНО ВСЕ.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыКараваджо. «Святой Франциск». 1606. На хранении
в Национальной галерее старого искусства, палаццо Барберини.

Франциск особо почитается католической церковью. Годы его жизни 1181-1226. В то время монастыри владели крупными наделами земли, аббаты разбогатели настолько, что не уступали в роскоши князьям и епископам. Франциск всю жизнь развивал идею бедности и призывал всех следовать за нищим и страдающим Христом.

Караваджо изобразил святого во время его мистических размышлений. Святой Франциск одинок перед образом смерти. Картина лаконична: одетый в изношенную рясу Франциск задумчиво смотрит на череп – символ смерти. Свет падает на его изнуренное лишениями, напряженное лицо. На картине нет никаких лишних деталей, что подчеркивает нравственное величие святого и глубину его размышлений.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыКартина, что еще не написана, — для ее написания необходимо
самое высокое духовное прозрение, что дается лишь в мучениях…

Повторяю… В неаполитанских картинах Караваджо есть жизнь в ее различных проявлениях и главное — трепетная жажда чуда обновления. И вдруг он снова бежит.

От кого? От себя.
Или его кто-то гонит.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомыМоре — Вечность, дышащая, живая, притягательная…

Источник

Неверие апостола Фомы (Уверение Фомы) — Микеланджело Меризи да Караваджо

Караваджо
Уверение Фомы
. 1600-1602
итал. Incredulità di San Tommaso
холст, масло. 107 × 146 см
Дворец Сан-Суси, Потсдам, Германия
Медиафайлы на Викискладе

Уверение Фомы
(итал. Incredulità di San Tommaso) — картина кисти Караваджо на евангельский сюжет. Хранится во дворце Сан-Суси (Потсдам). Относится к периоду создания полотен для часовни Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Датируется 1600—1602 годами.

Сюжет

События картины отсылают к заключительным стихам 20 главы Евангелия от Иоанна, в которых говорится о том, что апостол Фома, не присутствовавший при предшествовавших явлениях Христа, выразил сомнение в достоверности рассказов других учеников Иисуса и заявил, что уверует, только если собственноручно удостоверится в наличии ран на теле воскресшего учителя. Через неделю Фома получил возможность проверить истинность слов других апостолов и, вложив пальцы в рану Христа, уверовал. Эти события описываются так:

Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
(Ин. 20:26-28)

Композиция этого горизонтально ориентированного полотна организуется противостоянием хорошо освещённой фигуры Христа в левой части и склонившимися в сходной позе фигурами трёх апостолов в правой. Расположение голов персонажей словно образует крест или ромб. Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. Удивлённо-недоверчивый взгляд Фомы направлен на рану на груди Иисуса, который своей рукой направляет кисть апостола. Пристальное внимание, с которым на тело Иисуса смотрят два других апостола, сходно с эмоциональной реакцией Фомы, что говорит о нетривиальной интерпретации евангельского сюжета: не только Фома нуждается в подтверждении чуда. Отсутствие нимба над головой Иисуса говорит о том, что он выступает здесь в своей телесной ипостаси.

В картине прекрасно передается объём человеческих фигур и игра светотени. Свет падает слева на правую часть тела Иисуса и фокусируется на его открытой груди с зияющей раной. Также световому акцентированию подвергается лысина третьего апостола. Лицо Фомы словно освещено отражённым от Иисуса светом. Лицо самого Христа и второго апостола находятся в тени.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы

Творческий путь

Микеланджело Караваджо — один из виднейших представителей раннего итальянского стиля барокко, выросшего из еще одного направления живописи, маньеризма. Его работы представляют собой одни из самых потрясающих произведений во всей истории западной живописи.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы
Нарцисс

Наблюдать эволюцию стиля от ранних рисунков («Гадалка», «Вакх» и «Нарцисс») до настоящих шедевров («Призвание апостола Матвея», «Неверие апостола Фомы») и последних картин («Давид с головой Голиафа»), все равно что наблюдать бурные взлеты и падения жизни реформатора живописи. Хотя к основным мотивам его творчества относятся библейские сцены, он рисовал и натюрморты.

Мастер был самым революционным художником своей эпохи. Он подражал природе, прогнал из своего колорита всякое приукрашивание и суетность, усиливал тона, вернув им плоть и кровь. В период истории живописи, когда с натуры писали мало, использовали манеру, удовлетворявшую более чувство изящества, чем правды, это стало настоящим вызовом.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы
Призвание апостола Матфея

Автор отказался от правил, которыми мастера руководствовались столетия и почти в одиночку создал стиль барокко. Знаменитая картина «Усекновение главы Иоанна Крестителя» — самое крупное произведение живописца. Монументальное полотно написано в качестве алтаря для оратории Сан-Джованни-Деколлато, пристроенной к церкви Святого Иоанна на Мальте.

Картина примечательна как первое произведение, где мастер поставил собственную подпись. Стиль Караваджо оказал значительное влияние на культуру, отголоски его творчества продолжают появляться даже в работах современных художников.

Отрывок, характеризующий Неверие апостола Фомы (Караваджо)

Ранние годы

Микеланджело Меризи родился 29 сентября 1571 года в деревне Караваджо (отсюда пошло его прозвище). Художник вырос между тихим поселением в Ломбардии и шумным городом Миланом, где работал его отец, каменщик Фермо Меризи. Несмотря на низкий социальный статус, семья будущего мастера кисти была вхожа в дом влиятельного сеньора Франческо Сфорца да Караваджо.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы
Гадалка

В августе 1576 года Микеланджело Меризи было пять лет. В это время бубонная чума опустошила большую часть Европы. Милан также пострадал от вспышки болезни. Хотя художник и его семья пытались спастись от эпидемии в сельской местности, уже к октябрю 1577 года отец Микеланджело, его дедушка с бабушкой, дядя умерли от чумы. Мать будущего художника угасла от этой же болезни четыре года спустя.

Историческая справка
Годы жизни29 сентября 1571 — 18 июля 1610
СтранаИталия
ЖанрПортреты, жанровая живопись
СтильБарокко
СюжетыПортреты, история, мифология, религия, натюрморты

В возрасте двенадцати лет Микеланджело Меризи переезжает в Милан и начинает обучение в мастерской старого живописца Симоне Петерцано. Этот период стал для живописца хорошей жизненной школой. Микеланджело Меризи научился здесь не только уверенно владеть кистью, но и ловко орудовать ножом и шпагой.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы
Вакх

Предположительно в 1588 году юноша без гроша в кармане попадает в Рим. Там, чтобы прокормиться, живописец перебивается случайными заработками, помогая другим гораздо менее талантливым художникам. Совершенно нищий Меризи писал небольшие жанровые сцены, портреты и натюрморты, чтобы заработать хоть какие-нибудь деньги. Первые его известные картины датируются 1592 годом. Композиции художника становились все более сложными.

Полотна Караваджо вскоре привлекли внимание кардинала Франческо дель Монте. Влиятельный господин пригласил его ко двору и даже поселил в собственном доме. С этого момента карьера живописца в Вечном городе быстро пошла в гору. Молодой художник в полной мере пользовался благосклонностью кардинала и его связями, чтобы получить заказы от самых щедрых покровителей и коллекционеров.

Личная жизнь

Художник никогда не состоял в браке. Мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. При этом большая часть его ранних работ изображала пухленьких симпатичных мальчиков в образе ангелов или лютнистов. Большинство юношей рисовались полуголыми, их чресла едва прикрывала красиво задрапированная ткань.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы
Святой Матфей и Ангел

А позы, которые принимали модели, дышали чувственностью и гедонизмом. В ряде работ художника фигурирует его помощник по имени Чекко. Людская молва причисляла мастера к приверженцам однополой любви. А в XX веке художника даже назвали гей-иконой. Хотя официальных доказательств того, что Караваджо предпочитал мужчин, не было.

Смерть

Последние годы своей жизни он провел в изгнании. В наказание за убийство художнику был объявлен смертный приговор. Он бежал в Неаполь, где прятался в домах знатных семейств. После этого мастер оказался на Мальте. Откуда решил возвратиться в Вечный город, так как Папа Римский даровал ему прощение.

караваджо неверие апостола фомы. Смотреть фото караваджо неверие апостола фомы. Смотреть картинку караваджо неверие апостола фомы. Картинка про караваджо неверие апостола фомы. Фото караваджо неверие апостола фомы
Больной Вакх

Караваджо умер в Порто-Эрколе 15 августа 1610 года после того, как его ссадили с судна из-за тяжелой лихорадки. Художник был похоронен в общей могиле. В течение многих лет точная причина смерти итальянца была окутана тайной. Но в 2010 году группа ученых, изучавших его останки, обнаружила, что в костях содержался высокий уровень свинца, достаточный, чтобы вызвать сильнейшую интоксикацию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *