караваджо призвание апостола матфея 1600
Описание картины «Призвание апостола Матфея», Караваджо
Описание картины:
Религиозную составляющую в картинах Микеланджело Меризи да Караваджо можно считать основополагающей. Несмотря на то, что у художника множество других произведений, признание художник получает именно после написания «Призвание апостола Матфея».
Примечательно, что это первая публичная картина художника, написанная не по частному заказу. По сей день полотно украшает стены римской капеллы Контарелли, наряду с еще двумя крупными произведениями мастера, сделавшими его, фактически, самым известным живописцем религиозной тематики Рима конца XVI – начала XVII вв.
Караваджо сумел создать полотно не нарушая собственный взгляд на вещи. Картина сохраняет присущий руке художника реализм.
Картина переносит нас в ту часть библейской истории, когда сборщик пошлин Левий Матфей встречает на своем жизненном пути Иисуса, и, последовав за ним, становится одним из ближайших его апостолов. Судя по обстановке, действие разворачивается в таверне, где проходит встреча Левия с одним из должников. Как раз в тот момент, когда налогоплательщики пересчитывают монеты, в таверне появляются двое – апостол Петр, изображенный совершенно непримечательным мужчиной в небогатой одежде и сам Иисус, стоящий позади своего ученика.
Некоторые современники сочли вопиющим тот факт, что Сын Божий спрятан едва ли не в тени своего апостола. Несмотря на поверхностное сокрытие персонажа, Караваджо удалось выделить Иисуса на фоне других присутствующих: жест, которым он указывает на Матфея, пронзительный взгляд, выразительные черты лица и, разумеется, нимб над головой не оставляют никаких сомнений в том, что это и есть Иисус.
Куда больше вопросов среди критиков вызывает фигура Левия Матфея, касательно которой по сей день много сомнений. Кто же именно из собравшихся подле стола тот самый мытарь? Если исходить из визуального восприятия, взгляд падает на молодого бородатого мужчину, который сидит в центре стола. Его лицо попадает в лучи света, пробившегося во мрак комнаты вместе с вошедшими. Пальцем он показывает на себя, словно уточняя, действительно ли гости явились за ним. Такая версия наиболее распространена, но существует и другая.
Ближе всех на стуле сидит юноша, склонившийся над кучкой монет. В одной его руке крепко сжат кошелек. Луч света попадает в том числе и на него, но глаза его опущены. Пока еще он не видит вошедших. Есть вероятность, что именно он и есть Матфей, пока еще погруженный в свой мир алчности и тьмы. Быть может, через секунду он поднимет голову и увидит то, что полностью изменит его жизнь.
Обе версии вероятны, обе версии по своему оправданы. Но куда важнее другое: художник дает зрителю совершенно обыденный сюжет с очень красивой моралью. В простой таверне сидят обычные люди, со своими грехами и пороками, страхами и предубеждениями. И каждый из них в любой момент своей жизни может оказаться Левием Матфеем.
Картина «Призвание апостола Матфея»
Дата создания: 1599 год.
Габариты: 322*340 см.
Тип: масло на холсте.
Месторасположение: церковь Сан-Луиджи в Риме.
Караваджо
Один из лучших живописцев всех времен, Караваджо, известен своими работами в реалистичном стиле барокко. Несмотря на безрассудный характер, он был влиятельным итальянским художником 17-го века, создававшем крупномасштабные работы на религиозную тематику в Риме и Неаполе. В конце 16-го века Караваджо перебрался в Рим, где быстро нашел покровителей, одним из которых был Франческо дель Монте, который помог получить мастеру первый крупный проект — украшение боковых стен часовни в Сан-Луиджи. В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). Эти работы имели успех, а последовавшие произведения способствовали становлению репутации мастера, сделав его одним из лучших создателей религиозных полотен в Риме, а также породив ряд подражателей и последователей. Несмотря на уникальный стиль и реализм в работах, некоторые консервативные церковнослужители считали ряд картин вульгарными, несмотря на их спрос.
Потолок часовни был расписан Джузеппе Чезари, однако, в силу его занятости, закончить работу над всей церковью ему не удалось. Тогда и вмешался кардинал Дель Монте, обеспечив работой Караваджо.
Мученичество Матфея
Призвание апостола Матфея
«Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Эта сцена иллюстрирует отрывок из Евангелии от Матфея. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу. Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Растерянный и неуверенный Матфей, видя Христа, указывающего на него, отвечает жестом, как бы вопрошая: «Меня?». Лучи света, освещающие двух молодых людей, создают визуальный контраст между реакциями этих персонажей, показывая крайние формы возможного поведения в одной и той же ситуации.
Драматичность сцены заключается в захваченном моменте, когда присутствующие персонажи находятся в шоке, а сам Матфей нерешителен и находится в полном замешательстве, вопреки Христу, испытывающему монументальную уверенность. Простую эстетику работы автор заимствует из своей ранней жанровой живописи, поэтому картина имеет много общего с гадалкой и шулерами, в которых события также происходят в таверне.
Как и в других картинах, посвященных христианству, Караваджо передает святость сцены через неформальные образы. Преклонных лет мужчина с линзами в руках и его соратник, деловито подсчитывающий выручку, контрастируют с нищим и босым Иисусом. Христос показывает очищающий свет веры, который может вторгнуться в темную обитель жадности и других грехов. Церковь видела сына божьего как второго Адама, вероятно, отсюда и его жест, идентичный жесту первого мужчины во фреске Сотворение Адама, авторства великого Микеланджело. Кроме того, Караваджо, как и в Ужине в Эммаусе показывает, что знаковые события и чудеса происходят в разгар самых обыденных ситуаций.
Позже, в 1602 году, для Сан-Луиджи была создана картина «Вдохновение святого Матфея», которая завершила ряд работ на эту тему.
14 реалистичных картин Караваджо, от которых мурашки по телу (часть 1)
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Призвание апостола Матфея
Это один из шедевров Караваджо, где изображена тема Иисуса, вдохновляющего Матфея идти по его стопам. Благодаря представлению этой картины, художнику удалось запечатлеть бессмертные и мирские миры в одной рамке. Произведение было написано для капеллы Контарелли или часовни Контарелли, и в настоящее время оно висит рядом с мученичеством Святого Матфея.
2. Вакх, 1595 год
Знаменитая картина маслом, представляющая чувственный образ молодого мальчика, одетого как Вакх, лежащего в головном уборе из виноградных листьев и винограда, откинувшись в уникальной позе, возясь со своим платьем. Перед ним лежали фрукты и красное вино, а в руке он держал кубок, возможно приглашая своих зрителей принять участие в празднике. В изображении могут быть следы гомоэротизма, и, как утверждают многие критики, а вместе с ними и искусствоведы, Караваджо мог выражать свои собственные романтические чувства через этот образ. Помимо всего этого, ходят слухи о том, что моделью является сам художник.
3. Медуза, 1595-1598 гг.
4. Обращение святого Павла, 1600 год
Эта работа вместе с другой картиной, а именно распятие «Святого Петра», была заказана Тиберио Серази, который в итоге отверг оба произведения в первом случае. И несмотря на то, что картины не одержали одобрения, в скором времени были сделаны их вторые версии, которые находятся в часовне Cerasi в настоящее время. В этой работе зафиксировано событие, когда апостол Павел (Савл из Тарса) направлялся в Дамаск, чтобы уничтожить христианскую общину, но изменил свою миссию после того, как увидел Христа. Неровные формы и бессвязные узоры освещения создают ауру кризиса, полностью отражая созданную художником атмосферу.
5. Нарцисс, 1597–1599 гг.
«Нарцисс» – популярная тема классической мифологии, сосредоточенная вокруг красивого юноши, который влюбляется в своё собственное отражение и умирает после того, как его переполняют страсть и одержимость, был отчетливо представлен Караваджо. Здесь видно, как юный паж страстно вглядывается в своё собственное изображение, искаженное и разбитое. Здесь во всей красе реализована концепция тенебризма, где художник резко контрастирует между светлыми и тёмными пространствами, придавая некоторым деталям и элементам невероятную глубину. Кроме того, темнота, царящая вокруг центрального персонажа, добавляет ощущение меланхолии, навевая тоску и состояние необоснованной тревоги.
6. Обезглавливание Иоанна Крестителя, 1608 год
Ещё один шедевр Караваджо и значительное произведение в мире западной живописи, где главной темой является казнь Иоанна Крестителя. Пока жертва занимает мэйнфрейм, рядом с ним также присутствует Саломея с золотым блюдом в руке для получения головы. Как оказалось, помимо Саломеи, есть ещё один свидетель этого ужасного происшествия. Изображение обладает пустым пространством, хотя из-за большой площади холста персонажи изображены в натуральную величину. Контраст между светом и темнотой, помимо использования красного и жёлтого, придают живой и реалистичный вид всему произведению искусства.
7. Корзина фруктов, 1596 год
Пожалуй, это один из самых живописных натюрмортов художника, на котором изображена плетёная корзина, наполненная летними фруктами, стоящая на краю уступа. Караваджо намеренно представляет детали так замысловато, что червивое яблоко, высушенный лист и запылённый виноград тут же бросаются в глаза, акцентируя на них внимание.
8. Давид и Голиаф, 1599 год
Здесь представлена одна из ранних картин Караваджо – библейская тема Давида и Голиафа. Давид, юноша, как видно, схватил Голиафа за волосы. Взаимодействие между светом и тьмой было сказочно изображено здесь. Только посмотрите на то, как художник мастерски создал контраст, подчёркивая ноги, плечи и руки Давида яркими бликами, в то время как темнота преобладает повсюду. Первоначально картина была перегружена мелодрамой, где было спроецировано ужасающее и паническое лицо Голиафа. Он изменил это позже, сосредоточив основное внимание на Давиде, чьё лицо было скрыто в темноте.
9. Положение во Христе, 1603-1604 гг.
Это один из лучших алтарей Караваджо, сделанных для часовни в Chiesa Nuova. Группа из шести человек видна в кадре с Иоанном евангелистом, держащим верхнюю половину тела Христа. А Святой Никодим, который выдёргивал гвозди из его ног, поддерживает нижнюю часть тела Христа. Форма и движение в картине диагональные, а её реалистичность вызывает неподдельный интерес у зрителя. В нижней левой части изображено растение под названием коровяк, которое, как говорили, обладает целебными свойствами, а также защищает от злых духов, символизируя таким образом победу над смертью и Воскресение. Это произведение искусства послужило вдохновением для Рубенса, Жерико, Сезанна и Фрагонара.
10. Ужин в Эммаусе, 1601 год
Ещё одна увлекательная картина Караваджо сосредотачивается вокруг времени, когда после Воскресения Иисус становится видимым для своих учеников Клеопы и Луки, в Эммаусе (город, о котором говорится в Новом Завете), но исчезает из их места в кратчайшие сроки. Изображение персонажей в натуральную величину на тёмном фоне создаёт необычную ауру.
11. Давид с головой Голиафа, 1607 год
Художник придаёт этой работе реалистичный оттенок, изображая голову Голиафа, свисающую с руки Давида, с кровью, капающей повсюду.
12. Юдифь и Олоферн, 1598-99 гг.
Эта работа проливает свет на библейское событие Юдифь, молодой, очаровательной вдовы, обезглавившей ассирийского генерала Олоферна путём обмана. Моделью в роли Юдифь считается Филлида Меландрони, которая даже позировала для большинства других работ Караваджо. Ходят слухи о том, что художник, сделал и вторую версию этой картины, которая была обнаружена в 2014 году в Тулузе, хотя её подлинность всё ещё под вопросом.
13. Гадалка, 1594 год
Есть две версии этой картины, сделанные в 1594 и 1595 годах соответственно, хотя даты были оспорены в обоих случаях. Бедно одетый мальчик занимает центральную рамку вместе с цыганской девочкой, которая читает его ладонь. Есть чувство удовольствия, когда они оба смотрят друг другу в лицо. При внимательном осмотре картины замечено, что девушка лукаво снимает с мальчика кольцо, нежно поглаживая его руку. Джованни Петро Беллори, который написал биографию Караваджо, упоминает, что женская модель – это прохожий, которого художник выбрал, чтобы сохранить оригинальность в своей работе, а не черпать вдохновение у своего мастера.
14. Музыканты, 1595 год
Картины с музыкантами за работой, казалось, были популярной темой в то время, как Церковь начала поощрять возрождение в области музыки. Говорят, что до сих пор эта группа была самой сложной и амбициозной из работ Караваджо, поскольку ему было трудно чётко представить четыре фигуры, что придавало ей неуклюжий эффект. В настоящее время картина находится в плачевном состоянии, хотя её оригинальность сохранилась.
В продолжение темы, читайте также о том, какую загадку скрывает «Немая» Рафаэля Санти и почему эту картину сравнивают с легендарной «Джокондой» да Винчи.
По материалам сайта artisticjunkie.com
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Призвание святого Матфея, Караваджо: анализ 605 слов Раздел в процессе наполнения и корректировки
Текст ещё не готов
Призвание святого Матфея (1599-1600) Караваджо Интерпретация библейской живописи в стиле барокко MAIN AZ INDEX
Призвание святого МатфеяКараваджо.Считается одной извеличайших картин всех времен.
Содержание Описание • Анализ • Объяснение других картин Караваджо
Описание Имя : Призвание святого Матфея (1599-1600) Художник : Караваджо (1571-1610) Материал : Масляная живопись Жанр : Историческая живопись Направление : Искусство итальянского барокко Местонахождение : Капелла Контарелли, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, Рим
Для объяснения других важных картин эпохи барокко см.: Анализ известных картин (1250-1800).
ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВАДля анализа картинитальянских художников эпохи барокко, таких как Караваджо, см.Наши образовательные статьи:Оценка искусства иКак ценить живопись.
В «Призвании святого Матфея» изображен момент, когда Иисус Христос вдохновляет Матфея последовать за ним и стать апостолом. Картина была заказана кардиналом Мэтью Контарелли, который предоставил ресурсы и конкретные рекомендации по украшению часовни на основе сцен из жизни его тезки, святого Матфея. Потолок часовни уже был украшен фресками популярного художника-маньериста Кавальере д’Арпино (Джузеппе Чезари) (1568-1640), но, поскольку он был слишком занят папской работой, чтобы украсить стены, Дель Монте вмешался, чтобы обезопасить себя. работа для Караваджо.
Призвание святого Матфея иллюстрирует отрывок из Евангелия от Матфея (Матфея 9: 9), когда Иисус вошел в таможню, увидел Матфея на своем месте и позвал его: «Следуй за мной». Согласно рассказу Мэтью встал и последовал за ним. На картине Христос (справа, позади Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородача в берете, который также появляется на двух других картинах Матфея в часовне) – и призывает его стать апостол Матфей. Хотя Леви находится далеко слева от картины, внимание зрителя, тем не менее, привлекают его руки, указывающие на него, а также интенсивность падающего на него света.
Караваджо призвание апостола матфея 1600
В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу? «…Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: Следуй за мной. И он встал и последовал за ним». Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, поэтому неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Но наиболее ярко, наиболее выразительно случай с мытарем был воплощён на этой замечательной картине, висящей в капелле Контарелли церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Даже сейчас, в XXI веке, картина производит на зрителя очень сильное впечатление, а 400 лет назад она была взрывом, скандалом, вызовом всем нормам и традициям.
Мрачное полутёмное помещение… За низеньким столом устроилась компания – угрюмого вида старик и четверо молодых щёголей. Что это за помещение – кабак? Притон? Чем заняты эти люди? Считает ли мытарь Матфей со своими помощниками собранные налоги или же играет с молодыми повесами в кости? Слова Евангелия «у сбора пошлин» вроде бы ясны и определённы, но уж больно юные «помощники» у Матфея, трудно представить себе их в роли сборщиков налогов. Вопрос этот не так принципиален, как может показаться на первый взгляд. Профессия мытаря никогда и ни у одного народа не пользовалась почётом и уважением, поэтому нетрудно представить себе такого человека в мрачной каморке, играющем на деньги в карты или кости. Но вот мрак отступает, широкий луч света падает на сидящих у стола! Все поворачиваются к отворённой двери, кроме одного из юношей, которого ничто не в силах отвлечь от кучки монет под руками. В сиянии дневного света в комнату входят Христос и апостол Петр, и Христос величественным жестом указывает на Матфея, давая ему понять, что срок его сидения в каморках и закутках окончен, что его ждёт великое служение. Да, мы знаем, что Матфей сейчас оттолкнёт табурет, и позабыв, на радость юнцам, о своих деньгах, пойдёт за Христом и Петром туда, откуда идёт этот мощный поток солнечного света, но это только будет через мгновение, а пока ошеломлённый Матфей смотрит на вошедших и указывает на себя пальцем, недоумевая: «Я»?
Картины этого художника настолько резко порывали с традицией, что заказчики, итальянские храмы, с возмущением отказывались от его работ. Церковные иерархи считали недопустимым изображать сподвижников Христа такими «земными», такими «грубыми». Алтарь «Святой Матфей и ангел», например, художнику пришлось писать дважды. Первый вариант, не соответствующий католическим канонам, попал в частную коллекцию (как, впрочем, и остальные отвергнутые церковью работы), а второй, выполненный в традиционной манере, был благосклонно принят заказчиком. Кем же был этот человек, так легко отвергавший веками складывавшиеся каноны?