карнакский храм в египте фото
Карнак – древнейший комплекс и храм Амона в Египте
Карнак – комплекс храмов в Египте
Карнакский храм – крупнейший музей под открытым небом, который находится в 2,5 км к северу от египетского города Луксор в небольшой деревушке Карнак на Ниле.
Карнакский храм в Египте – самый большой храмовый комплекс в мире
Строительство храмов карнакского комплекса началось в XX веке до нашей эры при фараоне Синусерте. Сооружения строили 30 фараонов два тысячелетия, последний император – Октавиан Август.
Столица древнего Египта
Столица Древнего Египта эпохи Нового царства – Фивы, богатейший город того времени. В великую столицу – город роскошных дворцов и пышных садов, искусственных озер и золоченых обелисков – стекались товары с разных концов земли.
Здесь торговали лазуритом и серебром, ливанским кедром и черным деревом, изысканными винами и дорогой кожей, слоновой костью, благовониями, сильными рабами и прекрасными рабынями.
В период Нового царства страна богатела, постройки росли вверх и вширь, войны были победоносны, а фараоны – могущественны и велики.
Подъем Древнего Египта сопровождался расцветом искусства и наук. Скульптура, изобразительное искусство и ювелирное мастерство достигли невероятного изящества.
Храмы в честь бога солнца
Символ могущества богатейшей страны и процветания жрецов – Карнакский комплекс храмов в честь фиванского бога Солнца Амона Ра. Каждая война приносила храму Амона богатые трофеи: драгоценности, скот и рабов.
Здесь жило и работало 81322 человека: жрецы и рабы, стражники и крестьяне, обслуживающие храм Амона, – целый город. Каждый фараон добавлял храмовому городу строения и барельефы, стремясь увековечить свое имя и перещеголять предшественников, воздвигая роскошные здания.
Храм размером с город
Карнак в переводе обозначает «груда камней», их первыми увидели французские миссионеры в 1668 году. На тот момент проповедники веры заметили разрушенные статуи, лишенные позолоты.
Засыпанный слоем песка и ила толщиной 10 метров, комплекс открыт после раскопок в конце XX века. Даже то, что сохранилось, говорит о былой монументальности и величии сооружения.
Комплекс святилищ – место почитания Амона Ра, его жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, бога Луны, небесного целителя.
Главное здание Карнака
Первое святилище храмового комплекса – храм Амона, бога небес, которое строили 2000 лет. Вход в храм обрамляют пилоны – башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид. Перед входом – огромные статуи фараонов. Здесь же – Аллея Сфинксов: 40 животных с головой баранов и телом львов, охраняющих священное сооружение.
Храм окружен 20-метровой стеной, в которую врезано 10 пилонов, шесть из них – вдоль главного входа в храм, приветствуют входящих с высоты своего величия. Главный пилон – 113 метров в ширину и 44 – в высоту, заложен фараоном Нектабеном.
Храм Амона, состоящий из трех частей – двух огромных залов и святилища, был доступен не всем. В святилище, небольшое темное помещение, входили фараон и верховный жрец. В главном, внутреннем, зале находились знатные египтяне и родственники фараонов.
За воротами – внешний двор Карнака (85*100 метров), куда приходили незнатные египтяне. Двор с трех сторон окружен колоннадой из 34 колонн с капителями в виде раскрытых папирусов – символов царской власти – диаметром 15 метров. Здесь, на каждой капители (венчающей части колонны), свободно разместятся 50 человек.
Во время пышных праздников зал площадью 7500 кв. м заполняла ликующая толпа, олицетворяя богатство и величие Древнего Египта.
В центре двора возвышалась беседка из 10 колонн высотой 21 м (как у 7-этажного дома). Между колоннами устраивали невысокие стенки, в центре – алебастровый алтарь. Здесь проходила церемония очищения статуй богов под потоками солнечного света.
Главное сооружение храма Амон – колонный зал со 144 колоннами в 16 рядов, возведенный фараоном Сити, самый большой в мире зал с каменным перекрытием площадью 5000 кв. м.
Потолок высотой 25 м поддерживает центральная колоннада из 12 колонн диаметром 10 м. Их капители массой 80 тонн столь велики, что на каждой могло разместиться 100 человек.
К краям зала высота колонн уменьшается, так что очертания здания напоминают средневековый собор. Колонны толщиной в 6 обхватов поражают мощью, но зал не подавляет вступившего под своды храма: он приветливый и гармоничный, свет туда проникает со всех сторон.
Колонны, покрытые росписями, были отделаны листами чистого золота. Рельефы, высеченные на камне площадью 2,5 гектара, египетские камнерезы воспроизводили в царствование нескольких фараонов.
Между колоннами стояли статуи богов и фараонов. Внешние стены зала украшены рельефами, повествующими о войнах фараонов, о покоренных народах и захваченных трофеях. Здесь же – изображение растений, которые когда-то знали египтяне.
Священное озеро и обелиски
Древний храм постоянно разрастался за счет новых пилонов, святилищ и залов, башен и часовен, которые возводил очередной правитель. Древнейшие храмы Карнака во времена своего правления цари приказывали разобрать, чтобы построить святилища по своему вкусу.
Сохранились два обелиска высотой 21 и 30 м, прославляющие Хатшепсут, единственную женщину-фараона. Монолитные гранитные обелиски весом 150 тонн первый и 330 тонн второй с надписями и барельефами до половины упрятал в каменный саркофаг преемник царицы Аменхотеп III, ненавидевший Хатшепсут. Себе он воздвиг гранитный обелиск высотой 28 м и весом 320 тонн.
Надписи в Карнакском храме – повсюду: каждый из 30 фараонов запечатлел свои деяния. В группу святилищ входят храмы меньших размеров, посвященных богине Мут и сыну Хонсу. Храм Карнака имел статус государственного религиозного учреждения.
Перед внешним двором – Священное озеро (120*120 м), древний бассейн для омовения жрецов, соединенное с Нилом каналом. К озеру ведут крутые ступени. К пристани у озера подходили священные ладьи Амона во время праздника, прославляющего древнее божество.
Около озера на полутораметровом постаменте – каменный жук-скарабей из черно- красного гранита, символ перерождения и амулет Древнего Египта.
Величие Карнака
В наши дни Карнакский храм, расчищенный от песка, предстает в своем величии, хотя на территории комплекса работы не закончены. Сотни статуй и обелисков, пилонов и храмов с тысячами колонн поражают каждого, кто посетил роскошный комплекс.
На территории храма по расписанию каждый вечер показывают представления со звуковыми и световыми спецэффектами, посвящая туристов в историю древнего города Фивы. Место занесено в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Видео: экскурсия в древний храм
Карнакский храмовый комплекс – «архив» Древнего Египта
Обновлено: 10 Мар, 2020
Карнакский храм – следующее по популярности туристическое направление в Египте после пирамид Гизы. Храм находится в городке Карнаке, на правом побережье Нила в 2,5 километрах севернее Луксора.
Намного правильнее называть данную достопримечательность комплексом или ансамблем храмов в Карнаке, поскольку это целая серия монументальных культовых сооружений. Карнакский храмовый комплекс из всех подобных комплексов Египта – самый грандиозный по масштабам, он больше напоминает отдельный город и, по сути, является настоящим музеем под открытым небом. Территория, на которой раскинулись постройки, занимает огромную площадь 1,5 км х 700 м.
Это интересно! О значимости и уникальности Карнакского храма Древнего Египта говорит тот факт, что он с 1979 года (наряду с Некрополем Фив и храмом Луксора) числится как объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Историческая справка
Возведение религиозного ансамбля, известного как храм в Карнаке, было начато приблизительно в ХХ веке до н.э. и длилось 13 столетий. Строительные работы проходили как при фараонах всех династий тех времён, так и в греко-римскую эпоху: последним правителем, который строил на территории комплекса, был римский император Домициан (81-96 года н.э.).
На протяжении 13-и веков каждый из 30-и фараонов так или иначе расширял, перестраивал или украшал культовые сооружения ансамбля. При этом практически все старались превзойти своих предшественников, а некоторые и вовсе уничтожить память о них, разрушая созданное ранее.
Стены зданий и пилонов, колонны покрыты рельефными изображениями битв и богов, а также высеченными летописями о событиях эпохи Нового царства. Все фараоны стремились запечатлеть в таких надписях своё имя, собственную историю и деяния. Эти надписи привлекают многих туристов, желающих получить красивое и уникальное фото Карнакского храма.
Это интересно! Культовые сооружения в Карнаке часто называют «каменным архивом Древнего Египта».
Структура комплекса
В результате строительных работ, длившихся в общей сложности 13 столетий, комплекс получил не только грандиозные масштабы, но и довольно сложную планировку с десятками построек и тысячами статуй.
Древнеегипетский храм в Карнаке – это ансамбль, состоящий из трёх частей, посвящённых разным божествам фиванской триады:
Важно! Археологические раскопки, начатые на территории комплекса в ХIХ веке, активно проходят и сейчас. В связи с этим для туристов открыто только святилище, посвящённое богу Амону. Остальная часть комплекса – святилище, посвящённое супруге Амона-Ра, богине Мут, и святилище в честь бога Хонсу – пока что закрыты для посещений. Но расстраиваться не нужно, ведь именно храм бога Амона наиболее интересен, да и площадь его достаточно большая – многие устают, осматривая его.
Святилище Амона-Ра
Самая масштабная часть ансамбля в Карнаке – это храм бога Амона, территория которого имеет форму четырёхугольника со сторонами 530, 515, 530 и 610 метров.
В храм ведёт Священный путь – так называется аллея с бараноголовыми сфинксами (бараны считаются одним из воплощений Амона). На этом месте есть достопримечательность, о которой известно далеко не всем гидам: она не броская, но очень важная в археологическом отношении. Речь идёт о набережной, защищавшей сооружения от затопления при разливе Нила. На её стенах делали пометки о высоте разлива – сейчас эти данные активно используются учёными для лучшего понимания истории Египта.
Аллея с бараноголовыми сфинксами приводит к первым, самым массивным воротам (пилону) храма, имеющим форму усечённой пирамиды высотой 44 и шириной 113 метров. Это едва ли не самое молодое сооружение ансамбля, строительство которого было начало в 340 г. до н.э.. За пилоном расположена просторная прямоугольная площадь размером 85 х 100 метров.
Если от входа повернуть направо – будет храм Рамзеса III, считающегося одним из величайших фараонов Древнего Египта. Деяния Рамзеса III описаны на стенах постройки, а внутри стоят изображающие его статуи.
Колонный зал
Немного влево от входа в храм Рамзеса III располагаются ещё одни ворота – Бубаститские. Именно за ними помещается один из знаковых объектов храма Амона-Ра в Карнаке – поражающий воображение величественный Колонный зал, создание которого начиналось при фараоне Хоремхебе, а декорирование и покрытие надписями состоялось уже при Сети I и Рамзесе II. Изначально Колонный зал имел крышу, сейчас же остались лишь колонны, поражающие своей грандиозностью. Всего их 134, и они выстроены в 16 рядов: центральные поднимаются в высоту на 24 метра и имеют в обхвате 10 метров, остальные немного поменьше.
Ботанический сад и другие достопримечательности
Пилоны, которые располагаются за Колонным залом и ведут вглубь святилища бога Амона, показывают, как расширялась территория. Полуразрушенные стены сформировали величественный лабиринт с многочисленными сфинксами, статуями фараонов и обелисками. В той части Карнакского храма в Египте, которая посвящается богу Амону, располагается ещё много интересного:
За третьими и четвёртыми воротами храма Амона в Карнаке расположены Солнечные залы, самый красивый из них – Ботанический сад. Такое название зал получил за выгравированные рисунки растений и зверей, в изобилии покрывающие его стены. Среди изображений встречаются представители флоры и фауны долины Нила, а также экзотические представители животного мира из завоёванных Тутмосом III земель.
Неподалёку от северной ограды стоит скромный храм бога Птаха, сооружённый при Тутмосе III. Внутри здания есть красивая гранитная скульптура, изображающая богиню Сохмет.
Статуя скарабея у Священного водоёма
Немного южнее центральной части храма бога Амона когда-то был Священный водоём (120 х 77 м). Рядом с ним стояла постройка, в которой содержали гусей – в Египте они считаются священными птицами бога Амона. Сейчас озеро пересохло, гусей больше не держат, и постройки тоже нет.
Зато есть огромная гранитная статуя жука скарабея, установленная Аменхотепом III. В Египте скарабея называют священным насекомым, он символизирует воскресение и бессмертие, поскольку, по мнению египтян, может самовозрождаться наподобие Амона и других богов.
Это интересно! Старинное сказание гласит, что если обойти кругом каменного скарабея, коснувшись его рукой, то исполнится любое загаданное желание. Девушка, желающая выйти замуж, должна обойти вокруг памятника 3 раза. Пара, которая хочет ребёнка – 9 раз. Для всех остальных желаний установлена «норма» в 7 кругов. А если при этом человек ещё возьмёт щепотку песка с берега Священного водоёма, то он получит удачу во всём.
Святилища царицы Мут и бога Хонсу
Часть культового комплекса, посвящённая царице Мут, располагается юго-западнее храма Амона-Ра и соединена с ним анфиладой различных двориков и пилонов. От самых крайних, южных ворот храмового комплекса бога Амона к святилищу Мут идёт 350-метровая аллея с 66-ю бараноголовыми сфинксами.
Площадь святилища царицы Мут почти в 4 раза меньше площади ансамбля, посвящённого богу Амону-Ра. Центральное сооружение здесь – это храм богини Мут, возведённый при Сети I. С трёх сторон эта постройка окружена естественным водоёмом, существующим с древних времён.
Рядом с центральной постройкой находится «родильный дом» Рамсеса III и храм бога Камутеф.
С юго-западной стороны культового ансамбля в Карнаке стоит храм Хонсу, посвящённый богу Луны Хонсу – так звали сына богов Амона и Мут. Это сооружение внутри довольно тёмное и имеет грубоватую отделку.
Экскурсии из Хургады: стоимость, программа, продолжительность
Экскурсии в Луксор с посещением Карнакского храма организовывают практически из любого курорта Египта. В экскурсионную программу может быть включено посещение разных достопримечательностей: Луксорский и Карнакский храмы в «городе живых», храмы принцессы Хатшепсут и Амона-Ра с загадочными колоссами Мемнона в «городе мёртвых» египетских правителей, Банановый остров, алебастровая фабрика, фабрика масел.
С учётом того, какая запланирована экскурсионная программа, продолжительность тура может быть различной (на Карнакский и Луксорский храмы гиды обычно выделяют по 2-3 часа). На дорогу из Хургады времени тоже уходит немало (порядка 3,5-4 часа с одной остановкой на завтрак возле кафе), поэтому выезд обычно организовывают примерно в 5:30.
Совет! Много впечатлений, невероятная фантастическая энергетика, яркие открыточные фото – Карнакский храм в Египте все побывавшие там туристы считают обязательным к посещению! В поездку обязательно нужно брать с собой питьевую воду, так как экскурсия проходит под палящим солнцем и приходится много ходить пешком.
Где лучше покупать экскурсию (а от этого зависит и её стоимость) каждый должен решить для себя сам. Есть несколько вариантов, и для каждого из них туристы отмечают определённые преимущества и недостатки:
Тайны Карнакского храма в Луксоре:
Автор: Ирина Ковалёва
Обновлено: 10 Мар, 2020 Если вам посчастливилось бывать в Египте, вы наверняка…
Обновлено: 19 Апр, 2021 Ангкор (Камбоджа) – центр старинной Кхмерской империи, комплекс…
Большой Будда (Пхукет) – одна из главных достопримечательностей Таиланда, которая считается символом острова….
Обновлено: 22 Мар, 2020 Коптская церковь – одна из самых молодых достопримечательностей…
Карнакский храм — древнеегипетская летопись в камне
Адрес: Египет, Карнак
Координаты: 25°43’06.6″N 32°39’28.4″E
История, описание
После Великих пирамид Гизы и Большого Сфинкса Луксор по праву считается самым популярным местом среди туристов. Этот город, расположенный в 4-5 часах езды от Каира, в древности назывался Фивы и был столицей египетской державы, начиная с эпохи Среднего царства (2040 г. до н. э.) и вплоть до греко-римского периода (30 до н.э.).
Карнакский храм с высоты птичьего полёта
О былом великолепии древних Фив напоминает грандиозный Карнакский храм, раскинувшийся на правом, восточном берегу Нила. С помощью 3-х-километровой аллеи сфинксов он соединён с ещё одним памятником древности — Луксорским храмом.
Аллея сфинксов, ведущая к Первому пилону храма
Оба храма посвящены Амону — всемогущему богу Солнца, небесному покровителю фараонов. На протяжении полутора тысяч лет египетские цари, сменяя друг друга, строили и перестраивали Карнакский храм, возводили новые монументальные святилища, пытаясь затмить славу предыдущего властителя.
Большой колонный зал — шедевр древнеегипетской архитектуры
Главный вход в Карнакский храм предваряют массивные пилоны — ворота в форме усечённой пирамиды. В древности к наружным стенам пилонов крепились высокие мачты из кедра с развевающимися на них флагами. Центральный пилон высотой 44 метра и шириной 113 метров ведёт в широкий внутренний двор, обрамлённый колоннадой. Минуя порог храма, посетитель оказывается среди беспорядочного хаоса зданий, обелисков, гигантских изваяний фараонов, барельефов.
Вход в Большой колонный зал
Главную гордость Карнака составляет Большой колонный зал, построенный фараоном Сети I и его сыном — Рамсесом II Великим. Крышу зала поддерживают 134 исполинские колонны, пышно декорированные цветными рельефами религиозной тематики. Храмовый потолок, выкрашенный в голубой цвет и покрытый изображениями звёзд и птиц, имитирует небосвод. До наших дней кровля не уцелела, и руины зала покоятся под открытым небом.
Статуя Рамсеса II с его дочерью Мерит-Амон
Колонны центрального нефа с капителями в форме цветков папируса достигают высоты 20 метров, а боковые переходы, выполненные в виде нераспустившихся бутонов — 15 метров. Поражает и толщина колонн: лишь шесть человек, взявшись за руки, смогут обхватить одну из них.
Поскольку два центральных ряда колонн выше остальных, окна под потолком пропускали солнечные лучи таким образом, что в зависимости от времени года были освещены разные рельефы на стенах. Колонный зал не угнетает зрителя своей тяжестью, а наоборот — внушает чувство уважения и ощущение торжественности.
Вид на Карнакский храм со стороны священного озера
Карнакский храм — воплощение могущества Нового царства
Ахменну», или «Блистательный памятниками» — так назывался большой юбилейный зал, построенный фараоном Тутмосом III. Колонны зала, имитирующие тонкие расписные столбы царского паланкина, не имеют аналогов в египетской архитектуре. После смерти Тутмоса III в «Ахменну» проводились обряды посвящения в жрецы бога Амона. В юго-западной части зала, в небольшом помещении найдена стела с рельефами, изображающими юбилейные приношения Тутмоса своим 62 предкам.
В 1843 году эти рельефы («Карнакский царский список») были вывезены в парижский Лувр . Неподалёку от юбилейного зала находится «Ботанический сад» — помещение, на стенах которого выгравированы растения и животные, населявшие как долину Нила, так и захваченные Тутмосом III земли — Сирию и Палестину. Свои воинские подвиги Тутмос III увековечил на колоннах «Исторического зала», восстановив описания походов по записям, сделанным придворным летописцем на кожаных свитках.
В древности с южной стороны Карнака располагалось священное озеро, предназначенное для ритуальных омовений. По водам озера совершали ритуальное плавание священные ладьи из кедра с помещёнными в них статуями богов. Рядом с пересохшим водоёмом находится гигантский каменный скарабей, водружённый на пьедестал Аменхотепом III. Существует поверье: если семь раз обойти вокруг изваяния и прикоснуться к нему рукой, то загаданное желание исполнится. А если человек захватит с собой несколько песчинок с берега Карнакского озера и будет всегда носить их при себе, то обретёт финансовое благополучие.
Большой колонный зал
Иногда Карнакский храм называют «каменным архивом Древнего Египта». Многочисленные надписи и рельефы, выполненные на стенах, пилонах, колоннах, прославляют богов и повествуют о событиях эпохи Нового царства.
Карнакский храм в египте фото
Один только макет Карнакского храма, который стоит в местном музее, производит колоссальное впечатление: храм – это буквально целый город из сооружений фантастической красоты. Даже в очень быстром темпе с одного конца храма на другой надо идти около 20-25 минут, чтобы обойти весь храм по периметру – нужно больше часа, а уж чтобы обойти всю территорию храма в неспешном темпе и вовсе нужен целый день.
Карнакский храм посвящён богу Амону-Ра, египетскому богу солнца, который стал главным египетским божеством сразу после того, как Фивы стали столицей Древнего Египта. Его начали строить более 4-х тысяч лет назад, и каждый новый фараон считал своим долгом как-то увековечить своё имя, добавляя к храму всё новые и новые строения. В результате, Карнакский храм – это 33 различных религиозных сооружения и зала разных эпох.
Часть сфинксов, которые были найдены целыми на территории бывшей аллеи, сейчас хранятся внутри Карнакского храма. У них довольно интересное и не совсем типичное для сфинксов строение: тело льва и голова барана. Дело в том, что баран считался священным животным бога Амона, которому и посвящён храм. Около лап сфинксов стоят фигуры не то фараонов, не то жрецов храма.
Вход в храм проходил через серию огромных пилонов – ворот без верха, которые отделяли внутренние части храма друг от друга. То тут, то там встречаются статуи фараонов, строивших тот или иной фрагмент храма.
Огромная колонада статуй фараона:
Кажется, это Рамзес II, но точно не уверена:
Дальше идёт самая главная и самая впечатляющая часть храма – огромный колонный зал, спроектированный при Рамзесе I и построенный при Сети I и Рамзесе II. На площади в полквадратных километра расположены 134 колонны, поставленные в 16 рядов. Каждая из колонн высотой в 23 метра (это приблизительно как 8-этажное здание) и шириной такой, что чтобы обхватить всю колонну, требуется 6 человек. В древности зал использовали для священных ритуалов, праздников и зрелищ.
Если присмотреться, то видно, что нижние ярусы колонн сильно пострадали. Дело в том, что храм стоит близко к реке, и когда Нил разливался, то вода доходила и до храма и покрывала нижние ярусы колонн водой. В это время, по задумке, храм должен был напоминать местные болота, на которых растёт растение, из которого делали папирусные свитки, столь популярные в Древнем Египте.
Изначально все колонны были украшены цветными изображениями, высеченными на камне. Со временем краски выцвели и сейчас остатки цветных изображений можно увидеть только в тех уголках храма, куда не попадало солнце. Например, на нижних частях верхних перекрытий храма:
Изображения на колоннах – это история восхождения египетских фараонов к богам:
Многие стены храма украшены изображениями военных подвигов фараонов. На изображениях обычно можно увидеть огромное мощное войско фараона, которое побеждает своих врагов, мелких человечков, которые валяются под колесницей и просят пощады у фараона:
Враги фараона под ногами его колесницы:
Рядом стоят те, кто просит у фараона пощады:
Интересно, что имена фараонов, как правило, высекались очень глубокими прорезями на камне. Связано это с тем, что каждый новый фараон хотел быть самым известным и самым великим, и для этого часто пытался стереть имя своих предшественников со стен храма, заменив его на своё. Чтобы это не удавалось, фараоны стали высекать свои имена гораздо более глубокими прорезями, чем все остальные изображения:
На территории храма есть несколько обелисков, поставленных разными фараонами. Самые известные из них – это обелиски, поставленные царицей Хатшепсут. Один из них стоит до сих пор, половина другого сейчас лежит около местного священного озера. Считается, что это были два самых высоких обелиска Древнего Египта, верхняя пирамида которых была украшена золотом и серебром.
Приёмный сын царицы Хатшепсут, Тутмозис III, ставший после её смерти фараоном, настолько не любил свою мачеху и её славу, что приказал повсюду в храме уничтожить её изображения:
Ещё какой-то из фараонов:
В самой дальней части храма стоят постройки фараонов Среднего Царства. Это одни из самых древних построек в Карнаке. Считается, что это священные места храма, где и сидел когда-то сам бог Амон.
Самое святое место в храме – это небольшой чёрный камень, который считается алтарём. По преданию, на нём некогда хранился камень Ипет Соут, так называемая «матерь вселенной». Для египтян Ипет Соут был чем-то типа философского камня, который, по легенде, был доставлен в Египет из древней Атлантиды. В священных египетских текстах Ипет Соут называется «сокровищем мира», доставшимся фараонам от самих богов. По преданию, камень позже увезли из Египта куда-то в Гималаи, в таинственную страну Шамбалу, и теперь он хранится где-то в Тибете на вершине одной из гор.
В разные стороны от основной, главной оси храма, разбросаны различные сооружения более поздних периодов. Пока я ходила по храму, я ещё более-менее помнила, где поcтройка какого фараона, сейчас уже помню только про самые основные. Вот это, кажется, колонный зал Тутмозиса III:
Если завернуть в самые дальние уголки храма и немного полазить по камням, то можно попасть в верхние, совершенно закрытые пространства храма, куда не попадало солнце. Здесь лучше всего сохранились древние цвета, и можно приблизительно представить, насколько ярким и цветным был храм в те времена:
Простые смертные в храм не пускались: только фараоны, приближенные к ним лица, жрецы и рабочие, строившие что-то на территории храма. Однако фараон Тутмозис III гордился своими постройками и храмом вообще, поэтому в стене со стороны своих достроек к храму он сделал небольшую пристройку, с которой открывался вид на храм, и любой смертный мог лицезреть храм с этого ракурса:
Стены с рассказами о подвигах фараонов и восхвалением богов:
Вид на храм от одной из стен:
В южной части храма находится так называемое древнее священное озеро – искусственный водоем, где жрецы несколько раз в день устраивали священные омовения. Время от времени здесь проводились ритуалы, посвящённые богу Амону: по озеру пускалась золотая ладья бога Амона и лодки его свиты. Рядом с озером лежат остатки огромного обелиска Хатшепсут, на котором изображена история её коронации.
Есть здесь и ещё одна важная для древних египтян колонна со священным жуком-скарабеем. Древние египтяне считали, что эта колонна – древние часы, отмеряющие время мира. Каждый год колонна миллиметр за миллиметром погружается под землю, и когда сидящий на ней скарабей окончательно исчезнет из виду, наступит конец света:
В дальних углах храма расположены святилища, посвящённые богине Мут (богине неба), жене Амона, и богу Хонсу (богу луны) – сыну Амона и Мут. Храм Мут почти полностью разрушен, а вот храм Хонсу сохранился вполне себе неплохо. Где-то между ними ещё пара почти полностью разрушенных строений разных эпох:
Что интересно, до храма Хонсу почти не доходят туристы. Он расположен на отшибе, и от главного входа сюда надо идти более получаса. Кроме меня, на территории храма были только трое китайцев и два охранника. Шум и гам центральных улиц Карнакского храма здесь исчез, и впервые за весь день удалось остаться наедине с прекрасным:
Это самая-самая дальняя часть храма, за воротами начинаются жилые кварталы:
Ну вот, вроде, и всё. Карнакский храм – однозначно то место, где обязательно надо побывать хотя бы раз в жизни. На меня он произвёл даже более сильное впечатление, чем пирамиды Гизы. Хотя как вообще можно сравнивать памятники мирового значения.