картина апостол павел рембрандта
Рембрандт и апостол Павел
Большой интерес к Библии Рембрандта хорошо известен. Он читал эту Книгу на протяжении всей своей жизни, не просто постигая ее мудрость, но примеряя к себе, пропуская свою жизнь сквозь ее страницы. В его наследии картины и гравюры на библейские темы составляют большую часть. Он обращался к пророкам, к историческим книгам, к Евангелию и апостольским посланиям. Среди апостолов более всего ему был близок апостол Павел, его горячая вера, целеустремленность, яркий, решительный характер. Сравнивал ли художник себя с Павлом? Или видел в нем то, чего не хватало ему самому? В любом случае, Рембрандт неоднократно рисовал Павла, возвращался к этому образу снова и снова.
Не знавший Иисуса при жизни и не входивший в число двенадцати Павел обратился на пути в Дамаск, куда шел преследовать христиан. Свет, воссиявший с неба и голос Христа, воззвавший к нему: «Савл, Савл, зачем ты Меня гонишь?!», перевернули всю его жизнь. Савл стал Павлом, апостолом язычников, и понес Благую Весть Христову по всей тогдашней ойкумене и в конце концов был казнен в Риме за свою проповедь. Такая судьба не могла не затронуть сердце художника, который сам переживал множество метаморфоз в своей жизни.
Самая ранняя картина Рембрандта, посвященная апостолу Павлу, «Св. Павел в темнице» (музей Штутгарта), датирована 1627 годом (иллюстрация на с. 39. — Ред.). Художнику был всего 21 год, когда он написал эту картину. Он был молод и мечтал о славе, у него все было впереди. Он только что вернулся в родной Лейден из Амстердама, где учился. Вместе со своим другом Яном Ливенсом он открыл мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел немалую известность. Он пишет портреты и картины на библейские темы. Надо сказать, что не во всех картинах этого периода Рембрандт проявляет то художественное мастерство и психологическую глубину, за которые мы его ценим, он еще в поисках своего стиля. Но картина «Св. Павел в темнице» выделяется из общего ряда, в ней видно очень глубокое отношение художника к личности и судьбе Павла.
Св. Павел за письменным столом. 1630 год
Апостол изображен в темнице, незадолго до казни. Он в глубоком раздумье, перед его мысленным взором проходит вся его жизнь. Луч света из зарешеченного окна ярко выхватывает фигуру Павла из сумрака темницы. На коленях его раскрытая книга в кожаном переплете, другая лежит сбоку, за ней еще одна. В Послании Павла к Тимофею читаем: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» (2 Тим 4:13). Вот эти кожаные книги Рембрандт здесь и изображает. В руке Павел держит стило — заточенную палочку, которой в то время писали на коже (пергаменте). Возможно, он обдумывает очередное послание к одной из тех общин, которые он во множестве основал в разных городах Малой Азии, Греции, Македонии.
Глаза Павла широко раскрыты, но его взор обращен внутрь себя. Характерный жест руки возле подбородка говорит о мучительных раздумьях. Покрасневшие веки свидетельствуют о бессонной ночи. Волосы взъерошены. Рембрандт изображает Павла почти стариком, хотя еще и крепким. По всей видимости, апостол казался ему, 21-летнему юноше, старцем, хотя считается, что Павел был казнен в возрасте пятидесяти с небольшим лет. Но художнику важно было показать человека, который отдал всю свою жизнь без остатка Христу, и теперь ему предстоит умереть за свою веру.
Апостол Павел. 1659 год
Через три года Рембрандт пишет еще одну картину, посвященную Павлу, — «Св. Павел за письменным столом» (1630 год, музей Нюрнберга). Картина построена на еще большем контрасте темной комнаты и яркого светильника, который расположен позади Павла, что придает образу напряжение и драматизм. Здесь Павел изображен совсем стариком — с седой шевелюрой и белой бородой. В его позе видна усталость, он опустил правую морщинистую руку с зажатым в ней пером, другой рукой он уперся в стол. Рембрандт изображает старого немощного человека, но при внимательном взгляде видно, что в этой немощной плоти живет высокий дух. В этом старом человеке есть таинственная духовная красота, благородство и величие: высокий лоб, орлиный нос, черные густые брови, проницательный взгляд. И свет, освещающий пространство комнаты, — это свет самого апостола Павла, огонь, в нем горящий. Свет освещает стол и поставленную на него корешком к зрителю толстую рукописную книгу, в которой Павел пишет. Что он сейчас пишет? Может быть, гимн любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор 13:1)? Или манифест веры (см.: Рим 5)? Или о духовной брани (см.: Еф 6:12–17)? Или о Христе, который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8)?
Здесь художник создает образ, отличный от предыдущего, — его Павел больше похож на старого раввина, размышляющего над Торой. И это не случайно, потому что Рембрандт дружил с евреями, которых в Голландии было много, он любил беседовать с учителями Закона, часто рисовал еврейских стариков. Ему хотелось проникнуть в тайну народа, который на протяжении тысячелетий формировал Сам Господь, в котором люди рождались и умирали со словами Писания на устах.
Апостол Павел. 1635 год
Такой интерес к евреям не был чем-то исключительным в Голландии во времена Реформации, когда Библия становится настольной книгой всех грамотных людей. Но для Рембрандта, художника, стремившегося к внутренней достоверности своих героев, очень важно было показать еврейские корни апостола Павла, который сам о себе говорил, что он «еврей от евреев, по учению фарисей» (Флп 3:5). К тому же писания Павла были самым важным источником богословия Реформации, и Рембрандт, как и многие интересовавшиеся всерьез вопросами веры, тщательно штудировал Павловы послания. И, видимо, очень хотел постичь внутреннюю суть этого человека, ставшего одним из столпов христовой Церкви.
1635 годом датируется похожая картина Рембрандта «Апостол Павел» (Музей истории искусства Вены, Австрия). 30–40-е годы были самыми счастливыми и успешными в жизни Рембрандта. В это время он живет в Амстердаме. В 1634 году он женится на Саскии ван Эйленбюрх из богатой семьи, и перед ним открываются двери домов зажиточных горожан. Художник буквально завален заказами, он пишет портреты бюргеров и их жен, групповые портреты цехов и корпораций, огромные картины для ратуши и так далее, но не забывает и о библейских сюжетах, на которые также находится немало заказчиков. Заказчики требовательны, любят тщательность исполнения, подробности. Скорее всего, картину 1635 года Рембрандт писал для кого-то из богатых заказчиков, она отчасти повторяет картину 1630 года, но в ней гораздо больше внимания обращено на детали: апостол Павел также сидит за столом, но теперь он не погружен в себя, а смотрит на зрителя. Художник подробно прописывает его одежду, волосы, книги, в которых можно различить буквы, скатерть с кистями, драпировки на заднем плане, меч, стоящий сбоку за книгами. Лицо Павла, обрамленное седыми несколько всклокоченными волосами, по-прежнему написано с вниманием к его личности, но за множеством деталей картины на него взгляд падает не сразу. И выражение лица апостола здесь довольно странное, словно он недоволен, что его отвлекли от работы.
Апостол Павел. 1657 год
Еще раз к образу апостола Павла Рембрандт обращается уже в 1657 году, в поздний период своего творчества. Он еще не стар, ему 51 год. Но успех, удача, богатство, дорогие заказы — всё позади. К этому времени он похоронил свою любимую жену Саскию. Из центра Амстердама, продав большой дом, он вынужден был перебраться на окраину города, в еврейский квартал, где и провел остаток жизни. В это трудное время он снова пишет картину «Апостол Павел». Теперь его герой предстает примерно в том же возрасте, как и сам художник. Он снова изображает Павла сидящим в кресле за столом. На столе лежит книга, которая, кстати сказать, уже не такая толстая, как раньше, это даже не книга, а отдельные листы. В правой его руке стило, левой Павел подпирает голову. Живопись художника стала гораздо насыщенней, плотней, виртуозней, художник тщательно прописывает каждую жилку на руках и висках апостола, а одежды и все остальное пишет обобщенно, широкими мазками, словно хочет отделить главное от второстепенного. Здесь нет резких перепадов и эффектов светотени, но, глядя на ровно освещенное лицо Павла, мы не сомневаемся, что оно озарено внутренним светом.
Лицо Павла мужественное, четко вылепленное, выражение сосредоточенное, но спокойное, он погружен в свои мысли, глубокие, но не мучительные. Это размышление зрелого человека, веру которого не поколебать. Мысленно он подбирает слова, которые напишет своим ученикам, чтобы их ободрить, чтобы передать им свой опыт стояния в вере, прохождения через испытания, хранения своего сердца от внешних соблазнов и искушений. Как не похож этот Павел на образы ранних картин Рембрандта! Как много своих собственных дум художник вложил в этот образ.
Св. Павел в темнице. 1627 год
В 1661 году Рембрандт пишет свой автопортрет (Рейхсмузеум, Амстердам), один из множества, написанных им на протяжении жизни. В последние годы, не имея ни натурщиков, ни заказчиков, он часто писал самого себя. Исследователи считают, что в этом автопортрете Рембрандт изобразил себя в образе апостола Павла. Художнику в это время 55 лет, но с холста смотрит на нас старик со странным тюрбаном на голове. Несчастья, страдания, бедность рано состарили художника. И обращаясь вновь к образу апостола Павла, он отождествляет его с собой. В руках у него раскрытая книга, несомненно, это послания Павла, которые художник знает почти наизусть. Лицо художника выхвачено светом из темноты, он смотрит на зрителя, словно вопрошая о чем-то.
Этот автопортрет является итогом многолетнего и непростого осмысления Рембрандтом образа апостола Павла и самого себя как человека, художника, христианина. В нем нет внешних эффектов и драматизма, образ скорее будничный, но вопрошающий взгляд художника и напряженно сжатые губы выдают богатую гамму чувств, глубоко сокрытых в его душе. Этот автопортрет великолепно написан: он буквально вылеплен не просто густыми мазками краски, но светом и тьмой. Все погружено во мрак, кроме лица и книги, которые просто светятся. В конце своей жизни (а ему оставалось жить менее пяти лет) художник, покинутый многими и многих потерявший, остается один на один с Библией. Некоторые из библейских историй, как, например, историю апостола Павла, он примеряет на себя или, скорее, глядит в них как в зеркало, постигая самого себя и смысл своей собственной жизни.
Рембрандт и апостол Павел
Большой интерес к Библии Рембрандта хорошо известен. Он читал эту Книгу на протяжении всей своей жизни, не просто постигая ее мудрость, но примеряя к себе, пропуская свою жизнь сквозь ее страницы. В его наследии картины и гравюры на библейские темы составляют большую часть. Он обращался к пророкам, к историческим книгам, к Евангелию и апостольским посланиям. Среди апостолов более всего ему был близок апостол Павел, его горячая вера, целеустремленность, яркий, решительный характер. Сравнивал ли художник себя с Павлом? Или видел в нем то, чего не хватало ему самому? В любом случае, Рембрандт неоднократно рисовал Павла, возвращался к этому образу снова и снова.
Не знавший Иисуса при жизни и не входивший в число двенадцати Павел обратился на пути в Дамаск, куда шел преследовать христиан. Свет, воссиявший с неба и голос Христа, воззвавший к нему: «Савл, Савл, зачем ты Меня гонишь?!», перевернули всю его жизнь. Савл стал Павлом, апостолом язычников, и понес Благую Весть Христову по всей тогдашней ойкумене и в конце концов был казнен в Риме за свою проповедь. Такая судьба не могла не затронуть сердце художника, который сам переживал множество метаморфоз в своей жизни.
Самая ранняя картина Рембрандта, посвященная апостолу Павлу, «Св. Павел в темнице» (музей Штутгарта), датирована 1627 годом (иллюстрация на с. 39. — Ред.). Художнику был всего 21 год, когда он написал эту картину. Он был молод и мечтал о славе, у него все было впереди. Он только что вернулся в родной Лейден из Амстердама, где учился. Вместе со своим другом Яном Ливенсом он открыл мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он приобрел немалую известность. Он пишет портреты и картины на библейские темы. Надо сказать, что не во всех картинах этого периода Рембрандт проявляет то художественное мастерство и психологическую глубину, за которые мы его ценим, он еще в поисках своего стиля. Но картина «Св. Павел в темнице» выделяется из общего ряда, в ней видно очень глубокое отношение художника к личности и судьбе Павла.
Св. Павел за письменным столом. 1630 год
Апостол изображен в темнице, незадолго до казни. Он в глубоком раздумье, перед его мысленным взором проходит вся его жизнь. Луч света из зарешеченного окна ярко выхватывает фигуру Павла из сумрака темницы. На коленях его раскрытая книга в кожаном переплете, другая лежит сбоку, за ней еще одна. В Послании Павла к Тимофею читаем: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные» (2 Тим 4:13). Вот эти кожаные книги Рембрандт здесь и изображает. В руке Павел держит стило — заточенную палочку, которой в то время писали на коже (пергаменте). Возможно, он обдумывает очередное послание к одной из тех общин, которые он во множестве основал в разных городах Малой Азии, Греции, Македонии.
Глаза Павла широко раскрыты, но его взор обращен внутрь себя. Характерный жест руки возле подбородка говорит о мучительных раздумьях. Покрасневшие веки свидетельствуют о бессонной ночи. Волосы взъерошены. Рембрандт изображает Павла почти стариком, хотя еще и крепким. По всей видимости, апостол казался ему, 21-летнему юноше, старцем, хотя считается, что Павел был казнен в возрасте пятидесяти с небольшим лет. Но художнику важно было показать человека, который отдал всю свою жизнь без остатка Христу, и теперь ему предстоит умереть за свою веру.
Апостол Павел. 1659 год
Через три года Рембрандт пишет еще одну картину, посвященную Павлу, — «Св. Павел за письменным столом» (1630 год, музей Нюрнберга). Картина построена на еще большем контрасте темной комнаты и яркого светильника, который расположен позади Павла, что придает образу напряжение и драматизм. Здесь Павел изображен совсем стариком — с седой шевелюрой и белой бородой. В его позе видна усталость, он опустил правую морщинистую руку с зажатым в ней пером, другой рукой он уперся в стол. Рембрандт изображает старого немощного человека, но при внимательном взгляде видно, что в этой немощной плоти живет высокий дух. В этом старом человеке есть таинственная духовная красота, благородство и величие: высокий лоб, орлиный нос, черные густые брови, проницательный взгляд. И свет, освещающий пространство комнаты, — это свет самого апостола Павла, огонь, в нем горящий. Свет освещает стол и поставленную на него корешком к зрителю толстую рукописную книгу, в которой Павел пишет. Что он сейчас пишет? Может быть, гимн любви: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий» (1 Кор 13:1)? Или манифест веры (см.: Рим 5)? Или о духовной брани (см.: Еф 6:12–17)? Или о Христе, который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8)?
Здесь художник создает образ, отличный от предыдущего, — его Павел больше похож на старого раввина, размышляющего над Торой. И это не случайно, потому что Рембрандт дружил с евреями, которых в Голландии было много, он любил беседовать с учителями Закона, часто рисовал еврейских стариков. Ему хотелось проникнуть в тайну народа, который на протяжении тысячелетий формировал Сам Господь, в котором люди рождались и умирали со словами Писания на устах.
Апостол Павел. 1635 год
Такой интерес к евреям не был чем-то исключительным в Голландии во времена Реформации, когда Библия становится настольной книгой всех грамотных людей. Но для Рембрандта, художника, стремившегося к внутренней достоверности своих героев, очень важно было показать еврейские корни апостола Павла, который сам о себе говорил, что он «еврей от евреев, по учению фарисей» (Флп 3:5). К тому же писания Павла были самым важным источником богословия Реформации, и Рембрандт, как и многие интересовавшиеся всерьез вопросами веры, тщательно штудировал Павловы послания. И, видимо, очень хотел постичь внутреннюю суть этого человека, ставшего одним из столпов христовой Церкви.
1635 годом датируется похожая картина Рембрандта «Апостол Павел» (Музей истории искусства Вены, Австрия). 30–40-е годы были самыми счастливыми и успешными в жизни Рембрандта. В это время он живет в Амстердаме. В 1634 году он женится на Саскии ван Эйленбюрх из богатой семьи, и перед ним открываются двери домов зажиточных горожан. Художник буквально завален заказами, он пишет портреты бюргеров и их жен, групповые портреты цехов и корпораций, огромные картины для ратуши и так далее, но не забывает и о библейских сюжетах, на которые также находится немало заказчиков. Заказчики требовательны, любят тщательность исполнения, подробности. Скорее всего, картину 1635 года Рембрандт писал для кого-то из богатых заказчиков, она отчасти повторяет картину 1630 года, но в ней гораздо больше внимания обращено на детали: апостол Павел также сидит за столом, но теперь он не погружен в себя, а смотрит на зрителя. Художник подробно прописывает его одежду, волосы, книги, в которых можно различить буквы, скатерть с кистями, драпировки на заднем плане, меч, стоящий сбоку за книгами. Лицо Павла, обрамленное седыми несколько всклокоченными волосами, по-прежнему написано с вниманием к его личности, но за множеством деталей картины на него взгляд падает не сразу. И выражение лица апостола здесь довольно странное, словно он недоволен, что его отвлекли от работы.
Апостол Павел. 1657 год
Еще раз к образу апостола Павла Рембрандт обращается уже в 1657 году, в поздний период своего творчества. Он еще не стар, ему 51 год. Но успех, удача, богатство, дорогие заказы — всё позади. К этому времени он похоронил свою любимую жену Саскию. Из центра Амстердама, продав большой дом, он вынужден был перебраться на окраину города, в еврейский квартал, где и провел остаток жизни. В это трудное время он снова пишет картину «Апостол Павел». Теперь его герой предстает примерно в том же возрасте, как и сам художник. Он снова изображает Павла сидящим в кресле за столом. На столе лежит книга, которая, кстати сказать, уже не такая толстая, как раньше, это даже не книга, а отдельные листы. В правой его руке стило, левой Павел подпирает голову. Живопись художника стала гораздо насыщенней, плотней, виртуозней, художник тщательно прописывает каждую жилку на руках и висках апостола, а одежды и все остальное пишет обобщенно, широкими мазками, словно хочет отделить главное от второстепенного. Здесь нет резких перепадов и эффектов светотени, но, глядя на ровно освещенное лицо Павла, мы не сомневаемся, что оно озарено внутренним светом.
Лицо Павла мужественное, четко вылепленное, выражение сосредоточенное, но спокойное, он погружен в свои мысли, глубокие, но не мучительные. Это размышление зрелого человека, веру которого не поколебать. Мысленно он подбирает слова, которые напишет своим ученикам, чтобы их ободрить, чтобы передать им свой опыт стояния в вере, прохождения через испытания, хранения своего сердца от внешних соблазнов и искушений. Как не похож этот Павел на образы ранних картин Рембрандта! Как много своих собственных дум художник вложил в этот образ.
Св. Павел в темнице. 1627 год
В 1661 году Рембрандт пишет свой автопортрет (Рейхсмузеум, Амстердам), один из множества, написанных им на протяжении жизни. В последние годы, не имея ни натурщиков, ни заказчиков, он часто писал самого себя. Исследователи считают, что в этом автопортрете Рембрандт изобразил себя в образе апостола Павла. Художнику в это время 55 лет, но с холста смотрит на нас старик со странным тюрбаном на голове. Несчастья, страдания, бедность рано состарили художника. И обращаясь вновь к образу апостола Павла, он отождествляет его с собой. В руках у него раскрытая книга, несомненно, это послания Павла, которые художник знает почти наизусть. Лицо художника выхвачено светом из темноты, он смотрит на зрителя, словно вопрошая о чем-то.
Этот автопортрет является итогом многолетнего и непростого осмысления Рембрандтом образа апостола Павла и самого себя как человека, художника, христианина. В нем нет внешних эффектов и драматизма, образ скорее будничный, но вопрошающий взгляд художника и напряженно сжатые губы выдают богатую гамму чувств, глубоко сокрытых в его душе. Этот автопортрет великолепно написан: он буквально вылеплен не просто густыми мазками краски, но светом и тьмой. Все погружено во мрак, кроме лица и книги, которые просто светятся. В конце своей жизни (а ему оставалось жить менее пяти лет) художник, покинутый многими и многих потерявший, остается один на один с Библией. Некоторые из библейских историй, как, например, историю апостола Павла, он примеряет на себя или, скорее, глядит в них как в зеркало, постигая самого себя и смысл своей собственной жизни.
Культура
Выходные данные статьи для цитирования (страницы данной публикации обозначены и в электронном тексте): Дмитриевская Л.Н. Книга в творчестве Рембрандта // От свитка до интернета: библиотека, образование, чтение. Научно-методический альманах.– М., 2010, №1, с.200-210.
Ре́мбра́ндт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rémbrándt Hármenszoon van Rijn, 1606–1669) – голландский художник, гравёр, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он создал около 400 картин, 300 гравюр, 1400 рисунков и 300 офортов.
ХVII век в истории Европы – это рубеж, отделивший традиционную, религиозную, средневековую культуру от нового времени – времени научно-технической революции. Это век географических открытий: совершено первое кругосветное путешествие, открыт последний континент – Австралия, формируется глобальная океаническая цивилизация, в которой живём мы с вами. Это век науки, прежде всего, математики и астрономии – достаточно вспомнить имена учёных: И. Ньютон, И. Кеплер, Г. Галилей, Х. Гюйгенс, Г. Лейбниц, Б. Спиноза, Р. Декарт… На фоне научно-технического развития, географических и астрономических открытий, появления новых христианских ответвлений – протестантизма, кальвинизма – авторитет церкви резко упал, дав творческим умам свободу в осмыслении церковных доктрин, ветхозаветных и евангельских событий. Свобода религиозно-философской мысли в полотнах Рубенса воплощается в удивительно пышной телесности, плотском колорите – приоритете земной радости жизни. Те же религиозные сюжеты в картинах Рембрандта завораживают глубиной философского осмысления. Дух своей эпохи, своей страны Рембрандт выразил через портреты современников, но многие портреты не были бы столь убедительны без одной сквозной детали – книги. Именно её можно назвать символом ХVII века.
Портреты учёных, философов, политиков, в образе которых тот или иной художник желал запечатлеть просвещенность, образованность, свободу мысли и мудрость, чаще изображались с книгой. Сравните две картины: портрет филолога, поэта и друга Рубенса Яна Гаспара Гевартиуса и портрет учёного работы Рембрандта.
Рубенс «Портрет Яна Гаспара Гевартиуса», 1628
Рембрандт «Учёный», 1631
Можно предположить, что второй написан под влиянием первого: Рубенс уже зрелый мастер – Рембрандт только набирает силу. Книга – главная деталь на обеих картинах, и оба учёных застигнуты за работой с пером в руке. Благодаря бюсту Марка Аврелия в картине Рубенса легко установить, за каким трудом художник застал свою модель: Гевартиус – автор комментариев к сочинениям Марка Аврелия, римского императора-философа. В своей картине Рембрандт не даёт никаких подсказок, создавая, по-видимому, обобщённый образ учёного.
Важно обратить внимание на взгляды учёных. Гевартиус на картине Рубенса явно позирует художнику, его взгляд спокоен, уверен, поза выверена. Учёного на картине Рембрандта словно застали врасплох – он удивлён и даже немного испуган. Эта психологическая деталь даёт нам право предположить, что учёный пишет или переписывает запрещённую церковью книгу. Запрещённых книг в Амстердаме в ХVII веке писалось и выпускалось больше, чем где бы то ни было. Будучи столицей независимой и по большей части уже протестантской Голландии, Амстердам являлся крупнейшем центром книгопечатания и книготорговли того времени – именно там издавали и научную, и протестантскую литературу вопреки католической церкви. Но издателям и учёным всё-таки нужно было быть осторожными, так как католическая церковь, желая отвоевать потерянное влияние, усилила цензуру и деятельность инквизиции. Тем более что южная часть Нидерландов до 1648 года находилась под властью Испании — страны, в которой с ХV и почти до середины ХIХ века действовал трибунал инквизиции. Живя в Амстердаме, Рембрандт и сам испытывал некоторые притеснения со стороны церкви.
Человек с книгой – вот образ передового мыслителя ХVII века. Выполняя заказы на портреты (которых только в 30-е годы было более шестидесяти), Рембрандт пишет портреты двух министров. Изобразив политиков с книгой, художник тем самым воздал должное их образованности и мудрости. Была ли это правда, сейчас уже неважно – министры Йоханнес Уотенбогарт и Корнелис Клаасс Ансло благодаря портретам вошли в историю с теми качествами, которые запечатлел в них Рембрандт.
На «Портрете Йоханнеса Уотенбогарта» (1633) человек, которого неожиданно оторвали от чтения: слегка удивлённый взгляд покрасневших глаз, в которых ещё видны только что прочитанные мысли или мысли о только что прочитанном.
«Портрет Йоханнеса Уотенбогарта», 1633
«Министр Корнелис Клаасс Анслоо, беседующий со своей женой», 1641
В буквальном переводе с английского на русский название картины («The Mennonite Minister Cornelis Claesz Anslo in Conversation with his Wife, Aaltje») звучало бы слишком громоздко, но добавляло бы один важный штрих к образу министра: меннонит. Меннониты – это последователи доктрины Менно Симонса (ХVI в.), которые вслед за учителем проповедуют смирение, отказ от насилия, ратуют за постоянное нравственное самосовершенствование человека. Скорее всего, на столе раскрыта книга с учением Менно Симонса. Министр-менонит – высшая похвала от художника.
Книга – частый атрибут в творчестве Рембрандта, она присутствует в его картинах с ученических времён и до самой смерти великого мастера. Будучи ещё учеником у амстердамского художника Питера Ластмана, Рембрандт пишет картину «Концерт» (1626), в которой в угоду учителю придаёт красочности и восточного колорита музыкантам, но при этом всю драматургию картины переносит с людей на книги. На переднем плане в игре света и тени в беспорядке валяются уже «отыгранные» нотные книги, а одна – на коленях у дамы – пролистана до середины. Её ждёт та же участь – в общую ненужную кучу. В истории искусства книга ещё задолго до ХVII века являлась символом жизни. Двадцатилетний Рембрандт отразил в ней судьбу человека, сделав свою картину почти притчей. В «Концерте» художник проявил себя как гениальный мастер светотени и намного опередил своего учителя.
«Концерт» (картина, фрагмент), 1626
В 1627 году Рембрандт покидает мастерскую Питера Ластмана, возвращается домой в Лейден, где в заброшенном сарае открывает собственную мастерскую. Одной из первых его картин становится «Притча о богаче» (1627). На этот раз картина, главное место в которой занимают книги, названа притчей. Книги свалены в беспорядке, но богач при свете свечи не читает, а рассматривает монету – притча о «скупом рыцаре», «неразумном богаче», который прячет не только золотые монеты, но и старые, рукописные, книги с драгоценными знаниями, не понимая, что богат не тот, у кого много золота, а у кого много знания. Книги в картине блестят тем же цветом, что и горстка золотых монет. Другое название – «Меняла» – добавляет иные смыслы картине.
«Притча о богаче» («Меняла»), 1627
Работая в своей мастерской, Рембрандт быстро приобретает авторитет оригинального и талантливого художника, обзаводится богатыми клиентами и уже через 3 года переезжает в Амстердам, а затем и в Антверпен. В Рембрандте признают многообещающий талант, сравнивают с первым художником того времени – Рубенсом, делают много выгодных заказов. Это самая счастливая пора и в личной жизни художника: он встречает Саскию ван Эйленбюрх, которая становится его самой большой любовью, моделью его полотен, матерью его сына Титуса.
«Артемисия», 1634 (картина, фрагмент)
Они поженились в 1634 году, тогда же Рембрандт пишет картину «Артемисия» (1634), на которой изображает победительницу своего сердца Саскию в образе Артемисии – карийской властительницы, которая после смерти мужа воздвигла одно из семи чудес света – Галикарнасский мавзолей. Допустив, по-видимому, сознательно, анахронизм в виде книги (впрочем, зритель не видит, есть ли у неё переплёт), Рембрандт засвидетельствовал не только красоту и благородство властительницы своего сердца, но и её ум.
В счастливые 1630-е годы, будучи молодым, успешным и уже богатым художником, имея прелестную любимую жену, Рембрандт, помимо многочисленных портретов и картин на античные сюжеты, создаёт свои знаменитые полотна библейского содержания: «Пир Валтасара» (1635), «Жертвоприношение Авраама» (1635), «Апостол Павел» (1635). И если первые две картины написаны без влияния какого-либо канона, так как эти сюжеты из Ветхого завета не имели разработанной иконографии, то в изображении апостола художник идёт вслед за каноном, рисуя Павла с книгой.
«Святой Павел за письменным столом», 1629–30
«Апостол Павел», 1635
Образ Павла на картине 1635 года более каноничен, «портретен», чем на картине 1629–30 гг., где святой погружён в глубокое раздумье, словно в сон, а из открытой книги на него льётся яркий свет. Почему Рембрандт обращается к образу апостола Павла, что он хотел сказать своим современникам, потомкам? Ответ надо искать в «Посланиях святого апостола Павла» – именно этот его труд лежит на столе в обеих картинах, о чём свидетельствует перо в руке: святой показан за писанием своих Посланий.
Ещё в мастерской в Лейдене двадцатидвухлетний Рембрандт пишет маленькую по размеру картину, которую исследователи назвали «Спор двух учёных», видя в ней отражение ХVII века – века науки. Но если посмотреть на лицо старца и сравнить его с более поздними образами апостола Павла, то сомнения в сюжете картины можно отбросить: в ней отражён спор Петра и Павла. По расположению фигур, по распределению света понятно, кому отдаёт предпочтение Рембрандт. Пётр – хранитель символических ключей от рая, главный символ католической церкви, папы Римского – повёрнут к зрителю спиной, и его почти не касается свет огня, зато Павел ярко залит светом и возвышается над Петром. Свет невидимого очага освещает картину снизу, высвечивая книгу в руках Петра, – это, скорее всего, его Послания, в которых, судя по жесту Павла, и заключается предмет спора. Послания самого Павла стоят на столе, как бы возвышаясь над обоими апостолами. Чтобы более глубоко проникнуть в образы апостолов, понять философский смыл других картин с апостолом Павлом, необходимо открыть книгу Нового завета и прочитать «Послания святого апостола Павла». Предлагаю вам сделать это самостоятельно, потому что есть истины, над которыми нужно размышлять самим.
Амстердам в ХVII веке – центр книгоиздания, но на картинах Рембрандта мы видим только рукописные книги. Когда рукописная книга, иначе кодекс, в руках апостолов или Девы Марии, то вопросов нет – в противном случае это был бы слишком смелый анахронизм. Но почему учёный и политики изображены с рукописной книгой? (Впрочем, на столе у Корнелиса Клаасса мы не видим текст, а по переплёту судить сложно.) Возможно, ответ на этот вопрос мы найдём, когда вернёмся к теме книги в творчестве других художников ХVII века – ведь ещё по крайней мере три великих имени достойны нашего внимания: Рубенс, Веласкес, Эль Греко.
«Спор Петра и Павла» («Спор двух учёных»), 1628
«Евангелист Матфей и ангел», 1661
Пётр и Павел канонически изображаются вместе – можно посмотреть на византийские и русские иконы, на одноимённую картину 1614 года Эль Греко в Эрмитаже… Вы увидите, что непременным символом Павла будет книга, а символом Петра – чаще всего ключ.
В 1661 году Рембрандт обратился к образу евангелиста Матфея, которого тоже запечатлел в момент написания святой книги. Ангел, с лицом сына Рембрандта Титуса, нашёптывает Матфею на ухо, по-видимому, текст Евангелия. На страницах альманаха мы обязательно ещё обратимся к роли книги в канонических изображениях Христа и святых.
Рембрандт и Саския вели весёлую, счастливую жизнь, за которую платили дорого: трое их детей умерли в младенчестве. В 1641 году семья снова ждала ребёнка, моля Бога сохранить его жизнь. Рембрандт пишет картину «Святое семейство» (1641).
Сын Титус стал единственным ребёнком Рембрандта и Саскии. Но и за этот подарок судьбы художнику пришлось дорого заплатить: через год после рождения сына умирает Саския – его главная муза.
Через несколько лет Рембрандт возвращается к теме святого семейства и пишет удивительную по своей одухотворённости картину «Святое семейство и ангелы», которая сегодня является гордостью Эрмитажа.
«Святое семейство с ангелами», 1645
Богоматерь прервала чтение, чтобы поправить покрывало на Младенце. В этот иконографический сюжет, один из самых распространённых в изобразительном искусстве, Рембрандт привнёс новое: чудесное, божественное в потоке света проникает в человеческий быт, в повседневность. Свет падает на младенца, ангелов, лицо Марии и книгу – таким образом, книга включена в число святых образов на картине. В руках Марии Ветхий завет, где пророками предсказано появление её сына: череда свидетельств, знамений, начиная со времён Моисея, предвещала рождение этого младенца.
Со смертью Саскии жизнь Рембрандта сильно изменилась. В это время художник своим творчеством опережал эпоху, поэтому оставался непонятым современниками, а значит, терял заказы, и вместе с ними возможность содержать большой роскошный дом, где прошла его самая счастливая пора жизни. После распродажи в 1657–58 гг. дома и имущества Рембрандт перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни со своей гражданской женой, бывшей служанкой, Хендрикье Стоффелс. На их неравный брак не давали разрешения власти, а церковь преследовала незаконное сожительство, признав незаконнорожденной дочь Рембрандта и Хендрикье Корнелию.
Самым близким человеком для художника оставался Титус. Рембрандт написал много портретов сына – нам интересен портрет с книгой – «Читающий Титус» (1656).
«Читающий Титус», 1656
1650–1660 годы стали вершиной творчества художника-портретиста. Написав за всю жизнь около трёхсот портретов, Рембрандт проник в человеческую сущность, научился отражать её цветом, светом и тенью, был свободен от того, чтобы угодить заказчику, так как чаще всего в качестве моделей выступал его сын, старики и старухи еврейского квартала и он сам. Именно этими портретами Рембрандт вошёл в мировое искусство как величайший портретист.
По праву одним из лучших групповых портретов Рембрандта и вершиной его творчества является «Портрет синдиков гильдии суконщиков» (1662). Представители самой древней и самой уважаемой купеческой гильдии в Голландии запечатлены для истории за проверкой счётной книги. Само это занятие и, конечно, открытые, освещенные солнцем лица синдиков свидетельствует об их честности, порядочности, аккуратности ведения дел… Групповой портрет в ХVII веке заменял визитную карточку, работал на репутацию цеха, гильдии.
«Портрет синдиков цеха суконщиков», 1662
«Автопортрет в образе апостола Павла», 1661