Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Об этом наш иллюстрированный рассказ.
В 988 году, великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.
В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.
Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…
Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.
Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.
Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.
В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?
1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.
2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?
3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи.Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.
4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну.Русское войско отправилось в поход.
5.Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».
6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.
7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.
8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.
9. В итогеВладимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.
10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом.Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.
11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.
12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице.Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.
13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.
14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.
15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.
16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь.
Рисунки Екатерины Гавриловой.
Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере
Что представляла из себя Русь до крещения? Как князь Владимир совершил свой выбор веры? И какую роль сыграл этот выбор в истории государства? Об этом наш иллюстрированный рассказ.
В 988 году великий князь киевский Владимир Святославич преобразил духовную жизнь подвластной ему Руси.
В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним — дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдет христианизация всей страны.
Вот только… невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить свое по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…
Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жены. Он не сразу покинул Корсунь, но лишь получив сначала уроки христианского «закона». В «Повесть временных лет» вошла легенда, согласно которой именно здесь великий князь принял новую веру; эту легенду приняли как факт и многие историки. Она не соответствует действительности: крещение совершилось ранее, в «стольном граде» князя. Но именно корсунское духовенство обучало Владимира Святославича как новообращенного.
Вернувшись в Киев, князь ниспроверг языческих идолов, а потом крестил киевлян в реке Почайне, притоке Днепра. На Руси утвердилась церковная иерархия во главе с архиереем в сане митрополита. Архиепископ отправился к Новгороду Великому, епископы — в другие крупные города. Там произошло то же самое, что и в Киеве, — ниспровержение «кумиров» и крещение горожан.
Огромный шаг в судьбах Руси совершался с необыкновенной быстротой. Многое множество раз, особенно в советское время, писали о том, что Русь крестили «огнем и мечом», преодолевая бешеное сопротивление, особенно сильное в Новгороде Великом. Но историческая действительность не такова. На первых порах распространение христианства не вызвало сопротивления. Какое-то недовольство новгородцы проявили, но и оно, судя по всему, оказалось незначительным. В Ростове епископа не приняли, и там новая вера распространялась гораздо медленнее, чем где бы то ни было, и с большим трудом. Возможно, причина состоит в этническом составе тамошнего населения: немалую часть Ростовской земли занимали финно-угорские племена, повсеместно проявившие бóльшую стойкость в язычестве, нежели славянские.
В целом же христианство по всей стране принимали добровольно. Его не пришлось навязывать «огнем и мечом» — это поздний миф, не имеющий под собой подтверждений в древних источниках. Слабость и пестрота язычества, уверенная поддержка Церкви правителем, давнее знакомство с христианством в больших городских центрах сделали свое дело: Христова вера утвердилась на Руси скоро и почти бескровно. Не стоит удивляться — к тому времени, когда произошло официальное общегосударственное крещение, христианство уже более века частным образом распространялось на огромных пространствах от Киева до Новгорода. В Киеве задолго до Владимира стояли малые церковки. В дружинах варяжских, находившихся на службе у русских князей, часто встречались простые воины и знатные люди, принявшие Христову веру. Бабка Владимира, княгиня Ольга, тремя десятилетиями ранее посетила столицу Византии и вернулась оттуда христианкой. Откуда быть надрыву и кровопролитию, когда к христианству на Руси давным-давно… привыкли?
1. В древности наши предки были язычниками. В столице Древней Руси, Киеве, были большие языческие святилища. На главном из них, княжеском, стояли идолы, украшенные золотом и серебром. В жертву истуканам языческих «божеств» время от времени приносили людей.
2. Киевский князь Владимир Святославич решил переменить веру. Рядом с его владениями существовали большие города с красивыми храмами и чудесным пением, там процветали знания, создавались новые и новые книги. Язычество ничего подобного дать не могло. Князь принялся беседовать с дружиной и представителями разных религий: какую веру ему принять?
3. По древней легенде, князь отправил посольство из Киева в Константинополь — столицу могущественной Византийской империи.Русские послы побывали под сводами громадного собора святой Софии. Священники повсюду зажгли свечи и совершили богослужение с такой пышностью и торжественностью, что поразили послов. Те вернулись к Владимиру и рассказали об увиденном с похвалой.
4. Владимир решил креститься по обряду Константинопольской Церкви. Два императора, которые тогда правили Византией, вели тяжелую войну. Владимир договорился, что пришлет войско им на подмогу, а они отдадут ему в жены свою сестру Анну.Русское войско отправилось в поход.
5. Владимира крестил в Киеве священник. Скорее всего, это произошло на берегу реки. После правителя в воду вошли дети и приближенные великого князя. Перестав быть язычником, князь мог стать мужем византийской «принцессы».
6. Не дождавшись невесты из Константинополя, Владимир начал было переговоры на эту тему с правителем Корсуня-Херсонеса — богатого византийского города в Крыму. Демонстративно пренебрегая «принцессой» Анной, он предложил отдать ему в жены дочь корсунского «князя». Но ответом на предложение киевского правителя стал издевательский отказ.
7. Тогда войско киевского князя пришло в Крым, под стены Херсонеса. Горожане заперли ворота, изготовившись к осаде. Князь велел делать насыпи, дабы преодолеть с их помощью корсунские стены. Но осажденные потихоньку подкапывали насыпи и уносили землю прочь. В результате насыпи никак не могли сравняться со стенами города. Однако Владимир пообещал простоять хоть три года, но все же одолеть упорство защитников.
8. Долгая блокада города сделала свое дело: среди горожан нашлись те, кто счел капитуляцию более приемлемым итогом войны, нежели мучительные условия осады. Одним из них стал священник Анастас. Он пустил стрелу с запиской, где советовал «перенять» акведук — трубы, ведущие в город питьевую воду. Когда Корсунь остался без воды, город открыл ворота.
9. В итоге Владимир Святославич вошел в город. Не сдержав гнева, он казнил тамошнего стратига с женой, а дочь его отдал в жены одному из своих сторонников. Однако город вовсе не предназначался к разрушению и разграблению. Взяв его, князь принудил Византию исполнить все обязательства по договору.
10. Вряд ли князь киевский знал славянскую грамоту. Среди корсунских священников были те, кто мог говорить по-славянски и по-варяжски, ибо это был большой торговый город. Они вели беседы с правителем большой северной страны, просвещая его живым словом. Именно тогда Владимир освоил начала христианской веры.
11. На византийском корабле, наконец, прибыла принцесса Анна. Она венчалась с Владимиром Святославичем по обряду восточнохристианской Церкви. До нее князь, руководствуясь языческим обычаем, имел многих жен. Теперь он с ними расстался, поскольку христианину нельзя состоять в браке с несколькими женщинами одновременно. Некоторые из прежних супруг Владимира вступили в повторный брак с его вельможами. Другие предпочли воздержаться от новой свадьбы.
12. Вернувшись из Корсуня, Владимир приказал разрушить языческие святилища в своей столице.Деревянные истуканы, изображавшие «божеств», полетели в Днепр.
13. Киевляне зашли в воду всем многолюдством великого города. За один день приняли Крещение многие тысячи горожан. Обряд совершали священники из свиты Анны, а также Анастас Корсунянин и другие представители духовенства из Корсуня.
14. После Крещения в Киеве началось строительство нескольких небольших храмов. Позднее появилась и величественная Десятинная церковь. Столь значительных каменных построек наша страна до того не знала.
15. Позднее в храмах возникли школы. Детей учили славянской и греческой грамоте, знакомили их с книгами.
16. Эти книги сначала привозили в Киев и другие города Руси из-за рубежа. А потом их стали изготавливать в нашей стране. На Руси возникли собственные книгописные мастерские и отличные живописцы, искусно украшавшие книжную премудрость миниатюрами. Скоро в Киеве появились первые книги, повествующие о русской истории. Их называют летописями. Именно в летописях и сохранился рассказ о том, как была крещена Русь.
Рисунки Екатерины Гавриловой
На заставке: К.В. Лебедев. Крещение киевлян. Фрагмент картины
Русская история в картинах. Часть 2. Крещение Руси. X-XII века.
Чтобы прослушать файл установите Flash Player и включите поддержку JavaScript.
Николай Ломтев Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. 1848
Иисус Христос своим ученикам – апостолам – завещал идти в разные страны и там рассказывать людям о новой вере. Апостол Матфей ходил по Палестине, Марк отправился в Египет, Петру выпал Рим, а его брату Андрею нужно было плыть к скифам – в неведомые земли. Вот так Андрей и оказался на холмистых берегах Днепра. Поднялся он на самый высокий холм, поставил там крест и сказал, что на этом месте когда-нибудь будет построен прекрасный город и будут здесь верить в Иисуса Христа и его учение. Как сказал апостол Андрей Первозванный, так и случилось: на берегах Днепра сначала возникло поселение славян, которое станет городом. По имени основавшего его князя он был назван Киевом. В 988 году великий князь Киевский Владимир Святославич крестил горожан, а следом за ними и всю Киевскую Русь. Сын Владимира Святославича, князь Ярослав Мудрый, построил прекрасный собор Святой Софии. Этот храм стоит и сегодня, удивляя всех своей красотой. Из летописей известен ещё один интересный факт. После Киева Андрей Первозванный отправился в Новгородскую землю, где больше всего удивился тому, как местные жители посещают баню; бьют себя молодыми прутьями, обливаются квасом и студёной водой.
Антон Лосенко Владимир и Рогнеда 1770
Павел Сорокин Первые христианские мученики при святом Владимире 1852
Смерть первых христианских мучеников, Феодора и Иоанна, описана в летописи. Это греческие имена, которые отцу и сыну дали при крещении. О них известно то, что были они скандинавами и прибыли в Киев из Византии, где Феодор и принял святое крещение. Об их смерти рассказывают по-разному. Одни пишут, что Феодора и Иоанна растерзали местные язычники за то, что они без уважения отозвались о деревянных статуях Перуна и прочих языческих божеств. Другие историки считают, что после победы княжеской дружины над племенем ятвагов по варяжским обычаям полагалось принести человеческие жертвы богам. Дружинники-скандинавы кинули жребий, и выбор пал на двух их соотечественников, которые приняли новую веру. Дом христиан был разрушен, а ни в чём не повинных людей предали жестокой смерти. На том месте, где стоял дом Феодора и Иоанна, по приказу князя Владимира позже построили Десятинную церковь.
Иван Эггинк Великий князь Владимир избирает религию. 1822
Владимир, младший сын Киевского князя Святослава, став главным – великим – князем Киевской Руси, начал думать о вере для подданных. Решил он послать своих приближённых в разные страны: пусть выяснят, какой Бог сильнее, за кем “правда, сила и слава”. Прибыли посланцы и стали рассказывать о том, что узнали: на Востоке, у хазар – иудейская вера, у волжских болгар – ислам, на Западе – католичество, у греков – православие. В столице Византии, Константинополе (по-тогдашнему Царьграде), стоял храм Премудрости Бога – Софии. И была эта церковь такая красивая, что нельзя было от неё взгляда отвести. Сразу было понятно – тут и есть дом Бога. Значит, византийская вера самая правильная и русским она подходит больше всего. Решил Владимир храм такой же в Киеве пострить, чтобы в Киевской Руси был дом у Бога. — В Византии сам Бог с людьми пребывает! – сказали князю посланцы. Православная вера понравилась князю, помнил он, что княгиня Ольга, бабка его, была одной из первых христианок на Руси. Видел Владимир, что христиане, на которых тогда совершались гонения, умирали с именем Иисуса Христа на устах.
Андрей Иванов Крещение великого князя Владимира в Корсуни. 1829
Перед тем как крестить Русь, великий князь Владимир Святославич крестился сам, а произошло это, согласно одному из преданий, в Корсуни. Так во времена Киевской Руси называли древний город Херсонес Таврический в Крыму. Теперь этот древний город находится на территории современного нам Севастополя. Всё началось с того, что византийский император Василий II Болгаробойца направил к Киевскому князю посольство с просьбой помочь подавить мятеж Варды Фоки, вспыхнувший в Византии. Владимир Святославич согласился, но при условии, что сестра императора, царевна Анна, станет его женой. Василий II согласился, но поставил ответное условие – крещение Владимира. На том и порешили. Киевский князь направил русское войско на помощь византийцам, а сам стал дожидаться невесты. Но принцесса Анна не прибыла. Тогда разгневанный Владимир Святославич выступил в поход против Корсуни, которую захватил после продолжительной осады. Василий II был вынужден исполнить своё обещание. Царевна Анна, прибывшая в Корсунь, стала женой Киевского князя, который, в свою очередь, принял крещение. Существует ещё одна легенда. Прибыв в Корсунь, князь Владимир неожиданно ослеп и прозрел только после принятия святого крещения, тем самым ещё более утвердившись в православной вере. Этот момент и изображён на картине Андрея Иванова.
Виктор Васнецов Крещение князя Владимира 1885-1896
На этой картине запечатлено таинство крещения великого князя Киевской Руси Владимира Святославича. Сначала он сам принял христианство, а потом в новую веру обратил и своих подданных. Поначалу третий сын князя Святослава, как и его отец, был язычником, а когда стал правителем Киевской Руси, начал задумываться о том, что его страна должна принять такую веру, которую исповедуют другие народы. Рассказ о красоте храма Софии в Константинополе, о величественном богослужении, которое проводят греки в православной церкви, его больше всего заинтересовал. Может быть, он подумал: раз вера красивая, значит, она самая правильная? Или его бабка, княгиня Ольга, мудрая и мужественная женщина, посеяла в его душе ростки веры во Христа? А может быть, князь Владимир решил, что иметь союзником такую могущественную державу, как Византия, будет полезно для молодой Русской державы? У великого князя желания не расходились с делами: как захотел, так и сделал. Принял крещение, взял в жёны византийскую принцессу, затем обратил в новую веру подданных и начал строить в Киеве христианские церкви – почти такие же красивые, как и в Константинополе.
Клавдий Лебедев Крещение киевлян
Крещение Руси – это введение в Киевской Руси христианства как государственной религии. Оно было осуществлено в конце X века Киевским князем Владимиром. Летописи называют разные даты события. Учёные чаще всего указывают на 988 год. В Киеве крещение прошло довольно организованно, и на призыв князя откликнулось большинство горожан. Вместе с крещением шло разрушение языческих капищ. В Киеве были повалены на землю деревянные столбы с вырезанными на них изображениями древних богов. Древнейшими христианскими храмами в Киеве считают Десятинную церковь, построенную рядом с крепостью князя, детинцем, и храм Святителя Николая в нижней части города, у Днепра. Возможно, он был возведён на месте капища Перуна. В других городах Руси принятие христианства шло дольше и труднее. Некоторые народы, например, марийцы, приняв православие, сохраняют верность древним традициям – молениям в рощах.
Виктор Васнецов Крещение Руси 1885-1896
Крещение Руси произошло в Киеве в 988 году. Изображение этого события можно увидеть в киевском кафедральном соборе, названном в честь Крестителя Руси Владимирским собором. Роспись Владимирского собора была поручена Виктору Васнецову. Художник поначалу отверг это предложение, но вскоре согласился. Прежде чем приступить к работе, он отправился в Италию, чтобы изучить монументальную живопись эпохи Возрождения. Долгих десять лет шла работа над росписью собора; вместе с В. Васнецовым трудились М. Врубель, Н. Нестеров и другие художники. Васнецов расписал в соборе почти 3 тысячи квадратных метров, создав 15 картин и 30 фигур святых, в числе которых княгиня Ольга, Александр Невский, Нестор-летописец, князь Владимир, святые Борис и Глеб и другие.
Василий Верещагин Закладка Десятинной церкви
Виктор Васнецов Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем 1918
На картине герой русских былин Добрыня Никитич сражается со Змеем Горынычем. Прототипом Добрыни Никитича был Добрыня – дядя по матери великого князя Владимира Святославича. Дядя по велению князя крестил новгородцев. Жители Великого Новгорода неохотно принимали новую веру и отказывались от старых богов. Статую Перуна скинули с высокого берега в Волхов. Бой Добрыни со сказочным Змеем Горынычем символизирует победу православной веры над язычеством.
Икона Борис и Глеб XIV век
Иван Билибин Суд во времена “Русской Правды” 1907
Перед палатами князя пылает костёр. Сам старый князь правит суд. Возле него стоит его наследник. В правой части картины боярин объясняет гостю то, что здесь происходит. Спорщики стоят слева. Один из них преклонил колени перед пламенем: сейчас он протянет руку и огонь опалит её. Если он сможет выдержать эту боль, все решат, что он невиновен. Если отдёрнет руку и закричит от боли, то дружинник, который стоит за костром, отрубит виновному руку… В левом углу картины стоит второй спорщик, он – с длинной седой бородой. Вот он подался вперёд, видно, хочет разглядеть происходящее, ведь ему тоже предстоит сунуть руку в пламя, чтобы доказать свою правоту. Он так и сделал бы, если бы его не удерживали двое княжеских дружинников. Перед костром на престоле великий князь Ярослав Мудрый – именно при нём был составлен первый свод законов “Русской Правды”. Изменяющиеся и совершенствующиеся нормы “Русской Правды” действовали до конца XV века, когда был введён Судебник (1497 год).
Андрей Иванов Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году (Поединок Яна Усмаря с печенегом) Не позднее 1812
Иван Билибин Съезд князей 1907
Киевская Русь состояла из отдельных княжеств, в которых правили потомки Рюрика. Кто кому должен подчиняться, определяло лествичное (“лестничное”) правило. На самом верху “лестницы” должен был находиться старший родственник – великий князь Киевский. После него должен был править его младший брат, затем сыновья великого князя, потом сыновья его младшего брата. Но случалось, что отец хотел оставить власть сыну. Чтобы решить все споры о власти, князья собирались на съезды. Один из таких съездов показан на картине. Справа великий князь Киевский, возле него – его братья. Слева – молодые князья. Похоже, они не собираются уступать власть в крупных городах престарелым родичам. Но спор лучше войны! Один из самых известных съездов князей произошёл в 1097 году в городе Любече на Днепре (сейчас город на Украине). Именно этот съезд и запечатлел художник. Великий князь – Святополк Изяславич. Он получил во владение (удел) Киев, Туров и Пинск. Владимир Мономах и Олег Святославич стали править в Переяславле и Чернигове. Давыд Святославич получил в удел Рязань. Давыд Игоревич – Владимир-Волынский, а Василько Ростиславич – Теребовль. На этом же съезде лествичное право отменили, решив, что каждый наследует землю своего отца.
Сергей Иванов Христиане и язычники. 1074 год. 1909
Алексей Кившенко Долобский съезд князей – свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком. 1103 год. 1880
В богатом шатре собрались русские князья с воеводами. Слева – Переяславский князь Владимир Мономах. Его южное княжество больше всех страдало от набегов половцев. Напротив него – Киевский князь Святополк Изяславич. Великий князь Киевской Руси, он не всегда вёл себя мудро и подчас захватывал земли удельных князей. От распрей выигрывали кочевники: пока русские дрались между собой, степняки их грабили. В 1103 году князья собрались неподалёку от Киева, чтобы объединиться против внешнего врага. Этот съезд был назван “Долобским” – по месту, где стоял княжеский шатёр. Владимир и Святополк послали за другими князьями, Олегом и Давыдом Святославичами. Давыд откликнулся на призыв: “Пойдём на половцев и выйдем живыми либо мёртвыми”. А Олег не захотел принять участия в общем походе. Сразу после совещания дружины на конях и ладьях по Днепру двинулись в половецкие степи. 4 апреля у Сутени состоялась великая битва, из которой русские вышли победителями. Было ещё несколько совместных боевых походов Святополка, Владимира и других князей, и вновь половцы были разбиты. Угроза с юга была уничтожена.
Василий Раев Блаженный Алипий, иконописец печерский. 1848
Икона Богоматерь Владимирская XII век.
Владимирская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых русским народом. Она очень древняя: существует предание, что её написал ещё евангелист Лука. А доску для иконы он взял из столешницы дома, в котором жил в юные годы Иисус Христос. За этим столом Он ежедневно принимал пищу вместе с Богоматерью и Иосифом. Вероятнее всего, на Русь икона была привезена из Константинополя митрополитом Михаилом в подарок Мстиславу Изяславичу, который в то время был великим князем Киевским. Князь решил, что самое подходящее место для иконы – храм, и отдал её в женский монастырь в Вышгороде рядом с Киевом. Андрей Боголюбский, который княжил в Вышгороде, взял икону и уехал с ней во Владимир, где и остался править Русью. Икону он отдал в Успенский собор. Там она и находилась 240 лет, пока великий князь Московский не потребовал привезти её в Москву. И повод для этого был важный: на Москву двигалось огромное войско Тамерлана. Только и была надежда на заступничество Богородицы. И Она помогла – Тамерлану пришлось убраться прочь. С тех пор Владимирская Богоматерь считается заступницей перед врагами. С этой иконы было сделано несколько копий (списков), и все они также обладают чудесными свойствами. Долгое время икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, а в настоящее время она находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее.
Аполлинарий Васнецов Основание Москвы. Постройка первых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 году. 1917
Датой основания Москвы принято считать 1147 год, именно тогда, согласно летописи, Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий пригласил в “Москов” князя Святослава Ольговича, устроив 28 марта в его честь “обед силён”. В летописи также упоминается, что в те времена “стояли на Москве-реке сёла красные боярина хорошего Кучка Степана Ивановича”. Долгорукий, остановившись в этих местах проездом, велел казнить суздальского боярина за проявленную дерзость и, очарованный красотой здешних мест, основал город. А спустя девять лет возвёл новый “град”, деревянную крепость, окружённую рвом и валом, которая охватывала в пять-шесть раз большую площадь. Именно этот исторический момент изображён на картине. Спустя два столетия белокаменная крепость на Боровицком холме получит название “Кремль”.
Николай Рерих Поход Игоря. 1942
Игорь Святославич – главный герой “Слова о полку Игореве”. В течение восемнадцати лет он правил в Новгород-Северском княжестве, а затем три года, до самой смерти, был правителем в самом большом княжестве Киевской Руси – Черниговском. Игорь Святославич не один раз ходил на половцев. Его поход 1185 года и был воспет в “Слове о полку Игореве”. Игорь с небольшой дружиной отправился в степь, чтобы проучить половцев. Однако началось солнечное затмение. Тревожный знак, по древним поверьям. Но князь пренебрёг “предупреждением небес”. Между Светом и Тьмой – красные щиты, как всполохи утренней зари. Князь потерпел поражение и русские воины остались лежать в степи… Эту картину Рерих написал в 1942 году, во время Великой Отечественной войны. Тогда исход войны был неясен, но была надежда: мы обязательно победим! Именно об этом и хотел сказать Николай Рерих: всё повторяется, и поход древних русичей против кочевников поначалу складывался неудачно. Войско было разбито, князь взят в плен. Но Игорю удалось бежать, он собрал новое войско и разгромил половцев. Так же произошло и в войне с фашистами: в 1943 году наступил “коренной перелом”, и русские воины гнали агрессора до самого Берлина.
Виктор Васнецов После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880
Эта картина является иллюстрацией к выдающемуся памятнику древнерусской литературы – “Слову о полку Игореве”, написанному в конце XII века неизвестным автором вскоре после неудачного похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев. Произведение сохранилось только в одном рукописном списке XVI столетия, который приобрёл для своей коллекции известный собиратель старины А.И. Мусин-Пушкин у бывшего архимандрита упразднённого Спасо-Ярославского монастыря. К сожалению, рукопись сгорела во время московского пожара 1812 года, но текст, сохранившийся в копии, сделанной для Екатерины II, выписках историка Карамзина и в содержащем ошибки печатном издании, оказал огромное влияние на творчество Жуковского, Пушкина, Рылеева, Гоголя, Блока и многих других выдающихся поэтов и писателей. Вновь открытый для читателя великий памятник древнерусской литературы поразил всех своей удивительной многогранностью, исторической значимостью, эмоционально насыщенной целостностью всех граней художественного образа. Многие образы этого уникального эпического произведения восходят к исконно русской, народной символике, например, стихийная связь людей с природой и упоминание языческих богов служат историческим свидетельством поэтических воззрений описываемой эпохи.
Алексей Максимов В усадьбе князя
Князь – крепкий старик с седой бородой – вышел на расписное крыльцо своих хором. Перед ним стоят его подданные. Наверное, пришли к князю, чтобы обсудить с ним важные вопросы. В центре картины – крестьянин с хомутом в руках. Двое молодцов держат провинившегося. Меру его вины должен определить князь: украл ли мужик хомут, или взял на время – и не вернул в оговоренные сроки. Справа, за хоромами князя, тянутся жилые и хозяйственные постройки. В левой части картины – большой дом для слуг. Мы видим девушек у колодца, домашнюю птицу, лошадей… Князь был и богатым хозяином, и полководцем, и главным судьёй. Только духовной властью он не обладал. В Киевской Руси главным был великий князь, во главе удельных княжеств были свои князья. Они не всегда подчинялись Киевскому князю, и по этой причине происходили междоусобные войны, которые не способствовали единству государства, делали его слабым и не во всякое время способным обороняться от внешних врагов. Со временем Россия расширит свои пределы и станет царством, а потом и империей, но титул князя не исчезнет. “Великими князьями” и “княгинями” стали называть членов царской семьи.
Николай Неврев Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III 1875
Князь Роман Мстиславич Галицкий (умер в 1205 году) – один из самых известных и могущественных правителей Киевской Руси, потомок великого князя Киевского Ярослава Мудрого. Княжил князь Роман Мстиславич сначала в Новгороде Великом, потом во Владимире-Волынском, чуть позднее станет править и в Галиче. Роман Мстиславич подчинил своей власти своевольных бояр. Заставил уважать Киевскую Русь все соседние державы: Византию, Польшу, Венгрию. Католическая церковь, видя, как крепнет Русское государство под руководством князя Романа, решила соблазнить его: ему предложили короноваться – был князем, станешь королём! Но стать королём князь смог бы, лишь перейдя в католическую веру. А вслед за верховным правителем из православия в католичество перешли бы и все его подданные, чего так жаждали католические священники. Но Русь уже избрала православную веру и менять её не хотела. Да и корона мало что прибавила бы к могуществу князя Романа Мстиславича. На картине князь показывает посланцу папы на дверь.