каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Давид, грифоны и Мировой Волк: что зашифровали в резьбе Дмитриевского собора?

Дмитриевский собор – величественное сооружение, на котором сохранилось уникальное каменное кружево, дошедшее до нас, людей XXI века, из века XII. На этих древних стенах — самое крупное в России собрание каменной пластики домонгольского периода, своеобразное историческое послание наших предков, по которому мы можем понять их чаяния, мировоззрение, страхи, ожидания и даже политический посыл, который хотела вложить власть в головы своих подданных.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Дмитриевский собор во Владимире

Грифоны, львы, химеры, безжалостно терзающие своих жертв, витиеватые растения, опутывающие древнее сооружение по периметру, великий царь и псалмопевец Давид, премудрый князь Всеволод с ребенком на коленях, святые страстотерпцы Борис и Глеб.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Образы святых в белокаменной резьбе

И тут же скандинавский ас (бог), усмиряющий свирепого Мирового Волка, Самсон, разрывающий пасть огромному льву, языческий богатырь Редедя, поверженный Мстиславом Храбрым в честной схватке.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Зооморфный сюжет белокаменной резьбы

Как языческие и христианские сюжеты уживаются вместе на стенах древнего храма, который в 1992 году был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, и что все это значит? Почему собор, построенный князем Всеволодом Большое Гнездо, называется Дмитриевским? И какая связь между старославянской буквой Живете, мифологическими растениями и Иисусом Христом? Расшифровываем сюжеты уникальных белокаменных скульптур Дмитриевского собора вместе с народным гидом Алексеем Валентиновичем. Смотрите видео.

В программе:

Кто и зачем построил Дмитриевский собор?

Дмитриевский собор был заложен во Владимире весной 1191 года. Строила его, вероятно, та же западноевропейская артель, которая по приглашению князя Всеволода Большое Гнездо восстанавливала Успенский собор после опустошительного пожара 1185 года (после этой реконструкции главный храм города обрел галерею и пятиглавие).

Князь Всеволод задумал строительство своей резиденции неподалеку от Успенского собора, центром которой должен был стать новый храм – Дмитриевский собор. Название было выбрано в честь небесного покровителя Всеволода Юрьевича (который в крещении был Дмитрием) – святого Дмитрия Солунского. То есть перед нами храм в честь самого князя Всеволода. И это является ключевым фактом в понимании сюжетов белокаменной резьбы.

По мнению нашего гида Алексея Валентиновича, у Всеволода Большое Гнездо было несколько причин строительства еще одного белокаменного (весьма недешевого) собора в центре Владимира.

— Важная причина – это сам XII век, время кровопролитных крестовых походов, бурления политической и духовной жизни, шла борьба за Гроб Господень, ждали второго пришествия Христа, — отмечает Алексей Валентинович. — И местный правитель тоже готовил свои земли для этого важнейшего события. Таким образом, новый собор должен был стать своеобразной проповедью, пропагандой христианства среди подданных Всеволода. Кроме того, князь построил храм не только для себя, но и для всех людей, сделал им благо. То есть строительство храма – это еще пример своеобразного политического пиара, фактически Всеволод Юрьевич своим деянием утвердил свою власть для современников и увековечил свое имя для потомков.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Откуда сюжеты белокаменной резьбы

Сотни камней, сюжеты на десятках из которых имеют вполне определённый смысл, их можно понять. Откуда же эти образы? Из разных источников. И, в первую очередь, из Псалтыри, книги, входящей в состав Ветхого Завета, одним из авторов которой является иудейский царь Давид. Но к нему мы вернемся чуть позже.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Кроме Псалтыри, основой для сюжетов послужили русские летописи, другие священные книги, саги, мифы, причем не только отечественные, но и европейские. Таким образом, перед нами застывший в камне образный язык, который в XII веке был понятен как нашим соотечественникам, так и жителям многих стран Европы.

Псалмопевец, поэт и царь

Автором большинства гимнов Псалтыри был иудейский царь Давид, поэт, пророк, правитель, псалмопевец, основатель крепости на горе Сион (будущий Иерусалим).

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Так изображен царь Дави д в Хлудовской псалтыри

Образ Давида — ключевая фигура в сюжетах Дмитриевского собора. Его изображение мы встречаем здесь трижды: Давид восседает на троне в центре западного, южного и северного фасадов. Его поднятая рука благословляет подданных. В другой руке – древняя арфа или свиток, свидетельствующие о том, что этот человек слагает гимны Богу. То есть власть Давида божественная, священная. А если учесть, что сам Христос происходит из рода Давида, то сам царь — это символ сакрализации власти, безоговорочного утверждения ее на земле. Именно это и хотел сказать князь Всеволод своему народу, размещая изображение Давида на своем храме. Власть князя – тоже неоспоримая и сакральная.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Царь Давид на Дмитриевском соборе

Львы. Царственные и демонические

Если присмотреться, то вокруг Давида (и не только) мы видим многочисленные изображения львов и львиных масок. Как известно, иудейский царь происходил из колена Иудова, а символ этого колена – лев. Таким образом, это животное покровительствует и самому Давиду, и впоследствии Иисусу Христу. То есть лев обозначает царственную власть, и княжескую в том числе. Примечательно, что в конце XVIII столетия символом Владимирской губернии тоже становится лев с крестом и в короне. И этот образ очень похож на тех, что изображены на Дмитриевском соборе.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Львов много и разных

Однако образ льва – полисемантичен и несет в себе еще и звериное начало, которое в христианском контексте трактуется как порок, низменные инстинкты человека, его стремление к греху. В этом ключе изображение на соборе Самсона, разрывающего пасть льву, понимается как победа человека над животным началом, над грешной своей сутью, стремление души в Царствие Небесное.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Самсон, разрывающий пасть льву

Кого Всеволод посадил на колени и почему

Тема утверждения княжеской власти в белокаменной резьбе храма – центральная. Мы помним, что Давид передал бразды правления своему сыну Соломону. У наших князей в XII веке такой возможности не было, так как действовало лествичное право, по которому престол переходил от старшего брата — младшему, а не к сыну. И в этой традиции – корень кровопролитных междоусобных войн, которые в то время раздирали страну.

На одном из фасадов мы видим самого князя Всеволода Юрьевича (причем он находится на одной линии с царем Давидом), на коленях которого сидит ребенок. По версии гида Алексея Валентиновича, это изображение следует понимать как мечту правителей Древней Руси о передачи всего своего наследия сыну. Есть мнение, что на коленях князя сидит его старший отпрыск Константин, который, кстати, родился в 1186 году и мог стать прототипом данного изображения на соборе, построенном в 1191-м.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Князь Всеволод с сыном

Интересно, что с обеих сторон от Всеволода застыли в стремительном движении к трону четыре человека (по два с каждой стороны). Некоторые считают, что это другие дети князя, но, по мнению Алексея Валентиновича, это подданные, которые признают княжескую власть над собой, поэтому находятся в преклоненной позе. Если рассмотреть это изображение в европейском контексте, то можно вспомнить изображение римского императора Оттона, вокруг трона которого тоже стоят люди. И это земли, которыми повелевает император. Согласитесь, очень похожая композиция.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Оттон с подданными. Фото: upload.wikimedia.org

Борцы – это не борцы?

Важным источником для сюжетов Дмитриевского собора стали русские летописи. То есть мы можем воочию сравнить их изображения с тем, что высечено на соборе. В этом смысле интересен один из знаменитых белокаменных барельефов, который принято называть «Борцы».

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Однако к спортивным состязаниям эта схватка вряд ли имеет какое-то отношение. Вот какую миниатюру мы находим в иллюстрированной Радзивиловской летописи:

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

«Борцы» на миниатюре Радзивиловской летописи

Согласитесь, очень похоже? Здесь изображена борьба князя Мстислава Владимировича, сына Владимира Крестителя, с богатырем Редедей. Мстислав Храбрый напал на косагов (ныне черкесы, адыги). Чтобы поберечь дружины, спор разрешили с помощью поединка между «главнокомандующими». Бой проходил непросто, в итоге князю удалось одолеть могучего богатыря, хотя в определенный момент последний стал побеждать. Вот так об этом событии повествует «Повесть временных лет»:

После победы князь Мстислав выполнил свое обещание, данное в критическую минуту, и построил церковь в честь Богородицы в Тмутаракани (ныне территория станицы Тамань). До наших дней храм не дошел, однако его фундамент находили археологи в 1955 году.

Мировой Волк, которого все боялись

Еще один сюжет, который, на первый взгляд, кажется языческим, но на самом деле тоже имеет глубокий христианский подтекст и просветительские цели. История эта не из отечественной мифологии, что свидетельствует о мультикультурности белокаменной резьбы Дмитриевского собора.

В германо-скандинавских сказаниях можно встретить предания об Фенрире (Ужасном Волке). Изначально боги (асы) сочли его неопасным и позволили ему жить рядом с собой, но со временем стало ясно, что Фенрир несет реальную угрозу. Зверя попытались сковать цепью, но он рвал даже самые крепкие. Тогда с помощью колдовства удалось изготовить нити, которыми опутали лапы грозного животного, предварительно вложив в его пасть меч. Это сделал бог воинской храбрости Тюр, который в ходе укрощения волка потерял руку (ее зверь откусил). А Мирового Волка обрекли оставаться связанным до конца дней человечества. Вот так об этом написано в скандинавских мифах:

«Рукоять (меча) упёрлась под язык, а острие — в нёбо. И так распирает меч ему челюсть. Дико он воет, и бежит слюна из его пасти рекою, что зовётся Вон. И так он будет лежать, пока не придёт конец света…»

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Мировой Волк в резьбе Дмитриевского собора

Сюжет о победе над Мировым Волком мы находим и на стенах Дмитриевского собора. Эта миниатюра о безопасности, о победе человека над силами природы, в конечном итоге о победе добра над злом, которое до конца уничтожить невозможно, поэтому волка связали и удерживают, а не убивают, поддерживая мир в своеобразном балансе.

Кстати, страх перед волками в XII столетии был близок и жителям Владимира, нашим предкам. Волков в окрестностях водилось в изобилии, и они часто нападали на человека. Так что этот элемент резьбы носит не только ментальный характер, но в какой-то степени бытовой, отражая реалии того времени.

Кого «когтит» грифон

Животных в резьбе много, в том числе и мифологических. В этом смысле очень интересна картинка, где огромный грифон тащит в своей когтях существо, похожее на лань. Это весьма распространённое для XII столетия изображение (его можно найти и на внешних стенах храма Покрова на Нерли), и в искусствоведческой литературе оно связывается с христианством. Называется сюжет «Грифон, покровительствующий лани».

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

«Грифон, покровительствующий лани»

Трактуется, что на самом деле грифон не причиняет лани никакого ущерба, а несет ее в рай. То есть лань – это символическое изображение агнеца божьего, души праведника, которая с помощью летающего мифологического существа (ангела) возносится к небесам.

Но если присмотреться, то на стенах собора можно обнаружить много насилия, что, вероятно, отражает миропонимание средневекового человека и многочисленные опасности, его окружавшие… Суровые были времена.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Сюжет резьбы Дмитриевского собора

Прорастающая Живете

А еще невозможно не заметить, что храм буквально опутан «каменной» растительностью. Многие растения изображены в форме старославянской буквы Живете.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

Растения в форме старославянской Живете

Этот момент, по мнению нашего эксперта, также связан с христианским преставлением о человеке как о пшенице, о колосе хлеба, которого Бог собирает в свои амбары. Некоторые растения с плодами, то есть человек должен быть не просто носителем христианской веры, но и творить добрые дела.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

По другой версии, растительные узоры напоминают средневековые розетки — лилии, которые несут в себе смысл чистоты, невинности, непорочности, божественного начала, что тоже вполне укладывается в христианскую доктрину, которую, как мы поняли, в полной мере иллюстрируют многообразные сюжеты Дмитриевского собора.

Народные кресты на храме

Но не только средневековые мастера оставили плоды своего искусства на стенах древнего Дмитриевского собора. В нижней его части (практически на всех стенах) можно увидеть вырезанные небольшие крестики. Подобные мы встречали на многих наших храмах: и на Покрова на Нерли, и на Георгиевском соборе, и на церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Есть мнение, что это народная традиция: с помощью креста отдать дань душе умершего человека и таким образом помочь ей вознестись к Богу. Но к церковным традициям этот «обряд» не имеет никакого отношения.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

«Народные кресты» на Дмитриевском соборе

Сегодня мы попытались разгадать лишь некоторые сюжеты белокаменной резьбы Дмитриевского собора и в очередной раз убедились в том, что в XII столетии Владимиру была подарена настоящая историческая жемчужина, доступная и по сей день каждому из нас. Было бы желание, чтобы прийти сюда, рассмотреть и попытаться разгадать.

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

*Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения народного экскурсовода

Источник

Народный каталог православной архитектуры

Авторские фотографии с описаниями православных монастырей, храмов и других православных строений в России и за её пределами
каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад | СТАТЬ СОАВТОРОМ | ПОИСК ПО САЙТУ | ОГЛАВЛЕНИЕ | КАРТА | УЧАСТНИКИ | О ПРОЕКТЕ | МОНАСТЫРИ РОССИИ | ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ

Владимирский регион

Владимирский регион

Протоиерей О.Пэнэжко. «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского р-на.» Владимир, 2005
тираж 3000 экз.
ISBN 5-93350-090-9

«40-я книга серии, посвящённой церквам Подмосковья и других областей. Приведены результаты обследования сёл Юрьев-Польского района Владимирской области в краеведческих экскурсиях общины храма Иоанна Богослова г. Ликино-Дулёво МО, уточнена судьба некоторых памятников архитектуры, называемых существующими в изданиях учреждений, связанных с их использованием, охраной и реставрацией, но на самом деле разрушенных уже несколько десятилетий тому назад, выявлены новые памятники. Впервые публикуются фотографии многих храмов, варварски разрушенных в 1960х-1970х гг. Рассказывается о православных церквах, от их первых упоминаний в летописях до наших дней, о подвижниках благочестия, новомучениках, о знаменитых деятелях России и простых людях, возводивших храмы и молившихся в них. Издание богато иллюстрировано.» (Аннотация к книге)

=======
Книга в мягком переплёте, цветные фото только на обложке. Наиболее полное на сегодняшний момент описание всех храмовых сооружений района включая утраченные.

Л.Д. Мазур «Русский город XI-XVIII вв. Владимирская земля» М., 2006.
тираж 500 экз. по гранту Президента.
ISBN 5-8125-0753-8

Ермакова С.О. «Владимир и Суздаль» М.: Вече, 2005
(Научно-популярная серия Памятники всемирного наследия)
ISBN 5-9533-1029-3
тираж 5000 экз.

«Старинные русские города Владимир и Суздаль по праву считаются сокровищницей произведений русской архитектуры. Создателями этой красоты были замечательные русские мастера, вложившие в свои творения всю силу таланта. В этой книге читатели познакомятся с историей создания наиболее значительных памятников архитектуры, живописи и прикладного искусства, которые хранит Владимиро-Суздальская земля. Страринные предания и древние летописи помогут воссоздать образы великих князей, стоявших у истоков русской государственности.»

========
Книга в твердом переплёте, выполнена в половинного размера «походном» формате, не утяжелена никакими научными ссылками, урашена цветными картинками и фото, тем не менее очень содержательна множеством фактов и подробностей на 224-х страницах.
В книге всего две главы: Владимир и Суздаль

«История Богородице-Рождественской свято-Лукиановой мужской Пустыни Владимирской Епархии» / Авт.-сост. Н.В. Беляницына. М.: Издательство «ВЛАДОМ», 2001

ISBN 5-93429-009-6
тираж 300 экз.

Небольшая книга в мягкой обложке напечатана тщанием самой обители по благословению высокопреосвященного Евлогия, архиепископа Владимирского и Суздальского.
Собраны факты и всевозможные сведения о Лукиановой Пустыни, планы и чертежи объектов, цветные фотографии памятных событий.
Материал базируется на научном труде известного владимирского искусствоведа Некрасовой Л.Н., ранее существуещего только в машинописном виде. Использованы так же материалы Государственного Исторического музея, архивные источники, древние рукописи.
На сегодняшний день это наиболее полное и информационно-насыщенное печатное издание, посвященное обители. http://www.sobory.ru/article/index.html?object=00571

Минин С.Н. священник «Очерки по истории Владимирской Епархии. (X-XX вв.).» Владимир: 2004

тираж ISBN не указаны
издательство указано отдельно в сноске как ООО «Издательство «Нива»

Издание предназначено как учебник для студентов духовных школ на основе курса лекций по истории Владимирской Епархии читаемых автором.
Помимо сугубо церковных вопросов имеется множество интересных сведений о церковном строительстве, монастырях и храмах.

Нераспроданный тираж книги в продаже в магазине «Книга» ул. Горького, 44 http://vgv.avo.ru/1/1/710/044_10.HTM

Памятники истории и культуры Владимирской области. Каталог. Владимир: Издательство «Покрова». 1996

ISBN 5-87393-004-Х
тираж 5000 экз.

Непрочитанное сообщение мика » 28 июл 2006, 14:13

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Смотреть картинку каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Картинка про каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад. Фото каталог белокаменной резьбы дмитриевского собора во владимире восточный фасад

О. Пэнэжко
Город Киржач, храмы Киржачского и Кольчугинского районов Владимирской области
Владимир: Б. и., 2005г.
Мягкая обложка, 142 стр.
ISBN: 5-93350-103-4
Тираж: 3000 экз.

«ВЛАДИМИР» Фотоальбом. Владимир: Издательство «Аркаим». 2006

ISBN 5-93767-021-3
тираж 5000

Фотоальбом выпущен владимирской компанией «Мир Фото», весьма известной своими приемными пунктами по проявке фотопленки и цифровой фотопечати по заказам населения, около 40 штук которых разбросаны по всему городу. Владелец компании В.Федин, он же и автор основной массы фотографий. Некоторые из фоторабот известны во фотовыставкам.

Кроме того в фотоальбоме отметились своим участием такие местные фотографы как В. Иванов, о. Иннокентий (строительное управление Владимирской Епархии), В.Ишутин, В.Пакулин, А.Панов, Г.Попов, С.Скуратов, В.Стохальский, В.Шепелев, А.Ширшов.

Макет и оформление книги разработаны известным владимирским дизайнером Сергеем Ермолиным.

В книге в качестве текстовых комментариев использованы материалы, предоставленные Владимиро-Суздальским музеем-заповедником.

Книга отпечатана в конце августа сего года, весьма неплохим качеством на хорошей бумаге.

Немножко приколол меня следующий момент в книжке. Дело в том, что я увидел там очень знакомую панораму. В.Федин, фотографируя Боголюбский монастырь, взгромоздился на ту же самую точку что и я.

Библиографическая подборка сочинений В.Г. Добронравова по Владимирскому краю:

Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып.1. Владимир и Владимирский уезд.- Владимир, 1893.- [В соавт. с В.М. Березиным].- 283 с.
То же.- Вып.2. Переславский и Александровский уезды.- Владимир, 1895.- 520 с.
То же.- Вып.4. Меленковский, Муромский, Покровский и Судогодский уезды.- Владимир, 1897.- 588 + VII с.
То же.- Вып.5. Шуйский, Ковровский, Вязниковский и Гороховецкий уезды.- Владимир, 1898.- [В соавт. с В.М. Березиным].- 505 + VII с.
700-летний юбилей Владимирского Успенского Княгинина женского монастыря: (15 июля 1200-1900 гг.).- Владимир, 1900.- 45 с.

Благовещенский мужской монастырь в Вязниках: Ист.-статистич. описание.- Владимир, 1906.- 197 с. http://www.sobory.ru/article/index.html?object=01074

Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни Владимирской епархии: 1760-1778 гг.- Владимир, 1908.- 67 с.

Введенская Островская пустынь Владимирской епархии: Ист. описание.- Владимир, 1909. http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=18949

Род князей Пожарских и Спасо-Евфимиев монастырь в г. Суздале.- Владимир, 1911.- 17 с. http://www.sobory.ru/photo/index.html?photo=11362

Владимирская губерния в историко-археологическом отношении.- Владимир, 1912.- 28 с.

Вотчины и поместья князя Дмитрия Михайловича Пожарского в пределах Владимирской губернии.- Владимир, 1912.- 8 с.

Нашёл у себя на дальней полочке прелестную глянцевую пухленькую книжечку на отличной мелованной бумаге с множеством цветных фото, которую в своё время купил в магазине «Книги» на ул. Ленина в Муроме, и с удовольствием представляю вниманию почтенной публики, хотя она выпущена в 1990 году.

Вот так купишь что почитать в командировке, всё собираешься полистать, ознакомиться повнимательнее.. и прошло, эх, 17 лет.

Николай Андреевич Беспалов «Муром. Памятники архитектуры и искусства. Альбом». М.: Издательство «Советская Россия», 1990

Книга написана очень грамотно, с глубоким пониманием архитектуры, проииллюстрирована с необыкновенной тщательностью и качеством. Автор не заигрывает с публикой, как это обычно бывает в расчете на полный тупизм массового профсоюзоного туриста, но и не давит и перегружает страницы какими-либо специальными терминами. Упор сделан на точные исторические факты и сведения. Материалом автор владеет мастерски, прекрасно знаком с городом, заметно плотное сотрудничество с Муромским музеем. Использованы как современные, так и редкие исторические фотоснимки в т.ч. по несохранившимся церквям. Книга снабжена библиографическими ссылками.

Несмотря на свой возраст издание выглядит весьма современным.

=====
Об авторе:
Николай Андреевич Беспалов – заслуженный архитектор РСФСР, искусствовед, акварелист, член СА СССР.

Родился в 1921 г. в семье рабочего. Учился с студии художника И.С. Куликова (1935-1936). Участник Великой Отчественной войны 1941-1945 гг. Окончил МАрхИ (1948). Главный архитектор г. Мурома (1948-1984). Преподаватель, а затем доцент Муромского машиностроительного института (1972-1996). Участник художественных выставок.

Среди архитектурных работ Беспалова проекты Муромских стадионов и парков, площадь им. 1100-летия г. Мурома с административным зданием (1962-1968), площадь Строителей (1966), площадь Победы (1969), площадь Труда (1966-1973).

Член и соавтор коллективов по разработке генеральных планов г. Мурома (1955, 1963, 1978), проекта детальной планировки центра (1958), застройки южного района города (1971).

Н.А. Беспалов спроектировал большое количество памятников и монументов в г. Муроме – Ленину, Гастелло, Бронепоезд «Илья Муромец», Илье Муромцу.

Значителен вклад Н.А. Беспалова в краеведческую литературу о крае, в создание музея художника И.С. Куликова
(Па материалам книги «Владимирская энциклопедия: Биобиблиографический словарь» Владимир, 2002)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *