катарктический метод брейера и фрейда считается предтечей
КАТАРТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Смотреть что такое «КАТАРТИЧЕСКИЙ МЕТОД» в других словарях:
КАТАРТИЧЕСКИЙ МЕТОД — КАТАРТИЧЕСКИЙ МЕТОД, форма психотерапии, предложенная впервые Брейером (Breuer), разработанная им при участии Фрейда (Freud) и положившая начало развитию психоанализа. К.м. исходит из предположения, что у человека, перенесшего псих, травму и не… … Большая медицинская энциклопедия
КАТАРТИЧЕСКИЙ МЕТОД — – психотерапевтический метод, с помощью которого осуществляется отреагирование пациента, разрядка его патогенных аффектов, сопровождающаяся устранением его невротических симптомов. Термин «катартический» является производным от греческого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
катартический метод — (греч. ka thartikos очищающий) см. Метод катарсиса … Большой медицинский словарь
метод катартический — метод психотерапии, предназначенный для лечения некоих видов психонервных заболеваний. Его основное положение в том, что симптомы у истериков зависят от потрясших их, но забытых сцен из жизни. Лечение старается заставить больных вспомнить эти… … Большая психологическая энциклопедия
метод катарсиса — (син. катартический метод) психотерапевтический метод, применяемый в психоанализе для лечения неврозов, гл. обр. истерии, заключающийся в том, что больного в бодрствующем или гипнотическом состоянии побуждают вспомнить и вновь пережить события,… … Большой медицинский словарь
тест катартический — относятся к тестам проективным. Предполагают творческую деятельность в особо организованных условиях. Яркий пример психодрама, чаще рассматриваемая как метод психотерапии, но применяемая и для психодиагностики. Словарь практического психолога. М … Большая психологическая энциклопедия
Брейера метод гипнокатарсиса — (Breuer J., 1893). Психотерапевтический метод, при котором больного, находящегося в гипнотическом состоянии, просят вспомнить травмирующее обстоятельство, сыгравшее патогенную роль в возникновении его заболевания. Механизм психотерапевтического… … Толковый словарь психиатрических терминов
катарсис — В гештальте проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания), обычно приводящие к исчезновению чувства подавленности и разрядке напряжения или к дедраматизации. В гештальте специально не стремятся к катарсису, но он нередко может… … Большая психологическая энциклопедия
Итоговый тест по дисциплине «Введение в психоаналитическую терапию» (Тест из 184 вопросов с отметками на правильных ответах)
Страницы работы
Фрагмент текста работы
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Новосибирский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию» (ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)
Факультет клинической психологии
Кафедра клинической психологии
Декан факультета клинической психологии
«___» _________________200__ г.
«ВВЕДЕНИЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКУЮ ТЕРАПИЮ»
По специальности «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ» 030302.65
Форма обучения очная
Объем банка тестовых заданий
Контрольный тест (заданий)
Предполагаемое время тестирования (мин)
Новосибирск – 2008 г.
Тест разработан на основании законов РФ «Об образовании», «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации нормативных документов Госстандарта России и международных стандартов IMS, в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования. Базовыми требованиями к содержанию тестов являются требования ГОС ВПО по специальности 030302.65 «Клиническая психология», рабочая программа дисциплины «Введение в психоаналитическую терапию» ДС.Р.03, утвержденная 20 мая 2008 года Ученым советом факультета «Социальной психологии», рекомендации разработчикам тестовых заданий ОКО НГМУ.
разработчика (ов) тестовых
Отметка об обучении в ОКО
Протокол №4 от 08.10.08.
Тест рассмотрен и одобрен на заседании кафедры ___Клинической психологии________________
Протокол 23 октября 2008 года г. Зав. кафедрой Ласовская Т.Ю. канд. мед. наук доцент
Тест прошел техническую экспертизу на соответствие установленным требованиям в ОКО
Протокол №______ от «___»_________________200__ г. Начальник ОКО _____________________
СП НГМУ / другое образовательное учреждение
Тест рассмотрен, согласован и утвержден на заседании ЦМК __________________________________________________________________(наименование ЦМК)
Протокол №______ от «___»________200__ г. Председатель ЦМК ___________________________
(Фамилия И.О., ученая степень, звание)
V1: Введение в психоанализ
S: Что из приведенного объединяет всех психоаналитиков и конституирует психоанализ как учение?
+: Представление о либидо как о ведущей силе развития и психической жизни
-: Представление о бессознательном и используемых для его анализа психотерапевтических методах
-: Значение и место, уделяемое социокультуральным факторам в психической жизни
S: И. Брейер и 3. Фрейд в случае Анны О. отказались от гипноза и использовали метод, при котором пациентка просто говорила о своих проблемах и ей становилось лучше. Они назвали этот мётод:
S: Катартический метод Брейера и Фрейда счйтается предтечей:
S: Какой из перечисленных принципов психической жизни НЕ входит в метапсихологию, как ее понимал Фрейд?
S: Какое из приводимых утверждений НЕ является критикой психоанализа?
-: Идеи Фрейда эмпирически не верифицируемы
-: Теория Фрейда является сексистской из-за представления о зависти женщин к наличию пениса у мужчин
+: Теория Фрейда используется в практике не достаточно для того чтобы утверждать ее правдоподобие
КАТАРТИЧЕСКИЙ МЕТОД
– психотерапевтический метод, с помощью которого осуществляется отреагирование пациента, разрядка его патогенных аффектов, сопровождающаяся устранением его невротических симптомов.
Термин «катартический» является производным от греческого понятия «катарсис», означающего очищение, облегчение, освобождение. Это понятие использовалось в работе Аристотеля «Поэтика», написанной им в конце жизни между 336 и 322 годами до н. э. В данной работе древнегреческий философ рассуждал об особом воздействии трагедии, как сценического представления, на зрителя, о катарсисе, как трагическом очищении человека от аффектов сострадания и страха. По этому поводу он писал: «Трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определенный объем, подражание при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа, совершающее путем сострадания и страха очищение подобных аффектов».
После опубликования «Поэтики» в различных странах мира на протяжении многих веков велась полемика по поводу того, какое содержание вкладывалось Аристотелем в понятие «катарсис» и что он подразумевал под «очищением». Выдвигались различные теории, в соответствии с которыми трагедия очищает от пороков (Г.Э. Лессинг), успокаивает аффекты сострадания и страха благодаря законам нравственности (Э. Целлер), вносит умиротворяющую завершенность путем гармонического примирения страстей (И.В. Гёте). Была выдвинута также и такая теория, согласно которой при восприятии трагического представления у зрителя пробуждаются и усиливаются связанные с аффектами сострадания и страха переживания, в результате чего трагедия оказывает на него сильное воздействие, порождающее естественную реакцию, способствующую устранению соответствующих аффек-326 тов, приносящую облегчение и доставляющую удовольствие (Я. Бер-найс).
Выдвинутое Я. Бернайсом понимание катарсиса легло в основу психотерапевтического метода, использованного сперва венским врачом Й. Брейером (1842–1925) при лечении истерической девушки (случай Анны О.) в 1880–1882 годах, а затем З. Фрейдом, применявшим его в своей терапевтической деятельности до того, как возник психоанализ. Катартический метод Й. Брейера – З. Фрейда базировался на возможности отреагирования пациента на возникшие в его памяти путем гипнотического воздействия травмирующие воспоминания, в результате чего происходило очищение от патогенных аффектов и устранялись истерические симптомы.
Не исключено, что именно З. Фрейд способствовал тому, что предложенный Й. Брейером метод лечения истерии был назван катартиче-ским. В то время, когда Й. Брейер рассказал З. Фрейду о случае Анны О., последний познакомился со своей будущей женой М. Бернайс. Анна О. (Берта Паппенхейм) была подругой его невесты. Профессор латинского и греческого языка Боннского университета Я. Бернайс (один из братьев отца невесты З. Фрейда) был автором работ «Основные части утерянных трудов Аристотеля об эффекте трагедии» (1857) и «Два исследования об аристотелевской теории драмы» (1880), в которых он рассмотрел понятие катарсиса. З. Фрейд, прослушавший в первые годы своего обучения на медицинском факультете Венского университета несколько курсов лекций по Аристотелю, мог заинтересоваться исследованиями дяди его невесты и именно из этого источника мог почерпнуть представление о катарсисе как очищении человека от аффектов, что, возможно, и предопределило название использованного Й. Брейером и им терапевтического метода как катартического.
Поясняя существо этого метода в совместно написанной им с Й. Брейером работе «Исследования истерии» (1895), З. Фрейд отмечал, что отдельные истерические симптомы исчезали и больше не появлялись, если удавалось восстановить в памяти пациента событие, являвшееся причиной возникновения этих симптомов. Действие катартиче-ского метода терапии состояло в том, что он «уничтожает воздействие не отреагированного первоначально представления, давая с помощью речи выход ущемленному аффекту, подводит его к ассоциативной коррекции, возвращая ущемленный аффект в сознание больного (при легком гипнозе) или уничтожая его воздействие врачебным внушением».
В основе использованного Й. Брейером и З. Фрейдом катартиче-ского метода лечения лежали следующие предположения: истерические больные страдают воспоминаниями; их симптомы являются остатками и символами воспоминаний о травмирующих переживаниях прошлого; заболевание произошло потому, что нормальной разрядке аффектов был прегражден доступ и ущемленным аффектам пришлось направиться в другое русло; став бессознательными, эти аффекты омрачают душевную жизнь человека, служат источником ее возбуждения и приводят к невротическому заболеванию. С помощью гипноза в памяти пациента восстанавливается цепь патогенных воспоминаний, воспроизводится травмирующая ситуация, ранее сдерживаемые аффекты проявляются с необычайной силой, происходит отреагирование и невротические симптомы исчезают; тем самым достигается терапевтический эффект, осуществляется катартическое лечение.
В том виде, как его практиковал Й. Брейер, катартический метод лечения предполагал приведение пациента в гипнотическое состояние, в котором можно было получать сведения о патологических воспоминаниях и травмирующих переживаниях. Используя этот метод в процессе своей терапевтической деятельности, З. Фрейд отказался со временем от гипноза, который стал для него, по его словам, «неприятен, как капризное и, так сказать, мистическое средство». Отказавшись от гипноза, он сделал катартическое лечение независимым от гипнотического внушения. Задача состояла в том, чтобы не в гипнотическом, а в нормальном состоянии узнать у пациента то, чего он не осознавал. Для решения этой задачи З. Фрейд прибегнул к «методологической уловке» – надавливанию рукой на лоб пациента с тем, чтобы внушить пациенту то, что он обязательно должен вспомнить ранее имевшие в его жизни события и связанные с ними переживания. Позднее, воспроизводя эволюцию взглядов на катартический метод лечения истерии, в работе «О психоанализе» (1910) З. Фрейд подчеркивал: «Таким путем, без применения гипноза, мне удалось узнать от больного все то, что было необходимо для установления связи между забытыми патогенными сценами и оставшимися от них симптомами».
В дальнейшем З. Фрейд отказался не только от гипноза, но и от «методологической уловки», связанной с наложением пальцев руки на лоб пациента и оказанием давления на него. В качестве необходимого технического приема он стал использовать свободные ассоциации. Это новшество открыло путь к возникновению психоанализа.
Переход от катартического метода лечения к психоаналитической терапии сопровождался обнаружением З. Фрейдом ранее неизвестных психических механизмов – сопротивления и вытеснения. Так, из написанной им части совместно с Й. Брейером опубликованного труда «Исследование истерии» можно вынести представление о том, что отказ от гипноза дал возможность З. Фрейду заметить действующее в психике больных сопротивление. Кроме того, использование катартического метода без гипноза позволило ему обратить внимание на важную роль личности врача при создании мотивов, которые должны победить силу сопротивления, что привело его к мысли о значении переноса в терапии. В конечном счете в рамках использованного З. Фрейдом катартического метода лечения произошло такое изменение направленности терапии, при котором терапевтический эффект связывался не столько с тем, чтобы обеспечить автоматическое отреагирование пациента, сколько с тем, чтобы, по его словам, «довести сопротивление до таяния», что и стало одной из основных задач психоанализа.
Другие новости по теме:
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Тяжелый случай. Пять клинических историй, сформировавших психоанализ
АНАЛИЗИРУЯ СЛУЧАЙ АННЫ О., Фрейд приходит к выводу, что причина ее истерии – бессознательное сексуальное влечение к отцу (за которым она ухаживала, когда тот был при смерти), перенесенное на лечащего врача. Желание отца как сексуального объекта также породило множество фобий, например, боязнь змей. Поскольку Анна О. так и не подверглась полному психоанализу, катартический метод не привел к ее исцелению. Постепенно состояние Берты Паппенгейм стабилизировалось. В 30 лет она стала первым социальным работником Германии, посвятив жизнь защите детей и борьбе за эмансипацию женщин. Она никогда не вышла замуж и с годами стала очень набожной. Считается, что именно случай Анны О. навел Фрейда на мысль о том, как велика в нашей психике роль бессознательных процессов, определяющих как повседневное поведение, так и выбор жизненного пути.
История болезни Доры
В МЕДИЦИНСКИХ КРУГАХ «История болезни Доры» была встречена насмешками, однако позже послужила краеугольным камнем в исследованиях о формировании характера в рамках дисфункциональной семьи. Для науки «История болезни Доры» примечательна тем, что именно на примере Иды Бауэр Фрейд впервые детально описал психоаналитический метод и рассмотрел механизм переноса пациентом своих чувств и эмоций с одного объекта на другой. Также случай Доры послужил дополнительным доказательством для идеи Фрейда о том, что в основе любого невроза лежит сексуальная травма, чаще всего полученная в детстве. Сам же Фрейд считал случай Доры своей неудачей. Виной всему были еще не отработанная методика психоанализа и спешка.
Случай маленького Ганса
Когда Ганс беседует с соседской девочкой Лицци, которую ждет экипаж, запряженный белой лошадью, он говорит ей:
– Не давай пальцев белой лошади, а то она тебя укусит!
– Мне кажется, что ты сейчас думаешь не о лошади, а о своем wiwimacher, который нельзя трогать руками, – отвечает ему отец.
– Но ведь wiwimacher не кусается, – негодует Ганс.
– Все может быть!
Когда отец и Ганс посещают зоопарк, Гансу нравятся жирафы. Отец объясняет: это потому, что у жирафов длинная шея, а она похожа на wiwimacher – значит, Ганс думает не о жирафах, а о своем пенисе.
И так во всем.
УДИВИТЕЛЬНО, что Герберт Граф вырос здоровым мужчиной, не испытывал неврозов и стал одним из самых выдающихся оперных режиссеров Европы. Правда, на это доктор Фрейд мог бы ответить: это все потому, что еще в раннем детстве мы вылечили Ганса от навязчивой тяги к лошадиному wiwimacher.
ПОСЛЕ ПСИХОАНАЛИЗА, занявшего почти год, Фрейд установил, что причина голосов и навязчивых состояний кроется в детской сексуальности Пауля. Всплыли детские «опыты» с сестрой и гувернанткой. Но основная причина оказалась банальна и широко распространена: в детстве отец наказывал Пауля за мастурбацию. Проработав с «крысиным человеком» его детство, Фрейд осуществил перенос, заменив собой в сознании пациента его отца. После этого он посчитал Пауля исцелившимся и выписал. Пауль женился на кузине и стал преуспевающим адвокатом. В 1914 году был призван в армию, попал в плен и погиб где-то в России. Несмотря на печальную судьбу, Пауль считал себя здоровым и счастливым и больше никогда не обращался к врачам. Общий вывод Фрейда из истории «крысиного человека»: психоанализ может помочь любому, нет «неоперабельных» случаев, всегда можно докопаться до истины.
Фрейд стал искать «прообраз» сна в реальной жизни и быстро нашел его. Он предположил, что в возрасте около полутора лет Сергей стал свидетелем полового акта родителей, совершавшегося в коленно-локтевой позе. Поэтому белые волки – это родители в белом белье, застигнутые во время соития. Сон также отражает скрытый гомосексуализм, смешанный со страхом кастрации. Позже, уже войдя в активную половую жизнь, «волчий человек» мог заниматься сексом только в коленно-локтевой позе, потому что… боялся бабочек – которые, по мнению Фрейда, символизировали раздвинутые женские бедра.
СЕАНСЫ ПСИХОАНАЛИЗА оказались для Панкеева эффективными. Он излечился и стал первым героем новелл Фрейда, который согласился открыть свое имя общественности. Это сделало его знаменитым, он даже стал представляться как «волчий человек». Сергей Панкеев оставил после себя мемуары и умер в 1979-м, в 92 года. Хотя всю жизнь он не мог обходиться без психоаналитика, все же ему удалось избежать печальной судьбы отца и сестры.
Соотношение когнитивного и аффективного в аналитико-катартической терапии
Соотношение когнитивного и аффективного
в аналитико-катартической терапии
Вестник психотерапии. Спб, 2016. № 57 (62). С. 7-19
В статье рассматривается проблема соотношения аффективного и когнитивного в аналитико-катартической терапии Александрова (АКТА) — современной краткосрочной модели патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева. Метод «беседы» патогенетической психотерапии дополняется использованием техники «диалога с воображаемым собеседником», в результате чего выравнивается баланс между когнитивным и аффективным воздействием: аналитический метод патогенетической психотерапии трансформируется в аналитико-катартический, что повышает эффективность терапии и сокращает сроки ее проведения.
Ключевые слова: аналитико-катартическая терапия (АКТА), патогенетическая психотерапия, «беседа-дискуссия», «диалог с воображаемым собеседником», инсайт, катарсис.
Древний спор между Аристотелем и Платоном, разумом и чувством актуален и в наше время — между психотерапевтами, подчеркивающими важность интеллектуального «прозрения», и поборниками эмоционального опыта. Другими словами речь идет о проблеме соотношения в терапевтическом процессе аффективного и когнитивного, о значении катарсиса и инсайта, интеллектуального и эмоционального осознания. Оба эти понятия — катарсис и инсайт — тесным образом связаны и частично перекрывают друг друга, отражая тем самым идею единства аффекта и интеллекта. В отечественной психологии эта идея изначально возникла в трудах Л.С. Выготского, который открыл существование динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов [2].
Для нас — приверженцев школы психологии отношений В.Н. Мясищева [10] — вопрос о соотношении когнитивного и аффективного в психотерапии приобретает особое значение в связи с разработкой современной модели патогенетической психотерпапии — аналитико-катартической терапии (АКТА) [1]. Патогенетическая психотерапия генеалогически связана с психоанализом и рациональной психотерапией. В связи с этим важно проследить, как решалась проблема «разума и чувства» в этих подходах.
Поначалу Фрейд лечил своих пациентов исключительно методом катарсиса, однако, вскоре он обнаружил, что симптомы возвращаются, как только нарушается его личная связь с пациентом. Фрейд убедился в том, что с помощью этого метода невозможно одолеть сопротивление, которое пациент оказывает вспоминанию вытесненного материала. Метод гипнотического внушения маскировал это сопротивление. Разочарование в катартическом методе привело Фрейда к отказу от теории травматического происхождения неврозов и переходе к идее, что в основе невроза лежат не реальные события (травматическая ситуация), а бессознательные желания и импульсы. Основной причиной неврозов, по Фрейду, являются теперь не психические травмы, не влияние внешней среды, а фактически внутренние причины — бессознательные переживания раннего детского возраста («инфантильно-сексуальные комплексы»). Фрейд отказывается от катартического метода в пользу созданного им психоаналитического метода, перейдя от переживания реального травматического события к анализу-толкованию символов вытесненных желаний. Метод катарсиса был тесно связан с психологией истерии. В основе катартического метода лежал неправильный взгляд, будто все неврозы возникают вследствие какой-либо психической травмы (в основаном сексуальной), вытесненной в бессознательную сферу, т.е. подвергнутой амнезии. Во время гипноза воспроизводятся в памяти больного «ущемленные аффекты», вернее, сексуальные травмы, подвергшиеся забвению. Основным приемом катарсиса является вызывание у больного гипноидного состояния с тем, чтобы, ослабив «цензуру» сознания, снова воспроизвести бывшие травмирующие переживания больного. Метод катарсиса, по-существу, являлся патогномоничным в отношении истерической амнезии. Амнезия в результате психической травмы наблюдается при истерии и в случаях шоковых эмоциогенных неврозов.
Со времен Шарко многие авторы высказывали мнение, что истерическое сумеречное состояние имеет много общего с сомнамбулической стадией гипноза. Павлов И.П. говорил: «. истерика часто можно и должно представлять себе даже при обыкновенных условиях жизни хронически загипнотизированным в известной степени. » [ 10, с.211 ]. Консторум С.И. писал, что механизм катарсиса как воспроизведения травмирующей сцены так, словно нечто давно прошедшее разыгрывается в данный момент похож, как две капли воды, на то, что наблюдается у больных травматической истерией. И в катарсисе, и в истерическом припадке такого типа речь идет, по существу, об истерических механизмах короткого замыкания, когда травмирующее переживание целиком овладевает субъектом. Это — те же механизмы, что и в истерических сумеречных состояниях, как правило, воспроизводящих то или иное травмирующее переживание [9]. Таким образом, метод катарсиса подходил к лечению больных истерией, погруженных в глубокий (сомнабулический) гипнотический транс, как ключ к замку. Естественно, такой метод не мог распространиться на другие категории больных и психотерапия не могла ограничиваться таким методом долгое время. Кроме того его применение имело и другие ограничения: трудность достижения сомнамбулической фазы гипноза, низкая гипнабильность многих пациентов.
Соотношение когнитивного и аффективного в рациональной психотерапии. Как уже отмечалось, патогенетическая психотерапия связана с двумя направлениями психотерапии: с психоанализом и рациональной психотерапией Дюбуа и Дежерина. Неправильно считать патогенетическую психотерапию как «завуалированный советский психоанализ» или записывать имя В.Н. Мясищева в один ряд с реформаторами психоанализа, такими как Адлер или, скажем, Хорни. Он не ставил перед собой такие задачи. Психоанализ не получил широкого развития в России поскольку, по мнению Б.Д. Карвасарского, идеи нервизма и учение И.П. Павлова взяли верх над спекулятивными теориями психоанализа [ 8 ]. Патогенетическая психотерапия заимствовала ряд идей психоанализа, однако гораздо больше общего у нее с рациональной психотерапией Дюбуа и Дежерина. Эти имена обыкновенно объединяют как создателей рациональной психотерапии. На самом деле у них были диаметрально противоположные позиции в решении проблемы соотношения рационального и эмоционального в лечении неврозов.
Диалоги в АКТА находятся под контролем терапаевта. Он как тайный агент проникает внутрь переживаний пациента, и изнутри наблюдает, что происходит с пациентом, разбирается в его противоречивых чувствах, играет на противоречиях, сталкивает их, подогревает конфликт и доводит его до взрыва. Такая позиция терапевта — проникновение во внутренний мир пациента и соучастие в процессе его самопознания — может быть названа «управляемой интроспекцией». Весь процесс сравним с «внутренним переворотом», личностной революцией, подготовленной, спровоцированной и осуществленной терапевтом силами пациента.
Для уточнения понятия «катарсиса», которое является центральным в АКТА, обратимся к близкому понятию «инсайта». Впервые термин «инсайт» применил в психоанализе Френч (1939), заимствовав его у гештальт-психолога Келера, который рассматривал его как практическое осознание («схватывание) конфликтной ситуации. С тех пор основная проблема в психоаналитической литературе заключается в различении «истинного» или «эмоционального» инсайта от чисто интеллектуального инсайта. Большинство авторов считает, что такое различие существует, и что оно играет огромную роль с точки зрения психотерапевтического метода.
АКТА разграничивает понятия инсайта и катарсиса следующим образом. Инсайт — это интеллектуальное явление, суть которого во внезапном понимании проблемы и нахождении её решения. Катарсис — это феномен, при котором прежде подавленное, вытесненное психологическое содержание становится осознанным (в виде озарения) в результате предварительной мучительной внутренней работы по преодолению душевного кризиса. Катарсис — это момент прорыва психологической защиты, сопровождаемый эмоциональными, когнитивными и телесно-физиологическими процессами. Катарсис связан не только с осознанием, но и с последующей трансформацией личности. Если инсайт — это «эврика!», то катарсис — это «очищение» (нравственное, духовное). Если инсайт связан с «муками творчества», с интеллектуальными поисками решения задачи, то катарсис связан с «муками совести».
Исходя из такого понимания механизма «катарсиса» применение АКТА наиболее уместно в тех случаях, когда внутренние противоречия возникают в сфере нравственных отношений человека, когда зватрагиваются его честь, достоинство, чувства справедливости, сострадания и другие нравственные категории. В этом смысле катарсис выполняет очистительную функцию.
Заключение. Таким образом, в АКТА решается одна из наиболее актуальных проблем психотерапии — проблема соотношения когнитивного и аффективного. Аналитико-катартическая терапия фокусируется на процессе самопознания, который, как и всякое познание, представляет собой единство отражения (когнитивных процессов) и «отношения к отражению» (эмоциональных процессов). В основе переживаний лежат отношения человека. Сами же переживания являются следствием нарушения взаимоотношений (В.Н. Мясищев). Техника «управляемой интроспекции» позволяет взглянуть на проблему пациента изнутри, «его глазами», погрузиться в мир его субъективных переживаний и помочь ему преодолеть эмоциональные блоки, стоящие на пути к самопознанию — процессу, неизбежно ведущему к переоценке ценностей и реконструкции нарушенной системы отношений.
2. Выготский Л.С. Собр. соч.: в 6 т. – М., 1982. – Т.2. – С.21-22, 357-358.
8. Карвасарский Б.Д. Психотерапия в России: ретроспектива и задачи дальнейшего развития // Сб. Психотерапия: от теории к п