католические храмы в калуге
История прихода
В 1772 году указом императрицы Екатерины II была учреждена Могилевская римско-католическая епархия для Белоруссии и России. В ее юрисдикции находились и калужские католики. В XVIII веке католики Калуги объединяются в общины на уровне состоятельных семей и их слуг. В домашних часовнях богослужения совершает приглашенный священник.
В 1768-1773 гг. В Калуге проживают сосланные епископы: краковский Солтык и киевский Ю. Залуский.
С 1855 года из Орла регулярно приезжает в Калугу служить Святую Мессу о. Бенигнус Липень, францисканец (бернардинец). В 1858-1862 годах Калужским губернатором является католик Арцимович В.А. В 1863 г. в Калужскую губернию прибывает сосланный о. Казимир Рогазевич.
В XIX веке сложившаяся католическая община начинает деятельность по устройству в городе своего храма. По данным статистики 1868 г. в Калуге проживало 1456 католиков, в том числе военнослужащие местного гарнизона, для окормления которых присылают капеллана Московского военного округа о. Георгия Войчкуса. Его стараниями в 1869 г. в городе открылась часовня в частном доме на улице Дворянской (ныне ул. Суворова) и создан приход во имя святого Георгия Великомученика. С 1877 г. в городе служил преемник отца Георгия капеллан о. Петр Саницкий. Благодаря его усилиям на добровольные пожертвования католиков в 1880 г. в Куковом переулке (ныне ул. Первомайская, 6) был куплен дом (бывшая «Школа цифири»), перестроенный затем под здание церкви, и 9 апреля (по старому стилю) 1880 г. произошло освящение храма в честь Воздвижения Креста Господня. Главная святыня храма – икона Ченстоховской Божией Матери, написанная масляными красками, в серебряной ризе, — чтилась прихожанами как чудотворная.
В период с 1904 по 1914 гг. увеличилось количество людей католического вероисповедания, их насчитывалось более 2000.
В 1911 году военным капелланом служит о. Карл Беллинис. С 1912 г. настоятелем Прихода был назначен о. Ян Павлович. В 1926 году отцу Яну помогал служить экзарх католиков византийского обряда в России блаженный о. Леонид Федоров. В середине 30-х годов храм был закрыт, церковное имущество национализировано, о. Ян арестован и сослан в ссылку. В нашем приходе до сих пор живы прихожанки в младенческом возрасте принявшие таинство крещения из рук о. Яна.
В 1950 г. здание храма было передано Ростекстильторгу.
Когда 13 апреля 1991 г. назначением новых епископов была восстановлена иерархия и структуры Католической Церкви в России, началось возрождение и калужской католической общины. Группа верующих начала проводить регулярные молитвенные встречи и обратилась к Архиепископу Тадеушу Кондрусевичу с просьбой прислать священника для служения в Калуге. С 1991 г. прихожан окормляли священники из соседних приходов Москвы, Смоленска и Тулы.
С 1993 года община была вверена пастырскому попечению католического монашеского Ордена Братьев Меньших Конвентуальных (францисканцам).
5 апреля 1993 г. приход был зарегистрирован и сейчас относится к Архиепархии Матери Божией в Москве. С 1994 г. настоятелем Прихода Святого Георгия Великомученика Римско-католической Церкви в г. Калуге стал о. Мирослав Копчевский. 28 октября 1995 года Городская Управа г. Калуги выделила участок земли на ул. Поле Свободы, а весной 1996 г. здесь закипели строительные работы.
2 июля 1996 г. от благотворительной организации из Германии прибыла сборная часовня, в которой уже 7 июля 1996 года была отслужена первая Святая Месса.
22 сентября 1996 г. состоялось освящение нашего храма во имя святых Георгия Великомученика и Франциска Ассизского. А 31 мая 1999 г. освящен приходской дом. Со 2 августа 2003 г. в калужском Приходе служат Сестры Францисканки Миссионерки из Ассизи.
История католицизма в Калуге
Интернет-журнал «Брат Солнце» – Присутствие католиков в Калуге впервые от мечено в XV веке. В XV-XVII вв. в Калуге существовала особая слобода для иноземцев, так называемая Кукова слобода.
В начале XIX в. в Калуге часто квартировали воинские части, в которых для военнослужащих католического вероисповедания служил капеллан 6-го военного округа, он же исполнял пастырские обязанности по отношению к постоянно жившим в Калуге католикам. В 1866 году было официально учреждено калужское капелланство, самостоятельный приход открыт в 1869 году. В 1868 году численность католиков в Калужской губернии достигла 1456 человек, а в 1870 году только в самой Калуге жило 772 католика. Католическая община состояла в ведении военного капеллана Московского военного округа (в 1868-77 в Калуге служил военный капеллан Георгий Войчкус). В конце 1860-х в Калугу также приезжал о. Бенигнус Липень, священник-бернардинец из Смоленска. Богослужения совершались в то время в частных домах.
К 1917 калужский приход насчитывал более 1500 верующих. В 1926 году, после освобождения из тюремного заключения, в Калуге проживал экзарх католиков византийского обряда протоиерей Леонид Фёдоров. В 1926 был арестован и сослан в ссылку настоятель калужского прихода о. Ян Павлович, бывший к тому времени также администратором тульского, орловского, брянского, смоленского, вяземского, ржевского, тверского, костромского и рыбинского приходов. Католический приход просуществовал в Калуге до 1936 года.
Благодарим Бога за наш храм.
Во время литургии 14 прихожан приняли таинство миропомазания.
После литургии архиепископ Меннини освятил трехметровый деревянный крест, установленный во дворе храма в память о первом юбилее.
Несколько слов в заключение.
О. Дарий Харасимович, настоятель калужского прихода и гвардиан монастыря Матери Божьей Ангельской:
Мы должны осознать, сколько благодати приходит к нам через служение храма, если можно так сказать, через то, что он у нас есть по Божьей милости. Особенно эта благодарность должна быть сильна в России, ведь здесь столько разрушенных и недействующих церквей.
Елизавета Карпова, прихожанка, студентка Калужского государственного педагогического университета:
Подготовили: Е. Карпова, О. Карпова, Д.Минаков, М. Романова.
Братья-католики: монашество, чеченская война и другие перипетии братских судеб
Многократные чемпионы Калужской области по вольной борьбе среди юношей, участники 1-й чеченской, православные семинаристы, монахи-маргиналы, прихожане католического храма, работающие отделочниками, — таковы зигзаги судьбы братьев-близнецов Игоря и Олега РОДИОНОВЫХ.
Детство, отрочество, юность — в одном абзаце
Родились братья в 1975 году в Калуге. Отец — фотокорреспондент. Мать — кондитер. (Это я ощутил за чаепитием!) После третьего класса школы уехали с родителями на Крайний Север — в посёлок Депутатский в Якутии. Отцу предложили заняться развитием местной прессы. 6 лет в суровых условиях. После школы вернулись в Калугу, чтобы поступить в техникум.
Борцы-чемпионы
С 1984-го по 1990-й Игорь и Олег занимались вольной борьбой в Якутии. Вернувшись в Калугу, продолжили тренировки. Пошли в спортивную школу «Труд» на Черёмушках, к тренеру Григорию Георгиевичу Рахмилову. Итог — многократное чемпионство области среди юношей и юниоров. Участники чемпионатов России.
— А как делили чемпионство между собой?
— Выступали в разных весовых категориях. Например, Игорь — до 48 кг, а я — до 51-го.
— Олег тяжелее?
— Нет, мы примерно в одном весе. Но его можно регулировать искусственно, сгонять перед соревнованиями.
— Вы специально это делали? Мотив какой — установка тренера? Два чемпионских титула, два золота вместо одного?
— Не только. Мы не любили бороться друг с другом. Хотя иногда приходилось.
— И кто кого?
— Побеждал я. Хотя Олег сильнее.
— Как это?
— У меня проблемы с тактикой, — признаётся Олег, — с выбором правильной тактики.
— Случалось, Олег переигрывал очень сильного титулованного соперника в течение поединка — 7:0. При таком раскладе нужно уйти в глухую оборону и дотянуть до победы. А Олег рвётся и рвётся в бой, выкладывается — соперник его на чём-нибудь подлавливает, и брат проигрывает вчистую.
— Азарт?
— Да, азарт, — соглашается Игорь. Олег смеётся.
У братьев имелся огромный потенциал. Но тут внезапно «нагрянула» религиозность. 1990-й год. Неудержимо потянуло в таинственный и, как тогда казалось, романтичный церковный мир. Столь же внезапно решили оставить спорт — он уже не был значимым мотивом жизни. Но уйти оказалось тяжело. Тяжелее всего — расстаться с тренером.
— Георгий Григорьевич вложил в нас столько сил! Очень много дал нам и по-человечески, — делится Игорь.
— Он очень яркая, интересная личность. Своим уходом мы, наверное, его обидели, — дополняет Олег.
Вопрос первородства
— А кто из вас старший?
— Олег. На 15 минут.
— А по жизни кто старший? Психологически. Есть ощущение, что кто-то из вас старше?
— Явно, кажется, нет, — колеблется Олег.
— В разные периоды жизни по-разному, — уточняет Игорь. — Когда мы поступили в семинарию и стали иподиаконами архиепископа Климента (ныне митрополит. — Прим. автора), тот как-то сказал, что Олег ответственнее. И, действительно, брат — активнее меня, инициативнее. А я больше наблюдал как бы из-за его спины, старался всё продумать, оценить, взвесить.
— Олег — «визитная карточка» братства, а Игорь — серый кардинал?
— Сейчас, кстати, всё наоборот, — замечает Олег.
— Да, теперь я представитель, Олег — советник. Когда мы по работе должны с кем-то договариваться, переговорщиком, как правило, выступаю я. Потом мы с Олегом это обсуждаем. Хотя решение всё равно принимаем вместе, консенсусом.
— А где работаете?
— Мы отделочники. Занимаемся ремонтом квартир, частных домов. Мы — ИП с 2012 года. Работа нравится. Жаль, что времени отнимает слишком много, — хотелось бы больше читать. Но ситуация в стране тяжёлая. Конкуренция на нашем отделочном рынке большая. А зарабатывать как-то нужно.
О чём не хочется вспоминать
Это война. Половину двухлетнего срока службы в армии провели в Чечне. От рассказов об этом этапе жизни Игорь и Олег уклонились. Не то чтобы самоцензура — но воспоминания настолько тяжёлые, что как бы стёрлись из памяти…
Несостоявшиеся семинаристы
С 1995-го по 1997 год братья Родионовы провели в стенах местной бурсы — Калужской духовной семинарии. Сразу же попали в иподиаконы — что-то вроде пажей в рамках церковного ритуала — к архиепископу Клименту.
— Лично я священником становиться не собирался, хотя открывались перспективы церковной карьеры, — признаётся Игорь. — Не мог представить себя 25-летним батюшкой, дающим советы бабушкам и вообще людям, которые старше, умнее, опытнее меня. Возглашать зычным голосом с амвона тоже стало бы для меня проблемой.— А монастырская романтика того времени не привлекала?
— В монастыре я себя не видел. Жизнь в тех обителях, в которых бывал, казалась скучной и неинтересной.
— А что именно казалось неинтересным в монастырях? Их поглощённость хозяйством?
— Трудно сказать. Наверное, всё в совокупности. Чувствовал, что не моё. Подумывал о супружеской жизни. Она мне представлялась более яркой и насыщенной. Что я теряю, вступив в брак? Вера у меня и так есть. Я не видел преимуществ монаха. А лишения налицо. Олег по части интереса к монашеству тогда был продвинутее.
— Да, начало 90-х — время церковной романтики, — соглашается Олег. — Монастырь меня не пугал.
— Семинарию не закончили?
— Я — из-за женитьбы на разведённой молодой женщине, — поясняет Игорь. — Архиепископу Клименту сначала не говорил о своём намерении вступить в этот брак, зная, что он попытается его расстроить. Знакомые священники сначала снисходительно отнеслись к моему решению, но потом, опасаясь выговора со стороны архиерея, если вдруг узнает об их либерализме, стали меня отговаривать. Но я решил жениться — пришлось оставить семинарию. Брак наш просуществовал 10 лет. К моему максимализму жена так и не привыкла.
По правилам церкви, единобрачным должен быть не только священник, но и его жена.
— А я после 2-го курса уехал на Валаам, — продолжает Олег. — Думал побыть там простым послушником, а оказался в келейниках наместника. Келейник — это ведь кроме всего прочего своего рода адъютант его высокопреподобия. Монахи со стажем пытались решать какие-то свои вопросы через меня. Вскоре я стал проситься в Московскую семинарию, но наместник не рискнул дать мне рекомендацию, чтобы не вступать в конфликт с архиепископом Климентом: меня воспринимали его «подданным». Пришлось вернуться в Калугу. Дважды пытался восстановиться в местной семинарии, но не сложилось.— Игорь оставил семинарию из-за «неправильной» женитьбы, Олег, напротив, из-за монашеских пристрастий?
— Тоже «неправильных», — уточняет Олег. — Можно было без проблем отправиться в какой-нибудь калужский монастырь — Тихоновский или Боровский. А я на чужую сторону подался. Это не понравилось.
Монахи-маргиналы
— При этом церковную жизнь мы не оставляли. Потом она даже «обострилась».
— Обострилась до отказа от паспортов, от социализации?
— Да. Сказалось влияние так называемых старцев, — поясняет Игорь. — В то время, в 2006–2008 годы, в РПЦ МП ещё остро стоял вопрос об ИНН: принимать его или нет. Заодно — и вопрос об отказе от новых российских паспортов.
— Старцы играли при этом особую роль?
— Внутри Московского патриархата два органа влияния — архиереи и старцы, — делится своим пониманием Олег. — У архиереев позиция, как всегда, дипломатичная: надо и с государством не рассориться, и церковных радикалов как-то успокоить. А у старцев как раз радикальное неприятие ИНН. С этим связано много всяких жизненных трагедий, когда верившие духовникам люди бросали работу, переселялись куда-то в глушь, жили натуральным хозяйством. Получалось, что старцы ничего не теряли, а жизнь иных их духовных чад шла под откос.
— В том числе и ваша жизнь? Под влиянием старцев вы оказались беспаспортниками?
— Да, в головах как-то всё смешалось тогда — мы отказались от паспортов и уехали. Жили в глухих деревнях — сначала в Брянской, потом в Тульской областях. Приняли монашество — неофициально.
— Убили в себе государство?
Через Августина — в католики
— Как вырулили к нынешнему вполне себе социализированному статусу?
— Через святого Августина.
— У Августина есть про ИНН и новые российские паспорта?
— У святого Августина есть филиокве (главное догматическое отличие католической церкви от православной. — Прим. автора). Внимательно читая его труды, мы пришли к выводу, что католическая вера более правильная.
— И что дальше?
— Решили перейти в католичество. Вернулись домой, в Калугу, пошли в католический храм.
— И как вас приняли?
— Пришли мы в православном монашеском облачении. Случился шок. Дело в том, что переходы из католичества в православие и наоборот не очень, мягко говоря, одобряются обеими церквами.
— Да, есть совместные договорённости о запрете прозелитизма.
— Со временем мы стали думать, как быть с монашеством, принятым необдуманно. Нам предложили так называемую диспенсацию — в нашем случае это официальное церковное признание ошибочных монашеских обетов как не бывших.
— Жизнь опять радикально изменилась?
— Да, параллельно с присоединением к католической церкви, с вхождением в её мир мы восстановили паспорта, открыли ИП, стали работать…
— Постриглись, побрились…
– А каковы общие впечатления — чем атмосфера в католической общине отличается от православной среды?
— Более снисходительным отношением к людям. Накрашенной девушке в короткой юбке в католическом храме ничего не угрожает, а в православном — как повезёт.
— А каков состав общины? Откуда в русском, традиционно православном городе 100 католиков?
— Многие люди приходят из православия. Есть такие, которых привлекает связанная с католичеством культура. Есть выбравшие комфорт: скамейки, богослужение короче, посты не такие строгие. Важный психологический момент — интеллигентность и доступность священнослужителей. С ними здороваются за руку. Общение очень простое, непосредственное. Священники говорят прихожанам: «Это ваш храм, а не наш, вы здесь решаете и распоряжаетесь».
Разрывы и связи
— Почувствовали какое-то особое отношение со стороны бывших единоверцев?
— Было много негатива. От одного священника довелось услышать: предатели. Но были и такие, которые отнеслись спокойно, с пониманием, некоторые даже доброжелательно.
— А со стороны обычных калужан? Распространённая установка: вера должна быть традиционной, верой предков. А тут русские, в русском городе — и вдруг католики.
— Мы стараемся не афишировать нашу веру, — говорит Игорь. — Но когда обычные люди узнают о ней, относятся, как правило, позитивно, многие с интересом, как к чему-то необычному.
— Недавно случай был — очень важный для нас, — продолжает Олег. — Мы делали ремонт в одной квартире, потом выяснилось, что заказчик — тренер по дзюдо. Вспомнили нашего Григория Георгиевича. Оказалось, он живёт по соседству. Пошли к нему. Он очень обрадовался. Было что рассказать. Наша «экзотическая» для России вера нисколько тренеров не напрягла. Григорий Георгиевич теперь тренер высшей категории. Его брат — тренер сборной Израиля. Через них строятся отношения…
Через Игоря и Олега тоже строятся разного рода отношения — в семье, в работе, со случайно встреченными людьми. Впрочем, в системе ценностей братьев-католиков случайностей не бывает.
Теперь, после всех перипетий своей жизни братья Родионовы словно вернулись в детство — снова живут в частном доме с родителями.
Жизнь позади насыщенная. А что впереди? Им по 43 года — ещё не вечер, как говорится.
Католический храм в Калуге.
Церкви Калуги. Часть 1
В 1626 году была произведена опись Калуги писцом Вл. Плещеевым. В ней содержатся сведения и о состоянии города и о его топографии. По описи на один храм приходилось пятнадцать дворов мирян и 5 дворов духовенства. Всего на одну тысячу населения был 21 деревянный храм, из них:
— 4 находились в крепости: храм Алексия Митрополита, Никольский (Николо-Козинский), Преображения Господня, Троицкий собор;
— 5 в новом остроге: Сретения Господня, Василия Великого, Введенский; Рождества Богородицы, Всемилостивого Спаса;
— 11 в старом остроге: Архангела Михаила, великомученицы Варвары, два Георгиевских храма, Воздвиженский, Ильинский, Преображения «на подоле», Никольский «за лавками», Петропавловский, Покровский с приделом Трех святителей, Рождества Христова с приделом Косьмы и Дамиана;
В 1685 году была произведена новая опись города Калуги. Сделал ее воевода и писарь Иван Полуехтов. Церквей было в Калуге, по описи, 27, из которых:
В 1912 году вышла в свет книга Дмитрия Ивановича Малинина «Опытъ историческаго путеводителя по Калугъ и главнъйшим центрамь губернiи.» В ней даны очерки истории Калужского края с древнейших времен до 10-х годов XX века. Книга содержит подробное описание церквей, соборов, монастырей, святых мест, с детальным перечнем их сокровищ и реликвий. Насчитывает он в Калуге уже 38 церквей. Сколько их осталось в настоящее время? Мало, очень мало. В последние несколько лет начинают возрождать многие храмы, но разрушенных до основания уже не воротишь. И остается только читать о них в старых книгах и справочниках.
Каждый храм имел свои особенности, свой стиль. В XVII веке вид Калуги произвел неизгладимое впечатление на Павла Алепского, сопровождавшего антиохийского патриарха Макария во время его путешествия в Москву в 1654 году. Тогда он писал: «Этот город очень многолюден, красив и открыт. Он весьма велик, больше Путивля и также расположен на краю горы. В нем тридцать благолепных, прекрасных церквей, их колокольни легкие, изящные, приподняты, как минареты, купола и кресты их красивы».
Все храмы, за исключением некоторых, были деревянные. Каменными в 1685 г. были: Казанский в девичьем монастыре, Воскресенский и Никольский в крепости, Никитский и Покрова «под горой». В течение последующего столетия все деревянные храмы в Калуге были заменены на каменные. К 1760 году Калуга гордилась обилием каменных церквей, которые, как правило, ставились на месте древних, деревянных. Поэтому так пленителен их дух, что из старых стен в новые переносились не только древняя церковная утварь и иконы, зодчие сумели придать им колорит средневековой Калуги.
Начиная с 1778 г. были полностью разобраны следующие храмы в Калуге:
Храмов древнерусской архитектуры в результате этой застройки не осталось, так как на месте или взамен древних строились новые храмы в духе классицизма, современного в ту пору стиля.
На сегодняшний день из 29 приходских храмов, действовавших в Калуге, сохранилось 20 храмов, из который только 13 действующих:
9 храмов безвозвратно утрачены