католические монастыри в россии мужские
Действующие монастыри Москвы
Содержание статьи
Действующие женские монастыри Москвы
В российской столице 8 женских действующих монастырей:
Действующие монастыри можно смело назвать государством в государстве. Жизнь в них отличается от мирской. У каждой обители свой устав. Доступ на территорию обычно ограничен. В некоторые помещения вход туристам строго запрещен. Многие монастыри проводят что-то вроде дня открытых дверей, когда миряне могут оказаться внутри и посмотреть своими глазами на быт послушниц.
Новодевичий монастырь
Это один из самых старых действующих женских монастырей столицы. Его архитектурный ансамбль признан ЮНЕСКО объектом культурного наследия. Монастырь находится на Новодевичем проезде, дом 1 (метро «Спортивная»). Он был возведен в 1524 году по указу Василия III. За десять лет до этого царь поклялся построить монастырь и храм при нем, если сможет отвоевать Смоленск. Город был взят, а в Москве вскоре появился Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.
Согласно легенде, место для обители было выбрано не случайно. Когда-то именно там татаро-монголы строили в ряд русских девушек, выбирали самых красивых и забирали в Золотую Орду. Это место называли Девичьем полем.
Когда-то в этом монастыре русские цари запирали неугодных жен и сестер. Так, в его стенах приняла постриг царица Ирина Годунова, родная сестра и первая жена Петра I. После революции Новодевичий монастырь, как и многие другие, был закрыт. Он вновь открыл свои двери для послушниц только в 1994 году.
Зачатьевский монастырь
Это, пожалуй, самая древняя женская обитель Москвы. Она основана в 1360 году. После революции была разграблена и закрыта, возвращена церкви в 1991 году. Обитель находится во 2-м Зачатьевском переулке, дом 2 (метро «Кропоткинская»).
Над входом в монастырь находится надвратная церковь. Она единственная в своем роде, сохранившаяся в годы религиозных гонений. Перед входом стоит памятник основателю обители – митрополиту Алексию.
Алексеевский монастырь
Обитель расположена во 2-й Красносельском переулке, дом 7 (метро «Красносельская»). У Алексеевского монастыря весьма интересная история. Он основан в 1358 году и тогда назывался Ново-Алексеевским монастырем. Обитель изначально находилась на Остоженке, в XVI веке ее перевезли на то место, где сейчас Храм Христа Спасителя, а в XIX веке – в Красное село.
Большевики уничтожили монастырь, проложив на его месте дорогу. Тогда сохранилась одна церковь. В 1991 году в ней появился новый приход, спустя 19 лет было создано сестричество во имя Алексия, а потом открылся и монастырь.
Иоанно-Предтеченский монастырь
Появился в 1415 году. Изначально был мужским и находился в Замоскворечье. В 1533 году обитель была заново отстроена Василием III в честь появления долгожданного наследника. Монастырь сменил прописку и стал женским. Находится в Малом Ивановском переулке, дом 2 (метро «Китай-город»). В его стенах хранится древняя икона Пророка и Крестителя Иоанна с частичкой его мощей, а также частица Креста Господня.
Богородице-Рождественский монастырь
Обитель расположена на улице Рождественка, дом 20 (метро «Трубная», «Кузнецкий мост»). Была открыта в 1386 году по распоряжению княгини Марии Серпуховской в честь победы русского народа на Куликовом поле. В этом сражении принимал участие и ее сын. Первыми насельницами стали вдовы, матери и сироты воинов, погибших на Куликовом поле. После революции монастырь возобновил работу в 1993 году.
Покровский монастырь
Расположен на Таганской улице, дом 58 (метро «Марксистская», «Пролетарская»). Основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем. Изначально был мужским монастырем. Во время нашествия французов его сооружения сильно пострадали, но впоследствии были восстановлены. В 1994 году монастырь обрел новую жизнь.
Марфо-Мариинская обитель
Находится на Большой Ордынке, дом 34 (метро «Третьяковская»). По внешнему виду можно подумать, что обитель принадлежит к старинным памятникам архитектуры. На самом деле ее построили в 1909 году по распоряжению княгини Елизаветы Федоровны. Она решила возвести монастырь в память о супруге, погибшем от рук террориста.
Троице-Одигитриева Зосимова пустынь
Находится на территории Новой Москвы, в поселении Новофедоровское, что под Троицком. Была открыта монахом Зосимой в 1826 году. В стенах обители находится икона Богоматери «Одигитрия» и частица Креста Господня.
Действующие мужские монастыри Москвы
На территории столицы 8 мужских монастырей, которые действуют:
У каждого из них, как и у женских, свой устав и история. На их территории и в некоторых помещениях проводят экскурсии.
Данилов монастырь
Стоит на правом берегу Москвы-реки, на Даниловском валу, дом 22 (метро «Тульская»). Основан в 1282 году по велению князя Данилы Московского, сына Александра Невского. Название происходит от имени покровителя, святого Столпника Даниила. Монастырь был почти полностью уничтожен во время татарского набега. Свой прежний облик он обрел во времена правления Ивана Грозного.
В 1812 году был разграблен французами. В 30-е годы прошлого столетия обитель закрыли, разместив в ее стенах изолятор НКВД. В 1982 году монастырь передали церкви. В нем хранится необычная святыня – башмачок святого Спиридона Тримифунского.
Андреевский монастырь
Расположен у подножия Воробьевых гор, на Андреевской набережной, дом 2 (метро «Ленинский проспект», «Воробьевы горы»). Предшественницей этого монастыря считают Преображенскую пустынь, которая существовала в XIII веке. Ее постройки сгорели в 1547 году. На их месте через столетие был возведен новый каменный монастырь. При Петре I его упразднили. В 1991 году появилось мужское подворье. Монастырь был создан вновь только в 2013 году.
Высоко-Петровский монастырь
Обитель находится на Петровке, дом 28 (метро «Чеховская»). Она была основана в 1315 году с подачи митрополита Петра. Уникальные постройки появились позже, в XVI веке. В монастырских стенах хранится несколько святынь, среди которых мощи основателя, Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Спиридона Тримифунтского.
Николо-Перервинский монастырь
Находится на Шоссейной улице, дом 28 (метро «Печатники»). О монастыре впервые упоминается в 1623 году. Изначально представлял собой деревянный храм. Каменные постройки относятся к XVIII веку. Сейчас обитель имеет статус Патриаршего подворья. На ее базе работает духовная семинария.
Донской монастырь
Эта обитель считается одной из самых почитаемых в столице. Она расположена на Донской площади, дом 1 (метро «Шаболовская»). Монастырь заложил царь Федор Иоаннович в 1591 году в знак избавления столицы от татарского хана Казы-Гирея. Он посчитал отход врагов божьим чудом. Царь был набожным и накануне битвы приказал русским воинам обойти вокруг стен Москвы с иконой Божией Матери. Татары отступили, а та самая икона до сих пор хранится в монастыре.
Заиконоспасский монастырь
Обитель имеет статус Патриаршего подворья. Расположена на Никольской улице, дом 7 (метро «Площадь Революции»). Монастырь основан в 1600 году Борисом Годуновым. Многие постройки того времени сохранены, поэтому обитель признана памятником истории и архитектуры. В советские годы в монастыре располагались различные организации. В 90-е годы он был передан церкви.
Новоспасский монастырь
Находится на Крестьянская площади, дом 10 (метро «Пролетарская»). Монастырь заложен в 1490 году сыном Александра Невского на месте, где в наши дни стоит Даниловский монастырь. Уже его сын, Иван Калита, перенес обитель в Кремль, поближе к своему дворцу. Впоследствии татары монастырь разграбили и спалили, убив настоятеля. Отстроил его заново уже Дмитрий Донской. В монастыре хранится пояс святого Иоанна Кронштадтского.
Сретенский монастырь
Находится на Большой Лубянке, дом 19 (метро «Сретенский бульвар»). Монастырь основан в 1397 году по велению князя Василия I. В 1925 году был закрыт. Монашеская жизнь в его стенах возродилась в 1991 году. В нем хранится точная копия Туринской плащаницы, частицы мощей Николая Чудотворца и Серафима Саровского.
Католический действующий монастырь в Москве
Всего в России насчитывается пять действующих католических монастырей. Один из них – монастырь Святого Франциска – находится в Москве. Он является мужским и расположен на Шмитовском проезде, дом 2А (метро «Выставочная»). Разрешение на его возведение подписал еще Петр I.Однако община просуществовало недолго. Она вновь была воссоздана в 1993 году. Через три года был канонически возрожден и сам монастырь.
Старообрядческий действующий монастырь в Москве
Есть в российской столице и обитель для староверов – Преображенский монастырь. Он женский и находится на Преображенском Валу, дом 17 (метро «Преображенская площадь»). Монастырь основан в 1771 году. Тогда бушевала чума и староверам выделили земли на окраине столицы, чтобы они там организовали карантин для единоверцев.
В 30-е годы прошлого века, как и большинство религиозных сооружений, Преображенский монастырь разрушили. Уцелела лишь часть построек. На месте сломанных келий был открыт рынок, который до сих пор работает. Несмотря на это, староверам удалось сохранить несколько древних икон. Сейчас они находятся в монастыре.
Какие тайны хранят монастыри России, которые выстояли даже при коммунистах
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Само слово «монах» происходит с греческого языка и означает «одиночный», потому и монашество предполагает отшельническую жизнь, аскетизм. Греческая основа слова указывает на то, что монашество как явление возникло именно в Греции еще в 3 веке. Первым монахом же принято считать Антония Великого, он 90 лет бродил по пустыне, на его долю выпала масса испытаний, начиная от голода и заканчивая искушениями и нападками дьявола. К таким великим и известным аскетам люди стремились стать ближе, приезжали к ним из разных уголков земли и селились рядом, образуя общины. В них они жили, повинуясь своему уставу и во всем подчиняясь старцу.
На русской земле монастыри сразу полюбили и стали возводить один за другим. Первый был построен в 1051 году в Киеве Антонием Печерским, позже стали появляться другие крупные монастыри. Они были не просто местом для молитв, но и своеобразными образовательными центрами. Сюда приезжали странники, торговцы и другой люд, которому нужен был дельный совет. Считалось, что священнослужители – люди, постигшие жизненный смысл, способны дать дельный совет в любом направлении.
Впрочем, за это время не многое и изменилось. Многие крупные монастыри, несмотря на то, что считаются местом для уединения, являются излюбленной туристической достопримечательностью. Однако любой монастырь позиционирует себя как место, в котором любой путник может остановиться, набраться сил, помолиться, получить совет и отправиться дальше.
Современные монастыри – это не просто место религиозного культа, а архитектурная достопримечательность, место хранения религиозных произведений искусства, имеющих историческую ценность.
Женские монастыри имели особую значимость, здесь могли найти успокоение и очень часто спасти свою жизнь, многие девушки и женщины, которые претендовали на престол, либо одним лишь фактом своего существования, заставляли нервничать того, кто метил в императоры. Часто здесь свой покой находили женщины, чей жизненный путь с самого детства был полон страданий, тягостей и испытаний.
В обмен на покой и гармонию она должна была принять правила, по которому живет монастырь, принять постриг, надеть рясу, посвятить себя богослужению и отречься от всего мирского. Но при этом, монахини достаточно активны в обычной жизни и у них много обязанностей. Помимо того, что они много времен проводят за молитвами и в богослужениях, они еще и занимаются благоустройством храма, выращивают овощи, фрукты и цветы, готовят, шьют, оказывают помощь различным организациям и людям.
Нередко при монастырях работают больницы, детские дома, монахини, помогая тем, кто нуждается в их помощи, находят свое призвание и несут слово божье в своих поступках и деяниях.
Мужские монастыри во многом схожи с женскими по укладу жизни, но в них все же есть и отличительные черты. К примеру, мужчины полностью отрекаются от земной и мирской жизни и ведут более затворнический образ жизни. Часто они занимаются столярным делом и привлекаются к ремонту церквей.
Основные обеты, которые определяли жизненный уклад монахов, определялись тремя направлениями:
• целомудрие, безбрачие, девство;
• послушание;
• нестяжание.
Послушание подразумевает, что человек лишается собственной воли и полностью подчиняется духовному наставнику и Господу. Это становится частью смирения, доверия, умением одинаково реагировать на горе и радость.
Нестяжание означает отсутствие личных вещей, монах не должен быть рабом имущества, не должен привыкать к тому, что у него что-то есть, зависеть от привычек и любви к вещам.
Соловецкий мужской монастырь
Один из крупнейших православных монастырей был построен в живописном месте у Белого моря, всего в 165 км от северного полярного круга. Это место для своих молитв некогда выбрали подвижники Зосима, Савватий и Герман. Сначала в этом месте они построили келью, так они прожили шесть лет в молитвах и трудах, начав строительство церкви с деревянным храмом, приделом и трапезной. Две постройки стали основными, затем стали воздвигать монастырь.
К концу 16 века монастырь становится настоящей крепостью, строятся стены и башни из камня, по очертаниям здание начинает напоминать корабль. Учитывая месторасположение монастыря, он нередко становился объектом нападения и был вынужден держать оборону. Во время Крымской войны монахам, под предводительством архимандрита Александра удалось отбить нападение англичан и французов.
Свято-Введенская Оптина пустынь
Здесь живут мужчины-иноки, а монастырь является ставропигиальным. Его основателем является разбойник Опта (по иным версиям Оптия), который раскаялся в совершенных преступлениях и стал иноком. В служении его знали именем Макарий.
В 19 веке при храме был построен скит, там стали жить мужчины, которые много лет провели в уединении, так называемые пустынники. Число проживающих и прихожан росло, увеличивалось и количество пожертвований, на которые строились новые здания. Так здесь появилась мельница, новые пахотные земли.
На сегодняшний день это место является музеем и имеет подтвержденную историческую ценность, входя в число объектов Русской православной церкви.
Новодевичий монастырь
Один из самых известных монастырей берет свое начало с 16 века, тогда он был построен на Самсоновом луге, позже эту местность переименовали в Девичье поле. Примечательно, что храм строился по образу Успенского собора, соседствующего с Кремлем. Архитектурное величие закладывает основы так называемого московского барокко.
Однако известность монастырю пришла вовсе не из-за красивых фасадов. Здесь, до начала своего царствования проживал Борис Годунов вместе со своей сестрой Ириной. Она постриглась в монахини и стала зваться Александрой, правда жила не в келье, а в отдельных палатах с деревянным термом.
Территория монастыря активно застраивалась, появились каменные стены, башни, которые продолжали повторять кремлевский стиль – квадратные башенки с зубцами. Сегодня это действующий монастырь и музей одновременно.
Кирилло-Белозерский монастырь
Этот монастырь был основан Кириллом, впоследствии получившим статус преподобного, в 14 веке. Он сделал из пещеры келью, установил сверху деревянный крест. Этого было достаточно для того чтобы начались работы по возведению храма, уже в конце этого же года священнослужители освятили деревянный храм, который успели построить.
К началу 15 века здесь уже жило полсотни монахов, причем место становилось популярным, сюда часто приезжали не просто вельможи, но и цари. Пожертвования были богатыми, монахи смогли быстро построить новые здания и сооружения из камней, что и стало секретом их долголетия. Главной архитектурной достопримечательностью считается Успенский собор. Его строительство было закончено к концу 15 века и он стал первым каменным зданием, которое было построено на Севере. Вплоть до середины 18 века в него постоянно вносили изменения.
Валаамский монастырь
Нет однозначных данных о том, когда был построен этот храм и кто был его основателем, но первые упоминания о нем встречаются еще в 14 веке, в них указано, что монастырь основан в 1407 году. В свое время это был крупнейший мужской монастырь в России, в нем проживало более 600 монахов, на территории было огромное количество корпусов и построек. Но, несмотря на многолюдность, постоянные нападки шведских войск привели к упадку, число обитателей сократилось.
Монахи пытались построить свой Иерусалим, построив Успенскую церковь и Спасо-Пребраженский собор. За весь период своего существования он застраивался и переделывался огромное количество раз, на сегодняшний день он является одним из красивейших зданий религиозного культа во всей стране.
Александро-Невская Лавра
На строительстве этого сооружения настоял Петр Первый, так он хотел увековечить победу над шведами. Там, где река Монастырка соединяется с Невой, был заложен фундамент будущего храма. Так император хотел увековечить имя Александра Невского, который и принес победу, за эти заслуги он его канонизировал.
Храм, возведенный в этом месте, носил имя Александра, позже рядом появился монастырь. Постройки располагались буквой «П», по углам располагались церквушки. Здесь всегда был роскошный сад из деревьев и цветов, эту традицию продолжают и по сей день, превращая территорию в благоухающее райское место.
Троице-Сергиева Лавра
Этот монастырь основан Сергием Радонежским в 14 веке, он был сыном разорившегося дворянина. Ему же принадлежит архитектурная идея сооружения. Он планировал в центре четырехугольника поставить собор, вокруг которого будут расположены кельи. Ограждения были построены из деревянного тына.
Позже над воротами монастыря построили еще одну небольшую церковь. Некоторое время спустя такой план постройки стали использовать при строительстве, достройке и переделывании других монастырей. Именно это и породило мнение о том, что якобы Сергей Радонежский является основателем всех русских монастырей. Скорее он был талантливым проектировщиком и архитектором, что не могли не заметить по объектам, возведенным согласно его задумке.
Спустя некоторое время у собора построили еще одну церковь, назвав ее Свято-Духовской, в ней был храм и колокольня, а монастырь стал называться Лаврой.
Спасо-Преображенский монастырь
В летописях есть указание года возникновения монастыря – 1096г. С тех пор его стены становились домом для многих известных целителей и чудотворцев. Монахи участвовали в строительстве Спасского собора, но к этому приложил руку сам Иван Грозный, который с помощью этого архитектурного объекта увековечил взятие Казани. Царь из казны выделил не только иконы, утварь для церкви, но и литературу, одежду для священников и монахов.
Позже, в 17 веке здесь появится Покровский храм, в котором будет пекарня, поварская палата и другие хозяйственные комнаты, рассчитанные на приготовление хлеба.
Серафимо-Дивеевский монастырь
Это сооружение примечательно тем, что в нем впервые в строительстве зданий религиозного культа, использовался железобетон – дорогой материал по тем временам. Основательницей женского монастыря считается матушка Александра. Несмотря на то, что она начала строительство на собственные средства, в последующем она нашла тех, кто был готов вкладываться в дело всей ее жизни.
Матушка Александра направлялась в Саровскую пустынь и остановилась отдохнуть в селе Дивеева, там она и увидела сон, которое расценила как видение. Божия Матерь указала ей, что это именно то самое место, которое она искала для строительства храма.
Сначала это была обитель, но местная помещица Жданова, узнав о том, что в их окрестностях появилась такая матушка, сделала крупное пожертвование, отдав будущему монастырю часть своих земель. Тут построили три кельи, огородили забором. В одном из помещений жила сама Александра вместе с послушницей, второе заняли еще три женщины, а третья келья предназначалась паломникам, которые шли в Саров.
Предчувствуя свою гибель, Аннушка обратилась к отцу Пахомию с просьбой не бросать монастырь и послушниц, завещая продолжать начатое ею дело. Из числа послушниц была выбрана матушка, которая в ближайшие годы увеличила число монахинь до 50.
Монастырем обитель стала в 19 веке, при игуменье Марии монастырь приобрел неповторимый архитектурный облик, став настоящим историческим достоянием и местом религиозного культа.
Псково-Печерский монастырь
В монастырь приехал уполномоченный по делам религии, для того чтобы вручить архимандриту Алипию, который, между прочим, был участником Великой Отечественной войны, приказ о закрытии монастыря. Получив в руки документ, Алипий стал медленно по слогам читать текст, ожидая, когда разогреется камин, туда же он и отправил бумагу, как только огонь разгорелся. Чиновнику он заявил, что он лучше умрет, чем даст закрыть монастырь и его монахи считают точно также. А напоследок напомнил, что две трети монахов – участники Второй мировой, готовые сражаться за свой выбор.
Дерзости настоятеля стоит только удивляться, ведь он рекомендовал бомбить с самолета, к тому же, Европа, которая расположена совсем рядом, обязательно услышит о столь вопиющем происшествии и мировая общественность узнает о бесчинствах, происходящих на территории СССР.
Примерно в это же время в монастырь приехала премьер-министр Индии, которая была потрясена увиденным. Так, за рубежом узнали о монастыре и один за другим стали приезжать иностранные гости, сами того не ведая, они спасали монастырь от закрытия и разрушения. Монахи это прекрасно понимали и были лишь рады новым гостям.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: