католический храм в иркутске фото

Польский костёл

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

Говорят, что стены помнят и хранят многое. Возможно они — это сундуки, в которые помещены тайны целых эпох, легенды целого народа.

В исторической части Иркутска находится римско-католический костел, который может рассказать сегодня рассказать одним своим видом всю историю существования польского народа в Сибири.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото Польский костёл Источник: www.greenmama.ru

Католический приход был основан в городе Иркутск еще в 1820 году и включал в себя более 1400 прихожан. Львиную долю из них составляли поляки, которые были сосланы после восстания на родине в Сибирь. Вот поэтому, в народе Церковь Успения Девы Марии так часто называют Польским костелом.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото Польский костёл Источник:http://irkipedia.ru/content/kostyol_uspeniya_bogorodicy_organnyy_zal_irkutskoy_oblastnoy_filarmonii

В 1819 на должности католических священников в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Бернардины не пользовались такой известностью, как иезуиты. Но все-таки, им удалось оставить заметный след в истории Иркутска.
Именно бернардины добились разрешения на постройку в городе первого специального здания для католического храма.
Для строительства было необходимо место. Его католическая братия купила у иркутского купца Зубова и мещан Сухановых. Костел строился исключительно на пожертвования прихожан.
Усадебное место было выбрано совсем недалеко от главного православного храма Иркутска — Богоявленского собора.
Строительство Польского костёла завершилось к концу 1825.

Но, к сожалению, деревянное здание погибло в печально знаменитом иркутском пожаре 1879 года.
Полная гибель здания костёла в страшном пожаре вынудила глав местной католической общины к принятию решительных мер. Деятельность по собиранию средств на строительство нового храма развил ксендз Кшиштоф Швермицкий, к тому времени уже почти четверть века бессменно остававшийся настоятелем храма и духовным пастырем прихожан иркутского прихода. Михаил Коссовский пожертвовал тогда в общей сложности на строительство храма 24 000 рублей.

Архитектором нового здания костела был назначен известный иркутский архитектор Ю. Тамулевич. Мастер не стал придумывать что-то новое, а взял за основу стиль старого здания. Скажете вы, и что за архитектор такой, что ничего нового не придумал. Но Тамулевич задумал сделать новое здание польского храма в кирпичном решении.

РЕКЛАМА: Производство полиэтиленовых пакетов. Инновационные технологии и высокий уровень качества. Изготовление с логотипом на заказ. Смотрите подробнее здесь.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото Проект каменного костела. Западный фасад. Архитектор И.Ф. Тамулевич. 1881 г.

Многие проходя мимо римско-католического костела ошибочно причисляют его к постройкам готической архитектуры.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото Проект каменного костела. Южный фасад. Архитектор И.Ф. Тамулевич. 1881 г.

Но это, конечно не так. Если войти внутрь того костела, то первое, что бросится в глаза – это конечно же алтарь. Его внутреннее убранство было создано по рисункам В. Коперского. Алтарь представлял собой тройную ажурную арку, вырезанную из дерева. Ее опорой служили такие же искусно выполненные столбы.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото Главный алтарь Источник: http://irkipedia.ru/content/kostyol_uspeniya_bogorodicy_organnyy_zal_irkutskoy_oblastnoy_filarmonii

К концу 1884 года строительство, в основном, было завершено. Оставались только «мелочи» — отдельные работы по внутренней и внешней отделке, которые продолжались в последующие годы. Но в целом, здание костёла было уже готово, и с 8 декабря 1884, когда храм освятили во имя Успения Матери Божией Марии, в нем совершилось богослужение. Окончательное обустройство храма завершилось только к концу 1890-х гг.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото Филармонический зал Источник: http://irkipedia.ru/content/kostyol_uspeniya_bogorodicy_organnyy_zal_irkutskoy_oblastnoy_filarmonii

И вот, послушайте, каким стал к тому времени Польский костёл.
Главный алтарь был посвящен Успению Божией Матери. По обеим сторонам от него располагались боковые алтари, которые были сооружены в 1892. Правый — с изображением Святого Иосифа, а левый — с распятием Иисуса Христа. Кафедру для проповедей, которая носит название «амвон», установили в 1895 году. Для молящихся в зале стояли скамейки: десять желтых, лакированных, с опорой для плеч; четыре простых скамейки. Органа, звуки которого всегда сопровождают католическое богослужение, в том иркутском костёле еще не было. Вместо него на хорах стояла фисгармония, которая была выписана в 1896 из Варшавы.
С тех самых пор Иркутск мог бы похвастаться тем, что обогатился уникальным сооружением, которое осталось бы в памяти у всех гостей, посетивших сибирский город. Польский костёл стал не просто духовным центром ссыльных поляков, но и архитектурным шедевром, обладающим художественными достоинствами.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото Польский костёл Источник: http://irkipedia.ru/content/kostyol_uspeniya_bogorodicy_organnyy_zal_irkutskoy_oblastnoy_filarmonii

С окончательным установлением советской власти в Иркутске для католического храма наступили не лучшие времена. Основываясь на законе об отделении церкви от государства, иркутские власти в 1921 году национализировали имущество католического прихода, включая культовые здания и всю находящуюся в них утварь.
Но иркутские католики не сидели, сложа руки. Они решили отстаивать свои права. Счастливые люди – эти иркутские поляки. В отличие от других религиозных диаспор, существовавших на территории бывшей Царской России, основу которых все-таки составляли православные, они могли вернуть и сохранить духовное и культурное наследие своего народа, ведь находились в особой ситуации.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото Польский костёл Источник: сибирь-инфо.рф

Огромное число католического прихода Иркутска составляли поляки по происхождению, которые являлись выходцами из Бывшего Царства Польского. А ведь оно после Октябрьской революции получило полную независимость и входило в состав самостоятельного польского государства.
Бывшие подданные Российской империи оказались в двойственном положении. Проживая в Сибири, закрепившись здесь, они в то же время могли претендовать на особое к себе отношение, ведь являлись представителям другого государства. После неудачных военных действий с Польшей, было заключено в сентябре 1921 году Русско-Польского соглашение. Поляки-католики, проживавшие в Иркутске имели на руках конкретное положение этого соглашения и ст.7, п.З Русско-Польского мирного договора, которые гласили:
«Религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности, в России имеют право в пределах внутреннего законодательства пользоваться и приобретать движимые и недвижимые имущества, необходимые для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений».
Но даже это не спасло учесть Польского костела, лишь отодвинула срок оглашения приговора.
7 апреля 1938 года римско-католический костел был закрыт. Иркутская община католиков была распущена, богослужение окончательно прекратилось. А в здании костёла разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники.
Здание храма не подверглось никаким внешним разрушениям, но изнутри было перестроено до неузнаваемости. Но одно радовало, что оно не было «отдано под склад», как это делалось с православными храмами. Наверное, это была жутка несправедливость, скажете вы. Но, что сделать. Россия – это ведь многонациональная страна. Пускай хоть в то тяжелое время хоть один народ не смог утратить навсегда свое достояние.
В 1974-1978 по проекту архитектора Г.А. Вязуновой были проведены работы по реставрации храма. Необходимо было вернуть зданию первоначальный облик с устранением позднейших перестроек. В помещении костёла хотели открыть Музей истории поляков в Сибири, и с этой целью даже осуществлялась большая общественно-организационная и научная подготовка. Но позднее была оценена достойная храма. И в нем по замыслу местных властей решили разместить органный зал Иркутской областной филармонии.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото Органный зал иркутской филармонии Источник:http://www.lib23.irk.ru/kostel.htm

После возрождения католической общины в Иркутске в 1991 году были предприняты попытки вернуть храм католикам. Но храм не был возвращён. В 1998 году городская администрация подписала окончательный отказ о возвращении церкви католической общине. Поэтому, после учреждения Святым Престолом епархии святого Иосифа в Иркутске был построен новый католический собор Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии. Находится он в Глазково (первый район г.Иркутска).
Но все-таки власти пошли на некоторые уступки. Сегодня в Польском костеле проводятся и религиозные службы, и светские концерты.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото Польский костёл Источник:fotki.yandex.ru

В Польше иркутский костёл внесён в список культурного польского наследия.

Источник

История

Решение о выделении земли для Католического кафедрального собора Непорочного Сердца Божьей Матери и резиденции епископа было принято администрацией города Иркутска 8 декабря 1998 года, в праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Богородицы. Под строительство был определён участок на левом берегу реки Ангары напротив Технического университета, вплоть до весны 1999 года занимаемый автомобильной стоянкой. Строительство началось 10 июня 1999 года после молитвы и освящения епископом Ежи Мазуром строительных машин, а 18 июля того же года были освящены территория стройки и крест, установленный на ней. Автором первоначального проекта собора был польский архитектор Анджей Хвалибог. Работу по созданию окончательного проекта вели иркутские архитекторы Олег Бадула и Владимир Стегайло. Автором внутреннего убранства собора, а также часовни Примирения и Мира является польский художник и скульптор профессор Винценты Кучма из Кракова.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

5 сентября 1999 года состоялось торжество освящения и закладки краеугольного камня. Освящение проводил Апостольский нунций архиепископ Джон Буковский. Вместе с краеугольным камнем были заложены камни с горы Голгофа, с горы Преображения, из Назарета и из Фатимы, а также реликвии Святого Креста и мощи Святого Рафаила Калиновского и Святой Терезы Младенца Иисуса. Полностью строительство собора было закончено к сентябрю 2000 года. К этому времени завершились отделочные работы внутри храма, были установлены скульптуры и колокола.

ОСВЯЩЕНИЕ КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА

Торжество освящения Кафедрального собора Непорочного Сердца Божьей Матери состоялось 8 сентября 2000 года в праздник Рождества Богородицы. Обряд освящения начался перед вратами храма, к которым направились в процессии: папский легат кардинал Ян Петер Шотте, председатель Конференции католических епископов Белоруссии кардинал Казимир Свентек, Апостольский нунций в России архиепископ Георг Цур. Настоятель прихода о.Петр Фидермак от имени всех верных вручил ключи от собора епископу Ежи Мазуру. Затем Ежи Мазур, SVD попросил папского легата «освятить храм третьего тысячелетия, в котором особенным образом будет почитаемо Непорочное Сердце Божьей Матери». Освятив воду и окропив ею алтарь и стены собора, кардинал вышел на улицу и окропил стены храма извне. В алтарь Кафедрального собора был помещен ковчег, содержащий частицы мощей святых: Андрея Боболи, Карла Борромео, Антония Мария Кларета, Викентия Паллотти, Елены Штоленверк, Фаустины Ковальской, а также блаженных Эдмунда Бояновского, Болеславы Лямент, Арнольда Янссена и мучеников из Барбастро.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

Праздничные мероприятия продолжались еще два дня. 9 сентября 2000 года открылся I Всероссийский Мариано-Мариологический Конгресс, на котором с докладами выступили пастор Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии Сергей Прейман, православный священник о.Георгий Чистяков и профессор Люблинского Католического университета о.Целестин Напюрковский. В конце дня гостям конгресса был представлен спектакль «Благодарение Заступнице», постановку которого осуществил известный иркутский режиссер Вячеслав Кокорин. Музыку к спектаклю на стихи Анатолия Кобенкова написал художественный руководитель «Театра Пилигримов» Владимир Соколов. 10 сентября 2000 года кардинал Казимир Свентек, бывший узник лагеря в Воркуте, освятил часовню Примирения и Мира.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

Подробнее об истории строительства и освящения собора, о его внутреннем убранстве можно прочитать здесь.

КРАТКАЯ ХРОНИКА ПРИХОДА

13 сентября 2000 года — настоятелем прихода назначен о. Йозеф Галлович.

16 сентября 2000 года — в приходе совершено первое Таинство Крещения. Настоятелем прихода о. Йозефом Галловичем крещен Панчоян Саркис Закеосович, род. 20.09.95г.

8 декабря 2000 года — создана группа «Живого Розария», в которую вошли пятнадцать прихожан.

6 января 2001 года — первое венчание в храме. Венчались Абгарян Мисак и Аветисян Марине, пара иркутских прихожан, проживших вместе уже 7 лет.

26 сентября 2001 года — в храме установлен орган производства американской фирмы «Роджерс». Инструмент относится к новому поколению органов: он имеет как духовую, так и цифровую часть. Его диапазон – 60 регистров.

16 ноября 2001 года — настоятелем прихода назначен о. Кшиштоф Коваль.

11-15 августа 2004 года — в Иркутске прошла всероссийская встреча католической молодежи под лозунгом «Нам хочется видеть Иисуса».

1 ноября 2004 года — настоятелем прихода назначен о. Владимир Сек, SVD.

3 января 2005 года — состоялся Первый фестиваль детских рождественских театральных постановок, который впоследствии станет ежегодным.

Март 2007 года — появился первый номер детской приходской газетки «Лампадка».

20 апреля 2007 года — состоялась передача частицы мощей Святого Николая Чудотворца, епископа Мирликийского строящемуся православному приходу, который будет носить имя Святителя Николая. Мощи были получены в одном из католических приходов в Риме и доставлены в Россию представителем Святого Престола в России Апостольским Нунцием Архиепископом Антонио Меннини. Священные реликвии вместе с документом, подтверждающим подлинность святыни, были привезены в Иркутск и затем переданы настоятелем нашего собора о. Владимиром православному священнику о. Николаю, который отвечает за строительство нового храма.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

10-17 октября 2010 года — в приходе прошли Святые миссии.

Приходские миссии это особый вид духовных упражнений, направленных на духовную формацию прихожан, призванных быть «живыми камнями» Церкви. Святые миссии 2010 года были приурочены 10-й годовщине освящения кафедрального собора. Провели их отцы-редемптористы о. Дариуш Пашинский и о. Анджей Легеч.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

22 октября 2016 года — первый вечер памяти Святого Папы Иоанна Павла II.

22 октября 1978 года Кароль Войтыла принял титул Папы Римского и возглавил Католическую Церковь. В честь этого события состоялся памятный вечер, на котором звучала музыка в исполнении группы «Бене» из Варшавы, стихи Папы Иоанна Павла II, а члены итальянской национальной ассоциации «Инфиориталия» («Infioritalia») выложили из цветов большой – три на четыре метра – портрет Святого Папы.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

20 августа 2017 года — коронация статуи Фатимской Божьей Матери в кафедральном соборе.

Коронация статуи Фатимской Божьей Матери в кафедральном соборе состоялась в юбилейный год столетия явлений Пресвятой Богородицы в португальском городе Фатима. Корону для этого исторического акта изготовил польский художник Винценты Кучма. Корона выполнена из позолоченного серебра и украшена драгоценными и полудрагоценными камнями – нефритом, лазуритом, аметистом, изумрудом и жемчугом. Она была благословлена для иркутского храма Папой Иоанном Павлом II. Акт возложения короны на статую Богородицы совершил ординарий епархии Святого Иосифа епископ Кирилл Климович и епископ Ежи Мазур, при котором был построен кафедральный собор.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

19-22 июля 2018 года — в Иркутске прошла VIII Всероссийская встреча католической молодёжи под лозунгом «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога».

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

16 июня 2019 года — состоялось рукоположение в дьяконы нашего прихожанина Степана Цергеля. Обряд совершил ординарий епархии Св. Иосифа епископ Кирилл Климович.

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

18 апреля 2020 года — наш прихожанин Степан Цергель был рукоположен в священники епископом Антонием Демьянко в Санктуарии Божией Матери Фатимской (г. Барановичи, Республика Беларусь).

Источник

Костёл Успения Богородицы (органный зал Иркутской областной филармонии)

Вы здесь

Новости ogirk.ru

Оглавление

Костёл Успения Богородицы (Иркутск)

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

католический храм в иркутске фото. Смотреть фото католический храм в иркутске фото. Смотреть картинку католический храм в иркутске фото. Картинка про католический храм в иркутске фото. Фото католический храм в иркутске фото

Костёл Успения Богородицы — римско-католический храм в г. Иркутске. С 1978 является органным залом Иркутской областной филармонии.

История

В 1819 на должности католических священников в Иркутск и Томск прибыли члены бернардинского ордена. Бернардины не были так известны, как иезуиты, однако они оставили заметный след в истории Иркутска, так как именно бернардины добились разрешения на постройку в городе первого специального здания для католического храма.

Место для церкви куплено было у иркутского купца Зубова и мещан Сухановых. Его строительство, начатое весной 1825, а также покупка усадьбы под костёл финансировались за счет средств частных пожертвователей. Усадебное место было выбрано неподалеку от главного православного храма Иркутска — Богоявленского собора. 24 марта 1825 была совершена купчая крепость на основной участок, принадлежавший прежде статскому советнику Ивану Николаевичу Веригину, а 2 мая того же года куплен примыкающий к первому небольшой участок иркутского мещанина Григория Яковлевича Суворова. Таким образом, с 1825 Иркутский римско-католический приход владел довольно крупной усадьбой, располагавшейся между Тихвинской (совр. ул. Сухэ-Батора), Соборной (совр. ул. Польских повстанцев) и Ивановской (совр. ул. Пролетарская) улицами.

Выстроенный к концу 1825 костёл во имя Вознесения Божией Матери представлял собой одноэтажное деревянное здание, стоявшее на том же самом месте, где позже был возведен каменный костёл, который можно видеть и сегодня. Церковь с пристроенными к ней с обеих сторон флигелями для квартир священников имела квадратную фигуру и занимала 64 кв. саж. Фундамент под церковью и кельями был каменный, а стены деревянные, обитые досками. Портик главного фассада был выдержан в стиле классицизма.

Деревянный костёл сгорел во время печально знаменитого иркутского пожара 22-24 июня 1879.

Строительство каменного костёла Успения Богородицы

Полная гибель здания костёла в страшном пожаре вынудила руководство местной католической общины к принятию решительных мер. Впечатляющую по размаху и энергии деятельность по собиранию средств на строительство нового костёла развил ксендз Кшиштоф Швермицкий, к тому времени уже почти четверть века бессменно остававшийся настоятелем храма и духовным пастырем прихожан иркутского прихода. Михаил Коссовский пожертвовал в общей сложности на строительство храма 24 000 рублей.

Вся постройка обошлась в 63 163 руб. 16 коп. и подавляющая часть этих денег — 55 958 руб. 84 коп. — была получена от частных лиц. Эти точные до копейки цифры были названы в рапорте Комитета по постройке при Иркутской католической церкви в марте 1885. Как говорилось позже в том же рапорте, денег на строительство еще было не достаточно, но его начали «в расчете на значительные поступления» в дальнейшем.

Проект костёла был разработан гражданским инженером Юзефом (по другим документам Иваном Фомичем) Тамулевичем, который в то время являлся старшим архитектором Строительного отделения Главного управления Восточной Сибири. Он прошел основательное обучение в строительном училище Главного управления путей сообщения и уже имел за плечами солидный опыт работы по специальности в Сибири (с начала 1870-х).

25 июня 1881 Могилевский архиепископ и митрополит А. Фиалковский благословил ксендза Швермицкого “приступить к закладке фундамента нового костёла в городе Иркутске”.

Строительное отделение Главного управления Восточной Сибири (ГУВС) и иркутский генерал-губернатор Анучин утвердили проект строительства 26 августа 1881. К этому времени уже был готов фундамент, и каменщики приступили к кладке стен. К концу 1881 были выведены стены нижнего подвального этажа, где предполагались помещения для духовенства и церковной прислуги. Однако на этом строительство костёла приостановилось. Произошло это по следующей причине:

«. вследствие чрезмерного вздорожания цен на материалы и на заработную плату, а также вследствие оскудения пожертвований».

Весь 1882 и половину 1883 на строительной площадке нового костёла стояла тишина. Попытки получить денежную помощь от духовной консистории результатов не принесли. На ходатайство об этом митрополита римско-католических церквей России управляющий МВД сенатор Духов ответил отказом, который он мотивировал тем, что в виду неблагоприятного состояния денежных дел в духовной консистории необходима строжайшая экономия в расходовании средств и потому оказать помощь иркутским католиками не представляется возможным. Он посоветовал также строить костёл меньших размеров — в соответствии с имеющимися в распоряжении наличными средствами.

Тем не менее, иркутский Комитет по постройке нового костёла не отказался от первоначального проекта и, дождавшись новых пожертвований, в 1883 продолжил строительство. Исполнять технический надзор за ним был приглашен управляющий Строительным отделением ГУВС архитектор барон Г. Розен.

К концу 1884 строительство, в основном, было завершено. Оставались отдельные работы по внутренней и внешней отделке, которые продолжались в последующие годы. Однако в целом здание костёла было готово, и с 8 декабря 1884, когда храм был освещен во имя Успения Матери Божией Марии, в нем началось богослужение. Обустройство храма происходило довольно медленно и, в основном, было завершено только к концу 1890-х гг.

Иркутск с той поры обогатился уникальным как для самого города, так и всего обширного региона запоминающимся сооружением, обладающим художественными достоинствами и представляющим собой яркий образец культовой архитектуры в позднеготическом, или ложноготическом, стиле.

Внутреннее убранство костёла

Заходящий в храм прежде всего обращал внимание на главный алтарь «прекрасной ажурной работы из дерева», выполненный по рисункам Войцеха Коперского в 1888. Он состоял из престола, над которым возвышались

«. до сводов три ажурные арки, опирающиеся на четыре такие же колонны. В средней арке, в ажурной раме Образ Матери Божией, а над ним крест. Все это выкрашено масляной под дуб краской».

Главный алтарь посвящен Успению Божией Матери. По обеим сторонам от главного располагались боковые алтари, построенные в 1892; правый — с изображением Св. Иосифа, левый — с распятием Иисуса Христа. Кафедра для проповедей (амвон) была установлена в 1895 г. Для молящихся в зале стояли скамейки — «10 желтых, лакированных, с опором для плечей и 4 скамейки простые». Органа, звуки которого обычно сопровождают католическое богослужение, в иркутском костёле не было. Вместо него на хорах стояла фисгармония, выписанная в 1896 из Варшавы, работы американской фирмы «Сторн и Кларк».

Костёл во время господства советской власти

С окончательным установлением советской власти в Иркутске для костёла и римско-католической общины наступили далеко не лучшие времена. Основываясь на законе об отделении церкви от государства, местные власти в 1921 национализировали имущество католического прихода, включая культовые здания и всю находящуюся в них утварь. Иркутские католики во главе с ксендзом попытались отстоять свои права. Они чувствовали, что в силах это сделать, так как, по сравнению с другими религиозными объединениями, католики находились в особой ситуации. Большинство из них были поляками по происхождению, выходцами из бывшего Царства Польского, которое, получив после Октябрьской революции независимость, входило теперь в состав самостоятельного польского государства. Бывшие подданные Российской империи, теперь они оказались в двойственном положении — живя в Сибири, закрепившись здесь, они в то же время могли претендовать на особое к себе отношение как к представителям другого государства. А после неудачных для России военных действий с Польшей и заключения в сентябре 1921. Русско-Польского соглашения поляки-католики имели на руках конкретное положение этого соглашения и ст.7, п.З Русско-Польского мирного договора, которые гласили:

«Религиозные общества, к которым принадлежат лица польской национальности, в России имеют право в пределах внутреннего законодательства пользоваться и приобретать движимые и недвижимые имущества, необходимые для выполнения религиозных обрядов, а также содержания духовенства и церковных учреждений».

Однако, эта оговорка — «в пределах внутреннего законодательства» — не позволила им добиться успеха. Вопрос долго рассматривался в самых разных инстанциях, от горкоммунотдела до Президиума ВЦИК. В конце концов на требование общины вернуть им в собственность здания костёла и прикостельного дома было отвечено отказом, и католическая община окончательно перешла на положение арендатора своего бывшего имущества. При этом ей вменялось в обязанность его полное содержание, ремонт и страхование.

Одновременно с муниципализацией собственности прихода городские власти пытались закрыть костёл вообще, расторгнув договор с общиной. Для этого они искали всевозможные поводы, которые в основном сводились к плохому содержанию здания костёла. Серьезная угроза закрытия нависла над общиной в 1930. Комиссии, проводившие проверки, нашли много недостатков и предъявили общине обвинения в нарушении договора об аренде. Вероятно, какие-то пункты обвинения и имели под собой почву. Содержание костёла требовало больших затрат, а иркутская католическая община была уже не столь многочисленна и не имела таких состоятельных членов, как раньше. Некоторые пункты акта осмотра были настолько мелочны, что их нельзя назвать иначе, как придирками и натяжками для создания видимости полнейшего беспорядка в делах общины.

Президиум Горсовета 19 октября 1930 г. постановил:

«Ликвидировать Иркутскую Римско-Католическую Общину на основании доклада начальника Городского Административного Отдела ввиду ряда нарушений со стороны общины».

Об этом общине было объявлено 23 ноября 1930 г. В ответ на это иркутские католики стали активно отстаивать свое право на существование, протестуя против решения администрации. Они подали жалобу в Оргбюро ВЦИК Восточно-Сибирского края с полными объяснениями к каждому пункту обвинения. Это дало свои результаты. Расторжение договора было отложено.

Однако закрытие иркутского костёла было отодвинуто на очень короткий срок. В феврале 1938 г. очередная комиссия госсовета, обследовав костёл, признала его содержание неудовлетворительным и опять потребовала расторжения договора об аренде. Это обследование позволяет составить некоторое представление о тогдашнем реальном техническом состоянии сооружения, где, наряду со многими мелкими дефектами, были зафиксированы серьезные конструктивные его повреждения. К ним, в частности, относились многочисленные трещины, идущие от цокольной части и по всему периметру здания, возникновение которых началось, очевидно, уже в первое десятилетие после возведения храма за счет часто происходивших землетрясений. В конце 1930-х гг. община осталась без руководства: ксендз и половина членов исполнительного органа были арестованы как враги народа по 58-й статье. Ослабленная и не имеющая достаточных средств, община была не в состоянии заняться капитальным ремонтом здания, а также постоять за себя, как в 1930 г. 7 апреля 1938 г. Президиум Иркутского Облисполкома принял постановление, где говорилось:

«. учитывая бесхозяйственное отношение римско-католической религиозной общины верующих к арендуемому у Горсовета зданию специального назначения (костёл) и на основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. Президиум Облисполкома постановляет: утвердить постановление Иркутского Горсовета о расторжении договора с указанной общиной верующих».

Таким образом, община была распущена, богослужение окончательно прекратилось. А в здании костёла разместилась Восточно-Сибирская студия кинохроники. Здание не подверглось внешним разрушениям (хотя изнутри было перестроено до неузнаваемости) и тем более не было «отдано под склад».

Восстановление религиозного сооружения

В 1974-1978 по проекту архитектора Г.А. Вязуновой были проведены работы по реставрации храма. Их задачей было возвращение зданию первоначального облика с устранением позднейших перестроек. В помещении костёла намечалось открыть Музей истории поляков в Сибири, и с этой целью осуществлялась большая общественно-организационная и научная подготовка. Однако позднее возобладал замысел властей разместить в этом здании органный зал Иркутской областной филармонии.

В 1978-1990 в воссозданном здании католического храма был открыт филармонический зал с последующей его интенсивной концертной и гастрольной практикой. В объеме апсиды прежнего костёла был устанавливлен специально спроектированный концертный орган немецкой фирмы (в ту пору ГДР) «Александр Шуке».

С 1991 происходит возрождение в Иркутске, третьем по счету из российских городов, римско-католического прихода Успения Богородицы. Приход был учрежден в сентябре 1991 декретом тогдашнего главы Апостольской администрации для католиков латинского обряда азиатской части России епископа Иосифа Верта. Его возглавил прибывший несколько ранее в Иркутск из Польши ксендз-настоятель отец Игнаций Павлюс. С того времени на основе временного договора между Иркутской областной филармонией и новым католическим приходом осуществляется совместное использование помещения католического храма для религиозных и культурных целей. На первом этаже двухэтажного здания костёла размещается постоянно действующая часовня для совершения ежедневной литургии.

С весны 1998 в Иркутске была создана резиденция вспомогательного епископа для католиков Апостольской администрации азиатской части России. Уже вскоре она преобразуется в центр отдельной римско-католической Апостольской администрации Восточной Сибири во главе с епископом Ежи Мазуром. При решении вопроса о передаче здания костёла в единоличную собственность католического прихода представители столкнулись со следующими проблемами: трудность совмещения некоторых повседневных функций музыкально-концертного учреждения и храма, так же, как и несоответствие некоторых аспектов статуса здания храма, отнесенного к категории исторических памятников, довольно малая вместимость здания иркутского костёла в сравнении с современными потребностями и задачами местной католической среды. В связи с этим с обоюдного согласия городских властей Иркутска и римско-католической администрации было принято решение о сооружении большого кафедрального римско-католического собора Непорочного Сердца Божией Матери (Богородицы) в Глазково, на ул. Грибоедова.

Контакты

Адрес: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 1.

Телефоны:

Римско-католический Приход Успения Богородицы: (3952) 33-63-65;

Иркутская областная филармония: Елена Андреевна Гражевская, заместитель директора по работе органного зала: 8 (3952) 33-60-00 (приёмная).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *