католический храм в пушкине
В объективе Н.В. Успенского… Церковь Святого Иоанна Крестителя в Пушкине
Торжественная закладка костёла в Царском Селе состоялась 24 июня 1825 г. Проект церкви был разработан в 1823–1825 г. архитекторами Леоне и Доменико Адамини. Строительство велось особым комитетом под председательством генерал-адъютанта графа П.А. Ожаровского. Фасады здания и интерьеры решены в стиле классицизма. Освящение костела состоялось 26 ноября 1826 г. епископом Минской епархии Матфием Липским. В 1906–1908 гг. здание было расширено по проекту архитектора С.А. Данини, при участии инженера И.Ф. Пентковского: были пристроены и освящены боковые приделы.
Храм имел три престола: главный – Св. Иоанна Крестителя и два боковых – в воспоминание Моления о Чаше и во имя Пресвятой Девы Марии Розария. Над главным престолом находился бронзовый алтарный образ «Усекновение главы Иоанна Крестителя»[1], доставленный в 1833 г. в Петербург из Варшавы согласно последней воле княгини Жанетты Лович, погребённой в склепе костела в 1831 г.
К началу ХХ века в церковной крипте находилось 15 могил, среди которых захоронения архиепископа Игнатия-Людовика Корвин-Павловского, настоятеля храма прелата Константина Мацулевича, флигель-адъютанта, героя русско-турецкой войны князя Э. Мещерского, командора Мальтийского ордена графа Ю. Литты, княгини Ж. Лович [2], графа И.С. Лаваля, графини Л.К. Виельгорской, графа и графини Ожаровских.
В первые послереволюционные годы в храме ещё служились мессы. Настоятелем церкви (с августа 1904 г.) был выдающийся католический деятель прелат Станислав Пржирембель. В 1923-1927 гг. он являлся также администратором Могилёвской архиепархии, а затем секретарём Апостольского администратора епископа Антония Малецкого. 10 октября 1929 г. о. Станислав был арестован и обвинен в нелегальной связи через польские дипломатические представительства с председателем «Антибольшевистской Лиги»; в руководстве подпольной католической семинарией в 1926-1927 гг. и «нелегальной двадцаткой» при церкви на 1-й Красноармейской улице, а также систематическом обучении детей Закону Божиему. Он был сослан на 10 лет в Соловецкий лагерь. В сентябре 1932 г. о. Станиславу удалось покинуть СССР благодаря временному потеплению советско-польских отношений и подписанию 3 августа 1932 г. протокола о персональном обмене политическими заключенными.[3]
После ареста настоятеля храм обслуживали приезжавшие из Ленинграда французские священники с 1929 г. Иоанн Амудрю (был вынужден покинуть СССР в 1935 г.) и с 1935 г. Михаил Флоран (выслан из СССР 21 июля 1941 г.). [4]
В апреле 1938 г. костёл Иоанна Крестителя был закрыт. Имущество прихода поступило в ведение райфинотдела Пушкинского райсовета. Останки 38 человек, погребенных в крипте костёла, были перезахоронены на Казанском кладбище (г. Пушкин). [5]
23 мая 1938 г. Ленинградский отдел охраны памятников Комитета по делам искусств обращается в Похоронный трест, в чьем ведении тогда находился музей-некрополь, с просьбой о произведении работ по разборке и перевозке всех отобранных Н.В. Успенским художественных и исторических надгробных плит и памятников с последующей установкой их в качестве экспонатов музея.
В фонд музея-некрополя поступают три доски с надгробий Ю.-Р. Литты, И.С. Лаваля и И.-Л. Корвин-Павловского. К демонтажу надгробия Ю.П. Строгановой смогли приступить лишь в августе. Перевезти памятник Строгановой из-за отсутствия средств в музей-некрополь не удавалось вплоть до апреля 1939 г. Всё это время, подготовленный к вывозу, надгробие находилось в подвале костела. Периодически сохранность памятника приезжал проверять научный сотрудник музея. Так, посетив костел в октябре 1938 г. он узнает, что из всех склепов были изъяты прахи и погребены на Казанском кладбище[5], перезахоронение производилось ночью. Тогда же тот же сотрудник Пушкинского райфо передал для музея две фотографии костёла.
В феврале 1939 г. музей пытается получить средства для вывоза памятника, но безуспешно. Научный сотрудник музея, посетивший закрытый костёл, фиксирует, что основная часть памятника Строгановой в сохранности, однако исчезла часть облицовки из голубого мрамора. Витраж из усыпальницы Э.Н. Мещерского, подготовленный к вывозу вместе с памятником Строгановой ещё 7 августа 1938 г., оказался полностью разбит. В марте 1939 г. обнаружено, что все склепы костела оказались уже разобранными и никаких следов от памятников не осталось.
6 апреля 1939 г. надгробие Ю.П. Строгановой было доставлено в музейный некрополь. Профилированная стела на постаменте, установлена у северной стены Лазаревской усыпальницы на территории Некрополя XVIII века. Бронзовый герб с надгробия Строгановой можно увидеть на постоянной экспозиции музея «Знаки памяти: мемориальная символика, геральдика и портрет XVIII-XIX веков» в Выставочном зале Некрополя мастеров искусств. Доски с надгробий Ю.-Р. Литты, И.С. Лаваля и И.-Л. Корвин-Павловского находятся в фонде Государственного музея городской скульптуры.
[2] В 1929 г. прах княгини Лович был перевезен на родину и 2 мая захоронен в семейной усыпальнице Хлаповских у церкви Святых апостолов Петра и Павла в деревне Ромбинь (Rąbiń).
[3] Шкаровский М.В., Черепнина Н.Ю., Шикер А.К. Римско-католическая Церковь на Северо-Западе России в 1917–1945 гг. СПб., 1998. C. 234-235.
[5] Об этом же см.: Мещанинов М. Ю. Храмы Царского Села, Павловска и их ближайших окрестностей: Краткий исторический справочник. СПб, 2007. С. 523.
[6] Николай Викторович Успенский (1885–1947). Профессиональный фотограф, окончивший Высший институт фотографии и фототехники (сегодня – Санкт-петербургский университет кино и телевидения), в 1920-1930-е гг. он работал в фотографом в Государственной рентгенографическом институте и фабрике «Севзапкино». В этот период началась его активная деятельность и в обществе «Старый Петербург – Новый Ленинград». Став хранителем (на общественных началах) уникального Лазаревского некрополя впоследствии Н.В. Успенский возглавил музей, в состав которого вошли Лазаревское и Тихвинское кладбища, Благовещенская церковь Александро-Невской лавры и «Литераторские мостки».
» data-thumb=»https://media.gmgs.ru/wp-content/uploads/2021/09/kostel1-150×150.jpg» >
Пушкин (Царское Село). Римско-католическая церковь св. Иоанна
Пушкин (Царское Село). Римско-католическая церковь св. Иоанна (Россия, г. Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Дворцовая, 15)
Монументальное здание костела в Пушкине построено в 1824—1828 годах в квартале между Колпинской и Московской улицами. Главный фасад здания обращен на Кузьминскую улицу (ныне ул. Дворцовая).
Проект костела разработали архитекторы братья Леоне и Доменико Адамини. Они же вели надзор за строительными работами. В семье Адамини в Лугано сохранились чертежи (планы и разрезы) здания костела, исполненные Д. Адамини, и рисунок тушью, изображающий интерьер церкви, послуживший оригиналом К. Беггрову, исполнившему в 1827 году литографию с этого рисунка. Известна также и другая литография — общий вид здания, в подписи к которой указывается, что проект выполнен братьями Адамини. Закладка здания состоялась 24 июня 1825 года. В сооружении костела принимал участие В. П. Стасов, о чем свидетельствует его сохранившийся чертеж; в какой мере он повлиял на замысел братьев Адамини, остается невыясненным.
Описание церкви св. Иоанна
Здание костела увенчано куполом. Его главный фасад декорирован портиком из шести колонн коринфского ордера, несущих треугольный фронтон. Столь же традиционно для архитектуры классицизма и решение внутреннего пространства. Купол и подпружные арки были обработаны квадратными и шестиугольными кессонами, а поверхность свода в алтарной абсиде — кессонами в форме ромбов. Роспись в парусах не дошла до нашего времени.
1. Католический храм св. Иоанна в Пушкине, портик главного фасада. Фото из книги «Памятники архитектуры пригородов Ленинграда», Ленинград, 1983 г.
2. Католический храм св. Иоанна в Пушкине. Главный фасад. Фото из книги «Памятники архитектуры пригородов Ленинграда», Ленинград, 1983 г.
3-4. г. Пушкин, римско-католическая церковь св. Иоанна (современные фото)
В 1906—1908 годах здание костела было расширено пристройками архитектором С. А. Данини и инженером Пентковским без изменения обработки главного фасада.
Бывший католический костел играет заметную роль в застройке ближайших к Александровскому дворцу городских кварталов. Он построен с отступом от красной линии улицы. Фасады рисуются в обрамлении широко разросшихся крон окружающих его деревьев.
В период Великой Отечественной войны здание значительно пострадало от попаданий артиллерийских снарядов, но было восстановлено — Памятники архитектуры пригородов Ленинграда, Ленинград, 1983 г., с. 146-148.
Приход храма относится к Архиепархии Матери Божией Римско-католической церкви, входит в состав Северо-Западного деканата.
Источник:
Памятники архитектуры пригородов Ленинграда, Ленинград, 1983 г.
Местная Религиозная Организация «Приход Святого Иоанна Крестителя Римско-Католической Церкви в Санкт-Петербурге, Г. Пушкин»
Проверить наличие сведений о банкротстве организации в Едином федеральном ресурсе сведений о банкротстве (ЕФРСБ)
Проверить на сегодня
Информации об участии Местная Религиозная Организация «Приход Святого Иоанна Крестителя Римско-Католической Церкви в Санкт-Петербурге, Г. Пушкин» в тендерах не найдено. Есть данные об участии организации в 2 завершенных арбитражных делах.
Надёжность
Выявлено 25 фактов об организации:
Связи
Актуальные Исторические Все
Выявлены 2 ликвидированные связанные организации
Выявлена 1 действующая и 1 ликвидированная связанная организация и индивидуальный предприниматель
Выявлена 1 действующая и 3 ликвидированные связанные организации и индивидуальных предпринимателя
Судебные дела
В роли: Ответчика Истца Третьего /иного лица
Есть данные об ░ споре о договорных правоотношениях.
Есть данные об ░ споре о договорных правоотношениях.
Долги
Найдены сведения о наличии исполнительных производств в отношении Местная Религиозная Организация «Приход Святого Иоанна Крестителя Римско-Католической Церкви в Санкт-Петербурге, Г. Пушкин»:
Госзакупки
Сведения об участии Местная Религиозная Организация «Приход Святого Иоанна Крестителя Римско-Католической Церкви в Санкт-Петербурге, Г. Пушкин» в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют.
Филиалы и представительства
Сведения о филиалах и представительствах Местная Религиозная Организация «Приход Святого Иоанна Крестителя Римско-Католической Церкви в Санкт-Петербурге, Г. Пушкин» отсутствуют.
Последние изменения
Физическое лицо Гук Мария Богумиловна более не является учредителем
Физическое лицо Карманова Антонина Феликсовна более не является учредителем
Физическое лицо Карпова Анна Степановна более не является учредителем
Физическое лицо Валуева Анна Юльяновна более не является учредителем
Физическое лицо Меерсон Любовь Давыдовна более не является учредителем
Физическое лицо Романова Илона Ремировна более не является учредителем
Физическое лицо Гнатюк Анна Викторовна более не является учредителем
Физическое лицо Романов Александр Юрьевич более не является учредителем
Похожие организации
Похожие организации подбираются на основе совпадения основного вида деятельности и региона ведения бизнеса:
Учредители учредителях» href=»/history/2374413?origin=egrul&group=founders» data-goal=»history_founders_ul»>
Данные об учредителях Местная Религиозная Организация «Приход Святого Иоанна Крестителя Римско-Католической Церкви в Санкт-Петербурге, Г. Пушкин» отсутствуют в ЕГРЮЛ.
Финансы
Это ваша компания?
Зарегистрируйтесь и получите возможность управлять отображением информации о Местная Религиозная Организация «Приход Святого Иоанна Крестителя Римско-Католической Церкви в Санкт-Петербурге, Г. Пушкин»
Проверки
За период с 2015 года в отношении Местная Религиозная Организация «Приход Святого Иоанна Крестителя Римско-Католической Церкви в Санкт-Петербурге, Г. Пушкин» инициирована 1 проверка.
Лицензии
Сведения о лицензиях у организации отсутствуют.
Краткая справка
Основным видом деятельности является «Деятельность религиозных организаций». Организации МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ПРИХОД СВЯТОГО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, Г. ПУШКИН» присвоены ИНН 7820033870, ОГРН 1037858008957, ОКПО 56177779.
Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные Местная Религиозная Организация «Приход Святого Иоанна Крестителя Римско-Католической Церкви в Санкт-Петербурге, Г. Пушкин» отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.
Католический храм в пушкине
О компании: Кирха Воскресения Христова в Пушкине — лютеранская церковь, центр Пушкинского прихода Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии.
По субботам и воскресеньям в 17:00 проводится музыкальное служение (подробности в группе https://vk.com/puschkin_kirchenmusik).
Другое
Действия
1 009 записей
В ближайшие выходные музыкальное служение в пушкинской кирхе проводится и в субботу 20 ноября, и в воскресенье 21 ноября.
Начало в 17:00.
Вход свободный. Собираются пожертвования.
Просим соблюдать режим безопасности (маски, дистанция 1,5 м).
Друзья, ждем вас сегодня в 17.00 на встрече «Фольклор для семьи» в трапезной нашей кирхи.
Будет снова весело и интересно! Подробности в группе. Действует абонемент.
Предпоследнее воскресенье церковного года. Бодрствуйте!
Чтения: Ам. 4:12–13, Лк. 25:35–40
«Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, придёт Сын Человеческий» (Лк. 12:40).
В сегодняшнем чтении речь идёт о встрече человека с Господом. Показать полностью. Как о втором пришествии Христа, так и о «личной эсхатологии» – встрече в результате физической смерти, что для нас актуальнее. Величественная и страшная тайна смерти вошла в жизнь человека с грехопадением прародителей – и с тех пор это удел всех, кто живёт на земле.
Будем молиться о том, чтобы Господь в день Своего Второго пришествия застал нас за делом, за работой на пользу ближнему. Да не застанет Он нас спящими…
Под одной крышей собрались взрослые и дети, встретились выпускники предыдущих курсов «Булавки» и новые участники. Показать полностью. Кто-то впервые взял иголку в руки, а кто-то пришёл с целым багажом одеял, рассказов и впечатлений от лоскутной работы.
В одном общем пространстве, иногда автономно, а иногда сообща, будут встречаться:
— новички, проходящие полный курс лоскутного шитья;
— давние участники мастерской, работающие над клубными проектами;
— женщины, которым нужна тёплая принимающая компания, в которой хорошо шьётся и думается о своём.
Ждём новых встреч на занятиях у Ирины Тимофеевой! Встречи проходят каждую среду с 17.00 до 20.00. Действует абонемент.
11 ноября – день св. Мартина Турского
Сегодня церкви западной традиции отмечают день памяти святого Мартина Турского. В лютеранстве этот день стал популярен, безусловно, благодаря другому Мартину, родившемуся накануне и Показать полностью. крещёного в честь этого святого.
В этот день принято проводить красивые процессии c факелами и фонариками, во главе которых обычно едет всадник на белом коне, представляющий самого святого, который в юности был воином-кавалеристом.
Именно тогда Мартин совершает поступок, знаменовавший собой начало его возрождения к новой жизни. Он как-то пожалел нищего, встреченного им во французском городе Амисе. Все солдаты проехали мимо продрогшего старика, а Мартин ударом меча отрубил половину своего тёплого плаща и отдал бродяге вместе с куском хлеба.
Мартин начинает свой путь за Христом с того, чем, как мы всегда говорим, и должен заниматься христианин всю свою жизнь – со служения ближнему, с дела милосердия. И в этом смысле даже самая первая история о святом Мартине учит нас многому.
Все мы обладаем разными дарами – и в разной мере. Но все мы – ученики Господа, и все мы призваны проповедовать о Нём – если не словом, то самой своей жизнью. Будем же молиться о том, чтобы Он помог каждому из нас служить Ему теми дарами, которые Он даёт нам, и через свою жизнь являть миру Его славу, силу и премудрость.
Храмы Пушкина
Храмы города Пушкина являются настоящим историческим наследием и достоянием мировой культуры. Раньше, религия играла куда большую роль чем сегодня. Посещение служб было ежедневным будничным событием и на строительство храмов тратились огромные средства. А для императорской резиденции приглашались лучшие архитекторы, мастера-живописцы и скульпторы. В Царском Селе строились соборы для посещения царствующих особ, общественные храмы и полковые церкви.
Здесь вы можете проследить всю историю церковной архитектуры с конца XVIII до начала XX века. В облике крупных соборов нашла отражение и политическая мысль: многие храмы стилизованы под Византийские, а один из соборов носит даже имя Софийский. Тут нашла отражение вековая мечта об отвоевании у османов Константинополя и возвращении его в лоно православия.
В облике храмов можно отследить псевдовизантийский, северно-русский, классический архитектурные стили. При дворе служили люди самого разного вероисповедания и помимо православных храмов в Пушкине можно увидеть лютеранские и католические церкви. Эти храмы привнесли в облик города традиции западноевропейской архитектуры.
Знаменская церковь
Самым первым храмом, построенным в Царском Селе является Знаменская церковь. Ее возведение начали еще в 1710 вместе с первыми постройками Екатерининского дворца, когда Сарская мыза (тогдашнее название поселения) была подарена императором своей жене Екатерине. В 1714, вместе с ростом числа прихожан, было решено возвести отдельный храм. А к 1724 произвели новое расширение здания.
Сначала храм был деревянным, однако пожар 1728 уничтожил строение. Чтобы этого не повторилось, восстанавливать церковь решили уже из камня. Строительство нового здания затянулось на 13 лет. К этому времени на престол взошла Елизавета, велевшая именовать новую церковь Знаменской, в честь почитаемой ею иконы, перенесенной в этот храм.
Знаменская церковь считается самым старым зданием в Пушкине и первым, возведенным из камня.
Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце
В самом дворце же в 1740 построили еще одну домовую церковь. На открытии присутствовала царствующая императрица, наследник престола и его жена (будущая Екатерина II). Церковь была возведена согласно плану реконструкции Екатерининского дворца.
Новый храм прилегает к дворцу. В него можно попасть через парадные покои. Фасад церкви, отделанный знаменитым Растрелли украшен двойной колоннадой: массивными колонами до второго этажа и облегченными на уровне 3-4. Церковь украшают ангелы и херувимы. Венчает все это крыша с пятью куполами.
Внутри храм отделан в стиле рококо, с обилием художественных элементов. Синие стены сильно контрастируют с золотом икон и алтарем. В алтаре располагалась надпрестольная сень на восьми колоннах и шестиярусный иконостас.
После революции здесь был музей. Здание сильно пострадало в ходе Великой Отечественной. Храм был разграблен оккупантами, а крыша разрушена снарядом.
Частичную реставрацию провели в 1963, вновь отстроив купол, однако внутреннее убранство и отделка по-прежнему нуждаются в восстановлении.
Казанская церковь
После революции храм был отдан под склад. Часть утвари и плиты передали в музеи. Сегодня, храм частично восстановлен и в нем проводятся службы.
Софийский собор
Пожалуй главным храмом Пушкина является Софийский собор. Он был построен в правление Екатерины II которая, как уже говорилось, мечтала о завоевании Константинополя. Это было не просто желание, к предстоящей войне уже отлили медали, а внук Екатерины Константин должен был стать правителем новой империи. Присоединенным в тот период городам давались греческие названия (Севастополь, Симферополь). В честь будущего завоевания императрица велела построить в Царском Селе достойный собор.
Строительство началось летом 1782 года под руководством Камерона. Возведение каменного храма заняло шесть лет. Задачей архитектора быцло придать строению черты знаменитого балканского прототипа. Первое, что бросается в глаза при взгляде на храм – это его парящий в центре купол. Сходство подчеркивают и античные колонны в черно-красных тонах. Однако есть и отличия от оригинала. В Пушкинском соборе явно чувствуется влияние русского классицизма.
В 1849 провели новую перестройку, в ходе которой второй придел был переосвящен в честь Константина и Елены. Также построили дополнительный придел, посвященный в честь Александра Невского. В саду около храма построили часовню Серафима Саровского.
Практика строительства полковых церквей была широко распространена в России XVIII-XX веков. Каждый гарнизон, училище или корпус создавали себе свой храм. Для служб в таких храмах существовало особое Военное и морское духовенство (глава которого мог повышать и увольнять своих подчиненных не спрашивая Синод). В Пушкине есть несколько полковых соборов.
Фёдоровский Государев Собор
Выдающимся примером таких храмов является Федоровский Государев собор. Он был возведен для Сводного полка охраны и Конвоя царствующей семьи. Собор стоит в Федоровском городке – казармах рядом с Александровским дворцом.
У полка охраны долго не было своего храма, о чем регулярно сообщалось царю. Кроме того, в резиденции царя не было своего храма, что создавало некоторые неудобства и для самой венценосной семьи. В начале XX века монарх внял просьбам своих солдат.
Строительство собора началось в 1909 году под началом архитектора Покровскорго. За образец был взят Благовещенский собор в Москве. Это стилизованный под традиционные русские храмы собор с одним куполом вокруг которого расположены галереи. Внешний вид храма довольно прост и аскетичен, что придает церкви строгий и серьезный вид. Внутреннее же убранство сразу поражало своей роскошью: большим и богатым иконостасом, великолепной росписью стен и купола. Изначально здесь должно было быть два придела, однако затем добавили подземный храм (пещерная церковь), освященный в честь Серафима Саровского.
Собор имели право посещать только представители дома Романовых и охрана царя с семьями. На крупные празднества лицам, которым благоволил царь, высылались приглашения в собор (как знак особой чести). Пещерная церковь использовалась только для семьи императора.
Церковь преподобного Сергия Радонежского
Другим храмом, построенным для нужд военных является Храм Сергия Радонежского. Этот святой в свое время благословил на битву Дмитрия Донского и особо почитается воинами. Храм был построен для 2-го стрелкового батальона. Первый храм был возведен в 1557 из дерева. Затем здание церкви перешло в пользование лейб-гвардии. Здесь хранились почитаемые военными иконы, сопровождавшие их в походах. Для полевых служб использовали складной иконостас.
2-му батальону было построено новое здание на Софийском плацу, также названная в честь Сергия Радонежского. В начале прошлого века в церкви был достроен алтарь и колокольня.
После революции храм был закрыт и долгое время не использовался. Здание церкви серьезно пострадало во время войны. От него остались только руины. В 1972 во вновь отстроенном корпусе разместили водительские курсы. Так храм использовался до 2009 года, когда был поднят вопрос о возвращении здания церкви. Ныне храм восстановлен и вновь освящен. Здесь проводятся церковные службы.
Иулиановская церковь
В Царском Селе долгое время базировался кирасирский полк. Он прибыл сюда в 1832 году. Это был превый подобный полк, ведущий свою историю со времен Петра I. С тех пор кирасиры участвовали во всех крупных войнах империи и не раз прославили свое имя на полях сражений. В свое время в рядах этого полка служил Николай I.
Свои религиозные потребности служащие полка долго удовлетворяли в одном из приделов Софийского собора. Однако это приводило к тесноте и создавало лишнюю толчею по праздникам. В конце XIX века было принято решение построить полку отдельную церковь. Строительство храма приурочили к вступлению Николая II в брак с Александрой Федоровной. Освящение места провели в 1899.
Здесь имеется два придела, один из которых – под землей. Особенностью храма, отличающей его от других церквей является игра света. Здесь главным его источником является алтарь. Иконостас стоит перед большим арочным окном. Сам иконостас предельно прозрачен, что делает возможность свету проходить внутрь церкви. Для еще большей освещенности храм экспозиционно ориентирован на юг.
В церкви на вечном хранении находились регалии полка: его знамена, награды, трофеи, документы павших офицеров, шефские мундиры и кираса Николая I.
В 2006 году началась комплексная реставрация церкви, которая продолжается до сих пор.
Скорбященская церковь
Военная служба женщин была не принята в Российской империи, однако все желающие могли помочь Родине как сестры милосердия. Женские гражданские организации также имели свои храмы. В том же году что и Иулиановская церковь в Царском Селе был создан женский комитет Красного Креста. Сначала они снимали особняк на Гегелевской, но в 1905 их под свое крыло взяла царица. В 1905 году, когда императорская семья переехала в Царское Село, императрица взяла сестер милосердия под свою опеку. Через три года комитет получил в свое распоряжение новый корпус, где разместилась больница и общежитие для сестер. В 1912 построили новое каменное здание при котором разместили церковь Всех Скорбящих. Старое здание полностью отдали под больницу. В новом храме было размещено много священных старинных икон. Стены расписывались Пашковым по эскизам Васнецова.
К началу Первой мировой здесь разместился госпиталь для раненых солдат. Здесь же проводилось обучение всех желающих женщин медицинским специальностям. Императрица и ее дочери тоже прошли подготовку и работали здесь.
Пантелеймоновская церковь
На территории городской больнице можно обнаружить еще один правосланый храм. Это Пантелеймоновская церковь. Это небольшое одноэтажное здание с одним куполом, возвышающимся над желтыми стенами. Храм является наследником госпитальной церкви, работавшей при городской больнице в Софии (соседнем городке). С вхождением этого города в состав Царского Села местную церковь перевели сюда.
Изначально этот храм находился за пределами города у дороги в Павловск, однако затем город вырос в этом направлении. Церковь построили еще в 1782. Церковь святого великомуученика Пантелеимона Целителя — православный храм в городе Пушкине на территории Городской больницы № 38 имени Н. А. Семашко.
Екатерининский собор
Одним из основных храмов в Пушкине является Екатерининский собор. Это самый крупный храм в Царском Селе. Он должен был быть главным городским храмом города. Одновременно здесь могут поместиться до 2 тысяч прихожан.
Он был построен в 1840 году по личному указу Николая I. Это был каменный храм. Здание собора построено в стиле старых русских церквей. Здесь явно заметны византийские нотки в архитектуре. Здание достигает 50-метровой высоты. Вершину храма украшает пять куполов с темно-золотым покрытием, подчеркивающим размещенные на них кресты. Основным элементом стен собора являются арки, украшенные изображением ангелов. На восточной стене присутствует большое изображение святой Екатерины. Для внутренней отделки приглашались лучшие мастера и художники. Жертвенник был подобным престолу. Иконостас резной, золоченый, в 5 ярусов.
Вокруг собора, сразу после его возведения был разбит небольшой парк с двенадцатью дорожками. Уже через три года после его открытия здесь были высажены две сотни голландских тополей. При соборе действовала школа.
После революции богослужения в храме продолжались до 1938 года, хотя и не собирали такого количества прихожан. На следующий год храм был уничтожен. На месте храма поставили памятник Ленину.
В 2006 году было принято решение о восстановлении храма. Для воссоздания достоверного вида собора Институтом истории материальной культуры РАН были проведены раскопки, обнаружившие фундамент и некоторую церковную утварь. Возведение нового здание заняло два с половиной года (с февраля 2007 по август 2009). Освящение храма состоялось в 2010 году. В подвале действует музей Царскосельского благочиния, посвященный церквям Пушкина.
Евангелическо-лютеранская церковь
В связи с открытием в городе лицея, где многие преподаватели были лютеранами, возникла нужда в появлении соответствующего прихода. Для нужд верующих этой конфессии в 1818 году была построена первая лютеранская церковь в Царском Селе.
Сначала был возведен небольшой храм из дерева. На выделенном под церковь участке строились школы для детей из немецких семей и выходцев из Прибалтики. Рядом находилось протестантское кладбище.
Однако храм не мог вместить всех желающих. В связи с ростом числа прихожан в 1865 была построена новая церковь из камня, дошедшая и до нас. Церковь построена в английском стиле. Во всей форме чувствуется стремление ввысь. Явно видны контрфорсы по углам храма. Присутствуют типичные стрельчатые арки, а крыша заканчивается длинным шпилем. Стены сложены из непокрытого ничем красного кирпича. Интерьер контрастирует с внешним видом церкви: входящий попадает в просторный белый арочный зал с минимумом деталей.
После революции богослужения здесь продолжались до 1931 года, когда храм закрыли и передали под общежитие. НА втором этаже был красный уголок местного ремонтного завода. После войны стране нужны были водители и здание отдали под автошколу. В 1977 церковь была передана финской общине и заново освящена.
Римско-католическая церковь Cвятого Иоанна Крестителя
В резиденции императоров служили люди со всей Европы и, соответственно, они придерживались разных вероисповеданий. Вместе с открытием лютеранского прихода в Царском Селе была основана и католическая церковь.
Сначала богослужения велись в частном доме О.О. Мезоняева. Однако с ростом количества прихожан было принято решение о расширении прихода. По личному указанию царя под приход был выделен участок на Госпитальной улице. ТАкже, монарх удвоил сумму пожертвований.
Строительство здания началось в 1825 году и длилось год. Здание построено в стиле классицизма. Главный вход представляет собой «античный» портик с колоннадой. Изящные белые стены без излишних элементов венчает высокий вытянутый купол. Изначально это был костел с одним приделом. Затем добавили еще два. В костеле хранился металлический крест с частицами Креста Господня.
После революции храм действовал до 1938 года. Здание отдали под спортивный комплекс, а захоронение под собором ликвидировали. В ходе войны храм сильно пострадал от снарядов и был восстановлен только в 60-е. Летом 2006 костел передали Католической церкви.
Церковь Благоверного князя Игоря Черниговского
В Пушкине есть и недавно построенные храмы. Самый заметный из которых это Церковь-часовня Благоверного князя Игоря Черниговского. Она была построена в 1988 в память о жертвах фашистов (на месте где проводились массовые убийства). Изначально хотели просто поставить памятник, однако, по предложению церкви, решили поставить часовню. Деньги на постройку собирались добровольно.
Службы в новом храме начались только в 2001 году. Здание представляет собой крестообразный храм с одним куполом. Здесь находится книга с поименным списком жертв фашистских палачей. Все они поминаются на службах. Ежегодно в память об оккупации города к храму возлагают цветы.
Новый храм был назван в честь Игоря Черниговского – Киевского князя, насильно постриженного в монахи. Этот князь отошел от политики и жил скромным иноком в монастыре. Однако политика не отошла от него. Восставшие киевляне схватили бывшего князя и жестоко расправились с ним. Считается, что своей смертью этот святой искупил грех междоусобицы.