католический храм в уфе
Католический храм в уфе
Уфимские католики празднуют рождество восемь дней
Анна Шевнина
27.12.07
Специально к этому дню отцу Йозефу прислали из Словакии особое рождественское угощение – облатки. В Уфе их достать негде. Это что-то вроде тонкого круглого хлебца с изображенными на нем рождественскими мотивами. По вкусу очень похоже на привычные вафли. Такими облатками в католических странах глава семейства обычно угощает всех членов своей семьи после возвращения с рождественской молитвы. Их специально освящают в храме, а перед употреблением обычно смазывают медом, так как сами по себе облатки не сладкие.
Еще одно традиционное угощение на католическое рождество – всевозможные блюда из рыбы. Как рассказал отец Йозеф, изображение рыбы является символом христианства и его преследования. Изображая этот знак, христиане давали знать своим друг о друге. Потом этот знак использовали и гонители первых христиан.
Во все времена Рождество было временем примирения и прощения. Некоторые пожилые прихожане рассказывали отцу Йозефу, что этот праздник старались отметить даже в самые трудные времена. Женщина-блокадница рассказала, как в холодном и голодном Ленинграде она, будучи шестнадцатилетней, в своей рождественской молитве попросила, чтобы бог освободил ее от всего этого кошмара. В скором времени ее смогли вывести из осажденного города. Другой прихожанин, участник Сталинградской битвы, поведал, что в день рождества все звуки боя на какой-то момент затихли. Верующие бойцы-католики нарисовали Мадонну на первом попавшемся полотне, вроде это даже была какая-то карта, и молились, тоже прося освобождения…
В разных католических странах рождественские обряды не сильно отличаются друг от друга. Только Америка в этом смысле выделяется тем, что у них обязательно на Рождество вся семья старается собраться у самого старшего члена семьи, где бы он ни находился. В этот день все разбросанные по стране родственники непременно съезжаются к своим бабушкам и дедушкам.
Церкви и храмы старой Уфы. Смоленский собор.

Самым знаменитым был Смоленский собор – первая церковь Уфы, основанная московскими стрельцами и воздвигнутая по велению Ивана Грозного.
Смоленский собор, построенный на месте деревянной церкви во имя Казанской божьей матери, по одним данным, в 1581 – 1584 годах, по другим – в конце XVII века, был возведён смоленскими служилыми дворянами под руководством архитектора псковской школы зодчества постника Яковлева. Яковлев прославился многими великолепными работами, и даже, по слухам, участвовал в строительстве непревзойдённого храма Василия Блаженного в Москве. Он побывал в Италии, славившейся своими церквями и храмами на весь мир. И научился там искусству сооружения голосников, увеличивающих акустику внутри церкви. Когда Смоленский собор взрывали летом 1956 года (а длилось это три дня подряд, так как стены были очень прочные, причём, поскольку местные взрывники отказались, пришлось вызвать взрывников из Челябинска), в фундаментальных каменных стенах обнаружили 27 таких голосников – своеобразных каменных воронок внутри стен. Их фотографии хранятся в фонде краеведа Петра Фёдоровича Ищерикова, который боролся за сохранение уникального архитектурного памятника и просил устроить там краеведческий музей города Уфы. К моменту сноса церковь имела заброшенный вид, так как в её помещении долгое время трудились заключенные, потом располагался кинотеатр, и ремонтные работы не производились, несмотря на то, что в 1930 году ставился вопрос о капитальном ремонте.

Каков же был её первоначальный вид? Красивый шатровый купол, крытый красной черепицей, венчало пятиглавие, на самом же верху маковок кресты попирали полумесяцы – символ победы Руси над татаро-монголами. Площадь, которую занимал храм, равнялась 285 кв. м. толщина восточной и западной стен – 1,5 м, а северной и южной – 1,3 м. Стены были покрыты сомкнутым зеркальным сводом. Иконостас – четырёхъярусный и без украшений – делал художник Захарьин. Очень ценными были Царские Врата из цельного дуба со старинной резьбой в готическом стиле. Икона Смоленской Божьей матери – реликвия собора, привезённая сюда смоленскими дворянами, была украшена богатой ризой (все расходы оплатил промышленник Иван Демидов). Храм был великолепен и внутри, а икону Смоленской Божьей матери ежегодно 6 января и 1 августа, торжественно выносили из собора на всеобщее обозрение».
В настоящее время, на месте древнего храма находится Монумент дружбы.
Католический храм в уфе
Новости из прихода Воздвижения Святого Креста в Уфе
Встреча Деканата Башкирия–Оренбуржье-Татарстан 1 марта 2012 года впервые проходила в приходе Воздвижения Святого Креста в Уфе. В ней приняли участие 18 человек. Утром 1 марта участники встречи молились 2 часа перед Пресвятыми Дарами. После рабочих встреч в первой половине дня брат Мартин приготовил вкусный обед. В столовой ему помогали три прихожанки. Вечером состоялась совместная Вечерня, после которой была Святая Месса. Встреча прошла дружно и в духе веры и единства Церкви. На ночлег гостей приняли братья и сестры в Алексеевке.
Новенна о призваниях прошла в Уфе с большой благодатью. Прихожане старались приходить к Иисусу, а некоторые — даже каждый день. Сообщения нашего епископа по ходу новенны давали свидетельство особого душевного вдохновения и радости. По почте пришло личное благодарственное письмо от Владыки для Прихода. Мы с радостью его прочитали, как и призыв епископа Клеменса к Великому Посту.
В Первое Воскресенье Великого Поста состоялось оглашение двух катехуменов — Риммы и Владислава.
С Рождества на воскресную молитву и Литургию начали ходить некоторые студенты Уфимского Нефтяного Института — несколько из Африки и один из Перу. Они католики, причащаются, и их поведение в церкви свидетельствует об искренности их веры.
Новости из прихода Воздвижения Святого Креста в Уфе
Новости из прихода Воздвижения Святого Креста в Уфе
Новости из прихода Воздвижения Святого Креста в Уфе
Новости из прихода Воздвижения Святого Креста в Уфе
Тайны старого Челябинска: польский костел
В конце XVIII века на златоустовские заводы стали приглашать немецких мастеров — специалистов оружейного дела. В 1817 году они получили разрешение на строительство часовни и содержание постоянного священника. Эту дату можно считать началом истории католиков Челябинской области.
С середины XIX века вокруг Челябинска стали появляться новые хутора и небольшие селения. Их жителями были ссыльные из западных частей России, не желавшие принимать православие. Также на Урал ссылались поляки за участие в национально-освободительном движении и восстаниях 1830-1831 и 1863–1864 годов. На территории современной северной окраины города они создали поселение, которое назвали по имени одного из основателей — Щигела (со временем название трансформировалось в Шагол).
Активное формирование католической общины в Челябинске приходится на последнее десятилетие XIX века. Если в 1863 году в городе проживали лишь 23 католика, то к 1896 году их стало 110, а Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года зафиксировала здесь уже 255 лиц римско-католического вероисповедания. К 1911 году в Челябинске насчитывалось 904 мужчины-католика и 960 женщин. Но собственного храма в городе у них долгое время не было.
10 апреля 1897 года католики Челябинска обратились в городскую управу с заявлением, в котором писали о необходимости строительства в городе молитвенного дома: «С приступом к сооружению Великого Сибирского рельсового пути число жителей римско-католического вероисповедания в г. Челябинске с каждым днем стало увеличиваться и в настоящее время достигло значительных размеров. Между тем, ближайшие пункты, в которых имеются католические церкви, находятся в значительном расстоянии от Челябинска (Екатеринбург, Уфа, Златоуст и Омск), каковое обстоятельство крайне затрудняет удовлетворение религиозных потребностей лиц названного вероисповедания и при том, тем более, что подавляющее большинство сих лиц существует на скромное жалование, и что служебные занятия не позволяют им отлучаться из г. Челябинска. По совокупности разных обстоятельств, в настоящее время возможно лишь частичное устранение указанных затруднений, а именно путем периодического приглашения ксендза из ближайших пунктов. Но так как ни одна из частных квартир в Челябинске не может вместить всех желающих удовлетворить свои религиозные потребности и так как сверх того временное предоставление жилой квартиры для совершения в ней религиозных треб сопряжено с большими неудобствами, то среди католического населения Челябинска и его ближайших окрестностей возникло предположение, по испрошении надлежащего разрешения, построить в этом городе молитвенный дом».
Учитывая значительность расходов на строительство и ограниченность средств католической общины, 32 человека обратились к городской управе с просьбой бесплатно предоставить им земельный участок в одном из вновь нарезанных кварталов между Железнодорожным шоссе и Уфимским трактом в районе городской больницы. Журнальным определением городской думы от 3 июля 1897 года было решено отвести «жителям города Челябинска римско-католического вероисповедания безвозмездно городское дворовое место в 99-м квартале, под № 1265, в количестве 507 ½ квадратных сажен, для постройки молитвенного дома».
Католическую общину однако этот участок не удовлетворил: «…для намеченной строительным комитетом цели предоставленный городской думой участок земли представляет весьма небольшую и по своей размежевке крайне неудобную для постройки площадь, отдаленную при этом от заселенных мест города, вокзала и Никольского поселка…». В связи с высказанными недовольствами уполномоченные от комитета по постройке молитвенного дома просили городскую думу «взамен указанного участка предоставить на тех же условиях, т. е. безвозмездно, участки земли, значащиеся под № 1242 и 1243, близ городского кладбища…». В том случае, если же власти не найдут возможности бесплатно предоставить указанные участки, просили «отвести на означенный предмет угловое место у городского сада, по Садовой улице, против № 974 и 975, площадью 1000 квадратных сажен…».
На очередном заседании городской думы, состоявшемся 5 марта 1898 года под председательством Туркина, некоторые гласные «высказались за отчуждение участка у городского сада, другие были против этого, так как у городского сада нет нарезки кварталов. В конце концов гласные склонились за отвод места под № 1242 и 1243».
Следует отметить, что городской сад в конце XIX века в Челябинске находился там, где сейчас располагается городок чекистов (напротив Алого поля). В результате католической общине был отведен участок на пересечении Южного бульвара и улицы Ключевской (ныне проспект Ленина и улица Свободы соответственно), общей площадью 1075 квадратных сажен (примерно полгектара).
3 мая 1898 года члены строительного комитета во главе с его председателем, ксендзом Яном Желтовским подали в городскую управу заявление, где просили утвердить план жилого дома для причта (священнослужителей). Средств на возведение молитвенного дома не хватило, поэтому на первое время было решено разместить его в этом же здании. В справочнике Весновского «Весь Челябинск и его окрестности» (1909 год) указано, что освящение молитвенного дома осуществили в 1898 году. Молитвенный дом был деревянным, поэтому существовала реальная угроза его порчи от пожара. 19 апреля 1904 года все недвижимое имущество католической общины было застраховано на сумму 8000 рублей в городском обществе взаимного страхования от огня. Об архитектурных особенностях здания можно судить благодаря дореволюционной открытке, где видны его южный фасад и внутренний дворик. Оно было прямоугольным в плане, вытянутым с запада на восток вдоль Южного бульвара, одноэтажным, но имело небольшую надстройку в западной части, где находился зал для богослужений. Основной вход в здание располагался со стороны Южного бульвара.
Весной-летом 1909 года католические приходы Урала, Сибири и Дальнего Востока посетил епископ Могилевской архиепархии Ян Цепляк. Побывал он и в Челябинске, о чем писала местная пресса: «28 апреля в 7 ч. 9 м. утра с почтовым поездом № 4 Пермской дороги в отдельном вагоне прибыл в Челябинск епископ-суффраган католической церкви Ян Цепляк в сопровождении ксендзов-академистов. Епископ был встречен местным ксендзом Пашкевичем, клиром костела, прихожанами-католиками и помощником исправника Козловым. С вокзала епископ отбыл в костел, при входе в который была установлена арка, убранная зеленью. В костеле епископом была отслужена месса. Перед вечерней епископ исповедовал прихожан, а затем служил вечерню. Сегодня епископ будет служить в костеле торжественную мессу. В Челябинске епископ пробудет три дня».
Продолжавшийся количественный рост католического населения в городе привел к тому, что возникла необходимость в более просторном здании. Вскоре рядом с деревянным костелом, чуть западнее его, начали возводить каменный. В первых числах июля 1909 года газета «Голос Приуралья» сообщала: «На днях приступлено к постройке нового костела. Постройка производится около старого костела под наблюдением местного ксендза».
Храм строился не только на пожертвования местных прихожан, но и при поддержке католиков из Польши, ведь проект был очень дорогостоящим. Скорее всего, строительство продолжалось на протяжении пяти лет и было завершено к лету 1914 года, поскольку известно, что к началу Первой мировой войны костел уже действовал. В местной газете от 9 декабря 1914 года было опубликовано сообщение: «Вчера при огромном стечении молящихся совершено освящение вновь сооруженного католического костела. Новый костел — очень изящное сооружение как снаружи, так и внутри. Стоимость костела около 35 000 руб. На торжество прибыли ксендзы из Златоуста и Уфы».
Здание было возведено в стилистике неоготики из традиционного для города лекального красного кирпича с элементами декора из белого цемента. Главный, западный фасад, обращенный в сторону Южной площади (ныне площадь Революции), акцентировали две высокие четырехгранные башни-колокольни с шатровыми завершениями и крестами. Между башнями на фигурном фронтоне размещалась скульптура крылатого ангела. Над порталом главного входа находилось окно-розетка, выполненное в форме пятилепесткового цветка. По всему периметру здания, чередуясь с контрфорсами, шли узкие стрельчатые окна.
Историк и журналист Иван Слободенюк на основе материалов Российского государственного исторического архива (Санкт-Петербург) установил, что церковь была названа во имя Святейшего Сердца Иисуса. Во всех документах костел именовался либо просто «римско-католическим», либо «польским». Единственным и притом достаточно косвенным свидетельством является обнаруженный на нескольких архивных документах оттиск печати. По внешнему полю ее имеется круговая надпись: «ЧЕЛЯБИНСКIЙ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКIЙ КОСТЕЛЪ», в центре помещено изображение латинского креста, чуть ниже — анаграмма «IHS» (одновременно сокращение имени Иисус и аббревиатура первых букв фразы «In Hoc Signo» — «Сим победиши»).
Иван Слободенюк смог установить и такой немаловажный факт, как наличие в костеле органа, который в 1912 году для новостроящегося здания приобрел ксендз Фома Антонович Пашкевич. Он был назначен в Челябинск в 1902 году, до этого несколько раз в год приезжал священник из Златоуста. Фома Пашкевич прослужил в Челябинске до декабря 1921 года, после чего выехал в Литву. Последним настоятелем Челябинского католического прихода был литовец Иосиф Каспарович Сенвайтис. В августе 1931 года был арестован, отправлен для дальнейшего следствия в новосибирскую тюрьму, где и скончался.
Из заметки, опубликованной 15 мая 1935 года на страницах местной прессы: «В связи со строительством клуба работников народного хозяйства определены к сносу: здание костела, дом № 23 по ул. Спартак и дома № 92, 94 и 96 по Красноармейской улице».
По материалам публикаций В. Демакова, Л. Мухамадеевой и И. Слободенюка
Уфимский костёл
| Костёл | |
| Снесённый костёл в честь Воздвижения Креста Господня | |
|---|---|
Фрагмент почтовой фотооткрытки «Уфа. Католический костел». Н. К. Блохин. 1903 год. | |
| 54°43′30″ с. ш. 55°55′38″ в. д. H G Я O L | |
| Страна | |
| Город | Уфа |
| Местоположение | ул. М. Гафури, 19 |
| Конфессия | католицизм |
| Архитектурный стиль | неоготика |
| Строительство | 1889—1890 годы |
| Основные даты | |
| Дата упразднения | 1938 год |
| Статус | Не существует. Место занято сквером |
| Состояние | Снесён |
Располагался по адресу: Пушкинская улица, 37, ныне — придомовой сквер на углу улиц Пушкина и Мажита Гафури.
Содержание
История [ | ]
В Уфе в середине XIX века проживало около 150 католиков. После подавления польского восстания 1863—1864 годов, в Оренбургскую губернию выслано более 500 человек, в том числе 27 ксёндзов, оставленных на жительство в городах Уфе и Бирск (в конце 1870‑х — начале 1880‑х годов большинство из них вернулось на родину), которые проводили первые мессы.
В 1889—1890 годах на этом участке построена деревянная каплица на каменном фундаменте с железной крышей, которая 14 сентября 1890 года освящена куратом Златоустовского римско-католического прихода И. Жуком [3] в честь Воздвижения Креста Господня, что и дало название приходу. Первым капелланом каплицы стал ксёндз Л. И. Мацкевич. Богослужение проводилось на латинском и польском языках. Также богослужения проводились в здании Уфимской губернской мужской гимназии. С 1898 года при костёле действовало «Общество пособия бедным прихожанам».
В 1900—1902 годах приобрела статус костёла. С 1918 года в костёле действовал Уфимский губернский римско-католический союз в честь Сердца Господа Иисуса Христа, который занимался миссионерской и культурно-просветительской деятельностью и благотворительностью (с 1948 года издавал журнал «Христианин» [3] [4] ). С 1923 года в костёле действовало Религиозное общество католиков.
В 1937 году арестованы причт костёла и члены приходского совета во главе с Франциском Будрисом (впоследствии — расстрелян вместе с 189 прихожанами [5] ). В 1938 году костёл закрыт, колокольня снесена; в здании разместили детский сад. С 1944 года — дошкольный детский дом слепых.
В 1993 году восстановлен приход в одной из квартир Уфы.
Настоятели [ | ]
Ксёндзы Л. И. Мацкевич (с 1894), Бандзо (с 1900), С. И. Чабиллис-Цыбулевич (с 1902), И. Б. Гинтовт (с 1903), А. В. Ляссотович (с 1904), С. Н. Курляндский (с 1906), П. М. Казюнас (с 1909), П. О. Юрайтис (с 1910), А. Неверовский (1916), Ф. И. Грабовский (с 1916), М. А. Иодокас (с 1919); Ф. И. Будрис (с 1924, репрессирован, расстрелян в 1937).






