католический собор ивановская горка
Увидеть Хитровку
Здесь, на Ивановской горке, в архитектуре храмов и монастырей мы можем увидеть интереснейшее смешение эпох. Здесь же находится и одна из самых болезненных точек города – Хитровка.
Храм Всех Святых на Кулишках открывает Ивановскую горку. Деревянный храм был построен здесь в XIV веке в честь победы русского войска в Куликовской битве. Первый этах и фундамент храма полностью находятся под землей
Во времена Гиляровского, на рубеже XIX-XX веков, места эти слегка отрущобились, но вообще Ивановская горка в целом — это район богатейших усадеб XVII века. В тридцатые годы городское начальство допустило ошибку: на Хитровке построили техникум, частично перекрывший площадь. Поэтому формально ничего ценного тут не снесли, но речь ведь идет о строительстве. Исторический дух этого заповедного места будет убит, если компания «Дон-строй», наметившая тут стройку многоэтажного здания вместо снесенного техникума, доведет дело до конца. Новое здание гораздо больше прежнего и подчистую уничтожит площадь. Сейчас, когда пишется этот текст, стройка приостановлена, все ждут решения городских властей. Очень интересно, что там будет дальше. В любом случае следует знать: если и есть в Москве что терять, то именно здесь, на Ивановской горке.
В земле
Начинаем прогулку от церкви Всех Святых на Кулишках, построенной в XIV веке. Она открывает Ивановскую горку. Сначала это была деревянная церковь на могиле героев Куликовской битвы, видимо погибших от ран уже здесь, после возвращения домой. В камне церковь отстроили в XVI веке. Стоит храм на царской дороге из Кремля через Константино-Ильинские ворота в загородный двор, находившийся у церкви Равноапостольного князя Владимира в Старых садах.
К XVI веку относится четверик храма, а верхняя часть, красивые закомары, голова и колокольня появились уже в XVII веке. Тогда же храм был обнесен двухъярусной галереей, заложенной после того, как весь первый этаж оказался под землей. Место, где построили храм, находится в низине, сюда стекали все дождевые и талые воды, поэтому очень быстро вокруг фундамента, а потом и первого этажа стала нарастать земля. Кроме того, в 1708 году, когда Петр ждал шведов, Китай-город обнесли огромными бастионами, которые потом разровняли, раскидав землю вокруг, в результате храм стал еще ниже. Вот уже почти 300 лет церковь существует совсем не в тех пропорциях, в которых она была построена.
Все дома, появившиеся вокруг, коррелировали с этой высотой, все церкви на Варварке, возникшие в XVII веке, тоже зрительно были связаны с храмом Всех Святых на Кулишках в одну картину. А сейчас храм задумали поднять, вынуть из земли первый этаж. По очень спорному проекту инженера Е. М. Пашкина храм уже стоит на домкратах, фундамент уничтожен. Следующий этап — поднятие здания на четыре метра вверх. Мы получим образ площади, которая никогда не существовала. Вместо вросшей, кривенькой, замечательной церкви там буквально из-под земли возникнет огромный собор, никак не сочетающийся с окружающими его зданиями. А это уже изменение облика одной из центральных площадей города, такие проекты должны очень серьезно обсуждаться на городском уровне, с привлечением серьезных экспертов, что, к сожалению, не было сделано.
Храм равноапостольного князя Владимира, построен в XVI веке знаменитым зодчим Алевизом, однако в XVII веке был полностью перестроен
На мотив елочки
По улице Забелина (бывший Большой Ивановский переулок) мы поднимаемся в Старосадский переулок, к церкви Равноапостольного князя Владимира. Построена она в 1514-1516 годах знаменитым зодчим Алевизом Фрязиным на загородном дворе великого князя Василия III в старых великокняжеских, затем государевых садах на месте одноименного храма, существовавшего здесь с 1423 года. Где-то рядом был и государев дворец, но где именно — никто не знает, археологи тут еще не работали. Видимо, он находился примерно там, где сейчас стоит Историческая библиотека. Существует мнение, что некоторые архаичные для XVII столетия черты нынешний храм унаследовал от предшественника — просто как память дорогого сердцам прихожан образа старого храма, простоявшего здесь полтора века.
Несколько лет назад произошло замечательное открытие. В доме на улице Забелина, стоящем слева неподалеку, нашлись палаты этого же времени, на которых обнаружился очень редкий для тогдашней архитектуры мотив — своеобразная резная елочка на кирпичах. Эта елочка есть в наличниках храма, и она же была обнаружена на наличниках и на стенах этого дома. Явно строила оба здания одна бригада, а дом на улице Забелина — это, видимо, дом заказчика. К сожалению, и тут тоже очень сильно напортили с реставрацией. Дом был великолепной сохранности, а при реставрации отбойными молотками выбили весь фасад и сложили его заново, используя старый кирпич. Сделали все очень грубо, с просчетами в несколько рядов кирпичей и т. д. Впрочем, мы опять отклонились от темы.
Как многие церкви Москвы в 1930-е годы, храм закрылся. Это случилось в 1933-м. При этом разрушили все главы, внутреннее убранство было полностью уничтожено. Помещение храма передали в ведение ОГПУ. Затем храм опять перешел в другие руки, здесь расположилось хранилище книг Исторической библиотеки. В 1970-1980-е годы церковь реставрировали, а в 1979-м полностью восстановили колокольню, также в начале 1980-х годов было восстановлено пятиглавие и основной храм. И только в 1991 году он вернулся к верующим.
Флоренция на горке
По правой стороне улицы — Ивановский монастырь. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному, так и матери его великой княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, 25 августа 1530 года, и носил имя Крестителя Господня.
В 1813 году монастырь был упразднен, а в 1859-м возрожден и выстроен заново по проекту Михаила Дормидонтовича Быковского. Нехитрый, по сути, комплекс из собора с двумя колокольнями и нескольких жилых корпусов вписан в угловатый участок так, что со стороны производит впечатление сложного, многослойного ансамбля. Нет, он создан по единому замыслу. Создан по методе не XIX, а XX или даже XXI века — это сейчас принято строить с нуля, а тогда чаще перестраивали. Есть какая-то содержательная пустота в том, что монастырь построен на ровной, тщательно расчищенной строительной площадке. Зная, что прежде здесь стоял интереснейший собор XVI века, мы не можем найти ни единого камня, напоминающего о нем. Существующий храм напоминает скорее об итальянском Средневековье, поскольку условно повторяет очертания широко известного собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
От древнего монастыря остался единственный тактильно ощутимый свидетель былого — обломок надгробия XVI века, вмонтированный в кладку ворот, ведущих в нижний двор монастыря.
Нижняя территория все еще занимаема службами МВД, до 1990-х ему принадлежали все строения обители. После революции здесь разместился «исправдом», то есть ленинский концлагерь на четыре сотни человеко-мест, а собор был приспособлен для губернского архива. Как ни странно, приспособление пощадило убранство храма: сохранились и живопись, и белокаменная резьба, и искусственный мрамор. На хорах пол покрыт досками 80-90 сантиметров шириной — теперь таких не делают.
Сейчас подходит к концу восстановление интерьеров собора. Они действительно впечатляют. Изнутри храм выглядит чуть ли не вдвое большим, чем снаружи.
В храме имеется еще одна деталь, внятно указывающая на возраст здания: над порогом проема, ведущего с чердака на крышу, — отполированная сотнями лбов деревянная балка. Полагаю, первым приложился разместивший ее здесь зодчий Быковский. С тех пор отмечались все охочие до любования городскими красотами посетители, сначала ивановские сестры и послушницы, потом — сотрудники НКВД, а теперь часы отбиваются головами трудящихся в храме реставраторов.
Подкопаем Алевиза
От Ивановского монастыря мы поворачиваем на Малый Ивановский переулок. Справа от нас стена монастыря, слева убегающие вниз домики, ниже раньше была видна колокольня, а за ней высотка на Котельнической. Тысячи картин нарисованы с этой точки, в кино это место снималось тоже множество раз: например, в финале «Покровских ворот» именно здесь улетал на мотоцикле неутомимый друг Костика Савранский. В 1990-е годы, когда на строительство не нужно было получать вообще никаких разрешений, здесь выстроили армянский ресторан «Ковчег», который полностью «съел» эту церковь, остался только крестик. А это и есть церковь во имя святого Николая Чудотворца в Подкопаях. Стоит она на берегу маленькой речки Рачки, где когда-то ловили раков. Там же, видимо, добывали глину, подкапывая склон холма. Отсюда и название села Подкопаево, известного, между прочим, с XIV века. Это древнейший храм Ивановской горки, он тоже был построен Алевизом. До сих пор считалось, что от старого храма остался фундамент, а нынешний храм построен в XVII веке, на абсиде виден поребрик этого времени, на четверике со стороны переулка видны очень изящные наличники. Верхняя часть перестроена во времена барокко, тогда появилась колокольня и тогда же наверху был выстроен шестерик — это, кстати говоря, совершенно уникальный случай. В Москве шестериков больше нет. Все это закрыто штукатуркой XIX века. В результате получилось интереснейшее наслоение времен, и если бы реставрацию проводить по правилам, то можно было бы получить абсолютно уникальный памятник.
Однако не так давно в прессу просочился несогласованный проект облицовки самого храма керамической плиткой под XVII век. Разумеется, к научной реставрации эта инициатива ни малейшего отношения не имеет. Серьезные исследования на памятнике не проводились, его первоначальные формы до сих пор неизвестны. Но работы там начались. Неквалифицированные рабочие стали сбивать штукатурку с фасадов храма прямо ломами. И вдруг на освободившихся поверхностях стен четверика и апсиды открылась маломерная кладка неизученного храма XVI века, местами сохранившаяся на высоту до трех метров. То есть оказалось, что тот самый алевизовский храм, считавшийся утраченным, существует до сих пор! На северном и южном фасадах заметны фрагменты древних окон и пилястр, с южной стороны виден след примыкания арки несохранившегося придела или паперти. Эта кладка предположительно датируется 1560-ми годами. Со стороны переулка сейчас очень хорошо видно — внизу алевизовский маломерный кирпич, а сверху обычный кирпич XVII века.
Храм святого Николая Чудотворца в Подкопаях – древнейший храм Ивановской горки, тоже построен Алевизом в XVI веке. До недавнего времени принято было считать, что алевизовский храм не сохранился, а на его месте в XVII веке был возведен новый. Однако, когда вскрыли штукатурку, оказалось, что кладка маломерных кирпичей древней церкви местами достигает 3 метров, а значит, храм, считавшийся утраченным, существует до сих пор
Не видел никто
Пройдя чуть дальше по Подколокольному переулку, мы завершаем прогулку, выходим на Хитровскую площадь и видим то, чего не видел никто с 1930-х годов. Почти все стороны площади великолепно сохранились. Если все это будет вновь, как когда-то, подарено городу, то Москва приобретет невероятно красивую и привлекательную для туристов, да и для москвичей, площадь. Этот пустырь сейчас наша тревога, но и наша надежда. Если стройка будет остановлена, мы сможем увидеть нашу столицу такой, какой она была в XIX веке, а кое-где и с вкраплениями более ранних эпох, начиная с XVI века. Именно здесь разбросано множество осколков старого города, собирая которые мы можем представить себе все былое великолепие, всю красоту древней Москвы.
Александр МОЖАЕВ
Фото: Екатерина СТЕПАНОВА
Исторические места Ивановской горки
http://www.m24.ru/m/articles/27140
Сегодня мы пройдемся по удивительному уголку в центре Москвы – району ограниченному улицами Солянка, Покровка и Маросейка. Этот уголок называется Ивановская горка (эта горка так интересна, что в течение весны по ней прогулялись несколько раз, чтобы увидеть красоту этих мест и ранней весной и в период поздней весны). В наши дни, когда Москва на глазах меняет свой облик, район остается своеобразным архитектурным заповедником.
03
По первоначальному плану, синагогу должен был украшать купол. Но он возведен не был. По существующей легенде, Великий князь Сергей Александрович, проезжая по городу, увидел строящийся купол и, решив, что идет строительство церкви, перекрестился. Когда генерал-губернатору разъяснили его ошибку, он пришел в неописуемую ярость и приказал купол убрать. Спустя без малого сто лет после освящения синагоги, мэр Москвы Юрий Лужков исправил несправедливость Великого князя Сергея Александровича, и в мае 2001 г. над синагогой был открыт серебристый купол, увенчанный Звездой Давида
04
Напротив синагоги – скульптура «Птица счастья» работы известного московского скульптора Игоря Бурганова
05
06
07
08
Иоанно-Предтеченский женский монастырь (или, как его часто называют – Ивановский монастырь) представляет собой уникальный архитектурный ансамбль: стены, башни, величественный собор, напоминающий кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Внутренняя планировка монастыря отличается тем, что стоящий в центре собор соединён с корпусами по периметру участка четырьмя галереями (аркадами), которые рассекают внутреннее пространство на небольшие дворики.
09
10
В 1992 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Часть бывших монастырских зданий до сих пор принадлежит МВД. Там расположен один из корпусов Московского университета МВД России.
11
Церковь Князя Владимира (Владимирская Церковь).
Вид с улицы Забелина
12
13
15
Пройдя еще чуть дальше, перед следующим поворотом можно увидеть церковь светлого кирпича. Построенный в Хохловке на месте старинной деревянной церкви первой половины семнадцатого века, храм воздвигнут во имя Святой Живоначальной Троицы
16
Вид из Хохловского переулка
17
Новое здание церкви было построено на средства жены окольничего Ильи Ивановича Чирикова – Евдокии Чириковой в девичестве Лопухиной. Крест ее украшен короной в знак принадлежности их фамилии к царскому дому. Большие средства вложил в постройку храма и известный нам уже Емельян Украинцев. Его дом, располагавшийся рядом с церковью, соединялся с ней крытым деревянным переходом.
На вершине холма между Хохловским и Большим Трехсвятительским переулками находится интереснейшая старинная усадьба, известная как особняк Морозовых
В 1772 году этот участок принадлежал Стефану Кантемиру, сыну молдавского господаря Дмитрия Кантемира. Позже здесь располагалось частное училище, а потом в 1840-х годах дом был переоборудован в гостиницу. Свой нынешний облик старинный дом приобрел при откупщике Кокореве, купившем совершенные развалины и перестроившим их. После смерти Кокорева особняк перешел М.Ф.Морозовой. Перестроен в 1898 году архитектором П. А. Дриттенпрейсом в русском стиле.
21
http://mosday.ru/photos/?25_341
С осени 1889 г. Левитан начал в нём работать, а потом и поселился здесь. Здесь Левитан написал почти все свои лучшие картины, именно в этом маленьком домике он стал знаменитым. В этом же доме Валентином Серовым был написан известный портрет Исаака Левитана. Именно в этой усадьбе прошло детство известного мецената Саввы Тимофеевича Морозова. В годы революции в доме базировался штаб левых эссеров. В этих стенах летом 1918 г. эсеры готовили своё восстание. Эсеры захватили несколько стратегически важных зданий, арестовали Ф. Дзержинского, пришедшего к ним в штаб для переговоров. В штабе находилась артиллерийская установка, из которой они стреляли по Кремлю. Утром 7 июля 1918 года в переулке появились военные части большевиков, которые перешли в наступление, и несколько часов здесь шел бой, окончившийся подавлением мятежа.
22
23
Проходим мимо Морозовского сада и спускаемся к Подкопаевскому переулку. Название Подкопаевский сохраняет название местности — древнее село Подкопаево — которое объясняют тем, что здесь, в старину, под холмом на берегу реки Рачки добывали глину, подкапывая холм.
Одной из достопримечательностей переулка являются палаты Шуйских
25
Палаты сильно выступают за красную линию Подкопаевского переулка и почти полностью занимают тротуар. Благодаря этому и природному рельефу местности палаты хорошо просматриваются даже с отдалённых точек. Существующее здание относится к разным строительным периодам.
Первоначальный древнейший объём поставлен торцом к переулку.
26
От Подкопаевского переулка повернем направо и немного пройдем по Подколокольному переулку до его пересечения с улицей Солянкой. На стрелке, образованной Подколокольным переулком и улицей Солянкой, увидим Храм Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках (на Стрелке)
29
По всей видимости, Подколокольный переулок получил своё название по колокольне этой церкви, от которой он начинается и идёт в сторону Хитровской площади. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы расположена в историческом районе Москвы, который раньше называли Кулишки.
Служба в храме совершается на церковнославянском и осетинском языках В 2010 году перед церковью был установлен памятник «В память о жертвах трагедии в Беслане», автор — Зураб Церетели.
30
31
Посмотрев Рождественский храм, вернемся со стрелки по Подколокольному переулку к Хитровской площади. Прежде, чем рассмотреть площадь заглянем ненадолго в Петро-Павловский переулок к расположенному здесь Собору святых Петра и Павла у Яузских ворот
32
Церковь Петра и Павла у Яузских ворот также известна как церковь Петра и Павла на Кулишках (у Старых конюшен, в малой Ктурицкой певчей). В силу же того, что церковь стояла на естественном возвышении, ее еще называли Церковь Петра и Павла Высокого, и «что на горке».
33
Храм известен еще и тем, что не закрывался в тяжелое для церкви советское время. В этот сложный период в храм передавали иконы и другие святыни закрытых церквей.
34
Вернемся к Хитровской площади. Хитровская площадь это единственная старинная площадь, сохранившаяся в Москве
35
36
37
В оформлении дома использованы гипсовые медальоны. В центре предположительный скульптурный портрет Н.З. Хитрово в трех лицах, изображённого в античных латах.
38
39
Вид со стороны Хитровского переулка
40
Вид со стороны Малого Трехсвятительского переулка
41
Можно заглянуть еще в один интересный уголок Ивановской горки – к лютеранской кирхе. Дойдем по Малому Трехсвятителскому переулку до Подкопаевского переулка и пройдем мимо уже знакомого нам Морозовского сада, еще раз посмотрим на Храм князя Владимира и повернем в Старосадский переулок.
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла —лютеранский собор в Москве, являющийся главным собором региональной Евангелическо-лютеранской церкви Европейской части России.
44
45
Строительство завершилось в январе 1862 года.
47
Рядом с Кафедральным собором за забором расположена Петропавловская женская гимназия. Красное трёхэтажное кирпичное здание было построено в 1892 году архитектором В. А. Коссовым для женского отделения училища при соборе святых апостолов Петра и Павла. В 1880 году женское Петропавловское училище получило статус женской правительственной гимназии. В гимназии обучалось до 500 учениц.
48
Пройдя через двор Лютеранского собора подойдем к старому двухэтажному Г-образному дому. Во двор выходит крыло дома, а основная часть дома расположена по Колпачному переулку. Это один из древнейших памятников московского гражданского зодчества – «Палаты Мазепы».
Нижний этаж предназначен для хозяйственных помещений. На верхнем этаже располагались парадные комнаты с большими сенями, отдельным входом и лестницей.
Здание имеет старинную отопительную систему с отверстиями для печей, дымоходы внутри стен, «душники» для подачи тёплого воздуха.
51
Здание «Палат» в Колпачном переулке
52