католический собор на невском проспекте
Костёл Святой Екатерины
Строительство
Первый католический костёл в Санкт-Петербурге появился в 1710 году. Он представлял из себя небольшой деревянный храм, расположенный в Греческой слободе, примерно на участке дома №3 по Аптекарскому переулку. Эта постройка сгорела во время опустошительного пожара 24 июня 1737 года. Восстанавливать костёл на прежнем месте оказалось невозможным. Найти новый участок католическая община быстро не смогла. Дело дошло до Кабинета министров, который 10 июля 1738 года принял решение о выделении для католической общины участка на Большой Першпективной дороге (будущий Невский проспект) [4, с. 30].
Большая Першпективная дорога в XVIII веке ещё не была главным столичным проспектом, являлась только лишь въездным шоссе в город. Её окрестности оставались окраиной Петербурга. Именно это, а не желание угодить иностранцам, было причиной выделения на першпективе участков для иноверческих храмов. Католики выбрали для себя территорию напротив деревянного Большого Гостиного Двора.
Указ о строительстве нового костёла был подписан императрицей Анной Иоанновной 13 сентября 1738 года. Его надлежало возводить каменным, в глубине двора и без колокольни. Кроме того, к указу добавлялось: «Ежели к отправлению церковной службы тем католикам необходимо колокола потребны, то позволить им содержать внутри церкви один небольшой колокольчик не для благовесту но для их церемонии» [Цит. по: 4, с. 31].
Автором первого проекта католического костёла стал архитектор Пьетро Антонио Трезини, составивший его после 1740 года. Проект в стиле барокко был утверждён Сенатом в 1746 году. Однако приступить к его реализации сразу не удалось из-за нехватки финансов. Помощь из-за границы оказалась недостаточной. Для сбора средств в 1750 году была издана гравюра проекта П. Трезини, которая могла бы заинтересовать богатых западных католиков но и это не помогло. Пока собор не был построен, службы велись во временной церкви, организованной в одном из жилых корпусов. Первый из них был возведён в первой половине 1740-х годов.
Барочный проект католического храма так и не был реализован. Со временем изменилась архитектурная мода, на смену барокко пришёл классицизм. Из первого проекта впоследствии был применён приём соединения двух церковных домов с собором арками. П. А. Трезини уехал из России в 1751 году. На строительстве католического костёла его сменил французский зодчий Жан Батист Валлен-Деламот.
Новый проект католического храма был составлен Валлен-Деламотом в 1761 году. Он очень сильно отличается от того, что впоследствии было построено. Из-за этого у многих историков сложилось мнение, что труд француза был скорректирован другим архитектором. Но документально это никак не доказано. С первого раза Валлен-Деламоту не удалось сделать проект достаточно классическим, всё-таки достаточно сильной была инерция барокко. Поэтому архитектор сделал второй вариант фасада.
Первоначально костёл планировалось освятить в честь покровителя основателя Санкт-Петербурга святого Петра. Но благодаря покровительству Екатерины II главный алтарь было решено посвятить Святой Деве Екатерине, мученице Александрийской.
Первоначальная составленная Валлен-Деламотом смета строительства была равна 105 000 рублям. Но денег не хватало, их расходование часто вызывало споры. В 1766 году императрице была направлена жалоба, в которой утверждалось, что деньги на возведение храма используются настоятелем в личных целях. Позже оказалось, что строительство ведётся с нарушением правил. Отчасти эта претензия была верна, так как 27 ноября 1778 года в соборе рухнули строительные леса. К счастью, это произошло ночью, когда на них не было рабочих.
В 1779 году строительные работы возглавил итальянский архитектор Антонио Ринальди. После отъезда Ринальди из России стройку завершил И. Минчаки.
Церемония освящения храма была проведена 7 октября 1783 года. При этом внутри него ещё отсутствовало декоративное убранство. В 1784 году на стене под хорами заложили мраморную доску в память о торжественной закладке костёла. На ней выбита надпись на латинском языке, которая переводится на русский язык следующим образом:
История
Престол для храма был заказан в Италии за 6 000 рублей, которые передали Иосиф и Доминик Бранки в 1781 году. Он был освящён одновременно с храмом. На стене за престолом висело подаренное Екатериной II большое полотно (3х6 метров) с изображением символического венчания Святой Девы Екатерины. Её написал Якоб Меттенлейтер не раньше своего приезда в Петербург в 1786 году.
В 1798 году в храме похоронили последнего польского короля Станислава Августа Понятовского, который провёл в Петербурге последние 11 месяцев своей жизни. Для этого захоронения была выделена часть подвального помещения под восточной частью трансепта, образовавшую склеп размером 3х4 метра.
Над папертью на четырёх небольших колоннах были устроены хоры. Вероятно, поводом к их появлению стала установка в 1801 году большого органа.
В костёле святой Екатерины с 1803 года находился переносной алтарь, выполненные Иоанном Андреем Телотом в 1719 году. Его купила фирма «Дазер и Пирлинг» и 1 сентября 1803 года подарила церкви.
В 1813 году здесь был похоронен генерал армии Наполеона француз Жан Виктор Моро, который перешёл на сторону коалиции и после смерти Кутузова возглавил союзные войска.
Изначально амвон в храме располагался при соединении трансепта с нефом под статуей апостола Иакова Зеведеева. Современник так его описал в 1829 году:
До наших дней частично сохранился амвон конца XIX столетия.
Князем Лейхтенбергским храму в 1851 году была подарена большая люстра на 250 свечей. Из-за своего большого веса она упала, вешать обратно её не стали. Люстра была продана в 1868 году за 5 000 рублей. Вместо неё были приобретены четыре более лёгких светильника.
Первоначальный деревянный пол костёла святой Екатерины в 1883 году был заменён керамической плиткой фирмы Виллерой-Бош. При ремонте церкви в 1890 году в её помещения провели электричество.
Так как конкурс результатов не дал, было решено обратиться к польским мастерам: художникам Войцеху Герсону, Казимиру Алхимовичу, Тадеушу Попелю и Антонию Пиотровскому. Росписи и повторяющиеся элементы декора выполнил И. Чаевич.
Одновременно с обновлением живописного убранства костёла в нём проводилась модернизация системы отопления. Прежняя хорошо прогревала только его нижнюю часть, тогда как сверху воздух был весьма прохладным. Из-за этого под потолком возникал пар, оставлявший на стенах мокрые пятна. Летом 1896 года переустройство системы отопления взяло на себя «Общество по устройству отопления и вентиляции в зданиях Лукашевич и К». Смонтированное к зиме оборудование позволило обогревать здание равномерно.
Прихожанами костёла святой Екатерины в разное время были А. Мицкевич, О. де Бальзак, Т. Готье, А. Дюма, Ф. Лист.
При храме долгие годы работали школа-интернат для дворянских детей, женская гимназия, бесплатная начальная школа для девочек, сиротский приют, благотворительное общество.
3 февраля 1918 года советская власть объявила об отделении церкви от государства. Тогда же начались конфискации церковного имущества. У католической общины были отобраны учебные помещения, часть церковной утвари. 10 октября 1919 года были национализированы доходные дома на Невском проспекте. Всё это привело к резкому снижению доходов общины. Многие священники подверглись репрессиям. После появления 22 февраля 1922 года декрета об изъятии церковных ценностей ситуация ещё более усугубилась. Сокровищницу костёла святой Екатерины спас от национализации прелат Константин Будкевич. 25 февраля 1922 года он тайно вывез в помещения польских делегаций на Галерной улице самые ценные предметы. В течение следующих трёх дней, пешком, дабы не привлекать к себе внимание, в польское представительство были перенесены остальные части сокровищницы. Оттуда имущество костёла отправилось за пределы России. 13 марта 1923 года Константин Будкевич был арестован. На судебном процессе в Москве его обвинили в контрреволюционной деятельности и приговорили к расстрелу. Вскоре приговор был приведён в исполнение.
Здание костёла святой Екатерины было признано памятником, поэтому оно охранялось государством и не было снесено. В 1920-х годах в бывшем храме проводились ремонтно-реставрационные работы. Но сделаны они были на крайне низком профессиональном уровне.
На рубеже 1931-1932 годов подвальные помещения костёла занял овощной склад Райпищеторга.
Костёл святой Екатерины был закрыт 15 августа 1938 года. Тому официально были даны три причины: отсутствие духовенства, неполный состав приходского совета (из положенных 20 в совете было только 12 человек) и невыполнение распоряжения о ремонте здания.
Освободившееся здание вначале предлагалось использовать как кинотеатр. Но его переоборудование под эти цели потребовало бы больших финансовых затрат. Поэтому было найдено другое решение. 26 декабря 1938 года здание было передано Этнографическому музею под размещение в нём своих коллекций. Сразу же музей начал подготавливать зал для новой функции. 20 августа 1939 года было выдано разрешение на разборку мраморного алтаря и металлических балюстрад. 56 блоков белого и цветного мрамора и 22 мраморные ступени были переданы фабрике «Монумент-скульптура» для повторного использования. Частью мраморного алтаря являлось бронзовое распятие, отлитое по макету И. Витали. Неизвестной девушке удалось тайком его вынести и передать в единственный действующий тогда в Ленинграде костёл Лурдской Божией Матери.
В 1941 году костёл святой Екатерины был передан Государственной публичной библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Его помещения стали использовать в качестве склада, куда перевезли книги из хранилищ, ранее находившихся во Владимирском соборе.
В 1946-1947 годах церковь отремонтировали. Но в 1947 году здесь вспыхнул пожар. Тогда сгорели деревянные элементы декора: паркет в алтарной части, двери в ризницу и часовню. Из-за высокой температуры осыпалась часть штукатурки, потрескались статуи двух святых, роспись над алтарной частью была полностью уничтожена. Пострадала роспись купола, орган.
Министерство обороны отказалось от храма в 1962 году. Некоторое время здесь оставался склад, а спустя два года здание решили приспособить под лекторий Музея истории религии и атеизма. К концу 1960-х годов был составлен соответствующий проект. Но на предполагаемое тогда разделение здания на два этажа ГИОП не дала разрешения.
В конце 1970-х годов костёл святой Екатерины передали Ленинградской филармонии им. Д. Д. Шостаковича под органный концертный зал. Проект реставрационных работ был составлен специалистами СНПО «Реставратор» во главе с Антониной Тараненко. В бывшем храме предлагалось устроить сам органный зал, а подвальные помещения отдать под гардероб и технические нужды. В 1977 году были установлены строительные леса и началась консервация сохранившегося убранства в интерьерах здания.
Огромный урон интерьерам нанесли пожары в 1980 и 1984 годах, когда была уничтожена вся внутренняя отделка храма.
В 1992 году костёл Святой Екатерины был передан римско-католическому религиозному объединению. Из-за этого старый проект реставрации перестал быть актуальным. Он был упрощён и приспособлен только для нужд церкви. 29 июля 1994 года архиепископом Тадеушем Кондрусевичем здесь было проведено богослужение, после чего костёл стал вновь доступен для верующих. В 1998 году сюда из костёла Лурдской Божьей Матери вернулось распятие. Открытие собора после реставрации состоялось 11 мая 2003 года.
Базилика св. Екатерины Александрийской
Аудиогид
Фотографии
Петербург католический представлен несколькими храмами и приходами общим числом около десятка. Наиболее крупный католический храм города – Базилика святой Екатерины Александрийской. Это один из первых западно-христианских приходов в России, основанный в первой четверти XVIII века. Более двадцати лет католики города на Неве не имели собственного храма, и лишь в 1738 году, в период правления императрицы Анны Иоанновны, было принято решение о строительстве католического собора на Невском проспекте.
Ожидание длиною в 45 лет
Проект и строительство храма поручили архитектору Пьетро Антонио Трезини, чья карьера в последующие годы резко пошла вверх. Он был назначен главным архитектором Петербурга, создал несколько выдающихся православных храмов в российской столице. При этом строительство католического собора продвигалось крайне медленно. Россию сотрясали дворцовые перевороты, менялись правители, а латинский приход оставался «бездомным». В 1751 году, во время царствования Елизаветы Петровны, Трезини покинул Россию, так и не закончив строительство. Петр III вообще приостановил строительные работы, а возобновила их Екатерина Великая, перепоручив архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. Впрочем, и он оставил храм незаконченным.
«Недострой» в центре города несколько портило Невскую перспективу. Да и католическая община, собравшая на строительство немалые средства, но вынужденная ютиться во временном молельном доме напротив, не оставляла императрицу в покое постоянными просьбами и ходатайствами. В результате третья творческая группа во главе с архитектором Антонио Ринальди завершила казавшееся уже бесконечным строительство. В 1783 году католический собор был освящен именем святой Екатерины Александрийской – в честь небесной покровительницы Екатерины Великой. С момента старта строительства и до его завершения прошло 45 лет.
От постройки до наших дней
Открытие храма стало долгожданным и значительным событием в жизни многочисленной католической общины Петербурга. Прихожанами собора Святой Екатерины стали знаменитые деятели искусства, ученые, государственные служащие, приглашенные из Европы.
Менялись времена, менялись цари на престоле, и вместе с ними на смену одним монашеским орденам, несущим служение в базилике, приходили другие. До начала XIX века собор принадлежал францисканцам, а после 1800 года, в правление Павла I – иезуитам. Спустя 15 лет православная церковь развернула борьбу с иезуитским орденом на территории России, в результате чего все представители этой конфессии были высланы из страны с конфискацией имущества. Базилика перешла в руки доминиканцев.
К началу ХХ века приход храма Святой Екатерины насчитывал около 30 000 человек, из которых 20 000 здание могло вместить в себя одномоментно.
Все изменилось после Октябрьской революции. Многие из прихожан были репрессированы, в 1923 году начались расстрелы служителей церкви. Храм, однако, продолжал действовать, оставаясь единственным католическим приходом, в котором служил последний католический священник Ленинграда, доминиканец Мишель Флоран. В 1938 году внутреннее убранство разграбили, книги и образы святых выбросили на помойку. Уничтожение интерьеров храма завершил в 1947 году масштабный пожар.
В 70-х годах прошлого века начались реставрационные работы, целью которых было переоборудовать храмовые помещения в органный зал (до этого их занимали склады). Большую часть работ реставраторы уже завершили, когда в результате поджога собор сгорел снова. В числе прочего, огонь уничтожил уникальный орган конца XVIII века.
Возрождение католической общины Петербурга началось в 1991 году, и в первых годах нашего столетия храм святой Екатерины вновь открыл свои двери для прихожан.
Архитектурные особенности собора
Поскольку за долгое время строительства храма надзор за ним поручался разным архитекторам, каждый из которых имел свой художественный стиль и почерк, первоначальный проект здания не раз менялся. Внешний вид собора сегодня – результат вынужденного компромисса нескольких ярких художников.
Здание базилики святой Екатерины Александрийской в плане представляет собой католический крест с двадцатипятиметровым поперечным нефом. Длина собора – 44 метра. Фасад его украшен аркадой и колоннами, над которыми возвышаются фигуры апостолов-евангелистов и ангелов с крестом.
Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, но было частично восстановлено по старинным документам и фотографиям.
Интересные факты
— В 1938 году, во время разграбления храма большевиками, одна из прихожанок успела вынести из здания алтарный крест, который она хранила у себя дома всю жизнь. Сегодня сей крест установлен в отреставрированном соборном алтаре.
— В 2013 году храм получил титул «малой базилики». Этот почетный статус присваивается самым значительным католическим святыням мира лично Папой Римским. Всего ним удостоено около 1700 храмов. Собор святой Екатерины Александрийской – единственная малая базилика в России.
История храма
Краткая информация о храме
Храм св. Екатерины Александрийской на Невском проспекте 32-34 — это старейший в Санкт-Петербурге храм Римско-католической Церкви. Он был построен в 1763-1783 годах в стиле раннего классицизма. Архитекторы Пьетро Трезини и Жан-Батисту Вален Деламоту.
Освящен 7 октября 1783 года.
Закрыт в сентябре 1938 года.
Богослужения возобновлены 4 октября 1992 года.
Храм святой Екатерины всегда был не только украшением Санкт-Петербурга, но и символом веротерпимости и взаимодействия культур. Здесь молились: архитекторы Бартоломео Растрелли и Огюст Монферан, художник Федор Бруни, художник и композитор Микалоюс Чюрленис, княгини Зинаида Волконская и Александра Голицына, князь Иван Гагарин, будущий декабрист Михаил Лунин и многие другие. В приходе существовали общины поляков, французов, немцев, итальянцев, литовцев, латышей, русских.
При храме действовали различные школы и гимназии. С 1884 года при приходе действовало Римско-католическое Благотворительное Общество, которое на протяжении 35 лет своего существования сыграло значительную роль в жизни поместной Церкви.
В нашем храме несли служение люди, впоследствии причисленные Католической Церковью к лику блаженных и святых: св. Зингмунт Фелинский (был викарием нашего прихода), св.Урсула Ледуховская (возглавляла интернат для девочек при приходе), блаж. Антоний Лещевич (учился в гимназии при приходе). В нашем храме молились и совершали литургии блаж. Юргис Матуляйтис и блаж. Леонид Федоров.
В приходе служили священники, сыгравшие значительную роль в истории Церкви в Восточной и Центральной Европе. Среди них о. Антоний Малецкий, о. Теофилис Матулянис, о. Болеслав Слосканс. Впоследствии они стали епископами, ныне идут процессы по их беатификации. Так же идет процесс причисления к лику блаженных, настоятеля нашего прихода о. Константина Будкевича, расстрелянного в 1923 году.
В подземельях храма были погребены короли Польши Станислав Август Понятовский и Станислав Лещинский. До сих пор в крипте храма покоится французский генерал Жан Виктор Моро, главнокомандующим союзными армиями в войне с Наполеоном.
После выхода постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 сентября 1938 г. храм был закрыт и разорён.
В нчале 90-х годов католическая община св. Екатерины начала хлопотать о возвращении храма. В феврале 1992 г. городские власти приняли решение о его возвращении верующим.
Сегодня приход храма св. Екатерины насчитывает около шестисот человек, большинство из которых россияне. Среди прихожан есть и те, для кого родной язык — английский, польский, французский, испанский или корейский, что подчеркивает единство и многообразие Церкви Христовой.
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Базилика Святой Екатерины Александрийской в Санкт-Петербурге
Соборы и Храмы
A post shared by Интересное в Петербурге (@walkingontheroofs) on Jul 12, 2019 at 2:04pm PDT
Краткое описание
Еще в начале XVIII века католическое вероисповедание в России насчитывало единицы своих сторонников. Прозападная политика, проводимая Петром I, привела к появлению в стране большого количества иностранных специалистов, многие из которых были католиками. Необходимость в постройке культовых сооружений стала очевидна.
Базилика Святой Екатерины Александрийской строилась под руководством разных архитекторов, поэтому сооружение представляет собой некоторый архитектурный компромисс. Если посмотреть на план здания, можно увидеть католический крест с поперечным нефом. Длина храма – сорок четыре метра.
История
Разрешение на строительство католического храма было выдано Анной Иоанновной в 1738 году. Работы по возведению костела начинались под руководством архитектора Доменико Трезини. В 1751 году из-за разногласий с городскими властями, так и не закончив работу над проектом, он уехал из России. Строительство приостановилось.
Было несколько попыток закончить возведение собора, но удалось сделать это только в 1783 году. Архитекторами, которые завершили работу, стали итальянцы Минчиани и Антонио Ринальди. Освящение храма состоялось осенью 1783 года, тогда же ему присвоили статус собора.
В годы, когда храм достраивался, службы для католиков проходили в деревянной пристройке дома, находившегося по соседству. С этим культовым сооружением связаны достаточно известные имена. Службы в костеле часто посещал великий Монферанн, архитектор Исаакиевского собора. Именно в этом костеле его отпевали после кончины. В разное время службы проводились сторонниками всевозможных конфессий. Доминиканцы, иезуиты, францисканцы сменяли один одного.
До революции приход был достаточно многочисленным и насчитывал до 30 000 человек. В конце тридцатых годов, во время волны прокатившихся репрессий, служители были арестованы, а костел закрыли. Церковная утварь и священные книги были выброшены.
В 1947 году произошел пожар, уничтоживший чудом сохранившийся старинный орган и росписи на стенах. На протяжении нескольких лет помещения заброшенного собора использовали под склад. В 1977 году приняли решение о восстановлении сооружения и передаче его министерству культуры. Восстановительные работы велись до 1984 года, когда очередной сильнейший пожар уничтожил все, что удалось сохранить до этого момента.
Преобразования коснулись католической церкви только в 1991 году. Храм вернули верующим, и начались работы по реставрации. К 2003 году большая часть работ была завершена. Приход храма сегодня насчитывает около 1 000 человек.
Титул «малой базилики» присвоили собору в 2013 году по указу Папы Римского
Архитектура
Внутреннее убранство
Интерьер базилики полностью уничтожили пожары, поэтому то, что мы видим сегодня – результат работы реставраторов по сохранившимся чертежам. Выглядит базилика внутри достаточно скромно. Внимание привлекает огромный крест, чудом сохранившийся со времен открытия храма. Стены, выкрашенные в светло-желтый цвет, вызывают ощущение льющегося со всех сторон солнечного света.
Внешнее убранство
Главный фронтон представлен аркой, опирающейся на колонны. На парапете, расположенном над фасадом, находятся фигуры четырех апостолов и группа ангелов, несущих крест. Это старейшие в городе скульптуры, хранящиеся под открытым небом.
Расписание богослужений и режим работы в 2021 году
Базилика Святой Екатерины Александрийской открыта ежедневно с 8.00 до 20.00
На русском языке службы идут:
В некоторые дни проводятся службы на иностранном языке:
Где находится
Адрес
Невский проспект, дом 32
Метро
Как добраться
От станции метро Невский Проспект 1 минута пешком