католики верят в троицу

Католическая Троица: история и традиции, что можно и что нельзя делать в этот день

Католические христиане отмечают праздник Святой Троицы 30 мая. Каждый год эта дата меняется, поскольку праздник привязан к Пятидесятнице.

католики верят в троицу. Смотреть фото католики верят в троицу. Смотреть картинку католики верят в троицу. Картинка про католики верят в троицу. Фото католики верят в троицу

Фото: Wikimedia Commons

В католической традиции праздником Троицы называется первое воскресенье после Пятидесятницы, в отличие от православной традиции, где празднование Пятидесятницы и дня Святой Троицы совмещено.

У католиков праздник Троицы входит в так называемый цикл Пятидесятницы, который открывается праздником сошествия Святого Духа. Затем празднуется День Святой Троицы, на 11-й день по Пятидесятнице отмечается праздник Тела и Крови Христовых, а на 19-й день – праздник Пресвятого Сердца Иисуса. Завершается цикл праздником Непорочного Сердца Девы Марии (20-й день по Пятидесятнице).

На все торжества цикла Пятидесятницы священники католической церкви облачаются в одеяния красного цвета, за исключением Троицы, когда традиционный наряд – белый.

История праздника

На 50-й день после Воскресения Христова апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме. Перед ними в свете и сиянии появился Святой Дух. Он наделил их благодатью, озарением и возможностью исцелять людей от любых болезней. Апостолы стали говорить на всех языках мира, чтобы нести каждому человеку на земле учение Христа.

В день Святой Троицы прославляют Бога Отца, Сына и Святого Духа. Согласно католической доктрине третья ипостась Бога исходит от первой и второй ипостасей, а согласно православию – только от первой.

Традиции

В католических храмах в этот день проводят Божественные литургии и Великие вечерние службы. В соборы прихожане приходят с веточками березы, которая считается символом Святого Духа, и свежей зеленью. После освящения трав ими украшают дома. Многие верят, что освященная зелень (аир, мелисса, мята, полынь, любисток, тимьян) и березовые веточки очищают жилище от злых духов.

В Италии в память о чуде было принято разбрасывать лепестки роз с потолка храмов. Во Франции во время богослужения было принято дуть в трубы, что символизировало звук ветра, сопровождавшего сошествие Святого Духа. В Англии с Троицей были связаны традиции варить пиво, танцевать мореску, устраивать сырные гонки и турниры лучников.

Что можно и нельзя делать

Поста на Троицу нет, поэтому праздник принято отмечать в кругу семьи за столом.

За несколько дней до Троицы хозяйки устраивают генеральную уборку, чтобы приглашенные гости зашли в чистый и убранный дом. К празднику необходимо: испечь пироги и каравай, приготовить больше рыбных и мясных блюд, пригласить в дом гостей, накрыть праздничный стол, продумать гулянья, сплести веночки из березовых веток. На сам праздник заниматься домашними хлопотами нельзя.

Если в Троицу или Пятидесятницу планируется Причастие, то важно соблюсти литургический пост: не есть и не пить за час до мессы. Пропускать воскресные мессы, на которые выпадают Пятидесятница и Троица нельзя, если позволяет здоровье.

Встречать праздник, имея на сердце обиду или желание мести, очень плохо. Исповедь и причастие в католицизме могут идти отдельно. Накануне праздников хорошо исповедаться, чтобы не приносить на мессу нераскаянные грехи.

Источник

Католическая Троица: какого числа и чем отличается от православной

католики верят в троицу. Смотреть фото католики верят в троицу. Смотреть картинку католики верят в троицу. Картинка про католики верят в троицу. Фото католики верят в троицу

Когда католики празднуют Троицу в 2021 году, историю и традиции торжества вы узнаете в этой статье.

Какого числа католическая Троица 2021 году

В какой день католики будут отмечать День Святой Троицы, зависит от празднования дня Воскресения Иисуса Христа. Так как Пасха ежегодно выпадает на разные даты, то и день Троицы тоже не имеет точной фиксированной даты.

Пятидесятница в 2021 году у западных христиан отмечается 23 мая, а Троица (седьмой день по Пятидесятнице) – в воскресенье, 30 мая.

В римском литургическом календаре праздники сошествия Святого Духа и День Святой Троицы называют «торжеством».

Троица: католики и православные – в чем отличие?

В католицизме День Святой Троицы празднуют в следующее воскресенье за Пятидесятницей (в 57-й день после Пасхи). А в православии светлый праздник наступает ровно через 50 дней после дня Воскресения Христова (торжественное воскресенье является первым днем отсчета). Поэтому Троицу называют еще иначе – Пятидесятница.

католики верят в троицу. Смотреть фото католики верят в троицу. Смотреть картинку католики верят в троицу. Картинка про католики верят в троицу. Фото католики верят в троицу

В католической церкви цвет облачения священников как на Троицу, так и в другие великие праздники, белый. В православных церквах в этот праздник священники надевают одежду зеленого цвета. Он символизирует очищение, зарождение новой жизни и обновление природы.

Троица: история праздника

На 50-й день после Воскресения Христова апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме. Перед ними в свете и сиянии появился Святой Дух. Он наделил их благодатью, озарением и возможностью исцелять людей от любых болезней. Более того, апостолы стали говорить на всех языках мира, неся каждому человек на земле Слово Божье.

Данный праздник прославляет Святую Троицу:

В традиции западных христиан день Троицы входит в «цикл Пятидесятницы». Первым торжеством считается появление Святого Духа. Потом отмечается непосредственно День Святой Троицы. На 11-й день по Пятидесятнице чтится праздник Тела и Крови Христовых. На 19-й отмечается день Пресвятого Сердца Иисуса. И завершается этот цикл на 20-й день Пятидесятницы праздником Непорочного Сердца Девы Марии.

Традиции Троицы

католики верят в троицу. Смотреть фото католики верят в троицу. Смотреть картинку католики верят в троицу. Картинка про католики верят в троицу. Фото католики верят в троицу

Источник

Верят ли католики в Бога, Единого в Троице?

Как скоро сказал ты о Духе, чего не должно говорить, в тебе обозначилось уже, что оставлен ты Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне просвещающего, объемлется душевной слепотою.

Святитель Василий Великий

католики верят в троицу. Смотреть фото католики верят в троицу. Смотреть картинку католики верят в троицу. Картинка про католики верят в троицу. Фото католики верят в троицуФото Бориса Чубатюка

Крестник. Сегодня хотелось бы поговорить о том, каковы различия веры в Пресвятую Троицу у нас, православных христиан, и у христиан западных?

Крестный. Основное различие в вере в Троицу католиков, большинства протестантских сообществ, с одной стороны, и Православия – с другой, заключается в том, что упомянутые западные христиане принимают догмат об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына (так называемый «филиокве»). В католическом Символе веры так и стоит: верую в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца и Сына исходящего.

Крестник. Это представляется мне странным и кажется явно противоречащим тому, что мы знаем о Троице из творений святых отцов.

Крестный. Совершенно верно. Во-первых, надо сказать, что «филиокве» означает введение двух Начал бытия в Троице. Так в связи с этим писал святитель Марк Ефесский: «Дух, – говорит Нисский Богослов (святитель Григорий Нисский. – Авт.), – исходит от Отеческой Ипостаси». Если же Он исходит и от Ипостаси Сына, то что иное это обозначает, как не то, что Он исходит от двух Ипостасей? А то, что Он исходит от двух Ипостасей, что иное как не то, что Он имеет два начала Своего Бытия? Таким образом, до тех пор пока латиняне будут утверждать, что Дух Святый происходит и от Сына, они не избегнут двуначалия» [1]. (Об исхождении Святого Духа именно от ипостаси Отца ясно говорит и следующее высказывание святителя Григория Богослова: «Для нас – один Бог, ибо едино Божество и к Одному относятся Те Лица, Которые происходят от Него» [2]. Этим «Одним», безусловно, является ничто иное, как Первое Лицо Пресвятой Троицы – Бог Отец.)
И это введение двух начал, безусловно, противоречит учению Церкви, поскольку существует множество высказываний святых отцов, живших еще во времена, предшествовавшие разделению Церкви на Православную и Католическую, которые ясно указывают нам на существование единого Начала в Троице (монархию). (Святитель Марк Ефесский в своих трактатах «Исповедание правой веры» и «Сумма изречений о Святом Духе» (опубл. в кн. А.Погодина [1] специально собрал большое число святоотеческих высказываний, ясно свидетельствующих эту истину. Вот лишь некоторые: «Единый же источник (то есть единственная Вина) преестественнаго Божества – Отец, и этим различается от Сына и Духа» (святой Дионисий Ареопагит); «Единый нерожденный и единый источник Божества – Отец» (святой Афанасий Великий); «Единый Виновник – Отец» (преподобный Иоанн Дамаскин)). Однако это несоответствие святоотеческому преданию далеко не единственное злокачественное следствие из всех таких следствий, вытекающих из «филиокве».

Крестник. Хотелось бы узнать о них подробно.

Крестный. Во-первых, из того, что в Троице имеются два начала, вытекает, что в Троице наличествует несколько Богов, так ясно следует из святоотеческого учения. Святитель Василий Великий писал так: «Не два Бога; потому что не два Отца. Кто вводит два начала, то проповедует двух Богов» (Беседа 24). Святитель Григорий Богослов так писал о Святой Троице: «Божество есть Трех бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый, умосозерцаемый Сам по Себе, есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святый, с сохранением в каждом личного свойства, и Три, умопредставляемые вместе, также Бог; первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия» (Слово 40). (Поскольку каждое из трех Лиц – божественного естества, то из вышеприведенного высказывания святителя Григория и из наличия двуначалия (которое вытекает из «филиокве») с логической необходимостью следует наличие в Троице многобожия.)
Таким образом, основываясь на учении этих двух великих святителей, мы можем констатировать, что «филиокве», разрушая единоначалие (монархию), разрушает центральный догмат христианства – единобожие. Из наличия в Троице двух Богов вытекает с необходимостью наличие различия между Ними в их свойствах [3], а из этого в свою очередь вытекают, во-первых, сложность в Пресвятой Троице и, во-вторых, то, что Кто-то из Божественных Лиц Богом не является. (Поскольку, если существует свойство, по которому два Бога различаются, то у одного из них отсутствует некое качество, которое имеется у другого, значит, первый несовершенен и, значит, Богом не является. Неограниченное же ничем совершенство – неотъемлемое свойство Божества. («Божество – совершенно и – без недостатка, как относительно благости, так и мудрости, так и силы, безначально, бесконечно, вечно, неописуемо и – просто сказать – совершенно во всех отношениях» [3].) Из этого снова вытекает сложность в Пресвятой Троице, но в еще более грубом смысле (так как при этом в Троице имеется нечто божественное и иное по естеству – то есть небожественное, тварное). И таким образом, в итоге получается, что Троица Единым Богом, будучи сложной, а не простой быть не может, поскольку простота есть неотъемлемое свойство Бога. Так писал об этом преподобный Иоанн Дамаскин: «Божество – просто и несложно. То же, что состоит из многого и различного, сложно. Итак, если несозданность, и безначальность, и бестелесность, и благость, и творческую силу, и подобное мы назовем существенными различиями в Боге, то состоящее из столь многого не будет просто, но сложно, что (говорить о Божестве) – дело крайнего нечестия» [4].

Крестник. Значит, католики в Троицу как в Единого Бога не верят?

Крестный. На этот вопрос отвечать надо в каждом конкретном случае, и ответ на него непрост, поскольку, с одной стороны, они признают в Троице Единого Бога, с другой стороны, их учение о Троице (включающее «филиокве») на самом деле оказывается двубожием, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы человек действительно веровал в одного истинного Бога, необходимо, чтобы его понятия об этом едином Боге были правильными, иначе он верит во что-то иное (в образ своей фантазии), а не в реального Единого Бога. При желании же Богом можно назвать все что угодно (в том числе репчатый лук, как это делали древние египтяне). И такой ошибочной верой в Бога, при которой Богом богохульно называется «нечто», оборачивается на деле вера в «филиокве».
Помимо указанной причины можно указать и еще на одну причину, в силу которой догмат о «филиокве» приводит к разрушению догмата о том, что Троица суть единый Бог. Если Святой Дух исходит от Отца и от Сына, то мы необходимо должны предполагать наличие в Святом Духе двух его «частей», имеющих соответственно происхождение от Отца и от Сына (так, например, об этом писал святитель Фотий: «Ко всему сказанному, если Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца и Сына, то, как восходящий к двум началам, Он неизбежно был бы составным» [5]).

Крестник. И это означает, что Святой Дух будет сложным?

Крестный. Здесь могут быть как бы два варианта сложности. Чтобы это понять, надо сначала ответить на такой вопрос: каждая из «частей» является Богом или нет?

Крестник. Допустим, что нет.

Крестный. Тогда среди этих двух частей существует, по крайней мере, одна, которая по своей природе не есть Бог, а что-то иное. И это приводит автоматически к сложности естества Святого Духа и, в силу этого, к отрицанию Его божественности (поскольку сложность природы в Боге исключена – см. выше), то есть к ереси Македония, отрицавшего божественность Святого Духа, а из этого опять вытекает то, что и вся Троица не может быть Единым Богом, поскольку в ней оказывается нечто не божественного естества.

Крестник. А если каждая из «частей» есть Бог, то что тогда?

Крестный. Тогда Святой Дух не будет являться Лицом в точном смысле слова.

Крестный. Поскольку, согласно святым отцам, лицом обозначается нечто, не подлежащее никакому дальнейшему делению: «Лице же обозначает неделимое, то есть Отца, Сына, Святаго Духа, Петра, Павла» [6]. А поскольку в том случае, если имеет место «филиокве», Святой Дух окажется делимым в некотором отношении, то мы имеем налицо противоречие со святоотеческим учением о Святом Духе как о Лице и о Троице в целом, поскольку тогда в Ней оказывается уже не три совершенно определенных неделимых Лица (Отец, Сын и Святой Дух), а как минимум четыре (Отец, Сын и две части).
Но это еще не все беды. Для того чтобы Троица была Единым Богом, необходимо, чтобы Лиц было не больше трех и не меньше трех, как учит нас святитель Григорий Богослов: «. Божество выступило из единичности по причине богатства, преступило двойственность, потому что Оно выше материи и формы, из которых состоят тела, и определилось тройственностью (первым, что превышает состав двойственности), по причине совершенства, чтобы и не быть скудным и не разлиться в бесконечности. Первое показывало бы нелюбообщительность, последнее – беспорядок; одно было бы совершенно в духе иудейства, другое – язычества и многобожия» [7]. Значит, и при такой трактовке «филиокве» не получается Единого Бога в Троице.

Крестник. Итак, налицо два аргумента, в силу которых католики и другие западные христиане, признающие «филиокве», в Троицу как в Единого Бога не верят?

Крестный. Очевидно, что так, но есть еще и третий аргумент. Святой Дионисий Ареопагит и святитель Афанасий Великий утверждают, что все Божественное в Троице происходит от Лица Бога Отца (см. приведенные выше цитаты). Из этого вытекает то, что все происходящее, но не обладающее этим свойством, Богом не является.

Крестник. Значит, налицо еще один аргумент, в силу которого «филиокве» попросту есть не что иное, как духоборчество, ересь Македония?

Крестный. Именно так. «И мы вот, вместе с божественным Дионисием, говорим, что Отец – единый Источник преестественного Божества; а они (подписавшие Флорентийскую унию. – Авт.) вместе с латинянами говорят, что и Сын – источник Святаго Духа, очевидно, что этим исключая Духа из Божества» – так писал в связи с этим святитель Марк Эфесский [8]. И, как мы уже выяснили, из этого вытекает, что и Троица оказывается не Богом, а чем-то иным.
Наконец, есть и еще один аргумент, и, может быть, он самый простой из перечисленных. Если Дух Святый исходит от Отца и от Сына, то очевидно, что исхождение от Отца оказывается в некотором отношении неполноценным, недостаточным. «Почему же Дух исходит и от Сына? Ведь если исхождение от Отца совершенно (а оно совершенно, ибо Бог совершенный от Бога совершенного), что это за «исхождение от Сына» и для чего оно? Ведь оно было бы излишним и бесполезным» – так писал в связи с этим святитель Фотий [5].

Крестник. Очевидно, так.

Крестный. Значит, если Святой Дух исходит от Отца и от Сына, тогда Отец не есть Бог в точном смысле слова (поскольку обладает некоторым несовершенством – в плане изведения Святого Духа), и в силу этого несовершенства есть нечто иное, по своему естеству отличное от Божества, и, следовательно, Троица не есть истинный Бог (по тем же соображениям, что и в первом аргументе).
Что бы ни говорили нам западные христиане, но истинная вера в Бога всегда предполагает веру в Его совершенно определенные свойства: «Веровать в Бога означает иметь живую уверенность о Его бытии, свойствах и действиях, и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого» [9]. Простота Его природы и совершенство – суть Его неотъемлемые свойства. Может быть, веру в Троицу, включающую веру в «филиокве» (веру католиков и многих протестантов), и нельзя назвать полным атеизмом, но верой в Бога, Единого в Троице, никак назвать нельзя, поскольку принятие «филиокве» и подлинная вера в Единого Бога в Троице логически несовместимы. Хочется, завершая нашу беседу, привести замечательные слова святителя Ипполита, папы Римского: «. Иначе не можем признавать единаго Бога, как истинно веруя во Отца и Сына и Святого Духа» («Православно-догматическое богословие». Архиепископ Макарий. М., 1868. Т. 1. § 28). Искажения учения о Святом Духе, как учит нас святитель Василий, неизбежно приводят к потере благодати, и это составляет достаточное условие для появления бесчисленных и разнообразных «отклонений от нормы» в духовной жизни большинства западных христиан. (Предложенный материал более подробно изложен в статье: Н. Колчуринский «Беседы о Пресвятой Троице». www.um-islam.nm.ru.)

1. Святитель Марк Эфесский. Силлогические главы против латинян (Погодин А. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994).
2. Цит. по трактату святителя Марка Эфесского «Силлогические главы против латинян».
3. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 5.
4. Там же. Кн. 1. Гл. 9.
5. Святитель Фотий. Окружное послание // Альфа и омега. 1999. № 3.
6. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 48.
7. Святитель Григорий Богослов. Слово 22.
8. Окружное послание. (Цит. по кн. А.Погодина).
9. Пространный христианский катехизис («О первом члене»).

Источник

Борьба с древом греха

Сбор информации по 8 основным страстям и противодействию им. Борьба со страстями в Свете Святоотеческого Предания Церкви. Материалы, изложенные на основании Учения Святых Отцов Церкви, православные публикации.

Апостол Павел писал: «Злое, которое не хочу – делаю. Доброе, которое хочу – не делаю, ибо не я делаю, а живущий во мне грех».

католики верят в троицу. Смотреть фото католики верят в троицу. Смотреть картинку католики верят в троицу. Картинка про католики верят в троицу. Фото католики верят в троицу

Верят ли католики в Бога, Единого в Троице?

Как скоро сказал ты о Духе, чего не должно говорить, в тебе обозначилось уже, что оставлен ты Духом. Как сомкнувший глаза имеет в себе свою тьму, так отлучившийся от Духа, став вне просвещающего, объемлется душевной слепотою.

Святитель Василий Великий

католики верят в троицу. Смотреть фото католики верят в троицу. Смотреть картинку католики верят в троицу. Картинка про католики верят в троицу. Фото католики верят в троицу

Фото Бориса Чубатюка

Крестник. Сегодня хотелось бы поговорить о том, каковы различия веры в Пресвятую Троицу у нас, православных христиан, и у христиан западных?

Крестный. Основное различие в вере в Троицу католиков, большинства протестантских сообществ, с одной стороны, и Православия – с другой, заключается в том, что упомянутые западные христиане принимают догмат об исхождении Святого Духа от Отца и от Сына (так называемый «филиокве»). В католическом Символе веры так и стоит: верую в Духа Святаго, Господа Животворящего, иже от Отца и Сына исходящего.

Крестник. Это представляется мне странным и кажется явно противоречащим тому, что мы знаем о Троице из творений святых отцов.

Крестный. Совершенно верно. Во-первых, надо сказать, что «филиокве» означает введение двух Начал бытия в Троице. Так в связи с этим писал святитель Марк Ефесский: «Дух, – говорит Нисский Богослов (святитель Григорий Нисский. – Авт.), – исходит от Отеческой Ипостаси». Если же Он исходит и от Ипостаси Сына, то что иное это обозначает, как не то, что Он исходит от двух Ипостасей? А то, что Он исходит от двух Ипостасей, что иное как не то, что Он имеет два начала Своего Бытия? Таким образом, до тех пор пока латиняне будут утверждать, что Дух Святый происходит и от Сына, они не избегнут двуначалия» [1]. (Об исхождении Святого Духа именно от ипостаси Отца ясно говорит и следующее высказывание святителя Григория Богослова: «Для нас – один Бог, ибо едино Божество и к Одному относятся Те Лица, Которые происходят от Него» [2]. Этим «Одним», безусловно, является ничто иное, как Первое Лицо Пресвятой Троицы – Бог Отец.)
И это введение двух начал, безусловно, противоречит учению Церкви, поскольку существует множество высказываний святых отцов, живших еще во времена, предшествовавшие разделению Церкви на Православную и Католическую, которые ясно указывают нам на существование единого Начала в Троице (монархию). (Святитель Марк Ефесский в своих трактатах «Исповедание правой веры» и «Сумма изречений о Святом Духе» (опубл. в кн. А.Погодина [1] специально собрал большое число святоотеческих высказываний, ясно свидетельствующих эту истину. Вот лишь некоторые: «Единый же источник (то есть единственная Вина) преестественнаго Божества – Отец, и этим различается от Сына и Духа» (святой Дионисий Ареопагит); «Единый нерожденный и единый источник Божества – Отец» (святой Афанасий Великий); «Единый Виновник – Отец» (преподобный Иоанн Дамаскин)). Однако это несоответствие святоотеческому преданию далеко не единственное злокачественное следствие из всех таких следствий, вытекающих из «филиокве».

Крестник. Хотелось бы узнать о них подробно.

Крестный. Во-первых, из того, что в Троице имеются два начала, вытекает, что в Троице наличествует несколько Богов, так ясно следует из святоотеческого учения. Святитель Василий Великий писал так: «Не два Бога; потому что не два Отца. Кто вводит два начала, то проповедует двух Богов» (Беседа 24). Святитель Григорий Богослов так писал о Святой Троице: «Божество есть Трех бесконечных бесконечная соестественность, где и каждый, умосозерцаемый Сам по Себе, есть Бог, как Отец и Сын, Сын и Дух Святый, с сохранением в каждом личного свойства, и Три, умопредставляемые вместе, также Бог; первое по причине единосущия, последнее по причине единоначалия» (Слово 40). (Поскольку каждое из трех Лиц – божественного естества, то из вышеприведенного высказывания святителя Григория и из наличия двуначалия (которое вытекает из «филиокве») с логической необходимостью следует наличие в Троице многобожия.)
Таким образом, основываясь на учении этих двух великих святителей, мы можем констатировать, что «филиокве», разрушая единоначалие (монархию), разрушает центральный догмат христианства – единобожие. Из наличия в Троице двух Богов вытекает с необходимостью наличие различия между Ними в их свойствах [3], а из этого в свою очередь вытекают, во-первых, сложность в Пресвятой Троице и, во-вторых, то, что Кто-то из Божественных Лиц Богом не является. (Поскольку, если существует свойство, по которому два Бога различаются, то у одного из них отсутствует некое качество, которое имеется у другого, значит, первый несовершенен и, значит, Богом не является. Неограниченное же ничем совершенство – неотъемлемое свойство Божества. («Божество – совершенно и – без недостатка, как относительно благости, так и мудрости, так и силы, безначально, бесконечно, вечно, неописуемо и – просто сказать – совершенно во всех отношениях» [3].) Из этого снова вытекает сложность в Пресвятой Троице, но в еще более грубом смысле (так как при этом в Троице имеется нечто божественное и иное по естеству – то есть небожественное, тварное). И таким образом, в итоге получается, что Троица Единым Богом, будучи сложной, а не простой быть не может, поскольку простота есть неотъемлемое свойство Бога. Так писал об этом преподобный Иоанн Дамаскин: «Божество – просто и несложно. То же, что состоит из многого и различного, сложно. Итак, если несозданность, и безначальность, и бестелесность, и благость, и творческую силу, и подобное мы назовем существенными различиями в Боге, то состоящее из столь многого не будет просто, но сложно, что (говорить о Божестве) – дело крайнего нечестия» [4].

Крестник. Значит, католики в Троицу как в Единого Бога не верят?

Крестный. На этот вопрос отвечать надо в каждом конкретном случае, и ответ на него непрост, поскольку, с одной стороны, они признают в Троице Единого Бога, с другой стороны, их учение о Троице (включающее «филиокве») на самом деле оказывается двубожием, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Чтобы человек действительно веровал в одного истинного Бога, необходимо, чтобы его понятия об этом едином Боге были правильными, иначе он верит во что-то иное (в образ своей фантазии), а не в реального Единого Бога. При желании же Богом можно назвать все что угодно (в том числе репчатый лук, как это делали древние египтяне). И такой ошибочной верой в Бога, при которой Богом богохульно называется «нечто», оборачивается на деле вера в «филиокве».
Помимо указанной причины можно указать и еще на одну причину, в силу которой догмат о «филиокве» приводит к разрушению догмата о том, что Троица суть единый Бог. Если Святой Дух исходит от Отца и от Сына, то мы необходимо должны предполагать наличие в Святом Духе двух его «частей», имеющих соответственно происхождение от Отца и от Сына (так, например, об этом писал святитель Фотий: «Ко всему сказанному, если Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца и Сына, то, как восходящий к двум началам, Он неизбежно был бы составным» [5]).

Крестник. И это означает, что Святой Дух будет сложным?

Крестный. Здесь могут быть как бы два варианта сложности. Чтобы это понять, надо сначала ответить на такой вопрос: каждая из «частей» является Богом или нет?

Крестник. Допустим, что нет.

Крестный. Тогда среди этих двух частей существует, по крайней мере, одна, которая по своей природе не есть Бог, а что-то иное. И это приводит автоматически к сложности естества Святого Духа и, в силу этого, к отрицанию Его божественности (поскольку сложность природы в Боге исключена – см. выше), то есть к ереси Македония, отрицавшего божественность Святого Духа, а из этого опять вытекает то, что и вся Троица не может быть Единым Богом, поскольку в ней оказывается нечто не божественного естества.

Крестник. А если каждая из «частей» есть Бог, то что тогда?

Крестный. Тогда Святой Дух не будет являться Лицом в точном смысле слова.

Крестный. Поскольку, согласно святым отцам, лицом обозначается нечто, не подлежащее никакому дальнейшему делению: «Лице же обозначает неделимое, то есть Отца, Сына, Святаго Духа, Петра, Павла» [6]. А поскольку в том случае, если имеет место «филиокве», Святой Дух окажется делимым в некотором отношении, то мы имеем налицо противоречие со святоотеческим учением о Святом Духе как о Лице и о Троице в целом, поскольку тогда в Ней оказывается уже не три совершенно определенных неделимых Лица (Отец, Сын и Святой Дух), а как минимум четыре (Отец, Сын и две части).
Но это еще не все беды. Для того чтобы Троица была Единым Богом, необходимо, чтобы Лиц было не больше трех и не меньше трех, как учит нас святитель Григорий Богослов: «. Божество выступило из единичности по причине богатства, преступило двойственность, потому что Оно выше материи и формы, из которых состоят тела, и определилось тройственностью (первым, что превышает состав двойственности), по причине совершенства, чтобы и не быть скудным и не разлиться в бесконечности. Первое показывало бы нелюбообщительность, последнее – беспорядок; одно было бы совершенно в духе иудейства, другое – язычества и многобожия» [7]. Значит, и при такой трактовке «филиокве» не получается Единого Бога в Троице.

Крестник. Итак, налицо два аргумента, в силу которых католики и другие западные христиане, признающие «филиокве», в Троицу как в Единого Бога не верят?

Крестный. Очевидно, что так, но есть еще и третий аргумент. Святой Дионисий Ареопагит и святитель Афанасий Великий утверждают, что все Божественное в Троице происходит от Лица Бога Отца (см. приведенные выше цитаты). Из этого вытекает то, что все происходящее, но не обладающее этим свойством, Богом не является.

Крестник. Значит, налицо еще один аргумент, в силу которого «филиокве» попросту есть не что иное, как духоборчество, ересь Македония?

Крестный. Именно так. «И мы вот, вместе с божественным Дионисием, говорим, что Отец – единый Источник преестественного Божества; а они (подписавшие Флорентийскую унию. – Авт.) вместе с латинянами говорят, что и Сын – источник Святаго Духа, очевидно, что этим исключая Духа из Божества» – так писал в связи с этим святитель Марк Эфесский [8]. И, как мы уже выяснили, из этого вытекает, что и Троица оказывается не Богом, а чем-то иным.
Наконец, есть и еще один аргумент, и, может быть, он самый простой из перечисленных. Если Дух Святый исходит от Отца и от Сына, то очевидно, что исхождение от Отца оказывается в некотором отношении неполноценным, недостаточным. «Почему же Дух исходит и от Сына? Ведь если исхождение от Отца совершенно (а оно совершенно, ибо Бог совершенный от Бога совершенного), что это за «исхождение от Сына» и для чего оно? Ведь оно было бы излишним и бесполезным» – так писал в связи с этим святитель Фотий [5].

Крестник. Очевидно, так.

Крестный. Значит, если Святой Дух исходит от Отца и от Сына, тогда Отец не есть Бог в точном смысле слова (поскольку обладает некоторым несовершенством – в плане изведения Святого Духа), и в силу этого несовершенства есть нечто иное, по своему естеству отличное от Божества, и, следовательно, Троица не есть истинный Бог (по тем же соображениям, что и в первом аргументе).
Что бы ни говорили нам западные христиане, но истинная вера в Бога всегда предполагает веру в Его совершенно определенные свойства: «Веровать в Бога означает иметь живую уверенность о Его бытии, свойствах и действиях, и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого» [9]. Простота Его природы и совершенство – суть Его неотъемлемые свойства. Может быть, веру в Троицу, включающую веру в «филиокве» (веру католиков и многих протестантов), и нельзя назвать полным атеизмом, но верой в Бога, Единого в Троице, никак назвать нельзя, поскольку принятие «филиокве» и подлинная вера в Единого Бога в Троице логически несовместимы. Хочется, завершая нашу беседу, привести замечательные слова святителя Ипполита, папы Римского: «. Иначе не можем признавать единаго Бога, как истинно веруя во Отца и Сына и Святого Духа» («Православно-догматическое богословие». Архиепископ Макарий. М., 1868. Т. 1. § 28). Искажения учения о Святом Духе, как учит нас святитель Василий, неизбежно приводят к потере благодати, и это составляет достаточное условие для появления бесчисленных и разнообразных «отклонений от нормы» в духовной жизни большинства западных христиан. (Предложенный материал более подробно изложен в статье: Н. Колчуринский «Беседы о Пресвятой Троице». www.um-islam.nm.ru.)

1. Святитель Марк Эфесский. Силлогические главы против латинян (Погодин А. Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния. М., 1994).
2. Цит. по трактату святителя Марка Эфесского «Силлогические главы против латинян».
3. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 1. Гл. 5.
4. Там же. Кн. 1. Гл. 9.
5. Святитель Фотий. Окружное послание // Альфа и омега. 1999. № 3.
6. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 48.
7. Святитель Григорий Богослов. Слово 22.
8. Окружное послание. (Цит. по кн. А.Погодина).
9. Пространный христианский катехизис («О первом члене»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *