кавказский скит валаамского монастыря проповеди слушать
Беснование от виртуальных Игр Схиигумен Гавриил
Проповедь схиигумена Гавриила Для всех и не для всех Валаам Кавказский скит Елена Козенкова
СХИИГУМЕН ГАВРИИЛ Божий призыв людям Проповедь Валаам Кавказский скит Верую Козенкова Елена
Что есть смиренномудрие в реальной жизни
Кто кого наказывает болезнью
Схиигумен Гавриил Отчитка Сергий Романов
Особенности войны за души людей в ХХI веке
Если Вам снятся почившие Кавказский скит Валаама
Можно ли объединить все религии Схиигумен ГАВРИИЛ Валаам Кавказский скит Верую Козенкова Ел
В чем проявляются последствия родительского греха
Кому свет а кому тьма
Кавказский скит Валаама Беседа с игуменом N
Как и почему человек теряет силу воли
Учитесь любить сегодня завтра будет поздно Кавказский скит Валаама
Нужно ли терпеть ближнего если не хочется
ИСЧЕЗНУВШЕЕ ПОКАЯНИЕ Схиигумен Гавриил Виноградов Лакербая Кавказский скит Козенкова Елена
Можно ли терпению научиться
Стало ли легче спасаться
Двоякое деи ствие дьявола
Об одном из отвратительнеи ших грехов
Можно ли спастись хорошему человеку
Что есть власть и как ее применять
Что такое одержимость Схиигумен ГАВРИИЛ Валаам Кавказский скит Верую Козенкова Елена
Кто помог свт Николаю стать чудотворцем
ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН в эпоху свобод Валаам Кавказский скит Схиигумен Гавриил Верую Козенкова Е
Индуизм и Йога Православный взгляд Кавказский скит Валаама
Кто кого наказывает болезнью Кавказский скит Валаама
Грех которым сатана уловил миллиарды Кавказский скит Валаама
Как растлевается храм Божий наше тело
Христос вознесся А мы
ЛЮДИ И АНГЕЛЫ Схиигумен ГАВРИИЛ Валаам Кавказский скит Верую Козенкова Елена
Борьба с Сыном Божиим продолжается Мы не одни
Причастие в суд и осуждение
Результат не правильной духовной жизни Кавказский скит Валаама
Пандемия случайность или Божие вразумление Кавказский скит Валаама
Схиигумен Гавриил Где начинается терпение Кавказский скит Валаамского монастыря
Бояться ли нам колдунов Кавказский скит Валаама
О пустомыслии и празднословии
Почему так ненавидят Россию
Почему нападающие нападают и захватчики захватывают
Можно ли заниматься молитвой Иисусовой без духовника
Скрытое Царство или как спастись хорошему человеку Кавказский скит Валаама
О последствиях блуда и возможности их исправления
Проявление Святого Духа Примеры физического явления Кавказский скит Валаама
О котлах и сковородках в аду
ТЫСЯЧИ ЛЕТ ОЖИДАНИЙ Схиигумен ГАВРИИЛ Валаам Кавказский скит Верую Козенкова Елена
Проповедь отца Гавриила Когда на всех наплевать Валаам Кавказский скит Верую Елена Козенкова
Чем защищаться от блудного беса
Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Кавказский Скит Валаамского Монастыря Проповеди в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию Беснование от виртуальных Игр Схиигумен Гавриил длительностью 9 мин и 18 сек, размер файла 12.24 MB.
Dee Goodz Stakes Is High Feat Curtis Fields
Jay Z Drunk In Love Remix Feat Jay Z Kanye West
Magnus Andersson Ljusen Var Av På Mitten
Старинная Пляска Вологодская Обл
Мишель Легран Шербургские Зонтики Piano
Nersik Ispiryan Live
Michael Smith King Of Glory
Yellow Haikyuu Tendo
Зафар Нозим Гулдаста
Садрддин Начбдин Туёна
Ярмак Старт И Финал Денги И Криминал
Оst На Лакорн Невеста Поневоле
Pixel Fx Designer Particle Fx Software
Fам Ва Кайfу Келганда Ўкиладиган Дуо Абдуллох Домла
Le Dernier Jour D Un Condamné Act Ii Il Est Dix Heures Encore Six
Анау Мынау Meruka Queen
Js O Mão De Ouro Artigo Preferido
Fnf Vs Retrospecter Spectral
Мальчик На Девятке Ремикс
Ahror Usmonov Asl Yorim
49 Deutsche Volkslieder 1997 Remastered Version No 12 Feinsliebchen
Кто кого наказывает болезнью
Если Вам снятся почившие Кавказский скит Валаама
Почему нападающие нападают и захватчики захватывают
История Кавказского скита Валаама Дорога на скит съемки 2000 годов
Кто помог свт Николаю стать чудотворцем
Можно ли заниматься молитвой Иисусовой без духовника
Двоякое деи ствие дьявола
СХИИГУМЕН ГАВРИИЛ Божий призыв людям Проповедь Валаам Кавказский скит Верую Козенкова Елена
Почему так ненавидят Россию
Кавказское подворье Валаама Игумен N Поездка Псху Решева
Монахи Кавказского скита Валаама научили попугая молиться
Можно ли объединить все религии Схиигумен ГАВРИИЛ Валаам Кавказский скит Верую Козенкова Ел
Как и почему человек теряет силу воли
Индуизм и Йога Православный взгляд Кавказский скит Валаама
Стало ли легче спасаться
Что такое одержимость Схиигумен ГАВРИИЛ Валаам Кавказский скит Верую Козенкова Елена
В чем проявляются последствия родительского греха
Спасающая сила Крестного знамения
Бояться ли нам колдунов Кавказский скит Валаама
Можно ли заниматься молитвой Иисусовой без духовника Кавказский скит Валаама
РОДИНА В ОПАСНОСТИ ЧТО ДЕЛАТЬ Кавказский скит Валаама Скит Владимирской иконы Божией Матери
О проблемах наших детеи
Пандемия случайность или Божие вразумление Кавказский скит Валаама
Нужно ли терпеть ближнего если не хочется Кавказский скит Валаама
Могут усопшие помогать живым Кавказский скит Валаама Скит Владимирской иконы Божией Матери
Беснование от виртуальных Игр Схиигумен Гавриил
Особенности войны за души людей в ХХI веке
Схиигумен Гавриил Валаамский скит Кавказ Такие современные образы Верую Елена Козенкова
Кому свет а кому тьма
ГОНЕНИЯ НА ХРИСТИАН в эпоху свобод Валаам Кавказский скит Схиигумен Гавриил Верую Козенкова Е
Какое соучастие верного с неверным
Причастие в суд и осуждение Кавказский скит Валаама
Кто кого наказывает болезнью Кавказский скит Валаама
Результат не правильной духовной жизни Кавказский скит Валаама
ИСЧЕЗНУВШЕЕ ПОКАЯНИЕ Схиигумен Гавриил Виноградов Лакербая Кавказский скит Козенкова Елена
Как к нам попасть Кавказский скит Валаама Скит Владимирской иконы Божией Матери
Проповедь схиигумена Гавриила Для всех и не для всех Валаам Кавказский скит Елена Козенкова
Могут ли демоны управлять людьми Кавказский скит Валаама
Как корову спасла молитва и два святителя Кавказский скит Валаама
Проявление Святого Духа Примеры физического явления Кавказский скит Валаама
Наилучший престол для антихриста Кавказский скит Валаама
Можно ли научиться любви и прощению Кавказский скит Валаама
Апостол Фома и Великая Отечественная война Кавказский скит Валаама
Почему даже верующие колеблются в вере 2010 Кавказский скит Валаама
Исцеление кровоточивой женщины Кавказский скит Валаама
Если ты пришёл к Богу кого благодарить Кавказский скит Валаама
Была ли великая княгиня православнои Кавказский скит Валаама
Святые отцы и праотцы Чем они могут нам помочь Кавказский скит Валаама
Здесь Вы можете прослушать и скачать песни по запросу Валаамский Скит На Кавказе в высоком качестве. Для того чтобы прослушать песню нажмите на кнопку «Слушать», если Вы хотите скачать песню или посмотреть клип нажмите на кнопку «Скачать» и Вы попадете на страницу с возможностью скачать песню, прослушать ее и посмотреть клип. Рекомендуем прослушать первую композицию Кто кого наказывает болезнью длительностью 11 мин и 16 сек, размер файла 14.83 MB.
Валаамский Скит На Кавказе
Alan Walker Paradise
Туйлар Муборак Булсин To Ylar Muborak
А Я Тебя Короновал
Цыганская Песня 2021 Шукар Яка Тутэ
Последний Клип Lizer Пачка Сигарет Avakin Life
Кавказский Скит Валаама Беседа С Игуменом N
Загрузил: Валаамский монастырь
Длительность: 5 мин и 39 сек
Кавказское Подворье Валаама Игумен N Поездка Псху Решева
Проявление Святого Духа Примеры Физического Явления
Пандемия Случайность Или Божие Вразумление Если Завтра Умирать С Чем Я Уйду
Святая Вода И Молитва Как Защита От Бесовских Сил Случай Из Практики
Учитесь Любить Сегодня Завтра Будет Поздно Кавказский Скит Валаама
Храм Св. Иоанна Кронштадтского. Волгоград.
Какая Одежда Защитит Нас От Козней Дьявола
О Молитве Иисусовой Иеросхимонах Силуан Сухаревский Кавказский Скит Валаама
Храм Св. Иоанна Кронштадтского. Волгоград.
Особенности Войны За Души Людей В Ххi Веке
Духовная Беседа Игумена Ефрема Виноградова С Родителями Детей Инвалидов
О Взаимодействии Людей И Ангелов
На Вопросы Отвечает Игумен N Помогите Мой Сын Стал Наркоманом За Что Мне Такое Наказание
Что Такое Евангельская Простота И Откуда Произрастает Лукавство И Лицемерие
Загадка Преподобного Ильи Муромца Современные Свидетельства Былин
Игумен N Проповедь 22 10 17Г
От Христа Могут Отпасть Даже Избранные А Те У Кого Бог В Душе Кому Служат
О Блаженной Матроне Московской Что Делал Вольф Мессинг В Подвалах Лубянки
Кто Хочет Чисто Молиться Силуан Афонский
Сатана Вышел Обольщать Народы Кавказский Скит Валаама Скит Владимирской Иконы Божией Матери
Храм Св. Иоанна Кронштадтского. Волгоград.
Игумен Ефрем Виноградов Лакербая
ХРАМ ПРП. ЕВФРОСИНИИ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ МОСКОВСКОЙ
Radio Tapok 21 Guns
Stefre Roland 2021
Электробаян Виктора Шевцова
La Corona Es Mia Remix
Особенности Национальной Рыбалки В Зимний Период
Zvbxr Romantique À Paris
Bts 00 00 Zero O Clock Doopiano Cover
Angerfist Miss K8 Thunderdome 2019
Simone Lupino Ritmo Revisitation
Mike Wazowski Screams
Majk Krejt Ti Fala
Хочу Как Все Мужское Женское
Enrique Iglesias Feat Ece Seçkin Mp3
Союз Онлайн Есть Что Сказать Выпуск От 22 Апреля
Ep 135 Dwiragaman Zee Bangla Serial Watch Full Series On Zee5 Link In Description
The 80 000 2021 Gmc Sierra 2500Hd Denali Full Review
Icici Bank Full Chart Analysis 8 Nov 2021 Intraday Trading Stock Levels Stock To Trade Shorts
Lifestyle Of Varun Dhawan 2021 A Guide For All His Fans Biography Of Varun Dhawan
Saturday Salamat Panginoon Tagalog Praise Worship Christian Morning Songs Lyrics 2021 Thanks Lord
Earth Song Michael Jackson Duo In Concert Sax Violino E Banda
Кавказский Скит Валаама Беседа С Игуменом N
Center Console Update Added Led Light Strip In 2021 Toyota Highlander Platinum Hybrid
The Lifestyle Of Virat Kohli 2021 Biography Of Virat Kohli In Hindi Richest Indian Cricketer
Top Breakout Share Of The Week Chart Of The Week Best Swing Trading Stocks Stock Market Smu
Dabur Share Latest News Dabur Share News Dabur Share Dabur Stock Analysis Dabur Target
How To Identify The Confirmation In Trade I Candlestick Charts I Technical Analysis I Shorts
Parivartan Hindi Tv Serial Full Episode 11 Zee Tv
Jalan Jalan Ke Pasar Terbesar Di Kalimantan Utara Pasar Induk Tanjung Selor
The Unseen Enemy 133
Your First Day As A Software Engineer What To Expect Important Video To Watch
I Got Season One To All Elitepass Id Free Fire Only One Id In Pakistan With Season One To All Ep
Talented Gooners Mikey Poulli An Inspiration To The Arsenal Community
Khaadi Latest Collection Khaadi Sale Collection Khaadi Sale Today Khaadi Unstich Dresses
Кавказский скит Валаама: «По воле Божией»
Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)
На сегодняшний день восстановлены исторические подворья Валаамского монастыря в Москве, Санкт-Петербурге и Сортавала, открыты новые — в Приозерске и Озерках. Мало кто знает, что самые «молодые» подворье и скит были основаны на рубеже XX–XXI веков на Кавказе.
Кавказское подворье Валаамского монастыря было основано в 1999 году. Оно расположено ближе к морю. Приписной скит в честь Владимирской иконы Божией Матери расположен в горах, на границе Краснодарского края и Абхазии. Подворье и скит возглавляет схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая), он поделился с братьями, приехавшими с берегов Ладоги, рассуждениями о Божией воле, условиях спасения и молитвенной жизни, рассказал об истории скита.
— Отец Гавриил, почему скит назван в честь Владимирской иконы Божией Матери?
— На территории скита сохранился дом, построенный в 20-х годах ХХ века. О его возникновении рассказали местные жители. Молодая супружеская пара из Белоруссии — Иван и Агафья Кузнецовы, спасаясь от раскулачивания и коллективизации, решила бежать из родных мест. Они были людьми верующими, пели на клиросе. Бежать от безбожной власти супруги решили в труднопроходимые горные ущелья Кавказа. Здесь, в верховьях реки Псоу они остановились и своими руками построили дом, разбили огород, завели хозяйство.
В середине 50-х годов дед Иван Макарович скончался, а через пять лет бабушку Агафью дочь позвала в Ленинград. Перед отъездом хозяйка сказала соседям: «Погощу у дочки месяц-два и вернусь». Но вернуться ей было уже не суждено. Так дом пустым и остался.
И вот что поразительно: все те десятилетия, пока дом оставался в запустении, в красном углу на божнице продолжала стоять икона. Ее Кузнецовы, отправляясь на Кавказ, взяли с собой как родительское благословение. И это была икона Божией Матери Владимирская! Факт удивительный и невероятный: за сорок с лишним лет в доме побывала не одна сотня людей, но никто икону не взял. Образ Пресвятой Богородицы хранил опустевшее жилище. Вот так, как бы само собой, и появилось название скита — в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Много позже мы узнали, что именно здесь закончилась кровопролитная Кавказская война, длившаяся более 50 лет. Последний бой с племенем убыхов произошел в 1864 году на поляне, где ныне расположен скит. Мирный договор между Россией и черкесскими князьями был подписан в день чествования Владимирской иконы Божией Матери. Вот такое «случайное» совпадение!
— Как Вы вступили в братию Валаамского монастыря?
— Опять же — Божий промысел! После трехлетнего (с 1991 по 1994 год) восстановления Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, где помимо обязанностей наместника пришлось взять на себя послушания эконома, казначея, архитектора, регента и строителя, я вынужден был заняться восстановлением собственного здоровья и уехать из монастыря.
В те годы я часто посещал блаженной памяти архимандрита Павла (Груздева) в селе Верхне-Никульское Ярославской области. Однажды он подвел меня к старинной литографии с изображением Валаама середины XIX века, обнял за плечи и пропел гимн «О, дивный остров Валаам». А после добавил: «Эх, отец! Хороший монастырь Валаам. Вот бы тебе туда!» Много я видел чудес от старца, его прозорливость не вызывала сомнений. Но в тот момент я про себя подумал: «Ну куда мне с больными легкими на Валаам, где ветра, открытые пространства Ладожского озера, сырость и холод?! Там мне конец! Наверное, старец ошибается. Бывало ведь, что и великие святые ошибались!»
Но произошло непредвиденное: через семь лет после смерти отца Павла Игумен Валаамского монастыря архимандрит Панкратий (ныне епископ Троицкий) предложил мне возглавить опустевший скит на Кавказе. Ему посоветовал обратиться ко мне отец Кирилл (Павлов), наш общий духовник.
Мысль о небольшом братстве в уединенном горном скиту мне понравилась, но чтобы принять окончательное решение и почувствовать, есть ли на то воля Божия, необходимо было все увидеть своими глазами.
Итак, в январе 2003 года, после Крещения Господня, мы с дьяконом (ныне иереем) Александром Кобловым, клириком Московского подворья Валаамского монастыря, отправились на Кавказ. Место сразу легло на сердце! Я согласился.
К отправлявшейся на Кавказ группе присоединился инок Евгений (Попов), бывший послушник иеромонаха Мардария (Данилова, в схиме — Алексий) — старца, 40 лет подвизавшегося на Кавказе и бывшего духовным чадом Глинского старца, преподобного Серафима (Романцова). Около двух лет прожил Евгений со старцем в абхазских горах. Там отец Мардарий и постриг Евгения в иночество. Потом старец ослеп и вынужден был уехать в Россию, а Евгений — на Валаам. На острове он тосковал по подвижнической жизни на Кавказе. Узнав о готовящейся поездке, Евгений взял у Игумена благословение и отправился с нами.
В скиту какое-то время жил иеромонах Тихон (Русинов) из Валаамского монастыря. Несколько позже к нему присоединился иеромонах Герман (Мохов). Вместе они устроили в одной из комнат небольшого домика домовую церковь, которую освятили малым иерейским чином. Однако прожив в скиту около полутора лет, в августе 2002 года братья его покинули.
Мы нашли дом в ужасном состоянии: закопченные стены и потолки, на бетонном полу пятисантиметровый слой утрамбованной глины с окурками и мусором — в отсутствие хозяев сюда заходили пастухи, охотники, туристы, рыболовы. Здесь мы набросали план — что нужно привезти, чтобы жить, восстанавливать хозяйство и совершать богослужения. Но поскольку с собой мы кое-что уже взяли, надо было кого-то оставить присматривать за вещами. Сторожить скит вызвался инок Евгений — зрелый молодой мужчина 36 лет, родом из Краснодара, в прошлом альпинист, имел коричневый пояс по карате. Никто не мог и подумать, что, расставаясь, мы видим его в последний раз.
Крест на могиле инока Евгения (Попова) Отсутствовали мы больше месяца, а когда вернулись, нашли Евгения уже умершим. Он стоял на коленях в земном поклоне…
Как молился, так и умер, даже на бок не упал. К удивлению всех, в том числе работников прокуратуры, которых пришлось вызвать, тело осталось мягким. Никаких следов трупного окоченения или разложения. Запаха тоже не было. Из прокуратуры сообщили, что по данным патологоанатомического анализа инок Евгений когда-то перенес два инфаркта «на ногах», о чем свидетельствовали большие рубцы на сердце. Третий застал во время молитвы. Но он никому не рассказывал о своих недугах. Вероятно, боялся, что не возьмут в горы. Так в скиту появилась первая могилка молитвенника, как бы закладной камень в основании скита.
— Вы имели возможность узнать волю Божию через советы старцев — архимандритов Павла (Груздева), Кирилла (Павлова), знали учеников Глинских старцев. А что сегодня? У кого искать совета? Некоторые с надеждой смотрят на Кавказ: может быть, там старцы остались?
— Последним из плеяды Глинских старцев был схиархимандрит Виталий (Сидоренко). Когда в 1992 году он умер, старцев в горах фактически не осталось, хотя пустынники живут там до сих пор. У отца Виталия были ученики, но все они разъехались по стране. Современные же пустынники, к сожалению, не имеют духовного окормления. Каждый живет сам по себе, своим умом и своей волей. В отличие от них, прежние пустынники, населявшие пещеры и ущелья Абхазии еще до революции, имели возможность получать духовные советы, исповедоваться и причащаться у опытных духовных старцев Ново-Афонского монастыря.
Бежавшие в горы монахи разогнанной в 1961 году Глинской пустыни тоже имели своего старца-духовника, который контролировал и при необходимости исправлял отклонения и ошибки, неизбежные при духовном подвиге. Таким старцем был для них ныне прославленный преподобный Серафим (Романцов). Кроме него они обращались со своими проблемами и к другим преподобным отцам: митрополиту Зиновию (в схиме — Серафиму) и схиархимандриту Андронику (Лукашу). Последним старцем для пустынножителей был отец Виталий (Сидоренко).
Один из пустынников рассказал мне, что однажды, находясь далеко в горах и имея нужду в исповеди, он подошел к краю обрыва и стал вслух исповедоваться отцу Виталию, находившемуся в это время за сотни километров. Когда же через несколько месяцев он приехал в Тбилиси и начал исповедовать те же самые грехи отцу Виталию, тот сказал: «Зачем ты повторяешь уже исповеданное?» — и перечислил все, что тот говорил с обрыва в абхазских горах, а затем добавил: «Все это уже прощено. Разрешительную молитву я прочитал тогда же».
Таких старцев, какими были отцы Виталий (Сидоренко), Павел (Груздев), Кирилл (Павлов), я больше не знаю, хотя и расспрашивал многих священников из разных регионов нашей страны. Следует помнить о том, что говорил в IV веке святитель Нифонт Кипрский: святые не исчезнут до конца земной истории, но в последние времена будут сокрыты от людей. Мы живем их святыми молитвами, но приехать к ним, как раньше к отцу Кириллу в Троице-Сергиеву Лавру, к отцу Савве (Остапенко) в Псковские Печоры, к отцу Виталию в Тбилиси, к отцу Павлу в Ярославскую губернию, уже нельзя.
Помню, навестил я отца Кирилла в Переделкино незадолго до того, как он окончательно слег, и спросил: «Отче, что делать? Когда Господь Вас призовет, кому Вы нас, своих чад, поручите, на кого оставите?» Он прижал свою голову к моей и тихо с горечью сказал: «Батюшка, не на кого…» Представляете?! А ведь у него были тысячи духовных чад — архиереи, архимандриты, игумены, иеромонахи.
— По какой причине Господь не дает сегодня людям «открытых» старцев?
— Конечно, судьбы Божии непостижимы для нас, но одной из причин может быть то, что люди сегодня невероятно расслаблены, духовно и морально неустойчивы, а главное — не имеют доверия к Богу. Веру в бытие Божие имеют, а вот довериться Промыслу Божию не могут. Открывать им волю Божию небезопасно, в первую очередь, для них самих. Как показал опыт старцев, с которыми мне довелось общаться, люди умоляют открыть волю Божию, а узнав ее, выполнять отказываются. Так, следуя своему мнению, попирают волю Божию, совершая тягчайший грех. Ведь это открытый бунт против Создателя! Последствия бывают настолько удручающими, что наблюдая их, я приходил в ужас. А вот если они не выполнят совет духовника, таких страшных последствий переживать не придется. Конечно, могут быть неприятности, но они несоизмеримы с теми, какие происходят при нарушении явно открытой воли Божией.
Есть и сегодня сильные молитвенники, чьи просьбы к Богу помогают исцелять людей. Есть утешители. Но что подразумевает старчество? Думаете, дар исцелений? Нет. Дар прозорливости? Нет. Как отмечал преподобный Иоанн Лествичник, самый великий дар — это дар рассуждения. Но кроме этого дара нужен еще и личный положительный опыт духовной брани, без которого дар рассуждения будет, словно здание без фундамента.
— Научите, как в наши дни спасаться в монастыре?
— Здесь особенно важна ревность по Богу. Принимать постриг, давать монашеские обеты спасительно только тогда, когда человек горит любовью к Богу, а спасение души считает главным делом жизни. Но вот что интересно: если он сам спасается, то может потом и другим помочь спасти души от греха и вечной смерти. Настоящим монахом можно стать только по призванию Божию. Если человек почувствует в себе этот призыв, то ни времена, ни страны, ни социальная ситуация, ни даже гонения на веру не имеют значения.
Человек говорит: «Хочу служить Богу! Это моя реализация в жизни: служить Богу и людям». Такой человек станет хорошим монахом или священником.
— А как мирянам спасаться? Как не грешить? Как не растерять благодать?
— Если человек уверовал, это уже говорит о призвании. Если бы Бог не призвал, то он вообще не уверовал бы! Миллионы наших соотечественников живут и Бога не ведают. Но даже после призвания очень многое зависит от самого человека, ведь, как известно, «много званых, а мало избранных» (Мф. 22; 14).
Святитель Феофан Затворник писал о призывающей благодати Святого Духа. Господь дает ее как бы авансом, чтобы человек почувствовал ее вкус и захотел еще. После у каждого христианина начинается время испытаний, духовного обучения — отступления явной благодатной помощи Божией. Это самое трудное в жизни христианина! Мы должны бороться и уничтожать грех в себе, убивая по очереди свои страсти, дурные привычки, изменяя характер. Апостол Павел называет совокупность наших негативных качеств «ветхим человеком» или «телом греховным» (Рим. 6: 6), и наша задача — как бы распять «ветхого человека» на Кресте, уничтожив страсти. Очень больно сораспинаться Христу! Себя ломать труднее, чем выполнить какие-либо формальные предписания и обряды. Некоторые успокаивают себя: «Поставлю свечи к иконам и даже два часа на службе отстою, нищему копеечку подам. Я же хороший человек! А бороться со страстями? Извините, я слишком люблю жизнь…» Иные верующие и хотели бы оставить грех, но не имеют внутренней решимости. Молятся, но Бог почему-то не помогает! А причина в том, что хотя они и просят, но про себя думают: «Еще немножечко погрешу, а потом… когда-нибудь… брошу». Однако Господь двойственности не выносит!
Христианам следует знать назубок основной принцип православной антропологии и психологии, о котором писал еще святитель Василий Великий. В человеке действует не одна, а три воли: первая — воля Божия, другая — демоническая, а между ними — воля человеческая. Каждый из нас реализует свободу воли, выбирая одно из двух внушений. К сожалению, люди чаще выбирают внушения лукавого, потому что он потакает греховным наклонностям. Нашептывает: «Да ладно, ведь все так поступают! Плюнь на совесть, погреши еще, а когда станешь старичком, тогда и будешь каяться. А пока живи полной жизнью! Тебе все можно!» Знаю многих обеспеченных людей, которые, помогая Церкви, именно так рассуждают.
— Тогда как богатым спасаться? Неужели добрых дел недостаточно?
— Доброе дело для Церкви не будет забыто Богом. Творец заповедал каждому верующему материально поддерживать жизнедеятельность Церкви, так что благотворительность это лишь подспорье в нашем главном деле — борьбе с грехом. Нужно заставить себя отказаться от самомнения, самовосхваления, тщеславия, амбициозности. Если жертвователь ожидает награды за то, что заповедано Богом делать каждому верующему, давать десятину Церкви, ему следует вспомнить слова Господа: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10). В прежние века многие купцы и промышленники выделяли огромные суммы на благотворительность (не только церковную), но при этом не только не становились беднее, а наоборот, богатели. Секрет прост: они были глубоко верующими людьми. Современный благотворитель, жертвуя на добрые дела, нередко продолжает жить греховной жизнью, не желая иногда отказаться даже от смертных грехов. Тем самым он лишает себя благодати Святого Духа. Есть бесовская поговорка: «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным». И вывод: не делай добрых дел — не будешь иметь скорбей. Однако, как ни странно, сегодня многие благотворители, потеряв в материальном, приобретали большее — веру, которой прежде не имели.
— Сегодня многие обращаются к Иисусовой молитве. Что посоветуете ищущим ее мирянам и монашествующим?
— Полагаю, есть разные пути приобретения молитвы. Мне ближе святитель Игнатий (Брянчанинов), который советовал молиться спокойно, внимательно, не допуская помыслов. Так, чтобы ни одна мыслишка не проникла между словами «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Если между слов внедрялся какой-либо помысел, то я не заканчивал молитву, но отбрасывал ее, как слесарь бракованную деталь на переплавку. Делал остановку, настраивал внимание и начинал снова. И только когда произносил все восемь слов без единого помысла, откладывал одну фасолину. Четок в те годы не было, поэтому для счета у меня была горсть фасоли. Ровно сто штук. Или небольшие круглые камушки с реки.
Поначалу на то, чтобы прочесть всего одну молитву чисто, без помыслов, уходило 10–15 минут напряженнейшего труда. А усталость — будто вагон угля разгрузил! Но через неделю у меня было уже пять камушков. Через месяц — 20, а через три месяца — все 100! Бог, видя желание и труд, по милости Своей оказывает помощь. Конечно, идти к Богу легче человеку, который родился в христианской семье, с детства знал Бога. Но даже если вы из обыкновенной советской атеистической семьи, ни в коем случае не следует терять надежды! Господь нас будет судить такими, какими застанет. Главное, чтобы Он застал на пути к Нему! Даже если не было поддержки близких, если много в жизни грешили, но успели покаяться, если шли к Богу неумело, медленно, а может быть не шли, а ползли, Отец все простит! Главное — стремление к Нему. Господь милостив и желает спасения всем. Он есть Любовь! И это Его слова: «…приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6: 37).
Схиигумен Гавриил (Виноградов-Лакербая)
Беседовали послушники Александр Веригин, Артемий Самойлов