казахский просветитель создатель оригинальной методики обучения русскому языку для казахских детей
Казахский просветитель создатель оригинальной методики обучения русскому языку для казахских детей
Научно-образовательный портал нравственно-духовного обучения
и воспитания
Человек и культура
Самопознание. Учебная литература
Вечные ценности народа
Клуб интересных встреч
Амиржан Ситдыков (1898-1984)
Известный казахский педагог, заслуженный учитель республики, один из основоположников просвещения и педагогической науки в Казахстане.
Амиржан Ситдыков (1898-1984)
Известный казахский педагог, заслуженный учитель республики, один из основоположников просвещения и педагогической науки в Казахстане.
Педагогическую деятельность А.С. Ситдыков начал в 1918 г. в качестве учителя начальной школы. В 1924 г. окончил Центральный институт народного образования в Москве. Его наставниками были такие выдающиеся ученые-педагоги, как А. Блонский и И. К. Крупская. После окончания института до 1928 г. работал в школе-коммуне, в средних общеобразовательных школах, а затем – заведующим инспекторско-методическим отделом Семипалатинского губоно. В 1928-1943 гг. – методист-инспектор Наркомпроса Казахской ССР. С1943 г. до конца жизни работал научным сотрудником, зав. сектором, зам. директора, директором НИИ пед.наук им. И. Алтынсарина.
Первые его научные статьи увидели свет на страницах журналов «Темир казык» (Москва) и «Тан» (Семипалатинск).
В 1930-е гг. в соавторстве с ученым-педагогом профессором Ш. Альжановым А.С. Ситдыков составил «Хрестоматию по марксистской педагогике» в двух томах.
Большое значение в развитии педагогической науки в республике имеет монография А.С. Ситдыкова «Педагогические идеи и просветительская деятельность И. Алтынсарина», посвященная выдающемуся казахскому просветителю и педагогу.
А.С. Ситдыков пропагандировал педагогические идеи и прогрессивные взгляды представителей передовой русской интеллигенции. По его инициативе отдельными книгами в Казахстане выпущены педагогические высказывания Я. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, К.Д. Ушинского и И. К. Крупской.
На страницах периодической печати А.С. Ситдыков часто выступал с научными статьями по различным проблемам теории и истории педагогики, а также по актуальным вопросам методики.
Он – составитель и автор сборников статей о развитии народного образования и педагогической мысли в республике. Его научные труды опубликованы в «Педагогическом словаре», «Ежегоднике БСЭ», в хрестоматии по истории педагогики на украинском языке, в книге «Народное образование мира» и в других изданиях.
А.С. Ситдыков многое сделал в области методики обучения. Им было выпущено методическое пособие по обучению грамоте на родном языке в начальных классах, опубликованы серии статей по этой проблеме на страницах республиканских журналов «Халык мугалими», «Казахстан мектеби».
Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Почета, медалями.
Алтынсарин о роли учителя
. Абай Кунанбаев и Алтынсарин считали необходимым для молодежи знание своего родного языка и наряду с этим считали необходимым овладение русским языком.
Алтынсарин мыслил начальную школу и двухклассные училища по языку преподавания двуязычными. Но все годы обучения наравне с русским языком должен изучаться и казахский язык по составленным им хрестоматиям. Учителя – «природные казахи» – должны пользоваться в преподавании казахского языка средствами в форме перевода с русского на казахский и обратно.
Рекомендуя параллельное изучение в школе обоих языков – казахского и русского, сам Алтынсарин, обучая казахских детей русскому и родному языкам, в течение трех-четырех месяцев добился довольно хороших успехов. Если разговорная речь по-русски, а также письмо и чтение потребовали от него большего искусства преподавания, большей настойчивости, в чем он считал невозможным «отступить от ребенка», то по родному языку он находит возможным предоставить ученику большую самостоятельность.
Обучение учащихся русскому языку Алтынсарин, как и его современники – передовые деятели грузинских, армянских, татарских и чувашских школ, считал возможным лишь после того, как ученики овладеют родным языком. Такого же взгляда по этому вопросу держался Ушинский и все передовые русские деятели, относившиеся с глубоким уважением к родной, материнской речи ребенка.
Разрабатывая самостоятельное оригинальное руководство к обучению казахских детей русскому языку, Алтынсарин отвергает механическое «книжное» изучение – зазубривание по учебникам. Первоначальное обучение русскому языку, по его мнению, должно состоять из уроков живой разговорной речи, обеспечивающих правильное произношение, накопление активного запаса слов. Ученик должен овладевать известным минимумом разговорного материала и уметь различать элементарные особенности русской речи.
Лишь после такой предварительной подготовки можно перейти к букварю. Такая постановка облегчает учителю вторую стадию – открывает широкие возможности использовать методические приемы предметного обучения, объяснительного чтения, обеспечить наглядность и сознательность всего учебного процесса.
. В сложнейших вопросах школьной организации и выборе педагогической системы Алтынсарин ориентировался на все положительное, достигнутое русской передовой педагогической мыслью того времени, и на опыт строительства русской начальной народной школы. Но, руководствуясь этими общественно-политическими идеями и педагогическими взглядами, Алтынсарин проводил их в жизнь с учетом реальной действительности казахской степи.
С гуманистических и демократических позиций Алтынсарин во имя идеи народности отстаивает право на просвещение неиспорченного даровитого казахского народа. Настаивает на организации народных школ в среде самого казахского населения, исходя из насущных жизненных потребностей и культурно-экономического развития казахского народа. Ставит проблему подготовки учителей из «природных казахов» и проблему обучения девушек, организуя «интернаты-пансионы» при школах.
Воспитательные идеалы педагогики и школьная система Алтынсарина базируются на высокой оценке науки и общего образования, на любви к ребенку и уважении к его личности, на стремлении подготовить молодых людей, могущих служить на пользу своему народу.
Удачно разрешив проблему организации повышенного шестилетнего училища с интернатом, Алтынсарин добивался организации массового типа начальных школ, приспособленных к условиям жизни кочевого аула, а над шестилетней школой проектировал развернуть реальное (сельскохозяйственное) училище, предоставив для него свою усадьбу около Кустаная.
При Алтынсарине было положено в Казахстане начало педагогическому образованию. Алтынсарин не мыслил школу без учителя, квалифицированного и подготовленного, причем он добивался подготовки учителей из казахов. По мере выпуска учителей из Орской учительской школы он намечал к открытию сеть новых волостных школ.
На родном языке в школе Алтынсарина кроме усвоения учащимися грамоты на новом алфавите (на основе русской графики) проводилось изучение всего богатства народного творчества и объяснительное чтение составленных им самим рассказов и стихотворений, научно-популярных и нравственно-поучительных статей.
Основной задачей школы Алтынсарин считал сообщение учащимся реальных знаний; добивался, чтобы эти знания учащимися приобретались наглядно, с опытным изучением различных физических и химических явлений, для чего выписывал для школ приборы и пособия по географии, физике, химии, естествознанию. Преподавание в школе естественно-научных предметов он считал весьма ценным для популяризации естественно-научных знаний о явлениях природы и борьбы с предрассудками.
Заслугой Алтынсарина является также организация в Казахстане первой женской ремесленной школы для девочек-казашек.
Ибрай Алтынсарин
ИБРАЙ АЛТЫНСАРИН
Глубокий след в истории просвещения и становления национальной школы оставил Ибрай (Ибрагим) Алтынсарин. Он родился в 1841 году в ауле Жанбыршы на территории современной Костанайской области. Рано потеряв отца, он воспитывался у деда – известного бия и старшины Балхожи Жанбурчина. С самого детства проявлял сильную тягу к знаниям и самообразованию. Много читал, часто общался с образованной частью российского общества.
Неиссякаемая жажда знаний и стремление принести как можно больше пользы своему народу стали жизненным кредо Ибрая. По характеру он был скромным и трудолюбивым человеком. Много читал, стараясь познать как можно больше из достижений других народов. Приобретенные знания он старался передать своим соплеменникам.
В 1857 году Ибрай Алтынсарин окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с золотой медалью. Он свободно владел русским, арабским, татарским и персидским языками. Позднее народный просветитель продолжал активно заниматься самообразованием. Изучал произведения У. Шекспира, И. Гете, Д. Байрона, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Г. Низами, А. Фирдоуси, А. Навои и других классиков мировой литературы.
Благотворное влияние на формирование его педагогических взглядов оказало знакомство с трудами русского педагога К. Ушинского и чешского мыслителя Я. Коменского.
После окончания школы народный просветитель около трех лет работал писарем у своего деда. За это время он глубоко убедился в насущной необходимости просвещения народа. Его жена Айганыс была мудрой и умной женщиной. Она создала все условия для научно-педагогической деятельности своего мужа.
В результате систематического самообразования он стал высокообразованным человеком своего времени. Глубокое изучение истории и состояния русской педагогики позволило ему стать выдающимся просветителем казахского народа. Сам И. Алтынсарин написал для учащихся русско-казахских школ два учебных пособия: «Киргизская хрестоматия» и «Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку».
Ибрай отмечал, что «школы – это главные пружины образования» казахов. Он мечтал об открытии светских школ для казахских детей. Зная, что учебная и научная литература светского характера имеется в русских школах, он выступал за получение образования именно через русский язык. Тургайское Областное правление поручило ему открыть начальную школу для казахских детей в г. Тургае. Здесь его назначили учителем русского языка. Воодушевленный просветительскими идеями, он разъезжал по аулам, разъясняя населению значение и необходимость получения светского образования. Для открытия школы он организовал сбор финансовых средств. Одним из первых сам внес деньги. В 1864 году состоялось торжественное открытие школы с интернатом для казахских детей.
В 1879 году И. Алтынсарин получил назначение на должность инспектора школ Тургайской области. По его инициативе и при непосредственном участии была создана сеть учебных заведений во всех уездах области.
С именем И. Алтынсарина связано и начало организации женского образования в Казахстане. Выдающийся просветитель открыл несколько школ для девушек с интернатами (общежитиями). Школу он считал ключом к подлинному просвещению народа.
И. Алтынсарин среди своих современников был известен как ученый-этнограф, публицист и поэт. Он являлся действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. По заданию отдела делал доклады, публиковал статьи по этнографии казахского народа. В частности, он подробно исследовал погребальные, свадебные обряды и обычное право казахов Младшего жуза. Все свободное от работы время он проводил в аулах, собирая сведения об истории, фольклоре, шежире, обычаях и обрядах родного народа. При жизни опубликовал ряд своих научных статей в журналах и газетах.
Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на родной язык басен И.А. Крылова, рассказов Л.Н. Толстого, он писал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях. И. Алтынсарин включил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко используются поучительные сюжеты из казахских сказок.
Ибрай Алтынсарин был замечательным поэтом. Его стихотворения «Лицемерному судье», «Друзьям из молодежи», «Мать» носят нравственно-поучительный характер. На этих произведениях выросло не одно поколение казахской молодежи. Своими произведениями он пропагандировал образование и науку, осуждал невежество. Призывая молодежь к просвещению, он ставил в пример культурную жизнь других народов, их достижения в науке, образовании, технике и искусстве.
В последние дни своей жизни И. Алтынсарин писал: «Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим сородичам насколько хватит моих сил». Эти слова подчеркивают его искреннюю любовь к своему народу. Благодарные потомки не забыли своего просветителя. К примеру, его именем названа Казахская национальная академия образования. Самые лучшие педагоги страны ежегодно награждаются нагрудным знаком им. И. Алтынсарина, в его честь проводятся республиканские научные конференции.
Инновационные методы преподавания русского языка и литературы в казахских школах
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Инновационные методы преподавания русского языка и литературы
в казахских школах
Кызылординская область, г.Кызылорда
учитель русского языка
Традиционная система обучения несколько отстает от потребностей общества. Концепция современного образования определила цель профессиональной деятельности учителя – сформировать у учащихся способность к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Следствием этого становится разработка инновационных технологий в обучении. Инновационные методики характеризуются новым стилем организации учебно-познавательной деятельности учеников. Современные педагоги признают, что в развитии творческих способностей, интеллектуальной деятельности максимальные возможности представляет технология проблемного обучения.
В целом можно говорить о двух группах стратегий: непосредственно влияющих на научение и способствующих научению.
К числу первых могут быть отнесены:
· когнитивные стратегии, которые используются учащимися для осмысления материала,
· стратегии запоминания – для его сохранения в памяти,
· компенсаторные стратегии – помогают справиться с затруднениями, возникающими в процессе общения.
К числу вторых – стратегии, связанные с созданием условий для обучения и способствующие преодолению психологических трудностей в овладении языком.
В последние десятилетия в связи с развитием современных образовательных технологий в учебный процесс стали широко внедряться аудио- и видеозаписи, компьютерные программы, дистанционное обучение. Информационные технологии обогащают учебный процесс во многих областях знания, в самых различных условиях обучения и на всех его уровнях. В полной мере это относится к преподаванию иностранных языков особенно за рубежом, где непосредственный контакт с изучаемым языком ограничен.
В рамках данной технологии ученик действительно становится активным субъектом учебного процесса, самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Цель таких методик — активизировать, оптимизировать, интенсифицировать процесс познания. Инновационное обучение предполагает обязательное включение учащихся в деятельность, коллективные формы работы, обмен мнениями.
Особенностями инновационного обучения являются:
· работа на опережение, предвосхищение развития;
· открытость к будущему;
· направленность на личность, еѐ развитие;
· обязательное присутствие элементов творчества;
· партнѐрский тип отношений: сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь и др.
Инновациями в образовании называют новшества, нововведения в содержании образования, в формах и методах обучения, в отношениях «преподаватель – студент», использовании информационных технологий обучения, внедрение нового оборудования, в организации учебно- воспитательного процесса, его управлении и др.
На уроке следует применять перспективные методические приѐмы для развития креативных способностей учащихся: кластеры, инсерт (при самостоятельном изучении теоретического материала), заполнение таблиц, двучастный дневник, чтение с остановками, совместный поиск, перекрѐстную дискуссию, круглый стол; применять элементы ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач): «Удивляй!» (при знакомстве с биографией писателя), «Лови ошибку!»; классическое лекционное обучение, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, тесты, метод проектов (занятия по «Литературному краеведению»).
Использование проектной технологии: повысит и углубит интерес детей; разовьет творческие способности учащихся путем формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности приобщение к чтению, развитие любознательности, расширение кругозора), критического мышления;
поможет школьникам приобрести навыки работы с большим объемом информации, исследовательские умения (видеть проблему и наметить пути ее решения), коммуникативные умения (работа в группах).
Для развития интереса к русскому языку и литературе следует включать в урок исторические, этимологические справки, которые могут заинтересовать детей, проводить игровые формы работы: «Составь слово», «Третий лишний», «Переводчик», «Эрудит», «Собери пословицу», «Шеренга», «Перевѐртыш», «Паутина слов» и др., использовать творческие эксперименты, метод проектов, нестандартные уроки, конкурсы, олимпиады.
В современном (―информационном‖) обществе одним из быстро развивающихся методик и вызывающий огромный интерес со стороны учащихся является применение интернет ресурсов как инновационный подход к обучению.
Идея использования Интернета в образовании не нова. Уже с начала 1990-х годов национальные и интернациональные компьютерные сети стали широко использоваться в учебных целях в рамках разных образовательных подходов. И учащиеся, и учителя смогли обмениваться информацией в режиме, не зависящем от времени и места. Новые дигитальные технологии освободили человеческий разум для более креативных задач, что способствует развитию личности. Это позволяет ученикам творчески взаимодействовать и с одноклассниками, и с учителем.
Интернет можно рассматривать как «средство производства», в том числе и в учебном процессе. Он используется и как неиссякаемый источник информации, и как новая коммуникативная среда, в которой можно по-новому организовать учебную работу.
Интернет позволяет организовать реальную, мобильную информационную среду, в которой можно не только черпать информацию, но и решать множество других коммуникативных задач. Его использование помогает повысить мотивацию учащихся, поскольку в случае применения Интернета во время классных и индивидуальных занятий современные ученики получают возможность погружаться в привычную для них информационную среду. В Интернете в учебных целях используются самые разные по масштабам ресурсы — от веб-страничек с интересными учебными материалами (часто тестовыми) до объѐмных проектов для полноценного, с точки зрения составителей, дистанционного обучения.
· Преподаватель, используя Интернет, может актуализировать материал собственных учебников;
· найти дополнительную информацию;
· разместить учебную информацию;
· разработать интерактивные обучающие применить различные формы контроля и организовать обратную связь;
· осуществлять контакты между разными членами группы; работать с гипертекстами, аудио- и видеофайлами и блогами.
Особенно хорошо использовать интернет-общения с учащимися вузов зарубежных стран при изучении классиков русской литературы, вызывающий большой интерес у зарубежной молодежи. Это дает возможность учащимся рассмотреть смысл произведения с разных сторон
Интернет позволяет реализовать различные приѐмы, предоставлять методические разработки, разнообразить учебный процесс, сделать его более привлекательным, принимать во внимание потребности и интересы субъекта обучения, уровень его подготовки, оперативно и целенаправленно контролировать работу учащихся, эффективно управлять ею.
Говоря о недостатках работы с применением Интернета, исследователи упоминают в качестве основного замкнутость учебных материалов на себя (невозможность выйти в живую сеть). Преодолеть этот недостаток можно, направив учащихся к конкретным сегментам Интернета, связанным с изучаемыми темами.
Даже Александр Адамский утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».
Эту проблему можно решить следующим способом. Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребѐнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Что же такое «инновационное обучение» и в чѐм его особенности?
Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.
Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса).
Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли. Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками и вопросы Блума (условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов).
Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика.Попадая в необычную ситуацию, ребѐнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я наиболее удачно использую несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина, исследование, путешествие, диалог на основе проблемной ситуации, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.
Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер.
В соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам:«Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д.
Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров неоспорима. Она заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.
Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высоко художественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объѐм исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединѐнных общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.