казанская икона божией матери в питере в казанском соборе
Казанская икона
Летом 1579 года страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя девочке по имени Матрона Онучина явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. Перед Полтавской битвой в 1709 году русский царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери, позднее один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, в 1811 году икона была помещена в новом Казанском соборе. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.
Молитва Казанской иконе Божией Матери:
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
СВЯТЫНЯ КАЗАНСКОГО КАФЕДРАЛЬНОГО СОБОРА
Особо почитаемой святыней в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга является чудотворная Казанская икона Божией Матери, являющаяся списком (размером 13 х 12 вершков) с оригинала (размером 6 х 5 вершков), явленного во граде Казани в 1579 году 8 июля по старому стилю (ныне 21 июля по новому стилю, или по григорианскому календарю).
Повествование об обретении иконы в Казани, случившемся через 24 года после окончательного вхождения города в состав Российского государства, мы находим в рукописи 1594 года Казанского митрополита (в будущем патриарха) Ермогена, установившего в 1595 году местное празднование 8 июля Казанскому образу Божией Матери (с 1649 года оно стало всероссийским). В повести описывается чудесное обретение иконы девицей Матроной на пепелище их дома. Матрона с матерью раскопали указанное Богородицей девочке во сне место, где они обрели чудный образ Божией Матери, весь сияющий. Призванный священнослужитель из Гостинодворской церкви Казани святителя Николая Чудотворца священник Ермолай, ставший в 1606-1612 гг. священномучеником патриархом Московским Гермогеном, отнёс её в храм. Впоследствии Ермолай (в монашестве Ермоген, Гермоген) составил тропарь иконе: «Заступница Усердная. ». На месте обретения иконы был построен Богородицкий монастырь, где приняли постриг девица Матрона и её мать.
От Казанской иконы Божией Матери происходили и происходят чудеса. С оригинала явленной иконы, доступного для поклонения до его исчезновения в 1904 году, а также с первоначальных списков Казанской иконы делались более поздние списки, расходящиеся по всей Руси. Один из первоначальных списков был отослан в Москву царю Иоанну Грозному. Этот образ хранился в Московском Кремле.
Упомянутый список Казанской иконы Божией Матери, находящийся ныне в Казанском кафедральном соборе, Пётр I повелел Прасковье Федоровне, вдове своего старшего единокровного брата – царя Иоанна V (1682-1696), привезти в 1708 году в новостроящийся на Неве город Санкт-Петербург. В 1709 году, накануне Полтавской битвы, Пётр I, объезжая войска, потребовал от воинов биться не за Петра, а за «Россию и российское благочестие…». Полтавская победа, которую Пётр I именовал «русским воскресением», «началом нашего спасения и благополучия», была запечатлена Петром постройкой корабля «Полтава» и Сампсониевской церкви (позже перестроенной в Сампсониевский собор).
В Акафисте Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская», о тех событиях говорится так: «Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многия чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров, и победив до конца врага с помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави».
Казанская икона Божией Матери первоначально была помещена в часовне на Посадской улице на Петроградской стороне, недалеко от домика Петра I. При императрице Анне Иоанновне (1730-1740) была в 1733–1737 годах построена первая церковь на Невском проспекте – храм Рождества Богородицы, который стал предшественником Казанского собора. Ко дню освящения новопостроенного храма для Казанской иконы Божией Матери была изготовлена новая риза стоимостью до 100 000 рублей – из червонного золота с драгоценными камнями, что подчеркивало особое почитание святыни.
В 1737-1811 годы этот список иконы находился в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте; храм этот, стоящий между современным фонтаном перед Казанским собором и Невским проспектом, был разобран в 1811 году.
Император Павел Петрович, взойдя на престол, пожелал возвести в столице империи, граде святого апостола Петра, величественный собор, который поставил бы Петербург в один ряд с главными христианскими столицами Европы.
15 сентября (ст. стиля) 1811 года новый собор, строящийся с 1801 по 1811 год по проекту выдающегося архитектора Андрея Никифоровича Воронихина, был освящён и назван Казанским по имени перенесенной сюда из храма Рождества Богородицы Казанской иконы Божией Матери: в честь Богоматери и Ея Казанской иконы был освящен престол в главном приделе собора, престол в южном приделе собора освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы, северный придел собора – в честь прпп.Антония и Феодосия, игуменов Киево-Печерских. Позже появился в крипте собора и нижний храм в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, для которого святитель Тихон (Белавин), патриарх Московский и всея России, посещая Петроград в июне 1918 года, передал настоятелю Казанского собора сщмч. Философу Орнатскому (+ авг. 1918) ковчежец с частицей мощей сщмч. Ермогена.
Весной 1922 года из собора была изъята вся драгоценная утварь, был разграблен и разрушен уникальный серебряный иконостас, изготовленный по проекту Константина Тона из церковного серебра, которое Наполеон вывез из Москвы, а казаки атамана Платова отбили.
В 1923 году власти отняли собор у православных и передали его обновленческой общине. С принятием закона «О религиозных объединениях» (08.04.1929), по которому вся жизнь последних окончательно ставились под контроль государства, было решено закрыть Казанский собор, в феврале 1932 года в его здании был оборудован Государственный Музей истории религии и атеизма. Находившиеся прежде в храме иконы частично были переданы Государственному Русскому музею.
Чудотворная Казанская икона Божией Матери, главная святыня храма, которую верующим удалось сберечь, некоторое время пребывала в Спасо-Успенском храме на Сенной площади, а после его закрытия в 1937 году образ был передан в Смоленскую церковь на одноименном кладбище, потом, когда и она была закрыта, в 1940 году святыню передали в Князь-Владимирский собор. Там она находилась до своего возвращения в середине июля 2001 года в Казанский собор, в котором с 1991 года, тогда ещё музее истории религии и атеизма, разрешили на несколько часов по отдельным дням проводить богослужения: в декабре 1999 года собор получил статус кафедрального собора Санкт-Петербурга и на следующий год музей окончательно покинул здание Казанского собора.
Множество важных событий в истории России связано с памятью о чудесном заступничестве Царицы Небесной за Россию и её многонациональный народ.
Общенациональная известность и почитание Казанской иконы Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. Так в XVII веке, когда русские люди, уповая на Господа и молитвы Его Матери, взялись спасать Россию, то земская рать несла с собой список с Казанской иконы Богородицы. 22 октября (ныне 4 ноября) 1612 года православное воинство, ободренное молитвою и помощью Божией Матери, сломило сопротивление поляков, захвативших московский Кремль, тем самым положив начало почитанию этого дня победы, посвящённого также и Казанской иконе, перед которой молились об освобождении Москвы и России от иноземных захватчиков и о преодолении Смуты.
Рождение сына — первенца у царя Алексея Михайловича Романова в 1648 году (22 октября по юлианскому календарю, ныне 4 ноября по григорианскому календарю) совпало с местным осенним праздником в честь Казанской иконы Божией Матери. По указу царя Алексея Михайловича этот день с 1649 года стал общероссийским праздником и до 1917 года этот день был выходным.
После победы России в Северной войне и подписания 30 августа (ст.ст.) 1721 года Ништадтского мирного договора со Швецией Сенат и Синод, закрепляя новый реальный военно-политический вес России в западном мире, решили преподнести Петру титул императора всероссийского.
22 октября (ст. ст.) 1721 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, во время торжественной службы в Троице-Петровском соборе (кафедрального с 1714 до 1733), в день объявления народу об окончании Северной войны и торжественного прочтения условий Ништадтского мира, Петру I поднесли Акт о присвоении ему титула «Императора Всероссийского» и звание «Отец Отечества» и «Великий».
С этого дня формально начался новый этап в жизни Российского государства — Московское Царство окончательно превращалось в Российскую Империю, вскоре заставившую Европу принять Россию как могущественную европейскую державу.
И ещё одно событие связано с 22 октября (ст.ст.) 1812 года. Война с Наполеоном. Сражение под Вязьмой. Авангард Русской армии генерала Михаила Андреевича Милорадовича и атамана Донского войска Матфея Ивановича Платова разбили французский корпус. Отбили у французов обозы с церковным серебром, награбленном в Москве. Михаил Илларионович Кутузов приказал передать его в Казанский собор, в котором 11 августа (ст.ст.) 1812 года он молился перед святым Казанским образом Божией Матери, накануне своего отъезда в действующую армию, незадолго до Бородинского сражения (26 августа ст.ст.).
В Казанском соборе у западной стены северного придела находится склеп, в котором 13 июня 1813 года был погребен главнокомандующий Русской армией во время Отечественной войны 1812 года, великий русский полководец М.И. Кутузов (он скончался 16 апреля 1813 г. в прусском городе Бунцлау). Близ могилы победителя Наполеона в консолях, изготовленных по рисункам А. Воронихина, хранились трофеи Отечественной войны: 113 знамен, штандартов и орлов, 28 ключей от покорённых крепостей и городов и жезл французского маршала Даву (А.И.Геккель. Трофеи войн 1812-1813-1814 гг., хранящиеся в Казанском соборе. С.-Петербург, 1909). В 1837 году перед собором были установлены памятники Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Отныне Казанский собор стал и храмом русской воинской славы.
В наше время осенний день празднования Казанской иконы Божией Матери стал и государственным праздником (установлен 27 декабря 2004 года в память о преодолении Смуты и восстановления российской государственности). Начиная с 2005 года 4 ноября празднуется не только как день Казанской иконы Божией Матери, но и как День народного единства, как день воинской славы России. Этот день напоминает нам о важном уроке российской истории, как россияне разных вер и национальностей, с Божией помощью обретя единство и преодолев разделение, сумели преодолеть нестроения Смутного времени, сумели освободить Россию от иноземных захватчиков, от посягательств на власть доморощенных алчных группировок всех мастей, сумели укрепить государственную власть и привести страну к стабильному гражданскому миру.
Казанская икона Богородицы – особая в русской истории, даже по сравнению с другими величайшими святынями: Владимирской, Смоленской, Донской, Иверской иконами Божией Матери. Божественная помощь в ответ на молитвы перед теми иконами Божией Матери не раз спасала страну, и особенно Москву, от набегов ордынских, крымских и казанских ханов, поэтому и в честь этих событий были также установлены соответствующие церковные праздники. Но ни при одном из этих набегов не стояло под угрозой само существование России – как государства.
То, что мы празднуем в День народного единства, в день осеннего праздника Казанской иконы Божией Матери – это по молитвам Пречистой Богородицы проявленная милость Божия к России и оказанная народу нашему благодатная помощь в разрешении исторического вопроса: быть или не быть России. Будем всегда помнить, что сила России во многом определяется духовным и политическим единством её многонационального народа и его нравственным состоянием. Будем бережно относиться к святыням нашим!
Протоиерей Павел Красноцветов,
Санкт-Петербургский список Казанской иконы Божией Матери
Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 г. Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.
День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.
Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных — московских и казанских — стали общероссийскими.
При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.
Ниже приводится историко-археологический очерк об истории Чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая находится в Санкт-Петербурге. Автором очерка является ныне покойный доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Н. Некрасов.
Помимо дара чудотворения, она представляет большой интерес в том отношении, что в прежнее время, а именно, в XIX и начале XX столетий, существовали разнообразные, иногда совершенно противоположные, взгляды на происхождение этой иконы, но единого, общепризнанного мнения по этому вопросу так и не было выработано. Не возбуждали спора только основные факты, относящиеся к истории первообраза Казанской иконы. Как известно, оригинал Казанской иконы, составляющий разновидность Одигитрии, был чудесным образом открыт в 1579 г., 8 июля (с/ст.), в г. Казани на месте пожара, истребившего незадолго перед этим значительную часть городаI). Список, или копия с новоявленной иконы вместе с описанием чудес, происшедших от нее, были вскоре отосланы в Москву царю Ивану Васильевичу IV Грозному.
Казанская чудотворная икона Божией Матери быстро сделалась известной в широких массах русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Царицы небесной. Постепенно появилось множество списков с нее, распространившихся по лицу русской земли. В 1611 г. Казанскую икону Божией Матери, подлинную или список с нее2) взяло с собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам Трубецкого и Заруцкого, пытавшихся освободить столицу России от польско-литовских интервентов.
Одушевленные чудотворным образом русские ополчения в мае 1611 г. отбили у поляков Новодевичий монастырь. Но успехи русских войск этим и ограничились; среди ополчений начались разногласия и ссоры. Казанская дружина направилась в обратный путь. В Ярославле соратники встретились с нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Д.М. Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков, и передали нижегородцам свою чудотворную икону, взамен которой в Казань был послан богато украшенный список с нее.
Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный образ Царицы Небесной, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 г. взяло приступом Китай-город, а вскоре очистило и Кремль от поляков и литвы. После освобождения столицы от врага князь Д.М. Пожарский поставил Казанскую икону Богородицы, спутницу и помощницу его в походах и битвах, сперва в своей приходской церкви Введения (на Лубянке), а потом, в 1636 г., во вновь построенный им Казанский собор, вблизи Красной площади.
Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.
В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича.
Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Казанской Богородицы не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.
После основания в 1703 г. Петербурга и перенесения сюда столицы России Казанская икона Божией Матери стала предметом благоговейного почитания и на берегах Невы. В самом начале XVIII столетия здесь появляется чтимый чудотворный образ Казанской Богородицы, находившийся впоследствии с 1811 г. в Казанском соборе на Невском проспекте. В годины тяжелых испытаний русские люди прибегали к этому чудотворному образу, прося заступничества Царицы Небесной. Известно, например, что князь М.И. Кутузов, вождь русской армии в Отечественную войну 1812 года, возложил образ Божией Матери на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона он все серебро, отнятое казаками от французов, принес в дар Казанскому собору, считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной3).
После 1812 г. вера в чудотворное заступление Божией Матери ради молитв пред Ее чудотворным казанским образом еще более возросла у жителей Петербурга, считавших Богоматерь в лице Ее чудотворной Казанской иконы Покровительницей северной столицы.
В настоящее время Казанская икона Пресвятой Богородицы по-прежнему пользуется огромным уважением и почитанием со стороны верующих. Откуда же она происходит? По одному мнению, более других распространенному4), эта икона, есть та самая икона, которая 8 июля 1579 г. явилась в Казани; в Смутное время она была взята в Москву, а оттуда в 1710 г. по повелению императора Петра I перенесена в Петербург.
Сказаний об этом раньше 30-х годов прошлого столетия не наблюдается. Но с конца 30-х годов это мнение, уже как исторический факт, стало входит в разные издания по истории Петербурга, а в конце 60-х годов вошло в «Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора», в 1867 г.; затем, в «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», вып. I, отд. П, изданные в 1869 г. С.-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом. Здесь сказано, что явленная и чудотворная икона Казанской Божией Матери пребывала в Казани только до нашествия поляков на отечество в 1612 г.
В 1710 году священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский престол — их семейный чудотворный образ Казанской Богоматери — по повелению императора Петра I перенесен из Москвы в Санкт-Петербург, в освящение новой на берегах Невы столицы.
Этими же словами говорит о перенесении Московской иконы Казанской Божией Матери в 1710 г. в Петербург и протоиерей Г.С. Дебольский в своей книге «Дни богослужения православной католической восточной церкви», т. I, 1901 г., издание 10, СПб, стр.201-202. Но он не берется судить, подлинная это казанская икона, или же только список с нее (там же, стр.198). Равным образом и в акафисте, составленном профессором Московской Духовной Академии П.С. Казанским для казанской иконы в Петербургском Казанском соборе и одобренном Синодом в 1867 г., говорится, что Петр Великий взял казанскую икону Богоматери из Москвы в Петербург — в Путеводительницу своему воинству … и, как ограждения и освящение новой столицы, в сердце города поставил (икос 5), но откуда и какую именно казанскую икону взял Петр I, об этом в акафисте ничего не сказано5). В анонимной книжке под заглавием «Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе», изд. 5, СПБ., 1896 г., цензор архимандрит Мефодий, стр.8-9; 13-14 и в иллюстрированном издании «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская епархия», СПБ., 1908 г., стр.455а) проводится тот же взгляд на петербургскую икону Богородицы, как и в указанных выше «Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии». Священник Д. Булгаковский согласен с тем, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы перенесена в Петербург повелением Петра I, но по его мнению, эта икона является списком с казанского первообраза6).
Особое место занимают Г.З. Елисеев и архимандрит Никанор, которые, хотя и не занимаются вопросом о петербургской иконе Казанской Божией Матери, но положительно утверждают, что подлинная ЯВЛЕННАЯ Казанская икона Богородицы все время, до ее похищения в 1904 г., находилась в Казани, в женском Богородицком монастыре.
Чудотворный же образ Казанской Богородицы, бывший в ополчении Пожарского и Минина и впоследствии поставленный в московском Казанском соборе, был только СПИСКОМ с казанского оригинала7). Списком же считают этот образ и Строев8), протоиерей К. Фоменко8), историк С. Соловьев9), московский митрополит Макарий10), А. Завьялов11), И. Покровский12), профессор А. Дмитриевский13), архимандрит Ф. Поздеевский14), Н. Романский — в «Русском Паломнике»15), Ив. Конобеевский16) и др. В доказательство правильности своего взгляда указанные лица ссылаются обычно на «Никоновскую летопись» и «Летопись о многих мятежах». В первой рассказывается, что в Смутное время казанские ратники, пришедшие на помощь русскому войску, стоящему под Москвой … «принесоша (же) из Казани Пречистые Богородицы СПИСАНИЕ (подчеркнуто мною, В.Н.) с Казанской иконы» (Русская летопись по Никонову списку, изд.1792 г., VIII, стр.167).
Во второй читаем: «…Принесоша из Казани образ Пречистые Богородицы, СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ»… (Летопись о многих мятежах, 1771 г., стр.236)17).
Таким образом большинство автором согласны в том, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы не есть явленная икона Ее, обретенная в Казани, а есть один из многочисленных древних списков с казанского подлинника. В таком случае и петербургская икона, даже если бы она и оказалась тождественной с иконой московского Казанского собора, также будет всего лишь списком с Казанской явленной иконы, но никак не оригиналом. В действительности же петербургская и московская икона не имеют между собою ничего общего: это два различных списка с казанского прототипа.
Московский священник Н. Романский приводит ряд исторических свидетельств, подтверждающих, что московский список в XVII и XVIII столетиях пребывал именно в Москве, а не в другом каком-либо месте. Так, на нижнем поле московской иконы с лицевой стороны сделаны две надписи — одна от 1687 г., а другая от 1754 г. Первая гласит: «Сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин»; а другая: «а сего 1754 года — паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова». Подлинность второй надписи, по мнению отца Н. Романского, не подлежит сомнению, а по словам Г. Тренева, интересовавшегося вопросом о Казанской иконе Богородицы, подпись Малютина также подлинна и ему хорошо известна18). Отсюда отец Н. Романский делает совершенно правильный вывод, что московская чудотворная икона Казанской Божией Матери не была перенесена в Петербург ни при Петре I, ни после него.
Большего внимания заслуживает мнение, опирающееся на архивные данные, по которым петербургская святыня является обетной иконой, выполненной по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны (1723), супруги царя Иоанна Алексеевича (…1796), брата Петра I. Таким образом она могла быть написана в самом конце XVII или в самом начале XVIII столетия.
К сторонникам этого мнения принадлежат протоиерей В. Жмакин, упомянутые выше А. Завьялов, Ф. Покровский и другие. По-видимому, некоторые архивные документы и последующая история петербургской иконы Казанской Божией Матери подтверждают их точку зрения.
Известно, что 2 марта 1727 г. в Синод поступило ходатайство «Церкви Рождества Богородицы, что на Петербургском острову, священника Ивана Стефанова с товарищами и приходских людей» (в числе 23 человека, В.Н.) о том, чтобы Синод дал распоряжение о возвращении в указанную церковь образа явления Казанской Пресвятой Богородицы из С.-Петербургского Троицкого собора, куда этот образ был взят в 1720 г Новгородским архиереем Феодосием, ибо «…Тот явления Казанской Пресвятой Богородицы образ по обещанию вновь написан и украшен достоблаженныя памяти царицы и великия княгини Парасковии Федоровны и от нас немалым иждивением». Просьба эта Синодом была удовлетворена, и образ Казанской Божией Матери, находившийся в церкви Рождества Богородицы на Петербургом острове (стороне), на Посадской улице, был перенесен туда, по всей вероятности, из Казанской часовни, стоявшей рядом с этой церковью и названной так, видимо, потому что там находилась икона Казанской Божией Матери. Часовня эта была устроена не позже 1707 г., т.к. в конце этого года, 25 ноября, император Петр I издал именной указ, которым повелевалось разобрать все построенные в Санкт-Петербурге часовни и обретающиеся в них иконы и книги передать в церковь20). Если, как утверждает А. Завьялов, петербургская икона была, по его выражению, «сооружена» (т.е. написан новый образ) по обещанию царицы Парасковьи Федоровны и иждивением некоторых приходских людей и находилась сперва в Казанской часовне, то она могла появиться на свет на рубеже XVII и XVIII столетий. Но, по мнению отца Н. Романского, выражение «образ … вновь написан» следует понимать в смысле «вновь переписан», или полностью реставрирован. В доказательство такого понимания указанного выражения Н. Романский в своей статье21) приводит текст контракта, заключенного 31 мая 1754 г. Государственной конторой с московским купцом Шестаковым и крестьянином Сеземовым на исправление «разных ветхостей» в Московском Казанском соборе, кроме церковной утвари, риз и книг, согласно осмотру архитектора Д. Ухтомского.
В этом контрактеи реестре, поданном по исполнении контракта 8 февраля 1755 г. с отметками священников собора о проделанной реставрации, выражение «вновь написать» встречается не менее 8 раз в отношении разных обветшавших икон и имеет смысл, придаваемый ему Н. Романским. Например, «Во означенном (же) иконостасе образ Казанской Богородицы, образ Страстныя Богородицы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ»; или «В олтаре на горнем месте Господа Саваофа, который обветшал, вновь написать» и т.д.
Таким образом, петербургская икона Казанской Божией Матери, как только реставрированная, а не «сооруженная» заново, значительно древнее, чем предполагает Завьялов и другие авторы, стоящие на той же точке зрения, и может относится в XVII или даже к концу XVI века. В этом нет ничего удивительного; как мы видели, список с казанской иконы был прислан вскоре же после ее обретения царю Ивану IV Грозному в Москву; можно полагать также, что в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы, как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу и поместить на первых порах в Казанскую часовню, вблизи от домика Петра I. Эта копия и была реставрирована царицей Парасковьей Федоровной. Предположение о такой реставрации могло быть обосновано более твердо после надлежащей расчистки иконы, но это дело будущего, пока же приходится ограничиваться свидетельствами архивных документов. Из Казанской часовни, разобранной по указу в 1707 г., икону Казанской Божией Матери перенесли в церковь Рождества Богородицы, прихожанкой которой состояла вдовствующая императрица, а оттуда в 1737 г. вместе с другими тремя того же названия иконами22) во вновь построенную ее дочерью, императрицей Анной Иоанновной, каменную церковь также Рождества Богородицы на Невском проспекте и, наконец, в 1811 г. в Казанский собор, где она и находилась до закрытия собора. До 1727 г. эта икона нигде в документах чудотворная не называется, в этом же году по ходатайству перед святым Синодом притча и приходских людей Рождественской церкви было разрешено икону Казанской Богоматери выносить в дома прихожан «ради моления болящих». Очевидно, она прославилась даром чудотворения. А. Завьялов замечает по этому поводу, что, пока не открыты новые документы, 1727 г. и следует считать началом признания этой иконы чудотворной. Впрочем, он сам же допускает, что архиепископ Феодосий взял в 1720 году данную икону в Троицкий собор быть может в предположении, что она уже является чудотворною, почему и пользуется в народе таким почитанием, хотя специальное распоряжение святого Синода об отобрании в церкви икон, которые недавно оказались чудотворными, вышло 21 февраля 1722 г.23).
Для полноты картины не будет лишним указать размеры икон Казанской Божией Матери: явленной, московской и петербургской. Первая имеет размеры 6 х 5 вершков, вторая — 5 х 8 вершка, петербургская — 13 х 12 вершков24). Богородица на явленной иконе, находившейся в Казани, представлена в красивом греческом типе с правильно построенным лицом с возвышенным выражением. Высокие художественные достоинства иконы и греческий характер лика Божией Матери свидетельствуют о принадлежности иконы кисти незаурядного художника и косвенно — о ее древнем происхождении25). О первоначальном письме петербургской иконы судить трудно вследствие ее полной реставрации в начале XVIII или в конце XVII века. Лик Божией Матери на петербургской иконе в ее теперешнем виде, значительно уступает по исполнению лику Богородицы на Казанском оригинале: пропорции и формы лица менее совершенны, и уже не заметны черты греческого типа. Все вышеизложенное заставляет придти к выводу, что мнение священника Н. Романского о происхождении петербургской иконы Казанской Божией Матери можно считать наиболее приемлемым Доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.А. Некрасов
Примечания.
Историческое и вполне достоверное свидетельство о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани принадлежит патриарху Гермогену, который, будучи еще в сане священника, был очевидцем этого явления, а спустя 15 лет после обретения иконы, уже в звании митрополита Казанского и Астраханского, составил Сказание под заглавием: «Месяца июля в 8 день повесть о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, иже в Казани. Списана смиренным Гермогеном митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 году» (т.е. от Рождества Христова в 1594 году, В.Н.). Подзаголовок Сказания взят из книжки священника Д. Булгаковского: «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса», СПБ., 1896 г., стр.14, Примечание. Автор книжки читал повесть Гермогена в рукописи бывшей императорской публичной библиотеки (ныне имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге) из Древлехранилища Погодина за № 925. Имеются и древние рукописи этой повести. См. «С.-Петербургский духовный вестник», 1895, № 16, стр.366.
Основные факты из истории Казанской иконы изложены в обстоятельной статье А. Завьялова под заглавием «Чудотворная икона Казанския Божия Матери в Санкт-Петербурге», см. «С.-Петербургский духовный вестник», 1895 г., №№ 16, 18, 20, 22, 24 и 25. Эти же сведения имеются у Д. Булгаковского (книжка «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса», СПБ., 1896 г.); архимандрита Феодора Поздеевского (Странник, 1907 г., июль-август, статья «Казанская икона Божией Матери»); архимандрита Никанора (Сборник «Святыни Казани», статья «Казанская икона Божией Матери», 1890 г.); Г.З. Елисеева («Православный собеседник», 1858 г., III ч., статья «Казанская чудотворная икона Божией Матери); профессора А. Дмитриевского (Труды Казанской Духовной Академии, 1905 г., I, ст. «В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября»); И. Покровского («Явленная чудотворная казанская икона Божией Матери», Казань, 1904 г.); священника Н. Романского («Московские церковные ведомости», 1904 г., №№ 50, 51-52, и 1905 г., №№ 4-5, статья «Где находится подлинная чудотворная явленная икона Казанской Богоматери») и других авторов.
2. Вопрос о подлинности Казанской иконы Божией Матери, бывшей в казанском ополчении, является одним из спорных вопросов в истории этой иконы. Автор коснется его в дальнейшем изложении очерка.
25. см. снимок с подлинника Казанской иконы Божией Матери в книге Булгаковского (Примечание I), также в «Русском Паломнике», 1904 г., № 30, стр. 519.