казанская икона божией матери в серебряном окладе
Серебряный оклад Казанской иконы Богородицы впервые покинет музейные стены
Декларация безвозмездного страхования дала возможность уникальному предмету искусства временно «переехать» из Нацмузея РТ в воссозданный собор
В Министерстве культуры Татарстана подписали декларацию о меценатском страховании серебряной многосоставной ризы-оклада, в которой до 1904 года хранилась подлинная чудотворная Казанская икона Божией Матери. Соглашение заключили в связи с тем, что вскоре сокровище русской культуры впервые покинет фонды Национального музея республики и отправится в воссозданный собор Казанского Богородицкого монастыря. Подробности — в материале «Реального времени».
Владелец прежний — «дом» новый
Серебряная риза-оклад, в которой Казанскую икону Божией Матери хранили до 1904 года, оценена в четверть миллиарда рублей. При этом жемчужина фондов музея и православная святыня будет передана на основе безвозмездного страхования. Сумма договора составила 220 тысяч рублей. Все участники меценатского соглашения — министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и заместитель гендиректора АО «АльфаСтрахование» Александр Горин — согласны с тем, что передаваемый Казанской епархии предмет поистине бесценен.
— Хочется сказать слова сердечной благодарности министру культуры республики как представителю правительства Татарстана за тот труд, который сегодня подошел к своему завершению. Готов собор, в котором будет размещена одна из первых копий Казанской иконы Богородицы — ватиканский список. А риза — та реликвия, которая будет украшать храм, — рассказал владыка.
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Риза — та реликвия, которая будет украшать храм»
По его словам, стоимость ризы настолько велика, что Казанская епархия не смогла бы обойтись без такого соглашения. Глава Татарстанской митрополии отметил, что в стране уже бывали случаи, когда государство передавало на длительное время православные святыни. Так, в 2003 году митрополит Кирилл участвовал в возвращении Толгской иконы Богородицы из Ярославского художественного музея в Толгский монастырь, при этом чудотворный образ остался частью коллекции музея.
В бронированном авто с вооруженной охраной
Договор экспонирования тоже включает в себя постоянное сопровождение экспоната специалистами музея, у ризы будет свой хранитель. Оклад со всей предосторожностью, с вооруженной охраной в машине «Спецсвязи» будет перевезен из музея в Богородицкий монастырь 19 июля. Там риза займет свое место в одном из приделов.
Документ оформлен на год — это весь период экспонирования ризы в соборе. Однако и министр культуры республики, и глава Татарстанской митрополии выразили надежду, что он будет неоднократно пролонгирован. Стоит отметить, что разрешение на экспонирование музейной ценности вне стен музея требует оформления большого количества документов, и не каждому дается возможность поучаствовать в страховании такого уровня. Разрешение на экспонирование выдает Министерство культуры России. Национальным музеем Татарстана оно было получено 5 июля.
Интересно, что уникальный ватиканский список, как ранее сообщалось, не будет оправлен в этот оклад. В нем поместят более позднюю икону. Специально изготовленная витрина из бронированного стекла также последует в храм за ризой. Рядом, как обещал митрополит, разместится и ватиканский список Богородицы, также под особым стеклом. Однако святыни будут находиться совсем рядом, никакого ограничения для подхода верующих не будет. Единственное — посмотреть можно, а вот прикоснуться — нет.
Ирада Аюпова: «Мы счастливые люди. Мы живем в эпоху, когда во всем мире храмы разрушаются, а в нашей стране, в Татарстане в частности, они возрождаются»
Изучение оклада продолжится
Как утверждают работники музея, эта риза по-прежнему останется жемчужиной фондов. При этом, несмотря на свою ценность, довольно внушительные объемы и количество составляющих, она еще очень мало изучена. Только сегодня создан и подготовлен к публикации подробный каталог ризы, проведена детальная фотосъемка, впереди — дальнейшее детальное изучение уникального экспоната.
Риза была передана в Национальный музей РТ в 1939 году из общины Петропавловского собора, куда после закрытия всех казанских храмов попали все церковные ценности. Как известно, в начале позапрошлого века сама чудотворная икона была похищена, однако ее драгоценное обрамление сохранилось до наших дней. В фондах музея риза хранилась 82 года. За это время только дважды экспонат покидал хранилища — в 2016 году его показали на выставке в Музее изобразительных искусств РТ и в феврале 2021 года представили в самом Национальном музее. К слову, для экспонирования в музеях особого договора страхования не требуется. Поэтому декларация для Татарстана стала «первой ласточкой».
История русского серебра во всем великолепии
Заместитель гендиректора Национального музея Татарстана Лилия Саттарова рассказала, что перед экспонированием специалистами музея была проведена чистка оклада, чтобы материал засиял — сама риза выполнена из серебра, но она позолочена. Так что к серебру добавлено порядка 20 кг золота. Кроме того, на ней размещены уникальные накладные клейма, на которых изображена вся история чудотворной иконы. В тонкой работе ювелиров и чеканщиков можно увидеть и момент обретения святыни, и крестный ход во главе с архиепископом Гермогеном, причем работа мастеров настолько тонкая и детальная, что удается разглядеть даже дымок, вьющийся над крышами изб. Риза также имеет вставки из жемчуга и цветного стекла.
Лилия Саттарова: «По окладу можно прочитать историю развития русского серебра во всем его великолепии»
— Массивный многосоставный оклад из шести предметов формировался на протяжении XVIII—XIX веков. На нем можно найти самые разные даты, вплоть до 1890 года, когда был изготовлен последний предмет. Однако отмечу, что одна из частей малой рамы атрибутируется как работа московских мастеров Оружейной палаты и датируется XVII веком. По окладу можно прочитать историю развития русского серебра во всем его великолепии. Богато и орнаментальное убранство самого оклада. В большую раму вкладывается малая, и только в ней находится киот. Там и будет храниться икона. Раньше она покрывалась стеклом, а теперь этого не потребуется. Икону закроют ризой с убранством из драгоценных камней и поместят под витрину, — сообщила Лилия Саттарова.
«Слава Герострата нам не грозит»
Лилия Сатарова считает, что в дальнейшем было бы неплохо сделать копию ризы для собора, а оригинал вернуть в музей. Тем более что такие примеры есть — Государственный Эрмитаж, например, свои сокровища не отдает. Исключение — мощи святых. Риза же, по словам музейного работника, какой бы высокохудожественной и ценной она ни была, святыней не является.
После подписания декларации Ирада Аюпова отметила, что это действительно потрясающее событие:
— Мы счастливые люди. Мы живем в эпоху, когда во всем мире храмы разрушаются, а в нашей стране, в Татарстане в частности, они возрождаются. Духовность — та основа, на которой зиждется все в нашей жизни — от здоровья до финансового благополучия. Наше счастье в том, что в памяти потомков мы останемся поколением созидателей, которые возрождают святыни. У нас не будет «славы» Герострата.
Оклад Казанской иконы Божией Матери обрел новый дом в воссозданном соборе
Духовные и светские лидеры считают, что святыня являет собой символ Татарстана, а также характерного для республики межконфессионального согласия.
Старинный серебряный оклад-риза, в котором до 1904 года находилась подлинная Казанская икона Божией Матери, поместили в воссозданный одноименный собор в столице Татарстана. Известные искусствоведы, реставраторы и ювелиры при поддержке специалистов Национального музея РТ тщательно восстановили оклад и передали его для выставления в соборе, где его смогут увидеть все желающие.
Как рассказала заведующая отделом спецхранения Нацмузея РТ Зоя Кринская, оклад состоит из 6 предметов: киот; тканевая риза; средник – оклад к раме иконы; внешняя рама оклада; оклад на саму икону, который состоит из рамочки и венца; рамка крепления, которая является частью киота и крепит икону к окладу.
По ее словам, комплекс предметов поступил в Нацмузей в 1939 году из общины Петропавловского собора, куда до этого он прибыл из закрытого в начале 30-х Казанского женского Богородицкого монастыря. Оклад оставался в отделе спецхранения в условиях для сохранения серебра. Впервые оклад можно было увидеть на выставке в 2016 году в Государственном музее Изобразительных искусств. Тогда оклад впервые прошел подготовку к экспонированию, и сейчас оклад снова при помощи реставраторов и ювелиров подготовили к экспонированию.
Комплекс оклада формировался на протяжении XVII-XIX веков ювелирами Казани и, возможно, Москвы. Малая рама является окладом к иконе-раме, сюжеты на 12 клеймах посвящены праздникам Богородицы. На клеймах внешней рамы отражены мотивы «Повести о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы» митрополита Ермогена. При этом не все предметы были частью единого комплекса изначально. Судя по дореволюционным фотографиям, киот из Национального музея вошел в состав оклада позже.
В подготовке оклада к экспонированию участвовали многие сотрудники Национального музея: художники-реставраторы, научные сотрудники отделов спецхранения, вещевых источников и учёта. Работами по металлу занимался художник-реставратор Государственного музея изобразительных искусств РТ Равгат Мухаметшин.
В ходе работы над восстановлением ризы, эксперты сначала ее разобрали, почистили серебро, выполнили фиксацию повреждений, консервацию, а затем снова собрали.
Перевезли оклад в специально изготовленном коробе, в нескольких слоях упаковки, в специальной машине «Спецсвязи» с вооруженной охраной.
— Предмет должен быть показан людям. Конечно, жаль, что он уходит от нас, но мы рады, что его увидели посетители собора, – отметила Кринская.
Акт передачи святыни подписал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. Он поблагодарил реставраторов за выполненную работу, а также выразил признательность за бережное воссоздание собора. К слову, риза застрахована на четверть миллиарда рублей – безвозмездное соглашение с Казанской епархией заключила компания «Альфа-Страхование».
– Очень радостно. Представляете, сколько миллионов людей прикасалось к этой святыне, с какой любовью ее сделали? Очень благодатное чувство мы получаем сегодня. Хотелось бы выразить слова благодарности всем тем, кто построил собор, кто сделал его изюминкой и без того красивого города. Очень благодарны тем, кто принял решение о передаче этой святыни в собор, кто ее сохранил, и кто ее страхует. Это общенародная ценность и святыня, – подчеркнул владыка.
Он отметил, что собор Казанской иконы Божьей Матери – совершенно новый, а этот оклад послужит для создания внутренней связи со старинной иконой, которая была прославлена в Казани.
– Это настоящий мост как благословение божие из того времени в новый собор. Для нас это очень большая радость. Риза будет напоминать о том, какой величественный был храм, как любили люди бога, как сейчас эта внутренняя связь передается в жизнь. Для нас это большая радость, наверное, не меньше, чем если бы сама икона вернулась, – поделился владыка.
Он уточнил, что Ватиканский список иконы в эту ризу устанавливать не будут, потому что исторически он никогда в ней не находился. Они будут стоять в соборе раздельно.
Следует отметить, что в этот же день в Национальной библиотеке РТ прошла международная конференция «Чудотворный Казанский образ Богородицы в судьбах России и мировой цивилизации». На пленарном заседании митрополит Кирилл заявил, что предстоящее 21 июля освящение воссозданного собора Казанской иконы Божьей Матери в нелегкие времена, связанные с пандемией, не может не вселять надежду. Он назвал собор символом единения людей, которые стремятся жить в мире и согласии.
— У нас есть не робкая надежда, а твердая уверенность, что Богородица покроет всех нас своим благословением, – заявил владыка Кирилл.
Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова заявила, что мир и согласие стали настоящей национальной идеей республики.
– В нашей республике многонациональный и многонациональный культурный код. На протяжении многих веков наши две веры сосуществовали, мы дополняли и изучали друг друга. У нас во всем идет дуализм – когда мы восстанавливаем Свияжск, то мы восстанавливаем Болгар. Когда мы воссоздаем православный собор, то тут же строим исламскую академию. Это единство двух ключевых конфессиональных идей нашей республики – это часть нашей культуры. Мне кажется, что это большая ценность. В мире такое встретишь не так часто.
Она сравнила икону с брендом Татарстана, поскольку это одна из святынь, которая является символом нашей земли.
– Мы должны гордиться тем, что живем в такое время и являемся свидетелями таких событий, – подчеркнула она.
В своем выступлении на пленарном заседании она процитировала высказывание президента России Владимира Путина:
«Казань – город, где тесно переплелись культуры Востока и Запада. Это тоже впечатляет, это все видно как на ладони. Веками бок о бок жили люди разной веры и разной национальности. В известном смысле Казань и Татарстан могут быть примером конфессионального и межнационального мира, благополучия и согласия».
Несмотря на то, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл уже 21 июля приедет в Казань для освящения собора, он передал свое послание участникам конференции, где пожелал всем крепости сил, помощи Божьей, благословения и успехов в предстоящих трудах.
– Символично, что именно Казань все чаще становится местом встреч богословов, ученых, представителей православной общественности, занимающихся изучением истории этого чтимого образа. Ведь Казань – не только город, где произошло чудесное явление и обретение иконы пресвятой Богородицы, но и столица Татарстана – многонационального края, в котором на протяжении веков мирно живут и трудятся последователи различных религиозных и культурных традиций. С радостью хотелось бы отметить возросший интерес к научному исследованию истории Казанской иконы, а также богословскому осмыслению феномена ее почитания. Все это убедительно свидетельствует о том, насколько дорог людям сей дивный образ и какое великое значение он имеет для судеб нашего Отечества, – зачитал послание Патриарха епископ Зеленоградский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Савва.
Он отметил роль почившего митрополита Феофана, во многом благодаря которому стало возможным все происходящее.
– Он, безусловно, сейчас на нас сверху смотрит и радуется за всех нас. Может быть, немножко про себя еще ворчит, что все делается недостаточно оперативно и точно, как это было у него и при жизни, – с улыбкой добавил епископ. – Но он сумел убедить в своей персоне, в своих трудах, людей разных традиций, культур и религий. Он сумел увидеть в восстановлении собора залог братского общения людей разного происхождения. Это его большая услуга.
В ходе самой международной конференции, где выступило порядка сотни докладчиков, духовные и культурно-исторические аспекты явления и почитания чудотворного Казанского образа Божией Матери. Лейтмотив всех докладов – мысль о неиссякаемом духоподъемном потенциале образа, воплотившего в себе традиционные духовно-нравственные ценности российского общества – приоритет духовного над материальным, семью, родительство, милосердие, сострадание, жертвенность.
Было подчеркнуто, что вовлечение Казанского образа Пресвятой Богородицы в широкий культурно-исторический дискурс служит благородному делу укрепления и преумножения традиционных российских ценностей, которые, согласно Стратегии нацбезопасности РФ, образуют основу духовной безопасности нашего государства.
Увидеть реликвию воочию, помолиться в стенах воссозданного собора жители Казани и гости города смогут уже 21 июля. После освящения храма доступ в него будет свободным. Все участники молитвенных торжеств, включая прихожан, которые будут молиться на площади, где будет вестись прямая трансляция богослужения, смогут исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
[казанская божья матерь] в категории иконы с окладом
Параметры
Новые лоты
Почта России по городу: 350 руб. по стране: 350 руб.
Почта России по городу: 300 руб. по стране: 300 руб.
Почта России по городу: 0 руб. по стране: 400 руб.
Почта России по городу: 400 руб. по стране: 400 руб.
Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.
Почта России по городу: 300 руб. по стране: 350 руб.
Почта России по городу: 0 руб. по стране: 500 руб.
Другие способы/по договоренности по городу: 0 руб. по стране: 500 руб.
Комментарий: Условия доставки рассчитываются индивидуально. Все лоты отправляю по почте или транспортными компаниями.
Почта России по городу: 500 руб. по стране: 1000 руб.
Курьерская компания по городу: 0 руб. по стране: 1000 руб.
Другие способы/по договоренности по городу: 0 руб. по стране: 1000 руб.
Почта России по городу: 250 руб. по стране: 500 руб.
Почта России по городу: 500 руб. по стране: 500 руб.
Почта России по городу: 150 руб. по стране: 270 руб.
Почта России по городу: 200 руб. по стране: 350 руб.
Почта России по городу: 440 руб. по стране: 450 руб.
Почта России по городу: 100 руб. по стране: 200 руб.
Курьерская компания по городу: 500 руб. по стране: 1000 руб.
Почта России по городу: 400 руб. по стране: 400 руб.
Почта России по городу: 600 руб. по стране: 600 руб.
Почта России по городу: 350 руб. по стране: 350 руб.
Почта России по городу: 250 руб. по стране: 350 руб.
Почта России по городу: 0 руб. по стране: 500 руб.
Комментарий: По РФ
Курьерская компания по городу: 500 руб. по стране: 2000 руб.
Почта России по городу: 200 руб. по стране: 200 руб.
Курьерская компания по городу: 500 руб. по стране: 500 руб.
Личная встреча
Комментарий: метро Красносельская
Почта России по городу: 400 руб. по стране: 400 руб.
Курьерская компания по городу: 700 руб. по стране: 700 руб.
Личная встреча
Комментарий: метро Красносельская
Почта России по городу: 100 руб. по стране: 350 руб.
Личная встреча
Комментарий: Улица Ломоносова дом 18 магазин Коллекционер
Самовывоз
Комментарий: Улица Ломоносова дом 18 магазин Коллекционер
Почта России по городу: 0 руб. по стране: 300 руб.
Почта России по городу: 600 руб. по стране: 600 руб.
Другие способы/по договоренности по городу: 600 руб. по стране: 600 руб.
Другие способы/по договоренности по городу: 300 руб. по стране: 500 руб.
Почта России по городу: 400 руб. по стране: 400 руб.
Личная встреча
Комментарий: м-н «Дублон» Красина 66
Самовывоз
Комментарий: м-н «Дублон» Красина 66
Самовывоз
Комментарий: В Москве, по предварительной договоренности возможен самовывоз предмета: в удобное для продавца время от здания Центрального Телеграфа (метро «Охотный ряд»).