казанская икона божией матери ватиканский список

Казанская икона божией матери ватиканский список

21 июля 1579 года — святитель Гермоген: «Однажды случилось девице той (Матроне) спать в полдень, и внезапно оказалась она посреди двора своего, в котором жила, и тотчас явилась ей чудная и пресвятая икона Богородицы страшным огненным образом, испуская поразительные и огненно-пресветлые лучи, так, что ей казалось, будто эти сияющие от иконы пресветлые лучи сожгут её. И был устрашающий голос от образа, сказавший девице: «Если не поведаешь о словах Моих и не пойдёшь взять от земных недр Мой образ… ты… будешь болеть тяжко до конца дней жизни твоей». Девочка помертвела от страха, а очнувшись, рассказала обо всём матери, показала ей место явления и слезно стала молить её пойти к архиепископу, правителям города и поведать о видениях и сокрытой иконе.

Не поверили архиепископ и правители города Казани о том, что Сама Царица Небесная явила Чудо. Тогда мать девочки начала копать землю в том месте, где указала Богородица. К ней присоединились и другие. Но только сама Матрона смогла взять эту икону от земных недр. Так мы обрели чудотворную икону Божией Матери, которая именуется Казанской и день Явления, которой мы сегодня празднуем. Много чудес было даровано от молитв перед этим чудотворным образом. Много списков с этого образа было сделано.

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Я хочу рассказать судьбу одного из списков с первоявленной иконы Божией Матери Казанская. Этот чудотворный список именуют Казанская (Ватиканская). Почему я хочу рассказать именно об этом чудотворном списке? Это связано с моим личным приходом к Богу. Мой путь ко Господу странным, непостижимым и чудесным образом пролёг из моей России и моей далёкой комсомольской юности в Англию, где я узнала в 1993 году от моих друзей-католиков о явлениях Богородицы в Фатиме (в Португалии) 13 мая-13 октября каждое 13 число месяца 1917 года, и узнала о том, что Матерь Божья накануне октябрьской революции 1917 просила там маленьких португальских детей молиться о России и за мир во всём мире. Эта Весть тогда полностью изменила мою жизнь.

В 1997 году я впервые приехала в Фатиму и узнала там, что христиане-католики в этом святом для них месте Явления Девы Марии так же очень любят и почитают нашу чудотворную икону Божией Матери Казанская. И узнала, что именно в этом святом для католиков месте, ещё недавно хранился с почтением 23 года чудотворный список Богородицы Казанская, который в дни революционных потрясений был коммунистами продан заграницу в частную коллекцию (ещё говорили, что ранее до революции эта икона пребывала в Дивеево), а потом выкуплен за огромные деньги христианами-католиками для последующей передачи в Россию после падения коммунистического режима.

Обо всём этом я вам и хочу рассказать. Эту открытую информацию (ниже) я почерпнула из книги, купленной для меня моим мужем Павлом в сентябре 2019 года в Крестовоздвиженском храме Казанского-Богородицкого мужского монастыря, где сейчас пребывает эта чудотворная икона. Это в 10 минутах пешком от Казанского Кремля. Рядом, в этом же монастыре непосредственно на месте явления чудотворного образа Царицы Небесной в 1579 году, воссоздается собор Казанской иконы Божией Матери.

«…Точного происхождения иконы до сих пор не установлено. В первые годы советской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, в этом потоке переправлен был на Запад и так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери.

Первый раз перед общественностью эта икона появилась в 1920 году: Советы выставляют святой образ на продажу. 1928 году икону выкупил Норман Вайс. Список попадает в Англию и вскоре находит нового «хозяина», которым становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес. в 1953 году коллекционер покупает замок Фарлей Калс в английской провинции Беркшир. Приобретенный им образ Богородицы был открыт для верующих. За чудеса список получил широкую известность среди эмигрантов под именем «Черная Богородица замка Фарлей».

Перовую попытку продать эту икону русским эмигрантам Фредерик М-Х предпринял в 1954 году, обратившись с письмом в архиепископу Иоанну (Шаховскому). Второй раз переговоры о продаже с Америкой начала в 1961 году его наследница. Для исследования и продажи образ прибыл в Сан-Франциско. Было принято решение владыкой Иоанном (Шаховским) начать сбор средств на выкуп иконы. И начался паломнический тур по приходам Америки и Канады. в 1964 году открылась Всемирная ярмарка в Нью-Йорке. И икона была там в специально выстроенном храме-павильоне, где проводились службы. Так чудотворная икона Казанской Божьей Матери перешагнула пределы России, став святыней для христиан всего мира. Но, несмотря на горячие молитвы, искреннее желание верующих и колоссальные усилия меценатов — эмигрантам так и не удалось собрать средства на выкуп чудотворного образа.

Пройдут годы… Во время визита в Москву в 1994 году президент США Билл Клинтон пришел в Казанский собор на Красной Площади. Настоятель выразил соболезнования по поводу смерти его матери и предложил поставить свечку за упокой её души. Клинтон заплакал и поставил свечи к Казанской иконе. Паства спросила про судьбу иконы, которая была когда-то выставлена на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке. Из Америки скоро пришел ответ, что его спец службы потерпели фиаско в расследовании, но уточнил, что след стоит искать в Европе в Португалии.

Что на самом деле произошло мы узнаем из письма владыки Иоанна (Шаховского): «Оставался единственный выход, на который я пошел: согласиться на предложение международной католической организации, посвященной Явлению Божьей Матери в Фатиме, что Католическая Церковь, купив эту икону, оставит до срока её у себя, поместив в храме Фатимы, её там охраняя как святыню, до того времени, когда явится реальная возможность передать её Русской Православной Церкви, которой она и принадлежит».

Икона была выкуплена католиками из частной коллекции за 3 миллиона долларов (для последующей безвозмездной передачи в Россию православным верующим) и 21 июля 1970 года была передана на хранение в место паломничества христиан-католиков в Фатиме (Португалия) в византийскую часовню Домус Пацис (Дом Мира), специально построенную для этой иконы. Икона Божией Матери Казанская являла чудеса и в Фатиме 23 года.

Первого марта 1993 года чудотворный образ увезли из Фатимы в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан. На пресс-конференции во время визита Иоанна Павла II в Фатиму в 2000 году историк из Казани Дмитрий Хафизов (мусульманин по вероисповеданию) в присутствии журналистов задал вопрос: «Где сегодня чудотворный образ, принадлежащий православным верующим?» Тогда и выяснилось, что этот чудотворный образ находится в покоях папы Римского Иоанна Павла II, который пантифик собирается передать в дар верующим РПЦ.

В августе 2004 года папа Римский Иоанн Павел II принял решение передать в дар РПЦ чудотворную икону Казанской Божьей Матери, которая хранилась у него почти 11 лет и перед которой он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой Божией Матери Казанская. 28 августа, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлёвском Успенском соборе, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону нашему Патриарху.

21 июня 2005 года в год 450-летия основания Казанской епархии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по окончании Божественной литургиив Благовещенском соборе Казанского Кремля передал верующим великую святыню…»

БЛАГОДАРЮ ХРИСТИАН-КАТОЛИКОВ ЗА МОЛИТВЫ О РОССИИ И ЗА МИР ВО ВСЁМ МИРЕ, КОТОРЫЕ ОНИ ПОСЫЛАЮТ НАМ-РОССИЯНАМ ПО ПРОСЬБЕ БОГОРОДИЦЫ В ПОРТУГАЛИИ. А ТАК ЖЕ ЗА ТО БЛАГОДАРЮ, ЧТО ОНИ ВЫКУПИЛИ, СОХРАНИЛИ С ПОЧТЕНИЕМ И ПЕРЕДАЛИ БЕЗВОЗМЕЗДНО НАМ-ПРАВОСЛАВНЫМ ВЕРУЮЩИМ ЧУДОТВОРНЫЙ ОБРАЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ КАЗАНСКАЯ. СЛАВА БОГУ ЗА ЭТО! ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ, МАТЕРЬ БОЖЬЯ, НЕ ОСТАВЛЯЙ НАС СВОИМ СВЯТЫМ ПРЕДСТАТЕЛЬСТВОМ! АМИНЬ.казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский списокказанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский списокказанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Источник

15 лет назад из Ватикана в Москву привезли список Казанской иконы Божьей матери. А где подлинник?

Приблизительное время чтения: 10 мин.

Ровно пятнадцать лет назад, 21 июля 2005 года (День явления иконы Божией Матери «Казанская» (1579), в Казань вернулась переданная в Россию из Ватикана копия чудотворного образа знаменитой Казанской иконы. Одно время именно этот образ считался подлинником, обретенным в Казани в 1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. А что же случилось с оригиналом?

Святотатство

Казань.
12 июля 1904 года. 1 час ночи.

Работа у Захарова была хотя и не слишком денежной, но очень ответственной. Монастырь хранил чудотворный образ «Матушки Казанской», заступницы Русской земли. Именно ее молили о победе ополченцы Пожарского в 1612 году и солдаты на Бородинском поле в 1812. Говорили, что сам фельдмаршал Кутузов вынес ее на своем теле из горевшей Первопрестольной.

А жуликов вокруг развелось страсть! Три года назад карманники на Пасху Петропавловский собор подожгли, чтобы в панике обчистить карманы православных. Ничего святого для них нет! А тут одних бриллиантов на иконном окладе, подаренном Екатериной II, говорят, тыщ на сто целковиков.

Скрашивая свое ночное бдение подобными мыслями, старик вдруг услышал царапанье у двери на западной паперти собора Казанской иконы Божьей Матери, в котором хранился чудотворный образ. А затем увидел четырех воров, громадными зажимами ломавшими замок на входе.

Заметив дряхлого старика, к нему бросились двое, с револьвером и ножом в руках.

Позже в зале суда газетный репортер так описывал этого рецидивиста, специализировавшегося на церковных кражах: «. красивый молодой мужчина, с умными и выразительными, но в то же время наглыми до дерзости глазами. Он с некоторой важностью разглаживал свои всклоченные волосы, усы и бороду и суетливо, с гримасами начал всматриваться в публику».

В том же репортаже газетчик описал и 30-летнего подельника Чайкина, профессионального карманного вора Анания Комова (крестьянина села Долженкова Обоянского уезда Курской губернии): «. юркий, подвижный человек с плутовато-хищным выражением глаз и характерным длинным тонким носом, загнутым кверху».

Именно эти двое, угрожая револьвером и ножом, втолкнули сторожа в церковный подвал и заперли. О дальнейшем скупо сообщает предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления: «. около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей. »

Цена потери

Православные в пропаже иконы увидели дурное предзнаменование, говорили: «Богородица уходит из земли русской».

Иван Грозный приказал соорудить в Казани на месте обретения иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была и нашедшая икону Матрена Онучина, принявшая иноческое имя Мавры. Сын Грозного, царь Федор, в 1595 году повелел построить при монастыре каменный храм вместо деревянного, а хранителю царских сокровищ Деменьше Черемисинову приказал украсить икону драгоценными камнями, золотом и жемчугом.

Еще одна известная копия Казанской иконы Божией Матери в 1798 году после визита в Казань Павла I была привезена в Петербург. Сначала древний список находился в деревянной часовне на Петербургской стороне, а потом икону перенесли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году ее установили в построенном Казанском соборе, где она до сих пор и находится.

23 июля 1774 года, когда воинство Пугачева бросилось грабить дома и купеческие лавки, обдирая иконостасы в храмах, паля из пушек по кремлевскому Спасскому монастырю, город запылал.

Именно в этот момент, как писал Пушкин в «Истории Пугачева»,

«. преосвященный Вениамин. в Благовещенском соборе, и на коленях со всем народом молил Бога о спасении христиан. Едва умолкла пальба, он поднял чудотворные иконы и, несмотря на нестерпимый зной пожара и на падающие бревна, со всем бывшим при нем духовенством, сопровождаемый народом, обошел снутри крепость. К вечеру буря утихла, и ветер оборотился в противную строну».

В это же самое время прилетевшее из крепости ядро разбило одну из пушек, установленную прямо в Богородицком монастыре, а с тыла по пугачевцам ударил отряд Михельсона, гнавшийся за Пугачевым от самого Оренбурга.

За семь лет до этого поклониться чудотворному образу приезжала сама императрица Екатерина 11 в сопровождении большой свиты (до двух тысяч человек) и всего дипломатического корпуса. Именно императрица 8 июня 1767 года возложила по бриллиантовой коронке на чудотворную икону и на местный образ Спасителя.

В результате икону украсили две ризы: первая из чистого золота, с 18 крупными бриллиантами и 412 драгооценными камнями; другая сплошь унизана жемчугом, с бриллиантовой короной из 479 бриллиантов, 100 алмазов и 1120 других драгоценных камней. Она и находилась на иконе в ночь похищения.

А 11 июня 1798 года Павел I заложил первый камень в основание нового здания Богородицкого монастыря, на постройку которого он отпустил из казны 25 тыс. рублей. Храм строили по проекту великого русского зодчего Василия Стасова. Снесли его в сталинские времена.

В погоне за святыней

Казань. Кирпично-3аводская улица, дом Шевлягина.
12 июля 1904 года. Через 5 часов после ограбления.

В новом доме на окраине города, где Чайкин арендовал целый этаж, несмотря на предрассветный час, вовсю кипела работа. Чайкин большим ножом кромсал икону Христа Спасителя, а Ананий Комов рубил топором чудотворную икону Казанской Божией Матери. Грабители торопились отделить драгоценные камни и золото от бесполезных для них досок.

Когда все было кончено, теща Чайкина, 49-летняя Елена Ивановна Шиллинг (про которую позже газеты напишут: «. некрасивая, отталкивающей наружности старуха, тип старой сводни. ») сложила разрубленные иконы в железную печку и подожгла.

А в это время монахини монастыря осматривали окрестности в надежде найти следы пропавшей святыни, а газетчики уже набирали тексты с сенсационными репортажами в свежий выпуск новостей.

Поиск по горячим следам результатов не дал. Лишь в соседнем с монастырским двором частном земельном владении Попрядухина было обнаружено два кусочка шелковой ленты и около десяти жемчужин. Помогли газетчики. Казанское «Общество трезвости» назначило премию в размере трехсот рублей тому, кто укажет место нахождения похищенной иконы.

В стенограмме судебного заседания про него записано: «младший унтер-офицер из казанских цеховых, 37 лет, ювелир».

На квартире опытного рецидивиста уже не было. «Теща» заявила полиции, что дочь ее вместе с «мужем» уехали. Казанский полицмейстер Панфилов произвел обыск на квартире Чайкина, но ничего не нашел. Однако все улики вели в эту квартиру, поэтому полиция решила обыск повторить. И не зря.

18 июля в Нижнем Новгороде на пароходе «Ниагара» были задержаны Чайкин с Кучеровой. А 21-го, в день праздника чудотворной Казанской иконы Богородицы, полиция арестовала последнего подозреваемого Анания Комова.

8 декабря того же года все преступники были осуждены. До самой своей смерти на каторге в 1917 году Чайкин утверждал, что сжег икону.

Послесловие

Собирая материал для этой публикации, я встретился с заместителем директора Государственного объединенного музея Республики Татарстан Г. А. Милашевским. Он посвятил меня в детали истории с похищением и показал на старой карте дом, где уничтожали икону. Я побывал на этом месте. Там теперь трансформаторная подстанция.

Говорил и с кандидатом исторических наук Д. И. Хафизовым, консультировавшим администрацию Казани по вопросам возвращения в Казань того списка иконы, который хранился в Ватикане. Мы стояли у окна городской мэрии, смотрели на здание городского музея и обсуждали детали истории.

31 августа 2004 года в Успенском соборе Кремля делегация Ватикана передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию список Казанской иконы. 20 июля Патриарх привез икону в Казань. А 21 июля, когда состоялись торжества по случаю празднования 450-летия Казанской епархии, Патриарх Алексий отслужил в Благовещенском соборе Божественную литургию перед Казанской иконой Божией Матери.

Справка «ФОМЫ»

Казанский образ, возвращенный в Россию в 2004 году из Ватикана, одно время считался подлинником, обретенным в Казани в 1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Эта икона была продана в Лондоне русским купцом Шевлягиным, уехавшим из России после революции. В 1970 году она была передана в церковь Девы Марии в Фатиме (Португалия), а в 1981 подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II. В его покоях икона находилась 11 лет.
21 июля 2005 года (год празднования 1000-летия Казани и 450-летия Казанской епархии) икона была торжественно передана в Казань Святейшим патриархом Алексием.

В России было три особо чтимых образа Казанской иконы (чудесно обретенная и два списка с нее):

1. Явленная икона в Казани – находилась в Богородичном монастыре. Похищена и уничтожена в 1904 году.

2. Икона князя Дмитрия Пожарского. Отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список Казанского образа. Ситуация в войске была таковая, что нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, отбивать новые приближающиеся польские войска, но и смирить разгул, пьянство среди казаков и ополченцев, ранее прибывших под Москву. После трехдневного поста и молитвы всего войска перед Казанской иконой Москва была освобождена. Сейчас этот образ находится в московском Богоявленском соборе в Елохове.

3. Петербуржский список. Петр I считал Казанскую икону особой покровительницей основанного им города, он верил, что благодаря молитве перед ней смог одержать победу над шведами под Полтавой в 1709 году. В 1812 году М.И. Кутузов молился у Казанской иконы. 22 октября (4 ноября по н. ст.) в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов.

Этот образ находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Источник

Новоказанская. Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список27586

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Православная Россия с благого­вением вспоминает, как древнейший список Казанской иконы вновь поя­вился на святом месте обретения. В 2005 году в Казани при многотысяч­ном стечении народа прошел первый молебен перед чудотворной иконой.

Появление этого древнего списка в Казани, в Богородицком монасты­ре, стало одним из главных чудес но­вого времени. Впрочем, вся история обретения чудотворного списка похо­жа на глубокую духовную притчу, ис­тинный смысл которой смогут постичь грядущие поколения. Пока же мы мо­жем лишь полагать, что икона «верну­лась» только тогда, когда Россия всту­пила в новую эру православия и духов­но очистилась, пройдя путь страшных испытаний.

Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, преодолевая границы, прославля­лась, объединяя весь христианский мир.

Она совершила «кругосветное путеше­ствие» из России в Европу через Азию в Америку и вновь через Европу верну­лась «домой». Молитвами Пресвятой Богородицы еще до возращения списка в Россию стали происходить чудеса: ру­ководство Санкт-Петербурга, Москвы, Казани пожелало принять икону у себя, что способствовало возрождению раз­рушенных храмов, освященных в честь Казанской иконы. Так была снята выве­ска «Музей атеизма» со святых стен Пе­тербургского Казанского собора, пре­кратилось кощунство в Москве на Крас­ной площади — в восстановленном Ка­занском соборе возобновились богослу­жения. На месте явления и обретения Казанской иконы был возрожден Богородицкий монастырь.

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

21 июня 2005 года, в год 450-летия основания Казанской епархии, Святей­ший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II по окончании Божественной литургии в Благовещенском соборе Казанского Кремля передал верующим ве­ликую святыню.

История иконы, волей Божией ока­завшейся в последние десятилетия у (папы Римского, вызывала немало споров и даже предположений о том, что это и есть утраченная первоявленная святыня.

Совместная ватикано-российская экспертная комиссия вынесла заклю­чение:

«В Ватикане хранится чудотвор­ный список с первообраза Казанской иконы, датируемый периодом не позд­нее начала XVIII века».

Впрочем, точ­ное происхождение иконы до сих пор не установлено. В первые годы совет­ской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы ис­кусства и старины, в этом потоке пере­правлен был на Запад и так называе­мый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери.

Первый раз перед общественностью эта икона появляется в 1920 году: Советы выставляют святой образ на продажу среди других святынь и ценнейших про­изведений искусства. В те годы прода­жа икон имела массовый характер и шла под лозунгом: «Все, что не нужно наро­ду — вон из революционной России».

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Тогда ее пытался купить ювелир из Лондона Норман Вайс, но сделка не со­стоялась: баснословна была цена, ко­торую запрашивали большевики. Впо­следствии икона была вывезена за гра­ницу и передавалась из рук в руки ком­мерсантами, которые мало смыслили в иконописи, их больше интересовал дра­гоценный оклад. Отдельные камни из ризы иконы изымались и продавались, но существенных утрат, к счастью, не произошло. В 1928 году старинный спи­сок все же выкупил НорманВайс. Спи­сок попадает в Англию и вскоре нахо­дит нового «хозяина», им становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес.

В 1953 году коллекционер покупа­ет замок Фарлей Касл в английской про­винции Беркшир. Местным жителям Хеджес кажется персоной загадочной и неординарной. Списки «Тайме» дают ему характеристику как исследователю, талантливому писателю и путешествен­нику. В 20 лет он отправляется в геологи­ческую экспедицию в Арктику, затем по­сещает Америку. В путешествиях он ста­новится ценителем древностей, начина­ет собирать произведения искусства.

Приобретенный им образ Богоро­дицы был открыт для верующих, стал являть чудеса и получил широкую из­вестность в среде эмигрантов под име­нем «Черная Богородица замка Фарлей». К иконе стали приходить право­славные верующие, в основном — рус­ские из первой волны эмиграции. Рус­ская община предлагала Хеджесу про­дать ей святыню, оставив в его распо­ряжении оклад с драгоценными кам­нями, но безрезультатно. Среди пер­вых паломников, пришедших к обре­тенному чудотворному образу, ока­зались люди высокого духовного зва­ния, представители высшего сословия царской России. Поклониться Казан­ской иконе Божией Матери приезжа­ли митрополит, графы и представите­ли княжеских кровей, среди них — ве­ликая княгиня Ксения Александровна, которая «узнала» в иконе первоявленную. Увы. Одни эмигранты убеждалихозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, дру­гие — в том, что ви­дели ее в столице Рос­сийской империи — Санкт-Петербурге! А между тем мы зна­ем, что Московский и Петербургский спи­ски между собой весь­ма разнятся.

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Ф.А. Митчелл-Хеджес пытался выяснить судьбу оказавшейся у него иконы. Пригла­шенным экспертом становится Сирил Бант — специалист по византийскому искусству музея Альберта и Виктории в Лондоне. Вы­воды эксперта приведены в книге «Рус­ское искусство от скифов до Советов», опубликованной в 1946 году: «Икона Казанской Божией Матери. Старин­ное изображение, покрытое золотом и позолотой, самоцветами, изумрудами, бриллиантами, восточными рубина­ми и т.д. Икона была написана в XVII веке, инкрустация драгоценными кам­нями и работа по металлу были выпол­нены еще позднее».

В 1956 году, при переиздании мо­нографии, автор дает более подроб­ное заключение: «. Краски и дерево, на котором написана икона, абсолют­но сохранились, что было доказано рядом рентгеновских снимков, и кра­ски лишь смягчились с годами, толь­ко еще больше подчеркивая красоту и святость ликов. Это смягчение и по­темнение красок, наступающее с века­ми, стало причиной, почему и знаме­нитый список иконы получил в народе название «Черной Казанской Богоро­дицы». Эксперты схо­дятся во мнении, что икона принадлежит кисти выдающегося иконописца XVI века и представляет собой великолепный образец греко-русского стиля того периода.

Богатая риза ико­ны представляет со­бой также исключи­тельную ювелирную работу, которую следу­ет отнести к XVII веку, и она украшена бо­лее чем тысячей дра­гоценных камней. Такое исключитель­но богатое убранство иконы уже само по себе является доказательством того, что икона пользовалась исключитель­ным почитанием, и указывает на то, что она должна была принадлежать одной из главных церквей в России. ».

Митчелл-Хеджес продал замок в 1958 году за год до смерти и сделал по­пытку продать коллекцию серебра, же­лая собрать хорошее наследство своей семье. Но не успел: 12 июня 1959 года он умер, оставив все состояние приемной дочери Анне. Наследница перевезла иконы в Гонконг. Местная англоязыч­ная газета тогда написала: по легенде, распространенной среди русской эми­грации, когда икона «встанет на место», в Россию вернется вера в Бога — нач­нется эпоха духовного возрождения.

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Первую попытку продать икону рус­ским эмигрантам предпринял еще Фредерик Митчелл-Хеджес в 1954 году, обратившись с письмом к архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому). Владыка впоследствии писал об этом: «Ясно видя всю трудность и даже не­возможность для себя и своей епархии приобрести эту икону, я захотел выяс­нить происхождение этого образа Ка­занской Божией Матери». Экспертом тогда выступил Николай Ефремович Андреев — историк, литературовед и искусствовед, профессор Кембридж­ского университета: «При осмотре вла­делец постоянно твердил о том, что икона тысячелетней давности, из Ка­занского собора в Ленинграде, а кам­ни оклада — из складов драгоценно­стей царя Соломона. 500 фунтов мне предложили за подтверждение, что икона настоящая, явленная, из Санкт- Петербурга. Что, естественно, было с негодованием отвергнуто».

Эксперт провел сравнительный анализ трех Казанских икон, хранив­шихся в Казани, Москве и Санкт- Петербурге. Вот полученные выводы: «Образ Казанской Божией Матери, по­ явившийся в Англии, во многом со­впадает с сохранившимися описания­ми иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т.е. 31 х 27 см). Лик Богома­тери прекрасен, темноват и, несомнен­но, является работой мастера. Написа­на она в итало-критской манере. Лик Младенца в плохой сохранности, и на лике Богоматери нет поновления, как показывает царапина. В глазах празе­лень черная, абсолютно круглая точ­ка зрачка находится в центре радужки, прожилки глаз белые, под носом за­метна празелень. Нос подчеркнут по­лутонами, с празеленью под губой. Лик Младенца написан той же техникой, при этом верхние его веки отмечены белилами, глаза светло-зеленые, а зра­чок — круглая черная точка в центре глаза. Брови едва намечены. Мафорий Богоматери алый с черными описями складок, кайма мафория и две звезды его золотые. Чепец писан темной пра­зеленью с золотыми орнаментальными полосами. Хитон Младенца зеленый, а алый гиматий писан киноварью, оба с золотым ассистом. Нимбы прографле­ны одной линией. Фон темно-красный, поля — черные. Доска липовая, толщи­на ее 2,2 см: шпонки, которые отсут­ствуют, — две врезных встречных.

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи укра­денной иконы, как и положение благо­словляющей десницы. Лик Богородицы полнощекий, что также соответствует описанию украденной иконы как грече­ской. Если же это не есть Казанская яв­ленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую ко­пию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и поч­ти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным па­мятником, тесно связанным с события­ми истории Московской Руси».

Профессор написал подробное письмо владыке Иоанну, но тогда по­купка иконы не состоялась. Второй раз переговоры с Америкой начались в 1961 году, при этом звучало предание эмигрантов о добрых переменах в Рос­сии, которые произойдут при возвра­щении иконы в лоно Церкви. Влады­ка ответил: «В поверья не верю, а глу­боко верю в то, что все доброе в мире и в русском народе зависит от воли и милости Божией, от покаяния людей».

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

О мисс Анне писали в те годы ми­ровые издания, и даже советские «Из­вестия». Вот цитата одной из статей под заголовком: «Мифические сокро­вища пиратов не дают покоя искателям приключений»: «Англичанка Энн Митчелл-Хеджес решила организо­вать экспедицию в Гондурас, где, по ее утверждениям, спрятаны набитые дра­гоценностями сундуки капитана Мор­гана, известного пирата XVII века. По­добная экспедиция нуждается в изряд­ных средствах, и, чтобы финансировать ее, Митчелл-Хеджес рискнула расстать­ся с двумя наиболее ценными предме­тами своей коллекции древностей — чудотворной иконой Казанской Божи­ей Матери и «Черепом судьбы», кото­рый использовался в обрядовых цере­мониях индейского племени майя».

Чем бы ни руководствовалась новая владелица иконы, важно, что в 1962 году образ прибыл в Сан-Франциско для ис­следования и продажи. Почти сразу же из-за заявленной огромной ценно­сти икона была помещена в подземный сейф Sutter-Stockton Office Банка Кали­форнии. Почитание этого святого обра­за было настолько велико, что уже здесь началось моление православных людей к Пресвятой Богородице пред Ее Казан­ским образом. По промыслу Божию, молебны «под землей» служил архиепи­скоп Иоанн Сан-Францисский. Позже по просьбе верующих икона была вы­несена на поверхность земли, и впервые пастыри обеих церковных юрисдикций русского православия в Америке, забыв про взаимные обиды, при огромном стечении верующих, заполнивших Рус­ский Центр Сан-Франциско, совместно служили пред нею молебен. По свиде­тельству очевидца, «все ощущали нео­бычайный молитвенный подъем и уми­ление от дивного образа Богоматери и Богомладенца».

Вот как писала об этом газета «Рус­ская Жизнь» (Сан-Франциско):

«Сей­час Божия Матерь стучится в наши православные сердца через Свою прибы­вающую в наш город из-за океана ико­ну. Стучится, чтобы оживить наши очерствелые сердца, чтобы влить в них веру, чтобы прославить веру православ­ную. Никому из нас неведомы пути Бо-жии, но по вере нашей подаются защи­та и благодать Божия и милости Цари­цы Небесной, а поэтому, как поется в кондаке иконы Казанской Божией Ма­тери, «притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощ­нице, готовому и теплому спасению, по­крову Девы, ускорим на молитву и по­тщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Бого­родица, предваряет на помощь и избав­ляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя».

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

После той памятной службы к вла­дыке Иоанну пришли два хорошо из­вестных в Сан-Франциско обществен­ных деятеля и предложили собрать средства для выкупа иконы и возвра­щения ее в Церковь, а ему — это деловозглавить. Решение владыке давалось с трудом:

«. Меня обуяло малодушие пред многими заботами от такого на­чинания, сомнение в успехе и опасение не завершить этого святого дела, чув­ство моего недостоинства и желание уклониться от предложенного проек­та. Пошли мысли о том, что лучше сби­рать на бедных, чем на выкуп иконы и построение нового храма Богу. Хотя Го­сподь сказал: нищих всегда имеете с со­бою, а Меня не всегда имеете (Матф. XXVI. 2), и храм может стать и становится для многих вдохновителем мило­сердия и помощи ближнему. Опасался я и множества предлежащих здесь хо­зяйственных забот, могущих отвлечь от единого на потребу. Все это побуждало меня отказаться от проекта. Но я все же решил принять на себя. И, если дарует Господь это, хотел бы сделать все, что в силах моих, для того, чтобы икона была возвращена Православной Церкви».

Так в 1963 году при Сан-Францисской и Западно-Американской кафе­дре был образован «Фонд Казанской Божией Матери» для выкупа святы­ни и строительства храма. Архиепи­скоп Иоанн писал: «С верою в помощь Божию и в то, что не случайно прибы­ла к нам, православным города Сан-Франциско, икона Казанской Божи­ей Матери, мы сохраним эту нашу пра­вославную святыню с нами здесь, дабы была она всем, без различия, тихим и добрым пристанищем и избавлением от всяких бед и зол». В конце мая 1963 года святая икона была доставлена в собор Покрова Пресвятой Богороди­цы в Нью-Йорке. Несмотря на отсут­ствие рекламы, весь путь иконы сопро­вождался неожиданно большим при­током верующих (на литургии присут­ствовало более 6 тысяч). Именно это обстоятельство и привело к грандиоз­ным по замыслу планам организации расширенного тура со святой иконой по США и Канаде осенью 1963 года.

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Было решено, что представитель владелицы иконы — Джон Хеннесси в сопровождении еще одного человека — охранника объедет на автомобиле те епархии и приходы в Соединенных Шта­тах Америки и Канады, которые поже­лают молитвенно принять святую ико­ну. Этот тур в прессе получил название «крестового похода для освобождения святой иконы Казанской Богородицы».

В путешествии чудотворный образ все время находился под надежнейшей охраной. Каждый приход, где икона была показана, предоставлял священ­ника для сопровождения «Казанской Леди» до следующей ее остановки. Джон Хеннесси лично носил тяжелый переносной сейф в виде кейса, на ко­торый он надевал наручники, присте­гивая кейс к запястью. В православных приходах за океаном Казанская икона привлекала тысячи верующих, ее появ­ление становилось настоящим празд­ником веры. Владыка Иоанн писал: «Нередки были и случаи чудесного ис­целения безнадежных больных по вере их, о чем я имею, из разных мест, сви­детельства наших священников». Мно­гие исцеления, как и в годину обрете­ния иконы, были связаны со зрением.

В Вашингтоне более семи тысяч че­ловек пришли поклониться русской святыне. «Нью-Йорк Тайме», «Геральд Трибьюн» и «Вашингтон Пост» публи­ковали фоторепортажи о «крестном туре» на первых полосах.

Собор в Сан-Франциско

Многочисленные случаи исцеления больных и исполнение просьб верую­щих, обратившихся через икону с мо­литвой к Заступнице, подтвердили чу-дотворность Казанского образа и при­умножили поток пожертвований. Аме­риканские христиане очень хотели, что­бы святой образ остался на континен­те. Благоговение перед святым образом ускорило строительство храма во имя Казанской иконы в Сан-Франциско.

В 1964 году открылась Всемирная ярмарка в Нью-Йорке. Архиепископ Иоанн испросил у митрополита Леон­тия благословение на проведение вы­ставки Русской Православной Церкви Америки на Всемирной Нью-Йоркской ярмарке. Предполагалось воссоздать русскую православную часовню Форт Росс в виде храма-павильона, где про­водились службы. Святая икона долж­на была демонстрироваться до конца всей ярмарки. Посетители выставки приходили помолиться перед Казан­ской иконой Божией Матери за свою судьбу и судьбы мира.

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Павильон стал символом веры хри­стианской, почитания Матери Божией и сострадания к гонимой Церкви. Так чудотворная икона Казанской Божи­ей Матери перешагнула пределы Рос­сии, став святыней для христиан все­го мира. Теперь изображение Казан­ской иконы можно встретить не толь­ко в России, но в храмах и домах веру­ющих в Италии, США, Ватикане, Поль­ше. Важно, что икона явилась на вы­ставке не как редкий экспонат, а имен­но как предмет почитания. Православ­ный храм-павильон в течение двух лет был духовным свидетельством о жизни православия в Америке, он украсил то место, где в тридцатых годах стоял па­вильон СССР. Символично, что с это­го места возносились молитвы Господу о судьбе православной России. Актив­ная деятельность архиепископа Иоан­на (Шаховского) была замечена в Мо­скве. В 60-е годы в советской прессе по­явился ряд критических публикаций.

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Но, несмотря на горячие мо­литвы, искреннее желание ве­рующих и колоссальные усилия меценатов, американский период ее прославления подходил к завер­шению. Святой образ готовился в об­ратный путь — «домой».

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Увы, эмигрантам так и не удалось собрать средства на выкуп чудотворно­го образа. Владыка Иоанн обратился к Анне Митчелл-Хеджес с просьбой пе­редать ее в дар Русской Православной Церкви в Америке. Со своей стороны, он гарантировал, что икона вернется в Рос­сию, когда там прекратятся гонения на веру. Ответа из Европы он так и не по­лучил. По прошествии двадцати лет вла­дыка Иоанн писал:

«То, что на моем пути встретил я неудачу, можно понять, хотя истинный смысл вещей может открыть­ся только православному оку. Вне Рос­сии иконе нет места, а в Россию ей пути сейчас «заказаны», не даются. Труд­но даже русским в достаточной мере ее охранить. Мы еще не дозрели до осозна­ния глубокого значения этого пути».

Пройдут годы. Во время своего ви­зита в Москву в 1994 году президент США Билл Клинтон пришел в Казан­ский собор на Красной площади. Ви­зит был очень трогательным. Настоя­тель выразил Клинтону соболезнова­ние по случаю смерти матери и пред­ложил поставить свечку за упокой ее души. Президент заплакал и поставил свечи к Казанской иконе Божией Матери. Паства попросила ми­стера Клинтона выяснить судь­бу Казанской иконы, выставля­емой на Всемирной ярмарке в Нью-Йорке. Из Америки вскоре пришло послание: президент вы­сказывал сожаление о том, что его спецслужбы потерпели фиа­ско в расследовании, но уточнял, что след стоит искать в Европе, в Португалии.

Долгая дорога домой

После стараний американской пра­вославной миссии за дело взялась ка­толическая «Синяя Армия». Местом хранения иконы были США, Лиссабон, Фатима (Португалия).

В начале 1970 года ректор Россий­ского Католического Центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско отец Карл Пацельт узнал, что чудотвор­ную Казанскую икону собираются про­дать частным лицам, выставив на аук­цион. Решив не допустить этого, он об­ратился в Апостолат Святой Фатимы в США. С помощью Джона Хэфферта — главы Апостолата, Пацельт орга­низовал всемирную кампанию по сбору средств, которые позволили приобре­сти икону. Цена, за которую BlueArmyкупила икону, не разглашается, но явно исчисляется миллионами долларов.

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Появление русской святыни в Фатиме было символичным. Пророчества Богородицы, явившейся детям из глу­хой португальской деревушки, каса­лись будущего мира и России. Матерь Божия явилась детям в канун Октябрь­ской революции и поведала о страш­ных испытаниях, которые ждут нашу страну, предсказав грядущую Великую Отечественную войну.

Выкупленная католиками Казан­ская икона уже 21 июля 1970 года, в праздник обретения святыни, была пе­редана в церковь Святой Фатимы. По­сле молитв в часовне Богоявления в Кова де Ирия, икона была перенесе­на в византийскую часовню ДомусПацис. Но доступ к ней еще долгое время был закрыт для верующих, икона хра­нилась в бронированном сейфе банкав Лиссабоне: византийская часовня не могла обеспечить достойную защиту. В дни холодной войны католики опаса­лись «коммунистической мести» — по­хищения или уничтожения чудотвор­ного списка. Икона приносилась в свя­тилище Фатимы только в дни главных праздников.

Вскоре защиту усилили. Офи­цер ВВС Павел Близнецов, бежавший из России, получил сан католическо­го священника и стал первым священ­ником Византийского центра в Фатиме. Позже у него принял дела ирланд­ский священник византийского обря­да отец протоиерей Иоанн Моватт, ко­торый организовал прием паломников и построил часовню во имя иконы Ка­занской Божией Матери. Икона явля­ла чудеса и в Фатиме, ее ризу украсило «несколько сотен драгоценных камней и более тысяч жемчужин» за помощь и заступничество, которые верующие получили через икону от Пресвятой Богородицы, по своим молитвам. И всеже католики понимали: пребывание ве­ликой православной святыни у них — временное.

Из письма владыки Иоанна (Ша­ховского):

«Оставался единственный выход, на который я и пошел: согла­сился на предложение международной католической организации, посвящен­ной Фатимскому явлению, что Католи­ческая Церковь, купив эту икону, оста­вит до срока ее у себя, поместив в хра­ме Фатимы, ее там охраняя как святы­ню, до того времени, когда явится ре­альная возможность передать ее Рус­ской Церкви, которой она и принадле­жит».

Основной мыслью и мотивом по­купки иконы (всегда продавался толь­ко оклад, чтимый образ считается бес­ценным!) была грядущая передача иконы освободившейся от коммуниз­ма России, во что все участники спасе­ния иконы свято верили. Отец Иоанн Моватт писал:

«. Икона должна быть когда-то возвращена в Казань. И я счи­ тал, что и сама Богоматерь была бы за то, чтобы это время пришло скорее».

Новоказанская икона в новой России

Чудотворный образ 1 марта 1993 года увезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где за­няла давно приготовленное для нее ме­сто, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Свя­тейшество сам потребовал, чтобы ико­ну привезли в Рим, потому что хотел лично отвезти ее в Россию.

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Впервые о том, что Казанская ико­на хранится у папы, ватиканские чи­новники официально заявили лишь через семь лет. На пресс-конференции во время визита Иоанна Павла II в Фатиму в 2000 году историк из Казани Дмитрий Хафизов в присутствии жур­налистов задал вопрос: «Где сегодня находится святой образ, принадлежав­ший православным верующим?». От­вет был лаконичным: «Казанская ико­на находится в личных покоях папы». Затем Ватикан опубликовал эту ин­формацию и вскоре принял делегацию г. Казани, кульминацией встречи стала аудиенция мэра города Камиля Исхакова у папы Иоанна Павла II.

По промыслу Божию, в судьбе чудот­ворной иконы приняло деятельное уча­стие огромное число людей: Патриарх Московский и всея Руси, папа Римский, президенты США и России, дипломаты Италии, Германии, России, Ватикана, ду­ховные и светские лица, великое мно­жество простых православных, католи­ков и мусульман. Духовная, миротворче­ская, объединяющая миссия Казанской иконы Божией Матери еще будет по до­стоинству оценена потомками.

Об истории иконы и в России было немало споров. Ясно одно — передан­ный в Россию образ Казанской Божи­ей Матери несомненно является чу­дотворной иконой. Об особом почита­нии иконы в дореволюционной России свидетельствует ее великолепный дра­гоценный оклад. Протоиерей Иоанн Чепелев говорил: «Святые чудотвор­ные иконы потому должны быть цен­ны для русского народа, что они намо­лены русским народом, что на них за­стыли слезы, что на них горе, страдания человеческие невидимо присутствуют, потому что веками на этих иконах рус­ский народ на вечные времена оставил как бы в завет нам, его потомкам, ни­чем не смываемые духовные красоты, бесценные красоты веры, веры в Го­спода Бога. Поэтому, Бога ради, пре­кратите умничать там, где надо в сми­рении преклонить колена перед Госпо­дом. Не «обмирщайте» святыни Божи­ей прикосновением к ней мудрования человеческого. Помните завет ветхоза­ветный, данный пророку: «Иззуй пре­жде обувь твою и только тогда при­близься к купине несгораемой». Не считайте, сколько камушков на иконе, а считайте, сколько на ней слез, изли­тых в неизбывном людском горе».

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

В августе 2004 года папа Иоанн Па­вел II принял решение передать в дар Русской Православной Церкви чудот­ворную икону Казанской Божией Ма­тери, которая хранилась у него более 10 лет и перед который он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении ты­сяч верующих прошла торжествен­ная церемония прощания с иконой Ка­занской Божией Матери. 28 августа, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском со­боре, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером пере­дала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Некоторое время остава­лось нерешенным, в какой город икона будет передана на сохранение? Пресвя­тая Богородица распорядилась судь­бой чудотворного образа. По решению Патриарха всея Руси Алексия II свя­той, бесконечно чтимый казанцами об­раз Божией Матери засиял в храме Ка­занского Богородицкого монастыря.

Своим возвращением святой образ знаменует начало возрождения пра­вославия, предлагает новый источник благодатной помощи и силы всем при­ступающим к нему с искренней верой и молитвой.

Казанская икона Божией Матери в космосе

После явления Казанской ико­ны Божией Матери началась дер­жавная история России: под покро­вом Богородицы состоялось присое­динение земель, расширение границ на восток до Сибири. Православные традиции закрепились на освоенных землях.

Удивительно, но и в новом веке продолжаются древние традиции. Современная история России нераз­рывно связана с освоением космиче­ского пространства. Впрочем, путе­шественники к звездам в годы суще­ствования атеистического государ­ства, конечно же, не получали напут­ственного благословения служите­лей Церкви и не брали на борт кора­блей святые иконы.

Только в 2011 году Заступница рода христианского — святая Казан екая икона полетела в космос. Те­перь Одигитрия благословляет путе­шественников в открытом простран­стве.

казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть фото казанская икона божией матери ватиканский список. Смотреть картинку казанская икона божией матери ватиканский список. Картинка про казанская икона божией матери ватиканский список. Фото казанская икона божией матери ватиканский список

Это случилось 13 марта 2011 года, в первую неделю Великого по­ста, в праздник Торжества право­славия. После завершения Боже­ственной литургии в кафедраль­ном соборном Храме Христа Спаси­теля Святейший Патриарх Москов­ский и всея Руси Кирилл попривет­ствовал присутствовавших на бо­гослужении представителей Феде­рального космического агентства. Со словами благословения он вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А.Н. Перминову и чле­нам экипажа космического кора­бля «Юрий Гагарин» российским летчикам-космонавтам А.М. Самокутяеву и А.И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери.

«Радуюсь, что в день, когда мы вспомина­ем победу иконопочитания, ког­да мы с особым торжеством покло­няемся в центре храма святым ико­нам, я мог вручить вам и российско­му экипажу Международной косми­ческой станции икону Божией Ма­тери. Я хотел бы, чтобы этот об­раз был взят на борт космического корабля во время юбилейного полета.

Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями ми­ром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается покров Пречистой Царицы Небес­ной. В этом смысле российские кос­монавты, помимо своих очень слож­ных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять духовную миссию. Да хранит вас Го­сподь».

7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную косми­ческую станцию. Теперь Казанская икона Божией Матери хранится в российском сегменте станции.

Как тут не вспомнить шутки о том, что первый космонавт СССР «был в небе, а Бога не видел». Сим­волично, что в 50-летнюю годовщи­ну покорения космоса Святая За­ступница освятила корабль, нося­щий имя героя.

Пусть же наш земной шар, весь наш мир навеки остается под покро­вительством Пресвятой Богородицы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *