казанский храм никольск вологодская область
Никольск. Церковь Казанской иконы Божией Матери.
Казанская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Казанский храм в Никольске был задуман во имя Пресвятой Богородицы, в честь ее Казанской иконы, явленной возле речки Дуниловки крестьянину Диомиду Крохалевскому. Икона всенародно почиталась в этих краях и прославлялась как чудотворная.
В 1890 году прихожане Никольского Сретенского собора обратились к властям с прошением о строительстве новой церкви. В апреле того же года было получено разрешение Великоустюжского Духовного Правления, подкрепленное планом будущего здания и проектом строительства, предоставленным Вологодским Губернским Строительным отделением. Со времени обращения прихожан до начала стройки прошло полгода, и вот, наконец, настал долгожданный момент: «. 30-го июня текущего (1891) года, – сообщал об этом событии священник Александр Замараев, – Господь благословил с подобающею торжественностию и по чиноположению Святой Церкви положить основание сему Святому Храму, на радость граду нашему и утешение всему Соборному приходу». Уже через три месяца состоялась закладка престолов. Председатель попечительства, городской голова Е. Рыжов издал по этому случаю специальное распоряжение: «Никольское Церковно-Приходское попечительство покорнейше просит всех торговцев города Никольска по случаю имеющего быть 29 числа сего сентября, в воскресенье, Священного торжества с крестным ходом к вновь строящейся в г. Никольске церкви для закладки престолов. Во время Божественной Литургии и крестного хода, впредь до возвращения последнего в Собор, закрыть все торговые, промышленные заведения. ».
Все работы по строительству нового храма производились исключительно за счет добровольных пожертвований, сбор которых проходил с 1889 года и занял 15 лет. Началу сбора средств положило прошение от 22 апреля 1889 года городского церковного старосты Семена Сергеевича Лешукова и сельского старосты Родюкинского прихода Андрея Матвеевича Тропина. В прошении, поданном на имя епископа Великоустюжского Иоанникия, старосты от имени своих прихожан указывали и саму организацию сбора средств, которая включала: 1) кружечный сбор в церкви и на рынке; 2) сбор по подписке с обязательной фиксацией в специальной ведомости; 3) рассылка частных писем купцам; 4) сбор с прихожан согласно приговору последних. Организация работ и контроль за их выполнением находились в ведении церковно-приходского попечительства. В попечительство избирались от прихожан самые уважаемые люди, известные своей порядочностью, деловитостью, инициативой и умом, а главное – радением о церкви. Основу попечительского совета составили купцы: Поповы, Панов, Спирин, Ильины, Сорокины, Рыжковы, Шереметьев, Сумароков, Лешуковы, Пьянковы, Барболины, Слепухин, Шемякин; среди попечителей много было и крестьян. Возглавлял попечительство сам городской голова, известный Никольский купец Евгений Яковлевич Рыжков. Все «господа попечители» (так было принято именовать их вне зависимости от сословий) регулярно осматривали ход и результаты каждого вида работ, собирались для принятия важных решений по текущим делам. В компетенцию председателя входила рассылка письменных уведомлений о времени и месте встреч и обсуждений.
Ходом строительных работ непосредственно руководил младший архитектор Вологодского Губернского Правления Петр Александрович Федоров. Он следил лично за качеством материала и работ, за точным соблюдением технологии. В частности, за тем, чтобы воду для строительного раствора брали только проточную, из реки. Перед началом строительства П.А. Федоров в присутствии попечителей взял пробы грунта, для того чтобы убедиться в правильности (с точки зрения безопасности) выбора места. Качество постройки, которая и до сих пор находится в прекрасном состоянии, говорит о том, что Петр Александрович отлично знал свое дело.
24 августа 1891 года был завершен первый важный этап работ: выборные от прихожан и попечителей осмотрели готовый фундамент и цоколь и остались довольны. К 1893 году возникла финансовая проблема: израсходовались средства на постройку, и прихожанам пришлось обратиться к епископу Вологодскому и Тотемскому Израилю с просьбой дать благословение на сбор средств для продолжения строительства храма на территории всей европейской части России. Кроме того, настоятель Сретенского Собора протоиерей Александр Замараев вновь обратился к своим землякам с воззванием, строки которого без волнения читать было невозможно: «При помощи Божией, по минувшее лето сего 1893 года здание церкви возведено почти по окна, средства ж денежные истощились, жертвы прихожан, в последствие недостаточных в последние годы урожаев хлеба становятся ныне настолько малозначащие, что оными едва-едва можно будет оправдать уплату за подготовленный кирпич. Оставлять же Святое дело на неопределенное, более продолжительное время при настоящем положении построенного здания и небезопасно для самого здания и крайне грустно для христианского чувства. Посему в нашем благом и Святом предприятии одна теперь надежда на милостивых благотворителей вне нашего соборного прихода, благочестивых христиан – жителей Никольского уезда, к которым, с разрешения местных Властей, и обращаемся с мольбой. Помогите, возлюбленные во Христе братие, нам при построении Храма Божия! За всякую жертву вашу великую и малую, которую мы примем с величайшей благодарностию, и Милосердный Господь не оставит вас Своею милостию по молитвам Пречистой Своей Матери и преподобного отца нашего Сергия, как в сей жизни пошлет Святое Свое благословение на Вас, на Ваши семейства и на ваши честные труды и предприятия, и силою Честного и Животворящего Креста Господь избавит вас от всех бед и скорбей, так и в будущей жизни помянет Вас за Вашу милость в Царствии Своем».
Казанская церковь – крестово-купольный храм около тридцати метров высотой с большой колокольней. Построен он в византийском стиле. Величественный купол диаметром в десять метров венчает трехметровый крест, колокольня имела высокий шпиль с крестом, крыша крыта по закомарам, что подчеркивает красоту самой конструкции в сочетании вертикали и полукружия арки. Декор строгий и выразительный. С северной и южной сторон – два высоких каменных крыльца с двускатной крышей. По своему облику храм напоминал самые древние русские храмы: Киевскую Софию, с другой стороны, он несет на себе печать русской архитектуры XIX века. Храм необычен для северной традиции и совершенно уникален для Вологодской губернии.
Постепенно строительство близилось к завершению. Известь на стройку возили из Аргуновской волости, из деревни Слуда крестьяне Андрей и Макар Перфильевичи Шиловы. Само название этой деревни – Слуда – вызывает в памяти вид извести из этих мест, как бы искрящейся от множества кристалликов слюды. Штукатурка в храме белоснежная и по сей день, в отличие от современной, которая содержит цемент.
Каменный пол в церкви настилал выходец из Вятки Александр Кузьмич Шемякин. Крышу покрасил великоустюгский мещанин Илья Алексеевич Буравкин. Деревянный иконостас изготовил резных дел мастер Михаил Николаевич Дмитриев. Он выполнил резьбу, левкас и позолоту рамы стоимостью 1.700 рублей. Одежду престола (чеканка по металлу) выполнил крестьянин Кологривского уезда Дмитрий Воронцов.
В 1898 году духовные власти объявили особый сбор: «Радетели благочестия Храма Божия приглашаются к пожертвованию на позолоту шара под крест колокольни вновь строящейся церкви в городе Никольске». Отдельно собирали средства на позолоту крестов.
В начале XX века, уже в бытность нового настоятеля Сретенского собора, к которому была приписана Казанская церковь, – священника Иоанна Гвоздева, стали собирать средства на написание икон. Иконостас заказали в Москве в 1904 году иконописной артели под началом Ивана Максимовича Челяпова, крестьянина Пронского уезда села Дурнаго. Он написал около трех десятков икон местного ряда «лучшего художественного письма с золотой чеканкой, эмалью по кайме», по цене 65 рублей за икону, и 27 икон праздничного ряда. Общая стоимость иконостаса (без деревянной резьбы) составляла 2.240 рублей. Он был полностью готов к марту 1906 года, когда богослужение в Казанской церкви уже совершалось. Начало богослужений в Казанском храме следует относить к 1905 году, но никаких документов об этом событии пока не найдено.
Казанская церковь представляет собой большое каменное здание с трехчастной осевой симметричной планировкой и включает в себя паперть, храм и алтарь, с двумя боковыми приделами, примыкающими к храму с севера и юга, каждый с собственным алтарем. Между трехгранными апсидами храма и приделов устроены двухгранные вставки притворов. Выделяется кубический основной объем храма, на котором установлен возвышающийся над остальными объемами восьмигранный (со скошенными углами) полуярус, а на нем, на ступенчатом основании – шестнадцатигранный большой световой барабан, завершенный куполом с тонкой граненой шеей, на которой укреплено яблоко и крест на шатрике. К северной стене северного придела пристроено небольшое крыльцо бокового входа, над папертью ранее возвышался объем трехъярусной колокольни, с двумя нижними четвериковыми ярусами, восьмигранным ярусом звона и завершением в виде восьмигранного купола со шпилем и крестом. Утрата колокольни существенно изменила характер объемно-пространственной композиции церкви.
Фасадный декор церкви выполнен в манере эклектики с явным влиянием русско-византийского стиля. В нижней части стен выделен ступенчатый цоколь, на стенах алтарной части цоколь особенно высок и снабжен большими продухами. По верху стен всех объемов проходит широкий венчающий карниз с мелкой и сложной профилировкой. Световой барабан храма не имеет венчающего карниза; каждая из шестнадцати граней барабана завершена лопастной закомарой, обведенной тройным валиком. Вертикальные членения фасадов выражены слабо. На углах объемов приделов и центральной апсиды помещены неширокие лопатки, в верхней части стен, под валиком фриза, соединенные поясом такой же ширины. Стены прочих объемов гладкие, только на углах паперти помещены широкие пилястры. Арочные оконные проемы заглублены относительно плоскости стен. По верху они украшены широкими архивольтами, причем по два окна на западных стенах приделов и по три – на боковых стенах паперти объединены архивольтами, смыкающимися в пятах; узкие межоконные простенки украшены штукатурными тягами.
Северный боковой вход украшен плоским арочным порталом; в круглой, обведенной пояском нише над входом помещена иконка. На углах крыльца – трехчетвертные колонны тосканского ордера с коническими уширениями на капителях. Грани восьмерикового полуяруса над основным объемом храма украшены тройными арочками. На углах светового барабана – пилястры с расширяющимися кверху капителями. Декор западного фасада паперти утрачен, по старым фотографиям видно, что арочный вход на паперть был оформлен порталом с треугольным фронтоном над ним. При входе с запада ныне восстановлено открытое крыльцо. Такое же крыльцо сохранилось на южном фасаде южного придела. По-видимому, крытого крыльца, подобно имеющемуся на северном фасаде, здесь не было. В интерьере помещения паперти и приделов перекрыты высокими коробовыми сводами. Эти помещения связаны с храмом широкими арками. Восемь больших окон барабана позволяют отлично осветить храм. Широкая арка связывает храм с алтарем, межалтарные притворы имеют плоские потолки.
Никольский район. Город Никольск. Храм Казанской иконы Божией Матери
Храм Казанской иконы Божией Матери г. Никольска, действующий.
Настоятель иерей Александр Мелков.
Страница ВКонтакте – Православный народ г. Никольска.
Историческая справка
Решение о строительстве в г. Никольске каменного Казанского храма было принято Великоустюжским Духовным Правлением в связи с большим увеличением числа прихожан имевшегося в городе Сретенского Собора. 13 июля 1891 г. (здесь и далее даты указаны по новому стилю) была совершена закладка храма. В 1905 г. строительство храма по проекту губернского архитектора Ф.Ю. фон Фриде было завершено, кроме позолотных и малярных иконостасных работ.
В храме было два придела: южный, в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, и северный, во имя преподобного Сергия Радонежского, Чудотворца.
В 1935 г. храм советской властью был закрыт. Он пустовал до середины 50-х годов, затем была сломана колокольня, и здание храма стало переходить в пользование разных организаций, последней из которых стал Никольский Межхозяйственный лесхоз, который молол в храме муку.
Возобновление жизни храма началось с 1990 г., когда была демонтирована мельница, и здание было передано Никольской общине верующих. Начались ремонтно-восстановительные работы, первым был закончен южный придел. И в нём 4 ноября 1990 г., в храмовый праздник, Высокопресвященнейшим Михаилом, архиепископом Вологодским и Великоустюжским, была совершена первая Божественная Литургия после 55-летнего перерыва.
Невозможно перечислить всех, кто участвовал в святом деле возрождения Казанского храма, вот лишь некоторые имена: иеромонах Ефрем (Виноградов), прот. Сергий Колчеев, Александра Дмитриевна Тропина, Надежда Андреевна Лешукова, Анастасия Минеевна Воронина, Александра Ивановна Рыжкова, Нина Исааковна Карачева, Александр Александрович Шехурин, Алексей Григорьевич Рыжков, Никон Егорович Шемякин и многие другие.
Святой праведный Александр Баданин, владыка Иерофей, епископ Никольский, иеросхимонах Серафим (в миру Сергий Военский)… Вот они, «живые камни», лежащие в основании здания веры православной на Никольской земле.
Святой праведный Александр Баданин родился в 1843 году в Никольске в семье диакона Сретенского собора Николая Петровича Баданина, окончил Никольское духовное уездное училище. Он является святым молитвенником за Никольскую землю, свою малую Родину.
С 1991 по 2003 год настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери был протоиерей Сергий Колчеев. Именно с его именем связана большая часть новейшей истории храма, именно он начал восстановление не только церковных стен, но и человеческих душ, возродил духовную жизнь на Никольской земле. Им была открыта воскресная школа для детей школьного возраста, в общеобразовательных школах началось преподавание факультативных курсов, связанных с Православием.
Под духовным руководством о. Сергия в Никольском районе образовалось 6 православных общин верующих: в Никольске и в деревнях Аргуново, Завражье, Кожаево, Дунилово, Дёмино. Впоследствии из них выросло 3 православных прихода с восстановленными храмами, в которых регулярно совершаются Богослужения.
С 2004 года по 2007 год настоятелем храма был иерей Димитрий Фомин. При нем продолжились ремонтные работы по благоустройству храма и около церковной территории.
С 2007 по 2008 год настоятелем был назначен иерей Александр Краев, в связи с переводом иерея Димитрия Фомина в Великий Устюг.
В конце декабря 2009 года настоятелем назначен иерей Александр Мелков, священнослужитель прихода.
Судьбы, ставшие историей. » Жизнь за веру. (к 65-летию со Дня рождения иерея Сергия Колчеева)»
Плосковская сельская библиотека публикует исследовательские работы учащихся и взрослого населения об истории родного края.
««Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их».
Апостол Павел.
Информационно-методический центр культуры и туризма
Церкви:
Церковь Казанской иконы Божией Матери (1888-1906 гг.), г. Никольск
Казанский храм в Никольске был задуман во имя Пресвятой Богородицы, в честь её Казанской иконы, явленной возле речки Дуниловки крестьянину Диомиду Крохалевскому. Икона всенародно почиталась в этих краях и прославлялась как чудотворная.
Казанская церковь – крестово-купольный храм около тридцати метров высотой с большей колокольней. Построен он в византийском стиле. Величественный купол диаметром в десять метров венчает трёхметровый крест, колокольня имела высокий шпиль с крестом. Декор строгий и выразительный. По своему облику храм напоминал самые древние храмы: Киевскую Софию, с другой стороны, он несёт на себе печать русской архитектуры 19 века. Храм необычен для северной традиции и совершенно уникален для Вологодской губернии. Деревянный иконостас изготовил резных дел мастер Михаил Николаевич Дмитриев.
Церковь во Имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, д. Байдарово (1889 г.)
Церковь Георгия Победоносца и Преображения Господня (1834-1853 гг.) и Церковь Михаила Архангела (1883 г.) д. Аргуново
В дни религиозных праздников верующая часть местного населения совершала моления с обходом церкви по периметру, возложения монет и других приношений (в основном сладостей) на сваленные с макушек церкви к подножию православные кресты и в проёмы ажурных оконных решёток.
Ввиду отсутствия надлежащего ухода, церковное кладбище заросло.
В церкви Георгия Победоносца в советское время был расположен склад промтоваров и хозяйственного имущества колхоза. Комплекс стоит на горе в очень красивом месте. Внизу расстилаются необъятные поля, по которым извиваясь течет довольно широкая река Шарженьга.
В настоящее время Георгиевская церковь является действующей, она постепенно восстанавливается и налаживается жизнь прихода. Церковь Михаила Архангела полуразрушена, также ведутся восстановительные работы.
Крестовоздвиженская церковь (1885-1925 гг.), д. Пермас
Существовала и действовала церковь до 1930 года. Старую, зимнюю церковь разрушили до войны. Собирались разрушить и вторую (летнюю) церковь, но потребовалось здание церкви для хранения зерна, поэтому в ней разместили склад.
В 1990 году церковь была отремонтирована, и там разместился Дом культуры. В Настоящее время церковь восстанавливается.
Церковь Казанской иконы Божией Матери (1865 г.), д. Дунилово
Дуниловская чудотворная явленная икона Божией Матери – главная святыня Никольского края. Во всей России едва ли найдется несколько мест, в которых сохранились до наших дней живые святыни родной веры, живые святыни православия. Дуниловская икона является средоточием духовной жизни православного населения Никольской земли, она неразрывно связана с его историческими судьбами в прошедшем, настоящем и будущем.
Чудесное явление Дуниловской иконы произошло 12 июля (по новому стилю) 1677 года. Государственный крестьянин из Кичменгского Городка Диомид Крохалевский перебрался со всей семьей на жительство в Никольскую Слободку, теперешний город Никольск. В стародавние времена Никольская Слободка со всех сторон была окружена непроходимыми лесами. Диомид Крохалевский вместе с сыновьями расчищал места под сенные покосы по берегам Юга-реки и добрался до устья речки Дуниловки. Место ему понравилось, и он решил здесь задержаться. 12 июля, в праздник святых апостолов Петра и Павла, Диомид сидел на берегу Юга и ловил рыбу. Внезапно его внимание привлек некий предмет, находящийся неподалеку. Он увидел икону, стоящую вертикально на сухих сучьях, никем не поддерживаемую. От иконы исходил необыкновенный свет.
Пораженный удивительным явлением Диомид стал молиться, затем высек в большом дереве углубление и поставил туда икону, а сам поспешил в ближайшее селение, чтобы поведать о случившемся. Благая весть быстро разнеслась по округе – люди из окрестных сел и деревень спешили поклониться новоявленной иконе Пресвятой Богородицы. Священники с причтом церковным приходили на место явления и совершали молебны. Благодать Божия совершала чудотворения. По вере своей больные получали исцеление, помолясь от всего сердца перед новоявленной иконой и приложившись к святыне Диомид с сыновьями вскоре поставил на месте явления часовню и поместил в ней икону.
Постепенно вокруг часовни стали селиться крестьяне – так возникла деревня Дунилово, существующая и поныне. Местные жители в Дунилове и сегодня с благоговением укажут вам место явления чудотворной иконы на берегу Юга, где некогда стояла деревянная часовня с граненым алтарем и одной главкой, крытой осиновым лемехом.
Место явления иконы, где стояла часовня, весною затоплялось. Поэтому дуниловские крестьяне с благословения священноначалия решили построить на новом месте, но уже не часовню, а церковь. По молебствии Пресвятой Богородице была пущена стрела из лука; стрела упала на другой берег Юга, прямо против места явления, где вскоре – в 1712 году – была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.
Итак, место постройки храма как бы указала Сама Пречистая. Здесь на горке и поныне стоят две церкви: деревянная 1712 года и каменная, построенная позже, в 1865 году. В XVIII веке здесь была основана Дуниловская Богородицкая пустынь – небольшой монастырь. Через полстолетия обитель упразднили из-за бедности, но в XIX веке пустынь возродилась и имела при себе небольшое хозяйство, богадельню (дом для престарелых и немощных людей), школу и библиотеку. В таком виде обитель дожила до 20-х годов XX столетия.
Дуниловская икона является сегодня местночтимой святыней Вологодской епархии. Все больше паломников и из других областей России приходят в Дунилово на поклонение. Возрождается благочестивый обычай совершать крестный ход из Никольска в Дунилово, в котором принимают участие и дети – ученики воскресной школы в Никольске. В Дуниловском храме вновь приносится бескровная Жертва, совершаются церковные Таинства.
Сретенский собор (1788-1833 гг.), г.Никольск
Строительство Сретенского собора приходилось на 1788-1833 г.г.. Проектировал храм губернский архитектор Пётр Бортников. Возведение церкви на Руси всегда считалось делом благородным. И крестьяне, и горожане всем миром в конце 18 века пытались возобновить богослужения в новом Сретенском соборе после пожара, который 27 октября 1776 года постиг прежде существовавшую деревянную церковь. Сретенский собор состоял из двух этажей: тёплой и холодной церквей. Тёплая церковь была освящена в 1790 году, а холодная – в 1835 году. В Храме имелось три престола: главный – в нижнем этаже – во имя Сретения Господня, второй – в нижнем этаже – во имя святых великомучеников Флора и Лавра и один – в верхнем этаже – во имя святителя Николая. После упразднения Дуниловской пустыни в Сретенском соборе находилась чудотворная икона Казанской Божией Матери. В настоящее время ведутся восстановительные работы.
Церковь Преображения Господня (1923 – 1924 гг.), д. Демино
Само здание деревянной церкви, только по документально подтвержденным данным, просуществовало около д. Старины с 1717 по 1923 г.г., т.е. 206 лет. Перевезенное же на новое место, в д. Демино, оно и там находится 78-й год. Т.о., зданию Деминской церкви 284 года.
В 1931 г. Деминская церковь была закрыта. В течении 70 лет здание церкви использовалось не по назначению. В 2000 году, после ремонта снаружи и изнутри, вновь начались службы.
Церковь «В честь обретения Честных Древ Креста Господня» (1824-1861 гг.), д.Завражье
Закрыта в 1926 году. В настоящее время восстановлена.
НИКОЛЬСК (ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ)
Никольский погост (Никольская слобода) был основан в XV веке выходцами из центральных районов России как пристань на реке Юг. Своим названием обязан церкви Николая Чудотворца, которая, по преданию, заместила собой часовню, устроенную на месте обретения иконы святителя Николая Чудотворца.
В конце XVI века, с началом внешней торговли через Архангельский порт, здесь ежегодно строилось от 35 до 50 барок, материал для которых доставлялся из окрестных сосновых боров.
После переписи 1623-1626 годов название населенного пункта отразилось в названии волости.
В XIX-начале XX веков Никольск и его уезд был местом политической ссылки.
К 1894 году в городе действовали один винокуренный завод и два кирпичных; духовное училище, женская прогимназия, городское и церковно-приходское училища; богадельня, больница. Основными занятиями жителей были льноводство, охота и строительство речных барок. Никольск по-прежнему славился своей торговлей: в значительных количествах вывозились хлеб, зерно, лес, лен, смола, деготь, некоторые другие товары крестьянского производства. К 1910-м годам застройка исторической части города приобрела облик, который в общем сохранялся на начало XXI века.
Статистика
Религия
Город был основан в XV веке при Никольском храме, на месте обретения иконы Николая Чудотворца, что и дало ему его название. При преобразовании в город, когда Никольск получил первый градостроительный план, церковь была определена центром сетки улиц. Вместо сгоревшего деревянного храма был в 1788-1833 годах воздвигнут внушительный Сретенский собор. С 1886 года в южной части города был воздвигнут Казанский храм, ставший второй доминантой в силуэте города. К 1894 году в Никольске насчитывалось уже три каменных храма, действовали духовное училище и церковно-приходское училище.
С 1921 года, как викариатство Великоустюжское, действовала Никольская епархия. Однако, в период богоборческих гонений храмы были отняты у верующих, викариатство пресеклось, и открытая церковная жизнь пресеклась на десятилетия. Но здания церквей использовались и сохранились.
В 1990 году Казанская церковь была возвращена верующим, став первым возродившимся храмом на много десятков километров в округе. Теперь церковная жизнь возрождалась здесь уже под омофором Вологодского владыки. Тем временем Сретенский собор не был возвращен Церкви, хотя и перестал использоваться в других целях, а после пожара 2005 года оказался сильно поврежден и стал быстро ветшать. В 2014 году город был переподчинён возрождённой Великоустюжской епархии.