казанский храм в селе срезнево
Казанский храм в селе срезнево
Контактная информация:
Адрес: 391522 с. Срезнево, Шиловского р-на
Настоятель: иерей Григорий Рогожкин
Тел. настоятеля: 8-905-185-80-52; 8-910-562-61-44
Историческая справка:
Срезнево в качестве села упоминается в выписи на вотчины Рязанского архиерейского дома 1568 г., где значится церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В XVII веке уже упоминалась Покровская церковь, для которой в 1734 г. испрашивалось дозволение на перестройку. В 1854 г. была поставлена новая колокольня. В 1885 году под церковь был подведен каменный фундамент.
Новая каменная церковь с такой же колокольней в с. Срезнево Спасского уезда была построена в 1905 году. Храм был покрыт железом, теплый, светлый и вместительный. Полы во всем храме были бетонные. Весь храм был обнесен железнокаменной решеткой, а вся площадь около храма и кладбище – каменной стеной.
Престолов в храме было два: во имя иконы Казанской Божией Матери и во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
После событий 1917 г. к этой церкви стекалось большое количество людей для того, чтобы приложиться к чудотворной иконе «Споручница грешных», которую принес с собой в Срезнево из Пронской Спасской пустыни игумен Филарет (Пряхин). Более 10 лет он окормлял свою паству. Вокруг него собралось много монахов и монахинь из закрывшихся монастырей, которых игумен поддерживал своими молитвами. Он был арестован 31 мая 1931 г. По одному с ним делу проходило 38 монашествующих и мирян. После отбытия наказания он некоторое время служил в Твери, но вскоре его вновь арестовали и сослал в Сиблаг, где он скончался 7 марта 1942 г. в Великий Пост. Заседанием священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 г игумен Филарет причислен к лику святых.
В документах за 1940 г. указывалось, что в храме службы не совершались с 1937 г., но официально храм не был закрыт даже к 1940 г. Решением Рязоблисполкома от 26.11.1945 г. церковь была вновь открыта.
Споручница грешных
Пресвятая Богородица, спаси нас…
Матушка Богородица, спаси нас, грешных.
Пресвятая Богородице, укрепи Ольгу в преодолении телесной и душевной немощи!СПАСИ ГОСПОДИ!
Спаси Вас Господи, очень хороший материал, очень хочется побывать в этом Храме, мы о нем не знали.
Спасибо Вам огромное! Мы обязательно напишем про этот храм! Вы нам очень помогли очень интересно! И надеемся что займём 1-е место благодаря Вам! СПАСИБО.
Пресявятая Богородице…
… спаси нас, грешных…
…….и помилуй…….
родная земля я по тебе скучаю.господи дай мне сил.
пустополье
Пресвятая Богородица, дай сил моей маме рабе Божией Ольге в преодолении тяжелой болезни. Спаси Господи!
Пресвятая Богородица, спаси нас!
Как хочется побывать на земле своих бабушки и дедушки!
Матерь Божья,успокой душу Анастасии Бодориной-м.Анны
Спасибо Людмиле, Юрию Николаевичу и всем хранителям Срезневского Чуда.
Храни Вас Бог.
С уважением семья Алёшиных, г.Геленджик
Спаси господи за интересный и чудесный и исцеляющий
рассказ и спасибо что показали икону.Возьму скопирую и вставлю в молебен к Спорушнице грешных.Пресвятая Богородице спаси нас.
+ С Праздником! Дорогая о Господе,матушка Мариамна прошу Ваших Святых молитв обо мне грешной посл.Ирине,Вам желаю здоровья телесного, молитвенной помощи в Ваших молитвенных трудах от Господа и Спаса нашего,да поможет Он Вам молиться за нас грешных. посл.Ирина.
Пресвятая Богородица, спаси нас!Как хочется побывать в этом замечательном месте!
Хочется пожелать чтобы правда побеждала коньюктуру.
«…,а потом,Родная моя, настанет время,когда вновь разрешат ходить в храмы, будут открывать церкви,священников преследовать не будут. Но вот тогда к церкви придут люди которые будут делать вроде бы всё для веры, для церкви, но будут делать это так, что люди начнут отворачиваться. Страшное будет время.»- это одно из пророчеств отца Филарета (Пронского).
Споручница грешных. Пресвятая Богородице спаси нас грешных.
Очень интересная история иконы,храма,дай Бог Вам Матушка здоровья,сил и терпения.
Пресвятая Пречистая Дево Богородице имиже веси судьбами спаси нас. Низкий поклон матушке Мариамне и всем срезневским христианам. Смиренно просим ваших посильных молитв.
Церковь Казанской Богоматери в селе Срезнево
Село Срезнево Шиловского района расположено в самом центре Рязанской области, в 80 километрах юго-восточнее Рязани, на правом берегу реки Оки при впадении в нее реки Непложи. Происхождение названия села неизвестно, но есть предположения относительно слова «срезень». Пограничное положение этих мест заставляло местных жителей постоянно держать оборону от печенегов, половцев и других кочевников. Мещерские леса за Окой давали хороший материал для луков и стрел — «срезней», которые были широко распространены на Руси в ХII-XVIII веках. Возможно, от этого слова и произошло название села.
Впервые документально Срезнево упоминается в 1568 году в выписке на вотчины Рязанского Архиерейского дома: «В том селе значится: Церковь Покров Пресвятые Богородицы да церковь Пятница святая да Церковь теплая Николая Чудотворца». В выписке с книг князя Василия Вяземского и подьячего Ивана Кавелина за 1637-1638 гг. село описывается так: «В Старорязанском стану вотчина Пресвятые Богородицы Борисоглебской, что за Рязанским архиепископом Моисеем село Срезнево у Оки реки на берегу, устье речки Непложи, а в селе церковь Покрова Пречистые Богородицы да Николы Чудотворца да в пределе нарицаемые Пятницы, бревна, кленки, строение та церковь и в церкви образы того же села попа Андрея Киприанова, книги, строения архиеписковы и приходских людей — деревни Тайдаковы крестьян, колокола строенью того же села и деревни Пустого Поля и деревне Тайдаковы крестьян… да двор архиепископов, а в нем живет приказчик Агейка Шепырев…» По окладным книгам 1676 г. в приходе к Покровской церкви показано: «в том селе Срезнево двор преосвященного Иосифа митрополита Рязанского и Муромского, а в I нем живут приказные люди, погодно переменяючись, да в том же селе и в деревне Пустом Поле крестьянских 90 дворов, да бобыльских 14 дворов, да деревня Бортники, а в ней два двора помещиковых, да крестьянских 10 дворов, да двор бобыльскои, да в деревни Тайдакове крестьянских 19 дворов, да бобыльских 3 двора, да в деревне Колеминой двор помещиков…»
Уже в середине XVIII века в селе остался один деревянный Покровский храм, который находился на высоком берегу реки Оки. Со временем берег подмывался, и крестьяне, под руководством деда И.И. Срезневского, священника Евсевия, перекатили церковь на 100 метров в глубь села По преданию, во время этих работ на престол был поставлен сосуд со святой водой, и из него не пролилась ни одна капля. Храм со временем обветшал, и в 1903 году старанием и иждивением Константина Александровича и Зинаиды Александровны Измайловых была заложена новая каменная церковь с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери. В сентябре 1905 года ее освятили. Верхний храм, как и прежде, именовался Покровским, и до 1976 года на его престоле оставался антиминс, подписанный Патриархом Никоном Служба в нем совершалась лишь раз в год — на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В начале XX века трудами и стараниями матушки Елизаветы, супруги священника Николая Множила, при храме был организован музей старинных икон и книг. Но безбожная власть не погладила церковных и культурных ценностей, и многие их них уже безвозвратно утеряны.
В 1890 году, к десятой годовщине со дня кончины академика Срезневского, была построена новая школа, о которой «Ведомости» писали так «каменный, с мезонином, крытый железом дом, выстроенный в 1886-92 годах иждивением бывшего священника села Срезнево Василия Катинского, пожертвованный им в пользу церкви и отданный в ведение Рязанского епархиального училищного совета с тем, чтобы в нем навсегда помещалась церковноприходская школа». Сейчас в бывшей школе расположился музей, посвященный академику. И.И. Срезневскому, священномученикам Филарету и Сергию Срезневским и всем подвижникам благочестия, служившим Господу и России на Рязанской земле. Возле алтаря храма в 1880 году был похоронен знаменитый славист, академик И.И. Срезневский. К 10-й годовщине со дня его кончины была построена школа-памятник ученому с мировым именем, в которой сейчас расположился духовно-просветительский центр им. академика И.И. Срезневского.
Храм действующий, в нём регулярно проходят церковные службы. С начале XX века в церкви имеется чудотворная икона Богоматери «Споручница грешных», которая приносит помощь всем молящимся. Недавно в храм даровали икону «Срезневской Богоматери», что явилось благим знаком для всех верующих.
Казанский храм в селе срезнево
Храню до сих пор маленькое махровое полотенце и простенький в голубой цветочек фартук – вещи, оставшиеся после смерти схимонахини Мариамны. Более 60 лет прожила она в простом сельском храме в честь Покрова Божией Матери рядом с монахинями из разоренных обителей.
Несла послушания, работала, молилась. Потом сама приняла постриг, а когда совсем осталась одна, не покинула приютившую ее церковь, а последнее время даже за ограду храма не выходила. Она была и продолжает быть для меня очень близким, дорогим человеком, к которому я и сейчас молитвенно обращаюсь за помощью в тех или иных ситуациях.
Было это давно, в конце 90-х годов прошлого века. Работала я на телевидении, делала православную программу. Обычно на церковные праздники выбирала храм на карте Рязанской области, где должен был быть престольный праздник, звонила настоятелю и ехала с оператором на съемку.
На Покров Божьей Матери приглянулся мне Покровский храм села Срезнево Шиловского района (тогда он еще не именовался Казанским). Сотовых телефонов в то время еще не было, с настоятелем я связаться не смогла и решила поехать так, без благословения.
Приехали мы в храм, служба уже шла, начали снимать. Смотрю, в уголке у алтаря стоит старенькая монахиня. Маленькая, сухонькая, глаза закрыты, губы шепчут молитву. Толкаю оператора в бок, мол, видишь, какая, снимай. Он стал наводить камеру на матушку, и все… механизм отказался работать. В течение получаса пытались камеру реанимировать, все бесполезно. Пришлось извиняться перед настоятелем и уезжать ни с чем. Отъехав уже километров десять, оператор еще раз попытался разобраться в поломке. Камера, как ни в чем не бывало, включилась, весело подмигивая нам красным глазком. Уж не знаю, что это было… но без благословения уже никуда не ездила. А вот в Срезнево стали ездить часто, с радостью ожидая встречи с матушкой Мариамной.
Матушка Мариамна, а в миру ее звали Марией, родилась в 1924 году в селе Красный Холм ныне Шиловского района.
Совсем рядом находилась тогда уже закрытая Крестовоздвиженская Полунинская община. В 1940 году арестовали последних монахинь обители и отправили в ссылку на 5 лет. Обратно вернулись не все.
Особенно почитала Мария матушку Нину и ходила к ней за духовными наставлениями. Девушка, в отличие от подруг, мечтавших выйти замуж, выбрала себе другой путь. Ее душа рвалась к уединению и покою. Мария мечтала уйти в монастырь. Но по законам того времени трудоспособным крестьянам паспорта выдавали только по весомым причинам.
И тогда она в лютую зимнюю стужу вышла босая на улицу и пошла по селу. Девушку забрали в Рязань в психиатрическую больницу, где она пролежала три месяца. Матушка потом так и говорила: чтобы освободиться, надо было стать «дурочкой». Лечащий врач оказался мудрым человеком. Он понял, что его пациентка не больна, и, выдав ей справку о недееспособности, отпустил домой. Так получив освобождение от работ в колхозе, Мария пошла от села к селу искать уединенного пристанища. В городе Спасске прозорливая старица Платонида направила ее в Срезнево, где в те годы при храме проживали несколько монахинь. Там девушку радушно приняли, и вскоре она была пострижена в монашество. Радость для новоизбранной невесты Христовой была во всем – и в труде, и в молитве.
В 1919 году в Казанский храм села Срезнево игуменом Филаретом (Пряхиным) из закрывшейся Спасской обители была принесена икона Божией Матери «Споручница грешных». Образ был не простой. От него совершалось много чудес.
И вот пришло время из достаточно известного монастыря под городом Пронском перейти ему в потаенное место, подальше от охватившего всю страну безумия. При срезневском храме стали селиться гонимые монахи и монахини, как будто Матерь Божья собирала под Свой покров тех, кто еще уцелел. Слух о чудотворной иконе разошелся по окрестностям, в Срезнево стали приезжать со всех уголков области и из других городов. Был даже установлен день празднования образу – 11 июня, на который стало собираться множество людей. Конечно, это не могло понравиться новым властям. Начались аресты.
Одним из первых арестовали и сослали в лагерь отца Филарета. Потом и других монашествующих. Большинство так и не вернулось, умерев от непосильного труда и болезней. После долгой ссылки в Срезнево вернулась матушка Анна (Столярова). Она-то и приняла девицу Марию под свою опеку, став ей наставницей. А умирая, завещала своей духовной дочери, ставшей уже монахиней, хранить чудотворный образ «Споручница грешных». Так продолжилось стояние воинов Христовых на страже святыни в самые тяжелые для верующих времена.
Много раз мы приезжали в Срезнево, рассказывая о жизни живших когда-то там людей. Матушка Мариамна долго к нам привыкала. Никогда не видевшая телевизора, она не понимала, что мы все крутимся и суетимся в храме. Даже издалека она чувствовала пристальное внимание видеокамеры и всегда исчезала из кадра, как только оператор нажимал на кнопку записи. Но однажды нам позвонил Юрий Николаевич Евтюхин, который много сделал для храма и самой матушки, и сказал, что она согласилась рассказать перед камерой о своей жизни. Мы поторопились в Срезнево.
В храме нас встретила матушка. Она всегда ходила закутанная в несколько платков, на ногах валенки, и напоминала скорее деревенскую бабушку, чем монахиню. Но тут вынесли схиму, я помогла ей одеться. И перед нами предстала Христова невеста.
Сухонькое лицо, испещренное морщинами, как десятками тропочек, исхоженных за всю жизнь, полуприкрытые глаза, уже практически не видящие этот мир, но смотрящие глубоко в себя, жилистые маленькие руки, которые не гнушались никакой работы. Все было прекрасно в этом образе женщины, отдавшей всю свою жизнь на служение Богу, все чисто и непорочно, что редко встречается в нашей жизни. А матушка сидела на табуреточке, смиренно склонив голову, и рассказывала про свою жизнь так просто, будто ничего особенного и не было. Притворилась ненормальной, получила справку и ушла из своего села. Пришла в Срезнево, трудилась, молилась, в 37 лет приняла схиму. На это ее благословил ее духовный отец Иоанн Крестьянкин. «Вот его схима», – говорит матушка, показывая на свое облачение. А еще остались от него письма, и она их помнит наизусть. Старец писал: «Сейчас мало молящихся, но много суетящихся…». И приходит осознание, что это про нас.
Мы все торопимся куда-то, спешим. Ездим по монастырям и храмам в поисках благодати и измеряем ее ощущениями своей мечущейся души. А она почти всю свою жизнь прожила в одном храме и вроде не торопилась никуда, а оказалась на такой недосягаемой высоте, до которой не каждому из нас суждено дотянуться.
Умерла схимонахиня Мариамна в марте 2008 года. Отпевали ее несколько архиереев при стечении множества народа. Стоя у гроба, каждый, наверное, вспоминал свою встречу с матушкой. И я вспоминала. Узенькая келья с небольшим окошечком. Посередине печь, перед ней стол, накрытый клеенкой. На столе хлеб, кружки с чаем, домашним вареньем. После съемок матушка угощает нас обедом. Она протягивает мне металлическую миску с постными щами, приготовленными на печи. Посуда немного замазана сажей, чай пахнет какими-то травками, щи дымком… но торжественней этой трапезы, почетнее угощений, вкуснее блюд я не пробовала никогда. Со дня кончины матушки прошло почти десять лет, но ее образ, как живой, остается в моей памяти. И в минуты печали я по-прежнему призываю: матушка Мариамна, моли Бога обо мне.
Елена Александрина, газета «Благовест»
Казанский храм в селе срезнево
Село Срезнево Шиловского р-на расположено в самом центре Рязанской области, в 80 километрах юго-восточнее Рязани, на правом берегу р. Оки при впадении в нее реки Непложи. Происхождение названия села неизвестно, но есть предположения относительно слова «срезень». Пограничное положение этих мест заставляло местных жителей постоянно держать оборону от печенегов, половцев и других кочевников, ведь в 16 км от села находилась столица Рязанского княжества — Старая Рязань. Мещерские леса за Окой: сосна, ель, береза, давали хороший материал для луков и стрел — «срезней», которые были широко распространены на Руси в ХII-XVIII веках. Возможно, есть сходство между словом «срезень» в значении «род стрелы» и словом «срезень» в значении «бойкий человек, дерзкий, резкий на словах», которое приведено в «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля.
Впервые документально Срезнево упоминается в 1568 г. в выписи на вотчины Рязанского Архиерейского дома: «В том селе значится: Церковь Покров Пресвятые Богородицы да церковь Пятница святая да Церковь теплая Николая Чудотворца». В выписи с книг князя Василия Вяземского и подьячего Ивана Кавелина за 1637-1638 гг. село описывается так: «В Старорязанском стану вотчина Пресвятые Богородицы Борисоглебской, что за Рязанским архиепис-копом Моисеем село Срезнево у Оки реки на берегу, усть речки Непложи, а в селе церковь Покрова Пречистые Богородины да Николы Чудотворца да в пределе нари-цаемые Пятницы, бревна, кленки, строение та церковь и в церкви образы того же села попа Андрея Киприанова, книги-строения архиепископовы и приходских людей — деревни Тайдаковы крестьян, колокола строенью того же села и деревни Пустого Поля и деревне Тайдаковы крестьян. да двор архиепископов, а в нем живет приказчик Агейка Шепырев. »
По окладным книгам 1676 г. в приходе к Покровской церкви показано: «в том селе Срезнево двор преосвященного Иосифа митрополита Рязанского и Муромского, а в I нем живут приказные люди, погодно переменяючись, да в том же селе и в деревне Пустом Поле крестьянских 90 дворов, да бобыльских 14 дворов, да деревня Бортники, а в ней два двора помещиковых, да крестьянских 10 дворов, да двор бобыльскои, да в деревни Тайдакове крестьянских 19 дворов, да бобыльских 3 двора, да в деревне Колеминой двор помещиков. »
Уже в середине XVIII века в селе остался один деревянный Покровский храм, который находился на высоком берегу р. Оки. Со временем берег подмывался, и крестьяне, под руководством деда И.И. Срезневского, священника Ев-севия, перекатили церковь на 100 м в глубь села По преданию, во время этих работ на престол был поставлен сосуд со святой водой, и из него не пролилась ни одна капля.
Храм со временем обветшал, и в 1903 г. старанием и иждивением Константина Александровича и Зинаиды Александровны Измайловых была заложена новая каменная церковь с престолом в честь Казанской иконы Божией Матери. В сентябре 1905 г. ее освятили.
Верхний храм, как и прежде, именовался Покровским, и до 1976 г. на его престоле оставался антиминс, подписанный Патриархом Никоном Служба в нем совершалась лишь раз в год — на праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
В начале XX века трудами и стараниями ма- тушки Елизаветы, супруги священника Николая Множила, при храме был организован музей старинных икон и книг. Но безбожная власть не погладила церковных и культурных ценностей, и многие их них уже без возвратно утеряны.
В 1890 г, к десятой годовщине со дня кончины академика И.И.Срезневского, была построена новая школа, о которой «Ведомости» писали так «каменный, с мезонином, крытый железом дом, выстроенный в 1886-92 годах иждивением бывшего священника села Срезнево Василия Катинского, пожертвованный им в пользу церкви и отданный в ведение Рязанского епархиального училищного совета с тем, чтобы в нем навсегда помещалась церковноприходская школа». Сейчас в бывшей школе расположился музей, посвященный ак. И.И. Срезневскому, священномученикам Филарету и Сергию, преподобноисповеднице Анне Срезневским и всем подвижникам благочестия, служившим Господу и России на Рязанской земле. В начале ХХ века Царица Небесная даровала в Казанский храм с. Срезнева Свой чудотворный образ «Споручница грешных» и все это время являла через него многие Свои милости к обращающимся к Ней со слезам и надеждой на скорую помощь. Не оставляет Царица Небесная Свой Удел и в ХХI веке- по Ее великой милости в Казанский храм дарован новый образ-«Срезневская» икона Божией Матери. Об этом событии схимонахиня Мариамна (Сучкова) сказала так: «Эта икона будет непростая! Нас вновь Матерь Божия призывает к покаянию!»