казанский храм в воронеже фото
Казанская церковь в Воронеже — рассмотрим по пунктам
Казанский храм в Воронеже — уникальная духовная святыня начала 20 века, построенная в псевдорусском стиле, привлекает паломников неповторимой красотой внешнего и внутреннего убранства.
Возведение храма в Отрожке
Решение жителями Отрожки о строительстве собственного храма было принято в конце 19 века. Согласно преданию, долгое время жители деревни спорили о том, где нужно строить храм и именем какого святого или святыни его следует освятить. Но однажды одному из местных жителей в ночное время привиделся над пустырем столб света. В его центе находилась Казанская икона Божьей Матери. После того, как он поведал односельчанами о знамении, разногласия исчезли. На пустыре заложили храм, который освятили впоследствии в честь Казанской иконы Божией Матери.
Храм в честь иконы Казанской Божьей Матери, архивное фото
Начало строительных работ датируется 1903-м годом. Считается, что проект Казанского храма был разработан воронежским архитектором В.И. Гайном. Но документального подтверждения авторства не обнаружено до сих пор. При этом многие историки утверждают, что Гайн в те времена много экспериментировал с псевдорусским стилем, поэтому только он мог создать столь удивительный проект.
К сожалению, подробной информации о периоде строительства Казанского храма и его окончании нет. Имеется только лишь запись в специальных страховых ведомостях. Сделана она была в предреволюционное время. Согласно ей храм Казанской божьей матери был построен в 1911 году.
По окончании строительства рядом с Казанской церковью обустроили кладбище. Оно сохранилось и до наших времен. Казанская церковь в Воронеже была освящена года. По существующим церковным традициям храм дополняли земская школа и дома священнослужителей. Кроме этого в церковной усадьбе имелись ряд вспомогательных построек хозяйственного назначения.
Что посмотреть
Храм возведен в псевдорусском стиле, на краснокирпичных стенах ярко выделяются белые колонны и декор. На центральном четверике высится восьмерик барабана с зеленой шатровой кровлей, увенчанной синей главой со звездами и крестом. Угловые шатры с главками меньшего размера стоят на невысоких четвериках. Завершает композицию 4-ярусная колокольня с необычным карнизом, арками, кокошниками, пилястрами и шатровой крышей.
Интерьер отделан роскошно: на стенах мрамор, прекрасен и белый трехъярусный резной иконостас.
Главная святыня церкви — написанный на горе Афон образ Казанской Богоматери. От уничтожения большевиками его уберег один из прихожан и вернул его после переосвящения храма.
Казанская церковь: архитектура и интерьер
Церковь иконы Казанской Божьей Матери построена в псевдорусском стиле. Характерной особенностью храма являются стены из красного кирпича в обрамлении белых колон. Здание построено в виде креста. Оно имеет четыре зеленых декоративных главки и один небольшой шатер. Все они украшены голубыми куполами с декоративной позолотой. Можно с уверенностью утверждать, что это строение — шедевр провинциальной церковной архитектуры. Церковь является настоящим украшением окрестностей и смотрится как теремок.
Казанский храм: сказочный терем и 4-ярусная колокольня
Наиболее торжественно выглядит 4-ярусная колокольня храма. Ее украшает немало интересных декоративных элементов:
Внутреннее убранство Казанского храма
Внутренний интерьер храма поражает своим великолепием. Для отделки стен использовался мрамор. Величаво смотрится трехъярусный иконостас с царскими вратами. В красиво оформленных арках имеются изображения святых. Несмотря на кажущиеся небольшие объемы, храм способен вместить много верующих.
Главная святыня храма: Образ Казанской Божией Матери
Гордостью прихожан является образ Казанской Божией Матери. Образ создан на Святой горе Афон. Окончание работ приурочено было к моменту освящения церкви. В трудные времена, когда религиозные общины подвергались гонениям со стороны власти и уничтожались церковные атрибуты, церковную реликвию спрятал один из прихожан. Он многие годы хранил Святой образ дома, а после того, как храм возобновил работу, вернул его.
Настоятели
Время революции и разрухи
С приходом революционных перемен раскольники-григорианцы захватили Казанский воронежский храм, а в 1936 году его закрывает НКВД, все священнослужители попали под арест, к великому сожалению их имена история не сохранила, церковные сокровища разграблены.
В 1938 году село Отрожки сливается с поселком, а затем и с городом Воронеж.
Времена Второй мировой войны привели некогда великолепное строение к разрухе, но Божья Матерь сохранила строение во время сильных обстрелов при вторжении немцев в Воронеж.
Только в 1946 году власти передали Казанскую церковь верующим, которые на свои пожертвования начали ее реставрацию.
Во времена Советов в Воронеже богослужения проводились только в трех церквях, Покрова Божьей Матери, Николая Угодника и Казанской Богородицы.
Использованные материалы
Восстановительный период
В 1954 году храм украсил новый иконостас со святыми образами, но атмосфера со стороны властей продолжала быть напряженной. Священники обязаны были стоять на контроле в облисполкоме, среди горожан находились так званые «стукачи», доносящие на священнослужителей.
Интерьер Казанского храма
В 1980 году работы по реставрации жемчужины православия в Воронеже, Казанской церкви ведутся более интенсивно:
В период последующего десятилетия к 1990 году возводится помещение для воскресной школы, воздвигнут новый храм Серафима Саровского, крестильня святого апостола Андрея.
Ныне пятиглавая церковь Казанской иконы Богородицы дополнена трапезной, четырехъярусной колокольней, колокольный звон которой ныне, как и сто лет назад возвещает прихожанам о времени начала богослужений.
Прошло еще 20 лет, были обновлены кресты на куполах, в 2010 году вместо старого обветшалого иконостаса появился новый, кирпичную кладку при входе украсили коваными ажурными металлическими воротами и калитками.
Деятельность прихода
Благотворительность является неотъемлемой частью жизни церкви. Воскресная школа, работающая при храме, занимается сбором как денег, так и одежды, еды, гигиенических средств для помощи приютам для сирот и брошенных детей.
Церковная лавка принимает пожертвования для бедных и обездоленных в виде продуктов, одежды, обуви.
Практическая информация
Адрес: Воронеж, ул. Суворова, 79. Веб-сайт.
Как добраться: автобусами №№ 3н, 11, 43, 60б, 90, 122 до ост. «ТРЦ „Максимир“».
Воронежская область
Скоро на «Тонкостях»: 5 опасных блюд азиатской кухни: лучше никогда этого не пробовать
Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент
Реконструкция Казанского храма
Масштабная реконструкция впервые была проведена в 80-е годы прошлого века. Это время многие местные священнослужители считают благодатным. Связано это с тем, что именно в это период было разрешено направлять пожертвования прихожан на реставрацию своего храма, а не отдавать на восстановление абстрактных достопримечательностей.
Благодаря грамотно проведенным реставрационным мероприятиям, внешне здание сильно видоизменилось и приобрело свой исторический облик. Была очищена вся побелка, произведено обновление кирпичной кладки и обустроена новая кровля. Также был восстановлен 4-й ярус звонницы, разрушенный в военное время. На нем появились новые золоченые кресты.
Золоченые кресты на куполах храма
Через несколько лет была произведена роспись стен, а в 2009-м году появились надкупольные кресты. Внутренние работы закончились в 2010-м году заменой иконостаса, который к тому времени находился в обветшавшем состоянии. На входе были установлены кованые ажурные ворота.
Храмовая территория сегодня занимает полтора гектара. Здесь располагается комплекс построек. Центральным элементом является поражающий своим великолепием трехпрестольный храм. В девяностых годах XX века воссоздана церковно-приходская школа, а также маленькая часовня, освященная именем Андрея Первозванного.
Изумительно красивый храм, изначально созданный в соответствии с русскими национальными традициями, символизирует границу между прошлым и настоящим старинного города. В непосредственной близости от Казанской церкви находятся многоэтажные здания. Но буквально в двух шагах расположен и ухоженный частный сектор с одноэтажными домами, которые являются напоминанием о том, что именно здесь находилась старинная деревня Отрожка.
Сегодня церковь официально считается городской достопримечательностью и защищается государством. Богослужения в Казанском храме Воронежа проводятся регулярно и собирают много прихожан. Но и между службами церковь никогда не пустует. Сюда приходят верующие обратится с молитвой к Высшим силам, поставить свечи за здравие или за упокой дорогих людей.
Автор: Нина Павлушина
Святыни
Икона Божьей Матери «Казанская» — главная святыня Казанского собора в Воронеже. Святой лик написан иконописцами — монахами, живущими на Афонской горе, ее заказал и благословил архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий, приурочив подарок к освящению нововозведенной церкви в Отрожках.
Интересно! Только по благословению Самой Пречистой Богородицы икона могла проделать длинный путь с Афона до далекого Отрожка.
В тревожные времена Святой образ был спрятан и сохранен, Николаю Рябых, простому прихожанину, удалось тайно хранить икону на протяжении долгих лет, порой рискуя свободой. При освящении храма в послевоенные годы Рябых хотел вернуть святыню в Казанскую обитель, но она оказалась неподъемной.
Богослужение в Казанском храме Воронежа
После молебна Пречистой Богородице, который отслужили прямо в доме, где святыня хранилась долгие годы, священники смогли перенести ее в храм. Воронежский резчик Лев Шевченко в 2001 году выполнил деревянную сень, которую установили над святым чудотворным образом.
Казанский храм (Воронеж), фото
Престольные праздники
21 июля прихожане и гости города собираются на престольный праздник Казанской церкви в Воронеже, благодарят Божью Матерь за икону, явленную в Казани в столпе яркого света.
4 ноября весь православный мир отмечает праздник иконы Казанской Божьей Матери, явившей свою чудодейственную силу для освобождения Москвы в 1612 году.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Богослужения совершаются ежедневно: литургия в 7.30, вечернее богослужение в 17.00. В воскресенье и двунадесятые праздники совершаются две литургии: первая в 6.30, вторая в 9.00. В храме прп. Серафима Саровского в учебные месяцы Воскресной школы литургии служатся по воскресеньям в 8.30.
Настоятель храма: протоиерей Григорий Самойлов.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
Понедельник
1 ноября. Седмица 20-я по Пятидесятнице. Прор. Иоиля. Мч. Уара и с ним семи учителей христианских. Перенесение мощей прп. Иоанна Рыльского.
07:30 Божественная Литургия.
Вторник
2 ноября. Вмч. Артемия.
07:30 Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня.
Среда
3 ноября. Прп. Илариона Великого.
07:30 Божественная Литургия.
16:00 Акафист пред иконой Божией Матери, именуемой «Казанская».
17:00 Всенощное бдение.
Четверг
4 ноября. Празднование Казанской иконе Божией Матери.
06:00 Ранняя Божественная Литургия.
09:00 Поздняя Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня.
Пятница
5 ноября. Апостола Иакова, брата Господня по плоти.
07:30 Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня. Поминовение усопших.
Суббота
6 ноября. Димитриевская родительская суббота. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Поминовение усопших.
06:30 Ранняя Божественная Литургия. Панихида.
09:00 Поздняя Божественная Литургия. Панихида.
17:00 Всенощное бдение.
Воскресенье
7 ноября. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Маркиана и Мартирия.
06:30 Ранняя Божественная Литургия.
09:00 Поздняя Божественная Литургия.
17:00 Вечерня. Утреня. Полиелей.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
Димитриевская родительская суббота – один из основных поминальных дней русского Православного календаря. Вообще же каждая суббота – особый день для христиан.
Показать полностью. К субботе, по библейскому повествованию, завершилось творение мира, и она стала «днем покоя» Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого «обветшавшего» – ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов? «Во гробе плотски (плотью), во аде же с душею (душой), яко (как) Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».
Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые общецерковные ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.
Димитриевская суббота получила своё название от имени святого великомученика Димитрия, коменданта греческого города Солуни (или Фессалоник), казнённого за исповедание христианства в 306 году (его память 26 октября / 8 ноября). Он был человеком военным – и потому считается покровителем воинов, а на иконах изображается в доспехах и с копьем. Установил же этот день, согласно преданию, другой Димитрий – наш славный великий князь Димитрий Донской – после знаменитой Куликовской битвы, случившейся 8 сентября 1380 года, то есть в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (по юлианскому календарю).
«И оставался великий князь за Доном на том месте восемь дней, – отмечает летописец, – до тех пор, пока не смогли отделить христиан от нечестивых татар: кого смогли, схоронили, а о прочих знает Бог, ведь совершилось это Божьим судом. И велел великий князь священникам петь надгробные песнопения над убитыми, и воспели священники вечную память всем православным христианам, убитым татарами на поле Куликовом, между Доном и Мечей. И сам великий князь со своим братом и оставшимися воинами возгласили громким голосом с плачем и слезами многими вечную память» (Сказания и повести о Куликовской битве. Л., 1982, с. 194).
С тех пор каждый год суббота, предшествующая дню памяти Димитрия Солунского, посвящается христианскому поминовению усопших, в первую очередь – поминовению воинов, «на поле брани за Отечество жизнь свою положивших».
Юрий Рубан
канд. ист. наук, канд. богословия
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
В совершении Божественной литургии Правящему Архиерею сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин и благочинный Казанского церковного округа, настоятель Казанского храма протоиерей Григорий Самойлов.
Молитвенное предстояние в соборной церковной молитве Архипастыря, духовенства и прихожан у чтимой иконы Пресвятой Богородицы являлось свидетельством глубокой веры, живущей в сердцах воронежцев, о неиссякающей надежде на помощь Божию и заступничество Его Пречистой Матери за наш город и за всю землю Русскую.
Богослужебные песнопения исполнял смешанный хор Казанского храма.
На сугубой ектении были произнесены прошения о единстве Святого Православия и о мире в Украине. Также были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Затем митрополит Сергий вознес молитву о прекращении братоубийственной смуты и водворении мира в земле Украинской.
После пения молитвы Господней «Отче наш» и запричастного стиха проповедь о нынешнем празднике произнес клирик Казанского храма иерей Михаил Костин.
По отпусте Божественной литургии, по случаю престольного праздника, было возглашено уставное многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, Правящему Архиерею, богохранимой стране нашей, настоятелю, прихожанам храма и всем православным христианам.
Обращаясь к духовенству и мирянам по завершении богослужения, митрополит Сергий поздравил всех с престольным праздником и подробно рассказал о духовной сути нынешнего торжества. Высокопреосвященнейший Владыка призвал паству следовать духовной мудрости и жертвенной любви к Отечеству наших славных предков, в смутное время не убоявшихся многочисленных врагов и, при помощи Пресвятой Богородицы, в ратном подвиге защитивших родную землю и православную веру. (Видеозапись слова Главы Воронежской митрополии смотрите на встроенном плеере внизу этой страницы).
По завершении проповеди митрополит Сергий преподал всем присутствующим архипастырское благословение. Затем у чтимого Казанского образа Пресвятой Богородицы духовенством и всеми молящимися были пропеты тропарь, кондак и величание, а также молитва «Царице моя Преблагая».
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери запись закреплена
4 ноября — празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков в 1612 г.)
В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань.
Показать полностью. Он начался в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным.
Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города, в сопровождении огромной толпы народа, направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. Митрополит передал икону о. Ермолаю, наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. Отец Ермолай написал тропарь новоявленной иконе «Заступнице Усердная», который знала вся Святая Русь.
Чудотворения от новоявленного образа начались немедленно по его обретении. С того времени и поныне от образа Своего, явленного в городе Казани, Царица Небесная щедро раздает Свою благодатную помощь всем православным, с верою и надеждой к Ее защите прибегающим.
Через 10 лет на месте обретения чудотворной иконы митрополит Ермоген (отец Ермолай принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре и вскоре был назначен на Казанскую кафедру) основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской, причем юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом игуменией. Совершивший первый молебен перед святым образом, митрополит Ермоген составил сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Элассонскому (из Греции) Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». И как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни.
Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.
В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы — 8/21 июля. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма.
Перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811 г. образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.
По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).
Чудотворный список Казанской иконы ныне установлен в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.