казанский папоротский монастырь тульская область
Свято-Казанский женский монастырь с.Папоротка Епархиальные монастыри РПЦ
История
Свято-Казанский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма. Когда был построен первый, осталось неизвестным; второй, во имя Покрова Божией Матери, был поставлен в 1774 г. на средства прихожан, почему и село некоторое время носило название «Покровского-Папоротки тож».
В 1846 г. для деревянной колокольни приобрели новый колокол, весов 155 пудов. Поднять его на уже ветхую колокольню было невозможно, и было решено заменить ее каменной. Епархиальное начальство предложило построить и новый храм, так как деревянный тоже стал ветхим.
Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930г. чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него.
Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах.
В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001г. епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой).
Указом от 6 октября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил открытие в селе Папоротка Свято-Казанского женского монастыря. Духовником обители был назначен священник Казанского храма протоиерей Иоанн (Титов), который в 2004 году принял монашеский постриг под именем Кирилл.
Первое время жить насельницам было негде. Два с половиной года сестры ютились в сторожке около храма.
Постепенно монастырь стал обустраиваться. Первым делом начали ставить ограду, обозначив тем самым монастырскую территорию. Часть огорожена каменной кирпичной оградой, а часть железобетонными панелями. Кирпичная ограда с кирпичными столбами квадратного сечения. Нижняя часть стены ограды – старая, с вычинками кладки, с отделочным рядом кладки («пилой»), верхняя часть выложена заново. На западной стороне ограды – въездные ворота с калитками: четыре каменных столба, на которых лежат арки. Под ними металлические двустворчатые ажурные ворота.
К престольному празднику 4 ноября 2004 г. был благоустроен в монастыре святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери и построена купальня. Уже через два года со дня приезда сестер был отстроен двухэтажный келейный корпус, а летом 2004 г. на территории монастыря разбиты цветники, посажен огород и заасфальтированы дорожки. В настоящее время монастырь принимает паломников, которые могут разместиться в бывшей сторожке, превращенной в гостевой домик.
Вскоре стали появляться и благотворители: кто помог строительными материалами, кто транспортом; местные жители разгружали кирпич и помогали на строительных работах.
Решением Тулоблисполкома от 09.04.1969г. № 6-294 на госохрану поставлена церковь Казанской иконы Божией Матери (1855-1870), сторожка и ограда с воротами.
Обитель постепенно обустраивается по промыслу и милости Божией.
Казанский Папоротский женский монастырь
Свято-Казанский женский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма.
Содержание
История [ править ]
Свято-Казанский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма. Когда был построен первый, осталось неизвестным; второй, во имя Покрова Божией Матери, был поставлен в 1774 г. на средства прихожан, почему и село некоторое время носило название «Покровского-Папоротки тож».
В 1846 г. для деревянной колокольни приобрели новый колокол, весов 155 пудов. Поднять его на уже ветхую колокольню было невозможно, и было решено заменить ее каменной. Епархиальное начальство предложило построить и новый храм, так как деревянный тоже стал ветхим.
Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930г. чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него.
Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах.
В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001г. по благословению пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой).
Указом от 6 октября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил открытие в селе Папоротка Свято-Казанского женского монастыря. Духовником обители был назначен священник Казанского храма протоиерей Иоанн (Титов), который в 2004 году принял монашеский постриг под именем Кирилл. Первое время жить насельницам было негде. Два с половиной года сестры ютились в сторожке около храма.
Постепенно монастырь стал обустраиваться. Первым делом начали ставить ограду, обозначив тем самым монастырскую территорию. Часть огорожена каменной кирпичной оградой, а часть железобетонными панелями. Кирпичная ограда с кирпичными столбами квадратного сечения. Нижняя часть стены ограды – старая, с вычинками кладки, с отделочным рядом кладки («пилой»), верхняя часть выложена заново. На западной стороне ограды – въездные ворота с калитками: четыре каменных столба, на которых лежат арки. Под ними металлические двустворчатые ажурные ворота.
К престольному празднику 4 ноября 2004 г. был благоустроен святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери и построена купальня Уже через два года со дня приезда сестер был отстроен двухэтажный келейный корпус, а летом 2004 г. на территории монастыря разбиты цветники, посажен огород и заасфальтированы дорожки. В настоящее время монастырь принимает паломников, которые могут разместиться в бывшей сторожке, превращенной в гостевой домик.
Решением Тулоблисполкома от 09.04.1969г. № 6-294 на госохрану поставлена церковь Казанской иконы Божией Матери (1855-1870), сторожка и ограда с воротами.
Описание [ править ]
Церковь, построенная из красного кирпича, сложная в плане, состоит из доминирующей по высоте прямоугольной паперти квадратной колокольни, непосредственно примыкающей к церкви квадратной трапезной, двух квадратных притворов с севера и юга, самой церкви и апсиды алтаря с двумя небольшими прямоугольными алтарными помещениями.
Самым высоким объемом является колокольня. Она состоит из четырех убывающих кверху четвериков и заканчивается шатром и крестом. Третий ярус ее прорезан арками окон, по два с каждой стороны. В первом ярусе колокольни расположен западный притвор с главным входом в храм. Церковь и колокольня выполнены из красного глиняного кирпича. Сама церковь представляет собой восьмерик барабана на четверике храма. К восточной стене основного объема храма примыкает апсида. С северной и южной стороны – более низкие по высоте притворы. Большой арочный проем в интерьере разделяет основной объем и квадратную в плане одноэтажную четырехстолпную трапезную с двумя приделами. Входы – западный, северный и южный – с крытыми папертями с крыльцами. Храм перекрыт сомкнутыми сводами, в замке которых – глухой восьмигранный барабанчик. Общее состояние внешних конструкций удовлетворительное.
На фасаде западного притвора висит охранная доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». Цоколь белокаменный, высокий, с небольшими уступами. Поверхность покрашена известковой краской. Отмостка бетонная. Плоскости стен прорезаны оконными и дверными проемами с кирпичными клинчатыми перемычками.
Крыша сложная в плане, скатная, над куполом крыша чешуйчатая. Храм венчается восьмигранным куполом с невысоким барабаном в замке купола. Каждая грань барабана прорезана спаренными аркообразными окнами. Купол завершен луковичной главкой с шестиконечным крестом на яблоке. Над колокольней небольшое шатровое покрытие с крестом.
Алтарь, основной объем, четырехстолпная трапезная с двумя нефами, западный притвор разделены стенами с широкими и высокими арками. Трапезная перекрыта системой кирпичных сводов с распалубками и подпружных арок. Стены трапезной и церкви расчленены лопатками, окна выделены наличниками.
В основном объеме световой барабан лежащий на подпружных арках и расположенных по углам треугольных тромпах, перекрыт восьмилотковым кирпичным куполом с небольшим барабаном в замке. Северный и южный приделы перекрыты комбинированными сводами (пятилотковые конхи и цилиндрические своды). Края подпружных арок окантованы профилированными тягами. Капители столпов – трехярусные, профилированные, раскрепованные. Оконные проемы обрамлены тянутыми наличниками. Имеются розетки.
Входные двери деревянные, двухстворчатые, с наружной стороны обшиты металлом. Имеется деревянная лестница, ведущая на колокольню.
Настенная живопись по стилистическим признакам относится к концу XIX века. Письмо выполнено в традициях академической школы, но в сюжетных композициях просматриваются традиции народного искусства. Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда. Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма.
Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Тульская обл., Богородицкий р-н, с. Папоротка
Свято-Казанский монастырь в Папоротке
Таких необычных монастырей, как Свято-казанский, в России немного. С ним связаны десятки загадочных историй — и старинных, и современных. Сама женская обитель в Папоротке была основана недавно, но храмы на этом месте стоят испокон веков. Когда были построены предшественники Казанского храма мы уже не узнаем. Известно только, что в 1775 г. здесь находилась деревянная церковь во имя Покрова Божией Матери. К середине 19 века она обветшала, и местная епархия решила выделить средства на возведение нового каменного храма. Его строили 15 лет и освятили в 1870 г. Необычный для русского глаза проект составил архитектор Громов, а следил за его выполнением архитектор-академик А. М. Дмитриев.
Советская власть закрыла храм в 1930 г., но местные жители не отдавали ключи и всеми силами защищали его от разрушения. Во время войны немецкие захватчики почему-то «помиловали» Казанскую церковь, беспощадно уничтожая соседние. В 2001 г. сюда приехали 12 монахинь во главе с игуменьей, а патриарх утвердил открытие монастыря.
Что посмотреть
Свято-Казанский монастырь расположен в красивом месте — над рекой. Вокруг него лишь поля и перелески, а на другом берегу — деревенские домики. Сельская идиллия и тишина. Когда-то священник — старец Иринарх предсказал будущее появление обители и наказывал местным жителям беречь храм, что они и сделали. С 1969 г. он находится и под охраной государства, о чем гласит мемориальная доска. Архитектурный вектор монастыря задает колокольня в неороманском стиле, что довольно необычно смотрится среди русских просторов. Такое здание органично вписалось бы в панораму Милана или Сицилии. Оно состоит из 4 ярусов, квадратная форма сглажена арочными окнами, каждый ярус отделяют белокаменные карнизы. На первом этаже находится главный вход в храм.
Сама церковь представляет из себя 8-гранный световой барабан с двойными арочными окнами на четверике под двускатной крышей. С противоположной стороны от колокольни пристроены полукруглые апсиды. Территория обители обнесена оградой. Вся композиция выполнена из красного кирпича, окна отделаны белым камнем, купола выкрашены в синий цвет — все это делает монастырь ярким и необычным. Внутри сохранилось убранство 19 века — иконы, настенные росписи. Рядом со Свято-Казанской обителью есть одноименный святой источник с купелями.
Практическая информация
Адрес: Тульская обл., Богородицкий р-н, с. Папоротка. Координаты: 53.631811, 38.351077.
Как добраться: от автовокзала «Куркино» в Туле до пос. Папоротка на автобусах №№ 18, 19 (в пути 2 часа 15 минут) или на автомобиле 93 км (1 час 26 минут).
Время работы монастыря и гостиницы для паломников нужно уточнять заранее по телефону +7 (48-761) 4-91-27.
Казанский женский монастырь села Папоротка
Наместница — игумения Игнатия (Сидорова)
История монастыря
Свято-Казанский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма. Когда был построен первый, осталось неизвестным; второй, во имя Покрова Божией Матери, был поставлен в 1774 г. на средства прихожан, почему и село некоторое время носило название «Покровского-Папоротки тож».
В 1846 г. для деревянной колокольни приобрели новый колокол, весов 155 пудов. Поднять его на уже ветхую колокольню было невозможно, и было решено заменить ее каменной. Епархиальное начальство предложило построить и новый храм, так как деревянный тоже стал ветхим.
Церковь, построенная из красного кирпича, сложная в плане, состоит из доминирующей по высоте прямоугольной паперти квадратной колокольни, непосредственно примыкающей к церкви квадратной трапезной, двух квадратных притворов с севера и юга, самой церкви и апсиды алтаря с двумя небольшими прямоугольными алтарными помещениями.
Самым высоким объемом является колокольня. Она состоит из четырех убывающих кверху четвериков и заканчивается шатром и крестом. Третий ярус ее прорезан арками окон, по два с каждой стороны. В первом ярусе колокольни расположен западный притвор с главным входом в храм. Церковь и колокольня выполнены из красного глиняного кирпича. Сама церковь представляет собой восьмерик барабана на четверике храма. К восточной стене основного объема храма примыкает апсида. С северной и южной стороны – более низкие по высоте притворы. Большой арочный проем в интерьере разделяет основной объем и квадратную в плане одноэтажную четырехстолпную трапезную с двумя приделами. Входы – западный, северный и южный – с крытыми папертями с крыльцами. Храм перекрыт сомкнутыми сводами, в замке которых – глухой восьмигранный барабанчик. Общее состояние внешних конструкций удовлетворительное.
На фасаде западного притвора висит охранная доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». Цоколь белокаменный, высокий, с небольшими уступами. Поверхность покрашена известковой краской. Отмостка бетонная. Плоскости стен прорезаны оконными и дверными проемами с кирпичными клинчатыми перемычками.
Крыша сложная в плане, скатная, над куполом крыша чешуйчатая. Храм венчается восьмигранным куполом с невысоким барабаном в замке купола. Каждая грань барабана прорезана спаренными аркообразными окнами. Купол завершен луковичной главкой с шестиконечным крестом на яблоке. Над колокольней небольшое шатровое покрытие с крестом.
Основные элементы декора:
— венчающие ступенчатые карнизы – с дентикулами и сухариками – выполнены с применением белого камня.
— по периметру верха стен – декор в виде аркатурного пояса.
— небольшие диаметра трехчетвертные колонны, расположенные по углам первого и четвертого ярусов колокольни и апсиды – с абаками и базами из белого камня.
— угловые пилястры и ниши, в которых расположены оконные проемы.
— двойные окна по граням светового барабана над основным объемом.
— высокие арочные окна колокольни.
— рамные оконные наличники углубленных в стене окон трапезной, основного объема, притворов и алтаря.
— белая окраска оконных ниш, наличников, цоколей, крылец.
Алтарь, основной объем, четырехстолпная трапезная с двумя нефами, западный притвор разделены стенами с широкими и высокими арками. Трапезная перекрыта системой кирпичных сводов с распалубками и подпружных арок. Стены трапезной и церкви расчленены лопатками, окна выделены наличниками.
В основном объеме световой барабан, лежащий на подпружных арках и
расположенных по углам треугольных тромпах, перекрыт восьмилотковым кирпичным куполом с небольшим барабаном в замке. Северный и южный приделы перекрыты комбинированными сводами (пятилотковые конхи и цилиндрические своды). Края подпружных арок окантованы профилированными тягами. Капители столпов – трехярусные, профилированные, раскрепованные. Оконные проемы обрамлены тянутыми наличниками. Имеются розетки.
Входные двери деревянные, двухстворчатые, с наружной стороны обшиты металлом.
Имеется деревянная лестница, ведущая на колокольню.
Интерьер храма составляет органично связанные между собой элементы — настенная живопись, два иконостаса, иконы, предметы, декоративно-прикладного искусства. Все выполнено примерно в 80-х годах XIX века. Все это создает единый исторический ансамбль внутреннего убранства храма.
Настенная живопись по стилистическим признакам относится к концу XIX века. Письмо выполнено в традициях академической школы, но в сюжетных композициях просматриваются традиции народного искусства.
Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда.
Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма.
Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом.
Есть интересные иконы письма знаменитых афонских мастерских: «Достойно есть», 1901г и «Скоропослушница», начала XX века.
Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930г. чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него.
Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах.
В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001г. по благословению пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой). Указом от 6 октября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил открытие в селе Папоротка Казанского женского монастыря. Духовником обители был назначен священник Казанского храма протоиерей Иоанн (Титов), который в 2004 году принял монашеский постриг под именем Кирилл.
Первое время жить насельницам было негде. Два с половиной года сестры ютились в сторожке около храма.
Постепенно монастырь стал обустраиваться. Первым делом начали ставить ограду, обозначив тем самым монастырскую территорию. Часть огорожена каменной кирпичной оградой, а часть железобетонными панелями.
Кирпичная ограда с кирпичными столбами квадратного сечения. Нижняя часть стены ограды – старая, с вычинками кладки, с отделочным рядом кладки («пилой»), верхняя часть выложена заново. На западной стороне ограды – въездные ворота с калитками: четыре каменных столба, на которых лежат арки. Под ними металлические двустворчатые ажурные ворота.
К престольному празднику 4 ноября 2004 г. был благоустроен святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери и построена купальня уже через два года со дня приезда сестер был отстроен двухэтажный келейный корпус, а летом 2004 г. на территории монастыря разбиты цветники, посажен огород и заасфальтированы дорожки. В настоящее время монастырь принимает паломников, которые могут разместиться в бывшей сторожке, превращенной в гостевой домик.
Вскоре стали появляться и благотворители: кто помог строительными материалами, кто транспортом; местные жители разгружали кирпич и помогали на строительных работах.
Решением Тулоблисполкома от 09.04.1969г. № 6-294 на госохрану поставлена церковь Казанской иконы Божией Матери (1855-1870), сторожка и ограда с воротами.
Обитель постепенно обустраивается по промыслу и милости Божией.
Адрес: сел. Папоротка, ул. Центральная, д. 45
Телефон монастыря: +7 (4876) 14-91-27
Казанский папоротский монастырь тульская область
Свято-Казанский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма. Когда был построен первый, осталось неизвестным; второй, во имя Покрова Божией Матери, был поставлен в 1774 г. на средства прихожан, почему и село некоторое время носило название «Покровского-Папоротки тож».
В 1846 г. для деревянной колокольни приобрели новый колокол, весов 155 пудов. Поднять его на уже ветхую колокольню было невозможно, и было решено заменить ее каменной. Епархиальное начальство предложило построить и новый храм, так как деревянный тоже стал ветхим.
Церковь, построенная из красного кирпича, сложная в плане, состоит из доминирующей по высоте прямоугольной паперти квадратной колокольни, непосредственно примыкающей к церкви квадратной трапезной, двух квадратных притворов с севера и юга, самой церкви и апсиды алтаря с двумя небольшими прямоугольными алтарными помещениями.
Самым высоким объемом является колокольня. Она состоит из четырех убывающих кверху четвериков и заканчивается шатром и крестом. Третий ярус ее прорезан арками окон, по два с каждой стороны. В первом ярусе колокольни расположен западный притвор с главным входом в храм. Церковь и колокольня выполнены из красного глиняного кирпича. Сама церковь представляет собой восьмерик барабана на четверике храма. К восточной стене основного объема храма примыкает апсида. С северной и южной стороны – более низкие по высоте притворы. Большой арочный проем в интерьере разделяет основной объем и квадратную в плане одноэтажную четырехстолпную трапезную с двумя приделами. Входы – западный, северный и южный – с крытыми папертями с крыльцами. Храм перекрыт сомкнутыми сводами, в замке которых – глухой восьмигранный барабанчик. Общее состояние внешних конструкций удовлетворительное.
На фасаде западного притвора висит охранная доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». Цоколь белокаменный, высокий, с небольшими уступами. Поверхность покрашена известковой краской. Отмостка бетонная. Плоскости стен прорезаны оконными и дверными проемами с кирпичными клинчатыми перемычками.
Крыша сложная в плане, скатная, над куполом крыша чешуйчатая. Храм венчается восьмигранным куполом с невысоким барабаном в замке купола. Каждая грань барабана прорезана спаренными аркообразными окнами. Купол завершен луковичной главкой с шестиконечным крестом на яблоке. Над колокольней небольшое шатровое покрытие с крестом.
Основные элементы декора:
— венчающие ступенчатые карнизы – с дентикулами и сухариками – выполнены с применением белого камня.
— по периметру верха стен – декор в виде аркатурного пояса.
— небольшие диаметра трехчетвертные колонны, расположенные по углам первого и четвертого ярусов колокольни и апсиды – с абаками и базами из белого камня.
— угловые пилястры и ниши, в которых расположены оконные проемы.
— двойные окна по граням светового барабана над основным объемом.
— высокие арочные окна колокольни.
— рамные оконные наличники углубленных в стене окон трапезной, основного объема, притворов и алтаря.
— белая окраска оконных ниш, наличников, цоколей, крылец.
Алтарь, основной объем, четырехстолпная трапезная с двумя нефами, западный притвор разделены стенами с широкими и высокими арками. Трапезная перекрыта системой кирпичных сводов с распалубками и подпружных арок. Стены трапезной и церкви расчленены лопатками, окна выделены наличниками.
В основном объеме световой барабан лежащий на подпружных арках и расположенных по углам треугольных тромпах, перекрыт восьмилотковым кирпичным куполом с небольшим барабаном в замке. Северный и южный приделы перекрыты комбинированными сводами (пятилотковые конхи и цилиндрические своды). Края подпружных арок окантованы профилированными тягами. Капители столпов – трехярусные, профилированные, раскрепованные. Оконные проемы обрамлены тянутыми наличниками. Имеются розетки.
Входные двери деревянные, двухстворчатые, с наружной стороны обшиты металлом.
Имеется деревянная лестница, ведущая на колокольню.
Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда.
Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма.
Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом.
Есть интересные иконы письма знаменитых афонских мастерских: «Достойно есть», 1901г и «Скоропослушница», начала XX века.
Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930г. чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него.
Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах.
В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001г. по благословению пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой). Указом от 6 октября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил открытие в селе Папоротка Свято-Казанского женского монастыря. Духовником обители был назначен священник Казанского храма протоиерей Иоанн (Титов), который в 2004 году принял монашеский постриг под именем Кирилл.
Первое время жить насельницам было негде. Два с половиной года сестры ютились в сторожке около храма.
Постепенно монастырь стал обустраиваться. Первым делом начали ставить ограду, обозначив тем самым монастырскую территорию. Часть огорожена каменной кирпичной оградой, а часть железобетонными панелями. Кирпичная ограда с кирпичными столбами квадратного сечения. Нижняя часть стены ограды – старая, с вычинками кладки, с отделочным рядом кладки («пилой»), верхняя часть выложена заново. На западной стороне ограды – въездные ворота с калитками: четыре каменных столба, на которых лежат арки. Под ними металлические двустворчатые ажурные ворота.
К престольному празднику 4 ноября 2004 г. был благоустроен святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери и построена купальня. Уже через два года со дня приезда сестер был отстроен двухэтажный келейный корпус, а летом 2004 г. на территории монастыря разбиты цветники, посажен огород и заасфальтированы дорожки. В настоящее время монастырь принимает паломников, которые могут разместиться в бывшей сторожке, превращенной в гостевой домик.
Вскоре стали появляться и благотворители: кто помог строительными материалами, кто транспортом; местные жители разгружали кирпич и помогали на строительных работах.
Решением Тулоблисполкома от 09.04.1969г. № 6-294 на госохрану поставлена церковь Казанской иконы Божией Матери (1855-1870), сторожка и ограда с воротами.
Обитель постепенно обустраивается по промыслу и милости Божией.
Адрес: 301825, Тульская область, Богородицкий район, село Папоротка
Координаты: N 53° 37.910′ E 38° 21.060′
Автор фото Василий Шелёмин
«Женская обитель в Папоротках» //Тульские епархиальные ведомости. – 2005.-№7; Свято – Казанский женский монастырь. С. Папоротка Богородицкий район Тульской епархии; Культурное наследие Тульского края.