казанский папоротский монастырь тульская область

Свято-Казанский женский монастырь с.Папоротка Епархиальные монастыри РПЦ

казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть фото казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть картинку казанский папоротский монастырь тульская область. Картинка про казанский папоротский монастырь тульская область. Фото казанский папоротский монастырь тульская область

История

Свято-Казанский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма. Когда был построен первый, осталось неизвестным; второй, во имя Покрова Божией Матери, был поставлен в 1774 г. на средства прихожан, почему и село некоторое время носило название «Покровского-Папоротки тож».

В 1846 г. для деревянной колокольни приобрели новый колокол, весов 155 пудов. Поднять его на уже ветхую колокольню было невозможно, и было решено заменить ее каменной. Епархиальное начальство предложило построить и новый храм, так как деревянный тоже стал ветхим.

Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930г. чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него.

Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах.

В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001г. епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой).

Указом от 6 октября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил открытие в селе Папоротка Свято-Казанского женского монастыря. Духовником обители был назначен священник Казанского храма протоиерей Иоанн (Титов), который в 2004 году принял монашеский постриг под именем Кирилл.

Первое время жить насельницам было негде. Два с половиной года сестры ютились в сторожке около храма.

Постепенно монастырь стал обустраиваться. Первым делом начали ставить ограду, обозначив тем самым монастырскую территорию. Часть огорожена каменной кирпичной оградой, а часть железобетонными панелями. Кирпичная ограда с кирпичными столбами квадратного сечения. Нижняя часть стены ограды – старая, с вычинками кладки, с отделочным рядом кладки («пилой»), верхняя часть выложена заново. На западной стороне ограды – въездные ворота с калитками: четыре каменных столба, на которых лежат арки. Под ними металлические двустворчатые ажурные ворота.

К престольному празднику 4 ноября 2004 г. был благоустроен в монастыре святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери и построена купальня. Уже через два года со дня приезда сестер был отстроен двухэтажный келейный корпус, а летом 2004 г. на территории монастыря разбиты цветники, посажен огород и заасфальтированы дорожки. В настоящее время монастырь принимает паломников, которые могут разместиться в бывшей сторожке, превращенной в гостевой домик.

Вскоре стали появляться и благотворители: кто помог строительными материалами, кто транспортом; местные жители разгружали кирпич и помогали на строительных работах.

Решением Тулоблисполкома от 09.04.1969г. № 6-294 на госохрану поставлена церковь Казанской иконы Божией Матери (1855-1870), сторожка и ограда с воротами.

Обитель постепенно обустраивается по промыслу и милости Божией.

Источник

Казанский Папоротский женский монастырь

казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть фото казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть картинку казанский папоротский монастырь тульская область. Картинка про казанский папоротский монастырь тульская область. Фото казанский папоротский монастырь тульская область

Свято-Казанский женский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма.

Содержание

История [ править ]

Свято-Казанский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма. Когда был построен первый, осталось неизвестным; второй, во имя Покрова Божией Матери, был поставлен в 1774 г. на средства прихожан, почему и село некоторое время носило название «Покровского-Папоротки тож».

В 1846 г. для деревянной колокольни приобрели новый колокол, весов 155 пудов. Поднять его на уже ветхую колокольню было невозможно, и было решено заменить ее каменной. Епархиальное начальство предложило построить и новый храм, так как деревянный тоже стал ветхим.

Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930г. чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него.

Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах.

казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть фото казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть картинку казанский папоротский монастырь тульская область. Картинка про казанский папоротский монастырь тульская область. Фото казанский папоротский монастырь тульская область

В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001г. по благословению пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой).

Указом от 6 октября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил открытие в селе Папоротка Свято-Казанского женского монастыря. Духовником обители был назначен священник Казанского храма протоиерей Иоанн (Титов), который в 2004 году принял монашеский постриг под именем Кирилл. Первое время жить насельницам было негде. Два с половиной года сестры ютились в сторожке около храма.

Постепенно монастырь стал обустраиваться. Первым делом начали ставить ограду, обозначив тем самым монастырскую территорию. Часть огорожена каменной кирпичной оградой, а часть железобетонными панелями. Кирпичная ограда с кирпичными столбами квадратного сечения. Нижняя часть стены ограды – старая, с вычинками кладки, с отделочным рядом кладки («пилой»), верхняя часть выложена заново. На западной стороне ограды – въездные ворота с калитками: четыре каменных столба, на которых лежат арки. Под ними металлические двустворчатые ажурные ворота.

К престольному празднику 4 ноября 2004 г. был благоустроен святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери и построена купальня Уже через два года со дня приезда сестер был отстроен двухэтажный келейный корпус, а летом 2004 г. на территории монастыря разбиты цветники, посажен огород и заасфальтированы дорожки. В настоящее время монастырь принимает паломников, которые могут разместиться в бывшей сторожке, превращенной в гостевой домик.

Решением Тулоблисполкома от 09.04.1969г. № 6-294 на госохрану поставлена церковь Казанской иконы Божией Матери (1855-1870), сторожка и ограда с воротами.

Описание [ править ]

Церковь, построенная из красного кирпича, сложная в плане, состоит из доминирующей по высоте прямоугольной паперти квадратной колокольни, непосредственно примыкающей к церкви квадратной трапезной, двух квадратных притворов с севера и юга, самой церкви и апсиды алтаря с двумя небольшими прямоугольными алтарными помещениями.

Самым высоким объемом является колокольня. Она состоит из четырех убывающих кверху четвериков и заканчивается шатром и крестом. Третий ярус ее прорезан арками окон, по два с каждой стороны. В первом ярусе колокольни расположен западный притвор с главным входом в храм. Церковь и колокольня выполнены из красного глиняного кирпича. Сама церковь представляет собой восьмерик барабана на четверике храма. К восточной стене основного объема храма примыкает апсида. С северной и южной стороны – более низкие по высоте притворы. Большой арочный проем в интерьере разделяет основной объем и квадратную в плане одноэтажную четырехстолпную трапезную с двумя приделами. Входы – западный, северный и южный – с крытыми папертями с крыльцами. Храм перекрыт сомкнутыми сводами, в замке которых – глухой восьмигранный барабанчик. Общее состояние внешних конструкций удовлетворительное.

На фасаде западного притвора висит охранная доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». Цоколь белокаменный, высокий, с небольшими уступами. Поверхность покрашена известковой краской. Отмостка бетонная. Плоскости стен прорезаны оконными и дверными проемами с кирпичными клинчатыми перемычками.

казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть фото казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть картинку казанский папоротский монастырь тульская область. Картинка про казанский папоротский монастырь тульская область. Фото казанский папоротский монастырь тульская область

Крыша сложная в плане, скатная, над куполом крыша чешуйчатая. Храм венчается восьмигранным куполом с невысоким барабаном в замке купола. Каждая грань барабана прорезана спаренными аркообразными окнами. Купол завершен луковичной главкой с шестиконечным крестом на яблоке. Над колокольней небольшое шатровое покрытие с крестом.

Алтарь, основной объем, четырехстолпная трапезная с двумя нефами, западный притвор разделены стенами с широкими и высокими арками. Трапезная перекрыта системой кирпичных сводов с распалубками и подпружных арок. Стены трапезной и церкви расчленены лопатками, окна выделены наличниками.

В основном объеме световой барабан лежащий на подпружных арках и расположенных по углам треугольных тромпах, перекрыт восьмилотковым кирпичным куполом с небольшим барабаном в замке. Северный и южный приделы перекрыты комбинированными сводами (пятилотковые конхи и цилиндрические своды). Края подпружных арок окантованы профилированными тягами. Капители столпов – трехярусные, профилированные, раскрепованные. Оконные проемы обрамлены тянутыми наличниками. Имеются розетки.

Входные двери деревянные, двухстворчатые, с наружной стороны обшиты металлом. Имеется деревянная лестница, ведущая на колокольню.

Настенная живопись по стилистическим признакам относится к концу XIX века. Письмо выполнено в традициях академической школы, но в сюжетных композициях просматриваются традиции народного искусства. Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда. Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма.

Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом.

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Тульская обл., Богородицкий р-н, с. Папоротка

Источник

Свято-Казанский монастырь в Папоротке

казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть фото казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть картинку казанский папоротский монастырь тульская область. Картинка про казанский папоротский монастырь тульская область. Фото казанский папоротский монастырь тульская область

казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть фото казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть картинку казанский папоротский монастырь тульская область. Картинка про казанский папоротский монастырь тульская область. Фото казанский папоротский монастырь тульская область

Таких необычных монастырей, как Свято-казанский, в России немного. С ним связаны десятки загадочных историй — и старинных, и современных. Сама женская обитель в Папоротке была основана недавно, но храмы на этом месте стоят испокон веков. Когда были построены предшественники Казанского храма мы уже не узнаем. Известно только, что в 1775 г. здесь находилась деревянная церковь во имя Покрова Божией Матери. К середине 19 века она обветшала, и местная епархия решила выделить средства на возведение нового каменного храма. Его строили 15 лет и освятили в 1870 г. Необычный для русского глаза проект составил архитектор Громов, а следил за его выполнением архитектор-академик А. М. Дмитриев.

Советская власть закрыла храм в 1930 г., но местные жители не отдавали ключи и всеми силами защищали его от разрушения. Во время войны немецкие захватчики почему-то «помиловали» Казанскую церковь, беспощадно уничтожая соседние. В 2001 г. сюда приехали 12 монахинь во главе с игуменьей, а патриарх утвердил открытие монастыря.

Что посмотреть

Свято-Казанский монастырь расположен в красивом месте — над рекой. Вокруг него лишь поля и перелески, а на другом берегу — деревенские домики. Сельская идиллия и тишина. Когда-то священник — старец Иринарх предсказал будущее появление обители и наказывал местным жителям беречь храм, что они и сделали. С 1969 г. он находится и под охраной государства, о чем гласит мемориальная доска. Архитектурный вектор монастыря задает колокольня в неороманском стиле, что довольно необычно смотрится среди русских просторов. Такое здание органично вписалось бы в панораму Милана или Сицилии. Оно состоит из 4 ярусов, квадратная форма сглажена арочными окнами, каждый ярус отделяют белокаменные карнизы. На первом этаже находится главный вход в храм.

Сама церковь представляет из себя 8-гранный световой барабан с двойными арочными окнами на четверике под двускатной крышей. С противоположной стороны от колокольни пристроены полукруглые апсиды. Территория обители обнесена оградой. Вся композиция выполнена из красного кирпича, окна отделаны белым камнем, купола выкрашены в синий цвет — все это делает монастырь ярким и необычным. Внутри сохранилось убранство 19 века — иконы, настенные росписи. Рядом со Свято-Казанской обителью есть одноименный святой источник с купелями.

Практическая информация

Адрес: Тульская обл., Богородицкий р-н, с. Папоротка. Координаты: 53.631811, 38.351077.

Как добраться: от автовокзала «Куркино» в Туле до пос. Папоротка на автобусах №№ 18, 19 (в пути 2 часа 15 минут) или на автомобиле 93 км (1 час 26 минут).

Время работы монастыря и гостиницы для паломников нужно уточнять заранее по телефону +7 (48-761) 4-91-27.

Источник

Казанский женский монастырь села Папоротка

Наместница — игумения Игнатия (Сидорова)

История монастыря

Свято-Казанский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма. Когда был построен первый, осталось неизвестным; второй, во имя Покрова Божией Матери, был поставлен в 1774 г. на средства прихожан, почему и село некоторое время носило название «Покровского-Папоротки тож».

В 1846 г. для деревянной колокольни приобрели новый колокол, весов 155 пудов. Поднять его на уже ветхую колокольню было невозможно, и было решено заменить ее каменной. Епархиальное начальство предложило построить и новый храм, так как деревянный тоже стал ветхим.

Церковь, построенная из красного кирпича, сложная в плане, состоит из доминирующей по высоте прямоугольной паперти квадратной колокольни, непосредственно примыкающей к церкви квадратной трапезной, двух квадратных притворов с севера и юга, самой церкви и апсиды алтаря с двумя небольшими прямоугольными алтарными помещениями.

Самым высоким объемом является колокольня. Она состоит из четырех убывающих кверху четвериков и заканчивается шатром и крестом. Третий ярус ее прорезан арками окон, по два с каждой стороны. В первом ярусе колокольни расположен западный притвор с главным входом в храм. Церковь и колокольня выполнены из красного глиняного кирпича. Сама церковь представляет собой восьмерик барабана на четверике храма. К восточной стене основного объема храма примыкает апсида. С северной и южной стороны – более низкие по высоте притворы. Большой арочный проем в интерьере разделяет основной объем и квадратную в плане одноэтажную четырехстолпную трапезную с двумя приделами. Входы – западный, северный и южный – с крытыми папертями с крыльцами. Храм перекрыт сомкнутыми сводами, в замке которых – глухой восьмигранный барабанчик. Общее состояние внешних конструкций удовлетворительное.

На фасаде западного притвора висит охранная доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». Цоколь белокаменный, высокий, с небольшими уступами. Поверхность покрашена известковой краской. Отмостка бетонная. Плоскости стен прорезаны оконными и дверными проемами с кирпичными клинчатыми перемычками.

Крыша сложная в плане, скатная, над куполом крыша чешуйчатая. Храм венчается восьмигранным куполом с невысоким барабаном в замке купола. Каждая грань барабана прорезана спаренными аркообразными окнами. Купол завершен луковичной главкой с шестиконечным крестом на яблоке. Над колокольней небольшое шатровое покрытие с крестом.

Основные элементы декора:

— венчающие ступенчатые карнизы – с дентикулами и сухариками – выполнены с применением белого камня.

— по периметру верха стен – декор в виде аркатурного пояса.

— небольшие диаметра трехчетвертные колонны, расположенные по углам первого и четвертого ярусов колокольни и апсиды – с абаками и базами из белого камня.

— угловые пилястры и ниши, в которых расположены оконные проемы.
— двойные окна по граням светового барабана над основным объемом.

— высокие арочные окна колокольни.

— рамные оконные наличники углубленных в стене окон трапезной, основного объема, притворов и алтаря.

— белая окраска оконных ниш, наличников, цоколей, крылец.

Алтарь, основной объем, четырехстолпная трапезная с двумя нефами, западный притвор разделены стенами с широкими и высокими арками. Трапезная перекрыта системой кирпичных сводов с распалубками и подпружных арок. Стены трапезной и церкви расчленены лопатками, окна выделены наличниками.

В основном объеме световой барабан, лежащий на подпружных арках и

расположенных по углам треугольных тромпах, перекрыт восьмилотковым кирпичным куполом с небольшим барабаном в замке. Северный и южный приделы перекрыты комбинированными сводами (пятилотковые конхи и цилиндрические своды). Края подпружных арок окантованы профилированными тягами. Капители столпов – трехярусные, профилированные, раскрепованные. Оконные проемы обрамлены тянутыми наличниками. Имеются розетки.

Входные двери деревянные, двухстворчатые, с наружной стороны обшиты металлом.
Имеется деревянная лестница, ведущая на колокольню.

Интерьер храма составляет органично связанные между собой элементы — настенная живопись, два иконостаса, иконы, предметы, декоративно-прикладного искусства. Все выполнено примерно в 80-х годах XIX века. Все это создает единый исторический ансамбль внутреннего убранства храма.

Настенная живопись по стилистическим признакам относится к концу XIX века. Письмо выполнено в традициях академической школы, но в сюжетных композициях просматриваются традиции народного искусства.
Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда.

Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма.

Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом.

Есть интересные иконы письма знаменитых афонских мастерских: «Достойно есть», 1901г и «Скоропослушница», начала XX века.

Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930г. чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него.
Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах.

В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001г. по благословению пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой). Указом от 6 октября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил открытие в селе Папоротка Казанского женского монастыря. Духовником обители был назначен священник Казанского храма протоиерей Иоанн (Титов), который в 2004 году принял монашеский постриг под именем Кирилл.

Первое время жить насельницам было негде. Два с половиной года сестры ютились в сторожке около храма.

Постепенно монастырь стал обустраиваться. Первым делом начали ставить ограду, обозначив тем самым монастырскую территорию. Часть огорожена каменной кирпичной оградой, а часть железобетонными панелями.

Кирпичная ограда с кирпичными столбами квадратного сечения. Нижняя часть стены ограды – старая, с вычинками кладки, с отделочным рядом кладки («пилой»), верхняя часть выложена заново. На западной стороне ограды – въездные ворота с калитками: четыре каменных столба, на которых лежат арки. Под ними металлические двустворчатые ажурные ворота.

К престольному празднику 4 ноября 2004 г. был благоустроен святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери и построена купальня уже через два года со дня приезда сестер был отстроен двухэтажный келейный корпус, а летом 2004 г. на территории монастыря разбиты цветники, посажен огород и заасфальтированы дорожки. В настоящее время монастырь принимает паломников, которые могут разместиться в бывшей сторожке, превращенной в гостевой домик.

Вскоре стали появляться и благотворители: кто помог строительными материалами, кто транспортом; местные жители разгружали кирпич и помогали на строительных работах.

Решением Тулоблисполкома от 09.04.1969г. № 6-294 на госохрану поставлена церковь Казанской иконы Божией Матери (1855-1870), сторожка и ограда с воротами.
Обитель постепенно обустраивается по промыслу и милости Божией.

Адрес: сел. Папоротка, ул. Центральная, д. 45

Телефон монастыря: +7 (4876) 14-91-27

Источник

Казанский папоротский монастырь тульская область

казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть фото казанский папоротский монастырь тульская область. Смотреть картинку казанский папоротский монастырь тульская область. Картинка про казанский папоротский монастырь тульская область. Фото казанский папоротский монастырь тульская область

Свято-Казанский монастырь был основан в 2001 г., рядом с храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, построенным во второй половине XIX века. Первоначально на этом месте существовали два деревянных храма. Когда был построен первый, осталось неизвестным; второй, во имя Покрова Божией Матери, был поставлен в 1774 г. на средства прихожан, почему и село некоторое время носило название «Покровского-Папоротки тож».

В 1846 г. для деревянной колокольни приобрели новый колокол, весов 155 пудов. Поднять его на уже ветхую колокольню было невозможно, и было решено заменить ее каменной. Епархиальное начальство предложило построить и новый храм, так как деревянный тоже стал ветхим.

Церковь, построенная из красного кирпича, сложная в плане, состоит из доминирующей по высоте прямоугольной паперти квадратной колокольни, непосредственно примыкающей к церкви квадратной трапезной, двух квадратных притворов с севера и юга, самой церкви и апсиды алтаря с двумя небольшими прямоугольными алтарными помещениями.

Самым высоким объемом является колокольня. Она состоит из четырех убывающих кверху четвериков и заканчивается шатром и крестом. Третий ярус ее прорезан арками окон, по два с каждой стороны. В первом ярусе колокольни расположен западный притвор с главным входом в храм. Церковь и колокольня выполнены из красного глиняного кирпича. Сама церковь представляет собой восьмерик барабана на четверике храма. К восточной стене основного объема храма примыкает апсида. С северной и южной стороны – более низкие по высоте притворы. Большой арочный проем в интерьере разделяет основной объем и квадратную в плане одноэтажную четырехстолпную трапезную с двумя приделами. Входы – западный, северный и южный – с крытыми папертями с крыльцами. Храм перекрыт сомкнутыми сводами, в замке которых – глухой восьмигранный барабанчик. Общее состояние внешних конструкций удовлетворительное.

На фасаде западного притвора висит охранная доска: «Памятник архитектуры XIX века. Казанская церковь. Охраняется государством». Цоколь белокаменный, высокий, с небольшими уступами. Поверхность покрашена известковой краской. Отмостка бетонная. Плоскости стен прорезаны оконными и дверными проемами с кирпичными клинчатыми перемычками.

Крыша сложная в плане, скатная, над куполом крыша чешуйчатая. Храм венчается восьмигранным куполом с невысоким барабаном в замке купола. Каждая грань барабана прорезана спаренными аркообразными окнами. Купол завершен луковичной главкой с шестиконечным крестом на яблоке. Над колокольней небольшое шатровое покрытие с крестом.

Основные элементы декора:

— венчающие ступенчатые карнизы – с дентикулами и сухариками – выполнены с применением белого камня.
— по периметру верха стен – декор в виде аркатурного пояса.
— небольшие диаметра трехчетвертные колонны, расположенные по углам первого и четвертого ярусов колокольни и апсиды – с абаками и базами из белого камня.
— угловые пилястры и ниши, в которых расположены оконные проемы.
— двойные окна по граням светового барабана над основным объемом.
— высокие арочные окна колокольни.
— рамные оконные наличники углубленных в стене окон трапезной, основного объема, притворов и алтаря.
— белая окраска оконных ниш, наличников, цоколей, крылец.

Алтарь, основной объем, четырехстолпная трапезная с двумя нефами, западный притвор разделены стенами с широкими и высокими арками. Трапезная перекрыта системой кирпичных сводов с распалубками и подпружных арок. Стены трапезной и церкви расчленены лопатками, окна выделены наличниками.

В основном объеме световой барабан лежащий на подпружных арках и расположенных по углам треугольных тромпах, перекрыт восьмилотковым кирпичным куполом с небольшим барабаном в замке. Северный и южный приделы перекрыты комбинированными сводами (пятилотковые конхи и цилиндрические своды). Края подпружных арок окантованы профилированными тягами. Капители столпов – трехярусные, профилированные, раскрепованные. Оконные проемы обрамлены тянутыми наличниками. Имеются розетки.

Входные двери деревянные, двухстворчатые, с наружной стороны обшиты металлом.

Имеется деревянная лестница, ведущая на колокольню.

Масляная живопись покрывает стены, своды и несущие столпы. Особый интерес представляет расположенная на западной стене композиция и изображением Страшного Суда.

Иконостас пятиярусный, позолоченный, украшен резными витыми полуколоннами и накладной деревянной резьбой. В праздничном ряду сохранилось две иконы, которые можно отнести к памятникам, исторически связанным с данным иконостасом. Остальные иконы современного письма.

Иконостас в приделе во имя Вознесения Господне трехъярусный. Также украшен витыми полуколоннами и резьбой. Поновлен бронзовой краской. Иконы датируются концом XIX века и в преобладающем большинстве исторически связаны с храмом.

Есть интересные иконы письма знаменитых афонских мастерских: «Достойно есть», 1901г и «Скоропослушница», начала XX века.
Богоборческая волна XX века прошла и через Папоротку. Богослужения прекратились в 1930г. чтобы не произошло полного разорения храма, женщина по имени Мария хранила у себя ключи от него.

Второе рождение храма началось сразу после войны. С Божией помощью местные жители сумели отстоять свою святыню, благодаря чему храм не подвергся разорению — почти все росписи и иконы остались на своих местах.

В 1998 г. настоятель храма о. Иоанн решил надстроить старую ограду храма. Предварительно были разобраны северный и южный входы. Выкладывая новую ограду из кирпича, оба проема снова сложили, оставив вход только с западной стороны. Однако за год до приезда монахинь участок стены на месте бывшего северного проема вдруг обвалился. Когда уже был основан монастырь и встал вопрос о входе на территорию келейного корпуса, стало понятно, что стоит делать именно в месте обрушения стены. Здесь его указала сама Царица Небесная. И 21 июля 2001г. по благословению пресвятой Богородицы и епископа Тульского и Белевского Кирилла в день престольного праздника Казанской иконы Божией Матери из Тульского Богородичного Щегловского монастыря в Свято-Казанский храм приехали 12 сестер во главе с игуменией Игнатней (Сидоровой). Указом от 6 октября 2001 года Святейший Патриарх Алексий II утвердил открытие в селе Папоротка Свято-Казанского женского монастыря. Духовником обители был назначен священник Казанского храма протоиерей Иоанн (Титов), который в 2004 году принял монашеский постриг под именем Кирилл.

Первое время жить насельницам было негде. Два с половиной года сестры ютились в сторожке около храма.

Постепенно монастырь стал обустраиваться. Первым делом начали ставить ограду, обозначив тем самым монастырскую территорию. Часть огорожена каменной кирпичной оградой, а часть железобетонными панелями. Кирпичная ограда с кирпичными столбами квадратного сечения. Нижняя часть стены ограды – старая, с вычинками кладки, с отделочным рядом кладки («пилой»), верхняя часть выложена заново. На западной стороне ограды – въездные ворота с калитками: четыре каменных столба, на которых лежат арки. Под ними металлические двустворчатые ажурные ворота.

К престольному празднику 4 ноября 2004 г. был благоустроен святой источник в честь Казанской иконы Божией Матери и построена купальня. Уже через два года со дня приезда сестер был отстроен двухэтажный келейный корпус, а летом 2004 г. на территории монастыря разбиты цветники, посажен огород и заасфальтированы дорожки. В настоящее время монастырь принимает паломников, которые могут разместиться в бывшей сторожке, превращенной в гостевой домик.

Вскоре стали появляться и благотворители: кто помог строительными материалами, кто транспортом; местные жители разгружали кирпич и помогали на строительных работах.

Решением Тулоблисполкома от 09.04.1969г. № 6-294 на госохрану поставлена церковь Казанской иконы Божией Матери (1855-1870), сторожка и ограда с воротами.

Обитель постепенно обустраивается по промыслу и милости Божией.

Адрес: 301825, Тульская область, Богородицкий район, село Папоротка

Координаты: N 53° 37.910′ E 38° 21.060′

Автор фото Василий Шелёмин
«Женская обитель в Папоротках» //Тульские епархиальные ведомости. – 2005.-№7; Свято – Казанский женский монастырь. С. Папоротка Богородицкий район Тульской епархии; Культурное наследие Тульского края.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *