казанский собор дивеево фото
Дивеево: по святым местам
Паломники приезжают в Диеевский женский монастырь из самых дальних уголков земли. Пройти с Богородичной молитвой вдоль святой канавки и посетить святые источники — сам преподобный Серафим Саровский говорил, что эта канавка «»до небес высока». Женскую обитель, равную монастырю Дивеево трудно встретить. Это — древний монастырь, конца XVIII века, стены которого видали многое. Монастырь Дивеево и сейчас принимает паломников. Приезжайте, чтобы познакомиться с удивительной историей Дивеевского монастыря, увидеть возрождение обители и увидеть красивейшие соборы Русской Православной Церкви в дивном Диевеево.
«Дивноо Дивеево» — так называют это благодатное место, которое поражает своей истории, многочисленными чудесами и красотой пейзажей и архитектуры. Эта земля неприступна для зла, а святая канавка появилась тут по повелению самой Царицы Небесной. Считается, что стопы Богородицы оставили на этой земле, у села Дивеево, свои следы. Православные святыни монастыря Дивеево — это уникальные исторические памятники и свидетельства истинности православной веры. Читайте нашу статью, чтобы не пропустить ничего во время паломничества в эту удивительную обитель.
История монастыря берет свое начало у алтаря каменной Казанской церкви, где раньше были могилы преподобной Александры — первоначальницы монастыря, и преподобных Марфы и Елены.
Дивеево
Справа у Казанского храма, под старой березкой похоронен Н.А. Мотовилов — “служка Божией Матери и Серафимов”, питатель и благотворитель обители.
Потом можно пройти мимо могилы протоиерея Василия Садовского, духовника дивеевских сестер, к храму Рождества Христова и храму Рождества Богородицы, который является усыпальницей мощей преподобных жен дивеевских.
Далее можно направиться мимо могилы М.В. Мантурова, верного помощника и ученика преподобного Серафима, через Святые врата под колокольней в центральную часть монастыря. Стоя у Святых врат вы увидите, что слева находится игуменский корпус, впереди — главный собор монастыря, освященный в честь Святой Троицы, где почивают мощи преподобного Серафим.
Обойдя Троицкий собор справа, паломники могут подойти к могилам первой игумении Серафимо-Дивеевского монастыря Марии (Ушаковой) и игумении Александры (Траковской). Здесь же, у алтаря Троицкого собора, под старой лиственницей находятся могилы блаженных дивеевских стариц: Пелагии Ивановны Серебренниковой, схимонахини Параскевы (Паши Саровской), Натальи Дмитриевны. Здесь же находятся могилы схимонахини Маргариты (Лахтионовой), единственной дивеевской сестры, после закрытия монастыря дожившей до его возрождения, а также других сестер и священнослужителей монастыря. Справа будет Преображенский собор. Еще правее трапезный храм св. блгв. кн. Александра Невского.
Выйдя за восточные ворота у Преображенского собора, паломники оказываются у начала особой дивеевской святыни — Канавки Божией Матери, и проходят по ней.
В целебных водах дивеевских источников желающие купаются в любое время года и по вере получают облегчение от душевных и телесных недугов.
Храм Казанской Иконы Божией Матери
Храм Казанской Иконы Божией Матери
Преподобный Серафим Саровский запрещал сестрам обители называть Казанскую церковь приходской, говоря, что со временем это будет теплый монастырский собор с множеством пристроек и приделов, наподобие Иерусалимского храма. Относительно Казанской церкви о. Серафим говорил: “Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком, не разрушенными на небо: одна-то в Киевской лавре, другая… (сестрами забылось), а третья-то — ваша Казанская, матушка… Все место, освященное подвигами матушки Александры и прочих, взойдет в этот храм, а теперешняя-то церковь останется лишь как бы ядрышком”.
В 2002 году были начаты работы по укреплению Казанской церкви, а в день преподобного Серафима 19 июля/l августа того же года начато строительство новых приделов этого храма во исполнение слов батюшки Серафима. Храм отреставрирован к Серафимовским торжествам 2003г.
Храм Рождества Христова
Строителем Рождественских церквей с благословения батюшки Серафима был Михаил Васильевич Мантуров. Исцелив его от смертельной болезни и в благодарность за то Богу, приказал ему батюшка взять на себя обет нищеты, продать свое имение и на полученные деньги выстроить церковь для Мельничной общины.
По заповеди преподобного, в храме Рождества Христова перед образом Спасителя горела — и с 1992 года была вновь зажжена — неугасимая свеча. В алтаре сохранилась старинная фреска, изображающая Спасителя в окружении ангелов. Повторно храм был освящен в 1993 году.
Храм Рождества Богородицы 
Вскоре после освящения храма Рождества Христова преподобный Серафим призвал к себе М.В. Мантурова, встретив его словами: “Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви-то у нас с тобой и нет! А Царица-то Небесная, батюшка, прогневалась на меня, убогого Серафима, и говорит: “Сына Моего почтил, а Меня позабыл!” Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобою под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…”
Церковь была освящена 8/21 сентября 1830 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и стала вторым храмом Мельничной обители. Повторно ее освятили 21 октября 1992 года.
В 1991 году после многолетнего перерыва опять зажглась неугасимая лампада в храме Рождества Богородицы, и с этого времени сестрами день и ночь читается неусыпаемая Псалтирь.
Колокольня
Строительство колокольни было завершено незадолго до прославления преподобного Серафима. На ней были установлены большие часы, которые отбивали каждый час: “Пресвятая Богородице, спаси нас”. Позднее они сломались, но неожиданно снова зазвонили перед разгоном обители в 1927 году. В северном и южном флигелях располагались мастерские. В советское время на колокольне, лишенной купола и креста, был установлен телевизионный ретранслятор, а Святые врата приспособлены под гараж. Они были освобождены в июне 1991 года, перед перенесением мощей преподобного Серафима в Дивеево. В настоящее время колокольня полностью восстановлена, собран необходимый комплект колоколов. Во флигелях колокольни размещаются административные и жилые помещения монастыря. На колокольне установлены новые часы с боем.
Игуменский корпус
Слева от колокольни расположено большое двухэтажное здание голубого цвета, построенное в 1885 году, в пору управления монастырем игуменией Марией (Ушаковой). Это бывший игуменский корпус.
В 1902 году, в восточной части игуменского корпуса была устроена домовая церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. В 1903 году, когда император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима, по его просьбе была отслужена литургия в храме святой равноапостольной Марии Магдалины. Он попросил найти священника, который мог бы совершить службу всего за один час, но неспешно и с благоговением. Служил младший священник Петр Соколов. Царь остался доволен и наградил его золотым крестом с драгоценными камнями.
После закрытия монастыря церковь была разорена. Летом 1996 года усердием сестер обители приведен в порядок наружный фасад корпуса, а над церковью вновь сделан купол. 27 сентября 1996 года, в праздник Воздвижения Креста Господня, на купол водружен крест. С 1997 года ведутся восстановительные работы внутри церкви. В игуменском корпусе находится паломническая служба монастыря.
Троицкий собор
После постройки Рождественских церквей преподобный Серафим поручил Елене Васильевне Мантуровой купить участок земли недалеко от Казанской церкви. 5/18 июня 1848 года состоялась закладка собора на месте, указанном великим старцем. День освящения совпал с праздником Серафимо-Дивеевской иконы “Умиление” — 28 июля/10 августа.
В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери “Умиление”, перед которой всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим. В октябре 1989 года Троицкий собор был передан церковной общине. Весной 1990 года на купол собора был водружен крест. Богослужения в возобновились в апреле 1990 года, когда был освящен главный придел. С 1 января 1991 года службы в главном дивеевском соборе совершаются ежедневно. В соборе покоятся мощи преподобного Серафима. Над которым устроена сень по образцу сени 1903года. В витринах за ракой сохраняются некоторые вещи преподобного Серафима: нательный железный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка. И до сих пор, как и сто лет назад, от этих святынь подается людям благодатная помощь и исцеления.
Трапезный храм
Поблизости от Троицкого и Преображенского соборов расположен одноэтажный трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского.
О появлении на этом месте трапезы пророчески говорил дивеевским сестрам батюшка Серафим, хотя при его жизни здесь находилось сельское кладбище. Строилась эта каменная трапезная в 90-е годы XIX века при игумении Марии (Ушаковой). Возвращение трапезного корпуса монастырю растянулось с 1997 по 2000 год. 1 августа 2000 года в отреставрированном трапезном храме состоялась праздничная трапеза с участием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, а 14/27 ноября 2000 года храм был освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.
Преображенский собор
В монастыре было предание, что батюшка Серафим заповедал построить второй собор в конце Канавки на одной линии с Троицким. Иван Тихонов Толстошеев, распоряжавшийся всем в Дивееве после кончины преподобного, построил на этом месте Тихвинскую церковь. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю.
Несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола в честь Преображения Господня состоялось 3 сентября 1998 года. (В старом монастыре деревянная Преображенская церковь находилась на кладбище в восточном углу Канавки, там, где сейчас расположена средняя школа.) В том же 1998 году был освящен правый придел в честь собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, а левый — в честь Всех святых (такие приделы были ранее в Тихвинской церкви).
Святая Канавка
За Преображенским собором находится начало святой Канавки — особой дивеевской святыни.
Когда Царица Небесная явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, Она указала ему, как обнести место этой общины канавою и валом, причем сделать это непременно трудами сестер общины. Мельница была построена в июле 1827 года. В тот же год вокруг участка начинает устраиваться Канавка, но три десятины земли, пожертвованные для общины, были официально закреплены за ней только весной 1829 года. При этом известии батюшка приказал сестрам собраться и, обходя эту землю, отметить ее камушками. Потом он велел опахать землю по этим камушкам по одной борозде три раза. Когда же земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см), три аршина шириной, а вынимаемую землю складывать, чтобы образовался вал высотой также в три аршина. Для укрепления вала он велел насадить на нем крыжовник.
Много чудного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. По словам преподобного, Канавка эта — стопочки Божией Матери. Тут ее обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. Благословлял батюшка брать глину с Канавки — на исцеление. Многие получали избавление от недугов от травки и цветов с этого святого места.
Разрешение на восстановление святой Канавки было получено лишь через шесть лет после начала восстановления монастыря. Канавка обретает облик, заповеданный Царицей Небесной батюшке Серафиму.
Казанская деревянная Церковь в поселке Северный
Возрождение церковной жизни в Дивеево началось с освящения деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери 22 апреля 1989 года.
В одноэтажном деревянном здании церкви изначально размещалась монастырская свечная мастерская. Перед разгоном монастыря в нем некоторое время жила игумения Александра. Впоследствии это строение разобрали и перенесли на окраину Дивеево к Казанскому источнику, где жили священники. У родственников последнего дивеевского священника Иоанна Смирнова по благословению владыки Николая и купили этот дом. Литургия в Казанской церкви служится на престольный праздник — 21 июля и 4 ноября. В остальное время здесь совершаются Таинства крещения, венчания и отпевание.
Источник Преподобной Александры
Появление этого источника связано с именем матушки Александры. На ее могилке сами зажигались свечи, по временам слышался необычайный звон, некоторые ощущали необыкновенное благоухание, исходящее из могилы. Иногда слышалось какое-то журчание, и поэтому в народе сложилось поверье, что источник, открывшийся под горой, исходит из могилы матушки Александры. Много исцелений происходило на этом месте. Однако оно оказалось затопленным водами реки Вичкинза, когда ее запрудили, чтобы устроить водохранилище (пруд).
Современный источник возник под горою сам и впоследствии был расчищен. Поскольку прежний источник не сохранился, теперь именно он считается источником матушки Александры.
Источник в честь Казанской иконы Божией Матери
Это самый старый из всех святых источников Дивеева. Он был известен еще в XVIII веке, при жизни матушки Александры.
Издавна над Казанским источником стояла большая часовня. До 1939 года в ней служились молебны. В центре часовни был колодец. Из-под стены наружу тек ручеек, и из него брали воду. Когда часовню сломали, один из жителей Дивеево обрел подо льдом замерзшего источника Казанскую икону Божией Матери, очень древнего письма. В 1943 году эта икона чудесно обновилась. Долгие годы ее хранила схимонахиня Домника (Грашкина), свидетельница многих чудес от иконы. В настоящее время икона находится в Троицком соборе.
На месте источника устроены часовня и купальня. Как и на источник матушки Александры, сюда приходят на праздники крестным ходом освящать воду.
Источник прп. Серафима в поселке Цыгановка
Существует местное предание, что в 1960-х годах, когда место будущего источника должно было войти в охраняемую зону, военные встретили там старичка в белом балахоне. Военные спросили его, что он здесь делает. В ответ старичок ударил об землю посохом — и из нее вдруг забила вода. Колючую проволоку отодвинули за источник. Позднее его хотели засыпать. Подогнали трактор, но сломалась какая-то деталь. В это время из-за дерева показался тот же старичок, назвал тракториста по имени и сказал: “Не засыпай мой источник”. Как окружающие ни уговаривали тракториста, он отказывался засыпать источник.
Сейчас на источнике батюшки Серафима установлена бревенчатая часовня. В праздничные дни здесь совершаются торжественные молебны. Рядом устроена купальня.
«Церковный вестник» по материалам изданий Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря (монастырь Дивеево)
Читать о монастыре Дивеево:
Смотреть видео о монастыре Дивеево:
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Казанский собор
В своих горячих молитвах Дивеевская первоначальница прп. Александра просила вразумления и помощи, как ей исполнить возвещенную Царицей Небесной волю Божию о создании обители, «равной которой не было, нет
и никогда не будет на земле». Несомненно, что Сама Матерь Божия указала ей построить новую каменную церковь именно в честь Казанской Ее иконы на том месте, где Она некогда явилась матушке Александре.
Строительство храма началось в 1773 году. Первоначальница обители сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывался неподалеку, на берегу речки Вичкинзы. Для рабочих матушка Александра собственноручно ископала источник.
В своих горячих молитвах Дивеевская первоначальница прп. Александра просила вразумления и помощи, как ей исполнить возвещенную Царицей Небесной волю Божию о создании обители, «равной которой не было, нет
и никогда не будет на земле». Несомненно, что Сама Матерь Божия указала ей построить новую каменную церковь именно в честь Казанской Ее иконы на том месте, где Она некогда явилась матушке Александре.
Строительство храма началось в 1773 году. Первоначальница обители сама участвовала не только в распоряжениях, но и во всех работах. Камень добывался неподалеку, на берегу речки Вичкинзы. Для рабочих матушка Александра собственноручно ископала источник.
После закрытия монастыря богослужения в приходской Казанской церкви не прекращались. Настоятелем в то время был протоиерей Павел Перуанский. Умер он на Пасху 1938 года в Арзамасской тюрьме митрофорным протоиереем. Говорили, что незадолго до ареста власти спросили его: «Ты пастырь или наемник?» Он ответил: «Я – пастырь».
Колокола с Казанской церкви были сброшены летом 1928 (или 29) года еще при действующем храме. В 1940 году были сняты с церкви кресты и уничтожены верхушки купола и колокольни, а в 50-х годах были убраны возвышения купола
и колокольни. Случайный прохожий едва ли мог разглядеть во внешнем облике этого строения замечательный памятник архитектуры русского барокко. Церковь представляла протяженное одноэтажное здание, перекрытое двускатной крышей, с большим количеством оконных проемов разной величины. Сначала в ней разместили общежитие педтехникума, потом − мастерские, и очень долго в храме был склад.
После закрытия монастыря богослужения в приходской Казанской церкви не прекращались. Настоятелем в то время был протоиерей Павел Перуанский. Умер он на Пасху 1938 года в Арзамасской тюрьме митрофорным протоиереем. Говорили, что незадолго до ареста власти спросили его: «Ты пастырь или наемник?» Он ответил: «Я – пастырь».
Колокола с Казанской церкви были сброшены летом 1928 (или 29) года еще при действующем храме. В 1940 году были сняты с церкви кресты и уничтожены верхушки купола и колокольни, а в 50-х годах были убраны возвышения купола
и колокольни. Случайный прохожий едва ли мог разглядеть во внешнем облике этого строения замечательный памятник архитектуры русского барокко. Церковь представляла протяженное одноэтажное здание, перекрытое двускатной крышей, с большим количеством оконных проемов разной величины. Сначала в ней разместили общежитие педтехникума, потом − мастерские, и очень долго в храме был склад.
| | |
31 октября 2003 года состоялось торжественное водружение креста на вновь построенную колокольню, а 24 декабря – на купол Казанской церкви. Во время водружения креста серые зимние облака покрывали небо. Однако как только крест был установлен, в вышине над горизонтом появилась узкая полоска неба удивительного лазурного цвета. С этой полоски небо стало очищаться, облака отходили все дальше и дальше, и через час над монастырем весь небосвод стал нежно-голубым, ясным и чистым. Храмы осветились розовыми лучами заходящего солнца, и нельзя было не радоваться перемене хмурой погоды на ясную.
14 июля 2004 года состоялся чин освящения и поднятия на ярусы колокольни Казанской церкви новых колоколов (г. Тутаев Ярославской области), главный из которых, весом в 2 тонны, украшен изображениями Казанской иконы Божией Матери, прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского и свв. Царственных страстотерпцев.
Были отреставрированы сохранившиеся росписи храма и созданы новые фрески, отражающие события истории Дивеевской обители (московские художники Ярослав Рылло и Дарья Шабалина).
31 октября 2003 года состоялось торжественное водружение креста на вновь построенную колокольню, а 24 декабря – на купол Казанской церкви. Во время водружения креста серые зимние облака покрывали небо. Однако как только крест был установлен, в вышине над горизонтом появилась узкая полоска неба удивительного лазурного цвета. С этой полоски небо стало очищаться, облака отходили все дальше и дальше, и через час над монастырем весь небосвод стал нежно-голубым, ясным и чистым. Храмы осветились розовыми лучами заходящего солнца, и нельзя было не радоваться перемене хмурой погоды на ясную.
14 июля 2004 года состоялся чин освящения и поднятия на ярусы колокольни Казанской церкви новых колоколов (г. Тутаев Ярославской области), главный из которых, весом в 2 тонны, украшен изображениями Казанской иконы Божией Матери, прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского и свв. Царственных страстотерпцев.
Были отреставрированы сохранившиеся росписи храма и созданы новые фрески, отражающие события истории Дивеевской обители (московские художники Ярослав Рылло и Дарья Шабалина).
31 июля 2004 года, накануне дня 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленной Казанской церкви. Чин великого освящения совершили митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент и собор архиереев.
По окончании первой Божественной литургии во вновь освященном храме митрополит Филарет обратился к участникам богослужения со словами приветствия: «Благочестивые паломники, наши высокие гости, всех вас приветствую с историческим днем, когда мы совершили освящение этого возрожденного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Заступница Усердная рода христианского явила особое чудо, новую милость, простирая покров Свой над обителью Дивеевской. Храм, о котором было предречено старцем великое будущее, возрожден. И сегодня, в преддверии праздника преп. Серафима Саровского, наша Церковь приносит ему этот дар – возрождение, восстановление святого храма. В этот момент мы можем только возблагодарить Господа: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»
31 июля 2004 года, накануне дня 250-летия со дня рождения преподобного Серафима, состоялось торжественное освящение главного престола восстановленной Казанской церкви. Чин великого освящения совершили митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Калужский и Боровский Климент и собор архиереев.
По окончании первой Божественной литургии во вновь освященном храме митрополит Филарет обратился к участникам богослужения со словами приветствия: «Благочестивые паломники, наши высокие гости, всех вас приветствую с историческим днем, когда мы совершили освящение этого возрожденного храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Заступница Усердная рода христианского явила особое чудо, новую милость, простирая покров Свой над обителью Дивеевской. Храм, о котором было предречено старцем великое будущее, возрожден. И сегодня, в преддверии праздника преп. Серафима Саровского, наша Церковь приносит ему этот дар – возрождение, восстановление святого храма. В этот момент мы можем только возблагодарить Господа: слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»
Казанская церковь и место все будет монастырское, прихожанам дадут другое место, а так Казанская Церковь, как есть, и Рождественская, как есть, останутся как бы
в центре, а кругом нее еще много места захватят приделами другими, и из нее большой теплый собор выйдет, и большая это будет пристройка наподобие Иерусалимского храма.
Преподобный Серафим Саровский
8 сентября 2004 года был освящен Стефановский придел, а 17 октября
2004 года – Никольский. В 2002 году рядом с еще не восстановленной церковью были заложены фундаменты нескольких приделов во исполнение предсказания преподобного Серафима о том, что со временем вокруг нее будет сделано множество пристроек.
Весной 2007 года из семи вариантов эскизного проекта архитектора Виктора Коваля был выбран наиболее приемлемый, на основе которого инженеры ЗАО ТИК «Старый Нижний Новгород» подготовили рабочий проект. «В работе по строительству новых приделов перед нами стояла очень сложная задача, – пояснил автор эскизного проекта архитектор Виктор Коваль. – Казанская церковь – памятник архитектуры федерального значения, построенный
в стилистике русского барокко, имеющий сложную строительную историю. Занимаясь разработкой проекта новых приделов, я опирался на «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», где в нескольких местах даны предсказания батюшки Серафима об этих приделах, но довольно схематичные, и с этим тоже нелегко было разобраться. Когда церковь еще не была восстановлена, высказывались мнения о необходимости одновременного проведения работ по ее реставрации и строительству новых приделов. Предполагалось, что это укрепит ее конструктивно, поскольку она имела большие трещины и практически лопнула пополам. И уж тем более никто тогда не думал, что приделы будут построены спустя несколько лет».
Строительные работы по возведению с северной и южной сторон новых восьми приделов Казанской церкви начались в апреле 2007 года и были закончены
в сентябре. 20 июля 2008 года состоялось освящение первого придела церкви
в честь Казанской иконы Божией Матери. Он был освящен в честь священномученика Серафима (Чичагова), составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». 21 августа 2008 года владыка Георгий освятил еще один придел в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря. Придел освящен в честь преподобных жен дивеевских Марфы, Елены и Александры. Освящение придела в честь дивеевских подвижниц и молитвенниц преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой) состоялось 2 октября. Придел в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил
3 декабря, а уже 11 декабря было совершено освящение придела во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы. С этого времени Казанская церковь стала именоваться собором. Росписи придельных храмов выполнены художниками нижегородской мастерской «Ковчег» под руководством Алексея Анциферова.
8 сентября 2004 года был освящен Стефановский придел, а 17 октября 2004 года — Никольский. В 2002 году рядом с еще не восстановленной церковью были заложены фундаменты нескольких приделов во исполнение предсказания преподобного Серафима о том, что со временем вокруг нее будет сделано множество пристроек. Весной 2007 года из семи вариантов эскизного проекта архитектора Виктора Коваля был выбран наиболее приемлемый, на основе которого инженеры ЗАО ТИК «Старый Нижний Новгород» подготовили рабочий проект. «В работе по строительству новых приделов перед нами стояла очень сложная задача, — пояснил автор эскизного проекта архитектор Виктор Коваль. — Казанская церковь — памятник архитектуры федерального значения, построенный в стилистике русского барокко, имеющий сложную строительную историю. Занимаясь разработкой проекта новых приделов, я опирался на „Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря“, где в нескольких местах даны предсказания батюшки Серафима об этих приделах, но довольно схематичные, и с этим тоже нелегко было разобраться. Когда церковь еще не была восстановлена, высказывались мнения о необходимости одновременного проведения работ по ее реставрации и строительству новых приделов. Предполагалось, что это укрепит ее конструктивно, поскольку она имела большие трещины и практически лопнула пополам. И уж тем более никто тогда не думал, что приделы будут построены спустя несколько лет».
Строительные работы по возведению с северной и южной сторон новых восьми приделов Казанской церкви начались в апреле 2007 года и были закончены в сентябре. 20 июля 2008 года состоялось освящение первого придела церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Он был освящен в честь священномученика Серафима (Чичагова), составителя «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря». 21 августа 2008 года владыка Георгий освятил еще один придел в Казанской церкви Серафимо-Дивеевского монастыря. Придел освящен в честь преподобных жен дивеевских Марфы, Елены и Александры. Освящение придела в честь дивеевских подвижниц и молитвенниц преподобномучениц Марфы и Пелагеи (Тестовых) и преподобноисповедницы Матроны (Власовой) состоялось 2 октября. Придел в честь святых Царственных страстотерпцев архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил 3 декабря, а уже 11 декабря было совершено освящение придела во имя святых Дивеевских блаженных Пелагеи, Марии и Параскевы. С этого времени Казанская церковь стала именоваться собором. Росписи придельных храмов выполнены художниками нижегородской мастерской «Ковчег» под руководством Алексея Анциферова.