казанский собор главная икона
Казанская икона
Летом 1579 года страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя девочке по имени Матрона Онучина явилась во сне Богородица, велевшая откопать Её икону на пепелище. В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона. Перед Полтавской битвой в 1709 году русский царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери, позднее один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, в 1811 году икона была помещена в новом Казанском соборе. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.
Молитва Казанской иконе Божией Матери:
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Санкт-Петербургский список Казанской иконы Божией Матери
Главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга является Казанская икона Божией Матери, во имя которой собор был построен в 1811 г. Эта икона, чудесным образом явленная в г. Казани в 1579 г., является одной из самых почитаемых икон во всем православном мире.
День чудесного явления образа (8/21 июля) стал ежегодно отмечаться как большой праздник вначале в Казани, а затем и по всей России. В том же 1579 г. царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, в который и была помещена обретенная икона. С нее сделали несколько копий, некоторые из которых, как и сама изначальная икона, были признаны чудотворными.
Со времен царя Алексея Михайловича икона стала рассматриваться как Покровительница дома Романовых и праздники во имя иконы (8/21 июля и 22 октября/4 ноября) из местных — московских и казанских — стали общероссийскими.
При Петре I в Санкт-Петербург привозят Казанскую икону, принадлежавшую царице Парасковии Федоровне, родственнице Петра. Согласно последним исследованиям она была списком (копией) с изначального казанского прототипа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском кафедральном, который был возведен для нее архитектором А.Н. Воронихиным. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.
Ниже приводится историко-археологический очерк об истории Чудотворной Казанской иконы Божией матери, которая находится в Санкт-Петербурге. Автором очерка является ныне покойный доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.Н. Некрасов.
Помимо дара чудотворения, она представляет большой интерес в том отношении, что в прежнее время, а именно, в XIX и начале XX столетий, существовали разнообразные, иногда совершенно противоположные, взгляды на происхождение этой иконы, но единого, общепризнанного мнения по этому вопросу так и не было выработано. Не возбуждали спора только основные факты, относящиеся к истории первообраза Казанской иконы. Как известно, оригинал Казанской иконы, составляющий разновидность Одигитрии, был чудесным образом открыт в 1579 г., 8 июля (с/ст.), в г. Казани на месте пожара, истребившего незадолго перед этим значительную часть городаI). Список, или копия с новоявленной иконы вместе с описанием чудес, происшедших от нее, были вскоре отосланы в Москву царю Ивану Васильевичу IV Грозному.
Казанская чудотворная икона Божией Матери быстро сделалась известной в широких массах русского православного народа и стала одним из наиболее почитаемых в России изображений Царицы небесной. Постепенно появилось множество списков с нее, распространившихся по лицу русской земли. В 1611 г. Казанскую икону Божией Матери, подлинную или список с нее2) взяло с собой казанское ополчение, которое отправилось под Москву на помощь войскам Трубецкого и Заруцкого, пытавшихся освободить столицу России от польско-литовских интервентов.
Одушевленные чудотворным образом русские ополчения в мае 1611 г. отбили у поляков Новодевичий монастырь. Но успехи русских войск этим и ограничились; среди ополчений начались разногласия и ссоры. Казанская дружина направилась в обратный путь. В Ярославле соратники встретились с нижегородским ополчением, которое под предводительством князя Д.М. Пожарского и Козьмы Минина шло на освобождение Москвы от поляков, и передали нижегородцам свою чудотворную икону, взамен которой в Казань был послан богато украшенный список с нее.
Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный образ Царицы Небесной, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 г. взяло приступом Китай-город, а вскоре очистило и Кремль от поляков и литвы. После освобождения столицы от врага князь Д.М. Пожарский поставил Казанскую икону Богородицы, спутницу и помощницу его в походах и битвах, сперва в своей приходской церкви Введения (на Лубянке), а потом, в 1636 г., во вновь построенный им Казанский собор, вблизи Красной площади.
Царь Михаил Федорович, узнав о чудесах, бывших от иконы Казанской Богородицы, повелел чествовать в Москве чудотворный образ Богоматери дважды в год: 8 июля, в день явления иконы в Казани, и 22 октября, в память освобождения Москвы от иноземных захватчиков.
В 1649 г. по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери делается общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича.
Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Казанской Богородицы не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.
После основания в 1703 г. Петербурга и перенесения сюда столицы России Казанская икона Божией Матери стала предметом благоговейного почитания и на берегах Невы. В самом начале XVIII столетия здесь появляется чтимый чудотворный образ Казанской Богородицы, находившийся впоследствии с 1811 г. в Казанском соборе на Невском проспекте. В годины тяжелых испытаний русские люди прибегали к этому чудотворному образу, прося заступничества Царицы Небесной. Известно, например, что князь М.И. Кутузов, вождь русской армии в Отечественную войну 1812 года, возложил образ Божией Матери на себя, вверяя себя Ее всесильному охранению и помощи. После разгрома армии Наполеона он все серебро, отнятое казаками от французов, принес в дар Казанскому собору, считая победу над врагом проявлением милости Царицы Небесной3).
После 1812 г. вера в чудотворное заступление Божией Матери ради молитв пред Ее чудотворным казанским образом еще более возросла у жителей Петербурга, считавших Богоматерь в лице Ее чудотворной Казанской иконы Покровительницей северной столицы.
В настоящее время Казанская икона Пресвятой Богородицы по-прежнему пользуется огромным уважением и почитанием со стороны верующих. Откуда же она происходит? По одному мнению, более других распространенному4), эта икона, есть та самая икона, которая 8 июля 1579 г. явилась в Казани; в Смутное время она была взята в Москву, а оттуда в 1710 г. по повелению императора Петра I перенесена в Петербург.
Сказаний об этом раньше 30-х годов прошлого столетия не наблюдается. Но с конца 30-х годов это мнение, уже как исторический факт, стало входит в разные издания по истории Петербурга, а в конце 60-х годов вошло в «Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора», в 1867 г.; затем, в «Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии», вып. I, отд. П, изданные в 1869 г. С.-Петербургским епархиальным историко-статистическим комитетом. Здесь сказано, что явленная и чудотворная икона Казанской Божией Матери пребывала в Казани только до нашествия поляков на отечество в 1612 г.
В 1710 году священный памятник и свидетель изгнания поляков из Москвы и восшествия дома Романовых на царский престол — их семейный чудотворный образ Казанской Богоматери — по повелению императора Петра I перенесен из Москвы в Санкт-Петербург, в освящение новой на берегах Невы столицы.
Этими же словами говорит о перенесении Московской иконы Казанской Божией Матери в 1710 г. в Петербург и протоиерей Г.С. Дебольский в своей книге «Дни богослужения православной католической восточной церкви», т. I, 1901 г., издание 10, СПб, стр.201-202. Но он не берется судить, подлинная это казанская икона, или же только список с нее (там же, стр.198). Равным образом и в акафисте, составленном профессором Московской Духовной Академии П.С. Казанским для казанской иконы в Петербургском Казанском соборе и одобренном Синодом в 1867 г., говорится, что Петр Великий взял казанскую икону Богоматери из Москвы в Петербург — в Путеводительницу своему воинству … и, как ограждения и освящение новой столицы, в сердце города поставил (икос 5), но откуда и какую именно казанскую икону взял Петр I, об этом в акафисте ничего не сказано5). В анонимной книжке под заглавием «Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе», изд. 5, СПБ., 1896 г., цензор архимандрит Мефодий, стр.8-9; 13-14 и в иллюстрированном издании «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская епархия», СПБ., 1908 г., стр.455а) проводится тот же взгляд на петербургскую икону Богородицы, как и в указанных выше «Историко-статистических сведениях о С.-Петербургской епархии». Священник Д. Булгаковский согласен с тем, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы перенесена в Петербург повелением Петра I, но по его мнению, эта икона является списком с казанского первообраза6).
Особое место занимают Г.З. Елисеев и архимандрит Никанор, которые, хотя и не занимаются вопросом о петербургской иконе Казанской Божией Матери, но положительно утверждают, что подлинная ЯВЛЕННАЯ Казанская икона Богородицы все время, до ее похищения в 1904 г., находилась в Казани, в женском Богородицком монастыре.
Чудотворный же образ Казанской Богородицы, бывший в ополчении Пожарского и Минина и впоследствии поставленный в московском Казанском соборе, был только СПИСКОМ с казанского оригинала7). Списком же считают этот образ и Строев8), протоиерей К. Фоменко8), историк С. Соловьев9), московский митрополит Макарий10), А. Завьялов11), И. Покровский12), профессор А. Дмитриевский13), архимандрит Ф. Поздеевский14), Н. Романский — в «Русском Паломнике»15), Ив. Конобеевский16) и др. В доказательство правильности своего взгляда указанные лица ссылаются обычно на «Никоновскую летопись» и «Летопись о многих мятежах». В первой рассказывается, что в Смутное время казанские ратники, пришедшие на помощь русскому войску, стоящему под Москвой … «принесоша (же) из Казани Пречистые Богородицы СПИСАНИЕ (подчеркнуто мною, В.Н.) с Казанской иконы» (Русская летопись по Никонову списку, изд.1792 г., VIII, стр.167).
Во второй читаем: «…Принесоша из Казани образ Пречистые Богородицы, СПИСАННОЙ С КАЗАНСКИЕ»… (Летопись о многих мятежах, 1771 г., стр.236)17).
Таким образом большинство автором согласны в том, что московская чудотворная икона Казанской Богородицы не есть явленная икона Ее, обретенная в Казани, а есть один из многочисленных древних списков с казанского подлинника. В таком случае и петербургская икона, даже если бы она и оказалась тождественной с иконой московского Казанского собора, также будет всего лишь списком с Казанской явленной иконы, но никак не оригиналом. В действительности же петербургская и московская икона не имеют между собою ничего общего: это два различных списка с казанского прототипа.
Московский священник Н. Романский приводит ряд исторических свидетельств, подтверждающих, что московский список в XVII и XVIII столетиях пребывал именно в Москве, а не в другом каком-либо месте. Так, на нижнем поле московской иконы с лицевой стороны сделаны две надписи — одна от 1687 г., а другая от 1754 г. Первая гласит: «Сей пречистый образ поновлял Михаил Малютин»; а другая: «а сего 1754 года — паки сей святой образ поновляла госпожа баронесса Прасковья Ивановна Строганова». Подлинность второй надписи, по мнению отца Н. Романского, не подлежит сомнению, а по словам Г. Тренева, интересовавшегося вопросом о Казанской иконе Богородицы, подпись Малютина также подлинна и ему хорошо известна18). Отсюда отец Н. Романский делает совершенно правильный вывод, что московская чудотворная икона Казанской Божией Матери не была перенесена в Петербург ни при Петре I, ни после него.
Большего внимания заслуживает мнение, опирающееся на архивные данные, по которым петербургская святыня является обетной иконой, выполненной по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны (1723), супруги царя Иоанна Алексеевича (…1796), брата Петра I. Таким образом она могла быть написана в самом конце XVII или в самом начале XVIII столетия.
К сторонникам этого мнения принадлежат протоиерей В. Жмакин, упомянутые выше А. Завьялов, Ф. Покровский и другие. По-видимому, некоторые архивные документы и последующая история петербургской иконы Казанской Божией Матери подтверждают их точку зрения.
Известно, что 2 марта 1727 г. в Синод поступило ходатайство «Церкви Рождества Богородицы, что на Петербургском острову, священника Ивана Стефанова с товарищами и приходских людей» (в числе 23 человека, В.Н.) о том, чтобы Синод дал распоряжение о возвращении в указанную церковь образа явления Казанской Пресвятой Богородицы из С.-Петербургского Троицкого собора, куда этот образ был взят в 1720 г Новгородским архиереем Феодосием, ибо «…Тот явления Казанской Пресвятой Богородицы образ по обещанию вновь написан и украшен достоблаженныя памяти царицы и великия княгини Парасковии Федоровны и от нас немалым иждивением». Просьба эта Синодом была удовлетворена, и образ Казанской Божией Матери, находившийся в церкви Рождества Богородицы на Петербургом острове (стороне), на Посадской улице, был перенесен туда, по всей вероятности, из Казанской часовни, стоявшей рядом с этой церковью и названной так, видимо, потому что там находилась икона Казанской Божией Матери. Часовня эта была устроена не позже 1707 г., т.к. в конце этого года, 25 ноября, император Петр I издал именной указ, которым повелевалось разобрать все построенные в Санкт-Петербурге часовни и обретающиеся в них иконы и книги передать в церковь20). Если, как утверждает А. Завьялов, петербургская икона была, по его выражению, «сооружена» (т.е. написан новый образ) по обещанию царицы Парасковьи Федоровны и иждивением некоторых приходских людей и находилась сперва в Казанской часовне, то она могла появиться на свет на рубеже XVII и XVIII столетий. Но, по мнению отца Н. Романского, выражение «образ … вновь написан» следует понимать в смысле «вновь переписан», или полностью реставрирован. В доказательство такого понимания указанного выражения Н. Романский в своей статье21) приводит текст контракта, заключенного 31 мая 1754 г. Государственной конторой с московским купцом Шестаковым и крестьянином Сеземовым на исправление «разных ветхостей» в Московском Казанском соборе, кроме церковной утвари, риз и книг, согласно осмотру архитектора Д. Ухтомского.
В этом контрактеи реестре, поданном по исполнении контракта 8 февраля 1755 г. с отметками священников собора о проделанной реставрации, выражение «вновь написать» встречается не менее 8 раз в отношении разных обветшавших икон и имеет смысл, придаваемый ему Н. Романским. Например, «Во означенном (же) иконостасе образ Казанской Богородицы, образ Страстныя Богородицы И ОНЫЕ ЗА ВЕТХОСТЬ ВНОВЬ НАПИСАТЬ»; или «В олтаре на горнем месте Господа Саваофа, который обветшал, вновь написать» и т.д.
Таким образом, петербургская икона Казанской Божией Матери, как только реставрированная, а не «сооруженная» заново, значительно древнее, чем предполагает Завьялов и другие авторы, стоящие на той же точке зрения, и может относится в XVII или даже к концу XVI века. В этом нет ничего удивительного; как мы видели, список с казанской иконы был прислан вскоре же после ее обретения царю Ивану IV Грозному в Москву; можно полагать также, что в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы, как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу и поместить на первых порах в Казанскую часовню, вблизи от домика Петра I. Эта копия и была реставрирована царицей Парасковьей Федоровной. Предположение о такой реставрации могло быть обосновано более твердо после надлежащей расчистки иконы, но это дело будущего, пока же приходится ограничиваться свидетельствами архивных документов. Из Казанской часовни, разобранной по указу в 1707 г., икону Казанской Божией Матери перенесли в церковь Рождества Богородицы, прихожанкой которой состояла вдовствующая императрица, а оттуда в 1737 г. вместе с другими тремя того же названия иконами22) во вновь построенную ее дочерью, императрицей Анной Иоанновной, каменную церковь также Рождества Богородицы на Невском проспекте и, наконец, в 1811 г. в Казанский собор, где она и находилась до закрытия собора. До 1727 г. эта икона нигде в документах чудотворная не называется, в этом же году по ходатайству перед святым Синодом притча и приходских людей Рождественской церкви было разрешено икону Казанской Богоматери выносить в дома прихожан «ради моления болящих». Очевидно, она прославилась даром чудотворения. А. Завьялов замечает по этому поводу, что, пока не открыты новые документы, 1727 г. и следует считать началом признания этой иконы чудотворной. Впрочем, он сам же допускает, что архиепископ Феодосий взял в 1720 году данную икону в Троицкий собор быть может в предположении, что она уже является чудотворною, почему и пользуется в народе таким почитанием, хотя специальное распоряжение святого Синода об отобрании в церкви икон, которые недавно оказались чудотворными, вышло 21 февраля 1722 г.23).
Для полноты картины не будет лишним указать размеры икон Казанской Божией Матери: явленной, московской и петербургской. Первая имеет размеры 6 х 5 вершков, вторая — 5 х 8 вершка, петербургская — 13 х 12 вершков24). Богородица на явленной иконе, находившейся в Казани, представлена в красивом греческом типе с правильно построенным лицом с возвышенным выражением. Высокие художественные достоинства иконы и греческий характер лика Божией Матери свидетельствуют о принадлежности иконы кисти незаурядного художника и косвенно — о ее древнем происхождении25). О первоначальном письме петербургской иконы судить трудно вследствие ее полной реставрации в начале XVIII или в конце XVII века. Лик Божией Матери на петербургской иконе в ее теперешнем виде, значительно уступает по исполнению лику Богородицы на Казанском оригинале: пропорции и формы лица менее совершенны, и уже не заметны черты греческого типа. Все вышеизложенное заставляет придти к выводу, что мнение священника Н. Романского о происхождении петербургской иконы Казанской Божией Матери можно считать наиболее приемлемым Доцент Санкт-Петербургской Духовной Академии В.А. Некрасов
Примечания.
Историческое и вполне достоверное свидетельство о явлении иконы Пресвятой Богородицы в Казани принадлежит патриарху Гермогену, который, будучи еще в сане священника, был очевидцем этого явления, а спустя 15 лет после обретения иконы, уже в звании митрополита Казанского и Астраханского, составил Сказание под заглавием: «Месяца июля в 8 день повесть о явлении чудотворныя иконы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, иже в Казани. Списана смиренным Гермогеном митрополитом Казанским и Астраханским в лето 7102 году» (т.е. от Рождества Христова в 1594 году, В.Н.). Подзаголовок Сказания взят из книжки священника Д. Булгаковского: «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса», СПБ., 1896 г., стр.14, Примечание. Автор книжки читал повесть Гермогена в рукописи бывшей императорской публичной библиотеки (ныне имени Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге) из Древлехранилища Погодина за № 925. Имеются и древние рукописи этой повести. См. «С.-Петербургский духовный вестник», 1895, № 16, стр.366.
Основные факты из истории Казанской иконы изложены в обстоятельной статье А. Завьялова под заглавием «Чудотворная икона Казанския Божия Матери в Санкт-Петербурге», см. «С.-Петербургский духовный вестник», 1895 г., №№ 16, 18, 20, 22, 24 и 25. Эти же сведения имеются у Д. Булгаковского (книжка «Казанская чудотворная икона Божией Матери и бывшие от нее чудеса», СПБ., 1896 г.); архимандрита Феодора Поздеевского (Странник, 1907 г., июль-август, статья «Казанская икона Божией Матери»); архимандрита Никанора (Сборник «Святыни Казани», статья «Казанская икона Божией Матери», 1890 г.); Г.З. Елисеева («Православный собеседник», 1858 г., III ч., статья «Казанская чудотворная икона Божией Матери); профессора А. Дмитриевского (Труды Казанской Духовной Академии, 1905 г., I, ст. «В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября»); И. Покровского («Явленная чудотворная казанская икона Божией Матери», Казань, 1904 г.); священника Н. Романского («Московские церковные ведомости», 1904 г., №№ 50, 51-52, и 1905 г., №№ 4-5, статья «Где находится подлинная чудотворная явленная икона Казанской Богоматери») и других авторов.
2. Вопрос о подлинности Казанской иконы Божией Матери, бывшей в казанском ополчении, является одним из спорных вопросов в истории этой иконы. Автор коснется его в дальнейшем изложении очерка.
25. см. снимок с подлинника Казанской иконы Божией Матери в книге Булгаковского (Примечание I), также в «Русском Паломнике», 1904 г., № 30, стр. 519.
Собор Казанской иконы Божией Матери. Святыня и реликвии
Фотографии
Казанский кафедральный собор входит в число крупнейших храмов Северной столицы. Этот уникальный, красивый и величественный памятник архитектуры православного церковного зодчества, памятник русской воинской славы, который располагается в самом сердце Санкт-Петербурга, посещает весь мир. Возводился храм для почитания иконы Божией Матери Казанской, которая и стала его основной святыней.
Происхождение образа
До возведения Собора здесь у фонтана стояла церковь. В нее, за день до освящения в 1737 году, перенесли образ Божией Матери, найденный в Казани в 1579 году. Икона является списком (копией), размером 57,72 х 53,28 сантиметров, выполненным с оригинального образа (26,64 х 22,2 см.).
Ее история весьма загадочная и не лишена Божественного происхождения. Хорошо, что до наших дней дошла рукопись от 1594 года Казанского митрополита Ермолая, повествующая о чудесном появлении иконы. Согласно преданиям, русским воинам при взятии Казани в 1552 году помог образ Божией Матери.
Спустя более 2-х десятилетий после вхождения Казани в состав Российского государства, в городе случился страшный пожар. Погорели многие жилища. Такая же участь постигла и обитель стрельца Онучина. Его восьмилетней дочурке Матрёне во время сновидений явилась Божья Матерь и указала место под пепелищем, где находится Её икона. Вскоре святыню достали, и она сразу же лучезарно засияла.
Бытуют домыслы, что ее закопали татары, равно как и кто-то из русских пленников, либо мусульмане, обратившиеся в православную веру. Здесь у тайника возвели Богородицкий монастырь. Далее день, когда икону нашли, стал Праздником Казанскому образу. Он являл миру чудеса.
Поначалу список иконы Казанской Божией Матери хранили в часовне на Посадской улице Петроградской стороны, вблизи государева домика. По велению императрицы Всероссийской Анны Иоанновны — дочери Иоанна V — на Невском проспекте к 1737 году построили Церковь Рождества Богородицы. Чтобы показать огромную святость и почитание образа, изготовили ризу, не жалея ни червонного золота, ни драгоценных камней.
Взошедший на трон государь Павел Первый — сын Екатерины Великой — желал для этой чудотворной иконы поставить в стольном граде Петровом великий Храм, в котором ему хотелось бы видеть «немного от Святого Петра и немного от Санта-Мариа-Маджоре в Риме», дабы благодаря величию Собора встать Санкт-Петербургу в один ряд с основными европейскими христианскими столицами. Список образа, покоившийся в Церкви Рождества Богородицы, перенесли в возведенный в 1811 году Казанский Собор.
Реликвии храма
Около 2-х месяцев двигался траурный кортеж с телом Кутузова из Бунцлау в Санкт-Петербург, 2 дня петербуржцы прощались со своим героем, великим русским полководцем. Оформлением могилы занимался архитектор Казанского собора — Андрей Никифорович Воронихин.
Ограда представляет собой низкую решетку, изготовленную из темной бронзы, с золочеными венками, опорные стойки выполнены в виде пушечных стволов с боевыми шлемами на угловых столбах. Н а мраморной доске значится : «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау».
У могилы генерала-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова помещены победоносные трофеи: знамена, штандарты, орлы, ключи от завоеванных городов и крепостей Европы, а также жезл маршала Франции. С этих пор Собор почитается как Храм русской воинской славы.
В 1837-ом году на 25-ю годовщину победы над Наполеоном на площади перед Казанским собором были торжественно открыты памятники величайшим русским полководцам Михаилу Илларионовичу Кутузову и Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Их автором стал выдающийся русский архитектор Василий Петрович Стасов.
Чудесные явления образа
О заступничестве Божьей Матери за страну и её народ подтверждают многие летописи. Во времена смуты, особых тягот люди несли Казанскую икону Богоматери. С ней народное ополчение под предводительством князя Дмитрия Пожарского в 1612 году освобождало Москву от поляков. С молитвенными прошениями к Божией Матери отечественным героям удалось сломить сопротивление шляхтичей.
С 1613 года — после избрания на русский престол первого царя из рода Романовых — Михаила Федоровича икона Казанской Богоматери стала семейной реликвией царского дома. В 1648 году у царя Алексея Михайловича Романова в День Казанской иконы Божией Матери родился первенец. Данное небесное совпадение повлияло на то, что государь приказал этот праздник почитать как общероссийский, до революции он был официальным выходным.
Икона помогла победить Петру Великому в битве под Полтавой. В праздник образа на торжественной службе в Троице-Петровском соборе народу было объявлено о победе России в Северной войне. Тогда Петру Первому присвоили титул: “Императора Всероссийского” и звания: “Отец Отечества” и “Великий”. Так, Европа была вынуждена признать за Россией статус могущественной державы в составе Европы.
Летом 1812 года, перед отъездом на фронт главнокомандующий русской армии Михаил Илларионович Кутузов посетил Казанский собор, где припадал к иконе Божией матери. Также, как говорят предания, прежде, чем принять командование русской армией в 1812 году, Кутузов объехал все войска с иконой Казанской Богоматери. Заступница помогла русским людям победить, более того, освободить народы других стран от Наполеона.
Существует такая легенда. Когда русские войска приступали к прорыву блокады Ленинграда, кем-то был дан негласный приказ — доставить икону Казанской Божией Матери на фронт и пронести Святыню по всем воинским частям. Вероятно, так все и было. Об этом факте умалчивали в связи с атеистическими взглядами советских руководителей.
Согласно другим источникам, икона Казанской Божией Матери была доставлена в окруженный фашистами Ленинград, где ее пронесли по окраинам города. Позже ее перевезли в Москву, далее перед нею отслужили молебен в Сталинграде. Верующие до сих пор уверены в том, что именно чудотворный образ Казанской Божией Матери помог советским воинам прорвать блокадное кольцо в 1943 году, полностью освободить Ленинград от вражеской блокады в 1944 году, одержать великую Победу в 1945 году.
Советское прошлое
В 20-х годах прошлого столетия храм лишился церковных ценностей. Но, Слава Богу, его главная Святыня сохранилась. Хотя ей пришлось не раз менять обители. Ее спасение произошло благодаря любви и усилиям верующих.
Сперва образ содержался в Спасо-Успенском храме. После его закрытия в 1937-ом передали икону в Церковь на Смоленском кладбище. В 1940 году и ее закрыли, тогда святыня перешла в Князь-Владимирский собор. Здесь она пребывала до своего возвращения в Казанский собор летом первого года нашего тысячелетия.
Празднование святыни
С 2005-го года — 4 ноября к празднику Казанской иконы Божией Матери присоединилось празднование Дня воинской славы и Дня народного единства России. Казанский образ помог россиянам противостоять разделению и Смуте, стать единой державой.
Народ сумел с молитвами к Божьей Матери спасти Русь от набегов ордынских, крымских и казанских ханов, освободить ее от всех ее иноземных захватчиков, отразить нападки врагов на родную страну, дать ей долгожданный мир. И сегодня мы должны вынести уроки из истории и понимать то, что наша сила в вере и единстве.
Послесловие
Печальный факт состоит в том, что оригинал — прообраз списка Казанской Божией Матери пропал в начале XIX века. По одной из версий считается, что икона была похищена из Богородицкого монастыря ради продажи драгоценностей ризы. Сам же лик был, якобы, изрублен на куски и сожжен. Также утверждают, что во время кражи была копия, а подлинник по сей день находится в тайниках монастыря.
Еще пишут, что во время Гражданской войны прообраз иконы Казанской Божией Матери вывезли из России. В 1920 году икону продали на аукционе коллекционеру из Лондона. В дальнейшем она принадлежала многим владельцам. Наконец, есть хорошие измышления, мол, прообраз вернулся в Россию в 2004 году.
Но доподлинно неизвестно, так ли это, или нет, равно как и точное местонахождение оригинального святого образа. Но у нас есть молитва и список иконы, перед которым мы можем молиться, и все в жизни будет отлично!
Молитва Казанской иконе Божией Матери
О, Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию пред честною и чудотворною иконою Твоею припадающе, молим Тя: не отврати лица Твоего от прибегающих к Тебе. Избави же всех с верою Тебе молящихся от падений греховных, от навета злых человек, от всяких искушений, скорбей, болезней, бед и внезапныя смерти. Даруй нам дух сокрушения, смирения сердца, чистоту помышлений, исправления греховной жизни и оставление прегрешений, да вси благодарне воспевающие величия и милости Твоя, являемые над нами зде на земли, сподобимся и Небесного Царствия, и тамо со всеми святыми прославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.