казанский собор могила кутузова фото
Где находится сердце Кутузова
Тело великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова покоится в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Но существует легенда, согласно которой внутренности фельдмаршала захоронены в Польше, неподалеку от города Бунцлау в деревне Болеславице.
Кутузов не раз был ранен на поле боя, одно ранение в голову врачи признали смертельным и не ожидали выздоровления, но сильный организм полководца победил, и Кутузов выжил, а умер Михаил Илларионович от обычной простуды. В январе 1813 года во время Заграничного похода русской армии, Кутузов во время сильной метели решил ехать не в экипаже, а передвигаться верхом, подхватил сильную простуду и через 11 дней скончался. Происходило это в городе Бунцлау, который сейчас находится на территории Польши.
Тело Кутузова решено было перевезти в Петербург для погребения в Казанском соборе. По тем временам это был очень неблизкий и непростой путь. Тело тщательно приготовили к транспортировке, забальзамировали, а внутренности полководца, включая сердце, которые были изъяты при бальзамировании, захоронили в деревне Тиллендорф, близ Бунцлау. Так считалось долгие годы.
Перевозили тело Михаила Кутузова в свинцовом ящике, доставив в Санкт-Петербург только 24 мая. Но к торжественным похоронам, ещё не всё было готово и до 11 июня гроб находился в Троице-Сергиевой пустыни рядом с Петербургом.
Существует легенда, что Кутузов сам завещал похоронить свое сердце около военной дороги, чтобы навсегда остаться со своими погибшими солдатами. Этот миф существовал больше века. После освобождения от фашистов Польши русскими солдатами, на месте захоронения останков полководца наши воины положили мемориальную плиту. Но о том, что сердца Кутузова в Тиллендорфе нет, они не знали.
Лишь в конце 1970-х годов стала известна правда об останках полководца. В «Ленинградской правде» опубликовали интервью с бывшим сотрудником ОГПУ Сократилиным. Он утверждал, что в 1933 году гробница Кутузова в Петербурге была вскрыта. Ученые, исследовавшие усыпальницу, обратили внимание, что в изголовье могилы лежит сосуд с забальзамированным сердцем. Скорей всего, в 1813 году, бальзамировщики посчитали, что сердце великого полководца должно находиться на родине. А остальные внутренности, видимо, действительно захоронили неподалеку от Бунцлау на месте мемориальной плиты.
Казанский собор в Санкт-Петербурге — могила Кутузова и что скрывает Колоннада
Внутри Казанский собор не менее хорош чем снаружи и от других соборов его отличают архитектурные формы. Здесь внутри все выпуклое, все в барельефах.
Смотреть действительно приятно и Казанский внутри сильно отличается от других храмов. Так в Соборе Спаса на Крови все выложено мозаикой, а в Исаакиевском мрамором.
При этом фотографировать можно свободно.
Могила Кутузова и военные трофеи
В Казанском соборе похоронен великий полководец М.И. Кутузов. Его могила находится справа от центрального входа, а сразу над ней много ключей от различных городов, которые были побеждены в ходе компании против Наполеона.
Кутузов умер во время похода и его тело еще месяц доставляли на Родину.
Архитектор Воронихин и его гениальный ход
Зодчий и архитектор Казанского Собора – Андрей Воронихин – был в молодости крепостным графа Александра Сергеевича Строганова. Граф-то и предложил императору проект авторства Воронихина, и этот проект был одобрен.
Сам архитектор был, что называется «народным самородком». Он учился бессистемно, занимаясь больше самообразованием, хотя и брал уроки у известных архитекторов и живописцев, например, Баженова и Казакова.
Став свободным человеком, он побывал за рубежом, но при этом продолжал работать при графском дворе. Именно Воронихину принадлежит гениальная идея о строительстве огромной Колоннады из 96 колонн перед северным фасадом.
Кстати, южную часть собора по замыслу архитектора тоже должна была симметрично замыкать подобная колоннада, но эта идея зодчего не была воплощена в жизнь. В 1811 году автор проекта собора был награжден за свой гениальный ход орденом Святого Владимира.
Памятники на площади
Казанский собор дал имя и площади. Уже современники считали его храмом, посвященным военным победам русской армии. Недаром в эту церковь свозили военные трофеи Отечественной войны 1812 года. Поэтому на Казанской площади установилии памятники героям этой войны – фельдмаршалу Кутузову и Барклаю-де-Толли.
К тому же, именно с этого места Кутузов отправился на войну с Наполеоном.
Император Александр решил увековечить память полководцев после их смерти. Он издал указ, согласно которому скульптуры Кутузова и Барклая-де-Толли будут стоять на площади прямо перед Казанским собором. Как обычно, был объявлен конкурс. Но произошла странная вещь – ведущие российские скульпторы отказались в нем участвовать! Оказывается, их художественное видение шло вразрез с требованиями императора. Он хотел, чтобы полководцев изобразили реалистично, в парадной военной форме. А мода того времени требовала, чтобы даже статуи современников выглядели как римские патриции, в тогах и туниках.
Только когда при следующем русском императоре, Николае I, снова объявили конкурс на эскизы памятников, победило предложение скульптора Бориса Орловского, который учился в Риме. Работы начались только в 1830 году. Постаменты были выполнены из полированного гранита каменотесом Самсоном Сухановым, а буквы на нем сделали каменными, а не бронзовыми, для долговечности. Сами статуи были отлиты в бронзе мастером Екимовым в литейной мастерской Академии художеств.
Интересно, что статуя Кутузова получилась у него сразу, а статуя Барклая-де-Толли только со второй попытки. Для того, чтобы лицо Кутузова вышло реалистичным, использовали портрет английского художника Джона Доу. Поза у него решительная, и даже агрессивная, в ней видна готовность дать отпор врагу. А в самой фигуре Кутузова был достигнут компромисс – он одет в парадный мундир фельдмаршала того времени, но завернут в плащ наподобие античной тоги.
Несмотря на то, что статуя Кутузова была создана на 4 года раньше, оба памятника открыли одновременно, в 1837 году, в честь 25-летия победы в Отечественной войне против Наполеона. Памятникам даже отдали воинские почести. Они были так популярны среди народа, что их даже окружили чугунными цепями, а потом тумбами, чтобы на статуи никто не залезал.
Масонский знак
Многие интересуются тем, что делает на фронтоне Казанского собора масонский знак – Всевидящее око. Говорят, что все дело в том, что и император Павел I, и его наследник Александр симпатизировали масонам, а они имели влияние на русскую аристократию.
Например, главной первой русской масонской ложи был граф Воронцов. Масоном был и граф Строганов, «попечитель» строительства собора. Однако именно Александр впоследствии запретил деятельность этих тайных обществ в России. Так в чем же дело?
На самом деле этот символ – треугольник, окруженный лучами – вовсе не является специфически масонским. Во-первых, Всевидящее Око – это чисто библейский термин. Традиция так изображать его в иконографии была распространена в западноевропейском искусстве с эпохи Возрождения. А с распространением стиля классицизм в 18 веке, проникла и в Россию. Поэтому неудивительно, что многие дизайна католических храмов были использованы и для украшения Казанского собора.
Масоны действительно часто использовали этот знак, но они тоже не выдумывали свою символику, а брали ее из традиционной христианской иконографии, просто придавали ей немного другой смысл. По их мнению, Бог является архитектором Вселенной, поэтому они любили изображать циркуль и треугольник – символы зодчества. В православии такие символы были не очень распространены, но все-таки встречаются и в настенных росписях, и в иконописи. Историки полагают, что не стоит искать каких-либо таинственных смыслов во фронтоне Казанского собора, так же как и особого влияния масонов.
Масонский знак над алтарем в Казанском соборе
Масонский знак над входом в Казанский собор в Петербурге
Список казанской иконы
Об иконе Казанской Божьей матери ходит немало легенд. Но сначала расскажем о том, что она собой представляет. Это так называемый образ «Богоматери Одигитрия». Такие иконы начали писать в Византии, и на них принято изображать Богородицу с младенцем Христом, Она слегка наклоняет голову к ребенку и одной рукой поддерживает его. Одна из таких икон — «Богоматерь Казанская» — была очень почитаема в Казани. Легенда говорит, что после пожара 1579 года, уничтожившего почти весь город, Богородица явилась десятилетней девочке и велела выкопать икону на пепелище. Икона была найдена, и с тех пор в русском православии существует праздник «Обретения Казанской иконы Божьей матери».
Икона была признана чудотвороной, но почитали ее только в Казани. Чтобы подобные иконы появились и в других местах, с первообраза делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже были признаны чудотворными. Но их было так много, что историки путаются в том, какой же именно список, в конце концов, попал в Петербург. Принято считать, что один из них был отправлен в Москву еще по требованию Ивана Грозного. А в Смутное время перед этой копией молилось ополчение, шедшее воевать с польскими оккупантами.
За сотни лет в России распространилось множество таких копий, но, по-видимому, прообраз этих икон долго хранился в Казанском Богородичном монастыре.
В 1904 году монастырь под Казанью ограбил крестьянин Варфоломей Чайкин, который продал ее оклад, а саму икону сжег в печи. Что касается копии, которая попала в Петербург, то ее привез туда Петр I. Долгое время икона находилась в церкви Рождества Богородицы, а потом ее перенесли в Казанский собор, построенный на том же месте. Она хранится в центральной части собора, и туда приходит множество паломников. В самом соборе можно прочитать много интересного об истории иконы.
К иконе огромная очередь, поэтому фотографировать ее не стал
Самое знаменитое кафе с видом на Казанский
Напротив находится торговый дом Зингера в котором сейчас Дом Книги, на втором этаже большое кафе с огромными окнами. Это лучший инстаграмный вид на Казанский.
Людей всегда много, поэтому придется либо минут 15 подождать, либо вставайте у одного из окон.
На крышу дома Зингера можно подняться, но это неофициально и платно.
История создания кратко
Раньше на месте Казанского Собора стояла простенькая церковь Рождества Богородицы, с деревянным куполом и скульптурами апостолов на карнизе. Ее часто сравнивают с Петропавловским собором. Несмотря на скромное убранство храма, в нем венчался сам император Павел I. Но он считал, что она слишком неказиста, и надо бы построить какой-нибудь грандиозный собор, достойный «Северной столицы». Образцом для него должен был служить собор Святого Петра в Риме.
В 1799 году император объявил конкурс на проект собора, в котором участвовало множество известных архитекторов. Но ни один из них Павлу не нравился. Он даже вроде бы отбирал некоторые проекты, но потом вновь от них отказывался. И тут граф Строганов представил императору наброски Воронихина. Они-то и отвечали желаниям Павла затмить Рим.
Он не только утвердил проект Воронихина, но и назначил Строганова главой попечительского совета, который контролировал ход строительства. Кстати, этот совет заявил Павлу о том, что в проекте собора нет колокольни, и это существенный недостаток. На что Павел заявил, что если у собора Святого Петра в Риме нет колокольни, то и здесь она не нужна. Поэтому колокола разместили прямо в проемах Колоннады.
Однако Павел I не дожил до закладки первого камня собора. Это произошло уже при его наследнике Александре I, который присутствовал во время этой торжественной церемонии. Воронихину помогал известный российский архитектор и гравер Николай Алферов, а денег на строительство ушло очень много – грандиозная по тем временам сумма, больше 4 миллионов рублей! Если учесть, что тогдашний рубль стоил столько же, сколько 550 нынешних, то это значит, что строительство собора обошлось в 35 миллиардов долларов США. Собор закончили в 1811 году. Его освятил митрополит Амвросий. Тогда же окончательно разобрали и старую церковь.
Полезная информация
Совсем рядом мост с Грифонами, где можно сделать красивые снимки
Время на посещение где-то 10-20 минут
Вокруг много различных кафе средней ценовой категории, поэтому посещение собора лучше планировать в середине, чтобы тут можно было покушать.
Дальше можно пойти
Смотровая площадка в мастерской Карла Буллы (200 метров)
Екатерининский сад и Миллионная улица
Внутренняя отделка (14 фото)
Зодчий Воронихин впервые в России использовал для купола собора особую конструкцию из ковкого железа из двух ребер. Ее диаметр – больше 17 метров. На ней висит шар с крестом – символ мироустроительства, а также паникадило храма. Кроме железного купола, в соборе есть еще два кирпичных, причем они делались не столько по инженерному расчету, сколько по интуиции архитектора. Сама церковь построена из кирпича, но внутри, по желанию Павла, облицована пудотским камнем, который добывали неподалеку от его любимой Гатчины. А для 56 внутренних колон с позолоченными капителями использовали мрамор и финский гранит.
В 19 веке собор выглядел более величественно и празднично, чем теперь. Там было 12 барельефов работы известных мастеров, посвященных Страстям Христовым, но многие были удалены. Теперь остались только «Несение креста» и «Взятие под стражу». Главный иконостас, установленный Воронихиным заменили в 1830-х годах на другой, работы архитектора Тона. Но привлекает внимание не живопись, а оклад икон – он был переплавлен из трофейного серебра, отнятого у французов. Но в советский период иконостас уничтожили, а 2 тонны серебра вывезли. Оклад удалось восстановить только недавно. Скульптуры собора тоже практически не сохранились, и их заменили росписями.
Тем не менее, собор все равно смотрится очень торжественно – недаром его постоянно изображают на открытках. Он похож и на грандиозные католические храмы эпохи Возрождения, и на античный дворец. Огромную роль в этом играют внутренние колонны и расположение окон. Если прийти туда днем, то свет, падающий из окон, создает впечатление, что купол парит над храмом. Впечатление усиливают розетки – стилизованные цветы под потолком, сделанные из французского алебастра. А двери северного входа – это бронзовая копия знаменитых «Райских врат» Баптистерия во Флоренции.
Пол собора выполнен в технике мозаики и выложен финским мрамором и кварцитом четырех цветов – черным, розовым, серым и темно-красным. Основная тема мозаики – Вифлеемская звезда. Сами геометрические рисунки пола связаны с общим планом собора и помогают воспринимать его внутреннее убранство, как одно целое. Так под главным куполом пол оформлен кругами, сужающимися к центру. Этот рисунок вторит линиям купола. По форме и цвету композиция мозаики создает иллюзию объема, что еще больше увеличивает визуально размер храма, и он кажется совсем огромным.
Наш ответ Ватикану: История и легенды Казанского собора
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Свой собственный Ватикан
По возвращению в родные края и оказавшись на престоле, в последний год своего и без того короткого правления, император Павел I успел положить начало для воплощения задуманного. На поиск места для застройки много времени не тратили, тем более что церковь Пресвятой Богородицы, расположенная на Невском проспекте, давно обветшала.
Получилось одним строительством «убить двух зайцев» — и старое здание снести, и возвести новый храм, который украсил облик города. То ли в павловский период существовало эмбарго на иностранные товары, то ли на вещи заморские не хватало финансов.
Строганов лично уговорил правителя возвести храм исключительно из материалов отечественного производства, да еще и применить план строительства российского архитектора, проталкивая при этом эскизы в прошлом крепостного — А. Воронихина. Строганов лично занимался обучением последнего, а за прилежную учебу наградил того свободой.
Вторая колоннада
Протеже быстро оценил возможности представленной под застройку площади и принял решение построить доверенный объект с некоторыми отличиями. Причиной этому послужила необходимость повернуть алтарь на восточную сторону, не нарушив при этом принятых норм и проекций строительства храмов.
Такая загвоздка препятствовала воплощению точной копии ватиканского собора св. Петра, по этой причине колоннаду было решено повернуть к Невскому проспекту. Такой шаг позволил одновременно создать «парадную» боковую зону и порадовать царскую особу. Мало кто знает, что полностью воплотить задуманный Воронихиным проект так и не удалось.
Идея подразумевала, что южная часть собора будет являть собой зеркальное отображение северной, и именно там должна была расположиться вторая колоннада. Если бы первозданный проект все же нашел бы свое место в жизни, то сегодня на Невском проспекте находилось бы подобие инопланетного звездолета.
Ожидающие ангелы
Продолжая тему отличий между задуманным проектом и готовым собором, стоит упомянуть и парочку скульптур. До наших дней пьедесталы остаются пустыми, а ведь на них должны были восседать архангелы. Стоит сказать, что пустыми они были не все время. До 24-го года IXX века на окончаниях крыльев располагались копии архангелов, выполненные из гипса, которые планировалось заменить на оригинальные бронзовые, но этого так и не произошло. Почему?
Причина так и не известна. Однако, народ на этот счет выдвинул свою версию, сказав, что архангелы отказались занимать свое место до тех пор, пока в России не появится честный, достойный и мудрый политик! Колокольня и дома для клира так же должны были стать частью собора, но при утверждении проекта, Павел пожелал убрать их, аргументируя это тем, что в Ватикане ничего этого нет.
Кутузовское сердце
Для большинства ученых основной загадкой являлось месторасположение сердца могучего полководца Михаила Илларионовича. Многие легенды сводятся к тому, что в Петербург доставили только тело Кутузова, а его сердце, по воле самого же военачальника, оставили на дороге в Пруссии.
Музей истории религии и атеизма
Уникальный «юмор» советской власти не перестает удивлять. Уничтожить храм коммунисты не решились. «Ограничились» снятием крестов, бипланами на колоннаде, портретами ВКП(б)истов и вождя.
«Вишенкой на тортик» стал атеистический музей. Цинизм, кощунство, глумление. Для такого поступка даже название сложно подобрать.
Икона Казанской Богоматери
В здании собора располагался лик Казанской Богоматери, но потом ее переместили в Князь-Владимирский собор, а легенда, гласящая о транспортировке иконы к солдатам на фронте, звучит очень уж сомнительно.
Хотя, кто знает, может правительство того времени и дало соответствующее разрешение, в попытках опробовать все вариации. Поговаривают, что именно это, в январе 44-го года, помогло нашим солдатам. В настоящее время лик расположен на своем законном месте и готов служить многочисленным паломникам верой и правдой.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Усыпальница фельдмаршала
Никита Брусиловский
Местом упокоения Михаила Кутузова стал величественный Казанский собор, расположенный в самом центре Санкт-Петербурга, на Невском проспекте. Больше ни один государственный или военный деятель России не был удостоен подобной чести.
Похороны М.И. Кутузова. Гравюра М.Н. Воробьева. 1814 (Фото предоставлено М. Золотаревым)
При жизни в новопостроенном Казанском соборе Кутузов побывал лишь однажды – вскоре после своего назначения главнокомандующим русской армией. 11 августа (здесь и далее даты приводятся по старому стилю) 1812 года он присутствовал на молебне перед главной святыней храма – Казанской иконой Божией Матери, которая почиталась как чудотворная. По просьбе военачальника образ был возложен ему на грудь. Выйдя из собора, Михаил Илларионович сказал окружившей его толпе народа: «Молитесь обо мне, меня посылают на великое дело». Это посещение столицы оказалось для него последним…«Положить для почести в Казанский собор»Кутузов скончался 16 апреля 1813 года вдали от Петербурга, в маленьком прусском городке Бунцлау (ныне это польский Болеславец). Чтобы перевезти тело полководца в Россию, его забальзамировали и положили в металлический гроб, а сердце, также забальзамированное, поместили в серебряную капсулу. Дорога на родину заняла более месяца. Траурный кортеж с гробом, поставленным на колесницу, запряженную шестью лошадьми, проследовал через Нейштадт, Познань, Торн, Даргейм, Тильзит, Мемель, Митаву, Ригу, Нарву, Ямбург. И в каждом городе процессию ожидал торжественный прием: произносились речи, гремели салюты, путь был усыпан живыми цветами. Однако в Казанском соборе не успели вовремя завершить все приготовления, поэтому гроб с телом Михаила Илларионовича в течение еще 18 дней стоял в церкви Троице-Сергиевой пустыни близ Стрельны, в предместье столицы.
Семья генерал-фельдмаршала ходатайствовала о его погребении в Александро-Невской лавре, находившейся на окраине тогдашнего Петербурга, но император Александр I распорядился иначе: Кутузов должен лежать в самом центре столицы, в городском соборе, чтобы любой человек мог отдать дань памяти Спасителю Отечества.
Поскольку в Петропавловском соборе хоронить кого-либо, кроме членов династии Романовых, было нельзя, а Исаакиевский к тому моменту уже решили полностью перестраивать, выбор пал на Казанский собор на Невском проспекте. «Государь император чрез графа Алексея Андреевича Аракчеева указать соизволил, чтобы тело покойного фельдмаршала светлейшего князя Голенищева-Кутузова-Смоленского положить для почести в Казанский собор, который украшают его трофеями», – извещал главнокомандующего в Санкт-Петербурге Сергея Вязмитинова обер-прокурор Святейшего синода Александр Голицын.
Выбрать место для могилы внутри храма поручили его создателю – архитектору Андрею Воронихину. Наиболее подходящим он посчитал пространство в северном приделе во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также по его указанию перед церемонией погребения стены, пилоны и окна собора были задрапированы черной тканью, а в центре сооружен огромный катафалк.
Наконец, 11 июня в Троице-Сергиевой пустыни прошла панихида, после которой траурная процессия в сопровождении родственников Кутузова, духовенства и множества других людей двинулась в столицу. Перед «печальной колесницей» с прахом генерал-фельдмаршала несли его российские и иностранные награды. На подходе к городу процессию встречали митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Амвросий, главнокомандующий в Санкт-Петербурге генерал от инфантерии Сергей Вязмитинов, министры, сенаторы, военные и гражданские чиновники, представители самых разных сословий. Здесь вновь была отслужена лития, после чего шествие продолжилось. При этом заранее разработанный строгий церемониал оказался нарушен: петербуржцы, едва колесница въехала в город, выпрягли из нее лошадей и дальше повлекли ее сами.
В Казанском соборе гроб установили на высокий катафалк, над которым были развешены трофейные французские и турецкие знамена, а по углам стояли большие канделябры в виде пушек. В течение двух дней люди непрерывным потоком шли проститься с усопшим. Возле гроба все это время несли дежурство 30 офицеров и чиновников военного ведомства.
Портрет архитектора А.Н. Воронихина (1759–1814), автора проекта Казанского собора в Петербурге. Неизвестный художник. 1811
13 июня состоялась церемония погребения, на которую было разослано 650 пригласительных билетов. По завершении прощального обряда снятый с катафалка гроб опустили в могилу под троекратные ружейные и пушечные залпы и закрыли яму гранитной плитой. На колоннах по обеим сторонам могилы закрепили трофейные знамена и штандарты, а также ключи от взятых русской армией крепостей и городов. Позже по рисунку Воронихина (ставшему его последней работой) была изготовлена решетка с атрибутами воинской славы и золоченым гербом Кутузова. Еще один герб вмонтировали в стену у могилы, а выше поместили доску красного мрамора с эпитафией: «Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский. Родился в 1745 году, скончался в 1813-м в городе Бунцлау». Над памятной доской висит Смоленская икона Божией Матери с лампадой, которую держит в клюве орел. Завершает композицию большое полотно Федора Алексеева «Праздник Казанской иконы Божией Матери на Красной площади в Москве». Художник изобразил крестный ход в Кремле после изгнания из столицы польских захватчиков в 1612 году. Эта картина стала своеобразным связующим звеном между событиями, которые отделяют друг от друга целых два столетия.
От приходского храма до городского собора
Михаил Кутузов оказался единственным человеком, чей прах захоронен в Казанском соборе, – никто более не был удостоен подобной чести. И это неудивительно: храм на Невском проспекте по своему значению для Петербурга стоит на втором месте после знаменитого Исаакия.
Образ Казанской Божией Матери почитался в России с самого момента его обретения во второй половине XVI века. В начале XVII столетия перед списком с этого образа князь Дмитрий Пожарский молился об освобождении Москвы от поляков, а впоследствии построил на свои средства Казанский собор на Красной площади – в благодарность Богу за победу над интервентами. Безусловно, Казанская икона Божией Матери стала особо почитаемой среди представителей династии Романовых. По одной из версий, список с нее в 1710 году привез с собой в Петербург Петр I, чтобы Богородица благословила и защитила новый город. Согласно другой – это сделала царица Прасковья Федоровна, вдова Ивана V, старшего брата Петра. Образ хранился в небольшой деревянной часовне, возле которой в дальнейшем прошел Невский проспект, – так было выбрано место для будущего храма.
При императрице Анне Иоанновне, дочери Прасковьи Федоровны, деревянную постройку сменила каменная церковь Рождества Богородицы, освященная в 1737 году. Ее крупный купол и высокая колокольня с длинным шпилем, делавшим церковь похожей на собор Петропавловской крепости, стали доминантой всего района, поскольку здания на Невском проспекте в то время были невысокими и скромными. Тогда же храм начали называть Казанским – по находившейся в нем чудотворной иконе. Именно здесь в 1745 году великий князь Петр Федорович (будущий император Петр III) обвенчался с принцессой Софией Фредерикой Августой Анхальт-Цербстской (будущей Екатериной II), а позже – и их сын великий князь Павел Петрович (будущий Павел I) со своей первой женой.
При Екатерине II появилась традиция служить в храме благодарственные молебны по случаю успехов русской армии – взятия Очакова, победы при Кагуле, заключения Кючук-Кайнарджийского мира. Возможно, эта связь Богородице-Рождественской церкви с воинской славой России повлияла на решение Павла I, в 1799 году объявившего конкурс на проект строительства нового храма взамен обветшавшего.
Памятник фельдмаршалу М.И. Кутузову в Петербурге. Скульптор Б.И. Орловский (Фото: В. Бабайлов/ РИА Новости)
Император намеревался возвести не скромный приходской храм, а обширный собор, способный сравниться с шедеврами европейской архитектуры. Свои проекты предложили знаменитые мастера эпохи классицизма: Чарлз Камерон, Пьетро Гонзаго, Джакомо Тромбаро, Жан-Франсуа Тома де Томон. Однако победителем стал русский самородок, выходец с Урала, бывший крепостной графа Александра Строганова – Андрей Воронихин. Благодаря Строганову он не только обрел свободу, но и получил отличное образование в России и за границей, а впоследствии ему было пожаловано дворянство. Его учителями, по некоторым предположениям, считаются выдающиеся зодчие екатерининской эпохи Василий Баженов и Матвей Казаков. В 1790-х годах Воронихин осуществил перестройку Строгановского дворца на Невском проспекте, а в 1800-м представил проект новых колоннад в Петергофе, у фонтана «Самсон», за что удостоился звания академика архитектуры. В это время на него и обратил внимание Павел I. 14 ноября 1800 года государь утвердил разработанный Воронихиным проект Казанского собора.
Император потребовал, чтобы главный фасад нового собора был ориентирован на Невский проспект, протянувшийся с запада на восток. По православной же традиции алтарь храма должен располагаться на востоке, а вход, соответственно, на западе, в связи с чем собор мог быть обращен к проспекту лишь боковым фасадом. Эту проблему архитектор мастерски решил при помощи широкой полукруглой колоннады, состоящей из 96 колонн. Благодаря ей северный – боковой – фасад стал парадным, кроме того, она зрительно увеличила здание и придала ему сходство с собором Святого Петра в Риме. Интересно, что Воронихин планировал сделать точно такую же колоннаду и с противоположной, южной стороны, но этот замысел остался нереализованным. Сам храм получил форму креста, с куполом на средокрестии, что еще больше роднит его с главным католическим собором мира.
1 января 1811 года Воронихин был награжден орденом Святого Владимира IV степени, а 15 сентября, к 10-летию коронации Александра I, его детище освятил митрополит Амвросий. Несмотря на то что архитектор построил немало зданий в Северной столице и ее окрестностях, ни одному из них не удалось превзойти Казанский собор – не случайно именно его изображение высечено на надгробии Воронихина, похороненного на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Памятники Кутузову в Польше
В польском городе Болеславце, до 1945 года носившем название Бунцлау, сохранился дом майора Фридриха фон Марка, где скончался Михаил Кутузов. До начала 1990-х в этом особняке располагался музей, посвященный знаменитому русскому военачальнику.
В 1813 году после отправки тела фельдмаршала в Петербург его внутренние органы (кроме сердца), не подлежавшие бальзамированию, были запаяны в цинковый ящик и захоронены на старом деревенском кладбище неподалеку от Бунцлау в присутствии адъютанта Кутузова Карла Монтрезора и других офицеров штаба. На месте захоронения установили памятник в виде круглой колонны с отбитым верхом, что символизирует безвременную кончину. Квадратный трехступенчатый цоколь колонны опирается на четырехгранный постамент с надписями на русском и немецком языках.
В 1945 году, после взятия Бунцлау Красной армией, командующий 1-м Украинским фронтом маршал Иван Конев приказал выставить почетный караул у памятника Кутузову на деревенском кладбище. А вскоре по решению Военного совета фронта там был сооружен Кутузовский мемориал. Рядом с могилой фельдмаршала захоронили останки советских воинов, в том числе 42 Героев Советского Союза, погибших в боях за освобождение Силезии от фашистов. У входа на территорию кладбища появились изваяния двух русских солдат – гренадера 1813 года и красноармейца 1945 года.
Памятник воинской славы России
После погребения Кутузова собор приобрел новое значение, став местом главных торжеств по случаю военных побед Российской империи. Во время Заграничных походов русской армии 1813–1814 годов сюда свозились знамена и полковые штандарты французских войск, ключи от взятых городов, здесь даже оказался личный жезл наполеоновского маршала Даву. В начале ХХ века в соборе хранилось более ста знамен (47 немецких, 41 французское, 11 польских, 4 итальянских), ключи от 8 крепостей и 17 городов, в том числе от Варшавы, Лейпцига, Гамбурга, Брюсселя, Утрехта, Марселя.
Через два десятилетия после окончания Отечественной войны, в 1830-е, главный иконостас собора был облицован трофейным серебром, захваченным у отступающей армии Наполеона и награбленным французами в основном в русских храмах и монастырях. Отбитое донскими казаками у неприятеля серебро Кутузов лично отправил митрополиту Амвросию в декабре 1812 года, причем в письме главнокомандующий просил использовать его именно для Казанского собора в Петербурге. Еще позже серебром покрыли и два других иконостаса.
Могила М.И. Кутузова в Казанском соборе Петербурга
У могилы фельдмаршала дважды в год проходила панихида – в день тезоименитства полководца и в день его кончины. К 25-летию победы в войне 1812 года перед храмом были установлены памятники Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли, выполненные по моделям скульптора Бориса Орловского. Их открытие состоялось 25 декабря 1837 года в присутствии императора Николая I. Монументы органично вписались в архитектурный ансамбль, созданный Воронихиным, и завершили образ Казанского собора как памятника русской воинской славы.
После революционных потрясений 1917 года храм еще некоторое время продолжал действовать. 24 мая (6 июня) 1917-го путем «свободного голосования клира и мирян» здесь избрали правящего архиерея Петроградской епархии: большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин, будущий новомученик. Он же спустя четыре года освятил «пещерный» зимний придел во имя священномученика Гермогена, патриарха Московского и всея Руси. Но в 1922-м в рамках кампании по изъятию церковных ценностей храм понес значительные потери: среди прочего отсюда был вывезен серебряный иконостас, который отправили на переплавку. По решению властей в 1932-м собор Казанской иконы Божией Матери закрыли для верующих, а к концу того же года в нем начал работать Музей истории религии и атеизма.
Годом позже по указанию первого секретаря Ленинградского обкома и горкома ВКП(б) Сергея Кирова специальная комиссия произвела вскрытие могилы Кутузова. В гробу были обнаружены останки полководца и серебряный сосуд с забальзамированным сердцем – это раз и навсегда опровергло распространенную легенду о том, что сердце фельдмаршала покоится на территории Польши (по православным канонам сердце как вместилище души не может быть погребено отдельно от тела). Процесс эксгумации сопровождался фотосъемкой, после всех исследований останки полководца вновь были захоронены на том же месте.
До начала 1990-х в храме продолжал работать Музей истории религии и атеизма, его собрание насчитывало более 150 тыс. экспонатов, среди которых находились и уникальные предметы. В 1991 году возобновились богослужения в левом приделе Казанского собора, а полностью он был возвращен верующим только в 1998-м (музею при этом выделили новые удобные помещения на Почтамтской улице). С 2000 года храм стал кафедральным собором Санкт-Петербурга. Традиция служить панихиду на могиле Михаила Кутузова также была возрождена.
ЧТО ПОЧИТАТЬ?
АНТОНОВ В.В., АСПИДОВ А.П., БОВКАЛО А.А., ШУЙСКИЙ В.К. Казанский собор. Исторический очерк строительства и церковной жизни. СПб., 2001
ГУСАРОВ А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. СПб., 2010