казанский собор молодежный клуб
интервью свящ. Игоря Марчука
Священник Игорь Марчук: «Наш клуб – место, где встречаются единоверцы, единомышленники и люди, активно ищущие истину в своей жизни».
Молодежному клубу Казанского собора исполнился год. За это время много пришедших в храм молодых людей обрели новых друзей, познакомились с близкими по духу людьми. Создатель Молодежного клуба о. Игорь Марчук на своих встречах старается ответить на все вопросы ребят, услышать их, и, порой, объяснить им самим, что их волнует. О цели этих встреч, о главных проблемах современного поколения, о том, как следует общаться с молодежью, чтобы не «воспитывать», но и «не навредить», как помочь выстроить диалог с Богом и узнать, где же рождается Истина, мы поговорили с руководителем Молодежного клуба Казанского собора иереем Игорем Марчуком.
— О. Игорь, как возник Молодежный клуб Казанского собора?
— Недавно исполнился год со дня основания нашего клуба, мы его очень тепло отметили — ребята пришли после зимних каникул отдохнувшие, все были очень рады встрече… Идея клуба… Чуть более 4-х лет назад меня рукоположили в сан иерея, до этого я был диаконом. И пока я был диаконом, моя служебная деятельность касалась непосредственно алтаря – с людьми в соборе я практически не общался. А вот когда я стал священником и стал выходить на исповедь, общаться с людьми, то для меня постепенно стали обозначаться различные внутренние — душевные и духовные проблемы людей. И одна из них, на мой взгляд, весьма существенная — это, не сказать глубокое, но тем не менее — религиозное невежество. И больше всего этим религиозным невежеством отличались именно молодые люди, которые подходя к исповеди не знали, что надо говорить священнику. Т. е. молодежь в храм-то приходит — потому что душа зовёт, а что дальше — непонятно. Ведь человек вольно или невольно согрешает и грех тяготит душу, и человек это чувствует. Чтобы избавиться от этого внутреннего ощущения тяжести на душе, человек приходит в храм и ему необходимо построить диалог с Богом, и со священником — а для большинства людей, особенно молодых, это проблема!
Я часто привожу в пример случай с одним молодым человеком, который придя на исповедь, исповедаться так и не смог. Конечно он понимал, что нагрешил, на душе было нехорошо, но что с этим всем делать — он не знал вообще. Было видно, что он образован, начитан, хорошо воспитан, почитает своих родителей, но отсутствие духовной жизни ставило перед ним ряд проблем. Ему выходить в жизнь, принимать решения — и какими критериями руководствоваться, с кем общаться, где искать ответы на жизненно важные вопросы — он не знал. Я уж не говорю о том, что нет понимания того кто такой Бог и чем Он может ему помочь в решении духовных и житейских проблем. Да и собственной жизненной философии у него в общем-то не было. Был набор стереотипов, которые ему привили родители – порядочность, послушание, необходимость получить образование. Ну а что дальше? Чтобы сделать первый шаг во взрослую самостоятельную жизнь, нужно что-то внутренне укрепляющее. А этого не было у него. И для меня этот случай — самый яркий образ, который охарактеризовал духовное состояние нашей молодежи вообще.
Конечно же многие молодые люди знают как и что делать, у них есть свои понятия… Но с другой стороны, какие сейчас у молодежи понятия? «Клево, круто — или — отстойно». Конечно есть более «продвинутая молодежь», но она продвинута в учебе, в карьере, если дело касается выбора спутницы жизни – такие понимают, что она должна быть из хорошей семьи… Это всё конечно же хорошо. Но мало кто понимает, что духовная составляющая в любом жизненном вопросе — первая и основополагающая. Если два человека разные по духу и при этом в силу своих амбиций не готовые к семейному, или деловому единению, то ведь это изначально провальный вариант — ни деловой, ни тем более, семейный союз не состоится! Но говорить об этом со многими вообще не приходится – такого вопроса — о духовном единении — у большинства людей вообще нет!
Поэтому, конечно же, ощущалась потребность создать место для общения молодёжи. И еще важно — многие верующие молодые люди — они одинокие. Недостаток общения для таких — очень важный момент: вот закончилось богослужение, батюшка всех благословил, если получилось — ответил на пару личных вопросов — и всё — каждый уходит туда, откуда пришёл В большинстве своём, люди возвращаются в общество, в котором они не поняты, не приняты, или — не дай Бог — ещё осмеяны! А просто познакомиться, пообщаться с другими прихожанами — это очередной барьер — ведь православная молодёжь порой слишком стеснительная. Поэтому совершенно необходимо было организовать такую форму общения — тёплую, доверительную, уютную — за чашкой чая в кругу православных, таких же верующих людей.
Теперь наш клуб – место, где встречаются молодые люди, единоверцы, единомышленники, активно ищущие христианскую истину в жизни. Истина Христова – то, что мы находим прежде всего, читая Священное Писание. Это то, что делает нас свободными. От чего? Отвечая на подобный вопрос, я очень люблю приводить в пример фильм «Гордость и предубеждение». Мирские недостатки, которые люди считают достоинствами в своей жизни — амбиции, предубеждения, в основе которых лежит гордыня, которые, при этом, мешает людям нормально жить. Именно от них и освобождает людей истина Христова. Потому молодёжь сознательно или нет, ищет эту истину, и она помогает людям в перспективе обретать и духовную свободу, и выстраивать христианские взаимоотношения с окружающими.
Мы обсуждаем общие темы, интересующие ребят — это формирует христианский менталитет, если можно так сказать. Молодёжный клуб — это место, куда приходят молодые люди расширять свой религиозный кругозор, постигать истину, а так же общаться и дружить. Очень приятно, когда я смотрю на фото в нашей группе и вижу, что после встреч нашего клуба ребята идут дальше гулять вместе – им это общение дорого. Православие — это не то, чего молодым людям надо бояться, но то, с чем надо знакомиться и познавать, дабы в будущем этим руководствоваться.
— Пример того молодого человека – это скорее исключение или правило среди современной молодежи?
— Скажу так — это диагноз духовного состояния нашего общества. У священника есть момент за богослужением, где он молится о людских грехах и о людских «невежествиях» — о тех грехах, которые люди совершая, даже не расценивают, как грех — и это знает священник, и молится о прощении этих «грехов невежествия». Но чтобы таких грехов было в жизни человека было всё меньше и меньше, священник обязан разъяснять людям ту самую истину. Христос есть свет, истина и жизнь. Ну невозможно без света решать какие-то свои проблемы. На что ты будешь надеяться? На какие-то свои представления? На свою гордость и предубеждение?!
— Гордость и предубеждения?! Для современного общества — это пороки или добродетели? Как по Вашему сегодня должны быть воспитаны юноши и девушки?
— Конечно пороки. Однозначно пороки. Если мы говорим о гордости — то христианство понимает гордость как эгоистическую любовь к себе, которая доводит человека до крайнего конфликта с его Творцом — Господом Богом! И если Вы спросите, как же любить себя, согласно Божьему замыслу? Действительно, любить ближнего как самого себя – заповедал нам Господь — оказывается, Христос говорит о самолюбии. Но если гордость мы понимаем как грех, то говоря о христианском самолюбии человек помнить, что в основе его заложен образ Божий — и вот его то и заповедал Бог любить! Человек, находясь ещё в Раю, этому так и не научился, потому-то Христос воплотился и принес себя в жертву — ради спасения человека от этого «неправильного самолюбия»! Зная это, каждый должен любить себя в том смысле, в котором учит нас Иисус Христос — жить по Закону Божьему, держать себя в определенных христианских рамках! Помня о том, что Господь меня любит, я должен отвечать той же любовью — постараться жить и не грешить. «Кто меня любит, тот заповеди мои соблюдет», — говорит Господь. А к чему призывают нас они? Быть смиренным. Быть миротворцем. Быть готовым пострадать ради истины Христовой. То есть нести свой крест: ведь « кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником»!(Лк. 14:27) Что значит идти за Христом и нести свой крест? — Значит отвергнуться от всего греховного. То есть от этих самых предубеждений, от амбиций человеческих. Гордость – мать всех пороков. Сатана возгордился и к чему это привело? К тому, что он стал стремиться занять его место и уничтожить Бога, а когда осознал, что это невозможно, то стал губить человека, внушая ему гордость и предубеждения вместо истинной любви и богоуподобления.
— О. Игорь, расскажите о молодых людях, которые приходят в Молодежный клуб?
— Здесь надо честно сказать, что у нас молодежь подобралась очень достойная. Большинство из пришедших – это люди, имеющие личный опыт в вере. Они достаточно для себя регулярно исповедуются, причащаются, молятся на сколько у них хватает сил и опыта. На встречах нашего клуба всегда доброжелательная и очень уважительное атмосфера, любая тема обсуждается деликатно, если человек не готов или не знает, он просто молчит и с интересом слушает — и это никого не смущает. Пока это частое явление на встречах нашего клуба, когда ответом на обсуждаемую тему, является только то или иное выражение глаз присутствующих людей — участвовать в дискуссии готовы далеко не все. И когда я вижу эту благодарность и заинтересованность, я понимаю, что не смотря на молчание большинства, наше общение всё равно актуально и востребовано, оно помогает им ответить на свои внутренние вопросы, решить какие-то проблемы, опять же приблизиться ещё на шаг к постижению Христовой истины.
— Что сейчас что волнует ребят? О чем беседы на ваших лекциях?
— Они сами порой не знают, что их волнует. Мы беседуем или разбираем какую-либо тему, и этот разговор по ходу помогает им осознать то, что их волнует. Ну, например, изначально ребята пришли, потому что им интересно было, что же такое христианское общение? И мы начали беседовать вообще – о религии и о вере. Мы определили для себя, что вера – это знание своего Творца и общение с Ним, а религия – это то свойство веры, которое помогает человеку, забывшему о Боге, реанимировать в себе эту веру. Потом начали говорить о храме, о богослужении, была большая тема о Вселенских соборах. Казалось бы зачем всё это? Оказывается знакомство с историей христианства, с его литургической традицией, с христианской догматикой и богословием помогает в конце концов не только понять, как христианская вера росла и укреплялась в сердцах людей, она объясняет им Самого Христа. Конечно же понимание и осмысление приходит не сразу – и у людей возникают более конкретные вопросы. Например о Троице: можно сказать — как Солнце! Есть огненный шар, свет и тепло — Отец, Сын и Святый Дух. Просто? Просто. Казалось бы, вот образ Троицы. Но христианское понимание Святой Троицы не укладывается в этот простой естественный образ. И на таком примере люди понимают, что Бог необходимо знать гораздо глубже и шире — и, при этом, познаваем Бог только на столько, насколько Он Сам Себя же нам и открывает. Вот в ближайшее время мы хотим поговорить о молитвах – о сложных, непонятных моментах, разобрать утреннее, вечернее правило – и это поможет ребятам выстраивать реальный диалог с Богом. Мы смотрим фильмы – посмотрели об Исламе, об экуменизме, о сектантстве – потому что это актуально сегодня: подходит к тебе проповедник – что ему сказать, что ответить, как воспринимать?
Конечно же, ребята часто по ходу нашей беседы задают вопросы, которые спонтанно возникают у них, я стараюсь отвечать сразу же, потому что в дальнейшем диалоге можно забыть то, что так внезапно взволновало — и это живое общение. Очень радостной для меня была наша встреча на Рождество. Ребята пришли на праздничное ночное Богослужение, после которого совершенно спонтанно решили — попить чаю и пообщаться. Темы для встречи не было, да и сама встреча не была запланирована — мы просто сидели общались и расходиться мы не хотели, хотя после богослужения и были утомлены! Говорили все – делились впечатлениями, чувствами, было очень празднично. Это тоже было «живое общение»! И на мой взгляд это — наше маленькое достижение — просто встретиться, разделить радость Светлого Праздника под сводами храма Божьего.
— Можно ли сказать, что цель клуба – это побуждение создать у каждого молодого человека диалог с Богом?
— Хотелось бы сформулировать чуть-чуть иначе: в книге Откровение апостола Иоанна Богослова мы читаем следующие слова: «се, стою у двери и стучу» (Откр.3:20). Господь постоянно призывает нас к диалогу, – важно побудить людей услышать Бога, внять Ему, ответить Ему, вступить в общение с Ним! Как-то одна бабушка подходит ко мне и говорит: «я столько уже молюсь Богу – но в жизни всё остаётся по прежнему плохо, что же мне делать?» Казалось бы, всё логично: если ничего не меняется — значит не так молюсь и поэтому Бог не слышит?! Я спросил у неё: «а вы пытались услышать Его ответ и увидеть ответ Божий в Вашей жизни?» Не всегда ведь Господь отвечает мыслями или словами. Он порой сразу отвечает делом, у Бога ведь слово есть дело: «И сказал Бог – да будет свет – и стал свет». И тут-то бабушка эта очень удивилась: «знаете, а я и не думала, никогда об этом!» Т.е. человек за всю свою жизнь так и не построил диалог с Богом – обращаясь к Нему и пытаясь докричаться о своем, человек так и не воспринял Божий ответ — а ведь он, несомненно, был! Ведь Бог даёт нам гораздо больше, чем мы просим и видим. Да у нас уже и так все необходимое есть — не спроста же святые отцы учат нас молитву Богу начинать с прославления и благодарения Ему! Поэтому направление и Взрослой Воскресной школы, и Молодежного клуба одно – напомнить людям о Христе, что том, что Он призывает нас к общению и помочь им адекватно вести этот диалог с Богом в своей жизни.
— А в чем тогда отличие — как молодому человеку понять куда ему идти — во Воскресную школу для взрослых или в Молодёжный клуб?
— Элементарно: если провести аналогию с обычной школой, то есть программа, а есть факультатив. Взрослая воскресная школа – это программная часть, где наши слушатели знакомятся с Библией, историей Церкви, Каноническим правом и Уставом Церкви. Занятия в школе мы проводим в форме лекций — и не всегда получается что-либо обсудить — диалога со слушателем нет. Молодежный клуб – как раз то место, где можно этот диалог построить. Мы выбираем тему — и обсуждаем её в свободном режиме — а можем вообще не брать никакую конкретную тему – можем просто поговорить о том, что нас сейчас волнует или интересует. Кто хочет получить какое-то элементарное образование, тот идет в воскресную школу и прослушивает курс лекций; кто хочет общения – тому в Молодежный клуб. Но есть у нас несколько девушек и ребят, которые ходят не только в Молодежный клуб по пятницам, но и по субботам посещают Воскресную школу — им важно получить более системные знания: это библейские, Евангельский, исторический, канонический взгляд на Церковь для того, чтобы более четко сформировать свой христианский менталитет.
— Согласны ли вы с утверждением, что церковь в условиях современного мира должна говорить с молодежью на понятном ей языке, опускаясь на ее уровень – или нет?
— Одно из основных направлений служения Церкви – возвещать Истину Божию людям. И здесь священники – служители Слова. Священник не только священнодействует – совершает богослужение – он еще и проповедует, и учит. Человек, приходя на богослужение, слышит проповедь, и обращается к батюшке с просьбой научить его тому, о чём шла речь в проповеди. Выстраивается следующая цепочка: священнодействие – проповедь – научение прихожан.
Другое дело, что я не хотел бы в данном вопросе говорить о том, что Церковь в то или иное историческое время должна куда-то и для чего-то «опускаться»! Как мы читаем в Православном Катехизисе митрополита Филарета (Дроздова), «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами. Веровать в Церковь — значит, благоговейно чтить истинную Церковь Христову и повиноваться ее учению и заповедям с уверенностью, что в ней пребывает, спасительно действует, учит и управляет благодать, изливаемая от Единого Вечного Главы ее, Господа Иисуса Христа». Важно понимать, что Церковь даёт человеку путь восхождения к Богу, путь Богоподобия, Богосовершенства! Здесь совершенно уместно вспоминаются два образа: один из Священного Писания — лестница от земли до неба, которую видел во сне патриарх Иаков; второй — «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника. Путь к Богу мы начинаем с нашей грешной земли — и опускаться ниже уже никак не возможно!
С другой стороны, если мы говорим о диалоге Бога и человека посредством Церкви, то понимаем, что каждая сторона здесь должна приложить свои старания, что бы этот диалог был продуктивным. Поэтому Церковь должна проповедовать Христову Истину на понятном и доступном современному человеку языке — и опускаться здесь никуда ни надо. В свою очередь, человек должен быть готов не только услышать и принять эту Истину, но и в перспективе изучить как Священное Писание — в котором эта истина записана, так и Священное Предание — как действие этой Истины в человеческой истории.
— А какие ещё события и мероприятия происходят в рамках работы Молодёжного клуба?
Встреча молодежных клубов
Все те, кто просит мира в своей семье и ищет свою любовь пришли в Казанский собор, чтобы помолиться преподобным Кириллу и Марии и прочесть акафист о даровании христианского супружества. В храме собралось много молодежи, а также родителей молодых людей, молящихся за своих чад.
После молебна в крипте Казанского собора состоялась первая встреча разных православных молодежных общин Санкт-Петербурга : Молодежных клубов Казанского собора и Александро-Невск ой Лавры, а также Православного молодежного общества «Адельгемм@».
Руководители православных объединений иерей Игорь Марчук и диакон Сергий Учанейшвили побеседовали с ребятами за чашкой чая. Собравшиеся обсудили совместную деятельность, наметили планы развития православного молодежного движения и просто приятно провели время среди близких по духу людей.
«Знаменательно, что впервые молебен об устроении христианского супружества, неоднократно уже совершавшийся в Казанском соборе и ранее, закончился тем, что сразу две молодёжные организации пришли в гости к нам в Молодёжный Клуб! – говорит свящ. Игорь Марчук, руководитель Молодежного клуба Казанского собора. – Молодые люди знакомились, общались, рассказывали о себе».
На встрече участник Православного молодежного общества «Адельгемм@» Кирилл Помаскин пригласил всех желающих стать членом Епархиальной молодежной добровольческой службы, главная цель которой – предоставить возможность молодым людям совершить служение, полезное Церкви и обществу.
Одним из главных ближайших событий, обсуждаемых на встрече, стало участие в Молодежном Крестном ходе, посвященном празднику Сретения Господня. Руководитель Молодежного клуба при Александро-Невск ой Лавре диакон Сергий Учанейшвили пригласил всех собравшихся посетить Крестный ход 15 Февраля, в день великого праздника. Молодые люди пройдут от храма Феодоровской иконы Божьей Матери к Свято-Троицкой Александро-Невск ой Лавре. (подробнее о Крестном ходе: http://миамир.рф /obshestvo/molod ezhnyiy-krestnyi y-hod.html ).
«Время встречи пролетело незаметно, и под «занавес» Молодежный клуб при Александро-Невск ой Лавре пригласил нашу молодёжь из Казанского собора в гости, в Лавру, – рассказывает о. Игорь Марчук. – И хотя определённой программы для данной встречи не предусматривалос ь – ведь все пришли на молебен – общение в этот вечер прошло на позитивной волне, молодёжь расходилась радостная и счастливая!»
Православный молодежный центр «Казанский»
† Православный молодежный центр «Казанский» † |Воронеж|
Молодёжная группа при Казанском храме г. Воронеж.
Православный молодежный центр «Казанский» запись закреплена
Программирование ПМЦ
Православный молодежный центр «Казанский» запись закреплена
Православный молодежный центр «Казанский» запись закреплена
Приглашаем вас на воскресную Библейскую беседу, которая состоится завтра, 7 ноября в 13:00.
После беседы состоится традиционное чаепитие.
Будем рады видеть каждого!
Место встречи: воскресная школа Казанского храма, 2 этаж, ул. Суворова, 79.
Православный молодежный центр «Казанский» запись закреплена
Мы от всей души желаем тебе неиссякаемой энергии, радостных дней, душеполезных открытий и, конечно же, любви, которая есть дар от Господа!
Оставайся всегда таким же добрым, отзывчивым и верным другом, порядочным человеком, и будь всегда верен Богу!
Православный молодежный центр «Казанский» запись закреплена
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
4 ноября — празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от иноземных захватчиков в 1612 г.)
В 1552 году Казанское ханство было присоединено к Руси царем Иоанном Грозным. 60 000 русских людей было освобождено из плена; началось обращение мусульман и язычников в христианство. В 1579 г. страшный пожар опустошил Казань.
Показать полностью. Он начался в доме купца Онучина. После пожара Матроне, девятилетней дочери купца, явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится Ее чудотворный образ, зарытый в земле тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Божия Матерь точно указала место, где можно было найти икону. Родители поначалу не обратили внимания на рассказ девочки, но чудесное явление Небесной Царицы повторилось трижды, причем в третий раз оно было грозным.
Мать отвела Матрону к митрополиту Казанскому Иову, та рассказала ему о чудесном явлении. Все духовенство города, в сопровождении огромной толпы народа, направилось к дому Онучиных. Сейчас же начались раскопки, но найти икону не удалось. Тогда копать стала сама Матрона и тут же обрела святой образ. Он был необыкновенной красоты и сиял совершенно свежими красками, как будто только что был написан. Митрополит передал икону о. Ермолаю, наиболее почитаемому в городе священнику, и тот, высоко подняв ее над головой, сопровождаемый крестным ходом, отнес чудесный образ на городскую площадь, где и осенил им на четыре стороны весь собравшийся народ. Отец Ермолай написал тропарь новоявленной иконе «Заступнице Усердная», который знала вся Святая Русь.
Чудотворения от новоявленного образа начались немедленно по его обретении. С того времени и поныне от образа Своего, явленного в городе Казани, Царица Небесная щедро раздает Свою благодатную помощь всем православным, с верою и надеждой к Ее защите прибегающим.
Через 10 лет на месте обретения чудотворной иконы митрополит Ермоген (отец Ермолай принял постриг с именем Ермоген в Московском Чудовом монастыре и вскоре был назначен на Казанскую кафедру) основал женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской, причем юная Матрона Онучина приняла в нем постриг и стала потом игуменией. Совершивший первый молебен перед святым образом, митрополит Ермоген составил сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
У князя Дмитрия Михайловича Пожарского был список с Казанской чудотворной иконы. С этой иконой войска князя подошли к стенам захваченной поляками Москвы. Готовясь к штурму, русское воинство три дня постилось и молилось пред иконой Богоматери о победе. Архиепископу Элассонскому (из Греции) Арсению, находившемуся в плену у поляков в осажденном Кремле, было видение преподобного Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны, предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость, завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена». И как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ исцелился от болезни.
Св. Арсений оповестил русских воинов о видении и пророчестве великого святого Русской земли, и на следующий день ополчение выбило поляков из Китай-города, а через два дня был освобожден Кремль. В воскресенье (25 октября) русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках. На лобном месте встретились они с архиепископом Арсением, несшим чудотворную Владимирскую икону Божией Матери, которую он сохранил, несмотря на все тяготы плена и болезни. Народ был потрясен встречей двух чудотворных икон и слезно молился Небесной Заступнице Русской земли.
В память освобождения Москвы от поляков установлено празднование Казанской Божией Матери 22 октября/4 ноября, а в память чудесного обретения иконы — 8/21 июля. Празднование 22 октября распространялось на Москву, а после 1649 года, по повелению царя Алексея Михайловича, — на всю Русь. Князь Пожарский в честь Пресвятой Богородицы за помощь в победе воздвиг на Красной площади в 1630-е годы своим иждивением храм Казанской иконы, где она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы XX столетия храм был варварски уничтожен. 4 ноября (22 октября) 1990 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил место и положил на него первый камень воссоздаваемого храма.
Перед Полтавской битвой в 1709 г. русский царь Петр I с войском молился перед Казанской иконой Божией Матери, а в 1721 г. перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург. В 1811 г. образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 г., и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.
По вере Русской Православной Церкви иконы Пречистой Богородицы благодатным осенением расположились по лицу нашей Отчизны, образуя ее защиту и Небесный покров. Образ Владимирской Божией Матери хранит и благословляет наши северные пределы. Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли, простирает влияние чудотворный Казанский образ Пречистой Богородицы.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская. К ней чаще всего обращают взоры в бедах, болезнях и тяготах: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).
Чудотворный список Казанской иконы ныне установлен в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове.