казанский собор на красной площади план
Казанский собор Божьей Матери в Москве
Собор в Москве действующий. В нем ведутся службы. Попасть в него можно по расписанию:
Службы в храме проходят на церковные праздники, по субботам и воскресеньям, в отведенные для них часы. В остальное время можно застать молебны и разнообразные таинства.
Вход для туристов свободный.
Как добраться до Казанского собора в Москве.
Найти собор на Красной Площади очень легко, для этого не нужно знать его адрес: достаточно добраться на метро до станции «Площадь Революции», «Охотный ряд» или «Театральная», подняться на воздух и пойти туда же, куда идет основной поток народа.
На самой же площади собор не заметить нельзя — он рядом с ГУМом и Государственным Историческим музеем, там всегда множество паломников и верующих.
История Казанского храма
История Казанского собора берет начало в XVII веке.
Основание церкви
Первый Казанский собор был деревянным — его построили в 1625 году на средства Дмитрия Пожарского, в память о победе Руси в Московской битве. Возвели его на месте торговых рядов, и долгие годы поэтом у его ограды оставался привычный горожанам маленький рынок.
Сам собор в то время еще не был собором — он был маленьким храмом с двумя пределами, сохраняющим в себе Московский список с Казанской иконы Богородицы, который был тогда главной святыней народного ополчения.
Больше ста лет после постройки храма, вплоть до 1765 года, в нем устраивались крестные ходы в день взятия Китай-Города и обретения чудотворной иконы.
В 1650 году случился пожар, и собор был перестроен, а в середине XVII века в нем служили протопоп Неронов и Аввакум Петров — священники, не принявшие церковную реформу. По преданию, арестовали их в храме.
Использование собора
Казанский храм много раз ремонтировался и дополнялся, и все это время в нем шли службы. Из интересных событий же можно выделить:
После же революции службы в соборе уже не велись.
Демонтаж Казанского собора
В 1929 г. была снесена колокольня, в 1936 г. перестал существовать весь храм иконы Казанской Божьей Матери в Москве.
На его месте устроили летнее кафе и фонтанчик. И до 1990 г. ни о каком воссоздании храма речи не шло — коммунистическая партия была резко против.
Восстановление храма
Однако СССР распался, а память о соборе осталась. В 1990 году правительство Москвы приняло решение восстанавливать его. Этим занялись архитекторы Геннадий Мокеев и Олег Игоревич Журин. Уже через год в фундамент храма был уложен серебряный крест, а в 1993 г. было произведено торжественное освящение, и вознесены соответствующие молитвы.
Архитектура храма осталась прежней, такой же, как в XVII веке. Он стал первым из восстановленных церквей Москвы, которые вернулись к жизни в прежней форме.
Современное состояние собора
Сейчас собор активно функционирует. В нем можно заказать венчание или молебен, помолиться Богоматери или просто почтить святыню, проходя мимо нее к Кремлю.
Архитектура и убранство собора
Казанский собор ‒ это характерный для первой половины XVII века бесстолпный одноглавый храм с горкой кокошников. С трех сторон окружен открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла.
Что расположено внутри
Внутри — два придела, высокие потолки, запах ладана — классическое убранство православного храма.
Иконостас
17 марта 1922 года старый иконостас собора разобрали — он был из золота и серебра. Все драгоценности были проданы.
Сейчас его по возможности восстановили, где это возможно, — оригиналами икон, где нет — их списками. Есть на нем изображения Троицы, святых угодников и, традиционно, архангелов.
Святыни и реликвии
В соборе хранятся две чудотворные иконы — Московский список Казанской (копия того, который был украден) и «Воспитание», а также мощевик с частицами мощей 83 угодников, не раз являвший благие знамения.
Интересные факты о Казанском храме
В истории собора Казанской иконы есть много интересных фактов и событий. Например:
В крестных ходах Казанского храма часто принимали участие русские цари.
Полезные советы для посетителей
Посетить церковь Казанской иконы может быть интересно не только верующим людям, но и простым туристам, которые хотят посмотреть на маленькое историческое чудо — храм, история которого тянется с XVII века.
Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной Площади (Москва)
Мiръ Россия Москва Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной Площади (Москва)
Собо́р Каза́нской ико́ны Бо́жией Ма́тери — православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм построен на средства царского семейства в память о победе над польскими интервентами в 1612 г., был освящен в 1632 г.
Содержание
История [ править ]
Основание [ править ]
В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) появилось утверждение, что первый Казанский храм на Никольской улице, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Пожарского. Распространено предположение, что этот храм возведён по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего не известно.
Каменный храм для размещения «лубянского» списка с Казанской иконы был построен на средства царя Михаила Фёдоровича и освящён патриархом Иоасафом I в 1636 году. Ещё через 11 лет к нему был пристроен придел в честь казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. На церемонии освящения присутствовал сам царь Алексей Михайлович. Шатровая колокольня, вероятно, была пристроена к четверику с северо-западной стороны, как было принято в церковном зодчестве начала XVII века, для колоколен, единовременных храмам.
Несмотря на миниатюрность, храм стал одной из важнейших церквей Москвы: его настоятель занимал одно из первых мест в ряду московского духовенства.
Строительная история Казанского собора сложная. В конце 1760-х гг. храмовый комплекс был реконструирован на средства княжны М. А. Долгоруковой. При этом был снесён «за ветхостью» придел свв. Гурия и Варсонофия. Перестройка верхних торговых рядов почти закрыла вид на собор с Красной площади. Нижний ярус колокольни был обстроен лавками. Духовенство требовало сноса Аверкиевского придела, в котором давно перестали вести службу.
В первой половине 1802 года по резолюции митрополита Платона была разобрана прежняя шатровая колокольня, и к 1805 году выстроена на другом месте новая двухъярусная, позднее (1865) ставшая трёхъярусной. В 1865 году фасады храма оформили в классическом стиле по проекту архитектора Н. И. Козловского. После такого «поновления» храм мало отличался от тысяч церквей трапезного типа, раскиданных по русским весям.
Размеренный ход жизни в приходе был ознаменован несколькими яркими событиями. Во время французской оккупации 1812 года, по свидетельству А. А. Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола». Казанская же икона остававшимся при храме протоиереем Мошковым была спрятана.
8 (21) июля 1918 г., во время службы в соборе, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II. В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня — список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный.
Советский период [ править ]
В 1925—30 гг. под руководством Петра Дмитриевича Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьёзная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращён предполагаемый первоначальный облик. В деталях точность проведённой реконструкции оспаривается, что неизбежно при скудости документального материала: например, снесённая в 1802 году шатровая колокольня на всех сохранившихся изображениях выглядит по-разному.
К 1929 году Барановским были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен, но реставрационные воздействия ещё не коснулись навершия и колокольни, когда было принято решение о сносе храма. Культовые сооружения не соответствовали новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического светского государства. Узнав об этом, Барановский распорядился выполнить обмеры собора с северным приделом; эти документы пригодились потом при его воссоздании.
Решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На его месте был выстроен павильон в честь III Интернационала (автор проекта Борис Иофан); позднее это место занимал общественный туалет. Руководство Центрального музея Ленина предполагало в северо-восточном углу Красной площади возвести ритуальный зал для приёма в пионеры.
Воссоздание [ править ]
Казанский собор — первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.
Воссоздание было осуществлено в 1990—1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК). После принятия решения Моссовета о восстановлении «памятника воинской славы» (1989) начался сбор пожертвований. Автором проекта стал архитектор О. И. Журин, один из учеников П. Д. Барановского.
Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) предоставлены правительством Москвы. Освящён патриархом Алексием II 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).
Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку С. Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е гг. расписали храм в ретроспективной, канонической манере.
Описание [ править ]
Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.
По замечанию П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями — предвестие наступления эпохи «узорочья».
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
северные приделы — свт. Гурия, архиеп. Казанского, и свт. Варсонофия, еп. Тверского;
южные приделы — сщмчч. Ермогена и Тихона, патриархов Московских и всея Руси.
Как добраться [ править ]
Адрес: 109012, Москва, Никольская ул., д.3;
Телефоны: (495) 698 27 26 (староста); 698-19-96 (свечной ящик); 698-27-01 (церковный дом)
Казанский собор на Красной площади
Памятник двух войн 12-го года
В углу Красной площади стоит небольшой Казанский собор. Он связан с именем Дмитрия Пожарского. Когда ополчение выходило из Ярославля, воины несли перед собой 6 списков иконы Казанской Божьей Матери. А когда князь победил, он дал обет построить храм. И Пожарский этот обет выполнил.
В 1579 году в Казани обрели чудотворную икону, которая стала одной из самых почитаемых в России.
По легенде, десятилетней девочке трижды явилась Богородица и велела взять спрятанную в земле икону. В указанном месте нашли завернутый в кусок сукна образ Богоматери. Она оказалась чудотворной, и Иван IV выделил деньги на строительство монастыря на месте явления образа.
Казанский священник Гермоген при переводе на патриаршую кафедру в Москву забрал образ Казанской Божьей Матери с собой. В Казани остался список. А в 1721 году Петр I перенес чудотворный образ в Казанский собор Санкт-Петербурга.
Казанский храм на Красной площади в Москве построили на средства князя Дмитрия Пожарского.
На этом месте стояли пушечные амбары. Но они сгорели в начале XVII века. В 1625 году появилась деревянная церковь, куда Дмитрий Пожарский перенес образ Казанской Богоматери.
В 1632 году Казанский храм сгорел. Тогда государь выделил на восстановление церкви кирпич от строившегося в Кремле дворца. И в 1636 на месте сгоревшего выстроили каменный Казанский собор в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков и в память о погибших русских воинах.
В середине XVII века в Казанском соборе на Красной площади служил протопоп Аввакум.
Он не принял церковную реформу Никона, расколовшую православную церковь на никониан и старообрядцев, и возглавил борьбу против нововведений. Раскольников отлучали от церкви, ссылали в дальние монастыри, сажали в темницы. Самого Аввакума выслали с семьей в Тобольск, а затем в Даурию и Мезень. В 1666 его предали анафеме и сослали в Пустозерский острог. Там Аввакум 15 лет провел в земляной тюрьме. Тогда появилось «Житие протопопа Аввакума». Затем протопопа заживо сожгли.
Историческим для Казанского собора стал день 26 апреля 1755 года — там прошел торжественный молебен в честь открытия Московского университета. Собор стал приходским храмом этого учебного заведения. А в 1812 году здесь получил благословение М.И. Кутузов, и собор стал первым в Москве памятником Отечественной войны.
Но в 1936 году Казанский собор разрушили, поэтому в недавно отстроенной церкви нет ни одной реликвии.
Можно сказать, что Казанский собор спас историк архитектуры Петр Барановский. Когда разрушали храмы, он отчаянно пытался спасти древние сооружения. Благодаря Барановскому уцелели строения в Коломенском и собор Василия Блаженного. Архитектор даже объявил голодовку и лег у подножия храма, заявив, что умрет вместе с ним. В итоге Барановского сослали в Мариинск, но Василий Блаженный остался стоять на Красной площади.
Казанский собор спасти не удалось. К началу революции храм уже утратил первоначальный облик. Под руководством Барановского в 1927 году его начали восстанавливать, но в 1930 реконструкцию заморозили. Барановского отправили на строительство первых трасс БАМа, а церковь через 6 лет снесли. На ее месте устроили временное кафе и общественный туалет.
В 1990-х Казанский собор отреставрировали по точным обмерам и зарисовкам Петра Барановского. И 4 ноября 1993 года, в день Казанской иконы Божией Матери, церковь открыли для посетителей. При этом Казанский собор стал первым примером восстановления храма, полностью разрушенного в советский период.
ВОЗРОЖДЕНИЕ КАЗАНСКОГО СОБОРА НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ
4 ноября 1990 года на осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери в 3 часа пополудни при небывало огромном стечении народа на Красной площади Москвы состоялась церемония закладки Казанского собора, воссоздаваемого спустя более полувека после его варварского разрушения в 1936 году. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексий II совершил молебен на отрытых древних фундаментах Соборного храма. Самое место престола отметили деревянным Крестом и памятной плитой, а в построенную у слияния Никольской улицы и Красной площади небольшую Часовню торжественно внесли Образ Богородицы, написанный современным мастером архимандритом Зеноном специально для возрождаемого храма. Разнесшиеся далеко окрест звуки величественных песнопений «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго…» и звон колоколов на импровизированной звоннице знаменовали открытие новой страницы истории Казанского, начало его второго рождения…
Казанский собор неизменно служил вместилищем особо чтимой народной святыни — Казанской иконы Пресвятой Богородицы, этого победного знамени ополчения Минина и Пожарского, защитницы Земли русской. Выстроенный в честь чудотворного образа Божией Матери Собор-памятник свидетельствовал о глубокой вере наших предков в спасительный державный Покров «Матери Господа Вышняго» над Россией, о всенародной благодарной молитвенной памяти и о почитании Заступницы Усердной, явившей Божию милость в годину испытаний. Собор-памятник был, несомненно, школой верности заветам Православия.
Инициатор воссоздавая Собора во имя образа Пресвятой Богородицы «Казанския«, Московское городское отделение ВООПиК (МГО ВООПИиК), безусловно, стремилось не только вернуть былую его красоту, но и отдать этим дань памяти подвигу предков, твердо стоявших «За Святую Русь, за Дом Пресвятыя Богородицы«, взывая — во имя нового очищения и возрождения родного Отечества — к помощи Небесной Заступницы… Эта инициатива была поддержана Правительсвтом Москвы и получила благословение Святейшего Патриарха Алексия II.
Описание истрии и жизнеи собора, его создания и разрушегния не насчитывает богатую библиографию.
Наиболее полная книга этого одного из самых известных храмов Руси написана по балгословению первого после возрождения собора настоятеля, протоиерея Аркадия Станько архитеркотором Сергеем Смирновым, а также знатительно дополнена и издана в количестве 6 экземпляров Председателем МГО ВООПИиК Сергеем Владимировичем Королёвым.
«КАЗАНСКИЙ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ» — книга, которая является первым опытом многоаспектной публикации исторических сведений о Московском Казанском соборе. По форме это — сборник документов и материалов, в котором составители, занимавшиеся поиском в течение ряда лет, сосредоточили наиболее ценное из обнаруженного. С одной стороны, представлялось важным вернуть в активный научный оборот самое содержательное из старых публикаций о храме, включая извлечения из работ, посвященных церквам и соборам Москвы Главным же, к чему стремились составители, было представить множество вновь выявленных оригинальных архивных (и иных источников) документов — текстовых, графических, фотографических, — охватывающих в совокупности весь период существования Казанского, от его строительства в XVII ст. до сноса в 1936 году, включая и первые документы, связанные с воссозданием собора на Красной площади, решение о котором принято 5 июня 1990 года. Собранные под одной обложкой, т. е. сведенные в единый систематизированный корпус, материалы книги призваны показать многоплановость картины развития Собора, сложный спектр его, так сказать, исторического содержания.
С самого своего возникновения Казанский собор играет исключительную роль в жизни России: все сколько-нибудь значимые события истории страны оказались тесно переплетены с собственной историей Соборного храма. Знакомство с материалами подводит к реальному впечатлению — как относительно небольшой храм оказывается буквально средоточием разнообразных веяний русской жизни. Вместе с тем, это заметно даже в смене архитектурных форм Собора: от древнерусской основы облик его последовательно принимает формы барокко, классицизма, эклектики.
Другой существенный момент, нашедший отражение в материалах сборника, это — интереснейшая событийная линия храма. В летописи Казанского отразились многие коллизии русской истории и осталось значительное число крупных имен — государственных, церковных, общественных деятелей. Конкретика публикуемых документов позволяет сосредоточиться, например, на некоторых событиях Церковного раскола, Петровской эпохи, еще раз соприкоснуться с неузаурядной личностью Московского митрополита Филарета (Дроздова), с деталями чудовищной послереволюционной антирелигиозной политики.
Имея в виду разнообразие информации, на протяжении значительных отрезков времени можно последовательно проследить как менялся состав и содержание причта, характер ктиторства, арендных отношений, хозяйственной деятельности и т. д. Разумеется, подробности публикуемых документов являются бесценными свидетельствами своей эпохи.
Вместе с тем, сборник, конечно, не претендует на всеохватность или исчерпывающую полноту. В период, когда работа над книгой была в общем завершена, составителю стало известно выходе в свет небольшого издания, а также планируемых в ближайшем будущем других работах археолога Л. А. Беляева, участника раскопок территории собора в 1989-1991 годах.
В основу книги положен смешанный тематико-хронологический принцип, обусловленный, в значительной мере, формой использованных материалов и изданий XIX — нач. XX вв. (документальных публикаций, исследований). В сборнике со строго хронологическим принципом материалы располагались бы совершенно независимо от содержания освещаемого периода — по годам выхода. У нас же они приводятся среди архивных документов того времени, вопросам которого по-преимуществу посвящены.
Особо надо сказать об извлечениях из таких изданий, как I-й вып. «Материалов для истории, археологии и статистики города Москвы» (М., 1984) и труде протоиерея Н. А. Скворцова «Архив Московской Св.Синода Конторы. Материалы по Москве и Московской епархии за XVIII век» (в 2 вып. М., 1911, 1914). Так как эти тексты носят характер сложных сводов разновременных источников, то представлялось целесообразным поделить их на более или менее обособленные части (разумеется, не дробя документов).
Что касается оригинальных архивных документов (их абсолютное большинство), то они следуют соответственно своей датировке. Исключение составляет посвященная Казанскому собору выдержка из рукописного «Обозрения Москвы…» А. Ф. Малиновского, которая в силу ряда причин помещена в начале книги (документ № 2). Основная масса документов, вошедших в сборник публикуется впервые. Вступительные материалы сборника (работы исследователей XIX — нач. XX вв) призваны создать определенную общую канву. Они носят собирательный характер и содержат основные исторические сведения о Московском Казанском соборе, причинах и обстоятельствах его сооружения; о хранившейся в храме чудотворной святыне и связанных с нею празднествах. Прочие материалы отражают, по-преимуществу, более локальные вопросы (исторического и историко-архитектурного плана). Порядок их в книге, как правило, отвечает последовательности событий. Многоаспектные материалы располагаются в соответствии с датой их составления, так как представляют важность как источники своего времени.
Наименования документов и изданий во всем сборнике выделены курсивом, например: «Опись храма 1858-59 гг.«, «Метрика 1887 г.«. Если документ дан в извлечении, то на это указывает составительский заголовок с предлогом «из«, например: «Из«Рушной книги 7189 [1680/81] года»«. Опущенное отмечается отточием в квадратных скобках и в необходимых случаях оговаривается в подстрочных примечаниях.
Сборник подготовлен историком-архивистом С. А. Смирновым, сотрудником Специализированной мастерской по историко-архитектурному обследованию Москвы управления «Моспроект-2″ Главмосархитектуры.
На ряд текстовых материалов послереволюционного периода составителю любезно указали историки В. Ф. Козлов и И. В. Белозерова. Иллюстративный ряд пополнили материалы, предоставленные археологом Л. А. Беляевым, искусствоведом В. М. Рудченко, сотрудниками Московского городского отделения ВООПИиК С. В. Королевым и А. Ю. Кондрашовым, В. К. Фатеевым, а также некоторыми сотрудниками Управления «Моспроект-2″.
Особое содействие в решении вопросов организационной стороны работы ему было оказано председателем совета МГО ВООПИиК С. В. Королевым.
Завершение работы над изданием осуществляется с благословения протоиерея Аркадия Станько, первого настоятеля воссозданного Казанского собора.
Составитель считает своим долгом выразить глубокую признательность людям, чьи поддержка, советы и неизменно доброжелательное участие сделали возможным выход в свет данного сборника.
Сборник «КАЗАНСКИЙ СОБОР НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ» — От составителя