казанский собор в феодосии официальный сайт

Собор во имя Казанской иконы Божией Матери г.Феодосия

Сайт создан по благословению настоятеля Казанского собора протоиерея Василия (Бай)

Феодосийское благочиние Симферопольской и Крымской епархии

Феодосия-административный центр феодосийского благочиния,в которое входят большая Феодосия и Судакский район.Феодосийское благочиние,в свою очередь,входит в состав Симферопольской и Крымской епархии Украинской Православной церкви МП.В городе Феодосия действуют 6 православных приходов.Это собор во имя КАЗАНСКОЙ Божией Матери,храм во имя ВСЕХ СВЯТЫХ,храм в честь великомученницы ЕКАТЕРИНЫ,свято-ВВЕДЕНСКИЙ храм, храм в честь иконы Божией Матери ИВЕРСКАЯ и храм в честь Архистратига МИХАИЛА.А так же,храм в честь святителя НИКОЛАЯ в пос.Приморском,храм в честь святителя СТЕФАНА СУРОЖСКОГО в пос.Орджоникидзе,храм в честь иконы Божией Матери УТОЛИ МОЯ ПЕЧАЛИ в пос.Коктебель,свято-ВОЗНЕСЕНСКИЙ храм в пос.Щебетовка и храм в честь иконы Божией Матери ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЕ в с.Насыпное.Так же зарегистрирована община во имя АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО с последующим востановлением Александро-Невского собора,разрушенного в 1930-м году.Так же,на территории Феодосийского благочиния расположен Кизилташский Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь,расположенный в пос.Краснокаменка.Все они подчиняются Московскому патриархату.Правящий архиерей-митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь.Благочинный Феодосийского округа-настоятель Иверского храма,иерей Антоний(Репин).

Источник

Казанский собор в Феодосии

казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть фото казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть картинку казанский собор в феодосии официальный сайт. Картинка про казанский собор в феодосии официальный сайт. Фото казанский собор в феодосии официальный сайт казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть фото казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть картинку казанский собор в феодосии официальный сайт. Картинка про казанский собор в феодосии официальный сайт. Фото казанский собор в феодосии официальный сайт

Кафедральный собор Казанской Божией Матери — один из главных храмов Феодосии. Он расположен в центральной части города, на улице Карла Маркса и привлекает внимание туристов. Издалека внимание посетителей привлекает фасад здания — нежный цвет облицовки и большой золотой купол.

Открыт храм был в 1911 году, хотя история его начинается ранее. В конце XIX века на территории будущего храма были владения Топловского женского монастыря. Казанский собор назван и освящен в честь иконы Казанской Божией Матери.

В настоящее время Казанский собор входит в список объектов культурного наследия регионального значения. Регулярно в нем проходят не только службы, но и православные праздники для детей — Рождество, Пасха и т. п.

казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть фото казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть картинку казанский собор в феодосии официальный сайт. Картинка про казанский собор в феодосии официальный сайт. Фото казанский собор в феодосии официальный сайт

Расписание богослужений в Казанском соборе Феодосии

Казанский собор является действующим храмом, в нем проходят богослужения:

Утренние службы проходят ежедневно, кроме понедельника и вторника, вечерние — ежедневно, за исключением понедельника.

По воскресеньям утренняя литургия проходит дважды — в 06:40 и 08:30, а вечером к службе добавляется еще заупокойная лития. В зимний период вечерние богослужения начинаются в 16:00.

казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть фото казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть картинку казанский собор в феодосии официальный сайт. Картинка про казанский собор в феодосии официальный сайт. Фото казанский собор в феодосии официальный сайт

История строительства

История появления Казанского собора в Феодосии начинается в 1888 году, когда семья Александра III попала в железнодорожную катастрофу под Харьковом и почти не пострадала. Это событие было решено увековечить, построив храм. В это же время староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Гейден передал часть своих земель в Феодосии в ведение местного Топловского монастыря. В 1892 году было решено этот участок земли использовать для строительства храма. Но средств на строительство у города не было, поэтому долгое время храм был деревянным. Лишь в 1911 году открыли новый, каменный собор, который и сохранился до наших дней.

После прихода Советской власти Казанский храм, как и все подворье монастыря, был частично разграблен и закрыт. В 1943 году, во время оккупации, здесь начали проводить службы для румынских войск. После вступления в Феодосию советских войск храм остался действующим, что для того периода было редкостью. Собор пережил и советскую эпоху, и перестройку, работая на благо прихожан.

В 2011 году в честь столетия собора в нём была проведена реконструкция, был укреплён фундамент ограды, запланировано вымащивание внутренней территории плиткой и постройка пандуса для инвалидов.

казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть фото казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть картинку казанский собор в феодосии официальный сайт. Картинка про казанский собор в феодосии официальный сайт. Фото казанский собор в феодосии официальный сайт

Архитектура

Казанский собор в Феодосии построен в русско-византийском стиле и является прекрасным образцом религиозных построек конца XIX- начала XX века.

Внешнее убранство

Кафедральный собор Казанской иконы Божией матери имеет один купол, который является центровым. Сквозь его арочные окна в дневное время внутрь храма проникает свет. Дополнительно фасад украшают стены, которые завершаются плавно, образуя полукруг. Здание собора одноэтажное, но благодаря высоким потолкам смотрится масштабно.

К куполу собора пристроена открытая колокольня. В отличие от многих подобных сооружений, купол Феодосийского собора не позолоченный, а выкрашен в спокойный серый цвет. В сочетании со светло-желтыми стенами это делает храм скромным и неброским, в то время как внутри он выглядит очень парадно.

Казанский собор в Феодосии — панорама Google Maps:

Внутреннее убранство

Внутри Казанский собор в Феодосии имеет множество настенных росписей. Они относительно новые и сделаны во время Великой Отечественной войны. Сюжеты их отражают евангельские писания. Фрески тем и интересны для посетителей: не имея исторической ценности, они обладают множеством мелких деталей и прорисовок, отчего полотно кажется древним и масштабным.

Иконостас Казанского собора включает в себя несколько списков старинных икон, но подлинников в нем нет. Среди наиболее известных икон собора — образы Казанской и Тихвинской Богоматери, а также Пресвятой Троеручницы и Заступницы Путешествующих.

Интерьер храма дополняют арки и своды, которые подчеркивают его воздушность. Позолоты немного, она делает яркие акценты на стенах и алтаре. Пол покрыт плиткой красных и золотистых оттенков.

казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть фото казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть картинку казанский собор в феодосии официальный сайт. Картинка про казанский собор в феодосии официальный сайт. Фото казанский собор в феодосии официальный сайт

Как добраться до Казанского собора в Феодосии

Казанский собор расположен в центральной части Феодосии, поэтому добраться до него не составит труда.

Примерно на равном расстоянии от собора расположены две остановки — «Улица Пушкина» и «Кинотеатр «Украина». От них до цели примерно 7–10 минут пешей прогулки. Возле них останавливаются маршрутные такси № 2 и 4. Курсируют они регулярно в течение всего дня. Маршрут их следования и график движения можно посмотреть здесь.

Добраться до Кафедрального собора Казанской Божией матери в Феодосии можно и на автомобиле или воспользоваться мобильным приложением такси: Maxim, Shark.taxi и другими.

Видео-обзор Кафедрального собора Казанской Божией Матери в Феодосии:

Источник

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВО ИМЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Г. ФЕОДОСИИ

казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть фото казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть картинку казанский собор в феодосии официальный сайт. Картинка про казанский собор в феодосии официальный сайт. Фото казанский собор в феодосии официальный сайт

Адрес храма: Россия, Республика Крым г.Феодосия, ул.Карла Маркса 52
тел:+73656230023, +73656230008
Электронный адрес:ivankr75@mail.ru

ВТОРНИК, 17.00 — ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

СРЕДА, 8.00 — ЧАСЫ,ЛИТУРГИЯ, ИСПОВЕДЬ, ПРИЧАСТИЕ

ЧЕТВЕРГ, 8.00 — ЧАСЫ, ЛИТУРГИЯ, ИСПОВЕДЬ, ПРИЧАСТИЕ

17.00 — ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

17.00 — ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

СУББОТА — 8.00 — ЧАСЫ, ЛИТУРГИЯ, ИСПОВЕДЬ, ПРИЧАСТИЕ

17.00 — ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ

ВОСКРЕСЕНИЕ — 6.40 — ЧАСЫ, 7.00 — РАННЯЯ ЛИТУРГИЯ

8.30 — ЧАСЫ, 9.00 — ПОЗДНЯЯ ЛИТУРГИЯ

По окончании — МОЛЕБЕН С АКАФИСТОМ

По окончании — ЗАУПОКОЙНАЯ ЛИТИЯ
В ЗИМНИЙ ПЕРИОД НАЧАЛО ВЕЧЕРНИХ БОГОСЛУЖЕНИЙ В 16.00
казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть фото казанский собор в феодосии официальный сайт. Смотреть картинку казанский собор в феодосии официальный сайт. Картинка про казанский собор в феодосии официальный сайт. Фото казанский собор в феодосии официальный сайт

История храма

В 1887 году староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Федорович Гейден пожертвовал в пользу Свято-Параскевиевского монастыря свою дачу «Кафа» в Феодосии. Эта дача стала именоваться Казанским подворьем Топловского монастыря, и на этом подворье была устроена церковь во имя Казанской иконы Божией Матери. 24 февраля 1890 г. Святой Синод утвердил за Топловским монастырем это дарение с участком земли в две десятины, с домом, постройками и виноградником для устройства подворья богомольцам церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и начальной школы для девочек. 6 августа 1891 г. на подворье была заложена церковь во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона, которую освятил архиепископ Мартиниан. В 1890 г. Топловская обитель получила от графа Гейдена драгоценный дар, семейную святыню — икону Казанской Божией Матери — копию с древнего писания. Она была украшена сребропозолоченной резьбой, вокруг лика Богоматери — жемчужный брус с драгоценными камнями. 26 июля 1890 г. состоялся первый крестный ход с иконой Казанской Божией Матери из Топловской обители в Феодосию. В том же году граф Гейден подарил обители еще одну семейную святыню: крест со Святыми мощами Киево-Печерских угодников. В 1891 г. на средства этого же мецената игуменья Параскева приобрела на Афоне распятие в натуральную величину, в подножье которого вложен камень от животворного креста из Иерусалима. В 1907 году по проекту феодосийского архитектора Г. Л. Кейля на подворье Топловской обители вместо деревянной церкви был воздвигнут каменный собор во имя Казанской иконы Божией Матери в традициях русско-византийского стиля. Освящение его состоялось в 1911 г. После революции, в 1919 г., Топловский монастырь, его подворье с храмами и другими строениями было разграблено, пропали православные святыни: икона Казанской Божией Матери, святой ларец и вся церковная утварь. Долгое время собор пустовал, но в 1943 г., во время немецкой оккупации он заново был открыт для проведения церковных служб для воинов румынского подразделения. После освобождения Феодосии от фашистских захватчиков с апреля 1944 года церковная служба в этом храме не прекращается. В 1950–1960 годах Архиепископ Симферопольский и Крымский святитель Лука (Войно-Ясенецкий) принимал участие в обновлении собора художественными росписями и благолепным убранством, служил Божественную литургию. Собор иконы Казанской Божией Матери кажется легким, стройным, стремящимся в небо. Это впечатление создают полукруглые завершения стен, тонкие изящные колонны по углам здания, купол, напоминающий шлем русского воина, световой барабан с десятью арочными окнами. Над входом три соединенные между собой арки, в двух боковых — устроены окна, а в средней части — храмовая икона. Кроме того, собор поражает величием и богатым внутренним убранством, художественной росписью на евангельские сюжеты: под светлым куполом образ Господа Бога, по бокам в верхнем ярусе образа Иисуса Христа и Пречистой Девы Марии, в среднем ярусе слева и справа образа Святых Великомучениц Феодосии и Варвары, Святого Великомученика Пантелеймона,преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского,святителей Николая и Стефана Сурожского. Алтарная часть украшена великолепным иконостасом. Более 40 лет настоятелем храма был протоиерей Анатолий Чепель.

Источник

Собор во имя Казанской иконы Божией Матери г.Феодосия

Сайт создан по благословению настоятеля Казанского собора протоиерея Василия (Бай)

Собор Казанской иконы Божьей Матери был построен в 1911 году, но его история началась более чем на двадцать лет раньше, когда известный меценат и государственный деятель граф Н.Ф. Гейден начал ходатайствовать перед Священным Синодом о разрешении создать в Феодосии подворье Параскевиевского Топловского монастыря, расположенного здесь же в Крыму в Феодосийском уезде в 40 верстах от города. Многие благотворители, благоукрасители и жертвователи вложили свои труды и средства в создание этого прекрасного храма, но главным попечителем возведения храма был все же Н. Ф. Гейден.

Граф Николай Федорович Гейден (1856 – 1918) происходил из старинного голландского баронского рода Гейденов из Вестфалии (ныне Западной Германии), в XVIII веке перешедшего на службу Российской Империи и с честью послужившего на благо нового Отечества. Дед строителя храма адмирал Людвиг (в крещении Логин) Петрович Гейден в 1795 году присягнул Российской империи и поступил на службу в Черноморский флот. Он был сподвижником святого адмирала Федора Ушакова, а в 1827 году руководил русской эскадрой в знаменитом Наваринском сражении, когда русско-англо-французский флот полностью уничтожил египетско-турецкий.

Отец Федор Логинович – генерал, участник Кавказской войны 1817 – 1864 годов, кавалер ордена св. ап. Андрея Первозванного был членом Государственного Совета, финляндским генерал-губернатором и командующим войсками финляндского военного округа.

Сам строитель храма Николай Федорович продолжил традиции, заложенные славными предками. Подобно им он служил новой родине на военном поприще и стал действующим генералом от инфантерии, четырежды выдвигался на пост генерал-губернатора Санкт-Петербурга.

Перейдя на службу Российскому государству, семья Гейденов приняла православие и своим благочестием подавала пример всему дворянству. Будучи ревнителем православной веры, граф становится одним из руководителей «Русского Собрания» старейшей в России национал-патриотической партии, стремившейся к сохранению монархии и укреплению православия.

Современники также отмечали особую набожность семьи Гейденов. Граф много лет до самой своей смерти был бессменным старостой Казанского собора Санкт-Петербурга и попечителем дома трудолюбия, основанного при нем. Он очень любил церковные службы и часто сам читал на клиросе. Вторая жена Ф. М. Достоевского А. Г. Сниткина в своих воспоминаниях с благодарностью отмечала, что в последнюю ночь перед похоронами Псалтирь над гробом писателя читал большой ценитель его таланта граф Николай Федорович Гейден.

Хорошо известные в церковной среде Гейдены были близко знакомы со многими архиереями и священниками. В своем доме Николай Федорович с женой основали религиозно-политический салон, просуществовавший с начала века до самой Февральской революции. Основными темами собраний были философские и духовно-нравственные вопросы, политике же отводилось второстепенное место. Устраивались они в основном по воскресеньям после литургии в петербургском доме Гейденов и приглашали туда архиереев, священников, духовных писателей таких как Е. Поселянин, Саблер. Вот как описал эти приемы выдающийся государственный и церковный деятель дореволюционной России, член Государственной Думы и видный деятель русского зарубежья митрополит Георгий (Евлогиевский).

Во время таких бесед участники не только обсуждали происходящие события, но в первую очередь делились духовным опытом и конечно же воспоминаниями о совершенных паломничествах. Ведь Гейдены были страстными паломниками. Они объездили многие православные святыни, посещали монастыри. В Дивееве и Сарове они слышали удивительные рассказы о жизни и чудесах так любимого народом старца Серафима. И граф стал одним из главных ревнителей канонизации этого великого святого. Прославление старца состоялось в летом 1903 года в Саровском мужском и Дивеевском женском монастырях — местах подвига преподобного. На открытие мощей всероссийского старца стеклось огромное количество богомольцев, по официальным данным в эти дни в монастырях побывало около 150 тысяч человек. Сам император Николай II вместе с августейшей семьей принял участие в Саровских торжествах. Е. Поселянин, рассказывая о Саровских торжествах, отмечал, что в дни празднеств в храме можно было часто увидеть графа Гейдена, записывающего новые случаи чудесной помощи новопрославленного святого.

Бывали Гейдены и в наших Крымских монастырях. Особенно полюбилась им расположенная в 40 километрах от Феодосии Топловская обитель. Этот женский монастырь привлекал к себе не только чудесными источниками, но и той душевной атмосферой, которой встречали в нем гостей. В Феодосии семья имела дачу, называвшуюся Кафа. Часть ее граф пожертвовал для устройства в городе подворья Топловского монастыря. В 1887 году граф обратился в Священный Синод с просьбой разрешить устроить на выделенном участке подворье для Топловского монастыря, школу для девочек, приют для паломников. Заботясь о благоустройстве будущего подворья, граф также передал обители дом и большой 2 десятины 1803 кв. сажени виноградник, расположенный неподалеку. Для той же цели был куплен еще один участок земли. Через два года было получено разрешение Синода на устройство подворья, которое по просьбе Н.Ф. Гейдена было названо в честь Казанской иконы Богоматери.

Казанская икона Божьей Матери была очень почитаема семьей Гейденов. Сам Николай Федорович был постоянным прихожанином Казанского собора Санкт-Петербурга и многие годы до самой своей смерти был его почетным старостой. Главной святыней в семье Гейденов был старинный образ Богородицы Казанской, которая, согласно семейному преданию, была написана с подлинной иконы, обретенной в Казани. Граф получил икону от своей матери Елизаветы Николаевны, происходившей из графского рода Зубовых.

Сохранились описания иконы, подаренной Топловскому монастырю. Древний список, созданный возможно через несколько лет после того, как на пожарище в Казани была найдена чудотворная икона, был очень близок по изображению к подлинной Казанской иконе Божьей Матери. Изображенный на иконе лик Богородицы был украшен головным убором – убрусом, выполненным из жемчуга и драгоценных камней. Остальную часть образа покрывала сребропозлащенная риза. В 1890 году Н.Ф. Гейден передал Священному Синоду икону для Топловского монастыря. Из Петербурга, где состоялась передача, святыню привезли в Симферополь, откуда 13 мая того же года крестным ходом перенесли в Топловский монастырь. Эти 4 дня, когда икону несли через Карасубазар (современный Белогорск) в Топловскую обитель, были величайшей духовной радостью для всего Крыма. И по желанию графа в том же году к 22 октября (4 ноября по новому стилю) состоялся еще один крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. К дню престольного праздника монастырского подворья святыня была принесена крестным ходом в Феодосию.

Крестный ход из Топловского монастыря в Феодосию был единственным регулярным, т. е. проводившимся ежегодно по благословению Синода, крестным ходом в Крыму и конечно собирал огромное количество богомольцев и жертвователей. Средства шли на благоустройство подворья и, в первую очередь, на строительство церкви. Чтобы богослужения на подворье начались как можно раньше, основательницы российского Общества Красного Креста фрейлина императрицы баронесса Мария Петровна Фредерикс и Марфа Степановна Сабинина подарили подворью переносную деревянную церковь, находившуюся прежде в южнобережном Кастрополе.

Эти две жертвовательницы монастыря были не просто благочестивыми состоятельными христианками. Будучи представительницами высшего сословия страны, они старались всеми доступными им способами не только в молитвах, но и в делах прославлять Господа.

Впервые побывав в России во время концертов, Марфа Сабинина поселилась на родине в 1857 году. По приглашению императорской семьи она становится учительницей музыки Великой Княжны Марии Александровны. Там же при дворе она подружилась с фрейлиной баронессой Марией Фридерикс. Вместе они занялись общественной работой. Обеспокоенные тем, что только в России отсутствует организация, помогающая больным и раненным воинам, подруги обратились к Императрице с предложением создать лазареты, подобные европейским. Трудами М. Сабининой и М. Фридерикс в России в 1867 году появилось «Общество попечения о раненых и больных воинах», вскоре переименованное в Российский Красный Крест. М. Сабинина и близкие ей по духу женщины организовали несколько лазаретов, а свои знания и труды они применили в начавшейся вскоре русско-турецкой войне. После окончании службы при дворе М. Сабинина переехала жить в Южнобережное имение М. Фридерикс, где проявила себя искусным организатором и умелой хозяйкой. Она занялась виноделием и вина имения Джемиет, где жили подруги, вскоре стали получать награды на выставках.

Будучи глубоко верующими, Марфа Сабинина и Мария Фредерикс значительную часть доходов передавали на благотворительность. Они построили в имении церковь и бесплатную больницу при ней. Марфа с матерью и сестрами сами изготовили и расписали иконостас, вышили облачения для храма. После трагической гибели в пожаре матери и всех сестер в 1882 году М. Сабинина переезжает в другое южнобережное имение Кастрополь. Там, в связи с отсутствием в близлежащих деревнях храма, она вместе с М. Фридерикс создает переносной храм, который в 1891 году передает феодосийскому подворью Топловского монастыря.

22 октября 1891 года епископ Мартиниан освятил смонтированный храм в честь Великомученика Пантелеимона Целителя.

Но сестры и покровители монастыря мечтали о том, чтобы феодосийское подворье имело храм достойный города. Проектировать будущий храм поручили известному и очень уважаемому в городе архитектору Генриху Людвиговичу Кейлю (1871-1927). Городской архитектор, инженер, преподаватель и директор феодосийского училища Г.Л. Кейль был одним из самых уважаемых феодосийцев, дружил с И.К. Айвазовским и М.А. Волошиным. Последнему давал советы по строительству дома. Г.Л. Кейль занимался проблемами водоснабжения города, проектировал многие здания Феодосии. Самыми известными являются его собственный дом (ныне административное здание Феодосийского военного санатория) и собор Казанской иконы Божьей Матери.

Храм был освящен в 1911 году епископом Таврическим и Симферопольским Феофаном.

Но не долго радовало храмовое благолепие создателей. Начались скорбные революционно-военные годы. После Октябрьского переворота граф Н.Ф. Гейден остался в Петербурге, продолжая выполнять обязанности старосты Казанского собора. В 1918 году он был арестован и находился в застенках ЧК до последних дней своей жизни. Умирающим он был выпущен на поруки дворника-татарина. В дворницкой, поскольку дом и имущество были конфискованы, Н.Ф. Гейден и скончался в начале 1919 года. Граф был похоронен рядом с родителями в на кладбище Александро-Невской Лавры. Жена Н.Ф. Гейдена с дочерьми в это время находилась в Феодосии. Здесь на глазах несчастной был расстрелян единственный сын-офицер. В 1920 году она с дочерьми бежала за границу, где поселилась во Франции. Евгения Петровна Гейден умерла в 1930-х годах, приняв монашеский постриг в одном из французских монастырей.

В 1941 году началась Великая Отечественная война. Крым был занят 11 армией генерала Манштейна, в состав которой входили и подразделения православных румын. Феодосия была оккупирована фашистами 3 ноября 1941 года. Войдя в город, новые власти произвели видимые перемены. Для того, чтобы расположить местное население и дать возможность румынским солдатам и офицерам бывать на богослужениях, немцы открыли большинство православных храмов. Однако Казанский храм постигла иная участь. Церковь находилась на самой вершине сарыгольской горки, расположенной между городом и поселком Сарыголь (ныне курортная часть города в районе станции Айвазовская). Эта небольшая и в наши дни незаметная возвышенность, тогда не была застроена домами. Храм, расположенный на вершине горы, окружали сады и виноградники. Фашисты увеличили каменные стены подворья колючей проволокой, на колокольне установили пулеметы и превратили бывшее подворье в укрепленную военную базу, а в самом храме устроили лагерь для советских военнопленных.

В декабре 1941 года советское командование принимает решение о проведении крупномасштабной десантной операции на всем побережье Крыма от Керчи до Судака. Этот десант, получивший название Керченско- Феодосийского, стал крупнейшей военно-морской операцией за все годы Великой Отечественной войны.

Я присоединяюсь к бойцам, пытающимся открыть массивную церковную дверь. Четверо дюжих красноармейцев во главе с Бочковым приволокли откуда-то бревно. Его подхватили десятки рук, и мощные удары обрушились на дверь. После нескольких ударов она распахнулась. Наши взгляды устремлены в темный провал церкви, из которой почему-то никто не показывается. Мы не выдерживаем и разом бросаемся к входу, но внезапно останавливаемся как вкопанные: из темноты медленно выползают военнопленные. Вид их ужасен: скелеты, обернутые в тряпье.

Бой закончился. Лица бойцов и командиров, озаренные радостью победы, при виде живых скелетов мрачнеют.

Бочков вдруг не выдерживает, решительно сбрасывает с себя шинель и накидывает ее на плечи посиневшего от холода, дрожащего седоголового мужчины. Шмыгая носом, ласково говорит:

— Укройся, дедуся, а то богу душу отдашь, и свобода тебе не свобода.

— Ка-а-а-к-кой я тебе деду-уся? — с обидой возражает седоголовый, не попадая зуб на зуб. — Мне все-г-го тридцать че-е-твертый по-о-шел. Во-о-зьми ши-и-нель, сам о-ос-тынешь.

— Прости, браток, — смутился Бочков, — не хотел тебя обидеть, осечка вышла, не присмотрелся. Тебя бы подкормить, так ты фашистам еще покажешь кузькину мать.

— Д-дай. да-а-ай мне о-о-ру-жие, — простонал военнопленный, задохнулся, опустился на землю и от сознания своего бессилия заплакал.

Бочков легко поднял его с земли.

— Не спеши, браток, — сказал он участливо, — наберись силов маленько, подлечись, а потом к нам на подмогу.

Надо было спешить к Лысой горе. (Алтунин А.Т. На службе отечеству.)

В 1943 году «для удовлетворения религиозных нужд местного населения и расквартированных в городе румынских войск» в храме Казанской иконы Божьей Матери возобновляются Богослужения. После освобождения Феодосии храм продолжает оставаться одним из средоточий православной веры.

В 1946 году кафедру Крымских архиереев занимает выдающийся богослов, великий хирург, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий).

Святитель Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в Керчи в 1877 году. Вскоре семья переехала в Киев, где Валентин становится студентом медицинского факультета Киевского университета св. Владимира.

После окончания учебы, не смотря на блестящие перспективы, молодой врач Войно-Ясенецкий по собственному желанию уезжает служить в провинцию земским врачем.

Во время русско-японской войны – военный хирург. Здесь же, в госпитале знакомится со своей будущей женой. После революции 1917 года переезжает в Среднюю Азию, принимает священнический сан, а овдовев становится епископом не прекращая медицинскую деятельность. Трижды подвергался арестам и ссылкам. Даже в этих условиях старался совмещать служение Господу и медицинскую помощь страждущим.

В годы Великой Отечественной войны архиепископ Лука является главным врачом эвакогоспиталя в Красноярске. В 40-х годах – архиепископ Красноярский, позже – архиепископ Тамбовский. Лауреат Сталинской премии в области медицины за работу «Очерки гнойной хирургии».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *