казанский собор в волгограде официальный сайт
Казанский собор
Расписание служб
Вопрос батюшке
Добро пожаловать на официальный сайт Казанского собора Волгограда
Дорогие братья и сестры!
ВолГУ продолжает набор в магистратуру по направлению «Теология»
Волгоградский государственный университет проводит набор на магистерскую программу «Теология» (код специальности 48.04.01, форма обучения – заочная, профиль: «Православное богословие и религиозная философия»).
К обучению приглашаются православные верующие, имеющие высшее образование (бакалавриат, специалитет).
В числе педагогов — преподаватели Царицынского православного университета.
Магистерская программа открыта в 2019 г., в 2020 г. состоялся первый набор. Реализация программы обеспечивается докторами и кандидатами наук в области богословия, а также по философским, историческим, филологическим наукам. Для студентов, совмещающих получение образования с работой, обеспечивается обучение и научное консультирование в дистанционной форме.
В 2021 г. набор ведется на заочную форму обучения на договорной (платной) основе.
Прием документов осуществляется до 26 августа через сайт Волгоградского государственного университета https://volsu.ru/ или Портал государственных услуг Российской Федерации https://www.gosuslugi.ru/
Вступительный экзамен будет проходить в период с 27 по 29 августа в форме устного собеседования.
Срок обучения — 2 года 6 месяцев.
Стоимость обучения составляет 39000 руб. в год, оплата обучения возможна как физическими лицами, так и организациями.
По всем вопросам обращаться к заведующему кафедрой философии ВолГУ Токаревой Светлане Борисовне.
Тел. 89093789363
E-mail: svet-tok2008@yandex.ru
Напомним, что открытие этого направления стало возможным благодаря соглашению о сотрудничестве, подписанному весной 2019 года между Волгоградской епархией и ВолГУ, в рамках которого предполагается взаимодействие в разных областях научной и общественной жизни.
В частности, университет и епархия договорились о совместной разработке, издании и публикации учебной и научной литературы.
Соглашение также предусматривает совместное использование библиотечных фондов Волгоградской епархии и Волгоградского государственного университета.
Дорогие братья и сестры!
Всероссийский благотворительный фонд «Фонд продовольствия «Русь» совместно с Волгоградской епархией проводит раздачу гуманитарной помощи населению. Нуждающиеся (пожилые люди, многодетные семьи и др.) в такой помощи смогут получить продуктовые наборы в храме Похвалы Пресвятой Богородицы (ул. Череповецкая 92/2) с пятницы 11 июня 2021г.
Время выдачи с 10.00 до 17.00 ежедневно.
Казанский собор
Расписание служб
Вопрос батюшке
Добро пожаловать на официальный сайт Казанского собора Волгограда
Расписание служб
Р асписание Б огослужений с 1 по 7 ноября
8 ноября, понедельник.
Седмица 21-я по Пятидесятнице
08:00 – Литургия.
17:00 –Вечернее богослужение.
9 ноября, вторник.
08:00 – Литургия.
17:00 –Вечернее богослужение. Полиелей.
10 ноября, среда.
День постный.
Вмчц. Параскевы Пятницы
08:00 – Литургия.
17:00 – Вечернее богослужение. Акафист святителю Николаю Чудотворцу.
11 ноября, четверг.
08:00 – Литургия.
17:00 – Вечернее богослужение. Акафист Казанской иконе Божией Матери.
12 ноября, пятница.
День постный.
08:00 – Литургия.
17:00 – Вечернее богослужение.
13 ноября, суббота.
09:00 – Литургия.
17:00 – Всенощное бдение.
14 ноября, воскресенье.
Неделя 20-я по Пятидесятнице.
06:30 – Ранняя Литургия.
09:00 – Поздняя Литургия
17:00 – Вечернее богослужение. Акафист Иисусу Сладчайшему.
Всех неравнодушных просим откликнуться и помочь вещами, одеждой, в том числе детской, деньгами, продуктами питания.
Обращаться: Казанский кафедральный собор, г.Волгоград, ул.Липецкая, 10. Телефоны соц. службы: 8-961-676-96-36, Марина Анатольевна
Казанский собор
Расписание служб
Вопрос батюшке
Добро пожаловать на официальный сайт Казанского собора Волгограда
История собора
С тех пор как в 1579 году девочка Матрёна Онучина обнаружила Казанскую икону Богородицы в сгоревшей избе и будущий российский патриарх Ермоген (а тогда ещё священник Ермолай) пронёс её на своих руках в крестном ходе по городу, этот образ стал одним из наиболее почитаемых у православных. Дважды отмечается её память в храмах: 8/21 июля и 22 октября/4 ноября. С неё было сделано много списков, который тоже стали чудотворными: Богородско-Уфимская, Высочиновская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская. И хотя сама икона в 1904 году бесследно исчезла, она по-прежнему незримо защищает нашу землю от бед, приносит помощь всем молящимся.
Первая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери строится внутри Царицынской крепости ещё в начале XVIII века, но просуществовала она недолго — вероятно, сгорела. В 1709 году умирает один из её священников Пётр Димитриев, и другой иерей Фёдор Дмитриев с прихожанами просят астраханского митрополита Сампсона посвятить им в попы дьякона Алексея Игнатьева.
На сегодняшнем месте расположения Казанского собора ранее стояла деревянная часовня «близ ветряных мельниц во второй части». Современники отмечали, что кладбище в то время было не окопано и не огорожено, но что отсюда открывался самый лучший вид на город. Новый Казанский храм появляется в нашем городе в конце XIX века. Его закладка состоялась в 1896 году, а освящена церковь была 23 августа 1899 года епископом Саратовским и Царицынским Иоанном (Кратировым). Огромную роль в возведении храма сыграл протоиерей Иоанн Никольский, автор же проекта остаётся неизвестным.
Строилась церковь на средства прихожан. Каменный храм имеет форму креста, он сооружался в так называемом псевдорусском стиле. Как отмечают искусствоведы, декор его элементов стилизован под древнерусские формы. В 1904 году к основному помещению церкви пристраивается трапезная с колокольней.
Напротив храма на улице Елецкой размещалась трёхгодичная церковно- приходская школа, в которой обучались девочки. Первоклассницы сидели на втором этаже здания в большом зале. Там в красном углу висела большая икона, перед которой ученицы молились в начале занятия.
К храму примыкало и кладбище 2-ой части города, где захоронения начали осуществляться после 1820 года. Поэтому прихрамовая территория иногда называлась Кладбищенской площадью.
После революции церковь основательно пограбят большевики: комиссия по изъятию церковных ценностей произвела реквизицию 20 марта 1922 года. В 1924 году храм хранит верность патриаршей Церкви, здесь служат протоиерей Виктор Поляков, священник Андрей Хмелёв, дьякон Проскуряков, псаломщик Долецкий. Обновленцы подают на них жалобу в административный отдел.
Несмотря на гонения, приход оставался действующим и в страшные 30-е годы. По состоянию на 1 марта 1932 года он числится за староцерковниками, как в те времена назывались приверженцы патриаршей церкви, а затем храм попал под управление обновленцев. При Казанском соборе постоянно находились православные люди, которые за свои предсказания славились среди народа как юродивые. Перед войной в Сталинграде появился блаженный Адриан, известны были царицынские блаженные Татьяна и Екатерина. 15 декабря 1939 года Казанская церковь была закрыта.
Сталинградская битва опалила церковь своим огненным дыханием. Фашистские бомбардировки оставили от храма лишь стены. Надо было его восстанавливать. Хотя официальное открытие храма состоялось 27 июля 1945 года, богослужения начались 10 сентября в частном доме № 18 по ул. Аткарской (ныне на его месте остановка трамвая «Улица Ростовская»). В апреле 1946 года сохранившуюся коробку здания передали верующим, и под руководством архитектора В.Н. Симбирцева начался ремонт.
Распоряжался им старший прораб И.Л. Дубровин. На просьбы в горсовет предоставить стройматериалы по государственным расценкам последовал отказ, тогда верующие стали собирать средства для ремонта на базарах и улицах. Но вскоре это было пресечено властями. Узнав о службах в соборе, жители посёлка Рынок привезли сюда спасённую ими при разорении своей церкви икону Казанской Божией Матери и распятие (оно до сих пор стоит в соборе). Г.В. Корнеев проводит электропроводку и делает из лампочек надпись — две буквы «Х» и «В» («Христос воскресе»). Первая служба состоялась на Вербное Воскресенье. Пасхальный праздник 1946 года собирает более 8 тысяч православных, из них до 2 тысяч детей и молодёжи. Половина из пришедших на литургию верующих не поместилась в храме, 4 тысячи человек стояло под открытым небом со свечами в руках.
Разорённые войной люди просили около Казанской церкви милостыню. Стены храма стали белыми от объявлений: «Ищу маму!», «Помогите найти родных», «Ищу брата». И случаи чудесного обретения родственников были не так уж редкими. Настоятелем сразу после войны пребывал священник А.А. Князевский. В 1945—1946 годах он вместе с верующими совершал паломничество в с. Городище к источнику святой Параскевы на 9-ую пятницу после Пасхи и служил там молебен, на котором присутствовало до 700 человек.
В 1947 году архиепископ Филипп ставит на пост настоятеля собора отца Григория Лапина, но уполномоченный не разрешает его регистрацию (на следующий год священника даже выселяют из Сталинграда). 31 октября 1947 года настоятелем становится отец Павел Нечаев (дальний родственник о. Иоанна Кронштадского). Последним власти тоже были очень недовольны, так как он благословлял на праздник Пасхи раздавать в храме куличи и яйца. Служил в то время в Казанской церкви и протодьякон Алексей Могилин, в 1947 году он получил 5 лет лагерей за пребывание на оккупированной территории. Регентовал в храме Максимилиан Фомич Моисеенко, побывавший в сибирской ссылке и вскоре после возвращения скончавшийся. Алтарницей собора пребывала матушка Ксения. После войны власти обкладывают причт непосильными налогами, а нарсуд обязывает их платить.
Службы шли и в наполовину готовом храме. Он освящается архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом (Ставицким) 20 мая 1948 года. Если до Великой Отечественной войны церковь имела один престол, то теперь к ней пристроен придел во имя Николая Чудотворца. Внутренние стены были расписаны в 1954 году, через два года сделаны хоры. В ноябре 1954 года епископ Сергий (Ларин) освящает вновь пристроенный придел во имя Николая Чудотворца. К приезду Святейшего Патриарха Алексия I в июне 1949 года уже была почти восстановлена трапезная. Появляются в ней и новые иконы — святителя Николая, священномученика дьякона Стефана, Спасителя, Богородицы, архистратига Михаила и преподобного Сергия Радонежского.
В начале 1949 года московский художник К.С. Сархош пишет иконы Крещения, Вознесения, свмч. Иосифа Астраханского, чуть позже ещё две иконы. Оформляли собор инженер-художник городского театра Ремезов, инженер Сталинградтракторостроя Трисмегистов, московская бригада художников под руководством Хорохоша. Паникадила и подсвечники делали Роман и Алексей Соколовы, техник Ю.Н. Муратов, а техник А.Д. Марченко снимал на фотоплёнку самые интересные сюжеты — прибытие архиепископа Филиппа, портреты священников. Причём из-за подъёма веры в народе и одновременной нехватки домашних икон возникает примечательная ситуация: прихожане начинают расхватывать то, что доступнее — фотокарточки священников. Старостой Казанского собора в те годы являлся отец православного фотографа Деомид Матвеевич Марченко.
На Рождество 1952 года в храме собралось четыре тысячи верующих: 300 мужчин, 3500 женщин, 200 детей. В 1966 году уполномоченный совета по делам религии по Волгоградской области М.К. Прудникович насчитал на Пасху в соборе около 12 тысяч человек, в том числе две тысячи мужчин, 9 тысяч женщин, 500 человек молодёжи, 150 детей. По отчётам ответственных за атеистическую работу чиновников, в 60-е годы на богослужениях присутствовало до тысячи, а в большие праздники — и до 8 тысяч молящихся. В 1958 году в справке Сталинградского обкома КПСС отмечалось, что за последние семь лет на ремонт и украшение храма израсходовано свыше двух миллионов рублей.
В 1972 году деревянный пол храма заменяют на бетонный. С 1972 и по 1988 год настоятелем являлся протоиерей Анатолий Назаренко, а с 1988 года — протоиерей Алексей Машенцев, служивший здесь с 1965 года. Уже в начале 80-х годов к старому зданию бывшего дома священника делают пристройку, где помещаются крестильня, регистратура и служебные помещения.
Произошло важное изменение и в статусе храма: 30 июня 1954 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I он возводится в ранг соборного. Казанский собор уже долгое время остаётся главным кафедральным храмом Волгограда, собирающим на молитвы верующих со всех концов города.
В соборе был довольно приличный хор. Регентом после смерти М.Ф. Моисеенко стал Юрий Александрович Сатирский, который трудился в храме полтора года. Долгое время здесь регентовал Игнат Трофимович Мамонтов. В хоре пело много замечательных мастеров. Сильный, красивый голос был у А.В. Макарова, знатоки сравнивали его с Иваном Козловским. Александр Васильевич умер в 1950 году. Рядом с церковью жила слепая Ульяша, которая пела на левом клиросе. Она прекрасно знала псалтирь, устав, даже батюшки с ней советовались. Архиепископ Саратовский Пимен (Хмелевской) оставил замечательные воспоминания о годах своего архиерейства. В них часто упоминается Казанский собор в Волгограде, куда владыка приезжал. 3 ноября 1976 года архиерей служил здесь вечерню с акафистом и всенощную, а на следующее утро — обедню и молебен. Он произносит проповедь о заступничестве Божией Матери в истории русского народа. Владыка записывает в дневнике: «Народу меньше, чем на Казанскую летом».
Следующую обедню он служит 10 января 1977 года. Под благословение владыки подошло в тот день 1400 человек. На следующий день вечером он посетил дом священника Алексея Машенцева. В дневнике появляется запись: «Приём, как всегда, очень тёплый и щедрый. Беседовали о делах в Казанском соборе».
В 1980 году в соборе было крещено 3385 человек, 60 пар повенчано, отпето около шести тысяч человек (очно только 190).
В трапезной Казанского собора находится триптих «Княгиня Ольга», «Крещение Руси князем Владимиром» и «Князь Владимир» работы известного волгоградского художника Павла Фёдоровича Шердакова.
В 1989 году при соборе открывается первая в истории посткоммунистической России воскресная духовно-певческая школа «Конкордия», которой руководил известный в городе Михаил Рубцов. Ключарём собора на 2003 год является протоиерей Николай Пичейкин, председатель епархиального отдела церковной благотворительности и социального служения. Действует здесь и воскресная школа. Сейчас Казанская церковь по-прежнему остаётся соборной в нашем городе, хотя она уже давно не вмещает всех верующих.
В 2005 г. началась полномасштабная реставрация внутреннего убранства собора – восстановление стен, замена живописных изображений, иконостаса.
В 2009 г. начаты работы по восстановлению исторического облика собора. Выстроены прежде утраченные четыре шатровых купола на четверик храма; центральный купол и завершение колокольни также были заменены на купола шатрового типа.
Во дворе собора устроены детская площадка и небольшой сквер, позволяющие отдыхать на территории храма прихожанам и жителям близлежащих домов.
В настоящее время настоятелем Казанского кафедрального Собора является протоиерей Вячеслав Жебелев.
Казанский собор
Расписание служб
Вопрос батюшке
Добро пожаловать на официальный сайт Казанского собора Волгограда
Церковная лавка
По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа, при Казанском кафедральном соборе открыта и работает церковная лавка. Здесь представлен широкий и разнообразный выбор православной литературы, видеопродукции, предметы церковной утвари, подарки и сувениры, изделия самых знаменитых монастырей России, Белоруссии, Греции и православного предприятия «Софрино». В большом ассортименте представлены иконы известных российских, греческих производителей и Новгородской школы иконописи.
Вы сможете приобрести различные издания Священного Писания и толкования на них, молитвословы и акафисты, богослужебные, богословские и святоотеческие книги, жития святых и подвижников благочестия, труды по истории церкви, календари и художественные произведения.
Всегда в продаже детская православная литература, которая поможет вашим детям, без излишней морали взрослых, усвоить нормы христианского поведения, развить в них патриотическое отношение к отечественной культуре, истории и самое главное взрастить в их сердцах любовь к Богу.
Для подарков на Пасху, Рождество и другие праздники подойдут живописные иконы в серебре и позолоте, красиво оформленные и богато иллюстрированные издания Библии, подарочные варианты молитвословов и акафистников. А также большой выбор ювелирных изделий из серебра и золота.
В церковной лавке можно приобрести свечи, лампадное масло, на тельные кресты, образки, киоты, ладан, подсвечники, лампадки, платки и многое другое.
Вам всегда рады и готовы помочь советом в выборе нужного товара или различных треб продавцы лавки.
Казанский собор
Расписание служб
Вопрос батюшке
Добро пожаловать на официальный сайт Казанского собора Волгограда
О Таинстве Крещения и огласительных беседах
Господь Иисус Христос говорит в Евангелии: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ев. от Иоанна, глава 3, стих 5). Рождение от воды, о котором говорит Спаситель, – это и есть таинство Крещения. А в совершаемом сразу после Крещения таинстве Миропомазания, новорожденный христианин получает дар Святого Духа, который затем призван раскрыть в себе в течение всей своей последующей жизни.
Единожды мы рождаемся в эту жизнь телесно, так же Крещение и Миропомазание совершаются только один раз в жизни. В древности к этому готовились в течение нескольких лет. И особенным образом – пере самим Крещением подготавливались сорок дней – весь Великий пост, затем, в конце поста, в торжественной обстановке желающие крестились и вместе со всей Церковью праздновали Воскресение Христово – Пасху. Также крещальным постом был и пост перед Рождеством Христовым. Сорокадневный период подготовки сохранялся и в России, в дореволюционный период. Так и сегодня перед Крещением тоже необходима подготовка. И в наше время желательно подготовиться к Таинству серьезно: соблюдать пост хотя бы три дня до совершения Таинства, а во весь период подготовки читать Евангелие, стараться бывать на богослужениях, молиться, работать над своими греховными привычками, делать добрые дела.
Для того, чтобы принять Таинство Крещения, необходимо иметь:
Все это должны иметь не только сами крестящиеся, но и в случае крещения младенцев – будущие крестные родители – именно по их вере и готовности идти к Богу крестится младенец. Итак, вера – это необходимое условие для принятия Крещения. В Церкви есть Символ веры – словесное выражение основ Православного Христианского вероучения. Этот Символ веры желающий креститься взрослый должен знать наизусть, то же относится и к воспреемникам – крестным родителям. В крайнем случае, обязательно необходимо понимать, о чем говорится в Символе.
Восприемники, или крестные – необходимы только при крещении детей не старше 14 лет. Крестные – это духовные родители, опекуны, на которых возлагается ответственность за духовное воспитание ребенка, они должны стать помощниками родителей в деле воспитания деток, прививать им добрые человеческие качества, а затем и веру, и любовь к Богу и ближним. Крестные должны быть примером для подражания, быть православными, благочестивыми и воцерковленными людьми, участвовать в Таинствах Церкви. Достаточно иметь одного крестного родителя – одного пола с крещаемым ребенком, но по традиции приглашают и крестного отца и крестную мать. Во все продолжение Таинства восприемники держат на руках своих крестных детей. В соответствующий момент чинопоследования Таинства восприемник должен прочесть Символ веры и дать ответы на вопросы священника об отречении от сатаны и о сочетании со Христом. После троекратного погружения младенца в купель восприемник (того же пола, что и младенец) должен вытереть тело ребенка чистой пеленкой или полотенцем. Когда ребенок достигнет сознательного возраста, восприемник должен будет объяснять ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном состоянии. Выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться, прежде всего, не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них институт восприемничества.
Так же необходимо пройти оглашение – обычно это несколько бесед, называемых огласительными. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла, необходимо пройти минимум две беседы: для взрослых, желающих креститься, или для родителей и крестных, которые хотят крестить своего ребенка.
В соборе проводятся две огласительные беседы. Одна из них проходит по пятницам в 17.30. Вторая – в субботу – в 16:00. Беседу проводят катехизаторы с богословским образованием.
Во время самого Таинства Крещения не возбраняется присутствие родственников и родителей крещаемого. Лишь относительно матери есть предписание: сорок дней после родов мать проходит “дни очищения”, связанные с физиологической и гигиенической особенностью женщины, и поэтому в эти дни молодая мама в храм не заходит, а молится в притворе. По прошествии сорока дней над матерью и ребенком священник читает специальную молитву, после чего она может продолжать жить полноценной церковной жизнью.
Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица:
При выборе имени для крещаемого необходимо помнить, что имена в Крещении дают в честь одного из множества святых Православной Церкви, по святцам (в церковном календаре), будущего небесного покровителя крещаемого. Надо помнить дни празднования памяти своего святого, чтить их, желательно причащаться Святых Таин в эти дни.
Таинство Крещения в Казанском соборе совершается ежедневно: в 12.00 – общее, а востальное время – индивидуальное крещение, после прохождения огласительных бесед в нашем или любом другом храме Русской Православной Церкви.
Для ребенка на Крещение нужно взять с собой:
Для взрослого человека на Крещение нужно взять с собой:
Две небольшие молитвы крестных о своих крестниках:
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (ее) под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от него (нее) всякаго врага и супостата, отверзи ему (ей) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу его (ее).
Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу) моего (мою) (имена) и просвети его (ее) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.