кельн собор святого мартина
Церковь Святого Мартина
Церковь Святого Мартина или «Большой Мартин» – один из главных храмов Кёльна, расположенный в центральной части. После Второй Мировой войны фактически был разрушен, и вначале его хотели оставить в виде руин как символ войны, но восстановили в романском стиле XI века. Внутри сохранилось несколько культурных ценностей: алтарь, скульптуры и картины. Снаружи архитектура новая – 1985 года.
История в датах
Середина X века – образование бенедиктинского аббатства – монашеский католический орден.
1150 год – создание собственного монастыря и прихода.
1220 год – завершение строительства.
В XV- XVI века – прошёл ряд перестроек после разрушений.
Конец XVIII века – переоформление внутреннего убранства.
21 сентября 1802 год – монастырь закрыло государство, забрав власть у аббатства. Теперь это обычная церковь.
До 1839 года – дополнительные здания снесли, осталось только основное.
1861-1894 года – прошла масштабная реконструкция.
Во время Второй Мировой войны – сооружение пострадало – были только обломки, которые возвышались над почти полностью уничтоженным городом.
1948-1985 года – восстановительные работы и торжественное открытие.
С 1985 года – собор относился к католическому приходу.
С 2009 года – стал частью бенедиктинского монастыря.
Архитектура и интерьер
До наших дней после нескольких разрушений оригинальной архитектуры в романском стиле с готическими деталями почти не сохранилось. Уцелело несколько элементов: скульптурная группа со сценами Страстей Христа под арками XV века, алтарь XVI века, купель XIII века и триптих «Поклонение волхвов». Снаружи выстроили центральную башню с треугольной вытянутой крышей. На каждом углу по башне. Входная группа прямоугольной формы. По бокам полукруглые пристройки. Постарались повторить классический вид по чертежам и рисункам.
Внутри на стенах и потолке росписей нет. Они сделаны из серого камня, который уложен арками. В качестве оформления используются цветные витражи и круглые окна-розетки, а также скульптуры. Перед алтарём стоят стулья. В общем в этой церкви смешалось сразу три стиля: классицизм, готика и романское направление. Вид не помпезный без большого количества узоров, но всё-таки впечатляющий.
Церковь Большой Святой Мартин
С церковью Большой Святой Мартин у меня большой любви не сложилось.
Сначала я увидел её купол, когда гулял по набережной Рейна.
При продвижении по набережной церковь становилась визуально больше на фоне красивых домов на набережной,
пока не превратилась в гиганта, Гулливера в стране лилипутов.
Но эти лилипуты загораживали доступ к церкви.
На следующий день, я увидел церковь с Моста Гогенцоллернов.
Только в вечеру того же дня я добрался до внутреннего двора церкви Большой Святой Мартин.
Но дверь в храм была закрыта.
Это потом я уже подумал, что возможно есть другой вход, по крайней мере в нескольких церквях Кёльна мне встречались центральные и боковые входы и выходы. Но хорошая мысля приходит опосля.
Я нашёл улочку по которой спустился к набережной. Жаль, что её я не нашёл в предыдущий вечер, когда времени у меня было подольше. Между зданий с этой улочки я бросил прощальный взгляд на церковь и отправился завершать свой осмотр города.
Самое интересное, что накручивание кругов вокруг церкви, которое можно спокойно совершать в наше время, было невозможным в момент создания храма. Церковь в то время находилась на острове.
Как часто бывало — церковь была построена внутри монастыря. Но если бенедиктинское аббатство было построено между 953 и 965 годами, то церковь лишь в 1220 году. История сооружений древности обычно определяют по первым упоминаниям в письменных документах или описаний историков последующих поколений. В случае с Большим Святым Мартином история и дата постройки церкви были сфальсифицированы и лишь через 270 лет это было обнаружено и разоблачено.
Церковь долгое время мирно существовала в монастыре, пока Кёльн не был захвачен Наполеоном. Многие монастыри были ликвидированы, не стал исключением монастырь, где находилась церковь. Произошло сие событие в 1801 году. В монастырских постройках стали жить ветераны французской армии, которые за пару десятилетий довели всё до ручки и старые монастырские постройки были снесены.
Во время Второй Мировой войны церковь была разрушена в результате бомбардировок.
Помогло восстановлению церкви включение её в программу, о которой я рассказывал в материале Венок Кёльнского собора: 12 больших романских церквей Кёльна.
А спустя более, чем 2 века, в 2009 году, здесь снова обосновался бенедиктинский монастырь.
Цикл материалов «Храмы Кёльна»
Большой Святой Мартин в Кельне
Если вы уже видели знаменитый Кельнский собор, отправляйтесь посмотреть одну из самых красивых церквей города, называемую Большой Святой Мартин (Groß St. Martin). Она была построена еще во времена Средневековья и сохранила готический шарм, несмотря на полную реставрацию в 20 веке.
История возникновения Большого Святого Мартина
Церковь Святого Мартина была построена на территории Colonia Claudia Ara Agrippinensium — некогда существовавшего здесь древнеримского города.
В результате раскопок, проводимых в 20 веке, было установлено, что первые постройки на этом месте датируются серединой 1 века.
Найденные фундаменты стен и довольно широкой площади позволили ученым сделать предположение: либо это было святилище Ара Убиорум (Ara Ubiorum), либо здание для спортивных занятий.
Во 2 веке древние римляне передвинули северную стену, чтобы увеличить площадь сооружения, и устроить на 7000 кв.м. товарные склады.
Строительство монастыря
Монастырь был построен здесь в 10 веке по приказу Кельнского архиепископа Бруно I. Здание сильно пострадало из-за пожара, возникшего в 1150 году.
Тогда было решено снести поврежденные стены и построить новую романскую церковь. Работы были завершены к 1220 году.
На протяжении всей дальнейшей истории церковь Святого Мартина не раз приходилось перестраивать и ремонтировать из-за пожаров и погодных невзгод.
Так на фасаде и в интерьере здания появились элементы различных архитектурных стилей. Прежний шпиль заменили на готический в 15 веке. Интерьер переделали сначала в барочном стиле в 17 веке при аббате Генрихе Обладене, а затем дополнили классическим оформлением в 18 веке.
Некоторые башенки были разрушены — к середине 19 века осталось только две конструкции с восточной стороны.
Приходская церковь
В 1801-1802 годах монастырь превратили в приходскую церковь, а прежний аббат Феликс Оховен стал обычным священником.
Начиная с 1808 году религиозное сооружение служило в качестве жилища для ветеранов французской армии, а позже обветшалые стены стали вовсе сносить.
Разрушение и восстановление
В период Второй мировой войны здание было почти полностью разрушено в результате бомбардировок: к окончанию войны остались только руины. Восстановительные работы начались в 1948 года.
Изначально строительством руководили архитектор Герберт Молис (Herbert Molis) и строитель Вильгельм Шорн (Wilhelm Schorn), которых в 1961 году сменил архитектор Иоахим Шюрманн (Joachim Schürmann).
Церковь освятил архиепископ Йозеф Хёффнер (Joseph Höffner), принесший в дар реликвии Святого Себастьяна, Святой Бригитты Шведской и архиепископа Кёльна Энгельберта I (Engelbert I. von Köln).
До 2008 года церковь являлась приходской, а с 2009 года снова получила статус бенедиктинского монастыря.
Архитектура церкви Святого Мартина
Храм построен в византийском стиле и отличается уникальными витражами и сводами. Смотрится здание величественно и мощно: имеет три нефа с четырьмя 70-метровыми башенками, обрамляющими основную башню.
Фасад особенно красиво выглядит в свете ночных фонарей с площади Фишмаркт (Рыбный рынок).
Что посмотреть внутри
Внутреннее убранство церкви довольно аскетично: здесь совсем немного украшений и декоративных элементов. Если вы были в храме Святой Софии в Константинополе, то сможете отметить сходство свода главного зала.
Витражи на высоченных окнах-сводах содержат изображения святых – дневной свет проступает в зал довольно скудно. В интерьере интересен алтарь, имеющий форму листка клевера.
Важным артефактом, хранящимся в церкви, является часть античной колонны. Это всё, что осталось от фундамента древнеримского сооружение, которое находилось здесь до момента строительства монастыря.
Как добраться до церкви Святого Мартина
Точный адрес — Gross St. Martin 9. Это между Рейнской набережной и Старым рынком (Alter Markt).
Большой Святой Мартин располагается в северной части старого города в районе Хоймаркт (Heumarkt), а точнее, в квартале Martinspförtchen. Здание легко заметить издалека, ведь оно высоко возвышается над исторической частью.
От знаменитого Кельнского собора церковь отделяет всего 350 метров.
Часы посещения
Посмотреть церковь внутри можно по следующему расписанию:
Стоимость билетов
По состоянию на 2020 посещение церкви бесплатное.
Уточняйте информацию на официальной странице церкви Святого Мартина www.romanische-kirchen-koeln.de/index.php?id=33.
Экскурсии в Кельне
Посмотреть главные достопримечательности Кельна удобно в формате индивидуальной экскурсии, которую местный гид проведет только для вас и вашей компании. Есть как насыщенные обзорные прогулки, так и нестандартные маршруты.
Посмотреть экскурсии и выбрать самую интересную можно на сайте Tripster.
С 2009 года Великий Святой Мартин используется филиалом Монашеских братств Иерусалима и снова открыт для посещения.
СОДЕРЖАНИЕ
История
История Великого Святого Мартина неразрывно связана с историей бенедиктинского аббатства, которое большую часть своей истории располагалось в церкви. Сохранилось несколько документов, относящихся к временам постройки, и именно из них исходит знание о его основании. Эта информация также подтверждается археологическими находками на месте и изучением стиля здания и его орнамента.
Апокрифические истории
Теории докаролингского начала Церкви подтверждаются Chronicon Sancti Martini Coloniensis, который до конца XIX века считался достоверным историческим источником для церквей и аббатств в Кельне. Согласно ему, Великий Св. Мартин был основан как часовня в 690 году и был преобразован в монастырь Виро, Плехельмусом и Отгером в 708 году. Хроникон представляет непрерывную историю аббатства и событий, приведших к его частичному разрушению саксами. в 778 году, когда Карл Великий воевал в Испании. Другие события, включенные в эту историю, включают папский визит Льва III и ущерб, нанесенный норманнами в 846 и 882 годах.
В 1900 году немецкий ученый Отто Опперман доказал, что эта хроника является ложной историей, придуманной Оливером Легипонтом, монахом-бенедиктинцем, проживавшим в церкви Святого Мартина в 1730 году. Франкские времена (с 5 по 9 века) также не подтверждаются доказательствами и, вероятно, апокрифичны.
Основание и строительство монастыря в X и XI веках.
В более поздних хрониках, написанных Иоганном Кельхоффом младшим в 1499 году, упоминается, что архиепископ Кельнский Варин (976-985) отремонтировал церковь и поручил Миннборину Кельнскому руководить ею (см. Гиберно-шотландская миссия ). Эбергар (985–999) писал, что на пожертвования в 989 году церковь была преобразована в монастырь для бенедиктинских монахов из Ирландии. Среди них были Килиан Кельнский (умер в 1003 г.), Гелиас Кельнский (умер в 1040 г.), Аарон Скот (умер в 1052 г.) и Молан (умер в 1061 г.).
В Vita Annonis сообщается, что архиепископу Анно II (1056–1075) было дано видение святым Элифием двух башен в церкви, и что это видение послужило источником вдохновения для башен, позже возведенных над восточным хором.
Романская перестройка XII и XIII веков
В 1150 году пожар уничтожил большую часть Кельна. Аббатство на месте Великого Святого Мартина было охвачено пожаром, и, хотя конкретные повреждения не известны, предполагается, что вся церковь была разрушена. Архиепископ Кельнский Филипп I. фон Хайнсберг освятил новое здание в 1172 году, и на первом этапе строительства была построена трехапсидная структура с тремя круглыми апсидами, соединенными в форме креста. Это единственный элемент церкви, сохранившийся до сих пор. Восточный конец нефа был завершен перед новым пожаром в 1185 году, а также проходы на южной стороне. Позже к северной апсиде были добавлены две бенедиктинские часовни, построенные на руинах предыдущих зданий аббатства.
Более подробная информация о строительстве получена во время пребывания аббата Саймона (1206–1211 гг.). Брат аббата завещал в своем последнем завещании деньги на покупку нового камня для аббатства, что указывает на то, что некоторые строительные работы продолжаются.
В середине 13 века были достроены новые стены трех апсид с большими окнами. Они придавали интерьеру желанную легкость. Неф также удлинили на пять метров и построили атриум на западе.
События с 14 по 17 век
После завершения строительства церкви в 13 веке в форму церкви было внесено несколько изменений. Наиболее значительными в этот период были различные ремонтные работы, необходимые для четырех окружающих башен.
В 1378 году пожар уничтожил крыши четырех башен, которые были отремонтированы за счет сэкономленных финансовых средств. Сильный шторм 1434 года доставил неприятности позже. Три из четырех фронтонов башен были сброшены. Один из фронтонов упал на ближайший рыбный рынок, два других упали прямо на свод над главным алтарем. Позднее склеп отремонтировали и повесили памятный колокол, датированный 1436 годом.
Реформы под руководством аббатов Якоба фон Вахендорпа (1439–1454) и Адама Мейера (1454–1499) обеспечили бенедиктинскому аббатству более прочную финансовую основу. Этим было украшено внутреннее убранство церкви, в том числе фигуры из алтаря, установленного в 1509 году, которые сохранились до сих пор.
Неустойчивое строительство западной фланговой башни привело к разрушению ее и ближайшей часовни в 1527 году. Позднее часовня была снесена, и ни она, ни башня не были восстановлены. Также в этот период интерьер Великого Святого Мартина украшали средневековые алтари, которые позже были заменены более новой мебелью в 17 веке.
Барокко 18 века и влияние классики
В 1707 году обветшавшие внутренние стены Великого Святого Мартина были отремонтированы и отремонтированы, сохранив верность предыдущему дизайну церкви. Генрих Обладен, тогдашний аббат Великого Сен-Мартена, также приобрел для церкви новый орган большего размера. Новые украшения церкви были выполнены в стиле барокко, в том числе золотые полосы на колоннах, куполе и стенах, которые добавили внутренней люминесценции церкви.
Во второй половине 18 века во внутреннюю конструкцию и окружающую среду был внесен ряд небольших изменений. Аббат Франц Спикс, руководивший аббатством в 1741-1759 годах, поднял площадь алтаря и положил его еще дальше в апсиду. Его целью было украсить его внешний вид для святой мессы. Благодаря этим усилиям старый склеп был снесен, и теперь колонны и столбы не могли выступать на своих основаниях.
Примерно сорок лет спустя, в конце 18 века, Фердинанд Франц Вальраф увидел, что церковь украшена новыми украшениями, соответствующими стилю эпохи. Под влиянием начала классицизма алтарь и кафедра приобрели новый, более простой вид. Главный алтарь сохранил свое великолепие, хотя и с элементами более простой греко-римской живописи.
Эти изменения вызвали разногласия с движением католического возрождения XIX века, которое заявило, что эти части церковного украшения должны быть удалены на том основании, что они были слишком языческими по своей тематике.
В конце 18 века ветхую северо-западную башню снесли. По этой причине на фотографиях, сделанных до середины XIX века, церковь изображена только с двумя башнями с восточной стороны.
Секуляризация и восстановление в 19 веке
Во время французской революционной эпохи 1780-90-х годов несколько территорий возле Франции, в том числе Кельн, были захвачены революционной армией. В октябре 1794 года город Кельн был захвачен и оккупирован на следующие 20 лет. Это занятие окончательно положило конец средневековым традициям города и положило начало сильному антиклерикальному движению. В результате архиепископство в Кельне было прекращено в 1801 году, и Кельнский собор был определен как обычная приходская церковь.
Монастырь Великого Святого Мартина был распущен в 1802 году, а оставшийся 21 монах был вынужден найти другие места для проживания. Только 11 человек смогли бы найти должности священников в Кельне. В последующие годы аббат Феликс Оховен будет председательствовать над Великим Святым Мартином в качестве приходского священника. С 1808 года заброшенное здание аббатства служило жилым помещением для французских ветеранов. Позже его снесут, а строительные материалы будут использовать в других частях города.
Реставрирован и интерьер церкви. Августу Эссенвейну, директору Германского музея в Нюрнберге, была поручена эта задача, и он стремился вернуть декоративные элементы к подлинным средневековым образцам. Эссенвейн знал, что выполнение его полных планов относительно интерьера маловероятно, учитывая ограниченность ресурсов и времени, и поэтому составил концептуальные планы для каждой части церкви. По его замыслу, внутреннее убранство церкви было украшено разнообразной тематикой из Нового и Старого Заветов.
Единственные оставшиеся серьезные изменения в здании в 19 веке произошли в 1892 году, когда восточная сторона базилики была отремонтирована, чтобы лучше показать дизайн хора в виде листьев клевера. Через два года в этом районе была заменена новая крыша.
Церковь Святого Мартина (Groß St. Martin)
Из двенадцати романских церквей постройки X–XI веков на территории Кельна, пожалуй, самой красивой является церковь Святого Мартина. Сами жители города называют ее «Большой Мартин», и на многих картах она так и обозначается — Groß St. Martin.
Церковь была построена в 1220 году как часть монастыря бенедиктинцев и за годы столь долгого существования неоднократно ремонтировалась и перестраивалась. В XIX веке в процессе секуляризации она была отобрана у бенедиктинцев и обращена в обычную приходскую церковь, но в 2009 году состоялась обратная передача в состав монашеского ордена. В результате бомбардировок английской авиации в 1942 году от нее остались лишь руины, но к 1965 году были отстроены башни, а спустя еще 20 лет Святой Мартин полностью открылся для прихожан.
Внешне Groß St. Martin представляет собой очень красивую трехнефовую базилику, по углам которой высятся четыре остроконечных 70-метровых башни. Алтарь церкви имеет форму листка клевера, а внутреннее убранство помещения выдержано в византийском стиле, хотя, по сравнению с великолепным внешним видом церкви, выглядит очень скромно, почти аскетично. Десятиугольный свод главного зала напоминает очертаниями константинопольский храм Святой Софии, сводчатые окна с разноцветными витражами в виде фигур святых расположены достаточно высоко, отчего в зале всегда сумрачно. В качестве местной святыни выступает обломок римской колонны в нише одной из стен, который, по преданию, не пускает сюда человека со злым умыслом. Такой реверанс в сторону римской эпохи неудивителен, поскольку Святой Мартин построен на римском фундаменте бывших складов провизии, а плавный переход его в стены нефа заметен даже сегодня.
Groß St. Martin расположен между площадью Alter Markt и набережной Рейна. Добраться до церкви можно пешком от ратуши (150 метров к востоку), до которой доехать на автобусе № 132; либо от остановки Lintgasse автобуса № 133. Вход в церковь бесплатный, но экскурсии по зданию согласовываются с должностными лицами аббатства.